Научная статья на тему 'История и региональные особенности производства ковров Зауралья'

История и региональные особенности производства ковров Зауралья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1010
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОВЕР / УРАЛО-СИБИРСКОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО / ТРАДИЦИИ / ВОРСОВОЕ ТКАЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ / CARPET / URAL-SIBERIAN CARPET WEAVING / TRADITIONS / PILE WEAVING / ART CRAFT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Манерова Елизавета Юрьевна

В статье рассмотрены вопросы истории возникновения, этапы развития надомного, промыслового и промышленного производства ковров Зауралья. Выявлены региональное художественно-стилистическое своеобразие и технологические особенности урало-сибирского ковроткачества. Описание изделий дополнено фотографиями. Также определены проблемы и трудности фабричного периода производства ковров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and regional features of carpet production in the area of the Urals

The article deals with the history of the origin, the stages of development of home-based, commercial and industrial production of carpets in the area of the Urals. The regional artistic and stylistic originality and technological features of the Ural-Siberian carpet weaving are revealed here. Description of carpets is supplemented with photographs. The problems and difficulties of the factory period of carpet production are also identified.

Текст научной работы на тему «История и региональные особенности производства ковров Зауралья»

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.015

УДК 7.072.2:745.522.2

ИСТОРИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КОВРОВ ЗАУРАЛЬЯ

Манерова Елизавета Юрьевна

Профессор кафедры декоративно-прикладного

искусства, Институт изобразительных искусств,

Уральский государственный архитектурно-

художественный университет.

Россия, г. Екатеринбург

[email protected]

В статье рассмотрены вопросы истории возникновения, этапы развития надомного, промыслового и промышленного производства ковров Зауралья. Выявлены региональное художественно-стилистическое своеобразие и технологические особенности урало-сибирского ковроткачества. Описание изделий дополнено фотографиями. Также определены проблемы и трудности фабричного периода производства ковров.

Ключевые слова: ковер, урало-сибирское ковроткачество, традиции, ворсовое ткачество, художественный промысел.

Библиографическое описание для цитирования:

Манерова Е.Ю. История и региональные особенности производства ковров Зауралья / / Искусство Евразии. - 2019. - № 2 (13). - С. 164-172. DOI: 10.25712/ASTU.2518-767.2019.02.015. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/25/

Наряду с развитием техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы.

В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров, «раскрывается художественный талант народа; в его творчестве происходит соединение труда и красоты. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие традиции народного декоративно-прикладного бытового искусства» [1].

В трудах участников сибирских академических экспедиций, крупных ученых и путешественников XVIII века Г.Ф. Миллера, И.П. Фалька, И.И. Лепехина можно встретить одни из самых ранних упоминаний о сибирских коврах.

Аннотация

The Лй Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

С.А. Давыдова посвятила изучению тюменского ковроделия несколько своих трудов. Первые заметки были опубликованы в «Отчетах и исследованиях по кустарной промышленности в России» в конце XIX века [4].

Более подробные исследования, специально посвященные искусству урало-сибирского ковроткачества, появились только в конце 1940-х годов. Огромная роль в его изучении принадлежит Московскому научно-исследовательскому институту художественной промышленности (НИИХП).

В 1952 году под руководством Л.К. Зубовой был подготовлен иллюстрированный альбом-каталог «Ковры РСФСР». Позднее авторским коллективом ковровой и химической лабораторий в составе Л.К. Зубовой, Г.А. Бетехтина, Б.А. Поманского была издана книга «Технология ковроделия в РСФСР» (1955), ставшая методическим пособием для ковровых артелей Сибири и Зауралья [5].

Серьезное описание и исследование урало-сибирских ковров в 1950-х годах было проведено Е.Г. Яковлевой.

