Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Омаров Магомедали Магеррамович,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 19.11.2019 г.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation
Magomedali M. Omarov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 19.11.2019.
Педагогические науки/ Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.014
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-71-74
Дидактический потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников
Рамазанова Э. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Выявить дидактический потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников. Методы. Изучение искусствоведческой и научно-специализированной литературы, выявление и обобщение передового опыта по использованию творческих принципов декоративно-прикладного искусства, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников. Результат. На основе анализа роли декоративно-прикладного искусства выявлены сущность и специфика его влияния на формирование эстетической культуры учащихся в рамках художественно-эстетического образования. Вывод. Реализация дидактического потенциала декоративно-прикладного искусства в системе художественно-эстетического воспитания школьников позволит активировать их творческие способности, развить интерес к существующему многообразию стилей декоративно-прикладного искусства, сформировать нравственные и патриотические чувства.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественное образование, эстетическое воспитание, творчество, учащиеся.
Формат цитирования: Рамазанова Э. А. Дидактический потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 71-74. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-71-74_
Didactic Potential of Decorative and Applied Arts in Artistic Aesthetic Education of the Schoolchildren
Elmira A. Ramazanova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019
ABSTRACT. The aim of the article is to reveal the didactic potential of decorative and applied arts in the artistic and aesthetic education of ¡schoolchildren. Methods. ]Study |of art history and Scientific-specialized literature, identification and generalization of best practices |in using the creative principles of |decorative and ¡applied art, statistical ¡methods for ¡evaluating the results ¡of artistic and ¡creative ¡activities of students. Result. Based ¡on the ¡analysis of (the |role ¡of decorative land ¡applied ¡art, the jessence jand specificity |of its i influence on the formation of aesthetic culture of students in the framework of artistic and aesthetic education ¡are revealed. ¡Conclusion. Use ¡of the creative potential ¡of decorative art lin the system of artistic ¡and aesthetic education of pupils helps ko enhance ttheir ¡creative abilities, the development of interest ¡in |the variety of genres of fine art, the formation of moral-aesthetic and patriotic feelings.
Keywords: decorative and applied arts, art education, aesthetic education, creativity, pupils.
For citation: Ramazanova E. A. Didactic Potential of Decorative and Applied Arts in Artistic Aesthetic Education of the Schoolchildren. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 71-74. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-71-74 (In Russian)
Введение
В нынешних условиях развития современного общества важную роль играет духовно-нравственное воспитание подрастающего ¡поколения. Реализация ртой ¡задачи | должна осуществляться в рамках системы общего образования, основанного на глубоких художественных традициях, позволяющих формировать традиционно-ценностные ориентиры и развивать творческие способностиучащихся. Приэтом особое внимание следует обратить на приобщение школьников к богатейшим традициям мировой и отечественной художественной культуры, обобщая ¡весь опыт ¡на I занятиях Н художественно-эстетического цикла, в полной мере раскрывающих дидактический потенциал декоративно-прикладного искусства.
Использование творческого потенциала декоративно-прикладного I искусства в I процессе обучения и воспитания школьников ¡будет способствовать созданию вокруг | них эстетически полноценной среды, благотворно влиять на эмоционально-образную! составляющую I личности, а I также I формировать художественно- познавательную активность, развивая в них (интерес к | традициям как классической, так и современной культуры.
Целью статьи является выявление дидактического I потенциала I декоративно! прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании школьников.
Методы - изучение искусствоведческой и научно-специализированной литературы,! выявление и| обобщение! передового I опыта! по! использованию! творческих! принципов декоративно-прикладного искусства, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников.
Обсуждение и результаты
На ¡наш ¡взгляд, наиболее ¡эффективным | средством I художественно-эстетического воспитания школьников в рамках основного общего образования является регулярное ознакомление ¡их с многообразием как I всемирного, I так и I национального I наследия декоративно-прикладного искусства. Реализация творческого потенциала декоративно-прикладного искусства в организации художественно-эстетического образования позволяет активизировать созидательные способности (школьников, выработать у I них I заинтересованность к I разнообразию жанров и стилей художественно-изобразительного искусства и сформировать I нравственно-эстетические I качества.
