Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОСПОРТА И НЕКОТОРЫХ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОСПОРТА И НЕКОТОРЫХ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОСПОРТ / НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ТРАДИЦИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРОБЛЕМЫ / РЕШЕНИЯ / ETHNIC SPORT / FOLK SPORTS GAMES / TRADITIONS / PHYSICAL EDUCATION OF YOUTH / EDUCATIONAL PRACTICES / PROBLEMS / SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ортабаев Казим Джашауевич, Койчуева Жамиля Алимовна, Койчуев Айтек Алим-Джашарович

Цель. В статье на основе анализа научно-методической литературы, а также результатов проведенного авторами эмпирического исследования рассматриваются содержание и результаты педагогического обращения к развивающему потенциалу этноспорта и иных традиционных видов двигательной активности в Карачаево-Черкесской Республике. Методы. Представлены индикаторы, позволяющие дать объективную оценку современному состоянию, проблемам и перспективам дальнейшего развития народной системы физического воспитания в регионе. Результаты. Выявлены состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития народной системы физического воспитания в Карачаево-Черкесии, а также некоторые предпосылки и возможности педагогического обращения к развивающему потенциалу народных спортивных игр и национальных видов спорта в практике учреждений образования республики. Вывод. В статье показаны педагогическая актуальность и возможности популяризации народных видов спорта, спортивных игр и упражнений в контексте педагогического сотрудничества социальных институтов в деле приобщения детей и юношества к активному оздоравливающему досугу. Материалы статьи могут найти применение в работе государственных и муниципальных учреждений, а также общественных организаций Карачаево-Черкесии, направленной на развитие этноспорта и иных традиционных видов двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ортабаев Казим Джашауевич, Койчуева Жамиля Алимовна, Койчуев Айтек Алим-Джашарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF ETHNIC SPORT AND SOME TRADITIONAL TYPES OF MOTOR ACTIVITY DEVELOPMENT IN KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

The aim of the article is based on the analysis of scientific and methodological literature, as well as the results of an empirical study conducted by the authors, the article discusses the content and results of a pedagogical appeal to the developing potential of ethnic sport and other traditional types of motor activity in the Karachay-Cherkess Republic. Methods. Indicators are presented that make it possible to give an objective assessment of the current state, problems and prospects of the further development of the national system of physical education in the region. Results. The state, problems and prospects of the further development of the national system of physical education in Karachay-Cherkessia, as well as some prerequisites and possibilities of pedagogical appeal to the developing potential of folk sports games and national sports in the practice of educational institutions of the republic are revealed. Conclusion. The article shows the pedagogical relevance and the possibilities of popularizing the folk sports, sports games and exercises in the context of the pedagogical cooperation of social institutions in bringing children and young people to active health-improving leisure. The materials of the article can find application in the work of state and municipal institutions, as well as public organizations of Karachay-Cherkessia, aimed at the development of ethnic sport and other traditional types of motor activity.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОСПОРТА И НЕКОТОРЫХ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.879.6

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-52-60

Состояние, проблемы и перспективы развития этноспорта и некоторых традиционных видов

двигательной активности в Карачаево-Черкесской Республике

© 2019 Ортабаев К. Д., Койчуева Ж. А., Койчуев А. А.-Д.

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. В статье на основе анализа научно-методической литературы, а также результатов проведенного авторами эмпирического исследования рассматриваются содержание и результаты педагогического обращения к развивающему потенциалу этноспорта и иных традиционных видов двигательной активности в Карачаево-Черкесской Республике. Методы. Представлены индикаторы, позволяющие дать объективную оценку современному состоянию, проблемам и перспективам дальнейшего развития народной системы физического воспитания в регионе. Результаты. Выявлены состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития народной системы физического воспитания в Карачаево-Черкесии, а также некоторые предпосылки и возможности педагогического обращения к развивающему потенциалу народных спортивных игр и национальных видов спорта в практике учреждений образования республики. Вывод. В статье показаны педагогическая актуальность и возможности популяризации народных видов спорта, спортивных игр и упражнений в контексте педагогического сотрудничества социальных институтов в деле приобщения детей и юношества к активному оздоравливаю-щему досугу. Материалы статьи могут найти применение в работе государственных и муниципальных учреждений, а также общественных организаций Карачаево-Черкесии, направленной на развитие этноспорта и иных традиционных видов двигательной активности.

