Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАУК О ЗЕМЛЕ'

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАУК О ЗЕМЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алахвердиев Фазиль Джалалович, Банкурова Раиса Умалатовна

Цель. В статье обосновывается актуальность перехода географического образования на новую гуманистическую парадигму в связи с резким ухудшением глобальной экологической ситуации и возросшей необходимостью противодействия угрозам экологической безопасности Российской Федерации (РФ), а также необходимостью осознания своей российской идентичности в процессе изучения наук о Земле. Методы. В период исследования проблемы использовались описательный, сравнительный, геоинформационный методы и аксиологический подход как методологическая основа образования и современной педагогики. Результаты. В работе раскрывается вся сложность исследуемой проблемы и обосновывается выбор аксиологического подхода, характеризующегося гуманистическим характером и гуманитарной направленностью в организации современного географического образовательного процесса через преподавание наук о Земле. Результаты убеждают, что управление качеством географического образования с ориентацией на аксиологический подход становится императивом формирования научного мировоззрения молодого поколения, опирающегося на коэволюцию общества и природы и направленного на осознание своей ответственности за дестабилизацию экологической обстановки в мире. Выводы. Конечный результат изучения наук о Земле посредством аксиологического подхода определяется не столько суммой приобретённых знаний о Земле, сколько умением применять их на практике по принципу «мыслить глобально, действовать локально», что отвечает требованию развития различных форм повышения экологической грамотности в контексте документа «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Сформированное мировоззрение не только ориентирует человека в жизни, но и определяет его российскую идентичность, т. е. составляет его сущность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алахвердиев Фазиль Джалалович, Банкурова Раиса Умалатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH TO THE FORMATION OF IDEOLOGICAL ORIENTATIONS OF THE YOUNG GENERATION IN THE PROCESS OF STUDYING EARTH SCIENCES

The aim of the article is the relevance of the transition of geographic education to a new humanistic paradigm in connection with a sharp deterioration in the global environmental situation and the increased need to counter threats to the environmental security of the Russian Federation (RF), as well as the need to understand their Russian identity in the process of studying the earth sciences. Methods. During the study of the problem, descriptive, comparative, geoinformation methods and an axiological approach are used as the methodological basis of education and modern pedagogy. Results. The work reveals the entire complexity of the problem under study and substantiates the choice of an axiological approach, characterized by a humanistic character and humanitarian orientation in the organization of the modern geographical educational process through the teaching of earth sciences. The results convince that the quality management of geographic education with a focus on the axiological approach becomes an imperative for the formation of the scientific worldview of the younger generation, based on the co-evolution of society and nature and aimed at realizing their responsibility for destabilizing the environmental situation in the world. Conclusions. The end result of studying the Earth sciences through the axiological approach is determined not so much by the amount of acquired knowledge about the Earth, but by the ability to apply it in practice according to the principle of “think globally, act locally”, which meets the requirement for the development of various forms of increasing environmental literacy in the context of the document “Environmental Security of The Russian Federation for the period up to 2025”. Formed worldview not only orientates a person in life, but determines his Russian identity, ie constitutes its essence. Keywords: axiology, humanistic paradigm, worldview, global environmental crisis, geographical knowledge, environmental thinking, national security of the RF.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАУК О ЗЕМЛЕ»

Психолого-педагогические науки ••• 17

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Педагогические науки / Pedagogical Science

Оригинальная статья / Original Article

УДК 37.016.91

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-17-22

Аксиологический подход к формированию мировоззренческих ориентиров молодого поколения

в процессе изучения наук о земле

Алахвердиев Ф. Д. 1, Банкурова Р. У. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Чеченский государственный университет, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье обосновывается актуальность перехода географического образования на новую гуманистическую парадигму в связи с резким ухудшением глобальной экологической ситуации и возросшей необходимостью противодействия угрозам экологической безопасности Российской Федерации (РФ), а также необходимостью осознания своей российской идентичности в процессе изучения наук о Земле. Методы. В период исследования проблемы использовались описательный, сравнительный, геоинформационный методы и аксиологический подход как методологическая основа образования и современной педагогики. Результаты. В работе раскрывается вся сложность исследуемой проблемы и обосновывается выбор аксиологического подхода, характеризующегося гуманистическим характером и гуманитарной направленностью в организации современного географического образовательного процесса через преподавание наук о Земле. Результаты убеждают, что управление качеством географического образования с ориентацией на аксиологический подход становится императивом формирования научного мировоззрения молодого поколения, опирающегося на коэволюцию общества и природы и направленного на осознание своей ответственности за дестабилизацию экологической обстановки в мире. Выводы. Конечный результат изучения наук о Земле посредством аксиологического подхода определяется не столько суммой приобретённых знаний о Земле, сколько умением применять их на практике по принципу «мыслить глобально, действовать локально», что отвечает требованию развития различных форм повышения экологической грамотности в контексте документа «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Сформированное мировоззрение не только ориентирует человека в жизни, но и определяет его российскую идентичность, т. е. составляет его сущность.

