Научная статья на тему 'Центру детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» Тракторозаводского района г. Челябинска - 30 лет!'

Центру детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» Тракторозаводского района г. Челябинска - 30 лет! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ / ВИДЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF CHILDREN''S AND YOUTHFUL TOURISM AND STUDY OF LOCAL LORE / SPORTS TOURISM / CAMPGROUND / TOURISM ACTIVITIES / EDUCATION TOURISM AND LOCAL LORE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич

Представлена историческая ретроспектива развития Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» Тракторозаводского района г. Челябинска. Проанализированы основные организационные и методические направления деятельности Центра в регионе за последние 30 лет. Опи саны конкретные примеры организационной деятельности учреждения туристско-краеведческой направленности по реализации туристско-краеведческих образовательных программ для подростков и молодежи с проведением многодневных (спортивных) походов и экспедиций, где решаются государственные задачи формирования у подрастающего поколения патриотического мировоззрения, а также укрепления обороноспособности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинов Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Center for children and youth tourism and excursions "Space" Traktorozavodsky district of Chelyabinsk - 30 years!

Historical retrospective the development of the Center for children and youth tourism and excursions "Space" Traktorozavodsky district, Chelyabinsk is shown. The main organizational and methodological activities in the region over the past 30 years are analized. Specific examples of institutional activities institution tourist local lore orientation for the implementation of tourist and local history educational programs for adolescents and youth with conduct a multi-day (sports) hikes and expeditions, where state objectives of the formation of the younger generation of Patriotic worldview, and to strengthen the country's defense are analized.

Текст научной работы на тему «Центру детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» Тракторозаводского района г. Челябинска - 30 лет!»

ского и юношеского туризма»; внесен в Федеральный реестр «Всероссийская Книга Почета», утвержден базовым инновационным учреждением дополнительного образования детей по Приволжскому федеральному округу.

Здание экскурсионно-туристской базы. 2006 г.

В этом заслуга не только сотрудников Центра, но и огромной армии организаторов туристско-краеведческой работы в Кировской области, которые есть теперь в каждой школе.

УДК 379.831; 37.072; 908

Ю. С. Константинов

ЦЕНТРУ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «КОСМОС» ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА г. ЧЕЛЯБИНСКА - 30 ЛЕТ!

Представлена историческая ретроспектива развития Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» Тракторозаводского района г. Челябинска. Проанализированы основные организационные и методические направления деятельности Центра в регионе за последние 30 лет. Опи-

саны конкретные примеры организационной деятельности учреждения тури-стско-краеведческой направленности по реализации туристско-краеведчес-ких образовательных программ для подростков и молодежи с проведением многодневных (спортивных) походов и экспедиций, где решаются государственные задачи формирования у подрастающего поколения патриотического мировоззрения, а также укрепления обороноспособности страны.

Historical retrospective the development of the Center for children and youth tourism and excursions "Space" Traktorozavodsky district, Chelyabinsk is shown. The main organizational and methodological activities in the region over the past 30 years are analized. Specific examples of institutional activities institution tourist local lore orientation for the implementation of tourist and local history educational programs for adolescents and youth with conduct a multi-day (sports) hikes and expeditions, where state objectives of the formation of the younger generation of Patriotic worldview, and to strengthen the country's defense are analized.

Ключевые слова: муниципальное образовательное учреждение, детско-юношеский туризм и краеведение, спортивный туризм, палаточный лагерь, виды туристской деятельности, формы образования туристско-краевед-ческой направленности.

Keywords: municipal educational institution of children's and youthful tourism and study of local lore, sports tourism, campground, tourism activities, education tourism and local lore orientation.

Учебно-тренировочный поход по Южному Уралу (хр. Таганай). 2015 г. На г. Двуглавая сопка (в рамках акции 30 вершин -к 30-летию ЦДЮТур «Космос)

А начиналось все в 1985 г., когда по инициативе горсовета ДСО «Спартак» и его сотрудника С. Е. Патрушина на базе Дома пионеров и школьников Тракторозаводского района г. Челябинска для занятий спортивным туризмом был создан клуб юных туристов «Космос» как добровольное объединение старших школьников и педагогов. Он сразу же завоевал огромную популярность, и в 1990 г. решением исполкома на базе клуба был создан районный туристский Центр «Космос» - внешкольное учреждение, которое в 1995 г. получило статус юридического лица и сейчас является муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий "Космос" Тракторозаводского района г. Челябинска».