Ключевые слова: этноспорт, народные спортивные игры, традиции, физическое воспитание молодежи, образовательные практики, проблемы, решения.

Формат цитирования: Ортабаев К. Д., Койчуева Ж. А., Койчуев А. А.-Д. Состояние, проблемы и перспективы развития этноспорта и некоторых традиционных видов двигательной активности в Карачаево-Черкесской Республике // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 52-60. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-52-60

The State, Problems and Prospects of Ethnic Sport and some Traditional Types of Motor Activity Development in Karachay-Cherkess Republic

© 2019 Kazim D. Ortabaev, Jamilya A. Koychueva, Aytek A.-D. Koychuev

U. D. Aliev Karachay-Cherkess State University, Karachaevsk, Russia; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is based on the analysis of scientific and methodological literature, as well as the results of an empirical study conducted by the authors, the article discusses the content and results of a pedagogical appeal to the developing potential of ethnic sport and other traditional types of motor activity in the Karachay-Cherkess Republic. Methods. Indicators are presented that make it possible to give an objective assessment of the current state, problems and prospects of the further development of the national system of physical education in the region. Results. The state, problems and prospects of the

further development of the national system of physical education in Karachay-Cherkessia, as well as some prerequisites and possibilities of pedagogical appeal to the developing potential of folk sports games and national sports in the practice of educational institutions of the republic are revealed. Conclusion. The article shows the pedagogical relevance and the possibilities of popularizing the folk sports, sports games and exercises in the context of the pedagogical cooperation of social institutions in bringing children and young people to active health-improving leisure. The materials of the article can find application in the work of state and municipal institutions, as well as public organizations of Karachay-Cherkessia, aimed at the development of ethnic sport and other traditional types of motor activity.

Keywords: ethnic sport, folk sports games, traditions, physical education of youth, educational practices, problems, solutions.

For citation: Ortabaev K. D., Koychueva J. A., Koychuev A. A.-D. The State, Problems and Prospects of Ethnic Sport and some Traditional Types of Motor Activity Development in Karachay-Cherkess Republic. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Science. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 52-60. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-52-60 (In Russian)

Введение

Исследование развивающего потенциала народной педагогики, изучение и популяризация традиций физического воспитания подрастающих поколений, активно разрабатывавшиеся еще несколько лет назад, сегодня не столь популярны. Между тем, как показывают исследования, обращение в педагогической работе к народному воспитанию и, в частности, к развивающим ресурсам народных спортивных игр, а также других традиционных видов двигательной активности, позволяет решить многие актуальные на сегодняшний день социально-педагогические и социально-культурные задачи. Вопреки наблюдающемуся в последние годы снижению количественных показателей исследований в области этнопедагогики, научная разработка традиционной спортивной культуры остается востребованной. Опыт народной системы физического воспитания требует дальнейшего изучения и активного использования в учебно-воспитательной, рекреационной и профилактической работе с молодежью, осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями, общественными организациями, профессиональными союзами, другими институтами гражданского общества.

Известно, что народная система воспитания наряду с умственным развитием подрастающего поколения уделяет особое внимание его физическому совершенствованию. В этой связи в традиционной культуре каждого народа спортивным играм и другим видам двигательной активности придается ключевое значение. Спортивные игры и посильный физический труд исстари являлись главным средством духовно-нравственного воспитания, важным фак-

тором успешной социализации молодого человека. Использование спортивных игр в народной педагогике приобщало ребенка к традиционной культуре, духовному и материальному наследию этноса. Как справедливо отмечают исследователи Л. В. Бы-леева и В. М. Григорьев, «Понятие «игра» включает в себя много различных форм игрового фольклора, каждая из которых в конечном счете служит всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному» [2, с. 5]. Как отмечал выдающийся русский мыслитель и педагог К. Д. Ушинский - воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов [8, с. 371]. Здесь следует подчеркнуть, что большинство игр народов России во многом аналогичны и этот факт в значительной мере способствует культурному обмену, формированию у молодого поколения россиян готовности к понимающему, комфортному выходу в поликультурное и многонациональное общество. Русский советский педагог В. А. Сухомлинский не представлял идеальный образ настоящего человека без физического совершенства [6, с. 10].

