Научная статья на тему 'Центры народных промыслов Дагестана как среда формирования художественной культуры младших школьников'

Центры народных промыслов Дагестана как среда формирования художественной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народные промыслы / народная культура / культурное наследие / художественная культура / ИЗО / дети младшего школьного возраста / folk crafts / folk culture / cultural heritage / artistic culture / art / primary school children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаева Нажибат Абдулаевна

Цель исследования рассмотреть возможности использования традиционных народных промыслов в системе начального образования в целях формирования художественной культуры младших школьников. Методы. Анализ научно-методической и специальной литературы, публикаций, изучение центров народных промыслов Республики Дагестан. Результаты. Рассмотрены различные виды художественных промыслов народов Дагестана, изделия которых демонстрируют детям младшего школьного возраста способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу. С изделиями декоративно-прикладного искусства учащихся знакомятся через погружение в соответствующую среду на уроках ИЗО, в ходе экскурсий в музеи и центры народных промыслов. Использование такой среды незаменимо при обучении ИЗО, организации эстетического воспитания, так как в сознании школьников формируется уважительное и бережное отношение к культурному наследию малой родины. Выводы. В системе начального образования возможно использование центров традиционных народных промыслов как воспитательной среды. Знакомство с различными центрами народных промыслов Республики Дагестан детей младшего школьного возраста не только способствует формированию у них художественной культуры, но и прививает любовь к труду, служит средством приобщения к народной культуре Дагестана. Также в процесс творческих поисков вовлекаются педагоги, которым необходимо проводить целенаправленное исследование народных промыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандаева Нажибат Абдулаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centers of Folk Crafts of Dagestan as a Medium for Developing the Primary Schoolchildren’s Artistic Culture

The aim of the study is to consider the possibilities of using traditional folk crafts in the primary education system in order to form the artistic culture of younger schoolchildren. Methods. Analysis of scientific and methodological and special literature, publications, study of the centers of folk crafts of the Republic of Dagestan. Results. Various types of artistic crafts of the peoples of Dagestan are considered, the products of which demonstrate to younger schoolchildren the ability of people to transform, creatively master nature. Students can be introduced to decorative and applied art products by creating an appropriate environment and immersing themselves in it during art lessons, during excursions to museums and folk crafts centers. The creation of such an environment is indispensable when teaching art, organizing aesthetic education, as a respectful and careful attitude to the cultural heritage of their region is formed in the minds of schoolchildren. Conclusions. In the primary education system, it is possible to use the centers of traditional folk crafts as an educational environment. Acquaintance of primary school children with various folk craft centers of the Republic of Dagestan not only contributes to the formation of their artistic culture, but also instills a love of work, serves as a means of familiarizing them with the folk culture of Dagestan, as well as teachers who need to conduct a purposeful study of folk crafts are involved in the process of creative search.

Текст научной работы на тему «Центры народных промыслов Дагестана как среда формирования художественной культуры младших школьников»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 745(470.67)

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-27-33

Центры народных промыслов Дагестана как среда формирования художественной культуры

младших школьников

© 2023 Кандаева Н. А.

Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия, nazhibat@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - рассмотреть возможности использования традиционных народных промыслов в системе начального образования в целях формирования художественной культуры младших школьников. Методы. Анализ научно-методической и специальной литературы, публикаций, изучение центров народных промыслов Республики Дагестан. Результаты. Рассмотрены различные виды художественных промыслов народов Дагестана, изделия которых демонстрируют детям младшего школьного возраста способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу. С изделиями декоративно-прикладного искусства учащихся знакомятся через погружение в соответствующую среду на уроках ИЗО, в ходе экскурсий в музеи и центры народных промыслов. Использование такой среды незаменимо при обучении ИЗО, организации эстетического воспитания, так как в сознании школьников формируется уважительное и бережное отношение к культурному наследию малой родины. Выводы. В системе начального образования возможно использование центров традиционных народных промыслов как воспитательной среды. Знакомство с различными центрами народных промыслов Республики Дагестан детей младшего школьного возраста не только способствует формированию у них художественной культуры, но и прививает любовь к труду, служит средством приобщения к народной культуре Дагестана. Также в процесс творческих поисков вовлекаются педагоги, которым необходимо проводить целенаправленное исследование народных промыслов.