В течение двух десятилетий (с 1989 г.) начинается систематическое и целенаправленное изучение традиционного тюменского народного ковра Н.И. Сезевой. Ею проводилась экспедиционная исследовательская деятельность с целью комплексного изучения обширной территории юга Тюменской области, где на протяжении нескольких столетий развивалось ручное ковроткачество. Спорным и интересным можно считать вопрос появления ковроткачества в Сибири [8]. Наталья Ивановна Сезева доказательно вывела термин «бухарский след» происхождения в сибирских коврах [10].

А.А. Пашков на основе архивных документов проследил зарождение, становление и развитие зауральского ковроткачества [4].

Первое упоминание о шадринском ковроткачестве относится к 1701 году. Шадринское ковроткачество по праву занимает одну из ярких страниц самобытных промыслов Зауралья, Сибири и России в целом. Зауральский ковер имеет сходство с тюменским махровым ковром, но в различные периоды его развития происходит появление новых отличительных черт как в типах ковровых рисунков, так и в технологии изготовления (рис. 1).

Рис. 1. Традиционный урало-сибирский махровый ковер. Фото: www.vashkover.ru.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

Природных и других ресурсов для зарождения ткацкого, а затем и ковроткацкого промысла в Зауралье было достаточно. Земледелие, овцеводство и возможность надомного труда, а также пересечение торговых путей между европейской частью России, Сибирью и Дальним Востоком дали свои результаты.

Производство ковров в XVIII веке и конце XIX века было надомным, к началу XX века произошло зарождение ковроткацких артелей, и постепенно образовался развитый промысел.

Одной из первых в России в 1925 году возникла артель имени Н.К. Крупской в селе Канаши Челябинской области (до 1942 года Шадринск, села Канаши и Вознесенка входили в Челябинскую область, а с 1942 года были переданы в Курганскую область). Вслед за ней в 1929 году возникли артели «Делегатка» в селе Иванищенском, «Новый труд» в селе Вознесенском, «Новая техника» в селе Кривском.

По историческим данным, собранным в книге «Шадринское ручное ткачество» А.А. Пашковым, «трудно проходило становление производства. Стремление зарабатывать на производстве ковровых и других тканых изделий переросло в 30-е годы в создание райпромкомбинатов. Кооперативное движение объединяло ткачих в артель, где присутствовало разделение трудовых процессов, организованная форма сбыта продукции и снабжение мастериц сырьем. В последующее время мелкие сельские артели вливались в крупные кооперативы. Ткацкий центр укрупнялся, и во второй половине 1930-х годов все кустарно-промысловые артели объединились в Шадринский кооперативно-промысловый союз, в котором работало более 600 мастеров» [6, с. 45].

А.А. Пашков указывает, что с 1930-х годов в Зауралье начался этап производства плотноворсовых ковров по восточной технологии. Ткачихи научились вязать двойной ковровый узел при помощи крючка-ножа. Лучшие ткачихи были командированы на учебу в Ереван [6, с. 42]. Инициаторами этого процесса стали ковроткачихи артелей имени Крупской, «Новая техника», «Новый труд». Этот способ ткачества позволил начать производство ковров на экспорт.

Ткачество ковров не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны. Многие трудности - отсутствие достаточного количества нужного сырья, красителей, утрата опытных ведущих мастеров, а также вызванные войной экономические затруднения, голод, необходимость изготовления текстильных изделий для фронта -не могли не отразиться на состоянии производства ковров.

В послевоенное мирное время потребность в коврах стремительно возрастала, благодаря этому началось расширение коврового производства. В этот период отмечается самый яркий взлет развития ковроткачества как в регионе, так и по всей стране (рис. 2).

Изменения в жизни советского общества в 1950-1960-х годах — непрерывно растущее благосостояние, строительство большого количества жилых и общественных зданий - стимулировали развитие ковроткацкого промысла, выпуск большего количества ковров и, как следствие, модернизацию коврового производства. Для этих целей необходимо было механизировать некоторые подготовительные процессы, крашение пряжи, сновку, а также стрижку ковров как самые трудоемкие и сложные процессы. Для этого артелями были приобретены стригальные, крутильные, сновальные машины, красильные аппараты и другое оборудование. Но при всех введениях механизации сам процесс ткачества оставался ручным. [2, с. 3].