Народные виды спорта и развивающие игры являются объектом внимания отечественных и зарубежных ученых. Значительный вклад в исследование этноспорта и традиционных видов двигательной активности внесли Ф. А. Агапов, С.-А. М. Аслаханов, С. И. Гагиев, О. С. Газман, В. М. Григорьев, М. А. Дибиров, А. И. Краснов, И. И. Мансуров, В. М. Минбулатов, Н. П. Новоселов, И. С. Слипцов, А. С. Спиваков-ская, И. И. Шангин, С. А. Шмаков и другие

авторы. Эти и другие ученые, в частности, раскрыли развивающий потенциал этно-спорта, народных игр и иных видов двигательной активности в деле физического, нравственного, трудового, эстетического воспитания детей.

Исследователи А. В. Кыласов и Е. А. Истягина-Елисеева показали, что этно-спорт, включающий в себя традиционные спортивные игры и другие виды физической активности, тесно связан с традиционным укладом и обычаями народа, выступает не только как важная часть культурного наследия, но еще и форма этнокультурной самоидентификации [4].

Рассматривая прикладной аспект этно-спорта, а также традиционных спортивных игр народов России следует особо выделить простоту и доступность их организации, не требующей сложного оборудования и особой длительной подготовки. Сегодня, продолжая установившуюся в советское время традицию, в разных регионах нашей страны проводятся праздники народных игр и национальных видов спорта. Подобные соревнования различного уровня регулярно проводились и проводятся в Карачаево-Черкесии.

Цель - рассмотреть содержание и результаты педагогического обращения к развивающему потенциалу этноспорта и иных традиционных видов двигательной активности в Карачаево-Черкесской Республике.

Методы - представлены индикаторы, позволяющие дать объективную оценку современному состоянию, проблемам и перспективам дальнейшего развития народной системы физического воспитания в регионе; анкетирование, опрос, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Тем не менее, приходится признать, что уровень здоровья и физической подготовленности детей и подростков как в целом по России, так и в Карачаево-Черкесской Республике, на сегодняшний день оценивается исследователями как неудовлетворительный. По данным министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 14 % обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 % допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов

физической подготовки [5, с. 131]. Принимаемые на уровне правительства РФ меры, такие как: возрождение системы ГТО, регулярная организация спортивно массовых и физкультурных мероприятий на текущий момент не свободны от формализма, бессодержательной отчетности и все еще не в состоянии кардинально изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. В данной связи, по нашему мнению, целесообразно полнее и активнее использовать существующие предпосылки педагогического обращения к развивающему потенциалу народных спортивных игр и национальных видов спорта в практике учреждений образования. Например, в настоящее время в целом по России и в ее северокавказских регионах, в частности, все больше людей обращается к культурным истокам, принимает меры для возрождения традиционного уклада. Так, например, традиционные ценности являются важными для большинства учащихся старшеклассников Карачаево-Черкесии [9, с. 131].

Необходимость обращения к спортивному наследию народов Российской Федерации обусловлена также все еще недостаточно эффективным на сегодняшний день использованием научно-образовательных и культурно-просветительских мер, ставящих целью содействие формированию у многонационального молодого поколения наших соотечественников российской гражданской идентичности. Научно обоснованное использование народных игр и национальных видов спорта в образовательных практиках позволит в полной мере реализовать их обучающую, развивающую, воспитательную, оздоровительную функции. Рассматривая региональный аспект проблемы важно помнить, что народные спортивные игры исторически служат средством развития межнациональных коммуникаций, являющихся частью системы общекультурных ценностей, сложившихся у народов Северного Кавказа на рубеже ХУ-ХУ11 вв. [7, с. 172]. Для Российской Федерации особенно важно, что обращение в учебно-воспитательном процессе к традиционной культуре народов страны формирует у обучающихся понимание взаимосвязи и взаимовлияния национальных культур. Участвуя в народных играх и спортивных состязаниях, представители разных народов приобщаются к жизненным ценностям соседей, познают культурные особенности, развивают позитивный диалог и сотрудничество.

Благодаря культурному взаимовлиянию народные виды спорта в многонациональной России имеют много общего. Бег (на скорость, на дальность), лазание (по намасленному столбу или канату), прыжки с шестом и без шеста через препятствия, переправы и переходы (по бревну, канатам или навесному мосту), метание копья и (или) камня, стрельба из лука, верховая езда, вольтижировка (джигитовка), приемы владения холодным оружием, борьба на поясах, кулачные бои, другие единоборства со своей спецификой бытовали у многих народов Российской Федерации.

