Научная статья на тему 'Развитие образно-пластического мышления младших школьников на базе изучения народной художественной культуры'

Развитие образно-пластического мышления младших школьников на базе изучения народной художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБЪЕМНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА / ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА / НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА / ГОНЧАРСТВО / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / VISUAL-PLASTIC COGNITION / VOLUME-PLASTIC ARTS / ORNAMENTAL CERAMICS / FOLK POTTERY TOY / POTTERY / COMPONENTS AND LEVELS OF DEVELOPMENT OF VISUAL-PLASTIC COGNITION / PRINCIPLES / FOLK ART CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Т. Ю.

В статье отражены основы методической системы развивития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Описаны компоненты, уровни и методика развития мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of schoolchildren's visual and plastic cogitation on the base of folk art culture

The article presents the basis of the methodological system, which develops visual-plastic cognition of schoolchildren during the lessons of ornamental ceramics. The components, levels and methods of cognition development are described.

Текст научной работы на тему «Развитие образно-пластического мышления младших школьников на базе изучения народной художественной культуры»

языка: попросить о помощи, пригласить на вечеринку, принести извинения, поблагодарить за помощь и т.д. В заданных ситуациях студенты должны играть разные роли, стараясь достичь понимания, проявить на практике умения медиатора культур, способного отстраненно донести до собеседника собственную позицию и учесть позицию собеседника для выработки компромиссного значения.

Однако сложность развития межкультурной компетенции заключается в том, что смоделировать все возможные ситуации невозможно, поэтому студент должен научиться самостоятельно находить выход из положения. Обсуждение реальных ситуаций в жизни, участие в ролевых играх, моделирование стилей поведения в тех или иных ситуациях готовит студентов к межкультурному общению.

Таким образом, коммуникативная компетенция изучающего иностранный язык радикально отличается от коммуникативной компетенции его носителя и не должна моделироваться на основе представлений о последней. Различная природа двух видов компетенции обусловлена различиями в психологических механизмах, лежащих в основе усвоения родного и изучения иностранного языков, различиями в психологических механизмах, лежащих в основе усвоения родного и иностранного языков, различиями условий изучения языка и его использования, невозможностью отчуждения языка от воплощенной в нем культуры и смены культурной идентичности, различиями в социальных ролях носителя и изучающего иностранный язык в ходе их общения в процессе МКО.

Поэтому для преодоления культурной неадекватности поведения изучающих иностранный язык и формирования у них умений медиатора культур межкультурная компетенция должна стать неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции.

Литература

1. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб., 2004. - 291 с.

2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2004. - 352 с.

Матвеева Дора Гончиковна, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет.

Matveeva Dora Gonchikovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Buryat State University.

Россия, Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6. E-mail: www. md g06@mail. ru

УДК 373.1.02 Т.Ю. Нестеренко

Развитие образно-пластического мышления младших школьников на базе изучения народной художественной культуры

В статье отражены основы методической системы развивития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Описаны компоненты, уровни и методика развития мышления.

Ключевые слова: образно-пластическое мышление, объемно-пластические виды искусства,

декоративная керамика, народная глиняная игрушка, гончарство, народная художественная культура.

T. Yu. JVesterenko

The development of schoolchildren’s visual and plastic cogitation on the base

of folk art culture

The article presents the basis of the methodological system, which develops visual-plastic cognition of schoolchildren during the lessons of ornamental ceramics. The components, levels and methods of cognition development are described.

Key words: visual-plastic cognition, volume-plastic arts, ornamental ceramics, folk pottery toy, pottery, components and levels of development of visual-plastic cognition, principles, folk art culture.

Теория педагогической науки в качестве одного из основополагающих принципов обучения рассматривает развивающую его направленность. Гармоническое и всестороннее развитие личности, всех ее качеств и способностей - стратегическая цель воспитания.

