Научная статья на тему 'Роль занятий по изучению традиционной глиняной игрушки в развитии образно-пластического мышления младших школьников'

Роль занятий по изучению традиционной глиняной игрушки в развитии образно-пластического мышления младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1161
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБЪЕМНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА / ДЕКОРАТИВНАЯ КЕРАМИКА / НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА / ГОНЧАРСТВО / КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ О.П.М. / ПРИНЦИПЫ / КОМПОНЕНТЫ И ЗАДАЧИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ О.П.М. / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестеренко Татьяна Юрьевна

В статье отражены основы модели обучения, развивающей образно-пластическое мышление младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Описаны компоненты, уровни и методика развития образно-пластического мышления младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль занятий по изучению традиционной глиняной игрушки в развитии образно-пластического мышления младших школьников»

РАЗДЕЛУ

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1

Нестеренко Татьяна Юрьевна

Аспирант Курского государственного университета, старший научный сотрудник Курского областного Дома народного творчества, nestertanok@mail.ru, Курск

РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИОННОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Nesterenko Tatiana Yurievna

Place of employment: Kursk Regional Center of Arts and Crafts, senior research assistant, nestertanok@mail.ru, Kursk

ROLE OF CLASSES IN STUDYNG TRADITIONAL CLAY TOYS IN THE DEVELOPMENT OF VISUAL AND PLASTIC COGITATION OF YOUNG STUDENTS

Роль занятий по изучению традиционной глиняной игрушки в развитии образно-пластического мышления младших школьников.

Теория педагогической науки в качестве одного из основополагающих принципов обучения рассматривает развивающую его направленность. Гармоническое и всестороннее развитие личности, всех ее качеств и способностей - стратегическая цель воспитания.

В таком аспекте развития личности, как художественно-эстетическое воспитание, большую роль играют способности к художественной деятельности. В свою очередь, развитие образно-пластического мышления - неотъемлемый компонент развития художественных способностей детей в объемнопластических видах искусства, например, в декоративной керамике.

Образно-пластическое мышление - вид художественно-образного мышления, включающий в себя специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области пластического декоративного творчества; процесс, содержанием которого является создание пластических образов на основе преобразования чувственной информации [4, с. 38].

Неисчерпаемые возможности развития образно-пластического мышления у детей младшего школьного возраста на кружковых занятиях декоративной керамикой открывает изучение народной глиняной игрушки [6, с. 31, 62].

Занятия по созданию творческих работ на основе традиционной народной игрушки позволяют наиболее эффективно разрешить характерное для детей младшего школьного возраста противоречие между уровнем творческого потенциала детей во всех его аспектах (развитие памяти, фантазии и др.) и неумением отразить задуманный образ в материале. Препятствий для этого несколько: слабая развитость мелкой моторики руки, отсутствие навыков формования и декорирования заготовки в соответствии с планируемым результатом, а также отсутствие навыка аналитических действий по сопоставлению планируемого и реального результатов, то есть - недостаточный уровень развития тех способностей, несформированность навыков и умений, которые в своей совокупности составляют образно-пластическое мышление детей [4, с. 72-73].

Анализ обучения основам изобразительного искусства в средних общеобразовательных школах показывает, что уровень развития образнопластического мышления младших школьников невысок. Причины этого кроются в отсутствии систематического курса обучения основам объемнопластического искусства, в частности, декоративной керамики в школах. Включенные в учебный план уроков труда и изобразительного искусства задания по лепке из глины эпизодичны, иногда мало связаны с задачами создания выразительного художественного образа. Для лепки на занятиях в школе используется недостаточно пластичный и не сохраняющий четкую первоначальную форму материал - пластилин [7, с. 107].

В связи с этими причинами именно кружковые занятия - оптимальная форма для обучения младших школьников декоративной керамике, направленная на развитие их образно-пластического мышления.

