Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КУЛЬТУРА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна

Цель - выявить необходимые условия, формы и методы формирования познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству. Методы. Изучение методологической и искусствоведческой литературы, наблюдение и анализ художественных материалов, их сопоставление и обобщение. Результат. Важной задачей педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гармонизации образования является формирование их познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству. Так как именно в творчестве декоративно-прикладного искусства можно эффективно развивать творческие качества личности. В свою очередь организация воспитательного процесса, направленного на эстетическое развитие средствами декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью становления гармоничной личности, способствует сформированности творческих умений, повышая интеллектуальные качества и эстетический вкус. Вывод. Реализация методических основ формирования интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется в рамках личностно-ориентированного и деятельностного подходов, которые обеспечивают необходимые условия эстетического восприятия окружающей среды, способствуют гармоничному развитию учащихся и приобщают их к культурно-эстетическим достижениям народного творчества в рамках декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL BASIS OF FORMATION THE STUDENTS’ COGNITIVE INTEREST IN APPLIED AND DECORATIVE ARTS

The aim of the article is to identify the necessary conditions, forms and methods of forming students' cognitive interest in applied and decorative arts. Methods. Study of methodological and art history literature, observation and analysis of artistic materials, their comparison and generalization. Result. An important task of the pedagogical theory and practice of art education and aesthetic education of students in the context of modern problems of harmonization of education is the formation of their cognitive interest in applied and decorative arts. Since it is in the creativity of applied and decorative arts that one can effectively develop the creative qualities of an individual. First of all, the organization of the educational process aimed at aesthetic development by means of decorative and applied arts is an integral part of the formation of a harmonious personality, contributes to the formation of creative abilities, increasing intellectual qualities and aesthetic taste. Conclusion. Implementation of methodical basis of formation the students’ interest to arts and crafts is a part of personality-oriented and activity approaches, that provide the necessary conditions for aesthetic perception of the environment, promote the harmonious development of students and introduce them to the cultural and aesthetic achievements of national creativity in the framework of applied and decorative arts.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

Литература

1. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. 248 c.

References

1. Serdce otdayu detyam [I give my heart to my children]. Kiev, 1969. 248 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Рамазанова Джавгарат Асадулаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретических основ и технологий начального языкового образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 12.01.2020 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Dzhavgarat A. Ramazanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Theoretical Foundations and Primary Language Education Technologies, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Received 12.01.2020.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-98-101

Методические основы формирования познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству

Рамазанова Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель - выявить необходимые условия, формы и методы формирования познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству. Методы. Изучение методологической и искусствоведческой литературы, наблюдение и анализ художественных материалов, их сопоставление и обобщение. Результат. Важной задачей педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания учащихся в условиях современных задач гармонизации образования является формирование их познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству. Так как именно в творчестве декоративно-прикладного искусства можно эффективно развивать творческие качества личности. В свою очередь организация воспитательного процесса, направленного на эстетическое развитие средствами декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью становления гармоничной личности, способствует сформированности творческих умений, повышая интеллектуальные качества и эстетический вкус. Вывод. Реализация методических основ формирования интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется в рамках личностно-ориентированного и деятельностного подходов, которые обеспечивают необходимые условия эстетического восприятия окружающей среды, способствуют гармоничному развитию учащихся и приобщают их к культурно-эстетическим достижениям народного творчества в рамках декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: воспитание, народное творчество, культура, декоративно-прикладное искусство.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Формат цитирования: Рамазанова Э. А. Методические основы формирования познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2020. Т. 14. № 1. С. 98-101. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-98-101

Methodical Basis of Formation the Students' Cognitive Interest in Applied and Decorative Arts

Elmira A. Ramazanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to identify the necessary conditions, forms and methods of forming students' cognitive interest in applied and decorative arts. Methods. Study of methodological and art history literature, observation and analysis of artistic materials, their comparison and generalization. Result. An important task of the pedagogical theory and practice of art education and aesthetic education of students in the context of modern problems of harmonization of education is the formation of their cognitive interest in applied and decorative arts. Since it is in the creativity of applied and decorative arts that one can effectively develop the creative qualities of an individual. First of all, the organization of the educational process aimed at aesthetic development by means of decorative and applied arts is an integral part of the formation of a harmonious personality, contributes to the formation of creative abilities, increasing intellectual qualities and aesthetic taste. Conclusion. Implementation of methodical basis of formation the students' interest to arts and crafts is a part of personality-oriented and activity approaches, that provide the necessary conditions for aesthetic perception of the environment, promote the harmonious development of students and introduce them to the cultural and aesthetic achievements of national creativity in the framework of applied and decorative arts.

