Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО И НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО И НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОСОБЕННОСТИ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева Мелианат Халитовна

Цель. В статье на основе анализа научно-методической литературы, а также педагогического опыта автора рассматриваются содержание и результаты использования элементов традиционной культуры карачаевцев в процессе трудового и нравственно-эстетического воспитания обучающихся. Методы. Материалы статьи основаны на анализе педагогической, этнографической, исторической, культурологической литературы, а также сборе полевого материала и обобщении педагогического опыта. Результат. Показаны возможности педагогического обращения к культурно-историческому наследию карачаевского народа. Вывод. В статье осуществлен обзор особенностей материальной культуры карачаевского народа в контексте их использования в учебно-воспитательном процессе современной школы. Материалы статьи могут найти применение в работе государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также общественных организаций Карачаево-Черкесии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырева Мелианат Халитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CULTURE OF THE KARACHAI PEOPLE AS A MEANS OF LABOR AND MORAL AESTHETIC EDUCATION

Aim. Based on the analysis of scientific and methodological literature, as well as the author's pedagogical experience, the article examines the content and results of using elements of the traditional culture of Karachais in the process of labor and moral and aesthetic education of students. Methods. The materials of the article are based on the analysis of pedagogical, ethnographic, historical, culturological literature, as well as the collection of field material and generalization of pedagogical experience. Result. The possibilities of pedagogical appeal to the cultural and historical heritage of the Karachai people are shown. Conclusion. The article provides an overview of the features of the material culture of the Karachai people in the context of their use in the educational process of a modern school. The materials of the article can find application in the work of state and municipal educational institutions, as well as public organizations of Karachay-Cherkessia.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО И НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

Банкурова Раиса Умалатовна, старший chair of Geography and Geoecology, Chechen преподаватель, кафедра географии и геоэко- State University, Grozny, Russia; e-mail: логии, Чеченский государственный универ- [email protected] ситет, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 23.11.2019 г. Received 23.11.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-22-27

Традиционная культура карачаевского народа

как средство трудового и нравственно-эстетического воспитания

Богатырева М. Х.

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева,

Карачаевск, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье на основе анализа научно-методической литературы, а также педагогического опыта автора рассматриваются содержание и результаты использования элементов традиционной культуры карачаевцев в процессе трудового и нравственно-эстетического воспитания обучающихся. Методы. Материалы статьи основаны на анализе педагогической, этнографической, исторической, культурологической литературы, а также сборе полевого материала и обобщении педагогического опыта. Результат. Показаны возможности педагогического обращения к культурно-историческому наследию карачаевского народа. Вывод. В статье осуществлен обзор особенностей материальной культуры карачаевского народа в контексте их использования в учебно-воспитательном процессе современной школы. Материалы статьи могут найти применение в работе государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также общественных организаций Карачаево-Черкесии.

Ключевые слова: традиционная культура, особенности, трудовое воспитание, нравственно-эстетическое воспитание.

Формат цитирования: Богатырева М. Х. Традиционная культура карачаевского народа как средство трудового и нравственно-эстетического воспитания // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 22-27. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-22-27_

Traditional Culture of the Karachai People as a Means of Labor and Moral Aesthetic Education

Melianat Kh. Bogatyreva

U. D. Aliev Karachai-Cherkess State University, Karachaevsk, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. Based on the analysis of scientific and methodological literature, as well as the author's pedagogical experience, the article examines the content and results of using elements of the traditional culture of Karachais in the process of labor and moral and aesthetic education of students. Methods. The materials of the article are based on the analysis of pedagogical, ethnographic, historical, culturological literature, as well as the collection of field material and generalization of pedagogical experience. Result.

The possibilities of pedagogical appeal to the cultural and historical heritage of the Karachai people are shown. Conclusion. The article provides an overview of the features of the material culture of the Karachai people in the context of their use in the educational process of a modern school. The materials of the article can find application in the work of state and municipal educational institutions, as well as public organizations of Karachay-Cherkessia.

Key words: traditional culture, features, labor education, moral and aesthetic education.