Ключевые слова: аксиология, гуманистическая парадигма, мировоззрение, глобальный экологический кризис, географические знания, экологическое мышление, национальная безопасность РФ.

Формат цитирования: Алахвердиев Ф. Д., Банкурова Р. У. Аксиологический подход к формированию мировоззренческих ориентиров молодого поколения в процессе изучения наук о Земле // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 17-22. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-17-22_

Axiological Approach to the Formation of Ideological Orientations of the Young Generation in the Process of Studying Earth Sciences

Fazil D. Alakhverdiev 1, Raisa. U. Bankurova 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

2 Chechen State University, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]

АBSTRACT. The aim of the article is the relevance of the transition of geographic education to a new humanistic paradigm in connection with a sharp deterioration in the global environmental situation and the increased need to counter threats to the environmental security of the Russian Federation (RF), as well as the need to understand their Russian identity in the process of studying the earth sciences. Methods. During the study of the problem, descriptive, comparative, geoinformation methods and an axiological approach are used as the methodological basis of education and modern pedagogy. Results. The work reveals the entire complexity of the problem under study and substantiates the choice of an axiological approach, characterized by a humanistic character and humanitarian orientation in the organization of the modern geographical educational process through the teaching of earth sciences. The results convince that the quality management of geographic education with a focus on the axiological approach becomes an imperative for the formation of the scientific worldview of the younger generation, based on the co-evolution of society and nature and aimed at realizing their responsibility for destabilizing the environmental situation in the world. Conclusions. The end result of studying the Earth sciences through the axiological approach is determined not so much by the amount of acquired knowledge about the Earth, but by the ability to apply it in practice according to the principle of "think globally, act locally", which meets the requirement for the development of various forms of increasing environmental literacy in the context of the document "Environmental Security of The Russian Federation for the period up to 2025". Formed worldview not only orientates a person in life, but determines his Russian identity, ie constitutes its essence.

Keywords: axiology, humanistic paradigm, worldview, global environmental crisis, geographical knowledge, environmental thinking, national security of the RF.

For citation: Alakhverdiev F. D., Bankurova R. U. Axiological Approach to the Formation of Ideological Orientations of the Young Generation in the Process of Studying Earth Sciences // Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 17-22. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-17-22 (In Russian)

«Самый дорогостоящий товар в мире -это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше»

Д. Халперн

Введение

Забота о природе, о сохранности жизни на Земле не должна быть исключительно прерогативой федерального, регионального или локального правительств, административных и природоохранных организаций, она должна активно внедряться в образовательный процесс на всех уровнях, воспитывать в молодом поколении чувство ответственности и сопричастности к проблемам безопасности окружающей среды - в этом актуальность настоящей статьи. В качестве объекта научного исследования выступает необходимость формирования научного мировоззрения у молодого поколения. Вера автора в то, что человечество действительно способно придать развитию нашей цивилизации устойчивый и долговременный ха-

рактер, т. е. в систему коэволюции общества и природы с тем, чтобы передавать из поколения в поколение природный фонд как можно менее истощенным и загрязненным, послужила мотивацией для написания статьи.

Цель статьи - раскрыть необходимость изменения парадигмы образования и наметить ориентиры формирования мировоззрения школьника в процессе обучения географии, продиктованные насущной необходимостью сохранения существования человечества на Земле и укрепления положения РФ в мире.