В настоящее время в Центре занимаются более 700 детей в 58 объединениях. Он имеет собственное двухэтажное здание, а также занятия объединений Центра проходят еще на базе 11 образовательных учреждений района.

В Центре работают 24 педагогических работника (25% в возрасте до 30 лет), из них семь педагогов высшей категории, двенадцать - первой категории, из них многие - это выпускники Центра. Высока профессиональная туристская подготовка сотрудников -четыре инструктора спортивного туризма, девятнадцать инструкторов детско-юношеского туризма, восемь спортивных судей I категории, один мастер спорта России и три КМС.

Центр выполняет организационную методическую функцию -на его базе действует маршрутно-квалификационная комиссия, районное методическое объединение организаторов туристско-кра-еведческой работы, он проводит традиционные туристские слеты и соревнования, краеведческие конференции и другие массовые ту-ристско-краеведческие мероприятия, принимает участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях.

Гордостью является палаточный туристский лагерь «Турго-як», проводящийся ежегодно с 1997 г., в котором принимают участие более 300 детей в возрасте с 10 до 17 лет.

С 2001 г. на базе Центра регулярно организуется работа региональной школы инструкторов детско-юношеского туризма, в которой прошли подготовку с присвоением соответствующего звания 230 педагогов из многих городов и районов Челябинской области.

За прошедшие тридцать лет на счету Центра, его педагогов и воспитанников многочисленные победы и достижения на соревнованиях, слетах, конференциях, конкурсах, начиная с городских до всероссийских. Только за последние пять лет спортивные туристские группы Центра побывали не только на Южном Урале, но и на Кузнецком Алатау, Северном Урале, Северном Тянь-Шане, в Прибайкалье, на Центральном Кавказе.

Туристский лагерь на оз. Тургояк. 2015 г.

Центр детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» - развивающееся учреждение, со своей яркой историей, сложившимися традициями, видением проблем и перспектив детско-юношеского туризма, сплоченным коллективом единомышленников, новыми идеями и перспективами.

И одной из составляющих успешной работы Центра на протяжении последних двадцати пяти лет является фигура его директора.

Как важно в молодые годы выбрать дело по душе, которое станет потом твоей работой. Петр Владимирович Осипов начал заниматься туризмом еще в школьной секции. Потом служба в армии, а сразу же после демобилизации в 1986 г. Петр Владимирович подключился к яркой туристской жизни клуба «Космос». Только что устроившись на работу, Петр Владимирович уже повел своих первых детей в поход в район Казахского мелкосопочника. Потом были сплавы по рекам, лыжные и пешеходные походы в глухие непролазные места Уральской тайги и Кузнецкого Алатау, горы Тянь-Шаня, в заснеженные

Хибины, в Северное Забайкалье, участие в организации и проведении соревнований по спортивному туризму различного масштаба.

Учиться быть педагогом приходилось, совмещая работу и учебу. Петр Владимирович закончил заочное отделение пединститута по специальности «география». Когда районный туристский центр «Космос» получил статус самостоятельного учреждения дополнительного образования детей, его директором стал Петр Владимирович. Роль директора учреждения огромна, это большая нагрузка, иногда непосильная для одного человека. Вернее, всегда непосильная, если рядом нет команды, готовой разделить трудности. В туризме без команды нельзя, а что она есть - свидетельствует стабильный состав коллектива Центра.

Петр Владимирович Осипов - директор Центра детского и юношеского туризма и экскурсий «Космос» Тракторозаводского района

г. Челябинска

Трудно дается опыт руководства коллективом, сложными детьми, которых не удержишь дома в тепле и уюте; ответственности и переживаний за каждую группу, хоть на простом, хоть на сложном маршруте; борьбы по добыванию денег на самое необходимое; планирования и организации собственного роста во всех направлениях от управленца до организатора соревнований разного уровня. И по

итогам прошедших лет можно сказать, что этот опыт оказался удачным, значит, его можно и нужно рекомендовать своим коллегам.

В наше нелегкое время интересно, что думает Петр Владимирович Осипов, в течение двадцати пяти лет возглавляющий Центр, о своей работе, о ситуации, сложившейся в системе детско-юношеского туризма и краеведения.