For citation: Bogatyreva M. Kh. Traditional Culture of the Karachai People as a Means of Labor and Moral Aesthetic Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 22-27 DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-22-27 (In Russian)

Введение

Вопросы обращения в педагогическом процессе к традиционному культурному наследию народов Российской Федерации, активно обсуждавшиеся научным сообществом на рубеже веков, в последнее время не столь популярны. Во многом сложившееся положение связано с глобализацией культурных коммуникаций и унификацией образовательных программ, тем не менее, на наш взгляд, сохранение культурного наследия народов России требует дальнейшего исследования содержательных и методических компонентов трансляции этнокультурного наследия в образовательный процесс. В аспекте совершенствования процесса нравственно-эстетического воспитания обучающихся, нам, в частности, представляется важным использование элементов художественных промыслов на уроках технологии, а если смотреть шире в процессе трудового, нравственного и эстетического воспитания. Высокая степень отработанности данного метода в учреждениях образования Республики Дагестан характерна не для всех регионов, например, для другого субъекта СевероКавказского федерального округа - Карачаево-Черкесской Республики, а потому остается здесь весьма актуальной, требующей педагогического поиска и осмысления.

Народная система трудового воспитания является объектом внимания отечественных и зарубежных ученых. Значительный вклад в исследование народной педагогики, в частности, вопросов использования культурного наследия в педагогическом процессе внесли Ф. В. Абаева, М. Ю. Айбазова, Б. Ш. Алиева, И. А. Арабов, П. М. Дебиров, А. А.-Дж. Койчуев, Ш. А. Мирзоев, О. Д. Мукаева, Г. Ю. Нагорная, З. Г. Нигматова, К. Б. Семенов, Я. И. Ханбиков, К. М. Текеев, И. М. Шаманов, И. А. Шорова, В. К. Шаповалов и многие другие авторы.

Рассматривая педагогическое обращение к народной культуре карачаевского

народа в учебно-воспитательном процессе следует обратить внимание не только на самобытность традиционной культуры карачаевцев, но также и на взаимовлияние, культурные аналогии и параллели с другими народами Северного Кавказа. Как справедливо отмечают этнографы - «Конкретные естественно-географические условия влияли на становление производственных навыков, создавая единые формы и направления хозяйственной деятельности» [3, с. 87]. «Не может быть никаких сомнений, что значительная часть северокавказских культур пронизана общностью как в культурном и языковом, так и в генетическом плане» [6, с. 181].

Цель - изучить содержание и результаты использования элементов традиционной культуры карачаевцев в процессе трудового и нравственно-эстетического воспитания обучающихся.

Методы - материалы статьи основаны на анализе педагогической, этнографической, исторической, культурологической литературы, а также сборе полевого материала и обобщении педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

В использовании элементов традиционного культурного наследия в трудовом и нравственно-эстетическом воспитании обучающихся мы опираемся на синтез исследовательского подхода к изучению объектов народной культуры и практической работы, например, в технике макетирования или 3Б моделирования. Исходя из накопленного нами опыта, мы можем констатировать приоритетность изучения культурного наследия, которая диктуется целесообразностью единовременного и синхронного формирования в процессе трудового и нравственно-эстетического воспитания учащихся знаний из области истории и культуры родного края. Воссоздание на уроках технологии макетов, ра-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 4. 2019

нее исследованных под руководством педагога компонентов народной материальной культуры, не представляет особой сложности. Как показывает практика, проблема часто заключается в отсутствии доступной для детей школьного возраста научно-популярной литературы, посвященной истории и современному состоянию традиционной культуры народов Карачаево-Черкесии. Важно отметить, что в процессе практической работы учащиеся не только более детально знакомятся с объектами материальной культуры, но и совершенствуют свои знания в области других учебных дисциплин - родного языка, краеведения, истории, географии, биологии.

Обращение к культурному наследию в процессе трудового и нравственно-эстетического воспитания предполагает обзор и анализ объектов традиционной культуры. В частности, таких важных ее компонентов как народная архитектура и интерьер, народные художественные промыслы. В этой связи целесообразно проведение учащимися исследовательской работы, посвященной истории и современному состоянию традиционной культуры народов региона. Следует отметить, что традиционные ценности являются важными для большинства учащихся старшеклассников Карачаево-Черкесии [8, с. 131].