Keyword: education, folk art, culture, applied and decorative arts.

For citation: Ramazanova E. A. Methodical Basis of Formation the Students' Cognitive Interest in Applied and Decorative Arts. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 98-101. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1- 98-101(In Russian)

Введение

В современных условиях большое воздействие на развитие личности оказывает окружающая среда, в которой она развивается. При этом в развитии учащихся большую роль играет воспитание эстетического чувства ко всему прекрасному в окружающем нас мире. С этих позиций суть образовательного процесса заключается в формировании у учащихся познавательного интереса к творчеству, влияющего на восприятие реального мира.

Воспитание познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству основывается на передаваемом из поколения в поколение накопленном багаже знаний и мастерстве, в виде продукта исторического и социального опыта. При этом в самом декоративно-прикладном искусстве, создаваемом многими поколениями одаренных художников и мастеров, выявляются талант и творческие способно-

сти самого народа. В народном творчестве раскрываются проявления осознанности самих себя, мировоззренческие устои, целостное видение картины мира и полное погружение в создаваемые прекрасные творения. Именно поэтому творчество народных мастеров, выраженное в искусстве, является источником духовного обогащения и способствует формированию у учащихся познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству.

Целью статьи является выявление необходимых условий, форм и методов формирования познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Методы - изучение методологической и искусствоведческой литературы, наблюдение и анализ художественных материалов, их сопоставление и обобщение. Обсуждение и результаты Народное творчество, выраженное в декоративно-прикладном искусстве, позво-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• ОЭРи ЮийММ. Vol. 14. No. 1. 2020

ляет учащимся увидеть в нем идейные образы, содержащие в себе разнообразные явления культуры. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства проявляется от всемирно известной «Матрёшки» до громадных не менее известных табасаранских ковров, резной мебели, уникальных своей миниатюрностью сложных живописных композиций на деревянной утвари и т. д. [1, с. 132; 4, с. 86].

Выразительность и пластичность форм декоративно-прикладного искусства захватывает своей лаконичностью, гаммой цветовых оттенков, завершённостью композиций и красотой орнамента. Все это великолепие достигается на основе мастерства и опыта, специфических приёмов, которые передаются от поколения к поколению, бережно храня профессиональные традиции.

И несмотря на бурное техническое развитие, интерес к декоративно-прикладному искусству не только не угас, а, наоборот, с каждым днем внимание к нему растет. Такие, казалось бы, обычные предметы быта превращаются в настоящее чудо, после того как их распишут умелыми руками опытные мастера.

С этих позиций, организация воспитательного процесса, направленного на развитие познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству, имеет значение в обучении, как и изучение прикладных предметов. Приобщение к декоративно-прикладному искусству расширяет кругозор учащихся, развивает этическое восприятие всего того, что нас окружает.

Используемые в системе образования программы и методики воспитательной работы направлены на вырабатывание у учащихся художественного восприятия окружающей среды. В образовательных организациях в рамках государственных образовательных стандартов важным приоритетом выступает реализация личностных требований, выраженных в сформи-рованности любви к своей истории и к своей культуре [2, с. 47; 6, с. 234].

Основы познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству должны формироваться не только в рамках занятий по изобразительному искусству, но и в создании условий, позволяющих учащимся построить целостную картину развития художественного промысла, накопленного опыта и знаний в этой области.

Появляется необходимость создания условий, способствующих ориентировать

учащихся на знакомство их с историей развития росписи, приоткрыть секреты изготовления изделий народных мастеров, дать ощущения радости творчества, обучить работе с инструментами, привить любовь к художественному промыслу. При этом остро встает вопрос воспитания в учащихся творческого начала, способствующего знакомству с народным искусством, с недостаточностью времени, уделяемого для решения проблем, связанных с художественным промыслом, не выработаны методики формирования познавательного интереса обучающихся к народному творчеству [3, с. 79; 5, с. 168].

Следовательно, основой художественно-эстетического образования обучающихся и их воспитания в современных условиях является развитие у них познавательного интереса к декоративно-прикладному искусству. Так как именно в творчестве декоративно-прикладного искусства можно эффективно развивать творческие качества личности. В свою очередь организация воспитательного процесса, направленного на эстетическое развитие средствами декоративно-прикладного искусства, является неотъемлемой частью становления гармоничной личности, ведет к сформированности творческих способностей, повышая интеллектуальные качества и эстетический вкус.