Осуществление данного подхода в системе обучения учащихся будет способствовать формированию гармонично развитой личности и эстетического восприятия как классической, так и современной культуры, I таким I образом, I активизируя I школьников на самостоятельный творческий поиск, развивая воображение и ассоциативное поэтическое видение художественных образов. При этом дидактический ¡потенциал ¡декоративно!прикладного I искусстваIвыступает вIкачестве!важногоI средства как нравственно-этического становления личности, так иэффективного формирования художественных способностей [2, с. 88].
! Эмоционально-образное I восприятие I художественныхI сюжетов! декоративно! прикладного ¡искусства (составляет |основу, формирующую умения и навыки технических приемов этого познавательного ремесла. Непосредственное восприятие изде-лий| декоративно-прикладного I искусства I дает!возможность Iшкольникам Iвсецело I
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
погрузиться в мир высокого искусства, создавая у|них|художественные1 фантазии, I присущие детскому воображению. Экскурсии по выставочным залам музеев и творческих мастерских являются действенным средством художественного и эстетического воспитания учащихся. Подробный анализ разнообразных тематических произве-денийспособствует развитию уучащихся эмоционально-чувственной среды, навы-коввосприятия иоцениванияразличных видов искусства, пониманию художественного объекта [1, с. 189; 4, с. 1044].
Отображая в своем содержании исторические события, декоративноВприкладное искусство развивает интерес школьников к истории и традициям родного края. При этом изучение художественных произведений декоративно-прикладного искусства повышает его значимость в формировании | эстетического I восприятия 1 учащимися I окружающего мира. Художественно-эстетическое I воспитание I школьников I формируется через поэтическое отображение увиденных природных пейзажей в работах декоративно- прикладных произведений, помогая им по-новому взглянуть на незамеченные ранее явления ¡окружающей среды. Изучение происхождения предметных декоративно-прикладных композиций способствует расширению кругозора учащихся, закреплению у них представлений о многовековой (материальной и Iдуховной I культуре народов нашей многонациональ-ной|страны. В 1то 1же(время, (получаемое учащимисяхудожественное образование, формирует эстетическое восприятие духовного культурного наследия, способствуя! более (глубокому и|эффективному освоению прогрессивных мировых художественных традиций [3, с. 35; 6, с. 57].
|Тем |не 1менее, при всех (положительных I аспектах современного подхода к художественному I образованию, I на | наш | взгляд | необходимо отметить, что в системе формирования I эстетическогоI воспитания! школьников, в процессе обучения их изобразительному искусству имеются существенные недостатки, влияющие на общий I уровень художественного развития учащихся. Так, детальный анализ уровня преподавания предметов эстетического цикла в рамках основного общего образования, позволил I выявить I наличие I некоторых I пробелов в художественном ¡образовании и эстетическом воспитании учащихся, связанных с:
- недостаточным обеспечением научной, учебной и методической литературы, ! позволяющей систематизировать художественно-эстетическое воспитание на основе творческого потенциала декоративно-прикладного искусства;
- отсутствием инновационных методик в преподавании дисциплин эстетического цикла, создающих условия для развития познавательно-творческойИ активности] школьников;
- недостаточной информированностью школьников о видах декоративно-прикладного искусства, отсутствием осознанного интереса к творческому наследию мастеров профессионального декоративно! прикладного искусства.
Необходимость преодоления перечисленных недостатков в системе художественно-эстетического образования школьников, побудила нас разработать рекомендации системного (использования ра | уроках изобразительного искусства репродукций произведений ¡известных мастеров профессионального декоративно-
прикладного искусства. Такой подход позволит обосновать значение роли и места декоративно-прикладного I искусства в I формировании эстетического воспитания школьников [5, с. 123].
С этих позиций, реализация дидактического потенциала декоративно-прикладного | искусства в I художественно-эстетическом I воспитании школьников предполагает:
- углубление знаний учащихся о видах и жанрах декоративно-прикладного искусства, его художественно-выразительных средствах и формах;
- знакомство с характерными особенностями декоративноВприкладного искусства, с I его | стилевым I своеобразием, I изучение I творчества I известных I художников и I их I творческого наследия;
- постижение учащимися ценностной значимости творческого наследия декоративно-прикладного искусства, способствующей развитию вкуса, формированию нравственно-этических и художественно эстетических ориентаций личности;
- формирование устойчивого интереса учащихся к собственной творческой деятельности, развитию художественно-эстетического ¡отношения к окружающему I многообразию I средствами I декоративно! прикладного искусства.