В ходе исследовательской работы учащихся, осуществленной под руководством педагога, дана характеристика современному состоянию традиционной архитектуры и некоторых видов народных художественных промыслов Карачая, позволяющая констатировать следующее. Традиционное срубное жилище карачаевцев, наиболее полно отвечавшее природно-климатическим условиям региона проживания этноса, на сегодняшний день практически полностью вытеснено постройками из кирпича, камня и бетона, в которых отсутствует характерное «лицо» карачаевского двора. В некоторых жилых постройках последних десятилетий наблюдается использование некоторых традиционных архитектурных элементов и строительных материалов, которое, тем не менее, не позволяет говорить о комплексном возрождении традиционной архитектуры и строительства, скорее об отходе при строительстве усадьбы от открытого двора советской эпохи в пользу традиционного закрытого единой крышей карачаевского двора, более отвечающего внутри общественным осо-

бенностям наступившей эпохи индивидуализма. Сегодня карачаевский двор, как и столетия назад, характерен стремлением убрать под крышу как можно большую его часть по типу древнего крытого двора -башы джабылгъан арбаз.

Типы хозяйственных построек сохранились почти полностью. Это бау - сарай. Где традиционно изолированы места для крупного и мелкого рогатого скота, молодняка, лошадей. Гезен - кладовая, в которой хранится не только запас продуктов, но и сельхоз инвентарь. Ген - достаточно монументальное, плетеное из прутьев орешника сооружение на вбитых в грунт четырех опорах, предназначенное для хранения муки, зерна, кукурузных початков. Джер юй (буквально переводится как землянка) -тоже, что и погреб. Джатма - навес. Данный тип постройки никогда не терял своей популярности в Карачае. Навес служит летней кухней, местом отдыха. Нередко под навесом отводится место для верстака, за которым горцы любят проводить досуг, мастеря или чиня нужные в хозяйстве и быту вещи. В настоящее время часто под навесом устраивают спортивный уголок с перекладиной и различными тренажерами. Нередко навес заменяет гараж.

Культовые сооружения карачаевцев, включающие мечети, церкви и монастыри эпохи христианизации Карачая, а также языческие захоронения - склепы, мавзолеи, курганы, за исключением мечетей, практически полностью разрушенных в советское время поборниками атеизма, позволяют проследить эволюцию архитектурной мысли региона, расположенного на стыке многих цивилизаций и культур.

На основании изучения немногих сохранившихся фотографий и устных свидетельств старожилов можно констатировать, что архитектура мечетей Карачая имела свои особенности, обусловленные высокогорьем и климатом. Это были монументальные сооружения из камня и дерева, как правило с одним минаретом. Декоративное убранство мечетей не отличалось богатством, но данная особенность, по нашему мнению, является скорее следствием эстетических предпочтений горцев, нежели свидетельством отсутствия мастеров, способных украсить интерьер мечети, их можно было пригласить, например, из Дагестана. Мечети современной постройки мало отличаются от мечетей, возведенных в других регионах, а отделка экстерьера и

интерьера зависит лишь от экономических возможностей местной общины. Строительным материалом служат бетон, облицовочный камень и кирпич. Так же, как и в других регионах, архитектурный облик современных мечетей в Карачае включает в себя как многокупольные сооружения, возведенные в стиле классической исламской архитектуры с четырьмя минаретами, так и относительно строгие по архитектуре постройки без купола с одним минаретом.

Для карачаевцев, равно как и для других народов, исповедующих Ислам, является определяющим уважение к человеку-труженику, призыв к созиданию, содержащийся в аятах Корана и сунне Пророка Му-хаммада. Влияние Ислама на духовную культуру, а через нее - и на народную педагогику Северного Кавказа нашло свое отражение в традициях, своде правил и норм поведения, таких как аталычество, куначество, пабратимство и, связанные с ними традиции организации и ведения трудовой деятельности, физическое, патриотическое, экологическое и трудовое воспитание [4, с. 58].

На территории Карачаево-Черкесии еще в эпоху ранней бронзы строили каменные гробницы, склепы и монументальные дольмены [1, с. 43].

Расположенные в Карачае старинные монастыри, церкви, склепы, мавзолеи и курганы, являющиеся памятниками истории и культуры карачаевского народа подробно исследованы и описаны многими отечественными и зарубежными учеными, благодаря чему в данной области существует значительная дидактическая база.

