Научная статья на тему 'Храмостроительство в Якутии (краткий исторический очерк)'

Храмостроительство в Якутии (краткий исторический очерк) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
466
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ / ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО / ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ / СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ (ВЕНИАМИНОВ) / ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА / АРХИЕПИСКОП РОМАН (ЛУКИН) / THE YAKUTSK DIOCESE / CHURCH BUILDING / THE RUSSIAN ORTHODOX CHRISTIAN CHURCH / SAINT INNOCENT (VENIAMINOV) / CHURCH ARCHITECTURE / ARCHBISHOP ROMAN (LUKIN)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коробкин Александр Александрович

В статье рассматривается краткая история строительства православных храмов на территории Якутии с середины XVII в. до современности: определено время появления первых храмов на якутской земле и их месторасположение; дана характеристика храмостроительства в Якутской и Вилюйской епархии, описан процесс возрождения строительства православных храмов в Якутской и Ленской епархии, выявлена специфика церковного строительства в условиях Крайнего Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храмостроительство в Якутии (краткий исторический очерк)»

Диакон А. А. Коробкин

ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЯКУТИИ (краткий исторический очерк)

В статье рассматривается краткая история строительства православных храмов на территории Якутии с середины XVII в. до современности: определено время появления первых храмов на якутской земле и их месторасположение; дана характеристика храмостроительства в Якутской и Вилюйской епархии, описан процесс возрождения строительства православных храмов в Якутской и Ленской епархии, выявлена специфика церковного строительства в условиях Крайнего Севера.

Ключевые слова: Якутская епархия, храмостроительство, православный храм, святитель Иннокентий (Вениаминов), церковная архитектура, архиепископ Роман (Лукин)

Начало строительства православных храмов в Якутском крае соотносится с включением данной территории в состав Русского государства и появлением здесь носителей христианской ментальности. Первые православные часовни и церкви на Северо-Востоке обслуживали преимущественно пришлое русское население. Но в результате христианизации народов азиатской части Российской империи храмостроительство стало составным элементом мероприятий цивилизационной политики государства.

В начале XXI в. Якутская и Ленская епархия переживает процесс возрождения: возобновляется деятельность приходов, реставрируются старые и возводятся новые храмы и часовни. Поэтому представляется актуальным воссоздание и популяризация их истории и современности, как неотъемлемой части исторического наследия православия в Якутии.

Церковь, или храм, — это культовое сооружение, предназначенное для собрания, молитвы верующих и совершения обрядов. В православном понимании эти понятия имеют более глубокий и сакральный смысл. Слово «храм» происходит от греческого «кириаки», или «дом Господень». Со временем оно фонетически видоизменилось и приобрело новые значения: здание, собрание верующих и вся Вселенская Церковь Христова [14, с. 22]. Пространный христианский катехизис святителя Московского Филарета понимает Церковь как «...от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами», находящееся «под единым Главой Господом Иисусом Христом в союзе с ангелами и скончавшимися в истинной вере и святости

людьми» [3, с. 9]. Апостол Павел в послании к ефесянам пишет о том, что Церковь — это Тело Христово, Глава которого Христос, а все верующие люди суть члены, составляющие собою это Тело [2, с. 1282]. Церковь можно назвать небом на земле, и ее задачей является благодатное преображение человека («обожение»), а конечной целью — спасение. Посещая храм Божий, участвуя в церковных богослужениях и таинствах, человек уже отчасти принадлежит горнему Небесному Иерусалиму, в который призваны войти все люди [3, с. 10].

Проникновение православной веры в Сибирь связано с походами казака-атамана Ермака Тимофеевича и его соратников на земли хана Кучума в конце XVI в. По данным Ремезовской летописи, среди казаков были три священника и старец [21, с. 316]. В 1620 г. царь Михаил Федорович и патриарх Филарет (Романов), осознавая необходимость просвещения коренных народов, учреждают Сибирскую епархию, кафедральным городом которой был избран Тобольск [13, с. 8].

В 1632 г. русский землепроходец Петр Бекетов основал Ленский острог, местоположение которого неоднократно меняли. В 1638 г., после образования самостоятельного Якутского воеводства, началось возведение первых храмов — «в крепости деревянная церковь Троицы» [15, ф. 1084, оп. 6, д. 45 (т. 1), л. 284-290]. В 1640 г. на пожертвования царя Михаила Федоровича в Якутском остроге был возведен храм во имя прп. Михаила Малеина. В 1641 г. прибывают первые воеводы Глебов и Головин и с ними «целая церковная миссия» в составе «2 попов черных, 2 попов белых и дьякона» [26, с. 15].