Заслуживает внимания военно-прикладное и трудовое значение народных игр и соревнований, включающих в себя не только спортивные, но и трудовые состязания. Так, например, у карачаевцев и соседних народов спортивные игры и состязания сопровождали трудовую деятельность, которая включала в себя значительный соревновательный компонент. Земледелие и заготовка кормов, скотоводство и коневодство в условиях высокогорья, защита стад и табунов от хищников предъявляли высокие требования к выносливости, силе, ловкости, другим физическим качествам горцев, требовали непрерывного совершенствования и развития. О важном военно-прикладном значении народных игр карачаевцев, проживающих в лесистой и гористой местности Северо-Западного Кавказа, по нашему мнению, свидетельствует тот факт, что во время Великой Отечественной войны солдаты-

карачаевцы, как и многие другие воины-кавказцы, особенно хорошо проявили свое воинское мастерство в горах Карпат и лесных массивах Белоруссии [3, с. 228-276].

С целью исследования проблем и перспектив развития этноспорта и других традиционных видов двигательной активности в Карачаево-Черкесской Республике авторами статьи в 2018-2019 учебном году были проведены исследования, позволяющие не только выявить указанные выше проблемы, но также определить их динамику.

Выборку первого исследования составили 300 участников фестиваля этноспорта, проведенного в городе Карачаевске в сентябре 2018 года. Среди респондентов студенты Карачаево-Черкесского государственного университета - 60 % от общего количества опрошенных; учащиеся 10-

11 классов школ г. Карачаевска - 30 %; преподаватели и учителя физического воспитания - 10 %. В качестве методов сбора информации были выбраны включенное наблюдение, а также устный и анкетный опросы.

Работа дала результаты, позволившие констатировать современное состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития народной системы физического воспитания в Карачаево-Черкесии.

Так среди проблем развития этноспорта и традиционных видов двигательной активности (в регионе) были установлены следующие:

1. «Оторванность» учащейся городской молодежи, их родителей и педагогов от традиционной культуры - 63 % студентов; 21 % учащихся; 40 % преподавателей и учителей.

2. Низкая степень включенности этно-спорта и других традиционных видов двигательной активности в программы физического воспитания образовательных учреждений разного типа и уровня - 35 % студентов; 75 % учащихся; 60 % преподавателей и учителей.

3. Отсутствие специализированных клубов, секций и иных центров развития этно-спорта и традиционных видов двигательной активности.

4. Недостаточная развитость информационного сопровождения и пропаганды занятий этноспортом и традиционными видами двигательной активности - 15 % студентов; 5 % учащихся; 57 % преподавателей и учителей.

5. Отсутствие должного уровня взаимной включенности и взаимодействия между государственными и общественными структурами республики в деле развития этноспорта и других традиционных видов двигательной активности - 5 % студентов; 2 % учащихся; 93 % преподавателей и учителей.

Результаты опроса позволили сформулировать рекомендации для учета в работе государственных и муниципальных учреждений, а также общественных организаций республики, направленной на развитие этноспорта и народных спортивных игр в Карачаево-Черкесии:

1. В качестве средства приобщения городской молодежи, а также их родителей и педагогов к традиционной культуре целесообразно создание специализированных

этнокультурных центров, способных выполнять пропагандистские, научные, образовательные, спортивные и оздоровительные функции.

2. Создание этнокультурных центров, указанных в пункте 1, по нашему мнению, позволит повысить до необходимого уровня включенность этноспорта и иных традиционных видов двигательной активности в программы физического воспитания образовательных учреждений разного типа и уровня, а также устранить ряд других проблем, выявленных в ходе исследования. Например, способствовать развитию информационного сопровождения и пропаганды занятий этноспортом, а также традиционными видами двигательной активности; достичь должного уровня взаимной включенности и взаимодействия между государственными и общественными структурами республики в деле развития национальных спортивных игр и видов спорта. Исследование народных видов спорта, как и других традиционных видов двигательной активности, на наш взгляд, должно быть направлено на создание условий для широкого и эффективного использования потенциала народной спортивной культуры в образовательных практиках. Решение данной задачи требует соответствующей подготовки научных и педагогических кадров.