Поход по Центральному Кавказу (Приэльбрусье). 2015 г. Перевал Тешикауш (в рамках акции 30 вершин -к 30-летию ЦДЮТур «Космос»)

Секреты успеха Центра детско-юношеского туризма «Космос»,

или Нет ничего невозможного

Три года назад, когда учреждения дополнительного образования Челябинска стали сдавать информацию о достижениях своих воспитанников, с целью определения размеров стимулирующих выплат руководителям, выяснилось, что результативность детских коллективов Центра - одна из самых высоких в городе. У меня иногда интересуются коллеги: как нам это удается? За последние пять лет «урожай» из медалей, кубков и грамот уровня от муниципальных до всероссийских, заработанных воспитанниками, увеличился в разы. Так в чем же секрет успехов Центра?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться (в очередной раз?) в феномене под названием Центр детско--юношеского туризма «Космос».

А так как все познается в сравнении, давайте рассмотрим ситуацию, сложившуюся в области в последние годы с детско-юношеским туризмом вообще и с учреждениями туристско-краеведче-ской направленности в частности.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., коснулся и системы образования Челябинской области. Из девяти муниципальных учреждений дополнительного образования турист-ско-краеведческого профиля (станций и центров юных туристов) осталось четыре. Остальные либо ликвидированы (г. Сатка), либо переданы в систему спорта (г. Миасс), либо слиты в ходе оптимизации (г. Миньяр, г. Златоуст, г. Магнитогорск) с другими учреждениями дополнительного образования. Конечно, в небольших городах в современных экономических условиях, наверное, трудно содержать такую же, как и ранее, сеть учреждений, но я почему-то уверен, что в закрытии учреждений (а фактически ликвидации условий для развития кружков детского туризма или ликвидации их самих) есть большая доля вины администрации и работников этих учреждений. Какая, спросите вы? Попробую пояснить.

Почему-то в системе образования нашего региона некоторые руководители учреждений образования считают, что их работа -это, прежде всего, выполнение муниципального задания, отработка приказов и писем учредителя, а также указаний начальства. Но, как показывает опыт, в том числе и печальный, обозначенный выше, наверное, этого достаточно для стабильного функционирования учреждения с тенденцией к стагнации, а для развития образовательной организации, повышения качества образования и роста результативности воспитанников этого мало.

Муниципальное задание обычно только в общем виде определяет, что должно делать учреждение. Там не найдешь указаний, как это делать. И это, наверное, правильно. Учредитель не может, да и не должен знать всех тонкостей и нюансов. Это уже вопрос профессионализма администрации и педагогов. Например, муниципальное задание может выглядеть так: «Дополнительное образование детей с 6 до 18 лет; 600 человек, из них от 14 до 18 лет - 20%». И это почти все. Но коль вы возглавляете центр (станцию) юных туристов, то необходимо произвести множество действий, которые позволят это задание выполнить наиболее эффективно.

Еще один пример. Типовым уставом, предложенным учредителем для разработки устава Центра «Космос», предусмотрено выполнение только одной задачи - дополнительное образование детей. Попытка вписать в устав задачи, реально стоящие перед нашим учреждением, сначала натолкнулась на непонимание со стороны представителей учредителя. Что еще раз доказывает тезис о непонимании учредителем специфики деятельности учреждений нашего типа.

Так какие же задачи необходимо поставить и действия произвести, чтобы добиться успеха?

Во-первых, в туристско-краеведческой направленности два обозначенных в ее названии направления. Надо понимать, что спортивный туризм с детьми 12-18 лет - наиболее трудо- и ресур-созатратное дело. Наиболее простым и менее затратным является кабинетное краеведение или туристско-краеведческий кружок в начальной школе (конечно, краеведение бывает и экспедиционным, и тоже вполне затратным). А еще для кружка спортивного туризма надо найти (или подготовить самим) педагога со специальной туристской подготовкой и походным опытом. Дать ему часов не менее девяти на одну группу в неделю. Купить или найти снаряжение и оборудование для походов, найти второго (!) руководителя при организации зачетного похода, ну и другие сложности. У любого администратора может возникнуть соблазн полностью отказаться от организации кружков туризма, программы которых предусматривают многодневные (спортивные) походы и экспедиции, т. е. кружков для подростков и молодежи, и пойти по простому пути - кабинетное краеведение или кружки только для детей 69 лет. Этому процессу способствует и заказ со стороны школы, связанный с внедрением ФГОС общего образования. А ведь именно старшие воспитанники, занимающиеся от 2 до 5 лет, участвующие в походах и соревнованиях, могут достичь результатов в виде призовых мест. Насколько мне известно, и учреждения, которые закрыли, и учреждения, которые объединили, не имели значительных результатов не только на всероссийском уровне, но даже на областном. Видимо, руководители данных учреждений по разным причинам не организовали кружков для подростков и молодежи.