После переноса острога на левый берег служилые люди изъявили желание создать в крепости монастырь, строителем которого был избран служилый человек И. А. Овчинников [19, с. 83]. Обитель содержалась за счет пожертвований жителей Якутска, поступавших как деньгами, так и земельными участками, «мягкой рухлядью», хлебом и скотом [26, с. 23]. В 1708 г. в Якутске началось строительство Троицкого трехпрестольного храма с отдельно стоящей каменной колокольней, которое завершилось в 1727-1728 гг. [15, ф. 226-и, оп. 9, д. 11].

Одним из наиболее распространенных типов церковных строений в Восточной Сибири был деревянный шатровый храм, традиции строительства которого были привнесены выходцами с Русского Севера [12, с. 16]. Во второй половине XVIII в. государством были предприняты попытки ограничить строительство деревянных храмов и перейти к каменному хра-мостроительству, но в северных условиях, в связи с дороговизной строительных материалов и сложностью их транспортировки, данное требование реализовать было невозможно, и поэтому в 1805 г. синодальными властями было сделано исключение для Иркутской епархии. В связи с этим

большинство храмов, созданных на якутской земле в XVIII — начале XX в. были деревянными [15, ф. 226-и, оп. 2, д. 424].

Особая роль в деле храмостроительства в Якутии принадлежит святителю Иннокентию (Вениаминову). В 1852 г. Якутская область вошла в состав возглавляемой им Камчатской епархии. В этот период на огромной территории Якутии действовало 22 храма. Как отмечал святитель, «в Камчатской епархии, не исключая и Якутского округа, нет церкви, которая была бы ближе 70 верст от ближайшей церкви... дальняя Оймяконская отстоит от Якутска на 1000 верст».

Учреждение самостоятельной Якутской и Вилюйской епархии предоставило возможность активизации строительства церквей. В 1870 г., на момент создания епархии, в Якутской области действовало 37 церквей, из них 8 — в городе Якутске и 29 — в округах [25, с. 29].

Активным деятелем и продолжателем трудов святителя Иннокентия (Вениаминова) стал его ученик — первый епископ Якутский и Вилюйский Дионисий (Хитров). Будучи в сане иерея (с 1857 г. протоиерея), он посетил самые отдаленные местности обширной территории Якутии, преодолев более 90 000 верст и побывав там, где ранее не ступала нога православного миссионера. По его свидетельству, во время 30-летнего служения им было построено 35 новых церквей и 25 часовен [27, с. 135].

К 1919 г., последнему году деятельности Якутской епархии, количество храмов возросло до 134 [26, с. 118-182].

Тысячелетнее развитие русского храмостроительства, создавшего подлинные шедевры церковной архитектуры мирового уровня, было прервано трагическими событиями 1917 г.

В настоящее время, в начале XXI в., церковная архитектура переживает сложный период. Как отмечают исследователи современной церковной архитектуры, сегодня нельзя говорить о каких-либо архитектурных стилях. Можно лишь схематично выделить некоторые определяющие архитектурный образ тенденции, которые зависят от концептуальных позиций авторов проектов [16, с. 37].

23 февраля 1993 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято постановление о возрождении на территории Республики Саха (Якутия) Якутской и Вилюйской епархии, и епископом Якутским и Вилюй-ским было определено быть клирику Владимирской епархии архимандриту Герману (Моралину). 10 апреля епископ Герман прибыл на кафедру в Якутск. Тогда в городе действовал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на ул. Ушакова и два молитвенных дома — в городах Олекминске и Нерюнгри [6].

После праздника Пасхи, в течении короткого якутского лета, епископ посетил те города и поселки Якутии, где действовали приходы и православные общины (Нерюнгри, Мирный, Олекминск Ленск, Алдан, Чернышевский, Пеледуй, Витим и Черский), совершал богослужения и крещения [7, с. 2]. В ноябре 1993 г. владыка освятил верхний придел храма в Нерюнгри в честь Казанской иконы Божией Матери, а в июле 1994 г. — купола, которые были установлены в этот же день. При храме была организована библиотека для детей и взрослых, строился церковный дом, впоследствии вместивший в себя воскресную школу, трапезную и гостиничные комнаты. Известно, что православная община данного благочиния была создана в 1986 г., и в 1988 г. был официально зарегистрирован приход [11, с. 2].