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Рис. 2. Ковер орнаментально-сюжетный. Село Бутка. Начало XX века.

Развитие и укрупнение ковроткацкого производства стало основанием для организации укрупненных промкомбинатов, а 24 сентября 1960 года вышло постановление Совмина об упразднении промысловой кооперации в РСФСР и организации промышленных предприятий. Так, канашинская артель им. Н.К. Крупской перешла в подчинение отделу местной промышленности Шадринского райисполкома и стала именоваться Канашинской ковроткацкой фабрикой. А в 1961 году в Канашинскую фабрику вливаются промартели «Новая техника» и «Новый труд», став ее структурными подразделениями под названиями Кривское и Вознесенское отделения.

С увеличением количества выпускаемой ковровой продукции появилась необходимость в увеличении и обновлении «рисунков» ковров. Проблема в отсутствии штатных квалифицированных художников в артелях, а затем на фабриках Зауралья была постоянной. В решении этой задачи помогало сотрудничество с художниками Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) в Москве.

Рис. 3. Ковер орнаментальный. Художник М.В. Ахнина. Село Вознесенка Курганской области, артель «Новый труд», 1955 г. Шерсть, ворсовая техника. 140 х 219 см.

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Художниками института была начата работа по созданию новых рисунков, сочетающих традиции восточных «кавказских» ковров с «русскими» узорами, созданными на основе цветочных и геометрических орнаментов. Заказ на разработку подобных рисунков был инициирован зауральскими ковроткачихами. Так родился новый тип ворсовых ковров, сочетающих восточную технологию ткачества двойным ворсовым узлом при помощи ножа-крючка на вертикальном ковровом станке с новыми рисунками, соединяющими орнаментальную композиционную схему с цветочным заполнением каймы и центрального поля ковра [12, с. 59] (рис. 3).

По описанию Яковлевой, художественное оформление ворсовых ковров, выполненных в Курганской области, отличалось разнообразием. Наряду с букетно-цветочными или геометрическими узорами было создано немало новых, оригинальных композиций, когда в одной композиции коврового рисунка сочетались геометрический орнамент, взятый из стилистики ковров Кавказа и Средней Азии, и свободное заполнение центральных «кругов» и каймы ковра цветами с объемно-реалистичной трактовкой. Среди производимых ковров наибольшее распространение получили ковры с четко выделенной неширокой тройной каймой и большим центральным полем, на котором узор располагается либо в равномерном раппортном повторении одного или нескольких мотивов, либо с тремя медальонами (кругами).

В надомном производстве ковров были свои издержки, чаще всего это выражалось в отступлении от фабричного оригинала в рисунках, разработанных и принятых художественными советами в Москве. Ткачихи часто во время исполнения ковров меняли рисунок в сторону упрощения и цвет пряжи на свое усмотрение, чаще в сторону более яркого цветового сочетания, и это было не всегда гармонично и грамотно. Особенно рисунки ковров теряли свою цветовую художественность при замене мастерами фабричной пряжи на пряжу, полученную при ручной окраске [12, с. 67] (рис. 4).

Рис. 4. Орнаментальный ковер. Шадринск. 1970-е годы.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2019

Региональной особенностью можно считать выработку ковров в Зауралье, сочетающих в композиционном построении орнаментально-цветочную структуру, трехступенчатую кайму и центральное поле в виде трех медальонов с цветочным заполнением. Своеобразным также можно считать цветовое решение: происходит замена традиционного черного фона, характерного для соседней Тюменской области, на цветной ярко-желтый, синий или бордовый и сохранение ярких цветов в полуреалистическом изображении цветочного рисунка. Художники и мастера этого периода обогащают ковровый рисунок разнообразными цветными контурами.

Технология исполнения ковров в Зауралье также является отличительной от тюменского ковроткачества. Ткачество ведется на вертикальных ткацких станках с двумя натяжными валами и дополнительным ремизным валом, позволяющим ускорять создание «зева» и прокладку утка.

