Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСКУССТВО / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY / ART / AESTHETIC CULTURE / CREATIVE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна

Цель. Рассмотреть художественно-творческую деятельность как средство формирования эстетической культуры учащихся. Методы. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение. Результат. Определена эффективность художественно-творческой деятельности учащихся в педагогической теории и практике общего образования, а также теоретически обоснован дидактический потенциал средств художественно-творческой деятельности и особенности ее реализации в обеспечении развития эстетической культуры учащихся. Вывод. Поиск эффективных форм развития художественно-творческой деятельности и формирования индивидуально-творческой личности приобретают актуальность, что обусловливает важность научного осмысления соотношения материально-технического и духовного процесса в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Эльмира Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY IN THE FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF THE STUDENTS

The aim of the article is to review the artistic and creative activities as a means of formation the aesthetic culture of the students. Methods. Analysis of scientific and psychological-pedagogical literature, comparison, generalization. Result. The efficiency of the students ’artistic and creative activity in pedagogical theory and practice of general education is determined, and the didactic potential of the means of artistic and creative activity and the features of its implementation in ensuring the development of students’ aesthetic culture are theoretically substantiated. Conclusion. The search for effective forms of development of artistic and creative activities and the formation of individual creative personality acquire relevance, which determines the importance of scientific understanding of the relationship of material, technical and spiritual process in society.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ»

North Caucasus]. Nalchik, Poligraphservis i T Publ., 2015. 204 p. (In Russian)

8. Ushinsky K. D. Izbrannye pedagogicheskie pro-izvedeniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1968. 555 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Ортабаев Казим Джашауевич, старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева (КЧГУ им. У. Д. Алиева), Карачаевск, Россия; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Койчуева Жамиля Алимовна, младший научный сотрудник, лаборатория педагогических и этнокультурных исследований в сфере образования, КЧГУ им. У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Койчуев Айтек Алим-Джашарович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией педагогических и этнокультурных исследований в сфере образования, КЧГУ им. У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Принята в печать 01.08.2019 г.

9. Shapovalov V. K. Zhiznennye strategii i kar'ernye plany uchashchejsya molodezhi Ka-rachaevo-CHerkesii [Life strategies and career plans of students in Karachay-Cherkessia]. Ka-rachaevsk, 2012. 200 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Kazim D. Ortabaev, senior lecturer, the chair of Physical Education, U. D. Aliev Kara-chay-Cherkess State University (U. D. Aliev KChSU), Karachaevsk, Russia; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Zhamilya A. Koychueva, junior researcher, the laboratory of Pedagogical and Ethnocul-tural Research in Education, U. D. Aliev KChSU, Karachaevsk, Russia; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Aytek A.-D. Koychuev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the laboratory of Pedagogical and Ethnocultural Research in Education, U. D. Aliev KChSU, Karachaevsk, Russia; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Received 01.08.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.036

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-60-64

Художественно-творческая деятельность в формировании эстетической культуры учащихся

© 2019 Рамазанова Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kazanbieva1964@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть художественно-творческую деятельность как средство формирования эстетической культуры учащихся. Методы. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение. Результат. Определена эффективность художественно-творческой деятельности учащихся в педагогической теории и практике общего образования, а также теоретически обоснован дидактический потенциал средств художественно-творческой деятельности и особенности ее реализации в обеспечении развития эстетической культуры учащихся. Вывод. Поиск эффективных форм развития художественно-творческой деятельности и формирования индивидуально-творческой личности приобретают актуальность, что обусловливает важность научного осмысления соотношения материально-технического и духовного процесса в обществе.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, искусство, эстетическая культура, творческая личность.

