этот уровень к V курсу, что в этот последний год обучения становится возможным полное иноязычное погружение, которое проводится без всяких опасений относительно возможного выхода за пределы реальной языковой подготовки студентов. Следует отметить, что при более благоприятных условиях (таких как большее количество часов на изучение ИЯ на младших курсах, продление специальной языковой подготовки на III курсе и т.п.) и при использовании некоторых специфических методик возможно от обучения языку через содержание специальности в языковом курсе прямо переходить к частичному погружению, минуя умеренное погружение. В отдельных случаях от обучения языку через содержание специальности в языковом курсе можно непосредственно перейти даже к полному погружению, минуя и умеренное, и частичное погружение. Возможность таких прямых переходов отражена на схеме (рис. 1). Но все эти варианты переходов от одного из видов обучения ИЯ для профессионального общения в неязыковых вузах к другому являются лишь модификациями предложенного целостного подхода, сущность которого заключается в постепенном отказе от традиционной для отечественных неязыковых вузов методики ПОО и переходе к методике интегрированного обучения специальности и иностранному языку (в разных вариантах к такой общей методике, как обучение через содержание специальных учебных предметов в курсе иностранного языка и иноязычное погружение в курсах специальных дисциплин).
Мировая практика выявила два основных преимущества методики интегрированного обучения специальности и ИЯ над традиционной методикой ПОО.
Первым преимуществом является то, что в случае интегрированного обучения внимание и студентов, и преподавателя сначала равномерно распределено между предметным содержанием и языком с определенным приоритетом содержания (обучение языку через содержание специальности в курсе ИЯ). Затем внимание все меньше фокусируется на языке, а все больше на предметном
Библиографический список
содержании (иноязычное погружение в курсах специальных дисциплин). В результате ИЯ, навыки и умения профессионального общения на нем усваиваются, формируются и развиваются по большей части самопроизвольно, как побочный продукт экстралингвистической деятельности, ради которой язык собственно и изучается. Это создает значительно лучшие условия для формирования и развития речевых навыков и умений, потому что такое формирование и развитие становятся вполне естественными процессами. Причина в том, что речевая деятельность, или речевое общение, всегда является средством выполнения других видов деятельности. Если это так, то, безусловно, овладение иноязычной речевой коммуникацией будет наиболее эффективным лишь тогда, когда она выступает в своей естественной роли - как средство, благодаря которому осуществляются другие деятельности. Использование языка как средства экстралингвистической деятельности, когда сам язык может усваиваться лишь как побочный продукт этой деятельности, включает механизмы непроизвольного запоминания и даже импринтинга, что значительно облегчает усвоение языкового материала и процесс обучения языку вообще
Вторым преимуществом является то, что в интегрированном обучении фактически невозможно разделить обучение языку и обучение будущей специальности. В результате ИЯ превращается в почти профессиональную дисциплину со всеми безусловными позитивными последствиями, вытекающими из такого преобразования.
Выводом из сказанного может быть подчеркивание необходимости разработки всех аспектов, форм и модификаций интегрированного обучения ИЯ для профессионального общения в неязыковых вузах с экспериментальной и сугубо практической апробацией разработанных методик. Это и является главной перспективой дальнейших исследований в области оптимизации и интенсификации преподавания ИЯ в рассматриваемом типе высших учебных заведений.
1. Brinton D.M., Snow M.A., Wesche M.B. Content-based second language instruction. New York, 1989.
2. Harrop E. Content and Language Integrated Learning (CLIL): Limitations and possibilities. Encuentro. 2012; Vol. 21: 57 - 70.
3. Nesi H. ESP and corpus studies. The Handbook of English for Specific Purposes. Chichester, UK: Wiley-Blackwell, 2013: 407 - 426.
4. Ardeo G., Joseba M. (In)compatibility of CLIL and ESP courses at university. Language Value. 2013; Vol. 5 (1): 24 - 47.
5. Rousseau N. A French immersion learning disabilities program: Perspectives from students, their parents, and their teachers. Mosaic. 1999; Vol. 6: 16 - 26.