Поход на С. Тянь-Шань (Киргизский хр.). 2009 г.

Во-вторых, мало захотеть администрации и педагогу заниматься спортивным туризмом с подростками. Надо еще, чтобы они пришли и остались. Наш вид деятельности, в отличие от хоккея, спортивных единоборств, художественного творчества и других видов дополнительного образования, мало известен и мало понятен и детям, и их родителям. Для пропаганды туризма и привлечения детей в кружки, то есть формирования их потребностей, необходимы:

- выстроенная, продуманная система традиционных массовых мероприятий не только для уже занимающихся кружковцев, а прежде всего для разных возрастных групп новичков с целью их знакомства с видом деятельности и привлечения впоследствии к занятиям туризмом (школьные, муниципальные турслеты и соревнования по ориентированию; праздник «День туризма»; однодневные походы и туриады, участие в полевых палаточных лагерях и профильных сменах и др.);

- серьезная и продуманная работа по размещению сюжетов и статей в СМИ, включая интернет-пространство (в том числе веде-

ние собственного сайта), о туризме и понимание его важности с точки зрения становления и развития личности.

В-третьих, необходимо создать общественный туристский актив, состоящий из выпускников, родителей и волонтеров, без помощи которого невозможно проведение походов, соревнований и других массовых мероприятий.

Существенным фактором является специальная инструкторская и судейская подготовка этого актива, которую необходимо организовать совместно с федерациями спортивного туризма или клубами туристов.

В-четвертых, нельзя ограничиться работой туристских кружков только в своем здании. Чаще всего наши здания не могут вместить большое количество туристских групп подростков: не хватает специального снаряжения, помещений для занятий, складских помещений, мастерских. Нужно создать сеть объединений на базе школ, привлекая к этой работе выявленных и (или) подготовленных вами учителей. При этом не столь важно, будет педагог вашим работником или только педагогом школы. Нужно оказывать методическую и организационную помощь не только объединениям учреждения дополнительного образования, но и собственно школьным, координируя их деятельность посредством проведения муниципальных мероприятий, через районное методическое объединение педагогов туристско-краеведческой направленности.

В-пятых, необходимо обеспечить безопасность походно-экспе-диционных мероприятий с детьми следующим образом:

• создать условия (систему) непрерывной подготовки и переподготовки руководителей походно-экспедиционных мероприятий с детьми;

• создать и выполнять алгоритм действий по организации и проведению походно-экспедиционного мероприятия со стороны как администрации учреждения, так и педагога-руководителя мероприятия;

• создать и организовать работу маршрутно-квалификацион-ной комиссии - общественного органа, состоящего из опытных руководителей походов, задачи которого состоят в консультации по маршруту, проверке готовности и выпуск на туристские маршруты детских групп.

Поход 3-й к. с. (пешеходный) по Уралу (г. Маньпупынер). 2012 г.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Муниципальное образовательное учреждение туристско-кра-еведческой направленности не может ограничиться выполнением одной задачи - дополнительное образование детей, так как тогда эта задача полноценно и качественно не будет выполнена.

2. Такой трудоемкий процесс требует не только желания, но и соответствующей подготовки и опыта со стороны администрации учреждения. Поэтому кружки детско-юношеского туризма (программой которых предусмотрены спортивные походы), за редким исключением, могут развиваться только в специализированном учреждении - центре или станции юных туристов, а закрытие или слияние таких учреждений муниципальными властями фактически приведет к сворачиванию туристско-краеведческих кружков для подростков и молодежи.

Так, может, и не надо сохранять и развивать туристско-крае-ведческие кружки для подростков и молодежи, в программе которых предусмотрены многодневные (спортивные) походы и экспедиции? Ведь это так сложно, учреждения закрывают, денег выделяют мало, учредитель особо не настаивает.

Нет, надо, еще как надо. И не только из чувства самосохранения учреждения.