Ключевые слова: народные промыслы, народная культура, культурное наследие, художественная культура, ИЗО, дети младшего школьного возраста

Формат цитирования: Кандаева Н. А. Центры народных промыслов Дагестана как среда формирования художественной культуры младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 27-33. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-27-33_

Centers of Folk Crafts of Dagestan as a Medium for Developing the Primary Schoolchildren's Artistic Culture

© 2023 Najibat. A. Kandaeva

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, nazhibat@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to consider the possibilities of using traditional folk crafts in the primary education system in order to form the artistic culture of younger schoolchildren. Methods. Analysis of scientific and methodological and special literature, publications, study of the centers of folk crafts of the Republic of Dagestan. Results. Various types of artistic crafts of the peoples of Dagestan are considered, the products of which demonstrate to younger schoolchildren the ability of people to transform, creatively master nature. Students can be introduced to decorative and applied art products by creating an appropriate environment

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 2. 2023

and immersing themselves in it during art lessons, during excursions to museums and folk crafts centers. The creation of such an environment is indispensable when teaching art, organizing aesthetic education, as a respectful and careful attitude to the cultural heritage of their region is formed in the minds of schoolchildren. Conclusions. In the primary education system, it is possible to use the centers of traditional folk crafts as an educational environment. Acquaintance of primary school children with various folk craft centers of the Republic of Dagestan not only contributes to the formation of their artistic culture, but also instills a love of work, serves as a means of familiarizing them with the folk culture of Dagestan, as well as teachers who need to conduct a purposeful study of folk crafts are involved in the process of creative search.

Keywords: folk crafts, folk culture, cultural heritage, artistic culture, art, primary school children

For citation: Kandaeva N. A. Centers of folk crafts of Dagestan as a medium for developing the primary schoolchildren's artistic culture // Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 27-33. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-27-33 (in Russian)

Введение

Художественные промыслы народов Дагестана разнообразны и уникальны, что обусловлено временем их происхождения, географическим расположением, природной и культурной средой их бытования, традиционными материалами и технологиями, стилистической направленностью.

В настоящее время народные художественные промыслы имеют общепризнанное культурно-историческое значение ввиду ценности и сохранности ремесленных традиций, форм и технологий производства, относящихся к глубинным пластам народной художественной культуры и отличающихся яркой национальной самобытностью. Вместе с тем народные промыслы могут рассматриваться и как среда духовно-нравственного воспитания, формирования художественной культуры подрастающего поколения.

Развитие духовно-нравственных основ личности через культурные ценности и традиции народа является одной из основных задач системы школьного художественного образования России. Это делает необходимым рассмотрение педагогических условий обращения к народной культуре, народному искусству, позволяющих школьникам через познание видов и изделий народных промыслов понять их средства выразительности, красоту, значение и определить роль центров народных промыслов в художественном образовании учащихся начальных классов.

Материалы и методы

Под народным искусством понимается творческая, культурная, художественная, историческая система, которая утверждает себя через преемственность традиций и

коллективность, функционирует как особый тип творчества в коллективной деятельности народа и включает «школы народного искусства» - национальные, региональные, краевые, школы отдельных промыслов [6].

Полагаем, что центры художественных промыслов и ремесел, призванные стимулировать интерес к творческому наследию предков, значительно расширяют кругозор учащихся начальной школы, повышают их культуру и духовно объединяют совершенно разных по менталитету людей.

В статье рассматриваются возможности использования традиционных народных промыслов в системе начального образования в целях формирования художественной культуры младших школьников, приобщения подрастающего поколения к духовному и материальному культурному наследию отечества.

Методами исследования послужили анализ научно-методической и специальной литературы, публикаций, изучение центров народных промыслов Республики Дагестан.

Результаты и обсуждение

Узнать о трудовых традициях, хозяйственном укладе дагестанцев школьникам позволяют центры народных промыслов, которые демонстрируют богатство народных ремесел и популяризируют их, служат развитию художественных народных традиций и сохранению народного искусства, заключающему в себе материальные и духовные ценности. Народные художественные традиции представляют собой систему эстетических знаков, несущих этническую информацию [7].