6. Suri I. Strategies for Teaching English Abroad: The Immersion Classroom. Journal of Education and Educational Development. 2016; Vol. 3 (1): 123 - 136.
7. Genesee F. Second Language Learning Through Immersion: A Review of U.S. Programs. Review of Educational Research. Winter. 1985; Vol. 55 (4): 541 - 561.
8. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (издание на русском языке). Москва, 2003.
9. Alsulami S.Q. Partial Immersion Program for Saudi Bilinguals. English Language Teaching. 2017; Vol. 10 (2): 150 - 155.
10. Settlage J., Madsen A., Rustad K. Inquiry science, sheltered instruction, and English language learners: Conflicting pedagogies in highly diverse classrooms. Issues in Teacher Education. 2005; Vol. 14: 39 - 57.
References
1. Brinton D.M., Snow M.A., Wesche M.B. Content-based second language instruction. New York, 1989.
2. Harrop E. Content and Language Integrated Learning (CLIL): Limitations and possibilities. Encuentro. 2012; Vol. 21: 57 - 70.
3. Nesi H. ESP and corpus studies. The Handbook of English for Specific Purposes. Chichester, UK: Wiley-Blackwell, 2013: 407 - 426.
4. Ardeo G., Joseba M. (In)compatibility of CLIL and ESP courses at university. Language Value. 2013; Vol. 5 (1): 24 - 47.
5. Rousseau N. A French immersion learning disabilities program: Perspectives from students, their parents, and their teachers. Mosaic. 1999; Vol. 6: 16 - 26.
6. Suri I. Strategies for Teaching English Abroad: The Immersion Classroom. Journal of Education and Educational Development. 2016; Vol. 3 (1): 123 - 136.
7. Genesee F. Second Language Learning Through Immersion: A Review of U.S. Programs. Review of Educational Research. Winter. 1985; Vol. 55 (4): 541 - 561.
8. Obscheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: izuchenie, prepodavanie, ocenka (izdanie na russkom yazyke). Moskva, 2003.
9. Alsulami S.Q. Partial Immersion Program for Saudi Bilinguals. English Language Teaching. 2017; Vol. 10 (2): 150 - 155.
10. Settlage J., Madsen A., Rustad K. Inquiry science, sheltered instruction, and English language learners: Conflicting pedagogies in highly diverse classrooms. Issues in Teacher Education. 2005; Vol. 14: 39 - 57.
Статья поступила в редакцию 08.11.20
УДК 745 (470.67)
Kandayeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogics and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical
University, (Makhachkala, Russia) E-mail: [email protected]
Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogics and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical
University, (Makhachkala, Russia)
DECORATIVE TOY OF THE PEOPLES OF DAGESTAN AS A MEANS OF DEVELOPING MANUAL SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article reveals the content of innovative methods and techniques used in conducting activities in primary classes, in educational schools of Dagestan, with the use of decorative toys of the peoples of Dagestan in the development of manual skills of younger students. At all times children in Dagestan were brought up with the use of manual labor. Analysis of psychological and pedagogical literature has shown the indisputable value of manual skill in the complex development of a child of primary school age. Modeling decorative toys of the peoples of Dagestan is one of the most effective and productive ways to develop the manual skills of younger students, as well as the most important means of comprehensive personal development. Modeling clay decorative toys not only works wonders, but also is a unique means of developing the manual skills of younger students, it is beautiful, pleasant, but also useful. This form of training allows to more clearly understand the role and significance of decorative toys of the peoples of Dagestan in the development of manual skills of younger students. Thanks to the clay therapy, younger students can learn to control themselves, regulate their state and emotions.
Key words: students, teacher, innovative methods and techniques, manual skills, toys of peoples of Dagestan, modeling, drawing, application, construction.