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019
Вывод
Эффективность такого подхода в значительной степени зависит от уровня эстетической культуры самого педагога, его умения связать различные формы организации художественного обучения и эстетического развития в единую систему художественно-эстетического воспитания личности учащегося.
тельное искусство» // Омский научный вестник. Серия: I Общество, I история, I современность. I Омск. 2011. № 3(98). С. 188-192.
2. В Иманмурзаева А. У. (Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Педагогика сегодня: проблемы и решения: (материалы (III Международной научной конференции. Казань, 2018. С. 87-89.
3. Икошелева Л. Ю., Гаврюк О. В. ¡Народное ] декоративно-прикладное искусство |как средство ¡эстетического (воспитания (детей (старшего (дошкольного возраста // Актуальные задачи педа-
the ¡master's ¡program ¡in ¡the (direction of "Art ¡education. Fine Art". Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obshchestvo, istoriya, sovremennost' [Omsk (.Scientific Proceeding. (Series: (Society, (History, (Modernity]. Omsk. 2011. No. 3 (98). Pp. 188-192. (In Russian)
2. Imanmurzaeva A. U. Decorative and applied art as a ¡means of aesthetic ¡education |of younger schoolchildren. Pedagogika segodnya: problemy i resheniya: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Pedagogy today: problems and solutions: proceedings ¡of the HII International scientific conference]. Kazan, 2018. Pp. 87-89. (In Russian)
3. Kosheleva L. Yu., Gavryuk OV. Folk arts and crafts as a means of aesthetic education of senior schoolchildren. Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-
Таким образом, реализация дидактического потенциала декоративно-прикладного искусства в системе художественно-эстетического воспитания школьников позволит активировать их творческие способности, развить интерес к существующему многообразию стилей декоративно-прикладного I искусства, I сформировать I нравственные и патриотические чувства.
прикладное ¡искусство как ¡основа материальной и духовной ¡культуры //(Молодой ученый. 2016. № 3. С. 1043-1046.
5. Итарасенко Ю. О. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ // Молодой ученый. 2017. № 38. С. 122-125.
6. Ишатунова О. В. Современные виды декоративно- прикладного I творчества: I учебное I пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. Елабу-га: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. 148 с.
of IX International scientific conference (Moscow, June 2018). Moscow, 2018. Pp. 35-37. (In Russian)
4. Sydykova I. M. Folk arts and crafts as the basis of material and spiritual culture. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 3. Pp. 10431046. (In Russian)
5. Tarasenko Yu. O. Decorative and applied art as a means of forming the artistic abilities of students of children's art schools. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2017. No. 38. Pp. 122-125. (In Russian)
6. Shatunova O. V. Sovremennye vidy dekora-tivno-prikladnogo tvorchestva: uchebnoe posobie [Modern types of arts and crafts: textbook]. O. V. Shatunova, A. B. Sergeeva. Elabuga, EI KFU Publ., 2015. 148 p. (In Russian)
Литература
1. ИИвахнова Л. А. Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению «Художественное (образование. |Изобрази-
гогики: материалы IX Международной научной конференции. М., 2018. С. 35-37.
4. Исыдыкова И. М. Народное декоративно-
References
1. Ivakhnova L. A. The ¡concept and content ¡of j encii [Actual problems of pedagogy: proceedings
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Принадлежность к организации Affiliation
Рамазанова Эльмира Алиевна, кандидат Elmira A. Ramazanova, Ph. D. (Pedagogy),
педагогических наук, доцент, декан факуль- assistant professor, the dean of the faculty of
тета начальных классов, Дагестанский госу- Primary Schools, Dagestan State Pedagogical
дарственный педагогический университет, University, Makhachkala, Russia; e-mail: ka-
Махачкала, Россия; e-mail: [email protected].
Принята в печать 22.11.2019 г.
Received 22.11.2019.