Спортивный самодеятельный туризм - «абсолютно уникальное явление, порождённое русским духом и менталитетом. Это выражение нашего национального характера. В России всегда сила воли, смелость, духовный поиск ценились выше материального благосостояния, закостенелости. Туризм - это образ жизни многих тысяч людей, для которых существуют подлинные ценности - свобода, любовь к Родине, верность принципам дружбы и товарищества. Туризм справедливо называют «концентратом энтузиазма и интеллекта» (из доклада президента Федерации спортивного туризма России С. М. Миронова на съезде, посвященном 120-летию спортивного туризма в России).

Поход 3-й к. с. (пешеходный) по Кузнецкому Алатау. 2013 г.

Для нас туризм - это средство воспитания социально активной личности, инструмент формирования у молодых людей мировоззрения. Именно организация практической части туристско-краеведчес-ких образовательных программ в экстремальных для детей условиях природной среды на базе полевого лагеря или туристского похода

позволяет педагогам решать не только задачи дополнительного образования и спортивной подготовки детей, но и государственную задачу подготовки молодежи к тяготам и лишениям воинской службы, формирования у молодежи мировоззрения, основанного на нравственных принципах, на любви к Родине и готовности ее защищать, привычки к труду, коллективизму и взаимовыручке.

Таким образом, учреждения туристско-краеведческой направленности, реализующие туристско-краеведческие образовательные программы для подростков и молодежи с проведением многодневных (спортивных) походов и экспедиций, решают государственные задачи по формированию у молодежи патриотического мировоззрения, а также укрепления обороноспособности страны.

И наше государство теперь достаточно серьезно относится к детскому туризму. В 2014 г. создан Межведомственный координационный совет по развитию детского туризма под председательством вице-премьера Правительства РФ, и первые шаги Совета направлены на развитие активных форм туризма и сети учреждений туристско-краеведческой направленности.

Но вернемся к Центру «Космос», а вернее, к идее его создания и тридцатилетней истории.

Как и всегда, в начале было слово, точнее, ИДЕЯ: «Необходимо делать мир лучше, чем он есть, с помощью утверждения высоких нравственных принципов и норм среди подрастающего поколения, используя уникальные возможности и традиции спортивного туризма, ведущей формой деятельности которого является самостоятельно организованное путешествие».

Создатели клуба «Космос» четко обозначили и цель - вовлечь в систематические занятия туризмом как можно больше молодежи. Были выработаны и базовые принципы клуба «Космос», основанные на традициях спортивного туризма и общечеловеческих нравственных ценностях:

1. Стремление в поступках и мыслях к честности и справедливости, добру и красоте.

2. Хочешь что-то сделать, делай хорошо или не делай совсем.

3. Лучше быть, чем казаться.

4. У нас сухой закон: спорт и дети несовместимы с алкоголем.

5. В туризме у руководителя - самая большая ноша (тяжелый рюкзак), и не только в походе.

6. В походе каждый старается взять груза и работы как можно больше, в результате всем достается по силам.

7. Любая мечта осуществима, если очень захотеть.

В настоящее время «Космос» для нас - высшая ценность. В его благополучие и развитие вложено столько труда, времени, сил, здоровья, собственных материальных и нематериальных ресурсов каждого члена коллектива, родителей и выпускников, что нам было бы стыдно выполнять свою работу не по совести.

Структурно Центр - муниципальное образовательное учреждение со всеми признаками юридического лица, с основным зданием, в котором занимаются 700 детей, с одиннадцатью клубами, работающими на базе школ г. Челябинска. Но это только вершина, так сказать, видимая часть «айсберга».

Центр «Космос» - это еще и: • большая «армия» общественников, родителей, выпускников, волонтеров, готовых всегда прийти на помощь, без которых невозможно качественно проводить мероприятия и организовать работу МКК;

• наши партнеры и спонсоры, без которых мы никогда не смогли бы достичь того, чего достигли;

• сложившиеся отношения внутри коллектива, позволяющие работать в команде и достигать эффекта синергии;

• наши крупные системообразующие проекты - полевой туристский лагерь «Тургояк» и «Школа инструкторов туризма», проекты, которые нас никто не понуждает делать;

• наши добрые богоугодные дела, количество которых не поддается подсчету;

• дружное туристское братство близких по духу людей - всех спортивных туристов России и стран постсоветского пространства, дающее силы и мотивацию к продолжению работы, позволяющее не ощущать себя «белыми воронами».

Следуя базовым принципам, сложившимся еще в клубе «Космос», используя весь спектр дополнительных ресурсов, руководству Центра удалось создать условия, при которых развитие коллектива педагогов и детей стало неизбежным. Развитие происходит не только количественно, но и качественно. Результат этого развития можно представить в виде факторов, на мой взгляд позволяющих Центру достигать значительных результатов в работе.