На занятиях декоративной керамикой по мотивам народной художественной культуры дети упражняются в таких традиционных приемах формообразования и оформления изделий, как пластический способ, скатывание, раскатывание, скручивание, защипывание, заглаживание, налеп и др., что является эффективным средством развития сенсомоторной чувствительности и других компонентов образно-пластического мышления [5, с. 21].

Однако в целях эффективности процесса развития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях декоративной керамикой, в соответствии с логикой научного исследования и данным выше определением образно-пластического мышления, необходимо определить структуру процесса образно-пластического мышления.

Для этого проанализируем последовательность мысленных и технологических действий по созданию и корректировке образа в материале. Структуру этого алгоритма можно отобразить в виде цепочки операций:

1. определение темы (учителем) - например, отразить тему “материнство ” средствами народной пластики;

2. осознание проблемы, цели работы (рождение замысла) - тема материнства должна быть отражена в условном женском образе;

3. поиск образа:

мысленный поиск: определение обобщенного мысленного образа.

Этапы мысленного поиска: диссоциация (выделение отдельных частей образа (фигурка, лицо), изменение диссоциированных элементов (например, преувеличение, стилизация, упрощение фигурки женщины), ассоциация (объединение) измененных элементов в образе - «Барыня» в народной игрушке;

конкретизация образа - определение и отражение в мысленном и эскизном образе его характерных черт, например, Филимоновская барыня; определение композиционного и цветового решения данного образа (филимоновская барыня с ребенком на руках, роспись малиново-золотистая)',

4. практическое воплощение образа:

предварительное планирование действия (операции) - мысленное «представливание» действия перед его осуществлением в соответствии с последовательностью операций: скатывание валика, выдавливание юбки из его нижней половины, вытягивание рук, головы и головного убора, заглаживание, лепка ребенка и его присоединение к барыне, оформление и т. д.;

реализация операций (поэтапно) - практическое осуществление всех названных операций до оформления;

анализ выполнения операций и соответствия мысленного и воплощаемого образов друг другу - контроль за точностью и правильностью операций; соотнесение целой формы и ее частей в процессе выполнения «Барыни» (анализ, синтез, абстракция, конкретизация формы), сравнение мысленного (эскизного) образа «Барыни» с воплощаемым;

корректировка, исправление в соответствии с мысленным образом;

5. оформление работы в соответствии с замыслом - сушка, обжиг, роспись.

Разнообразие операций данного алгоритма указывает на то, что структуру образно-пластического мышления составляют несколько процессуальных компонентов, регулируемых с помощью различных познавательных процессов психики. То есть, процесс образно-пластического мышления имеет особенность - его составляют повторяющиеся операции нескольких блоков психической деятельности - деятельности воображения (фантазия и память), практической деятельности (ощущения и действия), аналитикосинтетической деятельности (мышление и восприятие). Весь процесс не является механическим - он эмоционально окрашен, насыщен эстетическими переживаниями, особенно на стадии мысленного создания образа или восприятия имеющегося. Таким образом, структура процесса образнопластического мышления состоит из следующих компонентов мысленнопрактической деятельности: идейно-образный (опосредованный операциями 1-3 алгоритма), технологический (подпункт 2 пункта 4, пункт 5), оценочный (первый, третий и четвертый подпункты пункта 4 алгоритма), эмоциональный (прослеживается на протяжении всего процесса).

В соответствии со степенью выраженности различных компонентов образно-пластического мышления детей, можно выделить несколько уровней его сформированности у обучающихся:

- неудовлетворительный (характеризуется несоответствием визуального образа и работы друг другу и данной теме, низким уровнем сенсомотор-ной чувствительности, развития формообразующих движений и тактильно-кинестезических навыков - таким образом, слабо развиты все компоненты образно-пластического мышления);

- низкий (характеризуется достижением атрибутивной схожести работы с задуманным образом. Однако работа осуществляется механически, по принципу копирования ранее увиденного, со слабым вовлечением оценочного и эмоционального компонентов мыслительной деятельности. Детали не подчинены общей форме.);

- средний (характеризуется достаточным уровнем выразительности образа и соответствия работы заданной теме, однако наблюдается незавершенность оформления на последних этапах деятельности. Причина: недостаточно высокий уровень тактильно-кинестезических навыков детальной обработки формы, то есть слабая степень развития технологического компонента образно-пластического мышления);

- высокий (характеризуется выразительностью образа в работе (в соответствии с темой) при высоком качестве выполнения и оформления работы. Детали подчинены общей форме. Достаточно развиты все компоненты образно-пластического мышления).

