Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО")'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КОВРОТКАЧЕСТВО / ЭТНОКУЛЬТУРА / TRAINING / EDUCATION / CARPET WEAVING / ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльдерова Мария Загировна

Целью исследования является изучение особенностей преподавания дисциплины «Художественное ковроткачество» как транслятора этнокультурного наследия народов России. Методы. Анализ, обобщение. Результат. Возрождение и сохранение этнокультуры в современных условиях возможно только через использование в повседневной педагогической практике духовных, эстетических и культурных особенностей этноса, воспитывающих в человеке уважение к человеку, терпимость и взаимопонимание. Вывод. Этнопедагогизация содержания процесса воспитывающего обучения содействует становлению любой творческой личности. Воспитание творческой, духовно богатой личности - актуальная задача общественного развития будущих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL HERITAGE OF THE PEOPLES OF RUSSIA: MODERNITY AND PERSPECTIVE (BASING ON TEACHING THE DISCIPLINE "ARTISTIC СARPET WEAVING")

The aim of the study is to study the features of teaching the discipline "Artistic carpet weaving" as a translator of the ethnocultural heritage of the peoples of Russia. Methods. Analysis, generalization. Result. The revival and preservation of ethnic culture in modern conditions is possible only through the use of spiritual, aesthetic and cultural features of the ethnic group in everyday pedagogical practice, which foster respect for the person, tolerance and mutual understanding. Conclusion. Ethnopedagogization of the content of the educational learning process contributes to the formation of any creative personality. Education of a creative, spiritually rich person is an actual task of social development of future generations.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РОССИИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО")»

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 371

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-86-91

Этнокультурное наследие народов России: современность и перспектива (на примере преподавания дисциплины «Художественное ковроткачество»)

© 2019 Эльдерова М. З.

Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова

Элиста, Россия, e-mail: mariael@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение особенностей преподавания дисциплины «Художественное ковроткачество» как транслятора этнокультурного наследия народов России. Методы. Анализ, обобщение. Результат. Возрождение и сохранение этнокультуры в современных условиях возможно только через использование в повседневной педагогической практике духовных, эстетических и культурных особенностей этноса, воспитывающих в человеке уважение к человеку, терпимость и взаимопонимание. Вывод. Этнопедагогизация содержания процесса воспитывающего обучения содействует становлению любой творческой личности. Воспитание творческой, духовно богатой личности - актуальная задача общественного развития будущих поколений.

Ключевые слова: обучение, воспитание, ковроткачество, этнокультура.

Формат цитирования: Эльдерова М. З. Этнокультурное наследие народов России: современность и перспектива (на примере преподавания дисциплины «Художественное ковроткачество») // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 86-91. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-86-91_

Ethnocultural Heritage of the Peoples of Russia: Modernity and Perspective (Basing on Teaching the Discipline "Artistic Carpet Weaving")

© 2019 Mariya Z. Elderova

B. B. Gorodovikov Kalmyk State University, Elista, Russia, e-mail: mariael@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to study the features of teaching the discipline "Artistic carpet weaving" as a translator of the ethnocultural heritage of the peoples of Russia. Methods. Analysis, generalization. Result. The revival and preservation of ethnic culture in modern conditions is possible only through the use of spiritual, aesthetic and cultural features of the ethnic group in everyday pedagogical practice, which foster respect for the person, tolerance and mutual understanding. Conclusion. Ethnopedagogization of the content of the educational learning process contributes to the formation of any creative personality. Education of a creative, spiritually rich person is an actual task of social development of future generations.

Keywords: training, education, carpet weaving, ethnic culture.

For citation: Elderova M. Z. Ethnocultural Heritage of the Peoples of Russia: Modernity and Perspective (Basing on Teaching the Discipline "Artistic Carpet Weaving"). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 86-91. DOI: 10.31161/1995-06592019-13-3-86-91 (In Russian)

Введение

Значение опыта народного воспитания давно признано выдающимися мыслителями прошлого. Его роль подчеркивали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие. Идеи народности воспитания развивали Д. Г. Булгаковский, который отмечал воспитательную значимость пословиц, загадок, обрядов, М. Я. Никифороский, воодушевленный народными традициями, создавший сборник с поверьями, легендами и обрядами. Е. А. Покровский, в своих трудах поднимавший проблему актуализации роли народной игры и ее места в нравственном и физическом воспитании детей. А. С. Макаренко рассматривал народную педагогику через совмещение трудовой деятельности и народных обрядов, игр. Будучи народным учителем, в своей практике часто использовал опыт народной педагогики. В. А. Су-хомлинский подчеркивал важность народного воспитания для изучения нравственных идей разных народов. Он говорил, что народная педагогика - национальный характер, лицо народа.