В Дагестане получили развитие самые различные виды народных промыслов, а

именно: художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело.

Произведения декоративно-прикладного искусства народов Дагестана окружают детей в повседневной жизни. По сей день в домах преимущественно в сельской местности хранятся деревянные изделия с художественной резьбой: лари для хранения зерна, поставцы для ложек, мерки для муки и др. Широко распространены и до сих пор пользуются спросом изделия дагестанских гончаров, медно-чеканные изделия аварских и лакских мастеров. Всем известно село Кубачи, где мужчины - прославленные ювелиры, а женщины вяжут шерстяные джурабы и вышивают оригинальные женские головные покрывала «каз». Жительницы села Балхар - признанные мастерицы керамики, кроме того, они ткут ковровые изделия. Целые районы Южного Дагестана знамениты производством высокохудожественных ворсовых ковров.

Формирование художественной культуры у учащихся начальной школы следует осуществлять в широком контексте традиционной народной художественной культуры, через приобщение к народным художественным промыслам в том числе.

Под воспитанием художественной культуры в педагогике обычно понимается целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

На наш взгляд, в процессе формирования художественной культуры у младших школьников прежде всего должны решаться такие важные задачи, как развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств и представлений учащихся, умений оценивать красоту. Решение этих задач не может быть полноценным без опоры на такой важный компонент, как народное искусство, народная культура, которые способствуют формированию личности школьников. Изучение ими изделий

народных промыслов помогает в творческом самовыражении, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания.

Воспитание у детей художественной культуры на основе ценностей, традиций, быта и национального искусства своего народа требует сочетания правильно подобранных методов и средств воспитания детей и высокохудожественного окружения, отражающих основные жизненные ценности и культуру народа.

Поэтому мы говорим о необходимости создать обучающую и воспитывающую среду на основе произведений декоративно-прикладного искусства, которая отвечает разнообразным интересам и творческим возможностям современных школьников и от которой зависит духовная целостность подрастающего поколения, его знания многонациональной культуры Дагестана, сохранение исторических традиций.

В процессе обучения искусству изучение и понимание происхождения центра искусства и ремесел следует рассматривать как одно из значимых средств формирования художественной культуры учащихся начальных классов. Чтобы сформировать художественную культуру младших школьников, мы создали последовательную систему занятий по изобразительному искусству [4; 5].

Разработанные нами учебный план и планы-конспекты занятий составлены с учетом требований преподавания и регионально-этнических особенностей общенародного искусства, на основе достижений и традиций ведущих ученых в области художественно-педагогического образования: Т. С. Комаровой, М. А. Хворостова,

В. С. Кузина, Н. В. Сокольниковой, М. М. Байрамбекова, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, Т. Я. Шпикаловой. Эти работы, несомненно, могут использоваться в качестве важного руководства для учителей изобразительного искусства, чтобы найти и определить наиболее эффективные методы обучения и воспитания в процессе ознакомления учащихся начальных классов с различными центрами декоративно-прикладного искусства

При знакомстве на уроке ИЗО с предметами, изготовленными народными мастерами, учащиеся определяют, для чего служит тот или иной предмет в быту, как он

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 17. N0. 2. 2023

создавался. Также они узнают, как строится орнамент, повторяются его элементы, создается композиция. Наблюдения и обсуждения на занятиях позволяют учащимся сделать вывод о том, что основными средствами выразительности в народных художественных промыслах служат форма, цвет, пропорции, симметрия, силуэт, фактура, которые поначалу мастер подмечал в окружающем мире, а потом изображал на предметах, которые изготавливал. При этом подчеркивается, что дагестанскими мастерами выработаны свои способы украшения изделий и этим они отличаются от изделий мастеров других регионов мира.

Детям интересно, что такие изделия демонстрируют способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу, создавать свой особый социально-предметный мир. В процессе организации материальной среды создаются не просто предметы и украшения, а «своя концепция вещи, образно воплощающая отношение народа к миру, его идеалы и представления, его жизненные принципы» [6], которые складываются под влиянием при-родно-географических, культурных и социально-экономических факторов [2].