Описанные уровни позволят успешно провести диагностику развития образно-пластического мышления, доказать эффективность методики его развития, а приращение названных художественно-пластических умений позволит перевести его на более высокий уровень.

В ходе изучения процесса обучения лепке и приобретения детьми художественно-пластических умений в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования была разработана модель, ориентированная на развитие образно-пластического мышления младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Были определены принципы данной модели (использование традиций народной художественной культуры для развития образно-пластического мышления, развитие о.п.м. в соответствующей деятельности, комплексность его развития, учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, неразрывная связь процессов развития, обучения и воспитания, соблюдение дидактических принципов). Были разработаны компоненты модели: целевой, содержательный, технологический и диагностический. Особенностью разработанной на ее основе методики является то, что она направлена на развитие образно-пластического мышления детей через комплексное развитие всех его названных компонентов: идейно-образного, технологического, оценочного и эмоционального. Исходя из разработанной структуры образно-пластического мышления, были выделены задачи данной модели:

1. Развитие воображения и образной памяти детей на материале гончарных традиций народной художественной культуры.

2. Развитие образно-пластических навыков в тактильно-кинестезической деятельности в материале (развитие осязания и мелкой моторики рук).

3. Развитие эстетического восприятия и аналитического мышления детей на занятиях по декоративной керамике на основе изучения народной художественной культуры.

4. Развитие эмоций и формирование нравственных качеств.

Содержательный аспект данной методической системы основан на материалах народной декоративной пластики - изучении истории, семантики и лепки распространенных в России и Курской области видов народной глиняной игрушки. Основные тематические блоки содержания: «Керамика» (вводный), а также постоянно чередующиеся и повторяющиеся в программе обучения блоки «Мы - гончарики», «Такие разные игрушки», «Глиняные фантазии». Каждый тематический блок содержит как теоретический, так и практический материал по своему разделу. Теоретическая часть представлена материалом об истории и разновидностях керамических (гончарных и игрушечных) промыслов России, о династиях мастеров и приемах лепки и росписи, символике образов, цветовой гаммы и орнаментов. Практическая часть содержит упражнения по лепке и росписи игрушек (блок «Такие разные игрушки»), гончарных изделий и декоративной керамики (блок «Мы-гончарики»), творческие задания по мотивам народной гончарной керамики и народной глиняной игрушки, а также по созданию новых образов (блок «Глиняные фантазии»).

Таким образом, программа реализации данной модели является блочной и многоуровневой. Программа «Юные Гончарики» рассчитана на два года обучения детей 7-9 лет, с периодичностью и длительностью занятий два раза в неделю и по 2 сорокаминутных занятия каждый раз соответственно.

Технологический аспект данной модели определяется ее инструментарием - используемыми педагогом методами, формами, средствами обучения. В соответствии с особенностями восприятия и мышления младших школьников, широкое использование в этой модели приобретают игровые методы (познавательная игра, игра-путешествие), метод театрализации.

Данная модель обучения совмещает и такие стандартные формы обучения, как практические занятия, беседы, занятия-повторения и обобщения, занятия - контрольные срезы, и нестандартные, как занятия-игры, экскурсии, творческие отчеты (выставки), театрализованные занятия, занятия-путешествия, занятия-соревнования, занятия-мастер-классы, экскурсии и коллективные обсуждения созданных работ на выставках.

С целью конкретизации методических особенностей программы приводим здесь краткую разработку одного из ее блоков.