Традиционный интерьер является еще одним элементом народной культуры, способным в значительной степени обогатить содержание занятий, проводимых на уроках технологии.

Характерными составными частями традиционного внутреннего убранства карачаевского жилища, сохранившимися по сию пору, являются многоярусные полки, двойные двери, войлочные ковры, наблюдается в последние годы и возврат к традиционному очагу в современной интерпретации, сейчас, это скорее, камин, связанный с общей системой отопления. Традиционными остаются комната для гостей, комнаты для женатых сыновей, с отдельным входом, пока они не успели обзавестись собственным жильем.

Среди нововведений в убранстве интерьера можно отметить использование охотничьих трофеев в качестве декора. Остаются популярными войлочные ковры, традиционно занимающие особое место в убранстве карачаевских жилищ.

Особой популярностью в Карачае, отличающимся обилием лесов, пользовалась обработка древесины. Традиционно карачаевцы обеспечивали себя необходимыми в быту изделиями из дерева, причем хорошего качества. Сохранившиеся изделия мастеров отличаются добротностью, строгим рационализмом форм, часто отсутствием декоративных элементов. Данная особенность не умаляет мастерства карачаевских резчиков по дереву. Полевые исследования автора статьи позволили дать описание одному из произведений мастеров карачаевцев - резчиков по дереву - блюда для подачи мяса, напоминающего бытовавшие в Дагестане вырезанные или выточенные из дерева корытца [2, с. 30]. Изделие было вырезано мастером из цельного куска легкой и прочной древесины, в традиционной форме неглубокого широкого четырехугольного блюда, от которого отходили длинные деревянные цепочки с приборами на концах. При желании приборы можно было спрятать под бортами блюда, в которых были предусмотрены специальные ниши и крепления. Блюдо для подачи мяса называлось ашлау [5, с. 17]. Согласно сведениям информатора, на одном из застолий в честь гостей из России, изделие попало на глаза одному из гостивших, который выразил свое восхищение изделием. Согласно обычаю ашлау подарили гостю. Изделия современных мастеров-резчиков по дереву в Карачае отличаются простотой и ясностью орнаментального декора [7, с. 104].

Карачаевцы, чьим основным занятием было скотоводство, создали из дерева много простых и эффективных инструментов, предназначенных для обработки и выделки шерсти и кожи. Современное состояние обработки древесины можно признать удовлетворительным, поскольку традиции данного вида традиционного искусства живут и популярны в народе, вместе с тем, остается недостаточно исследованным богатое наследие мастеров прошлого.

Кузнечное дело, имеющее в Карачае богатые традиции, сегодня переживает оживление, особенно в части изготовления но-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

жей и декоративной ковки. Если последнее для карачаевцев является новым искусством, не имеющим глубоких традиций, то оружейное дело, включающее и изготовление ножей имеет богатое прошлое. По своим качествам холодное оружие мастеров Карачая, могло успешно соперничать с клинками мастеров из других регионов, но уступало им в декоративной отделке. В быту карачаевцев кузнечные изделия находили широкое применение: орудия земледелия, детали конской упряжи и повозок, инструменты и многое другое. В наше время, традиционное кузнечное искусство находится на этапе возрождения его популярности. Почти в каждом населенном пункте, есть мастера, занимающиеся кузнечным делом, хотя нередко и в отрыве от национальных традиций.

Основная задача практической работы учащихся заключается в формировании у обучающихся знаний и навыков, направ-

Черкесск, 1983. 169 с.

2. Дебиров П. М. Резьба по дереву в Дагестане. М. : Наука, 1982. 238 с.

3. Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе: сборник научных трудов. Орджоникидзе, 1985. 148 с.

4. Койчуев А. А.-Дж. Педагогический потенциал ислама в светском образовании: теоретическая основа и практический опыт. Нижний Новгород: Медина, 2009. 266 с.