Большой вклад в развитие и популяризацию идей этнопедагогики внес В. Ф. Афанасьев, разработавший теоретические основы воспитания с использованием опыта народной педагогики. Ученый научно доказал, что накопленный народами опыт важно применять в педагогической деятельности для бережного сохранения традиций народа и их морально-этических ценностей.

В дальнейшем данную проблему рассматривали такие исследователи как: Б. А. Александров, В. Х. Артюнян, Ш. М.-Х. Арсалиев, В. П. Вахтеров, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, А. Ш. Гашимов, Ш. А. Мирзоев, Б. Ш. Алиева и другие.

Ш. А. Мирзоев в своей работе «Народная педагогика» анализирует воспитательный потенциал дагестанской народной педагогики, большое внимание уделяет трудовым, обрядовым традициям, словесным методам воспитания детей в дагестанской этнокультурной традиции.

В последнее время приобретают особую актуальность слова величайшего педагога, моего учителя и наставника Г. Н. Волкова: «Главное в этнопедагогике - верность памяти и заветам предков, обожествление матери, любовь к детям - этим золотым ангелам, как говорят чеченцы».

Будучи педагогом дополнительного образования, учителем технологии, препода-

вателем кафедры технологии и менеджмента профессионального образования, считаю, что самые прогрессивные традиции народов мира рождаются в сфере труда и трудового воспитания. Труд является основой жизни человечества, поэтому трудовое обучение и воспитание было и является определяющим в системе народной деятельности. А педагогическая культура человечества - это, прежде всего, педагогика труда и трудового воспитания, недаром все педагоги отмечают, что труд положительно влияет на формирование личности.

Великий педагог К. Д. Ушинский, придавая огромное значение опыту народного воспитания, писал: «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». На наш взгляд, решающей основой системы воспитания является уважение и любовь к труду. Это стержень всей системы народного воспитания. Ни одна форма воспитания - физического, умственного и нравственного - не может существовать без труда. Он является началом воспитания, его результатом может быть желание трудиться, а формирование детей - это итог трудового воспитания.

Мы часто наблюдаем, как маленькие дети, играя, подражают трудовым действиям взрослых (в детских дошкольных учреждениях оборудованы уголки «Аптека», «Живой уголок», «Школа», «Магазин»). У детей в игре формируется интерес к определенной профессии, к определенному виду труда.

Целью исследования являлось изучение особенностей преподавания дисциплины «художественное ковроткачество» как транслятора этнокультурного наследия народов России.

Методы - анализ, обобщение.

Обсуждение и результаты

Подготовка к труду определялась и местом жительства, и экономическими условиями. В сельской местности дети привлекались к работе в огороде и уходу за домашними животными, дети постарше - к сельхозработам. Родители учат детей самообслуживанию: умываться, раздеваться, убирать за собой; дети постарше стирали, шили, чистили обувь. Постепенно у каждой семьи, а иногда у целого села закреплялись целенаправленные занятия и рождались целые династии, что и объясняло появление потомственных хлеборобов, портных, сапожников, чабанов. Так появи-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

лись трудовые традиции и трудовые династии.

Каждый человек по своему происхождению является представителем этноса, веточкой родового дерева. Я родилась в селе Куруш Хасавюртовского района в Республике Дагестан. Мама моя, Эльдерова Назани Садиховна, была известной мастерицей декоративно-прикладного искусства республики, почетным гражданином Республики Дагестан. Она передала мне искусство ковроткачества. Так мой род передал мне эстафету ковроткачества. Именно благодаря ее воспитанию я стала уникальным мастером древнего ручного ковроделия. Именно благодаря ей я известна в России и за ее пределами: мои работы хранятся в музеях России, Франции, США, Монголии, Китая, Японии, Южной Кореи.

В своей педагогической деятельности выступаю носителем традиций, профессионального педагогического творчества. Стараюсь привить детям взаимопонимание, выработать у них активную жизненную позицию. Свою лепту в этнопедагоги-зацию содержания воспитывающего обучения внесла с описания своей родословной, обогатила процесс анализом жизненного, творческого и педагогического пути. Издала авторскую работу «Ковроткачество», посвятив её маме Назани Садиховне. Книга объективна, достоверна: история ковроткачества отражена как естественно-исторический процесс, где на реальных и конкретных примерах показано, что вся история складывается из действия людей и их совокупности - народов. В качестве сквозной нити в книге раскрывается процесс развития ковроткачества, начиная с искусства сельджуков и кочевников-монголов до современности.