Каркас зауральского ковра состоит из хлопчатобумажной кордной пряжи по основе и хлопчатобумажного закрепляющего утка. Рисунок выполняется из шерстяной цветной пряжи. Плотность зауральских ковров находится в пределах 90-202 тысячи узлов на 1 квадратный метр, а размеры ковров колеблются от 1,5 до 6 квадратных метров, обычная высота ворса от 6 до 8 миллиметров.

Ярким и коротким можно назвать период 1970—80-х годов развития промышленного этапа ковроделия в регионе. К концу 1990-х годов на фоне перестройки, а затем и кризиса промышленности практически все фабрики как во всей России, так и в Сибири и Зауралье прекратили свое существование (рис. 5).

Рис. 5. Орнаментальный ковер. Ткачиха — Нестерова Нина Серафимовна. Село Нараткуль

Курганской области. 1990 г. 288 х 170 см.

Несмотря на многие трудности и проблемы в развитии зауральского ковроткачества, его можно считать яркой страницей отечественной художественной промышленности. Из крестьянского домашнего ремесла оно превратилось в подлинное декоративное искусство, стало неотъемлемой частью многогранной культуры России.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

Литература

1. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов / Сборник статей. Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. — Л.: Художник РСФСР, 1981.

2. Бетехтин Г.А., Зубова Л.К., Ломанский Б.А. Технология ковроделия РСФСР. — М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1955. — 231 с.

3. Гогель Ф.В. Ковры. — М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. — 210 с.

4. Давыдова С.А. Очерк производства ковров в России // Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. — СПб.: Типо-лит. «Якорь», 1913 . — IV, 440 с. : ил.

5. Зубова Л.К. Ковры Сибири / Научная библиотека НИИХП. — М., 1946.

6. Пашков А.А. Шадринское ручное ткачество: краеведческие очерки. — Шадринск: ПО Исеть, 2000. - 176 с.

7. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.07.1960 № 784 «О промысловой кооперации» // Законодательство СССР. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. [Электронный ресурс] URL: http://www.libussr.ru/infdoc3.htm (дата обращения 14.05.11).

8. Сезева Н.И. Ковры России: тюменский ковер / Альбом. — М.: Интербук-бизнес, 2009. — 160 с.

9. Сезева Н.И. Сюжеты и орнаментальные мотивы тюменского народного ковра (XIX-XX вв.) // Изв. Алт. гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. Право. Филология и искусствоведение. Философия, социология и культурология. Экономика. — 2010. — № 2/2. — С. 157-161.

10. Шабалина Н.М. «Канашинские тропинки» (о зауральском ковроткачестве) // Народное творчество. — М., 2003. № 3. — С. 15.

11. Шабалина Н.М. Уральское традиционное ткачество и ковроткачество: центры и мастера (вторая половина XIX—XX века) // Народное искусство: Материалы и исследования / сб. статеи. Выпуск 3 / Государственный Русскии музеи. — СПб: Palace Editions, 2012. — C. 183-194.

12. Яковлева Е.Г. Русские ковры. — М.: КОИЗ/НИИ художественной промышленности Роспромсовета, 1959. — 148 с.

Статья поступила в редакцию 13.05.2019 г.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.015

HISTORY AND REGIONAL FEATURES OF CARPET PRODUCTION IN THE AREA OF THE URALS

Manerova Elizaveta Yurievna Professor, Department of Arts and crafts, Institute of Fine Arts, Ural State University of Architecture and Art. Russia, Yekaterinburg. [email protected]

The article deals with the history of the origin, the stages of development of home-based, commercial and industrial production of carpets in the area of the Urals. The regional artistic and stylistic originality and technological features of the Ural-Siberian carpet weaving are revealed here. Description of carpets is supplemented with photographs. The problems and difficulties of the factory period of carpet production are also identified.