[Khumarin settlement]. Cherkessk, 1983. 169 p. (In Russian)

2. Debirov P. M. Rez'ba po derevu v Dagestane [Wood carving in Dagestan]. Moscow, Nauka Publ., 1982. 238 p. (In Russian)

3. Voprosy istoriko-kul'turnyh svyazej na Severnom Kavkaze: sbornik nauchnyh trudov [Questions of historical and cultural ties in the North Caucasus: collection of scientific papers]. Ordzhonikidze, 1985. 148 p. (In Russian)

4. Koychuev A. A.-J. Pedagogicheskij potencial islama v svetskom obrazovanii: teoreticheskaya osnova i prakticheskij opyt [The pedagogical potential of Islam in secular education: theoretical background and practical experience]. Nizhny Novgorod, Medina Publ., 2009. 266 p. (In Russian)

ленных на сохранение национальной традиции материальной культуры в современных условиях, предполагающих синтез традиционных и инновационных технологий.

Вывод

Педагогическое обращение к народной материальной культуре в учебно-воспитательном процессе, в частности трудовом и нравственно-эстетическом воспитании учащихся может осуществляться на основе исследовательского метода, в единстве с формированием у обучающихся знаний в области истории, этнографии и географии родного края, возвращением в речевой оборот вышедших из обихода слов и словосочетаний. Дальнейшее развитие исследований в области народной педагогики, на наш взгляд, требует междисциплинарного подхода, предполагающего расширение и углубление связи этнопеда-гогики с историей, этнографией, культурологией и социологией.

основе традиционного искусства народов КЧР. Карачаевск, 1997. 31 с.

6. Тайсиев Д. М. Этногенез народов Кавказа. Нальчик, 2015. 204 с.

7. Хворостов А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. М. : Просвещение, 1977. 176 с.

8. Шаповалов В. К. Жизненные стратегии и карьерные планы учащейся молодежи Карачаево-Черкесии. Карачаевск, 2012. 200 с.

nove tradicionnogo iskusstva narodov KCHR [Labor training based on the traditional art of the KChR people]. Karachaevsk, 1997. 31 p. (In Russian)

6. Taysiev D. M. Etnogenez narodov Kavkaza [Ethnogenesis of the peoples of the Caucasus]. Nalchik, 2015. 204 p. (In Russian)

7. Khvorostov A. S. Chekanka. Inkrustaciya. Rez'ba po derevu [Chasing. Inlay. Wood carving]. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1977. 176 p. (In Russian)

8. Shapovalov V. K. Zhiznennye strategii i kar'ernye plany uchashchejsya molodezhi Ka-rachaevo-CHerkesii [Life strategies and career plans of student youth in Karachay-Cherkessia]. Karachaevsk, 2012. 200 p. (In Russian)

Литература

1. Биджиев Х. Х. Хумаринское городище. 5. Койчуев А. А.-Дж. Трудовое обучение на

References

1. Bidzhiev Kh. Kh. Humarinskoe gorodishche 5. Koichuev A. A.-J. Trudovoe obuchenie na os-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Богатырева Мелианат Халитовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна, Институт искусств, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 17.11.2019 г.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-27-32

Способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов

Джовтханова Х. Х.

Чеченский государственный университет, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Изучить способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов. Методы. Анализ научно-методической литературы, законодательства, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), обобщение, наблюдение. Результат. В статье изучена способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов. Вывод. В ходе повышения информационной грамотности населения учитель должен стремиться оптимально сочетать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на каждую личность, развивать его мотивацию, познавательные интересы и способности. Но наряду с этим, важно уметь организовывать самостоятельную деятельность пожилых людей, в том числе попыток создания ими социально-значимых проектов.

Ключевые слова: учитель информатики, информационная грамотность населения, социально-значимые проекты, люди пожилого возраста.

Формат цитирования: Джовтханова Х. Х. Способность учителя информатики повышать информационную грамотность населения и осуществлять поддержку социально-значимых проектов. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С.27-32. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-27-32_

Ability of Informatics Teacher to Increase the Information Literacy of the Population and Support the Socially Significant Projects

Khadizhat Kh. Dzhovtkhanova

Chechen State University, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Melianat Kh. Bogatyreva, Ph. D. of Pedagogy, assistant professor, the chair of Decorative and Applied Arts, Institute of Arts, U. D. Aliev Karachai-Cherkess State University, Ka-rachaevsk, Russia; e-mail: [email protected]

Received 17.11.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.