Материал и методы исследования

Исходным материалом послужили наблюдения за формированием личности обучающегося в процессе усвоения наук о

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Земле в русле инновационного педагогического и географического мышления, отвечающего вызовам современной реальности. Мы исходили из того, что, будучи стержнем человеческой жизни, мировоззрение базируется на определенных ценностях и включает в свою структуру такие элементы, как система различных знаний, в том числе и географических, обобщенные представления о жизни, ценности познания и практики, в конечном счете, образующие совокупность взглядов на мир, его ценностное ядро. Мировоззренческие ценности носят универсальный характер и задают смысл жизни, определяют жизненные позиции и способ жизни, поэтому их формирование определяется и корректируется государством в соответствии с национальными интересами и стратегией устойчивого развития. В своем исследовании мы опираемся на Концепцию развития географического образования в РФ, представляющую собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения, а также определяющую механизмы ее реализации и закрепляющую положение о том, что географические знания играют ключевую роль в формировании национального самосознания и российской идентичности. Последние могут быть сформированы лишь на базе научного мировоззрения, по нашему убеждению. В работах Д. Замятина, Ю. Голубчикова, В. Ф. Черно-воленко, А. Е Климова, З. Виедоевич, А. Н. Бекетова, К. А. Тимирязева, К. Ф. Рулье, А. П. Богданова, К. Бэра и многих других поставлен насущный вопрос о новом качестве образования, о трансформации содержания школьных и вузовских географических знаний в рамках формирования новой гуманистической парадигмы в образовании. В них включается аксиологический подход, в контексте которого воспитанник рассматривается как высшая ценность общества. Мы рассматриваем аксиологию как методологическую основу школьного и вузовского образования, а также современной российской педагогики, которая обусловит развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающегося и будет способствовать формированию научного мировоззрения. На наш взгляд, это позволит возродить интерес к географическому знанию, основанному на

гуманистической платформе, и избежать «механизированного подхода» к географическим и экологическим исследованиям. Таким образом, науки о Земле претендуют на объединение разрозненных и многоуровневых знаний о мире в единой целостной системе, способной конструировать «географическую картину мира», решая проблемы оптимизации сосуществования природной среды и общества и представляя глобальное геопространство сквозь призму его разнообразия.

Результаты и их обсуждение

Для современной цивилизации характерно постоянное нарастание глобального экологического кризиса из-за главного противоречия между человеком и природой - увеличения совокупной антропогенной нагрузки на окружающую среду, приводящей к ее дестабилизации. Под воздействием антропогенной деятельности на планете уже происходят процессы, получающие необратимый характер и ставящие под сомнение благоприятное будущее человечества, которое зависит от качества питьевой воды и воздуха, ненарушенных ландшафтов, способности природной среды к восстановлению и воспроизводству после антропогенного воздействия и т. д.

Как следует из доклада Комиссии ООН по проблемам окружающей среды (иЫЕР), прогноз развития человечества до 2032 г. -пессимистичен [3]. Так, по данным английского биолога Джереми Томаса и его коллег из Совета исследований окружающей среды, уже сегодня можно говорить о начале шестого в истории планеты массового вымирания биологических видов [4]. Актуальная ситуация с пандемией из-за СОУГО 19 поставила население многих стран на грань выживания. В этих условиях экологический терроризм получает распространение и вопросы экологической безопасности становятся неотъемлемой частью национальной политики РФ, а формирование осознанного мировоззренческого отношения к природе - частью государственной образовательной стратегии.

В своей работе В. Н. Шейко и Ю. П. Бо-гуцкий указывают, что в системе человек -общество - природа - космос человек должен иметь космическое сознание, это задание уже сегодня стало одной из важнейших проблем человечества, в ее решении люди видят путь к своему спасению от надвигающейся катастрофы, которая может быть

вызвана всемирным отчуждением человека от природы, от общества и самого себя [5]. Вот почему сегодня возрастает роль наук о Земле в образовательном процессе.

В XXI веке появилась насущная необходимость пересмотра шкалы человеческих ценностей и осознание того, что для существования и развития человеческой цивилизации необходим соответствующий уровень географических знаний, экологического сознания, экологического мышления и экологического воспитания молодого поколения. Современное образование в России постоянно испытывает влияние усложняющейся мировой социальной системы, новейших мультимедийных технологий, растущего недоверия к нашей стране. В связи с этой ситуацией аксиологический подход к поиску новых мировоззренческих ориентиров для молодого поколения РФ кажется актуальным и оправданным, а также может рассматриваться как более адекватный в качестве способа постижения логики нравственного сознания молодого человека. В последние годы в молодежной среде отмечается снижение интереса к овладению географическими знаниями, поскольку в обществе не совсем глубоко понимают содержание и предназначение географии, ее мировоззренческую роль в формировании целостной личности молодого человека, неотъемлемой чертой которой является научное мировоззрение. По представлениям многих людей география изучает лишь сведения о том, какие и где расположены горы, моря, реки, города, страны и т. д. Средняя общеобразовательная школа нередко является единственным источником географических знаний для большинства населения, поэтому уровень географической и экологической компетенции напрямую зависит от качества преподавания школьной географии и от того, какое место занимают науки о Земле в российском обществе. На наш взгляд, науки о Земле имеют неоспоримую ценность в становлении мировидения человека, которое должно опираться не только на объективно существующий мир, но и собственное «я» (субъективная точка зрения, опирающаяся на собственный опыт в познании окружающего мира), через призму которого этот мир воспринимается индивидуумом. Исключить самих себя из объективной реальности в процессе познания - невозможно. В связи с последним особую важность приобретает в процессе обучения наук о Земле