Н.А. Кандаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Э.А. Рамазаноеа, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
ДЕКОРАТИВНАЯ ИГРУШКА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается содержание инновационных методов и приемов, применяемых при проведении занятий по изодеятельности в начальных классах образовательных школ Дагестана, с использованием декоративной игрушки народов Дагестана с целью развития ручной умелости младших школьников. Во все времена в Дагестане именно благодаря ручному труду и мастерству воспитывались нравственные, эстетические, умственные и познавательные качества детей. Анализ психолого-педагогической литературы показал неоспоримое значение ручной умелости в комплексном развитии ребенка младшего школьного возраста. Лепка декоративных игрушек народов Дагестана является одним из наиболее эффективных и продуктивных способов развития ручной умелости младших школьников, а также важнейшим средством всестороннего развития личности. Благодаря глинотерапии младшие школьники учатся контролировать себя, регулировать свое состояние и эмоции.
Ключевые слова: учащиеся, учитель, инновационные методы и приемы, ручная умелость, игрушка народов Дагестана, лепка, рисование, аппликация, конструирование.
Во все времена родители и педагоги образовательных учреждений задумываются над тем, каким образом обеспечить детям разного возраста полноценное развитие. Особенно это касается ребят младшего школьного возраста - важного и ответственного периода человеческой жизни, в котором происходит формирование личности, закладываются основы здоровья, физического и умственного развития, формируются двигательные и трудовые навыки, развивается речь и моторика рук [1 - 14].
Рассмотрим ряд высказываний учёных по развитию мелкой моторики младших школьников в (табл. 1).
Таблица 1
№ Исследования Учёный
1. «Нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости». «Движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординиро-ваны, их точность и темп нарушены» Л.В. Занков [1], В.Г Петрова [1], А.Р. Лурия [2], М.С. Пе-взнер [3], Г.Е. Сухарева [4]
«Была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики». «Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук» Л.В. Антакова-Фомина [5], М.М. Кольцова [6], Б.И. Пинский [7]
«Убедительно доказывает, что одними из факторов для развития высших психических функций у детей являются: усвоение сенсорных эталонов (системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственной ориентировки и т.д.), а также развитие мелкой (или ручной) моторики» Л.А. Венгер [8], А.В. Запорожец [9], В.П. Зинченко [10], Н.П. Сакулина [11] и др.
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Ручная умелость - это развитые операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать и т.д.), т.е. способность выполнять руками определённые движения по самообслуживанию, трудовые и бытовые действия, использовать умения и навыки по ручному труду, письму, изодеятельности и т.д. [11].
Исследователи называют сформированность двигательной активности рук в качестве одного из показателей интеллектуального развития ребенка, ведь именно человеческие руки представляют собой инструмент, посредством которого можно оказать влияние на общее развитие ребенка.
В целом в психологической науке достигнуты значительные результаты в изучении психомоторных качеств в раннем возрасте, признана важность их формирования на занятиях по физкультуре, музыке и изобразительной деятельности, разработаны диагностические критерии психомоторных качеств. Большое внимание также уделяют выбору средств развития ручной умелости. Особую роль в этом процессе играют разные виды детской деятельности. Одним из наиболее интересных способов развития ручной умелости младших школьников можно считать преобразовательную деятельность.
Преобразовательная деятельность, являясь одним из эффективных средств эстетического воспитания и развития ручной умелости младших школьников, несет в себе огромный потенциал для формирования художественно-творческих способностей детей и сенсомоторного развития, помогает ребенку познать духовный и материальный мир. Опыт работы в школе, вузе, а также
на курсах повышения квалификации учителей начальных классов показал, что приоритеты в детской продуктивной деятельности отданы таким видам, как рисованию, аппликации и конструированию. В данном случае лепка декоративной игрушки как освоение технических навыков и умений является эффективным средством развития ручной умелости, разновидностью художественно-творческой деятельности и специального набора ручных умений, однако процесс лепки декоративной игрушки народов Дагестана в качестве средства развития ручной умелости младших школьников не разработан методически и не имеет широкого применения на практике. В педагогике и психологии накоплен опыт организации развивающих занятий с детьми раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, способствующий развитию ручной умелости ребенка с учетом его возрастных особенностей и особенностей развития ручной умелости в целом. Наиболее широко представлены пальчиковая гимнастика, игры - манипуляции с предметами, графические упражнения разного рода, разновидности художественно-творческого труда (рисование, конструирование, рукоделие и т.д.). Для развития определенных умений ребенка важным является соблюдение последовательности и индивидуальности в его обучении, опора на уже сформированные навыки и работа в зоне ближайшего развития ребенка в атмосфере многообразия и индивидуального выбора ребенком интересного ему занятия.
