••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-82-85
Средства народного творчества в эстетическом воспитании учащихся
Рамазанова Э. А., Кандаева Н. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - выявление и обоснование необходимых средств народного творчества, позволяющих реализовать эстетическое воспитание учащихся. Методы. Анализ продуктов творческой деятельности мастеров народного творчества, обобщение научно-методической и специальной литературы, посвященной народному творчеству. Результат. Организация эстетического воспитания средствами народного творчества способствует формированию образного восприятия окружающего мира и повышает интерес учащихся к данной сфере художественного ремесла. Рассматривая народное творчество как неотъемлемую часть культуры, можно говорить о том, что оно выступает не только средством для развития эстетических чувств и художественного вкуса, но и играет большую роль в формировании социальных отношений. Вывод. Эстетическое воспитание способствует вдохновению и повышению творческой активности, а развитие эстетической культуры и художественного восприятия создают благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности учащегося.
Ключевые слова: народное творчество, эстетическое воспитание, художественное образование.
Формат цитирования: Рамазанова Э. А., Кандаева Н. А. Средства народного творчества в эстетическом воспитании учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 82-85. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-82-85
Folk Art Tools in Aesthetic Education of Students
Elmira A. Ramazanova, Nazhibat A. Kandaeva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected]
ABSTRACT. The aim - identification and justification of the necessary means of folk art to implement aesthetic education of students. Methods. Analysis of products of folk-art masters' creative activity, generalization of scientific-methodical and special literature devoted to folk art. Result. The organization of aesthetic education by means of folk art contributes to the formation of an imaginative perception of the surrounding world and increases the interest of students in this field of artistic craft. Considering folk art as an integral part of culture, we can say that it is not only a means for the development of aesthetic feelings and artistic taste, but also plays an important role in the formation of social relations. Conclusion. Aesthetic education promotes inspiration and increases creative activity, and the development of aesthetic culture and artistic perception create favorable conditions for the comprehensive and harmonious development of the student's personality.
Keyword: folk art, aesthetic education, art education.
For citation: Ramazanova E. A., Kandaeva N. A. Folk Art Tools in Aesthetic Education of Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 82-85. (In Russian) DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-82-85
Введение
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе,
оставляют свой отпечаток в культурно-нравственной среде, которая в свою очередь ориентирует процесс эстетического
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
воспитания на развитие личности, способной к активным и творческим преобразованиям окружающего мира. Анализ современной психологической и методи-ко-педагогической литературы показывает, что высоконравственная личность легче адаптируется в любом виде деятельности, и способна к поиску оптимальных оригинальных решений поставленных задач [7, с. 83.].
С этих позиций, на наш взгляд, всестороннее формирование личности невозможно без организации целенаправленного нравственно-ориентированного воспитательного процесса и развития эстетической культуры.
Существующие в системе образования объективные проблемы организации эстетического воспитания, на наш взгляд, необходимо решать средствами народного творчества. Народное творчество опирается на естественную природосообразность, которая способствует организации целенаправленного художественно-эстетического воспитательного процесса. Познавая глубину народного творчества, можно добиться эстетического развития, в полной мере оценить подлинность духовных и художественно-эстетических ценностей.
Целью статьи является выявление и обоснование необходимых средств народного творчества, позволяющих реализовать эстетическое воспитание учащихся.
Методы - анализ продуктов творческой деятельности мастеров народного творчества, обобщение научно-методической и специальной литературы, посвященной народному творчеству.
Обсуждение и результаты
Эстетическое воспитание учащихся средствами народного творчества подразумевает формирование в них благодатного отношения к окружающей природной среде. При таком подходе у учащихся будет развивается способность к эмоциональному восприятию, их эстетический вкус, формироваться образ «идеала». Воспитательный процесс, построенный на изучении народного творчества, способствует выработке ценностно-эстетической ориентированности учащихся, выраженный в поступках и поведении, содействует развитию их творческого потенциала [1, с. 347; 3, с. 36].
Значительное многообразие народного творчества позволяет плодотворно влиять на подрастающее поколение, вызывая у учащихся положительные чувства и эстетическое отношение к окружающей действительности. Прежде всего, народное творчество, осуществляет значимую познавательную функцию, позволяющую расширять кругозор учащихся, их убеждения и взгляды. При этом воздействие средств народного творчества на восприятие личности в определенной мере зависит от его творческого начала и художественного вкуса. Не понимая язык изобразительных средств, без знания законов художественного постижения мира, без осознания искусства невозможно пробудить глубоких и ярких чувств.
Содержание эстетического воспитания должно быть ориентировано на личностное развитие учащегося и охватывать конкретно определенные стороны его формирования, к которым относятся:
- сформированность в потребности изучения народного творчества, через осознание художественной ценности разнообразных аспектов;
- компетенции, характеризующие знания об искусстве и умения оценивать художественные произведения народного творчества;
- понимание важных компонентов художественного отражения действительности и способность выражать свои суждения и взгляды по данным вопросам;
- развитие эстетического вкуса, основанного на восприятии прекрасного и эмоциональных переживаниях;
- направленность на выявление и постижение художественных основ искусства и нравственности учащихся [5, с. 76].
Таким образом в качестве важного компонента в содержании эстетического воспитания выступает приобщение учащихся к народному творчеству, которое способствует развитию их общей культуры.