Формат цитирования: Рамазанова Э. А. Художественно-творческая деятельность в формировании эстетической культуры учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 60-64. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-60-64

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Artistic and Creative Activity in the Formation of Aesthetic Culture of the Students

© 2019 Elmira A. Ramazanova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: kazanbieva1964@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to review the artistic and creative activities as a means of formation the aesthetic culture of the students. Methods. Analysis of scientific and psychological-pedagogical literature, comparison, generalization. Result. The efficiency of the students 'artistic and creative activity in pedagogical theory and practice of general education is determined, and the didactic potential of the means of artistic and creative activity and the features of its implementation in ensuring the development of students' aesthetic culture are theoretically substantiated. Conclusion. The search for effective forms of development of artistic and creative activities and the formation of individual creative personality acquire relevance, which determines the importance of scientific understanding of the relationship of material, technical and spiritual process in society.

Keywords: artistic and creative activity, art, aesthetic culture, creative person.

For citation: Ramazanova E. A. Artistic and Creative Activity in the Formation of Aesthetic Culture of the Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 60-64. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-60-64 (In Russian)_

Введение

Значимой составляющей современного общества выступает сформированность эстетической культуры подрастающего поколения. Развитие эстетической культуры говорит о том, что каждый представитель социума живет не только лишь материальными проблемами, но и беспокоится о духовном воспитании. Выступая в качестве меры духовного развития общества, эстетическая культура способствует тому, чтобы видеть во всем прекрасное, творить его своими руками и наслаждаться своими творениями. Центральное место в формировании эстетической культуры учащихся-занимает художественная культура, которая выражается в художественно-творческой деятельности.

С этих позиций следует отметить, что художественно-творческая деятельность в развитии общества и личности на протяжении всей истории народной культуры привлекали внимание педагогов. В наше время в период социальных и духовных трансформаций, поиск эффективных форм развития художественно-творческой деятельности и формирования индивидуально-творческой личности приобретают актуальность, что обусловливает важность научного осмысления соотношения материально-технического и духовного процесса в обществе.

Целью статьи является рассмотрение художественно-творческой деятельности в

качестве средства формирования эстетической культуры учащихся.

Методы - анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение, а также наблюдения и изучение педагогического опыта.

Обсуждение и результаты

Эстетическая культура представляется сложной конструкцией, которая подразумевает духовный внутренний мир человека, охватывает аспекты личностного и общекультурного характера. Эстетическая культура выступает в качестве важнейшей составляющей духовного облика личности, от степени ее развития во многом зависит интеллигентность человека, его устремления, творческая активность, способность к созидательной деятельности и отношение к окружающему миру.

В качестве основных видов деятельности, необходимых для развития и формирования эстетической культуры учащихся выступают занятия по вырабатыванию художественного восприятия и культурной коммуникации, расширение кругозора и изобразительная деятельность. То есть те эффективные способы, реализация которых позволит охватить весь объем художественно-творческого опыта, накопленного человечеством и выраженном как в классическом, так и в современном искусстве [3, с. 452].

Для того чтобы искусство развивало эстетическую культуру учащихся, подействовало на них, ему следует быть значимой мотива-

цией, которая будет побуждать к совместной творческой деятельности учащихся и педагогов, а с другой стороны помощи родителей и старших членов семьи. Таким образом, совместная творческая деятельность будет способствовать укреплению убежденности учащихся в значимости искусства, его восприятия в качестве важного элемента своей жизни [6, с. 79].

С позиции современной педагогики эстетическая культура является субъектной позицией педагога, определяющей продвижение и реализацию традиционно-культурных ценностей, их духовную, эстетическую и художественно-творческую значимость в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. При этом педагогические условия эффективного воздействия на формирование эстетической культуры учащихся характеризуются следующими компонентами:

- совокупность целенаправленно созданных форм созидательной деятельности, включенных в среду образовательной-организации и обеспечивающих ее творчески-ориентированную направленность;

- создание разновидной как учебной, так и внеучебной художественно-творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и интересов учащихся, позволяющих разработать плановую траекторию творческого самоопределения;

- разработка единого междисциплинарного комплекса с соответствующим содержанием и учебно-методическим сопровождением дисциплин художественно-творческого цикла;

- применение педагогами собственного авторского стиля при реализации образовательного процесса, мотивируя учащихся на ценностно-смысловое отношение к искусству и художественно-творческой деятельности.