Знакомство учащихся с декоративной игрушкой народов Дагестана как средством развития ручной умелости младших школьников служит распространению идей толерантности и интернационализма, способствует укреплению межнациональных отношений, идейно-нравственному и эстетическому воспитанию молодого поколения [12]. Привлечение декоративной игрушки народов Дагестана на уроках изобразительного искусства будет способствовать развитию творческих поисков не только учащихся, но и учителей. Поэтому необходимы целенаправленный анализ и изучение учащимися декоративной игрушки народов Дагестана, экскурсии познавательного характера в другие школьные и республиканские музеи, изучение специальной искусствоведческой литературы и др.
Изделия местных художественных промыслов, т.е. декоративной игрушки народа Дагестана, учитель может применять во всех основных видах учебного процесса, предусмотренных школьной программой по изобразительному искусству. Следовательно, декоративные игрушки местных художественных промыслов как средство развития ручной умелости младших школьников - незаменимое наглядное пособие для проведения практических занятий ИЗО в младших классах [12].
Единственным и уникальным центром гончарного искусства Дагестана, где помимо предметов глиняной посуды производятся глиняные декоративные игрушки, является аул Балхар. Зарождение балхарской керамики начиналось с глиняных фигурок. Классические балхарские игрушки - ослики, тянущие за собой повозки с поклажей, фигурки людей - кто-то сидит на годекане, кто-то танцует лезгинку. Гончарным ремеслом издревле в Балхаре занимались только женщины, сегодня в дело включились и мужчины. Красота балхарской неполивной керамики складывается как из разнообразной выразительной формы изделий, так и из богато, виртуозно украшенного орнамента. Состоящий из одних и тех же элементов, он на разных изделиях совершенно иной, неповторимый. Мастерицы умело используют графический язык орнамента - простейшие изобразительные средства: линия, штрих, пятно, создавая красивые узоры. Элементы балхарской росписи в основном составляют прямые, зигзагообразные, волнистые и параллельные линии, точки, штрихи, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки и глаза.
Сулевкент издавна считается одним из центров гончарного искусства Дагестана. В 2010 году умер последний мастер Сулевкента, и традиции уникального ремесла могли быть утрачены. Только благодаря стараниям местных жителей традиции гончарных дел не забыты. В основном сулевкентские мастера производили большие водоносные и маслобойные сосуды, кувшины-водолеи, глубокие тарелки, кружки. С 19 века в Сулевкенте получила распространение другая форма технологической обработки изделий - поливная керамика. Этот способ послужил и своеобразным декоративным приемом украшения посуды. Полива имела обычно зеленый и темно-коричневый цвета [12].
В ауле Джули Табасаранского района существовал центр по выпуску глазурованной посуды. Но сегодня в ауле изготовляют только неполивную гончарную
посуду: миски, большие и малые кувшины для воды, маслобойки. Все эти изделия имеют красивую форму и простую декоративную отделку, темно-красную и белую ангобную роспись на фоне гладкого терракотового цвета.
В отличие от Балхара, традиционных центрах гончарного искусства, в Су-левкенте и Джули изготовлялась глиняная посуда различных форм и размеров, глиняные игрушки, к сожалению, до нас не дошли. Образцы керамических изделий сохранились лишь в музеях и домашних коллекциях.
В современной системе образования, к большому сожалению, декоративная игрушка народов Дагестана редко используется где-либо, а сохранностью и распространением информации о ней занимаются только музеи, мастера, учителя-энтузиасты. Декоративная игрушка народов Дагестана - это ценнейшее культурное достояние народов Дагестана, которое необходимо изучить, любить, беречь и использовать на занятиях в школе, так как она является эффективным средством развития ручной умелости младших школьников. Утратить все эти богатства - значит нанести большой ущерб не только национальной культуре нашей республики, но и общему культурному фонду человечества. Лепка декоративной игрушки народов Дагестана комплексно воздействует на развитие ребёнка младшего школьного возраста:
- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- развивает воображение, мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- синхронизирует работу рук;
- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
- развивает ребёнка эстетически, учит видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты и др.