В таком аспекте развития личности, как художественно-эстетическое воспитание, большую роль играют способности к художественной деятельности. В свою очередь, развитие образнопластического мышления - неотъемлемый компонент развития художественных способностей детей в объемно-пластических видах искусства, например в декоративной керамике.

Образно-пластическое мышление - вид художественно-образного мышления, включающий в себя специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области пластического декоративного творчества; процесс, содержанием которого является создание пластических образов на основе преобразования чувственной информации [4, с.38].

Неисчерпаемые возможности развития образно-пластического мышления у детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях декоративной керамикой имеет изучение народной глиняной игрушки [6, с. 31, 62].

Занятия по созданию творческих работ на основе традиционной народной игрушки позволяют наиболее эффективно разрешить характерное для детей младшего школьного возраста противоречие между уровнем творческого потенциала детей во всех его аспектах (развитие памяти, фантазии и др.) и неумением отразить задуманный образ в материале. Препятствий для этого несколько: слабая развитость мелкой моторики руки, отсутствие навыков формования и декорирования заготовки в соответствии с планируемым результатом, а также отсутствие навыка аналитических действий по сопоставлению планируемого и реального результатов, то есть - недостаточный уровень развития тех способностей, несформированность навыков и умений, которые в своей совокупности составляют образно-пластическое мышление детей [4, с. 72-73].

Анализ обучения основам изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах показывает, что уровень развития образно-пластического мышления младших школьников невысок. Причины этого кроются в отсутствии систематического курса обучения основам объемнопластического искусства, в частности декоративной керамики в школах. Включенные в учебный план уроков труда и изобразительного искусства задания по лепке из глины эпизодичны, иногда мало связаны с задачами создания выразительного художественного образа. Для лепки на занятиях в школе используется недостаточно пластичный и не сохраняющий четкую первоначальную форму материал - пластилин [7, с. 107].

В связи с этими причинами именно кружковые занятия - оптимальная форма для обучения младших школьников декоративной керамике, направленная на развитие их образно-пластического мышления.

На занятиях декоративной керамикой по мотивам народной художественной культуры дети упражняются в таких традиционных приемах формообразования и оформления изделий, как пластический способ, скатывание, раскатывание, скручивание, защипывание, заглаживание, налеп и др., что является эффективным средством развития сенсомоторной чувствительности и других компонентов образно-пластического мышления [5, с. 21].

Однако в целях эффективности процесса развития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях декоративной керамикой, в соответствии с логикой научного исследования и данным выше определением образно-пластического мышления, необходимо определить структуру процесса образно-пластического мышления.

Для этого проанализируем последовательность мысленных и технологических действий по созданию и корректировке образа в материале. Структуру этого алгоритма можно отобразить в виде цепочки операций:

1) определение темы (учителем) - например, отразить тему "Материнство" средствами народной пластики;

2) осознание проблемы, цели работы (рождение замысла) - тема материнства должна быть отражена в условном женском образе;

3) поиск образа:

• мысленный поиск: определение обобщенного мысленного образа.

Этапы мысленного поиска: диссоциация (выделение отдельных частей образа (фигурка, лицо)), изменение диссоциированных элементов (например, преувеличение, стилизация, упрощение фигурки женщины), ассоциация (объединение) измененных

элементов в образе - «Барыня» в народной игрушке.

• конкретизация образа - определение и отражение в мысленном и эскизном образе его характерных черт, например, Филимоновская барыня; определение композиционного и цветового решения данного образа (филимоновская барыня с ребенком на руках, роспись малиново-золотистая).

4) практическое воплощение образа:

• предварительное планирование действия (операции) - мысленное «представление» действия перед его осуществлением в соответствии с последовательностью операций: скатывание валика, выдавливание юбки из его нижней половины, вытягивание рук, головы и головного убора, заглаживание, лепка ребенка и его присоединение к барыне, оформление и т.д.;

• реализация операций (поэтапно) - практическое осуществление всех названных операций до оформления;

• анализ выполнения операций и соответствия мысленного и воплощаемого образов друг другу - контроль за точностью и правильностью операций; соотнесение целой формы и ее частей в процессе выполнения «Барыни» (анализ, синтез, абстракция, конкретизация формы), сравнение мысленного (эскизного) образа «Барыни» с воплощаемым;

• корректировка, исправление в соответствии с мысленным образом.