Занятия заключительного блока «Такие разные игрушки» (2 год обучения) подводят итог изучению народной глиняной игрушки в программе «Юные Гончарики». Их тематическая направленность:

«Такие разные игрушки» (повторение пройденного) - (2 часа)

«Моя игрушка» - (6 часов)

«Что мы знаем об игрушках» - (1 час)

«Лучший игрушечник года» - (1 час)

Занятие 1.

Тема: «Такие разные игрушки».

Характер материала: теоретическо-обобщающий, практическо-закрепляющий.

Цель: развитие образно-пластического мышления детей в процессе актуализации и систематизации знаний, закрепления умений и навыков по разделу «Такие разные игрушки».

Задачи для развития:

- идейно-образного компонента: закрепление и систематизация имеющихся знаний по формообразованию глиняной игрушки;

- оценочного: развитие логики, речи, критического мышления;

- технологического: закрепление тактильно-кинестезических навыков и способов формообразования, использующихся в народной глиняной игрушке.

Методы: иллюстрация, повторение, контрольный, работа по карточкам.

Форма: контрольное занятие.

Краткое содержание. Актуализация изученного материала по разделу «Такие разные игрушки» (история глиняной игрушки: ее виды, типы, центры изготовления в России; сюжетика, роспись и орнамент в игрушках как составляющие их семантики; различные методы лепки игрушки в России), направленная на закрепление и систематизацию знаний о глиняной игрушке. Развитие логики, речи, критического мышления в ходе устного опроса по данной теме. Закрепление тактильно-кинестезических навыков и способов формообразования, использующихся в народной глиняной игрушке в процессе выполнения заданий по карточкам, включающим устный вопрос и практическое задание. Оценка знаний, анализ выполненных практических заданий.

Наглядные пособия и ТСО: иллюстрации с изображениями народных глиняных игрушек, оригинальные игрушки, таблица «Народные глиняные игрушки России» и т. д.

Занятия 2-Ь,

Тема: «Моя игрушка».

Цель: развитие образно-пластического мышления детей в процессе творческого решения поставленной задачи на примере самостоятельной лепки образца своей, «авторской» игрушки.

Задачи для развития:

- идейно-образного компонента: развитие фантазии, развитие умения подбирать используемые в народной декоративной пластике средства выражения для создания задуманного образа;

- оценочного: развитие анализа, рефлексии, композиционных способностей, умения комбинировать и трансформировать образы, творчески перерабатывать полученные знания для создания нового;

- технологического: закрепление тактильно-кинестезических навыков формообразования и декорирования формы в народной игрушке, создание своих собственных, «авторских» приемов;

- эмоционального: формирование положительной мотивации для занятия декоративной керамикой и творчеством вообще, развитие эстетического вкуса.

Методы: частично-поисковый, иллюстрация, демонстрация, работа по эскизу.

Форма: беседа, практическая работа.

Краткое содержание. Беседа об авторских игрушках и их отличиях от традиционных глиняных игрушек, направленная на развитие эстетического вкуса и фантазии. Развитие анализа и рефлексии в процессе вербального анализа нескольких авторских глиняных игрушек (характерные приемы лепки, росписи, используемые средства выражения, способ декорирования). Развитие композиционных способностей, умения комбинировать и трансформировать образы, творчески перерабатывать полученные знания для создания нового в процессе создания эскиза авторской игрушки (индивидуально). Закрепление тактильно-кинестезических навыков формообразования и декорирования формы в народной игрушке, создание своих собственных, «авторских» приемов в ходе лепки и последующего оформления высушенных и обожженных работ. Обсуждение работ, направленное на формирование положительной мотивации для занятия декоративной керамикой и творчеством вообще.

Наглядные пособия и ТСО: фотографии примеры авторских глиняных игрушек.

Занятие 5.

Тема: «Что мы знаем об игрушках. Лучший игрушечник года».

Характер материала: теоретический.

Цель: развитие различных компонентов образно-пластического мышления детей в ходе стимулирования их познавательных интересов.