Художественные традиции и история развития отдельных промыслов могут изучаться школьниками самостоятельно или с помощью взрослых в форме подготовки к занятиям сообщений, презентаций, выполнения творческих заданий, мини-проектов, так как важное воспитательное значение имеет работа в команде, реализация диалоговых форм.

Основная цель разработанных занятий - повысить интерес учащихся начальных классов к народной культуре, народному искусству, расширить и обогатить их знания о художественных промысловых центрах, развить воображение и память.

Учителя могут применять различные изделия местных ремесел во всех основных видах обучения, предусмотренных школьной художественной программой, создавая экспозиции подлинных предметов культуры, что позволит организовать благоприятную среду для развития и воспитания творческой и гармоничной личности. Учащиеся смогут увидеть, что «удобство и целесообразность, след руки мастера - характерные признаки мира предметов, со-

здаваемых народом для своего пользования. Ремесло неотделимо от творческого процесса и искусства, его глубинной, духовной основы» [2, с. 79].

Знакомство учеников начальной школы с изделиями на уроках изобразительного искусства как образцами для творчества не только дает им возможность приобрести практические навыки рисования, но и способствует формированию у них художественной культуры, потому что «традиционный, веками накопленный художественно-эстетический опыт народно-художественных промыслов - уникальная в своем роде школа воспитания вкуса» [3, с. 61]. Достижению цели способствует изучение художественных промысловых центров Дагестана в аспекте содействия формированию творчества и культуры младших школьников, при этом необходимо учитывать возрастные, познавательные и практические возможности, а также использовать конкретные учебные и творческие задания.

Традиционные народные художественные промыслы сегодня представлены старинными предметами быта, домашней утварью, изделиями мастеров современного народного прикладного творчества и изобразительного искусства, работающих в разных жанрах техники и с различным материалом (глиной, деревом, серебром и золотом, красками, шерстью и т. д.). Изделия декоративно-прикладного искусства экспонируются в краеведческих музеях нашей республики, которые располагают предметами народного искусства начиная с древнейших времен до наших дней.

Непосредственное знакомстве учащихся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов возможно путем погружения в музейную среду и изучения музейных коллекций, участия школьников в музейных образовательных программах, которые позволяют превратить пребывание в музее в игру-исследование, игру-путешествие. Музей всегда выполнял педагогические функции, а в последние годы обретает информационно-коммуникативную функцию. Экспозиция музея является своеобразным, специально организованным пространством, которое уже само по себе оказывает эстетическое и эмоциональное воздействие на человека [1]. Включе-

ние краеведческого музея в процесс художественного воспитания создает условия для приобщения учащихся к культурному наследию народов.

Другими способами воспитания художественной культуры младших школьников через среду является знакомство с современной жизнью промыслов с помощью экскурсионных поездок, например, в Ун-цукуль. Старинное дагестанское село известно особой насечкой металлом по дереву. В этой технике местные мастера изготавливают самые разные предметы - украшения, посуду, предметы домашнего обихода и декора. На мастер-классе, который организуется в ходе экскурсии, школьники могут познакомиться с ремеслом, прославившим Унцукуль, узнать, какие используются виды древесины, как выбирается и наносится узор и что помогает подарить изделиям долговечность.

Поездка в Балхар - центр народной художественной керамики - познакомит учащихся с творчеством дагестанских мастеров гончарных дел и интересными фактами из истории и географии Дагестана. Так, школьники узнают, что найденные археологами фрагменты керамических изделий относятся ещё к У-У тыс. до н. э., что рядом с селом находится озеро, берега которого состоят из мягкой, пластичной глины, здесь же есть залежи цветных глин. С древнейших времен жительницы села занимались производством изделий из керамики, используя гончарный круг и специальную печь для обжига изделий.