5) оформлениеработыв соответствиисзамыслом- сушка, обжиг, роспись.

Разнообразие операций данного алгоритма указывает на то, что структуру образнопластического мышления составляют несколько процессуальных компонентов, регулируемых с помощью различных познавательных процессов психики. То есть процесс образно-пластического мышления имеет особенность - его составляют повторяющиеся операции нескольких блоков психической деятельности - деятельности воображения (фантазия и память), практической деятельности (ощущения и действия), аналитико-синтетической деятельности (мышление и восприятие). Весь процесс не является механическим - он эмоционально окрашен, насыщен эстетическими переживаниями, особенно на стадии мысленного создания образа или восприятия имеющегося. Таким образом, структура процесса образно-пластического мышления состоит из следующих компонентов мысленно-практической деятельности: идейно-образного (опосредованный операциями 1-3 алгоритма), технологического (подпункт 2 пункта 4, пункт 5), оценочного (первый, третий и четвертый подпункты пункта 4 алгоритма), эмоционального (прослеживается на протяжении всего процесса).

В соответствии со степенью выраженности различных компонентов образно-пластического мышления детей можно выделить несколько уровней его сформированности у обучающихся:

-неудовлетворительный (характеризуется несоответствием визуального образа и работы друг другу и данной теме, низким уровнем сенсомоторной чувствительности, развития формообразующих движений и тактильно-кинестезических навыков - таким образом, слабо развиты все компоненты образно-пластического мышления);

- низкий (характеризуется достижением атрибутивной схожести работы с задуманным образом. Однако работа осуществляется механически, по принципу копирования ранее увиденного, со слабым вовлечением оценочного и эмоционального компонентов мыслительной деятельности. Детали не подчинены общей форме.);

- средний (характеризуется достаточным уровнем выразительности образа и соответствия

работы заданной теме, однако наблюдается незавершенность оформления на последних этапах деятельности. Причина: недостаточно высокий уровень тактильно-кинестезических навыков

детальной обработки формы, то есть слабая степень развития технологического компонента образнопластического мышления);

- высокий (характеризуется выразительностью образа в работе (в соответствии с темой) при высоком качестве выполнения и оформления работы. Детали подчинены общей форме. Достаточно развиты все компоненты образно-пластического мышления).

Описанные уровни позволят успешно провести диагностику развития образно-пластического мышления, доказать эффективность методики его развития, а приращение названных художественнопластических умений позволит перевести его на более высокий уровень.

В ходе изучения процесса обучения лепке и приобретения детьми художественно-пластических умений в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования была

разработана методическая система, ориентированная на развитие образно-пластического мышления младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Были определены принципы данной модели (использование традиций народной художественной культуры для развития образно-пластического мышления, развитие о.п.м. в соответствующей деятельности, комплексность его развития, учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, неразрывная связь процессов развития, обучения и воспитания, соблюдение дидактических принципов). Были разработаны компоненты модели: целевой, содержательный, технологический и диагностический. Особенностью разработанной на ее основе методики является то, что она направлена на развитие образно-пластического мышления детей через комплексное развитие всех его названных компонентов: идейно-образного, технологического, оценочного и эмоционального. Исходя из разработанной структуры образно-пластического мышления были выделены задачи данной модели:

1. Развитие воображения и образной памяти детей на материале гончарных традиций народной художественной культуры.

2. Развитие образно-пластических навыков в тактильно-кинестезической деятельности в материале (развитие осязания и мелкой моторики рук).

3. Развитие эстетического восприятия и аналитического мышления детей на занятиях по декоративной керамике на основе изучения народной художественной культуры.

4. Развитие эмоций и формирование нравственных качеств.