Авторами статьи была предпринята попытка определить возможности использования национальных (карачаевских) видов спорта и спортивных игр в образовательном процессе современной школы. Методом сбора информации был выбран опрос (устный) учащихся начальных классов, (анкетный) учителей школ города Карача-евска Карачаево-Черкесской Республики. Среди задач, которые ставились организаторами опроса, были следующие:

- выявить степень знакомства учащихся младшего школьного возраста с традиционными народными видами спорта и спортивными играми;

- определить уровень готовности учителей к использованию этноспорта и национальных спортивных игр в учебно-воспитательном процессе;

- выявить особенности использования развивающего потенциала национальных видов спорта и игр в учебно-воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста.

Выборку исследования составили 500 учащихся с 1-го по 4 классы и 60 педагогов. Единицы наблюдения распределились следующим образом: учащиеся 1-х классов -30 % от выборочной совокупности, учащиеся 2-х классов - 20 %, учащиеся 3-х классов - 20 %, учащиеся 4-х классов - 30 %.

Начиная опросы, мы принимали во внимание то, что родители многих учащихся являются выходцами из сел, часто вместе с детьми навещают родственников, живущих в сельской местности. Благодаря этому обстоятельству учащиеся в своем большинстве не оторваны от культурных корней. В одном из пунктов проводимого опроса детям предлагалось назвать виды национального спорта и игры. Отвечая на вопрос, учащиеся первых классов назвали: национальную борьбу (тутуш); прыжки, выполняемые с разбега, на одной и двух ногах; бег наперегонки; игру в «чижика». Второклассники показали лучшее знакомство с национальными видами спорта и народными подвижными играми, ими названы: национальная борьба, бег, игра в мяч, перекатывание камня или бревна, игра в «чижика», перетягивание шеста, ашык оюн (альчики), метание копья, метание камня, хойнух (верчение деревянного волчка ударом войлочного хлыста).

Учащиеся третьих и четвертых классов пополнили названные их младшими товарищами виды этноспорта, указав - «лазание по намасленному ремню (джау джиб»), метание камня с различных позиций, а также «гаккы оюн» (сбивание ударом камешка-биты яйцеобразного камня, поставленного на предмет, находящийся на расстоянии 10-20 шагов от игроков), перетягивание шеста, стрельбу из лука, конные состязания и джигитовку.

Следует отметить, что большинство учащихся, объяснили знание народных видов спорта и развивающих игр тем, что они играли в эти игры, когда гостили в селе - 57 %, слышали от старших родственников - 32 %, узнали о народных играх от педагогов в школе 11 % участников опроса.

С целью выявить игровые предпочтения учащихся начальных классов им был задан вопрос «Как ты проводишь свое свободное время?», на который были получены следующие ответы учащихся первых классов: «За мобильными электронными играми» -68 %; «За игрой в «куклы и машинки»» -7 %; «За спортивными играми - 25 %, из

числа которых в народные спортивные игры играют - 6 % детей.

Учащиеся вторых классов предпочитают следующие игры: «Мобильные электронные игры - 59 %»; «занятия спортом -35 %, из них народные виды спорта и подвижные игры - 9 %»; «Игра в «куклы, машинки»» - 5 %, «Шашки, шахматы» - 1 %.

Опрос учащихся третьих классов показал наибольшую популярность компьютерных и спортивных игр - 50 % и 45 % соответственно (из них предпочитают игру в народные подвижные игры - 20 %). 3 % детей проводят досуг за «игрой в шашки и шахматы», остальные 2 % респондентов предпочитают «игры с комплектами для конструирования».

Среди игр, наиболее популярных у учащихся четвертых классов - мобильные электронные игры - 43 % и спортивные игры - 40 %, из них народные виды спорта и подвижные игры - 22 %». 12 % четвероклассников (не без стеснения) признались, что предпочитают играть в куклы и машинки. Заслуживает внимания то, что четвероклассников, предпочитающих игры в куклы и машинки, больше нежели учащихся вторых и третьих классов. «Игра в шашки и шахматы» занимает свободное время у 5 % учащихся четвертых классов.

Ответы детей свидетельствуют о том, что, взрослея, они все больше узнают о народных видах спорта и играх, а учащиеся 3-4 классов даже могут их подразделить в зависимости от особенностей. Например, дети сумели выделить среди народных игр подвижные игры и игры-упражнения с предметами. Результаты опроса также показали, что популярность занятий народными играми среди учащихся имеет тенденцию к росту.