1. Высокая «планка», точнее, комплекс требований к профессиональным компетенциям и к качествам личности педагога, включая его отношение к делу и духовное развитие, сложившееся в Центре. Отсюда и сложившиеся традиции педагогического коллек-

тива - слабая конкуренция между педагогами, работа, выполняемая честно и на совесть, оказание поддержки и помощи друг другу.

2. Профессионализм управленческой команды Центра, в т. ч. умение противостоять вызовам и угрозам, обращать их в свои преимущества, комплексность стоящих задач.

3. Использование дополнительных возможностей и ресурсов социальных партнеров, среды, окружающей учреждение.

4. Работа над научно-практической темой «Качество дополнительного образования», начатой еще в 2005 г. По этой теме вышло более 10 статей в научно-методических изданиях, работники Центра делились опытом этой работы на 3 всероссийских и 6 международных научно-практических конференциях, курсах повышения квалификации, методические рекомендации «Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей» вышли в приложении к журналу «Методист», выпускаемому Академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования в г. Москве.

5. Выстроенная система подготовки и личностного роста педагогов, ориентированная как на педагогических работников, так и туристов-общественников. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма, организованная совместно с Федеральным Центром детско-юношеского туризма и краеведения (г. Москва). За 14 лет были подготовлены 230 инструкторов ДЮТ, многие из которых пришли работать в учреждения Челябинска и Челябинской области.

6. Создание коллектива единомышленников, полное использование того арсенала средств, которые дает спортивный самодеятельный туризм. Главное из них - самостоятельно организованное путешествие, в котором воспитание и социализация личности обучающегося осуществляются за счет создания воспитывающей среды в условиях неформального коллективного общения. Учебная группа туристской секции - это, прежде всего, сообщество единомышленников, участвующих в реализации общего дела, где основой деятельности является ролевая игра, в которой каждый из участников группы выполняет свои «обязанности» ради достижения общей цели. Идейной основой такого общения служит педагогика сотрудничества. На уровне учреждения педагогический коллектив единомышленников формируется за счет реализации дополнительных общеобразовательных программ, разработанных на

основе общих педагогических и методических подходов, что позволяет добиваться значительно большего педагогического эффекта, поскольку обеспечивает единство воспитания и обучения и преемственности между педагогами.

7. Уникальные в своем роде люди, на разных этапах развития Центра (Клуба), пришедшие сюда работать, большей частью подвижники, работающие по призванию, а не за деньги (подвижники - это люди, готовые на определенные жертвы ради развития своего «дела»). Их педагогическая уникальность и самоотверженный подход к работе с детьми «питают» Центр, создавая неповторимую атмосферу, и благодаря им Центр «Космос» продолжает жить и развиваться.

Одна из проблем современных педагогов, работающих с полной самоотдачей и интенсивно, - последующее профессиональное самовыгорание. Конечно, это возможно и у нас. Но здесь мы имеем преимущество: наш вид деятельности - спортивный туризм. Он предполагает участие педагога в туристском походе не только как руководителя, наблюдающего со стороны за действиями своих воспитанников, но и как участника. То есть он, так же как и дети, испытывает те же трудности и лишения походного быта, серьезные физические нагрузки, преодолевает сложные препятствия не только в виде крутого рельефа, но и в виде степени психологической и моральной нагрузки к данным испытаниям. Но при этом он, так же как и дети, испытывает огромную радость от успешно пройденного перевала, маршрута, созерцания великолепных ландшафтов дикой природы, запредельной степени доверия между детьми и руководителем, осознания роста воспитанников в духовном, нравственном и физическом аспекте в течение похода. Такие сильные и часто повторяющиеся положительные эмоции в процессе работы педагога способствуют восстановлению его эмоционального состояния и не позволяют произойти профессиональному самовыгоранию.

В заключение хочется открыть самую главную «тайну» Центра «Космос»: рецепт успеха простой - надо интенсивно работать, не считаясь со временем. Наверно, если тридцать лет системно заниматься одним видом деятельности, пусть даже без благоприятных внешних условий, и обеспечить преемственность поколений, можно достичь высоких результатов. Видимо, настало время «собирать камни», очень активно «разбросанные» нами ранее. Воистину, «мы есть то, что мы заслужили...».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.