С целью конкретизации методических особенностей программы приводим здесь краткую разработку одного из ее блоков.

Занятия заключительного блока «Такие разные игрушки» (2 год обучения) подводят итог изучению народной глиняной игрушки в программе «Юные Гончарики». Их тематическая направленность:

• «Такие разные игрушки» (повторение пройденного) (2 часа)

• «Моя игрушка» (6 часов)

• «Что мы знаем об игрушках» (1 час)

• «Лучший игрушечник года» (1 час)

Занятие 1.

Тема: «Такие разные игрушки»

Характер материала: теоретический (обобщающий), практический (закрепляющий).

Цель: актуализация и систематизация знаний, закрепление умений и навыков лепки глиняной игрушки.

Задачи (по развитию компонентов образно-пластического мышления):

-идейно-образный компонент: закрепление и систематизация имеющихся знаний по

формообразованию глиняной игрушки;

- оценочный: развитие логики, речи, критического мышления;

-технологический: закрепление тактильно-кинестезических навыков и способов

формообразования, использующихся в народной глиняной игрушке;

-эмоциональный: воспитание уважения к культуре, искусству и традициям народа.

Методы: опрос, работа по карточкам, закрепление.

Форма: контрольное занятие.

Краткое содержание. Повторение изученного по разделу «Такие разные игрушки». История глиняной игрушки: ее виды, типы, центры изготовления традиционной глиняной игрушки в России. Семантика сюжетов, росписи и орнамента в игрушках. Различные методы лепки игрушки в России. Устный опрос. Задания по карточкам, включающим устный вопрос и практическое задание. Оценка знаний, анализ выполнения практических заданий.

Наглядные пособия и ТСО: изображения народных глиняных игрушек, оригинальные игрушки, таблица «Народные глиняные игрушки России» и т. д.

Занятия 2-4.

Тема: «Моя игрушка»

Цель: развитие способности творчески решать поставленные задачи.

Задачи для развития:

-идейно-образного компонента: развитие фантазии, развитие умения подбирать используемые в народной декоративной пластике средства выражения для создания задуманного образа;

-оценочного: развитие эстетического вкуса, анализа, рефлексии, композиционных

способностей, умения комбинировать и трансформировать образы, творчески перерабатывать полученные знания для создания нового образа;

-технологического: закрепление тактильно-кинестезических навыков формообразования и декорирования формы в народной игрушке, создание собственных, «авторских» приемов;

-эмоционального: формирование положительной мотивации для занятий декоративной

керамикой.

Методы: частично-поисковый, иллюстрация, демонстрация, работа по эскизу.

Форма: беседа, практическая работа.

Краткое содержание. Авторские игрушки. Их отличия от традиционных глиняных игрушек. Анализ нескольких авторских глиняных игрушек (характерные приемы лепки, росписи, используемые средства выражения, способ декорирования). Создание эскиза авторской игрушки (индивидуально). Лепка, сушка, обжиг, оформление. Обсуждение работ.

Наглядные пособия и ТСО: фотографии, образцы авторских глиняных игрушек.

Занятие 5.

Тема: «Лучший игрушечник года»

Характер материала: теоретический.

Цель: стимулирование познавательных интересов детей.

Задача для развития:

- идейно-образного компонента: закрепление и актуализация знаний, умений, навыков;

- оценочного: развитие реакции, логической речи, быстроты, гибкости мышления;

- эмоционального: формирование положительной мотивации для занятий декоративной керамикой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы: игровой, метод соревнования, анализ работ.

Форма: командная игра-соревнование, творческий отчет (выставка-конкурс).

Краткое содержание. Проведение командной игры-соревнования «Что мы знаем об игрушках», направленной на закрепление знаний детей по разделу «Такие разные игрушки». Подсчет баллов, награждение отличившейся команды. Подведение итогов года на подготовленной детьми выставке их лучших работ «Лучший игрушечник года». Совместное обсуждение работ, выбор «лучшего игрушечника» (или нескольких). «Награждение» победителей заранее изготовленными

керамическими медалями.