Немаловажным в процессе освоения народных художественных традиций является развитие трудовых навыков. В ходе мастер-классов в окружении предметов народного творчества бытового назначения школьники могут наблюдать и опробовать технические приемы обработки различных материалов, усваивая при этом выразительные средства, образы, сюжеты содержания изделий народных мастеров и осознавая, что профессионализм в народном прикладном искусстве обеспечивается пониманием функций изделия, гармоничным дополнением декором, раскрывающим красоту материала. И профессионализм такой вырабатывается только при условии непрерывной работы, экспериментов с традиционными материалом и инструментами, при опоре на традиции, опыт и знания народных мастеров.

Полагаем, что создание обучающей среды на основе местных центров декоративно-прикладного искусства незаменимо при обучении ИЗО, формировании художественной культуры, так как погружает учащихся в мир народного искусства, раскрывает разнообразные формы связей изучаемого предмета с произведениями народного искусства и служит художественному воспитанию. Восприятие произведений народного декоративно-прикладного искусства вызывает эстетические переживания и формирует в сознании школьников уважительное и бережное отношение к культурному наследию своего региона.

Изучение и использование на занятиях изобразительного искусства в начальной школе изделий функционирующих в наши дни народных промысловых центров: кубачинских и гоцатлинских изделий из металла; унцукульских - из дерева; бал-харской и сулевкентской керамики; ковров мастериц Дагестана и других - способствуют развитию творческой активности, стимулируют поиски не только учащихся, но и педагогов, которым необходимо проводить целенаправленное исследование народных промыслов, совершать познавательные экскурсии в музеи, изучать специальные документы по истории искусства родного края, традиций, собирать и систематизировать методический материал, основываясь на творческом подходе к содержанию обучения как фактору воспитывающему, приобщающему подрастающее поколение к духовному и материальному культурному наследию родного края.

Выводы

Для интеграции детей младшего школьного возраста в культуру народов Дагестана необходимо разрабатывать и развивать новые методы и формы урочной и внеурочной деятельности при изучении предметов художественно-эстетического цикла.

В соответствии с целями формирования художественной культуры школьников в системе начального образования возможно использование центров традиционных народных промыслов как воспитательной среды.

Центры народных промыслов - это совершенно особая, самостоятельная среда,

••• Известия ДГПУ. Т. 17. № 2. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 2. 2023

постоянно развивающаяся, познавательная с художественной, исторической, этнографической точек зрения.

Знакомство детей младшего школьного возраста с различными промысловыми центрами Республики Дагестан не только способствует формированию у них худо-

жественной культуры, но и прививает любовь к труду, служит средством приобщения к народной культуре Дагестана и духовно-нравственного воспитания учащихся. Также в процесс творческих поисков вовлекаются педагоги, которым необходимо проводить целенаправленное исследование народных промыслов.

Список источников

1. Айнуллина М. Ф. Роль музеев, фольклорных центров, центров народных промыслов в воспитательном пространстве // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/li-brary/2018/01/01/rol-muzeev-folklornyh-tsen-trov-tsentrov-narodnyh-promyslov-v (дата обращения: 20.04.2023).

2. Алексеенко Е. В. Народное искусство и традиционная художественная культура России - системообразующий компонент непрерывной художественно-образовательной системы // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 78-81.

3. Горюнов Д. С. Развитие и сохранение национально-культурных традиций средствами народно-художественных промыслов // Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве /под

ред. Г. В. Козловой. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. С. 59-80.

4. Кандаева Н. А., Бачиева Э. Ю. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 33-37.

5. Кандаева Н. А. Декоративно-прикладное искусство Дагестана в эстетическом воспитании и творческом развитии младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 207-209.

6. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М: Изобразительное искусство, 1983. 334 с.

7. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе: Архитектурный декор и художественные промыслы / отв. ред. Г. С. Маслова. М.: Наука, 1981. 208 с.

References

1. Ajnullina M. F. Rol' muzeev, fol'klornyh cen-trov, centrov narodnyh promyslov v vospitatel'nom prostranstve. [The role of museums, folklore centers, folk crafts centers in the educational space]. Educational social network nsportal.ru. Available at: https://nsportal.ru/shkola/literatura/li-brary/2018/01/01/rol-muzeev-folklornyh-tsen-trov-tsentrov-narodnyh-promyslov-v (accessed: 20.04.2023).