Опрос учителей ставил целью определить степень их готовности к использованию этноспорта и народных игр в учебно-воспитательной работе. Все опрошенные учителя имеют высшее педагогическое образование. В выборке оказались 31 мужчина и 19 женщин - учителей физического воспитания, работающих с младшими школьниками.

Учителям было предложено:

- назвать народные виды спорта, игры и упражнения, которые они используют в своей работе;

- дать оценку эффективности используемых ими в учебно-воспитательной работе народных видов спорта, игр и упражнений;

- указать в каких педагогических целях они обращаются к развивающему потенциалу этноспорта;

- изложить свое видение использования народных видов спорта, игр и упражнений в учебной и воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста.

Из многообразного и богатого арсенала народных игр учителями в работе с детьми младшего школьного возраста используются лишь следующие - «Пила тоб» (карачаевская версия Лапты), а также развивающие силу и точность удара народные карачаевские игры - «Ашыкъ», «Хойнух», «Гаккы», «Бармакъ таш», «Къол таш», а также некоторые другие игры и упражнения, связанные с перетягиванием, толканием, метанием. Каждый второй учитель отметил, что старается регулярно использовать в своей работе элементы этноспорта и других традиционных видов двигательной активности народов Карачаево-Черкесии для развития силовой выносливости, ловкости, быстроты реакции учащихся.

Респонденты из числа учителей назвали наиболее эффективные, по их мнению, а потому часто используемые ими в своей работе с детьми младшего школьного возраста элементы этноспорта и народных спортивных игр, адаптированные к возрастным особенностям обучающихся и не представляющие угрозы здоровью детей. Так педагогами признается значительное общеразвивающее значение вышеназванных народных игр и упражнений - «Пила тоб», «Ашыкъ», «Хойнух», «Гаккы», а также элементов национальной борьбы на поясах «Тутуш», облекаемых в форму игры, включающих перетягивания, кувырки, перекаты, подсечки. Отвечая на вопрос о том, в каких педагогических целях они обращаются к развивающему потенциалу этноспорта, учителя были едины во мнении, что использование элементов народных спортивных игр, адаптированных к возрастным особенностям учащихся способствует повышению культуросообразности обучения, приобщению детей к традиционной культуре народов региона и России в целом, патриотическому и нравственному воспитанию. Учителя также указали на тесную взаимосвязь физического и трудового воспитания в народной педагогике. Наиболее развернуто данная взаимосвязь сформулирована одним из педагогов, написавшим в анкете, - «Исторически на

территории республики (Карачаево-Черкесии) народные игры развивали у молодых поколений горцев навыки, необходимые для успешного ведения традиционного хозяйства, выполнения работ, связанных с разведением скота и земледелием, а также такими промыслами, как охота, собирательство съедобных и лечебных корней, плодов и ягод в условиях альпийского высокогорья».

Использование народных видов спорта, игр и упражнений в учебной и воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста видится педагогам одним из средств приобщения детей и юношества к активному оздоравливающему досугу. Учителя также подчеркнули важность семейного фактора в данной работе: «Родители учащихся должны принимать самое активное участие в учебно-воспитательном процессе, частью которого является физическое воспитание». «Только в случае достижения педагогического взаимодействия между семьей и школой - родителями и учителями, мы сумеем отвлечь детей от мобильных игр и привлечь к активным и систематическим занятиям физической культурой и спортом».

По мнению учителей, непрерывное игровое общение родителей и детей, позволяет приобщить ребят к традиционной культуре физического воспитания, воспитать потребность в здоровом образе жизни. Педагоги также отметили педагогическую важность общественной мотивации детей к занятиям народными видами спорта, которые в свою очередь являются значительным подспорьем в успешной социализации молодежи, подготовке к общественно-полезной деятельности.

Учителя отметили, что, отбирая народные спортивные игры для применения в учебно-воспитательной работе с учащимися, следуют принципу целесообразности в достижении педагогических целей. Педагогами учитываются такие факторы, как: соответствие используемых народных игр содержанию учебной программы, возрастные особенности детей, уровень физического развития обучающихся, двигательная подготовленность детей, наличие или отсутствие спортивного инвентаря, количество учащихся в классе, группе или команде.