Таким образом, проделанная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:

1. Образно-пластическое мышление - неотъемлемый компонент художественных способностей детей в объемно-пластических видах искусства(в декоративной керамике). Это вид художественнообразного мышления, включающий в себя специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области пластического декоративного творчества; процесс, содержанием которого является создание пластических образов на основе преобразования чувственной информации.

2. Кружковые занятия по созданию творческих работ на основе традиционной народной игрушки позволяют наиболее эффективно разрешить характерное для детей младшего школьного возраста противоречие между уровнем творческого потенциала детей и неумением отразить задуманный образ в материале (слабая степень развития образно-пластического мышления).

3. В целях эффективного развития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях декоративной керамикой в ходе анализа процесса мысленно-практических действий по созданию образа в материале была определена структура процесса образно-пластического мышления, состоящая из идейно-образного, технологического, оценочного и эмоционального компонентов.

4. В соответствии со степенью выраженности различных компонентов образно-пластического мышления детей были выделены четыре уровня его сформированности у обучающихся: неудовлетворительный, низкий, средний и высокий. Описанные уровни позволяют успешно провести диагностику развития образно-пластического мышления.

5. На основе описанной структуры образно-пластического мышления и уровней его развития была разработать модель, направленная на развитие образно-пластического мышления младших

школьников на кружковых занятиях по декоративной керамике, и методическая система ее реализации.

Таким образом, изучение возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, определение структуры образно-пластического мышления и алгоритма всей мыслительнопрактической деятельности по созданию образа в декоративной керамике позволяют создать и научно обосновать методику, направленную на эффективное развитие образно-пластического мышления младших школьников во всей целостности и сложности этого процесса.

Литература

1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.

2. Ворохоб А.А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры: дис. канд. пед. наук - М., 2000.

3. Выготский Л.С. Детская психология // Собрание сочинений. - М.: Педагогика,1984.

4. Даутова О.Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе: дис. канд. пед. наук - М., 2006.

5. Иванова Ю.Б. Основные тенденции развития глиняной игрушки России на рубеже столетий // Гончары России-2000: материалы науч.-практ. конф. - М.: Само-Принт, 2001.

6. Конышева Н.Н. Лепка в начальных классах. - М., 1985.

7. Скопина О.А. Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы: дис. канд. пед. наук, 1999.

Нестеренко Татьяна Юрьевна, аспирант, Курский государственный университет Nesterenko Tatyana Yurievna, post-graduate of Kursk State University.

305016, Курск, тел. раб.: 8 (4712) 54-96-14, е-mail: odnt@list.ru

УДК 371.315 ЕБ .Нимацыренова

Мониторинг качества профильного обучения как средство управления образовательным процессом в школе

В данной статье рассматриваются подходы определения качества образования на основе мониторинга качества профильного обучения.

Ключевые слова: качество образования, мониторинг профильного обучения, критериальная база мониторинга, слагаемые качества.

E.B. Aimatsyrenova

Monitoring of quality of profile training as a control means of educational process at school

The given article deals with the approaches of definition of education quality on the base of monitoring of profile training quality.

Key words: quality of education, monitoring of profile training, criteria base of monitoring, composed qualities.

В современном мире заметно возрастает значение качества образования как важного фактора экономического и социального прогресса общества и развития творческого потенциала человека. Перед отечественной системой образования также стоит задача достижения нового его качества. Ее решение сразу же усложнилось возникшими противоречиями. Безусловно, школа и органы управления должны выполнить государственный заказ на новое качество образования, однако отсутствует достаточно ясная его педагогическая интерпретация, не разработаны механизмы отслеживания реализации этого заказа.

Сегодня категория «качество» прочно вошла в область образования как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и его отличие от других. В настоящее время пристальное внимание исследователей обращено на феномен «качество образования», при этом существует несколько научных подходов и концепций его понимания [1]. Качество образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.