С 1993 по 1995 г. проводились работы по восстановлению якутского каменного трехпрестольного Николаевского храма, где ранее был расположен партийный архив. 8 октября 1995 г. церковь освятил епископ Герман, и в ней утверждена была епископская кафедра. 14 октября, в день праздника Покрова Божией Матери, владыка освятил правый придел храма [18, с. 2].

В городе Мирный православная община возникла в 1990 г., в 1994 г. был приобретен дом, реконструированный под временную церковь во имя Пресвятой Троицы. В июне 1994 г. было определено место для строительства храма — городской парк [7, с. 1]. 9 мая 1995 г. была совершена закладка памятного камня, и 22 июля 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, епископа Якутского и Ленского Германа и президента компании «Алроса» В. А. Штырова состоялось торжественное освящение, закладка памятной грамоты и креста в основание храма [20, с. 1]. В 1994 г. летом, во время визита епископа Германа в Вилюйск, в городе была создана православная община и избран приходской совет [22, с. 3].

В начале апреля 1995 г. епископ Герман совершил молебен на месте закладки городского храма в городе Алдане [23, с. 3].

В 1996 г. был создан строительный комитет (с 2010 г. — строительный отдел) Якутской и Ленской епархии, задачей которого стало проектирование и строительство новых и реставрация старых храмовых зданий на территории епархии, а также их содержание*. Сохранившимся дореволюционным храмам был возвращен прежний вид на основании документальных источников. Полностью разрушенные храмы в основном проектировались и возводились заново**. Всего трудами строительного отдела было восстановлено/построено 16 храмов, в числе которых Преображенский кафедральный собор в Якутске, Спасский собор Олекминска, храмы Покровский в Покров-ске, Мохсоголохе и Хатассах, Троицкий в селе Октемцы, Рождественский в поселке Айхал, прп. Серафима Саровского в Удачном и Хандыге, Спасский в мужском монастыре Якутска, Богородицкий в селе Саскылах и городе Якутске, Никольский в поселке Нюрба, Введенский в селе Сунтар, Никольский в Вилюйске и Жиганске***.

Одним из достижений строительного комитета стало возведение келейного корпуса женского монастыря, после чего был заложен каменный корпус. Значимый вклад в дело храмостроительства привнесли архитекторы Н.И. и С. В. Белолюбские: ими были выполнены проекты почти всех вновь построенных храмов****.

В 1996 г. в городе Удачном был освящен молитвенный дом в честь прп. Серафима Саровского. Тогда же администрацией города Ленска было выделено помещение для временного храма [4, с. 2].

В 2000 г. при непосредственном участии архиепископа Германа в полной мере началось восстановление Преображенского храма в Якутске. Во время бурения была обнаружена часть колокола, который более восьмидесяти лет назад был сброшен с колокольни храма...... В августе 2001 г.

архиепископом Германом было совершено великое освящение храма в честь Преображения Господня, и 27 сентября 2005 г. в храм была перенесена епископская кафедра. В настоящее время Спасо-Преображенский храм имеет статус кафедрального собора [5, с. 2].

С апреля 2004 г. начались полномасштабные восстановительные работы в Спасском соборе города Олекминска. В дар храму были переданы старинные иконы, тайно и бережно хранившиеся прихожанами в годы

* Интервью с руководителем строительного отдела Л. Н. Лахмостовой // Личный архив диакона А. А. Коробкина.

** Там же.

*** Интервью с сотрудником строительного отдела Г. А. Карбушевым // Личный архив диакона А. А. Ко-робкина.

**** Интервью с Л.Н. Лахмостовой. указ. соч.

***** Интервью с Г. А. Карбушевым. указ. соч.

советской власти. Восстановление проходило под патронажем президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова. 20 августа 2005 г. епископом Якутским и Ленским Зосимой (Давыдовым) было проведено великое освящение храма [17, с. 2].