при формировании географических компетенций аксиологический подход и продуманная индивидуализация обучения. Это положение отчасти перекликается с идеей американского философа Т. Нагеля, по которой объективный мир неизбежно должен включать в себя и «нас» (субъективную перспективу, точку зрения) как часть этого мира, иначе он будет фундаментально неполон [3]. Таким образом, осмысление реальной действительности происходит посредством сознания человека, а не ее освоения в виде готовых кодексов норм, правил и запретов, и нацелено оно на поиск истины, выступающей регулятивной идеей, что позволяет индивиду иначе воспринимать себя в пространстве и обществе. Отсюда вытекает новая стратегия в образовательном процессе, направленная на формирование такого «е§о», в котором объективное и субъективное должны сближаться. Поэтому аксиологический подход к содержанию географических дисциплин в образовательном процессе более важен, чем изучение возрастного развития школьника с учетом его анатомии, физиологии, психологии и т. д. Процесс глобализации, вызвавший большой миграционный процесс во всем мире, приводит к непрерывному смешению генов, в том числе между расами, что, как полагают современные философы сформирует в будущем гармонизированную общность сознаний, так называемое сверхсознание, порождающее единое мировоззрение, присущее личности с устойчивой системой социально значимых черт, и характеризующее ее как члена глобализован-ного общества [1]. Однако в условиях цифровой среды актуальное общество с его ориентацией на удовлетворение потребительского спроса населения носит противоречивый характер и лишено гармонии. Оно характеризуется повсеместным манипулированием людьми цифровыми технологиями и их «омассовлением», снижая тем самым качество индивидуального существования человека и бросая его, по выражению психоаналитика В. Франкля, в «экзистенциальный вакуум» [4] или согласно К. Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью - «как все» [8].

Заключение

Таким образом, конечный результат обучения наукам о Земле посредством аксиологического подхода определяется не

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

столько суммой приобретё нных знаний, сколько умением применять их на практике по принципу «мыслить глобально, действовать локально», что отвечает требованию развития различных форм повышения экологической грамотности в контексте документа «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». В. И. Вернадский спрогнозировал ситуацию сегодняшнего дня, подчеркивая: «Мы подходим к очень ответственному времени - к коренному изменению нашего

следование эволюции человеческого разума / Перев. с фр. М. : София, 2008. 448 с.

2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. 381 с.

3. Доклад Комиссии ООН по проблемам окружающей среды (иИЕР), прогноз развития человечества до 2032 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: / ИИрв: // www.newsru.com/ (дата обращения: 02.09.2019 г.)

4. Доклад Джереми Томаса и его коллег из Совета исследований окружающей среды [Электронный ресурс] / Режим доступа:

dovanie evolyucii chelovecheskogo razuma [Cosmic consciousness. Research on the evolution of the human mind]. Transl. from French. Moscow, Sofiya Publ., 2008. 448 p. (In Russian)

2. Vernadsky V. I. Filosofskie mysli naturalista [Philosophical thoughts of a naturalist]. Moscow, 1988. 381 p. (In Russian)

3. Report of the United Nations Commission on the environment (UNEP), forecast of human development until 2032. [Electronic resource]. Mode of access: / https: // www.newsru.com/ (accessed: 02.07.2019).

4. Report by Jeremy Thomas and his colleagues from the environmental research Council [Electronic resource]. Mode of access: / https: //unenvironment.org/ (accessed: 02.07.2019).

научного мировоззрения. Это изменение по своим последствиям, вероятно, будет не меньшим, чем было в свое время создание понятия Космоса, построенного на всемирном тяготении и на бесконечности времени и пространства, Космоса, проникнутого материей и энергией» [1]. Осознанное мировоззренческое отношение молодого поколения к окружающей среде служит гарантией для противодействия глобальным угрозам экологической и национальной безопасности Российской Федерации.