2. Alekseenko E. V. Narodnoe iskusstvo i tradi-cionnaya hudozhestvennaya kul'tura Rossii - sis-temoobrazuyushchij komponent nepreryvnoj hudozhestvenno-obrazovatel'nojsistemy. [Folk art and traditional artistic culture of Russia is a system-forming component of a continuous artistic and educational system]. In: Ethnocultural activity in modern educational organizations and cultural institutions: experience, problems, prospects. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 25, 2017. Cheboksary, Scientific Cooperation Center "Interactive plus", 2017, pp. 78-81 (in Russian).

3. Goryunov D. S. Razvitie i sohranenie nacion-al'no-kul'turnyh tradicij sredstvami narodno-hudozhestvennyh promyslov. [Development and preservation of national cultural traditions by means of folk art crafts]. In: G. V. Kozlova, ed. Nonproductive sphere in the modern socio-cultural and economic space. Tambov, Derzhavin Tambov State University Publishing House, 2010, pp. 5980 (in Russian)

4. Kandaeva N. A., Bachieva E. Y. Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v processe pri-obshcheniya k kul'ture i iskusstvu rodnogo kraya. [Aesthetic education of younger schoolchildren in the process of familiarization with the culture and art of their native land]. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2012, no. 2, pp. 33-37 (in Russian).

5. Kandaeva N. A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Dagestana v esteticheskom vospitanii i tvorcheskom razvitii mladshih shkol'nikov. [Decorative and applied art of Dagestan in aesthetic education and creative development of younger schoolchildren]. The World of Science, Culture and

Education, 2020; no. 1 (80), pp. 207-209 (in Russian).

6. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast' kul'tury: teoriya i praktika. [Folk art as part of culture: theory and practice]. Moscow, Publishing House "Izobrazitel'noe iskusstvo", 1983, 334 p. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Кандаева Нажибат Абдулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, nazhibat@mail.ru

Принята в печать 05.05.2023

7. Rozhdestvenskaya S. B. Russkaya narod-naya hudozhestvennaya tradiciya vsovremennom obshchestve: Arhitekturnyj dekor i hudozhestven-nyepromysly. [Russian folk art tradition in modern society: Architectural decor and art crafts]. Ed. by. G. S. Maslova. Moscow, Publishing House "Nauka", 1981, 208 p. (in Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation Nazhibat A. Kandaeva, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, nazhibat@mail.ru

Received 05.05.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-33-41

Технология организации психолого-педагогических

классов в малом городе

© 2023 Кривцова Ю. П., Филиппова С. Г., Фомин А. П.

Волховский филиал РГПУ им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, bolotinayulia@yandex.ru, svetafil-69@mail.ru, fortuna2005@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ опыта практической реализации проекта по созданию сети групп психолого-педагогической направленности в общеобразовательных организациях города с численностью населения менее 50 000 человек (г. Кириши Ленинградской области) при непосредственном участии организации высшего образования (Волховский филиал РГПУ им. А. И. Герцена). Методы определяются поставленной целью и задачами исследования и носят комплексный характер. На разных этапах работы использовались методы моделирования, тестирования, анкетирования, наблюдения, эксперимента, анализа научной и учебно-методической литературы. Результаты. Выявлены подходы к организации психолого-педагогических классов (групп), определены условия и направления их развития, план работы по созданию сети психолого-педагогических классов в малом городе. Выводы. Классы или группы психолого-педагогической направленности являются одной из важных составляющих реализуемого на сегодняшний день проекта по обеспечению педагогическими кадрами российской системы образования. Комплексная модель и сетевая форма организации психолого-педагогических классов с участием педагогического вуза позволяет привлечь к работе заинтересованных в проекте педагогов и интегрировать в учебную программу более широкий спектр мероприятий профориентационной направленности, тем самым содействуя ее более результативной работе.

Ключевые слова: внутришкольная профилизация, методическое объединение, педагогоцентризм, психолого-педагогические классы (группы), сетевое взаимодействие

Формат цитирования: Кривцова Ю. П., Филиппова С. Г., Фомин А. П. Технология организации психолого-педагогических классов в малом городе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 33-41. 001: 10.31161/19950659-2023-17-2-33-41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.