Участвовавшие в опросе учителя дали следующую классификацию народных спортивных игр и упражнений, основывающуюся на содержательных особенностях:

- народные спортивные игры и упражнения, направленные на развитие умственных способностей и физических качеств, важных для успешной трудовой деятельности;

- народные спортивные игры и упражнения, имеющие военно-прикладное значение, ставящие целью формирование физических, духовно-нравственных и морально-волевых качеств будущего защитника отечества.

Учителями подчеркнута целесообразность градации народных спортивных игр и упражнений в контексте целей и содержания учебных занятий, а также необходимость активного использования во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

Классификация народных игр и упражнений в зависимости от типа занятия дана в работах ученого-педагога С.-А. Аслаханова, подразделившего национальные игры и упражнения на два вида:

а) подводящие, подготовительные и основные - для занятий, обучения; основные - по соответствию структуре изучаемого двигательного действия из различных разделов программы (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, народные танцы, борьба и др.) - для предметных занятий;

б) народные игры и физические упражнения, подразделенные в соответствии с особенностями их воздействия на развитие основных двигательных качеств: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость или комплекс качеств [1, с. 75].

Педагогами высоко оценивается простата подготовки занятий народными спортивными играми, не требующими наличия какого-либо дорогостоящего инвентаря или оборудования. Выражая общее мнение один из учителей написал в анкете: «В абсолютном большинстве случаев для занятий народными спортивными играми не требуется особый инвентарь, а в тех редких случаях, когда это необходимо, его можно легко и без затрат изготовить силами родительского актива и учителей».

Абсолютное большинство педагогов (91 %) понимают и достаточно высоко оценивают развивающее значение спортивных народных игр и этноспорта, но эффективно используют заложенный в них потенциал на практике немногие (37 %). Тогда как, по мнению учителей, представителей старшего поколения, - «В советской школе занятия отдельными ви-

дами народных спортивных игр были очень популярны. В них играли от Калининграда и до Сахалина, от Мурманска и до Баку». С мнением учителей-ветеранов согласно большинство их молодых коллег - 75 % опрошенных, которые отметили, что в советский период истории нашей страны занятия этноспортом активно пропагандировались, регулярно проводились соревнования по национальным видам спорта всесоюзного, республиканского, краевого, районного уровня. Педагоги также подчеркнули важность государственной поддержки в деле популяризации систематических занятий физической культурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни. Так большинство учителей (62 %) обратили внимание на то, что -занятия традиционными народными видами спорта не просто интегрировались в государственную политику национально-культурного развития народов СССР, концепцию физического воспитания молоде-

1. Аслаханов С.-А. М. Детские подвижные игры, физические упражнения. Элиста, 2008. 160 с.

2. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов СССР. М. : Физкультура и спорт. 1985. 269 с.

3. Койчуев А. Д. Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1998. 470 с.

4. Кыласов А. В., Истягина-Елисеева Е. А. Игровые традиции народов - культурная основа российского спорта. М., 2012. 52 с.

5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, от 07 августа 2009 года, № 1101- р. [Электронный ресурс] / Режим доступа:

1. Aslakhanov S.-A. M. Detskie podvizhnye igry, fizicheskie uprazhneniya [Children's outdoor games, physical exercises]. Elista, 2008.160 p. (In Russian)

2. Byleeva L. V., Grigoriev V. M. Igry narodov SSSR [Games of the peoples of the USSR]. Moscow, Fizkul-tura and Sport Publ., 1985. 269 p. (In Russian)

3. Koychuev A. D. Karachaevskaya avtonomnaya oblast' v gody Velikoj Otechestvennoj vojny 19411945 gg. [The Karachay Autonomous Region during the Great Patriotic War of 1941-1945]. Rostov-on-Don, RSPU Publ., 1998. 470 p. (In Russian)

4. Kylasov A. V., Istyagina-Eliseeva E. A. Igrovye tradicii narodov - kul'turnaya osnova rossijskogo sporta [Game traditions of the peoples - the cultural basis of Russian sport]. Moscow, 2012. 52 p. (In Russian)

жи и популяризации здорового образа жизни, но получили отклик у энтузиастов спорта в самых глухих селениях и обрели поддержку в регионах. Отсутствие сегодня свободной от формализма поддержки государственной стратегии развития физической культуры и спорта на местах, по мнению участвовавших в опросе учителей, во многом снижает ее эффективность.