Задачи для развития:

- идейно-образного компонента: закрепление и активизация знаний, умений, навыков;

- оценочного: развитие реакции, логической речи, быстроты, гибкости мышления;

- эмоционального: формирование положительной мотивации для занятий декоративной керамикой.

Методы: игровой, метод соревнования, анализ работ.

Форма: командная игра-соревнование, творческий отчет (выставка-конкурс).

Краткое содержание. Проведение командной игры-соревнования «Что мы знаем об игрушках», направленной на закрепление знаний детей по дан-

ной теме, развитие реакции, логической речи, быстроты и гибкости мышления. Подсчет баллов, награждение отличившейся команды. Практическая «аттестация» выпускников объединения - подведение итогов года на подготовленной детьми выставке их лучших работ «Лучший игрушечник года». Формирование положительной мотивации для занятий декоративной керамикой в ходе совместного обсуждения работ, выбора «лучшего игрушечника» (или нескольких), «награждение» победителей заранее изготовленными керамическими медалями.

Таким образом, проделанная исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:

1. Образно-пластического мышление - неотъемлемый компонент художественных способностей детей в объемно-пластических видах искусства (в декоративной керамике). Это вид художественно-образного мышления, включающий в себя специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области пластического декоративного творчества; процесс, содержанием которого является создание пластических образов на основе преобразования чувственной информации.

2. Кружковые занятия по созданию творческих работ на основе традиционной народной игрушки позволяют наиболее эффективно разрешить характерное для детей младшего школьного возраста противоречие между уровнем творческого потенциала детей и неумением отразить задуманный образ в материале (слабой степенью развития образно-пластического мышления).

3. В целях эффективного развития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях декоративной керамикой в ходе анализа процесса мысленно-практических действий по созданию образа в материале была определена структура процесса образно-пластического мышления, состоящая из операций идейно-образного, технологического, оценочного и эмоционального компонентов.

4. В соответствии со степенью выраженности различных компонентов образно-пластического мышления детей, были выделены четыре уровня его сформированности у обучающихся: неудовлетворительный, низкий, средний и высокий. Описанные уровни позволяют успешно провести диагностику развития образно-пластического мышления.

5. На основе описанной структуры образно-пластического мышления и уровней его развития была разработать модель, направленная на развитие образно-пластического мышления младших школьников на кружковых занятиях по декоративной керамике, и методическая система ее реализации.

Таким образом, изучение возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, определение структуры образно-пластического мышления и алгоритма всей мыслительно-практической деятельности по созданию образа в декоративной керамике позволяют создать и научно обосновать методику, направленную на эффективное развитие образнопластического мышления младших школьников во всей целостности и сложности этого процесса.

Библиографический список

1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ Под ред. И. С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.

2. Ворохоб, А. А. Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры [Текст] / А. А. Воробох // Дис. к.п.н. - М., 2000.

3. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский //М.: Педагогика, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Даутова, О. Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе [Текст] / О. Г. Даутова // Дис. к.п.н. - М., 2006.

5. Иванова, Ю. Б. Основные тенденции развития глиняной игрушки России на рубеже столетий/Гончары России-2000. (Материалы научно-практической конференции) [Текст] / Ю. Б. Иванова// М.: ООО Само-Принт, 2001.

6. Конышева, Н. Н. Лепка в начальных классах [Текст] / Н. Н. Конышева // М., 1985.

7. Скопина, О. А. Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы [Текст]: Дисс. к.п.н.

/ О. А. Скопина // 1999.

УДК 37

Ахмедова Мадина Касумовна

Соискатель кафедры педагогики Дагестанского государственного педагогического университета, rusalinal983@inbox.ru

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ahmedova Madina Kasumovna

Competitor of the pulpit pedagogical Dagestan state pedagogical university, rusalinal983@ inbox.ru

PROBLEM OF THE UNBRINGING THE INTELLECTUAL CULTURE YOUNGER SCHOOLBOY

Активизация познавательной деятельности учащихся выступает одной из важнейших проблем современного общества. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу являются требованиями жизни, определяющими то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активиза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.