В работах мастеров народного творчества заложены знания, переживания, связанные с деятельностью народа, отражающие его быт, поведение, убеждения и нравственные чувства. В произведениях народного творчества содержится уникальный опыт, богатый своеобразием, ценный в качестве средства нравственного и эстетического воспитания учащихся. С этих позиций народное творчество высту-
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• ОЭРи ЮийММ. Уо!. 14. N0. 2. 2020
пает одним из контекстов важной области социальной жизни, являясь многофункциональным средством народного искусства. При этом данный феномен можно рассматривать как колоссальную силу воздействия на личность учащегося [4, с. 96; 6, с. 23].
Являясь неотъемлемой частью общей культуры, народное творчество впитывает в себя душу народа и его художественные идеи. В качестве фундаментальной основы народного искусства выступает творческая деятельность народа, в которой отражаются исторические и значимые памятные события. Знакомство с народным творчеством позволяет учащимся глубже понять нравственные устои и воспринимать нормы, принятые в обществе. Такое влияние и воздействие на чувства учащихся и их эмоциональную сферу, позволяет использовать изделия традиционных народных художественных промыслов в системе организации эстетического воспитания.
Организация эстетического воспитания средствами народного творчества способствует формированию образного восприятия окружающего мира и повышает интерес учащихся к данной сфере художественного ремесла. Рассматривая народное творчество как неотъемлемую часть культуры, можно говорить о том, что оно выступает не только средством для развития эстетических чувств и художественного вкуса, но и играет большую роль в формировании социальных отношений [2, с. 117].
Применение средств народного творчества в реализации эстетического воспитания учащихся обоснованно основными критериями, к которым относятся:
- социальные, являющиеся важным компонентов народного творчества, в
Литература
1. Грицай Л. А. Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 18 (44). С. 345348.
2. Коновалов А. Е. Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве. Горький: ВВКИ, 1988. 236 с.
3. Кошелева Л. Ю., Гаврюк О. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи
рамках которого проявляется общая культура личности учащегося и воспитанность возвышенных чувств;
- психологические, влияющие на гармоничное развитие фантазии, воображения и созидательных способностей учащихся;
- эстетические, способствующие организовать воспитательный процесс на основе добра, красоты, чувства прекрасного к окружающей среде, сформированности эстетического вкуса;
- экологические, воспитывающие чувства заботы об окружающей природе и бережного отношения к ней;
- патриотические, приобщающие учащихся к уважительному отношению к историческому наследию и формирующие национальное самосознание подрастающего поколения.
Вывод
Значимость эстетического воспитания учащихся и их художественного развития средствами народного творчества по сей день остается актуальным и востребованным в современном обществе. Именно эстетическое воспитание способствует вдохновению и повышению творческой активности учащихся. Развитие эстетической культуры и художественного восприятия создает благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности учащегося.
Таким образом, народному творчеству, выступающему средством эстетического воспитания учащихся, принадлежит особенная и важная роль в структуре образовательного процесса, поскольку оно обладает большими возможностями реального психологического воздействия.
педагогики: материалы IX Международной научной конференции. М. : Буки-Веди. 2018. С. 35-37.
4. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2012. 270 с.
5. Обухова С. Становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства // Дошкольное воспитание. 2010. № 6. С. 75-76.
6. Рождественский К. Народное искусство. Неиссякаемый родник красоты. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
http://shedevrs.ru/dekorativnoe-iskusstvo/712-narodnoe-iskusstvo.html (дата обращения: 26.08.2017 г.)
References
1. Gritsay L. A. Some aspects of forming the aesthetic culture of high school students in a modern school. Izvestiya Rossijskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo unversiteta imeni A. I. Gercena. Aspirantskie tetradi [Proceedings of A. I. Herzen Russian State Pedagogical University. Postgraduate exercise books]. 2007. No. 18 (44). Pp. 345-348. (In Russian)
2. Konovalov A. E. Gorodeckaya rospis'. Ras-skazy o narodnom iskusstve [Gorodetsky painting. Stories about folk art]. Gorky, VVKI Publ., 1988. 236 p. (In Russian)
3. Kosheleva L. Yu., Gavryuk O. V. Folk decorative and applied art as a means of aesthetic education of children of senior preschool age. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Actual problems of pedagogy: proceedings of the IX International scientific conference]. Moscow, Buki-Vedi Publ., 2018. Pp. 35-37. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Рамазанова Эльмира Алиевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail:
Кандаева Нажибат Абдулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии начального образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
7. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 2005. 168 с.
4. Nemensky B. M. Pedagogika iskusstva. Vi-det', vedat' i tvorit': kniga dlya uchitelej obshche-obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Pedagogy of art. See, know, and create. Book for teachers of General education institutions]. Moscow, Prosvesh-chenie Publ., 2012. 270 p. (In Russian)
5. Obukhova S. Formation of an aesthetically developed personality by means of regional art. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education]. 2010. No. 6. Pp. 75-76. (In Russian)
6. Rozhdestvensky K. Folk art. An inexhaustible spring of beauty. [Electronic resource]. Mode of access: http://shedevrs.ru/dekorativnoe- is-kusstvo/712-narodnoe-iskusstvo.html (accessed: 26.08.2017)
7. Shatskaya V. N. Obshchie voprosy estet-icheskogo vospitaniya v shkole [General issues of aesthetic education at school]. Moscow, 2005. 168 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations
Elmira A. Ramazanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the dean of the faculty of Primary Schools, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Nazhibat A. Kandaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 14.05.2020 г.
Received 14.05.2020 г.