02.09.2019 г.)

5. Нагель Томас. Что все это значит? Очень краткое введение в философию / Пер. с анг. А. Толстова. М. : Идея-Пресс. 2001. 84 с.

6. Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск, 2009. 120 с.

7. Шейко В. М., Богуцкий Ю. П. Формирование основ культурологии в эпоху цивилизаци-онной глобализации (вторая половина XIX -начало XXI вв.). Киев: Генеза, 2005. 592 с.

8. Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen. Berlin, Springer, 1960. 486 p.

kratkoe vvedenie v filosofiyu [What does it all mean? A very brief introduction to philosophy]. Transl. from English by A. Tolstov. Moscow, Idea-Press Publ., 2001. 84 p. (In Russian)

6. Frankl V. E. Stradaniya ot bessmyslennosti zhizni. Aktual'naya psihoterapiya [Suffering from the meaninglessness of life. The actual psychotherapy]. Novosibirsk, 2009. 120 p. (In Russian)

7. Sheyko V. M., Bogutsky Yu. P. Formirovanie osnov kul'turologii v epohu civilizacionnoj globali-zacii (vtoraya polovina XIX - nachalo XXI vv.). [Formation of the foundations of cultural studies in the era of civilizational globalization (the second half of the XIX - beginning of the XXI centuries)]. Kiev, Geneza Publ., 2005. 592 p. (In Russian)

8. Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen. Berlin, Springer, 1960. 486 p.

Литература

1. Бёкк Р. М. Космическое сознание. Ис- //unenvironment.org/ (дата обращения:

References

1. Beck R. M. Kosmicheskoe soznanie. Issle- 5. Nagel Thomas. Chto vse eto znachit? Ochen'

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Принадлежность к организации Affiliations

Алахвердиев Фазиль Джалалович, кан- Fazil D. Alakhverdiev, Ph. D. of Geography,

дидат географических наук, доктор биологи- Doctor of Biology, professor, the chair of Geog-

ческих наук, профессор, кафедра географии raphy and Teaching Methods, Dagestan State

и методики преподавания, Дагестанский гос- Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-

ударственный педагогический университет, mail: [email protected]

Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Raisa. U. Bankurova, senior lecturer, the

Банкурова Раиса Умалатовна, старший chair of Geography and Geoecology, Chechen преподаватель, кафедра географии и геоэко- State University, Grozny, Russia; e-mail: логии, Чеченский государственный универ- [email protected] ситет, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]

Принята в печать 23.11.2019 г. Received 23.11.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-22-27

Традиционная культура карачаевского народа

как средство трудового и нравственно-эстетического воспитания

Богатырева М. Х.

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева,

Карачаевск, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье на основе анализа научно-методической литературы, а также педагогического опыта автора рассматриваются содержание и результаты использования элементов традиционной культуры карачаевцев в процессе трудового и нравственно-эстетического воспитания обучающихся. Методы. Материалы статьи основаны на анализе педагогической, этнографической, исторической, культурологической литературы, а также сборе полевого материала и обобщении педагогического опыта. Результат. Показаны возможности педагогического обращения к культурно-историческому наследию карачаевского народа. Вывод. В статье осуществлен обзор особенностей материальной культуры карачаевского народа в контексте их использования в учебно-воспитательном процессе современной школы. Материалы статьи могут найти применение в работе государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также общественных организаций Карачаево-Черкесии.

Ключевые слова: традиционная культура, особенности, трудовое воспитание, нравственно-эстетическое воспитание.

Формат цитирования: Богатырева М. Х. Традиционная культура карачаевского народа как средство трудового и нравственно-эстетического воспитания // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 22-27. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-22-27_

Traditional Culture of the Karachai People as a Means of Labor and Moral Aesthetic Education

Melianat Kh. Bogatyreva

U. D. Aliev Karachai-Cherkess State University, Karachaevsk, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. Based on the analysis of scientific and methodological literature, as well as the author's pedagogical experience, the article examines the content and results of using elements of the traditional culture of Karachais in the process of labor and moral and aesthetic education of students. Methods. The materials of the article are based on the analysis of pedagogical, ethnographic, historical, culturological literature, as well as the collection of field material and generalization of pedagogical experience. Result.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.