В 2005 г. в поселке Хатассы начались восстановительные работы в Бо-городицком храме. Строительство деревянного на каменном фундаменте храма в урочище Хатасс было начато в 1903 г. При проведении работ в кровле храма было обнаружено 20 икон, спрятанных во время советского лихолетья. К сожалению, иконы с течением времени пришли в негодное состояние, но сохранился покрытый эмалью медный крест XVIII в.*

12 марта 2006 г. епископ Зосима совершил молебен на восстановление трехпрестольного Богородицкого храма города Якутска. Здание храма было передано епархии в 1997 г., но приступить к реставрационным работам не представлялось возможным в связи с нахождением в здании оборудования НИИ космофизики. Поэтому восстановительные работы начались только в 2008 г.**

В мае 2007 г. состоялось освящение места под строительство церкви в поселке Жиганск. Проект храма создавался на основе сохранившихся фотографий. Уникальность данной церковной постройки заключается в ее точном соответствии оригиналу: на основании архивных данных был воссоздан внешний облик и внутреннее убранство. Архитектором храма стала С. В. Белолюбская; для плотницких работ были приглашены специалисты из Санкт-Петербурга, владеющие старинными технологиями церковного строительства; деревянный резной иконостас (из липы) изготавливался в художественно-реставрационных мастерских «Зодчие» в Нижнем Новгороде; иконы для храма написаны мастерами Палеха [24, с. 1].

В 2007-2008 гг. начались проектные работы по строительству духовно-просветительского центра Якутской духовной семинарии и православной гимназии им. свт. Иннокентия (Вениаминова). В 2009 г. здание было освящено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Весной 2007 г. началось строительство храма в Покровске. Покровская пустынь, расположенная в 80 верстах от Якутского острога, была основана в конце XVII — начале XVIII в. как единственное русское поселение между Якутском и Олекминском. Первая церковь была построена в конце XVII в. якутским дворянином Д. Кычкиным. В связи с тем, что на историческом месторасположении храма находится котельная, по благословению епископа Зосимы было выбрано другое место для строительства. Изначально храм должен был быть деревянным, но по желанию прихожан был заложен

* Там же.

** Интервью с Л.Н. Лахмостовой... указ. соч.

каменный. Это единственная в епархии церковь, построенная за одно лето: весной были начаты строительные работы, а осенью, 29 сентября, состоялось великое освящение*.

В 2009 г. было начато строительство Никольского собора в Вилюйске, освящение которого состоялось в 2013 г. В том же году началась реставрация старинного Вознесенского храма в селе Чурапча, под полом алтаря которого был обнаружен престол, а на престоле деревянный крест**.

Всего к 2010 г. на территории епархии было зарегистрировано 52 прихода, 29 действующих храмовых зданий (13 каменных и 16 деревянных; 8 храмов находились статусе восстановления/строительства) и 35 часовен.

23 мая 2010 г. была заложена первая свая будущего храма в городе Удачный. Храм строился два года, его проект был разработан строительным отделом Якутской епархии при поддержке АК «Алроса». Росписью храма занимались церковные художники из Москвы и Санкт-Петербурга. 38-метровый храмовый комплекс состоит из двух частей: храма и находящихся внизу трапезной, классов для воскресной школы и церковной лавки. В 2012 г. митрополитом Хабаровским и Приамурским (ныне Аргентинским и Южноамериканским) Игнатием и епископом (ныне архиепископ) Якутским и Ленским Романом храм был освящен в честь прп. Серафима, Саровского Чудотворца***.

С 2011 г. начинается возрождение Якутского Спасского мужского монастыря, старейшей обители на северо-востоке азиатской России. В настоящее время большую часть исторической территории монастыря занимает комплекс зданий Якутского объединенного государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е. М. Ярославского. На территории, выделенной для восстановления монастыря, находились остатки сгоревшего храма и болото. В апреле 2012 г. началось строительство монастырской церкви при поддержке ктитора С. Ю. Немировского. 18 августа епископ Роман в сослужении с епископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом совершил великое освящение храма. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 2 октября 2013 г. Якутский Спасский монастырь был восстановлен. Строительство келейного корпуса было завершено в 2014 г. В нем был открыт музей «Келья Святителя Иннокентия», действуют воскресная школа для детей и богословские курсы для взрослых****.

В начале 2013 г. владыкой Романом был освящен временный храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца в городе Нерюнгри. С 2014 г. началось возведение храма методом народного строительства,

* Интервью с Г. А. Карбушевым... указ соч.

** Там же.

*** Интервью с иер. Даниилом Черкасовым, настоятелем храма в честь прп. Серафима Саровского, г. Удачный Якутской епархии, июнь 2019 г. // Личный архив диакона А. А. Коробкина.