Занятия с глиной психологи называют глинотерапией - для них это метод психотерапевтической работы. Глина передаёт характер, эмоции, внутренний мир и состояние души человека. Стоит отметить, что данная методика полезна для людей любых возрастов. Психологи говорят, что, работая с глиной, агрессивный человек может найти выход своим чувствам, неуверенные в себе люди, занимаясь лепкой, учатся контролировать ситуацию без ущерба для собственной психики, не перенапрягая её. Непоседливым и неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться.
Из глины можно создать свистульку в виде разных животных, в том числе и мифических, ослика, тянущего за собой повозку, арбу, фигурки людей или колокольчик, светильник, подсвечник, бижутерию или посуду, а самое главное, что это занятие по душе многим детям. Процесс лепки и создания своей уникальной игрушки вовлекает каждого ребёнка.
Лепка декоративной игрушки является не только хорошим способом борьбы со скукой, но и мощным стимулятором развития сенсомоторики рук, так как дети любят работать руками, они могут замешивать глину, делить на части, формировать маленькие фигуры, могут сломать, то, что сделали и начать снова, и это простой способ тренировки ручной умелости. Детям нужно дать краткое введение в работу с глиной и организовать специальную рабочую зону. Для обустройства рабочего места потребуется свободный и ровный стол, предварительно застеленный клеёнкой. Также важна предварительная работа - знакомство
Библиографический список
детей с традиционным народным промыслом художественной керамики. Знакомство с народным промыслом художественной керамики можно организовать в форме заочного «путешествия», экскурсии детей в музей или приглашения в гости к детям народной мастерицы, которая проведет краткую беседу с использованием ИКТ, покажет детям керамическую посуду, игрушки народов Дагестана и т.д.
Примерные методы проведения занятий по лепке декоративной игрушки в начальных классах:
1. Эмоциональный настрой и создание интереса (использование сюрпризного момента, загадки, песни, стихи, рассказы; знакомство детей с традиционным народным промыслом художественной керамики; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).
2. Работа начинается с анализа предмета, советов педагога и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения, далее дети приступают к созданию своих работ. Педагог может обратить внимание детей на удачно начатую игрушку; направить действия нуждающихся в поддержке и помощи. При украшении изделий декоративными элементами следует обращать внимание детей на интересные детали и правильно подобранные узоры.
3. При завершении работ педагог дает только положительную оценку. Дети младшего школьного возраста должны радоваться полученному результату, учиться оценивать свои и чужие работы, видеть новые и интересные решения, сходство с натурой. Приведём ведущие приемы лепки декоративной игрушки народов Дагестана для развития ручной умелости младших школьников:
- скатывание глиняного шарика круговыми движениями рук, помещая между ладоней;
- раскатывание глиняного столбика движениями ладоней вперед-назад на доске;
- сплющиваем или расплющиваем между ладонями шарики и столбики;
- вытягиваем или прищипываем глину между двух или трех пальцев и слегка потягиваем;
- вытягиваем отдельные части из целого куска, большим и указательным пальцами постепенно нажимаем на глину со всех сторон;
- вдавливаем пальцем углубления на поверхности глины;
- соединяем разные детали в единое целое и сглаживаем места соединения;
- рисунок способом контррельефа, тиснения, налепов стекой или заостренной палочкой;
- украшаем объект мелкими деталями из глины [13; 14].
Завершённые изделия нужно просушить, а потом можно раскрасить.
Таким образом, декоративная глиняная игрушка народов Дагестана в младшем школьном возрасте является мотивом, который побуждает ребенка к развитию ручной умелости. Следует активно поддерживать декоративную игрушку народов Дагестана, использовать в процессе развития ручной умелости у детей начальных классов. Также необходимо прививать подрастающему поколению художественно-эстетический вкус в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво для того, чтобы дети младшего школьного возраста помнили, знали и не забывали о своих корнях.
1. Петрова В.Г., Занков Л.В. и дефектология. Дефектология. 1991; № 4: 71.