Пройдя длительный жизненный путь, я стала учителем. У меня есть духовная потребность в воспитании подрастающего поколения. Свой профессиональный путь я начала с сельской школы. Сельская школа имеет собственную систему ценностей, духовных отношений, традиций и обычаев. Сельская школа мне дала осмыслить, что духовное общение между членами всей семьи есть её особая функция. Особое внимание я уделяла младшим школьникам, в эстетическом воспитании подводила их к пониманию того, что наследие осознавалось как нравственный опыт предыдущих поколений.

Если рассмотреть историю ковроткачества, то можно отметить, что ковровое ис-

кусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Археологические и литературные материалы говорят о развитии ковроделия у древних греков, персов, скифов и других народов ещё в первом тысячелетии до нашей эры. О высокой степени ковроткачества и его развитии две с половиной тысячи лет назад говорят прекрасно сохранившиеся в слоях вечной мерзлоты Позарыкских курганов Горного Алтая тканые и войлочные ковры и ковровые изделия скифского периода, которые представляют художественную ценность и научный интерес.

Ученые, которые изучают историю славянских народов до ХП-ХШ вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве: в России коврами завешивали стены для утепления жилищ, ими украшали храмы, устилали пол в богатых домах, в бедных домах использовали дешёвые домотканые коврики - дорожки. Ковры применяли как покрывала для лавок, сундуков и саней.

У восточных народов ковры (азер-байжанские, дагестанские, туркменские) в быту имели еще более широкое распространение. Выделывались настенные и напольные ковры, мешки-хурджумы для перевозки продуктов на вьючных животных. Ковры-футляры применялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки.

У многих народов мира ковры составляли приданое невесты, служили в качестве даров послам и подношений святилищам. И в наши дни ковры имеют самое разнообразное применение в быту, используются как украшения интерьеров жилых и общественных помещений.

В настоящее время в Российской Федерации выделываются различные виды ковров. Традиционно ковроделие распространено у дагестанцев, балкар, чеченцев, башкир и других народов. Сохранено ручное ковроткачество у коренного населения Курской, Тюменской и Курганской и других областей.

Ковры народов Северного Кавказа самые разнообразные как по технике изготовления, так и по художественному оформлению. Войлочные ковры издавна выделывают лезгины, балкарцы, карачаевцы, ингуши, чеченцы, даргинцы и другие народы. Геометрический орнамент (ромб, квадрат, прямоугольник) используется в

коврах с валяным узором у балкар и карачаевцев. В войлочных изделиях Дагестана используются узоры из плавных округлённых линий. Узоры разнообразных конфигураций используются в композиции мозаичных ковров народов Дагестана, Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. В узорах нашли отражение занятия людей скотоводством и охотой. В узорных мотивах войлока можно узнать силуэты рогов тура, барана и оленей в комбинациях завитков и плавных линий. Для мозаичных ковров характерно применение и растительных мотивов, чрезвычайно простых и обобщенных по силуэту.

Дагестан как регион ковроделия занимает ведущее место в Российской Федерации по выработке традиционных ковров с великолепной композицией и колоритными решениями. Северные районы Дагестана славятся своеобразными безворсовыми двусторонними коврами - паласами, южные горные районы - ворсовыми коврами и сумахами. Центральная часть в классических композициях ворсовых ковров и сумахов представлена медальонами от одного до пяти, участки фона между медальонами заполняются симметрично или свободно расположенными разнообразными узорами в виде розеток, геометрических, растительных мотивов и т. п. Бордюр ковров состоит из главной каймы и нескольких подкаёмков, украшенных орнаментом. Тому, кто знаком с природными и климатическими условиями жизни горцев Дагестана, при рассмотрении рисунков ковров будут понятны и любовь к растительному орнаменту, и богатство цветовой палитры. Расцветки ковров яркие, жизнерадостные, цвета - красные, голубые, синие, оранжевые. Особую живость и привлекательность даёт цветовая гамма - желтые, розовые, белые и теплые зелёные вкрапления.

Мастера Башкирии ткут паласы с рисунком из чередующихся безузорных разноцветных полос. Колористическое оформление башкирских паласов выполняется в мягких, тёплых сочетаниях цветов - коричневых, белых, розово-золотистых, сиреневых и др. Башкиры ткут паласы узкими, шириной 50-60 см, сшивая их в большие ковры. Интерес представляют башкирские ковры, сплошь затканные узорами. Кайма в таких коврах, как правило, бывает гладкой. Весь рисунок ковра состоит из звездчатых узоров, плотно примыкающих друг к другу. Башкирские масте-

рицы умело используют чёрный цвет. В создании ковровой композиции используются чистые и яркие расцветки - малиновые, оранжевые, зеленые, голубые, красные, терракотовые. Ковры оставляют радостные, праздничные впечатления.