**** Интервью с иером. Иоанном (Калугиным). // Личный архив диакона А. А. Коробкина.

и в июне 2015 г. церковь была увенчана крестом и куполом, а 14 октября, в год 70-летия Великой Победы, Владыка Роман освятил храм великим чином*.

25 ноября 2014 г. в поселке Беркакит Нерюнгринского благочиния епископ Роман совершил великое освящение храма в честь свт. Спиридона Тримифунтского.

В 2014 г. Якутской епархии было передано здание Троицкого собора, и началось его восстановление [1]. В советские годы историческое здание собора «обросло» различными пристройками, что в итоге оказало пагубное влияние на фундамент. Кроме того, храм был реконструирован изнутри. В настоящее время здание церкви закрыто лесами, проводятся работы по укреплению фундамента и стен [10, с. 21-27].

В 2015 г. в Якутской епархии было зарегистрировано 76 приходских общин, 55 храмовых зданий, 23 молитвенных помещения, 3 монастыря, 30 часовен и 33 храма при светских учреждениях; 28 храмов находилось в процессе восстановления/строительства.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 4 мая 2017 г. был открыт Старо-Покровский женский монастырь Хангаласского улуса [9].

21 октября 2017 г. архиепископом Романом был освящен великим чином вновь построенный Иоанно-Предтеченский храм в селе Намцы. Первый храм в Намцах был возведен в 1804 г. на средства прихожан, в 1920-х гг. он был закрыт и стал использоваться в качестве хозяйственного склада. В 2000 г. при нем возродилась приходская жизнь, а с 2004 г. началось строительство нового храма [8].

Таблица**

Количество приходов, храмов, монастырей, часовен Якутской и Ленской епархии

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2018 г.

Зарегистрированные приходы 44 50 52 76 88

Приходские храмы 9 22 29 55 92

Монастыри 1 1 1 3 4

Часовни 35 13 35 16 42

Молитвенные помещения 20 12 23 32

В экстремальных условиях Якутии используется понятие «специфика строительства храмов на дальнем севере». Возведение храмов в данном регионе и в начале XXI в. по-прежнему сопряжено с серьезными трудностями (доставка стройматериалов, процесс строительства в суровых климатических

* Интервью с иером. Аркадием (Мамаем) // Личный архив диакона А. А. Коробкина.

** Составлена на основании отчетов Якутской епархии.

условиях). Северная часть республики входит в арктическую зону, более половины территории — в зону вечной мерзлоты, что диктует сложности в осуществлении строительных работ. Так, при возведении каменных строений, в том числе храмов, применяется дорогостоящий метод закладки свайного фундамента. Среднегодовой перепад температур в условиях Якутии составляет более 100 градусов, и значит, здание должно выдержать как предельно низкие зимние температуры, так и летнюю жару.

Значительные трудности связаны также с транспортировкой как готового бруса, так и иконостаса, церковной утвари, колоколов, куполов и т.д. Данная задача, пожалуй, является одной из наиболее сложно выполнимых из-за пути, который совершает груз, прежде чем прибыть на место строительства.

На территории Якутии отсутствуют мастерские по отливу колоколов, нет художников-иконописцев и цехов по изготовлению иконостасов и куполов. Поэтому епархия вынуждена приобретать все это в Центральной России и оплачивать дорогостоящие транспортные расходы*.

Таким образом, начало XXI в. ознаменовалось возвращением к православию и, как следствие, возрождением церковного строительства. Происходит рост количества якутских храмов: в 2000 г. в ведении Якутской и Ленской епархии находилось 9 храмовых зданий, в 2018 г. их число увеличилось более чем в 10 раз, что является показателем особого радения и попечения о пастве и деле ее просвещения. Епархиальные архиереи проявляют непрестанное попечение о строительстве храмов. Особого внимания заслуживает просветительская деятельность архиепископа Романа (Лукина): за время его пребывания на Якутской кафедре число приходских общин возросло почти вдвое, а количество храмовых зданий увеличилось в три раза. Православной Церкви возвращено старейшее здание главного собора Якутии — Свято-Троицкого, в стенах Спасского монастыря началось возрождение монастырской жизни.

В 2019 г. в Республике Саха (Якутия) действуют более 80 церквей, сосредоточенных в 10 благочиниях, различных по архитектуре и масштабам, расположенных в столице и небольших поселках, каменных и деревянных, возрожденных из забытья и вновь построенных. И все они несут жителям республики Свет Божий, объединяя для молитвы и благодатного преображения.