2. Лурия А.Р Основные проблемы нейролингвистики. Москва, 1975.
3. Певзнер М.С., Лебединская К.С. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение. Москва, 1979.
4. Сухарева ГЕ. Лекции по психиатрии детского возраста. Москва: Медицина 1974.
5. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. Тезисы докладов XXIVВсесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. Москва, 1974.
6. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. Проблемы речи и психолингвистики. Москва, 1991.
7. Кольцова М.М. Движение и развитие сенсорной речи. Москва, 2000.
8. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. Москва, 1985.
9. Запорожец А.В. Восприятие и действие. Москва, 2007.
10. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. Москва, 1967.
11. Рымчук Н.С. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Ростов-на-Дону: Владис, 2008.
12. Кандаева Н.А. Декоративно-прикладное искусство Дагестана в эстетическом воспитании и творческом развитии младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 207 - 209.
13. Кандаева Н.А., Бачиева Э.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края. Известия ДГПУ. 2012: 33 - 37.
14. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5 - 6 лет. Конспекты занятий. Москва, 2020. References
1. Petrova V.G., Zankov L.V. i defektologiya. Defektologiya. 1991; № 4: 71.
2. Luriya A.R. Osnovnyeproblemy nejrolingvistiki. Moskva, 1975.
3. Pevzner M.S., Lebedinskaya K.S. Uchaschiesya vspomogatel'noj shkoly: kliniko-psihologicheskoe izuchenie. Moskva, 1979.
4. Suhareva G.E. Lekciipo psihiatriidetskogo vozrasta. Moskva: Medicina 1974.
5. Antakova-Fomina L.V. Stimulyaciya razvitiya rechi u detej rannego vozrasta putem trenirovki dvizhenij pal'cev ruk. Tezisy dokladov XXIV Vsesoyuznogo soveschaniya po problemam vysshej nervnoj deyatel'nosti. Moskva, 1974.
6. Fomina L.V. Rol' dvizhenij ruk i motornoj rechi rebenka. Problemy rechi i psiholingvistiki. Moskva, 1991.
7. Kol'cova M.M. Dvizhenie irazvitie sensornoj rechi. Moskva, 2000.
8. Pinskij B.I. Korrekcionno-vospitatel'noe znachenie truda dlya psihicheskogo razvitiya uchaschihsya vspomogatel'noj shkoly. Moskva, 1985.
9. Zaporozhec A.V. Vospriyatie i dejstvie. Moskva, 2007.
10. Zaporozhec A.V., Venger L.A., Zinchenko V.P, Ruzskaya A.G. Vospriyatie i dejstvie. Moskva, 1967.
11. Rymchuk N.S. Pal'chikovye igry irazvitie melkojmotoriki. Rostov-na-Donu: Vladis, 2008.
12. Kandaeva N.A. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Dagestana v 'esteticheskom vospitanii i tvorcheskom razvitii mladshih Shkolnikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 207 - 209.
13. Kandaeva N.A., Bachieva 'E.Yu. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov v processe priobscheniya k kul'ture i iskusstvu rodnogo kraya. Izvestiya DGPU. 2012: 33 - 37.
14. Koldina D.N. Lepka s det'mi 5 - 6 let. Konspekty zanyatij. Moskva, 2020.
Статья поступила в редакцию 06.11.20
УДК 378
Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Isaeva G.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
DIDACTIC POSSIBILITIES OF USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TRAINING STUDENTS. The article discusses the possibility of using electronic educational resources in teaching as new promising teaching technologies, which, according to many researchers, should include the inverted classroom technology. The reasons for encouraging teachers to use information and telecommunication technologies in teaching are also stated, the possibilities of using the LMS Google Classroom platform and its services for organizing the educational process of teaching as an alternative to the Moodle platform are noted. It is revealed that the LMS Google Classroom platform and its services can be effectively used to organize the educational process of teaching students, includes planning for student personal development, the introduction of advanced pedagogical technologies, the application of a cumulative assessment system (student's achievement portfolio), application of project activities, meeting the individual educational needs of students in the interaction with the teacher and the group.