Русское ручное ковроткачество имеет свои традиции. Наиболее интересны по декоративному решению русские народные ковры с геометрическим орнаментом, сплошь закрывающим плоскость ковра, с четко выделенной серединой и широкой каймой с подкаёмкой.

Старинные русские ковры имели квадратную форму. Ширина центральной части ковра чаще всего соответствовала сумме ширины двух каём. Русский ковровый орнамент постепенно обогащался новыми орнаментальными мотивами. Интересны ковры и с геометризованными изображениями ягод, вазонов с цветами, самоваров и чайных чашек, людей, зверей и птиц. В современных цветочных коврах центральное поле нередко украшается многочисленными мелкими розами, незабудками, садовыми и полевыми цветами. Композиция завершается каймой в виде цветочной гирлянды или крупных и мелких групп цветочных и растительных форм. По краю ковра располагается узкий подкаёмок в виде мелких листьев и цветков.

В старинных русских санных коврах композиция имела трехчастное деление, каждая имела законченное решение. Узор части ковра, предназначенной для спинки саней, состоял из крупных геометрических узоров, кайма украшалась треугольными зубцами с более яркими расцветками. Яркая часть ковра, которая свешивалась за спинку саней, заметна издалека. Средняя часть ковра (для сидения) имела более сдержанные расцветки и простой узор. Разноцветными ромбами нарядно украшалась часть ковра для пола саней, где применялись яркие цвета пряжи.

На наш взгляд, основой художественного оформления ковров как предмета декоративно-прикладного искусства является единство композиционного, орнаментального и колористического решения.

Современные художники и мастерицы на фабриках создают новые рисунки безворсовых ковров на основе традиций русского ковроткачества. Композиции изделий стали еще более разнообразными, а расцветки ковров построены на широкой цветовой палитре. Интересны ковры с геометрическими фигурами и узорами, отли-

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 3. 2019

чаются композиции цветочных ковров всех видов. Все виды узоров разрабатывались с учетом художественных традиций и современных задач развития русского художественного ручного ковроткачества.

Выделка ковров традиционно была женским делом. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали её, пряли, красили, ткали ковры. С детских лет постигая традиционное мастерство, женщины от ковра к ковру совершенствовали своё мастерство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них понимание красоты.

Помня уроки ковроткачества своей мамы Назани Садиховны, я решила обучить школьников по программе, рассчитанной на пять лет. Это и моя мечта, и дань памяти маме. Возраст учащихся 10-16 лет. Моя программа рассчитана на раскрытие и проявление лучших человеческих качеств (упорство, труд, толерантность). Определенное внимание занимает в программе история ковроткачества как старинного художественного промысла.

Отдельное место в программе отведено значению национально-прикладного искусства народов России, в котором присутствует богатое разнообразие ковров (войлочные, вышитые, иглопробивные и вышитые крючком). Дети на занятиях знакомятся с различными видами ковров, их отделкой, мойкой и художественным оформлением (растительные, геометрические и сюжетно-тематические орнаменты).

В рамках темы «Технологические процессы ковроткачества» я разъясняю новую терминологию: глордес - двойной узел, сени - полуторный узел, косички, чувалы и торбы, сумы-худжины, сумочки хейбы, большие мешки - къаякент, къап, мафрата, оркен, чаты, сиджи (узорные пояса). На занятиях я осуществляю межпредметную связь, что расширяет рамки учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения художественному ковроткачеству учащиеся приобретают дополнительные знания по истории родного края, физической и экономической географии, приобщаются к черчению, рисованию и к мировой художественной культуре. Занятия имеют огромное воспитательное значение, развивают восприятие окружающего мира. Поэтому я провожу экскурсии в музеи, в Сити-Чесс, в картинные галереи, на живой природе.

Программа по художественному ковроткачеству рассчитана на подготовку трудолюбивого, предприимчивого, грамотно-

го и креативного человека, имеющего разносторонние знания.

Результаты реализации программы можно увидеть в трудах учащихся, которые занимают достойное место на выставках. Ведь именно выставки развивают стремление к художественному образованию, самостоятельной творческой деятельности. Учащиеся начинают с изготовления изделий для выставок и подарочных экземпляров. В выставочном зале Калмыцкого республиканского музея им. Н. Пальмова функционируют персональные и совместные с обучающимися и со студентами выставки декоративно-прикладного искусства Марии Эльдеровой, один раз в год.