Для реализации задач гуманизации образования и эстетического развития учащихся встает необходимость совершенствования системы художественного воспитания. Возникает потребность не только в вырабатывании у учащихся оценочных качеств эстетических явлений, но и в повышении их культуры в целом. Тем самым, развивая значимую прикладную деятельность учащихся, содействуя деятельному приобщению их к искусству, возрастает познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству.

Вывод

Формирование познавательного интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству основывается на таких условиях, как: развитие основных категорий; правила и требования к целостности композиций; формы и методы выявления всех возможностей материи, ее содержательной структуры, а также сформированности эстетически значимых качеств, художественного вкуса и способностей к качественной оценке окружающей среды.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

lol

Таким образом, реализация методических основ формирования интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству обеспечивается личностно-ориентированным и деятельностным подходами, которые обеспечивают необходимые условия эстетического восприятия

1. Андpиaнoвa П. Н., Eльникoвa Д. П. Фop-мы и методы вoспитaния у шкoльникoв твopче-скoгo oтнoшения к тpyдy. Дoнецк, 2006. 245 с.

2. Бapaнoвa А. В. Moделиpyем внеypoчнyю деятельнoсть oбyчaющихся. M. : Пpoсвещение, 2013. 96 с.

3. Koшaев В. А. Декopaтивнo-пpиклaднoе искyсствo. Пoнятия. Этaпы paзвития: yчебнoе пoсoбие для вyзoв. M. : Bлaдoс. 2015. 210 с.

4. Mopoзoвa Н. Г. Учителю o пoзнaвaтель-нoм интеpесе. M. : Знaние, 2009. 246 с.

metody vospitaniya u shkol'nikov tvorcheskogo otnosheniya k trudu [Forms and methods of Educating schoolchildren of a creative attitude to labor]. Donetsk, 2006. 245 p. (In Russian)

2. Baranova A. V. Modeliruem vneurochnuyu deyatel'nost' obuchayushchihsya [Modeling the extracurricular activities of students]. Moscow, Prosvesheniye Publ., 2013. 96 p. (In Russian)

3. Koshaev V. A. Dekorativno-prikladnoe is-kusstvo. Ponyatiya. Etapy razvitiya: uchebnoe posobie dlya vuzov [Decorative and applied arts. Concepts. Development stages: textbook for universities]. Moscow, Vlados Publ., 2015. 210 p. (In Russian)

4. Morozova N. G. Uchitelyu o poznavatel'nom interese [To the teacher about cognitive interest]. Moscow, Znanie Publ., 2009. 246 p. (In Russian)

окружающей среды, способствуют гармоничному развитию учащихся, решению основных задач в воспитании и приобщению учащихся к культурно-эстетическим достижениям народного творчества в рамках декоративно-прикладного искусства.

5. Пpoблемы твopческoгo paзвития личнo-сти в системе oбpaзoвaния: сбopник статей no мaтеpиaлaм III Bсеpoссийскoгo нayчнo-пpaктическoгo семинapa / гаст. и pед. ^ини-цынa А. В. M. : ИХОиК РАО, 2016. 201 с.

6. Щyкинa Г. И. Пpoблемa пoзнaвaтельнoпo интеpесa в психoлoгии. M. : Пpoсвещение, 2006. 3B2 с.

sisteme obrazovaniya: sbornik statej po materi-alam III Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara [Problems of the creative development of personality in the education system: collected papers of the proceedings of the III All-Russian scientific and practical seminar]. Comp. and ed. Krinitsyna A. V. Moscow, IAE&C RAE Publ., 2016. 201 p. (In Russian)

6. Shchukina G. I Problema poznavatel'nogo interesa v psihologii [The problem of cognitive interest in psychology]. M. : Prosvesheniye Publ., 2006. 382 p. (In Russian)

Литеpaтypa

References

1. Andrianova P. N., Elnikova D. P. Formy i 5. Problemy tvorcheskogo razvitiya lichnosti v

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Принадлежность к организации Affiliation

Рамазанова Эльмира Алиевна, кандидат Elmira A. Ramazanova, PH. D. (Pedagogy),

педагогических наук, доцент, декан факуль- assistant professor, the dean of the faculty of

тета начальных классов, Дагестанский госу- Primary School, Dagestan State Pedagogical

дарственный педагогический университет, University, Makhachkala, Russia; e-mail: ka-

Махачкала, Россия; e-mail: [email protected].

[email protected].

Принята в печать 11.01.2020 г.

Received 11.01.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.