Важность создания необходимых педагогических условий для организации творческого образовательного процесса на занятиях по изобразительному искусству обуславливается потребностью объединения взаимосвязи с другими видами художественной деятельности. К ним можно отнести сочинение сказок, веселых или грустных историй, или чтение стихов, органичное включение музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа. Включение перечисленных элементов в процесс обучения позволит учащимся по-

нять художественный образ, воплотиться в него и изобразить его. Данный подход позволит применять разнообразные формы творческой деятельности, ощутить всю полноту впечатлений, а также поможет снять напряжения от излишней формализации учебного процесса [1, с. 346].

При этом будут созданы условия для организации культурной коммуникации, развития способности слышать и понимать друг друга, уметь договариваться, выражать свои идеи, а также для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки. Подобные педагогические условия способствуют открытости в совместной творческой деятельности и позволяют получать радость от общей совместной работы [2, с. 110; 5, с. 83].

Обобщая существующие в современной педагогике подходы к организации образовательного процесса на основе творческой деятельности, необходимо отметить наиболее важные принципы организации художественно-творческой деятельности учащихся, к которым относятся:

- понимание языка искусства, выраженного существующими средствами индивидуального образного представления, которые в свою очередь выступают основой практико-художественной деятельности учащихся;

- ориентированность всех сторон образовательного процесса на эмоциональный компонент, где чувства и переживания составляют основной путь общения учащихся с искусством;

- целостное единение творчества и процесса обучения в рамках художественного воспитания учащихся, рассматриваемое в качестве эмоционального развития эстетической выразительности в их художественно-творческой деятельности;

- объединение восприятия произведений искусства учащимися с практической художественно-творческой деятельностью в единый художественный образ;

- многообразие художественных тематик, материалов и техник, выступающих в качестве основы для разнообразных методов и способов выражения собственного творчества учащихся;

- вырабатывание у учащихся умений и навыков применения многообразных форм в самостоятельной творческой деятельности, способствующих их успешному художественно-творческому развитию;

- проектирование системы художественно-творческой деятельности в про-

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

цессе обучения изобразительному искусству и художественному труду на основе учета индивидуальных способностей учащихся.

Основанный на научных принципах процесс формирования эстетической культуры учащихся с учетом выделенных педагогических условий, обладает большим потенциалом, позволяя раскрыть творческие способности каждого ученика. При этом разнообразие методов эстетического воспитания зависит от таких важных условий, как объем и качество содержания, средств и форм реализации видов деятельности, а также значительную роль играют уровень и степень подготовки педагога, его мастерство и компетенции [4, с. 95].

С этих позиций педагогическая наука и практика обусловливают ряд наиболее эффективных методик и соответствующих форм развития у учащихся эстетического восприятия, отношений, суждений, оценок и практических действий, к которым относятся:

- метод беседы, ориентированный на формирование эстетических чувств и первоначального проявления вкуса;

- деятельностный метод, направленный на выполнение упражнений практического характера и предназначенный для выработки навыков культуры поведения и преобразования окружающей среды;

- метод проблемного обучения, побуждающий к поиску и решению практических заданий;

1. Грицай Л. А. Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 18 (44). С. 345-348.

2. Останина С. А. Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии // Молодой ученый. 2011. № 4. Т. 2. С. 110-112.

3. Павлова Н. А. Принципы организации художественно-эстетической деятельности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С. 451-459.

1. Gritsay L. A. Some aspects of the formation of an aesthetic culture of high school students in a modern school. Izvestiya Rossijskogo gosudar-

- метод сопереживания, раскрывающий духовный мир учащихся и их отзывчивость на прекрасные творения в окружающем мире.