Keywords: carpet, Ural-Siberian carpet weaving, traditions, pile weaving, art craft.

Bibliographic description for citation:

Manerova E.Yu. History and regional features of carpet production in the area of the Urals. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2019, № 2 (13), pp. 164-172. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.015. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/25/ (In Russian).

1. Boguslavskaya I.Ya. Problemy traditsii v iskusstve sovremennykh narodnykh khudo%hestvennykh promyslov [Problems of traditions in the art of modern folk arts and crafts. Collection of articles. Comp. and scientific. ed. I.Ya. Boguslavskaya]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1981.

2. Betekhtin G.A., Zubova L.K., Lomansky B.A. Tekhnologiya kovrodeliya RSFSR [Technology carpet of the RSFSR]. Moscow, Vsesoyuznoe kooperativnoe izdatel'stvo, 1955. 231 p.

3. Gogel F.V. Kovry [Carpets]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo arkhitektury i gradostroitel'stva, 1950. 210 p.

4. Davydova S.A. Ocherk proizvodstva kovrov v Rossii [Essay on the production of carpets in Russia]. Kustarnaya promyshlennost' v Rossii. Zhenskie promysly [Handicraft industry in Russia. Women's crafts]. St. Petersburg, Yakor', 1913, IV, 440 p.

5. Zubova L.K. Kovry Sibiri. Nauchnaya biblioteka NIIKhP [Carpets of Siberia. Research Institute of the Art Industry]. Moscow, 1946.

6. Pashkov A.A. Shadrinskoe ruchnoe tkachestvo: kraevedcheskie ocherki [Shadrinskoe hand weaving: local history essays]. Shadrinsk, Iset, 2000. 176 p.

7. Postanovlenie TsK KPSS, Sovmina SSSR ot 20.07.1960 № 784 «O promyslovoi kooperatsii» [Resolution of the Central Committee of the CPSU, Council of Ministers of the USSR of 20.07.1960 No. 784 «On Commercial Cooperation»]. Zakonodatel'stvo SSSR. Biblioteka normativno-pravovykh aktov SSSR [USSR legislation. Library of normative legal acts of the USSR]. Available at: http://www.libussr.ru/infdoc3.htm (accessed 14.05.11). (In Russian)

Abstract

References

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2019

8. Sezeva N.I. Kovry Rossii: Tyumenskii kover. Al'bom [Carpets of Russia: Tyumen carpet. Album]. Moscow, Interbuk-business, 2009. 160 p.

9. Sezeva N.I. Syu%hety i ornamental'nye motivy tyumenskogo narodnogo kovra (XIX-XX vv.) [The plots and ornamental motifs of the Tyumen national carpet (XIX-XX centuries)]. I%vestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya. Pravo. Filologiya i iskusstvovedenie. Filosofiya, sotsiologiya i kul'turologiya. Ekonomika» — News of Altai State University. Series «Pedagogy and Psychology. Right. Philology and art history. Philosophy, sociology and cultural studies. Economy», 2010, No. 2/2, pp. 157-161.

10. Shabalina N.M. «Kanashinskie tropinki» (o %aural'skom kovrotkachestve) [«Kanashinsky paths» (on the Ural carpet weaving)]. Narodnoe tvorchestvo — Folk art. Moscow, 2003, No. 3, p. 15.

11. Shabalina N.M. Ural'skoe traditsionnoe tkachestvo i kovrotkachestvo: tsentry i mastera (vtoraya polovina XIX—XX veka) [Ural traditional weaving and carpet weaving: centers and craftsmen (second half of the XIX — XX centuries)]. Narodnoe iskusstvo: Materialy i issledovaniya [Folk art: Materials and research]. Issue 3, State Russian Museum. St. Petersburg, Palace Editions, 2012, pp. 183-194.

12. Yakovleva E.G. Russkie kovry [Russian carpets]. Moscow, NII khudozhestvennoi promyshlennosti Rospromsoveta, 1959. 148 p.

Received: May 13, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.