Источники и литература

1. Архиерей проинспектировал ход восстановления Троицкого собора [Электронный ресурс]. 19.09.2017 // Православная Якутия: официальный сайт Якутской епархии. Архив (2013-2017). URL: http://old.pravyakutia.ru/content/Trinity_18916.html (дата обращения: 11.06.2019).

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. 3-е изд. М., 2011.

* Интервью с Г. А. Карбушевым... указ. соч.

3. Введение в Литургическое Предание: таинства Православной Церкви: курс лекций // П. Ю. Малков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

4. Вести из приходов // Якутские епархиальные ведомости. 1996. № 1-2 (17-18). Январь.

5. Возрождение Святыни // Православный вестник. 2006. № 12. Август.

6. Возрождение Якутско-Вилюйской епархии // Якутские епархиальные ведомости.

1993. № 1. Декабрь.

7. Возрождение Якутско-Вилюйской епархии // Якутские епархиальные ведомости.

1994. № 8-9. Сентябрь.

8. В селе Намцы освящен Иоанно-Предтеченский храм [Электронный ресурс]. 21.10.2017 // Православная Якутия: официальный сайт Якутской епархии. Архив (2016-2019). URL: http://pravyakutia.ru/2017/10/21/v-sele-namtsy-osvyashhen-ioanno-predtechenskij-hram (дата обращения: 22.06.2019).

9. В Якутской епархии возобновлен старейший женский монастырь [Электронный ресурс]. 5.05.2017 // Православная Якутия: официальный сайт Якутской епархии. Архив (2016-2019). URL: http://pravyakutia.ru/2017/05/05/v-yakutskoj-eparhii-vozobnovlen-starejshij-zhenskij-monastyr (дата обращения: 22.06.2019).

10. Евгения (Сеньчукова), инокиня. Северный Фавор, или краткий гид по православной Якутии. М., 2018.

11. Загорец А. Над городом Нерюнгри сияют православные святые кресты // Якутские епархиальные ведомости. 1994. № 7-8. Сентябрь.

12. Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии. XVII — начало ХХ в. М., 2000.

13. Майничева А. Ю. Деревянные церкви Сибири 17 века: формы, символы, образы. НСК, 2000.

14. Настольная книга священнослужителя. Т. 4. Почаев, 2006.

15. Национальный архив Республики Саха (Якутия).

16. Опыт строительства православных храмов // Технология строительства. 2004. №1. С. 37.

17. Освящение Олекминского собора // Православный вестник. 2005. № 2. Сентябрь.

18. Освящение Покровского придела // Якутские епархиальные ведомости. 1996. № 1-2 (17-18). Январь.

19. Сафронов Ф. Г. Крестьянская колонизация бассейнов Лены и Илима в XVII в. Якутск, 1956.

20. Свято-Троицкий храм: Летопись храма. Мирный, 2001.

21. Сибирские летописи. Издание Императорской Археографической Комиссии. СПб., 1907.

22. Служения преосвященного епископа Германа // Якутские епархиальные ведомости. 1994. №8-9. Сентябрь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Служения преосвященнейшего епископа Германа // Якутские епархиальные ведомости. 1995. № 3-4 (13-14). Апрель.

24. Хроника епархиальной жизни: В Жиганске будет храм // Православный вестник. 2007. №21. Май.

25. Юрганова И. И. История Якутской епархии. 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории). Якутск, 2007.

26. Юрганова И. И. Церкви Якутии. Краткая история. Якутск. Сергиев Посад, 2010.

27. Юрганова И. И. Православие в Якутском крае. Иркутск, 2016.

Deacon A. A. Korobkin

Church Building in Yakutia (a Brief Historical Sketch)

The article researches a brief history of the Orthodox Christian churches construction on the territory of Yakutia from the mid-seventeenth century to the present. It describes the appearance of the first churches on the Yakut land and their location, the characteristic of church-building in the Yakutsk and Vilyuysk diocese and the revival of the Orthodox Christian churches construction in Yakutia and Lena diocese, the specifics of church buildings in conditions of the Extreme North.

Key words: the Yakutsk diocese, church building, the Russian Orthodox Christian Church, Saint Innocent (Veniaminov), church architecture, Archbishop Roman (Lukin)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.