При работе огромное внимание уделяю подбору национального колорита при выполнении детьми различных композиций. В основном это мотивы калмыцкого эпоса «Джангар», пейзажи родной степи, флора и фауна нашей природной зоны. Совместно с воспитанниками участвую во всероссийских (г. Москва, г. Новороссийск, г. Чебоксары - «Русь Мастеровая»), региональных (г. Владикавказ, Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Славянск-на-Кубани), республиканских и городских выставках, цель которых - это поддержка и распространение народной художественной культуры, эстетическое воспитание подрастающего поколения, стимулирование мастеров декоративно-прикладного искусства.

Как уникальный мастер ручного ковроткачества, являюсь активной участницей выставок-ярмарок народно-художественного промысла России (начиная с «Ладья-2007» до «Ладья-2019»). Мы постоянные участники Международных выставок (Франция - Париж, Канны, Италия - Милан, Китай - Пекин, Япония - Токио, США - Нью-Йорк, Южная Корея - Сеул).

Работаем мы и над религиозными сюжетами (православие, буддизм, ислам), выполняем портреты известных политических деятелей, героев Великой Отечественной войны и героев труда. Один из лучших портретов, на мой взгляд, портрет Б. Б. Го-родовикова, находится в музее Калмыцкого государственного университета, портрет известного академика Г. Н. Волкова, находится в Художественном музее г. Чебоксары.

Каждый год обучающиеся принимают участие в городской и республиканской

выставке «Наследие наших предков сохраним и приумножим», а также мы представляем сувенирные коврики: «Герб города Элисты», «Эмблема флага и герб Республики Калмыкия», «Герб КалмГУ» и другие сувенирные, сюжетные детские коврики.

Часть моих воспитанников стала победителями, призерами, лауреатами первой степени, дипломантами международных конкурсов и фестивалей национальных культур народов России.

Как член Правления ОД «Союз женщин Калмыкии», в течение одного года обучала искусству художественного ковроткачества около 1000 женщин из г. Элисты, Чернозе-мельского, Яшкульского, Юстинского и Сарпинского районов республики. Состав обучаемых был разновозрастным и многонациональным, но общее желание овладеть новым ремеслом создало атмосферу доброжелательности и помогло развитию межнациональных отношений, завязалась дружба. И в настоящее время продолжаю давать мастер-классы в районах республики среди женского населения по теме «Художественное ковроткачество» и «Работа с

1. Волков Г. Н., Петрова Т. Н., Панькин А. Б. Введение в этнопедагогику. Элиста: Изд-во КГУ, 2006. 368 с.

1. Volkov G. N., Petrova T. N., Pankin A. B. Vvedenie v etnopedagogiku [Introduction to ethnopedagogics]. Elista, KSU Publ., 2006. 368 p. (In Russian)

2. Volkov G. N. Narodnaya pedagogika i sov-remennaya nacional'naya shkola [Folk pedagogy

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Эльдерова Мария Загировна, кандидат педагогических наук, кафедра технологии и менеджмента профессионального образования, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова; Заслуженный учитель Республики Калмыкия, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Элиста, Россия; e-mail: mariael@mail.ru

войлоком». Каждый экспонат, изготовленный жительницами степного края, излучает светлую и добрую энергию, заряжает силой красоты, воспитывает на народных традициях.

Заключение

Традиционное декоративно-прикладное искусство - это результат творчества многих поколений мастеров. Повседневный труд человека, направленный на обустройство и украшение быта, всегда связан с творчеством. Возрождение и сохранение этнокультуры в современных условиях возможно только через использование в повседневной педагогической практике духовных, эстетических и культурных особенностей этноса, воспитывающих в человеке уважение к человеку, терпимость и взаимопонимание.

Этнопедагогизация содержания процесса воспитывающего обучения содействует становлению любой профессии, любой творческой личности. Воспитание творческой, духовно богатой личности - актуальная задача общественного развития будущих поколений.

2. Волков Г. Н. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Уде: Бэлиг, 1993. 136 с.

3. Эльдерова М. З. Ковроткачество. Посвящение матери. Элиста, 2009. 127 с.

and modern national school]. Ulan-Ude: Beling Publ., 1993. 136 p. (In Russian)

3. Elderova M. Z. Kovrotkachestvo. Posvyash-chenie materi [Carpet Weaving. Mother's dedication]. Elista, 2009. 127 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Mariya Z. Еlderova, Ph. D. (Pedagogy), the chair of Technology and Management of Professional Education, B. B. Gorodovikov Kalmyk State University; Honored teacher of the Republic of Kalmykia, Honorary worker of General Education of the Russian Federation, Elista, Russia; e-mail: mariael@mail.ru

Литература

References

Принята в печать 15.07.2019 г.

Received 15.07.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.