Вывод

Некогда очень популярные и все еще остающиеся востребованными в деле физического и нравственного воспитания молодых поколений россиян народные виды спорта, спортивные игры и упражнения сохраняют свою актуальность. Вопросы синтеза и популяризации развивающего потенциала спортивных традиций и инноваций в деле физического и духовно-нравственного воспитания российской молодежи нуждаются в дальнейшем исследовании, расширении поля педагогической деятельности.

ИИрву/Ьаве^агагЛ. ги/196059/#1:пег^з (дата обращения: 24.03.2019 г.).

6. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / сост. О. В. Сухомлинская. М. : Педагогика, 1990. 288 с.

7. Тайсиев Д. М. Этногенез народов Северного Кавказа. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2015. 204 с.

8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М. : Просвещение, 1968. 557 с.

9. Шаповалов В. К. Жизненные стратегии и карьерные планы учащейся молодежи Карачаево-Черкесии. Карачаевск, 2012. 200 с.

5. The development strategy of physical education and sports in the Russian Federation for the period until 2020, dated August 7, 2009, No. 1101-r. [Electronic resource]. Mode of access: https://base.garant.ru/196059/#friends (accessed: 24.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sukhomlinsky V. A. Kak vospitat' nastoyash-chego cheloveka. (Etika kommunisticheskogo vospitaniya). Pedagogicheskoe nasledie [How to educate a real person. (Ethics of communist education)]. Pedagogical heritage. Comp. by 0. V. Su-khomlinskaya. Moscow, Pedagogika Publ., 1990. 288 p. (In Russian)

7. Taysiev D. M. Etnogenez narodov Severnogo Kavkaza [Ethnogenesis of the peoples of the

Литература

References

North Caucasus]. Nalchik, Poligraphservis i T Publ., 2015. 204 p. (In Russian)

8. Ushinsky K. D. Izbrannye pedagogicheskie pro-izvedeniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Prosveshenie Publ., 1968. 555 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Ортабаев Казим Джашауевич, старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева (КЧГУ им. У. Д. Алиева), Карачаевск, Россия; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Койчуева Жамиля Алимовна, младший научный сотрудник, лаборатория педагогических и этнокультурных исследований в сфере образования, КЧГУ им. У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Койчуев Айтек Алим-Джашарович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией педагогических и этнокультурных исследований в сфере образования, КЧГУ им. У. Д. Алиева, Карачаевск, Россия; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Принята в печать 01.08.2019 г.

9. Shapovalov V. K. Zhiznennye strategii i kar'ernye plany uchashchejsya molodezhi Ka-rachaevo-CHerkesii [Life strategies and career plans of students in Karachay-Cherkessia]. Ka-rachaevsk, 2012. 200 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Kazim D. Ortabaev, senior lecturer, the chair of Physical Education, U. D. Aliev Kara-chay-Cherkess State University (U. D. Aliev KChSU), Karachaevsk, Russia; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Zhamilya A. Koychueva, junior researcher, the laboratory of Pedagogical and Ethnocul-tural Research in Education, U. D. Aliev KChSU, Karachaevsk, Russia; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Aytek A.-D. Koychuev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the laboratory of Pedagogical and Ethnocultural Research in Education, U. D. Aliev KChSU, Karachaevsk, Russia; e-mail: aitek_koichuev@mail.ru

Received 01.08.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.036

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-60-64

Художественно-творческая деятельность в формировании эстетической культуры учащихся

© 2019 Рамазанова Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: kazanbieva1964@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть художественно-творческую деятельность как средство формирования эстетической культуры учащихся. Методы. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение. Результат. Определена эффективность художественно-творческой деятельности учащихся в педагогической теории и практике общего образования, а также теоретически обоснован дидактический потенциал средств художественно-творческой деятельности и особенности ее реализации в обеспечении развития эстетической культуры учащихся. Вывод. Поиск эффективных форм развития художественно-творческой деятельности и формирования индивидуально-творческой личности приобретают актуальность, что обусловливает важность научного осмысления соотношения материально-технического и духовного процесса в обществе.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, искусство, эстетическая культура, творческая личность.

Формат цитирования: Рамазанова Э. А. Художественно-творческая деятельность в формировании эстетической культуры учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 60-64. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-60-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.