Key words: electronic educational resources, student, Internet, information, technology.
М.Р. Магомедалиева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Г.Г. Исаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
Л.Ш. Гамидов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
В статье рассмотрена возможность использования электронных образовательных ресурсов в обучении как новых перспективных технологий обучения, к числу которых, по мнению многих исследователей, следует отнести технологию «перевернутый класс». Также изложены причины, побуждающие преподавателей использовать информационные и телекоммуникационные технологий в обучении, отмечены возможности использования платформы LMS Google Classroom и ее сервисов для организации образовательного процесса обучения как альтернативы платформы Moodle. Выявлено, что платформа LMS Google Classroom и ее сервисы могут эффективно использоваться для организации образовательного процесса обучения студентов, включающей планирование развития личности учащихся, внедрение передовых педагогических технологий, применение накопительной системы оценивания (портфель достижений), применение проектной деятельности, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся в ходе взаимодействия с преподавателем и группой.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, студент, интернет, информационные технологии.
Конкурентоспособность той или иной страны в мировом сообществе, развитие экономики, науки, образования и культуры, качество жизни ее населения и национальная безопасность в условиях формирования глобального информационного общества напрямую зависят от эффективности использования информации и информационных технологий, непрерывно продуцирующих быстро растущие информационные ресурсы, напрямую способствующие бурному росту информатизации образования. Весомый вклад в развитие программ информатизации образования внесли такие авторы, как С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, О.Ю. Заславская, Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А.А. Слепухин, И.В. Роберт и многие другие [1 - 6]. Безусловно, что столь грандиозные цели не могут быть достигнуты без наличия системы профессионального образования, в достаточной степени предоставляющей специалистам возможности овладения новыми знаниями, технологиями обработки информации и элементами новой информационной культуры по созданию, применению и использованию информационных ресурсов.
Причины, побуждающие преподавателей использовать информационные и телекоммуникационные технологий в обучении (ЭОР - электронные образовательные ресурсы), лежат на поверхности. Отметим самые важные, из них:
- аккумуляция информационных ресурсов - возможность накапливать материал, хранить его в одном месте и в структурированном виде, поддерживать в актуальном состоянии, заимствовать опыт коллег;
- мультимедийность - комбинация в одном учебном объекте различных типов представления информации: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука;
- интерактивность - возможность активного взаимодействия участников образовательного процесса для развития активно-деятельностных форм обучения и предоставления реальной возможности расширения самостоятельной учебной работы обучающихся;
- моделинг - использование имитационного моделирования (построение компьютерной модели, представляющей фрагмент существующего или воображаемого мира вместо традиционного символического описания) для реализации дескриптивной функции, позволяющей за счет абстрагирования модели достаточно просто объяснить наблюдаемые явления и процессы; прогностической функции, отражающей возможность предсказывать будущие свойства и состояния моделируемых систем, то есть узнать «что будет?»; нормативной функции -позволяющей ответить на вопрос «как должно быть?», т.е. построить нормативный образ - желательный с точки зрения субъекта, интересы и предпочтения которого отражены используемыми критериями;
- коммуникативность - возможность прямого участия действующих лиц в реализации образовательного процесса, участия в профессиональных сообществах и т.п., быстрый доступ ко всем образовательным ресурсам.
К этому следует добавить то, что в условиях взрывного и даже революционного развития новых технологий быстро устаревает образовательный контент традиционных форматов (книг, статей и др.). Особенно это заметно на примере дисциплин информационного профиля - большинство учебных пособий безнадежно устаревают к моменту своего появления на свет. Использование ЭОР позволяет преподавателю самостоятельно создавать, в любое время актуализировать образовательный контент на основе собственного взгляда на содержание и методику преподавания дисциплины и в процессе совместной деятельности с обучающимися над темами курса, заимствовать и делиться материалами с коллегами других учебных заведений через социальные сети и профессиональные сообщества, использовать богатые информационные ресурсы Интернета. Использование ЭОР в обучении может потребовать применения новых перспективных технологий обучения, к числу которых, по мнению многих исследователей, следует отнести технологию «перевернутый класс».