Таким образом, создание необходимых педагогических условий и реализация разнообразных форм и методик позволит раскрыть творческий потенциал каждого учащегося, его индивидуальные особенно-стии на основе художественно-творческой деятельности, сформировать у каждого учащегося эстетическую культуру.

Вывод

Освоение искусств и реализация художественно-творческой деятельности в процессе обучения способствуют гармоничному развитию личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей учащихся. У них обогащается духовная и эмоциональная сфера, формируются традиционно-ценностные ориентации, вырабатывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах образовательных организаций.

Поиск эффективных форм художественно-творческой деятельности способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся, формирует у них целостное представление о мире, а также развивает образное восприятие и через эстетическое переживание способствует освоению способов творческого самовыражения.

4. Ревякин Д. В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. 2011. № 4. С. 93-96.

5. Сандюкова С. А. Особенности организации кружковой работы по декоративно-прикладному искусству // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2009. № 6. С. 82-85.

6. Фокина Е. Н. Художественно-практическая деятельность - основа развития эмоциональной сферы психики: материалы Всероссийской конференции «Культура. Искусство. Наука» // Теория и экология разума. Тюмень: Изд-во ТГУ. 2002. С. 78-104.

stvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena. Aspirantskie tetradi [Bulletin of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University.

Литература

References

Postgraduate exercise books]. 2007. No. 18 (44). Pp. 345-348. (In Russian)

2. Ostanina S. A. Pedagogical conditions for the formation of a creative style of artistic and aesthetic activity of schoolchildren in the educational space of the gymnasium. Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 2011. Vol. 2. No. 4. Pp. 110-112. (In Russian)

3. Pavlova N. A. The principles of the organization of artistic and aesthetic activities of students. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta im. A. I. Gercena [Bulletin of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University]. 2008. No. 69. Pp. 451-459. (In Russian)

4. Revyakin D. V. On the problem of the formation of artistic and aesthetic taste in young

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Рамазанова Эльмира Алиевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета начальных классов, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kazanbieva1964@mail.ru

Принята в печать 05.08.2019 г.

children. Nachal'naya shkola [Primary School]. 2011. No. 4. Pp. 93-96. (In Russian)

5. Sandyukova S. A. Features of the organization of the circle work in the arts and crafts. Omskij nauchnyj vestnik. Seriya «Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost'» [Omsk Scientific Bulletin. Series "Society. History. Modernity"]. 2009. No. 6. Pp. 82-85. (In Russian)

6. Fokina E. N. Artistic and practical activity -the basis for the development of the emotional sphere of the psyche: proceedings of the All-Russian conference "Culture. Art. Science". Teori-ya i ekologiya razuma [Theory and ecology of the mind]. Tyumen, TSU Publ., 2002. Pp. 78-104. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Elmira A. Ramazanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the dean of the faculty of Primary Schools, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: ka-zanbieva1964@mail.ru.

Received 05.08.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-64-71

Организационно-педагогические условия развития социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации

© 2019 Рукавишников А. В.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: artur.rukavishnikv@rambler.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Теоретическое описание организационно-педагогических условий, способствующих развитию социальной ответственности у будущих офицеров войск национальной гвардии РФ. Методы. Анализ научно-исследовательских работ, посвященных проблеме развития социальной ответственности в рамках образовательных организаций высшего образования, выявление и обобщение (группировка) организационно-педагогических условий, способствующих развитию социальной ответственности личности будущего специалиста. Результат. В результате проведенного теоретического исследования выявлены различные подходы к пониманию организационно-педагогических условий (как внешнее обстоятельство, как мероприятие, как характеристика педагогической системы, как деятельность субъекта, как совокупность определенных возможностей, как формы педагогического взаимодействия, как инте-гративно-комплексное образование и др.). Исследователи в области педагогики социальной ответственности выделяют различные условия для её формирования и развития. Вывод. Качественная орга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.