Научная статья на тему 'Проблемы сохранения и развития муниципальных центров и станций детского туризма'

Проблемы сохранения и развития муниципальных центров и станций детского туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ / ЭКСКУРСИИ / ПАЛАТОЧНЫЕ ЛАГЕРЯ / МАССОВЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / YOUNG TOURISTS STATION / EXCURSIONS / TENT CAMPS / MASS TOURISM / TOURIST AND LOCAL LORE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматуллин Камиль Габделахатович

Раскрыто авторское видение проблемы оптимизации сети учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности на примере Республики Татарстан. Представлено видение путей решения проблемы сохранения в каждом муниципалитете Татарстана профильного учреждения: центра или станции юных туристов. Охарактеризована деятельность муниципального центра детско-юношеского тризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахматуллин Камиль Габделахатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of preservation and development of municipal centers and stations of children's tourism

The author's vision of the problem of optimizing the network of institutions of additional education for children of tourist and local lore orientation on the example of the Republic of Tatarstan is disclosed. The vision of ways to solve the problem of preserving in each municipality of Tatarstan a specialized institution: the center or station of young tourists is represented. The activity of the municipal center for children and youth trizm is characterized.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения и развития муниципальных центров и станций детского туризма»

УДК 379.81; 37.061; 379.85

К. Г. Рахматуллин

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ И СТАНЦИЙ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА

Раскрыто авторское видение проблемы оптимизации сети учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности на примере Республики Татарстан. Представлено видение путей решения проблемы сохранения в каждом муниципалитете Татарстана профильного учреждения: центра или станции юных туристов. Охарактеризована деятельность муниципального центра детско-юношеского тризма.

The author's vision of the problem of optimizing the network of institutions of additional education for children of tourist and local lore orientation on the example of the Republic of Tatarstan is disclosed. The vision of ways to solve the problem of preserving in each municipality of Tatarstan a specialized institution: the center or station of young tourists is represented. The activity of the municipal center for children and youth trizm is characterized.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, станция юных туристов, экскурсии, палаточные лагеря, массовый туризм, туристско-краеведческая направленность.

Keywords: Children and youth tourism, young tourists station, excursions, tent camps, mass tourism, tourist and local lore orientation.

Детско-юношеский туризм продолжает утрачивает свои позиции. Для сохранения и развития муниципальных учреждений тури-стско-краеведческого профиля важно убедиться в том, что они нужны муниципалитету и вносят важный вклад в его развитие, в то же время важна и потребность родителей и детей в наших услугах.

На примере Республики Татарстан хотелось бы показать не совсем радостную картину.

В 90-х гг. ХХ столетия Татарстан отличался развитием сети учреждений детско-юношеского туризма и высоким уровнем подготовки кадров и спортсменов-туристов. В начале 90-х гг. в республике было 5 станций туристов во главе с Республиканским центром туризма и краеведения и отдельные кружки при Домах пио-

неров. Несмотря на тяжелые экономические условия, к концу 90-х гг. в Татарстане было открыто 44 станции юных туристов, т. е. в каждом муниципальном образовании. Количество занимающихся возросло от 2000 человек до 18000.

Республика отличалась высокими достижениями на Всероссийских спортивно-туристских мероприятиях. Татарстан, обладая высоким потенциалом педагогов, сам проводил Всероссийские соревнования, десяток республиканских мероприятий.

В 2005 г. Правительством и Министерством образования Татарстана был проведен мониторинг работы учреждений турист-ско-краеведческого профиля. К сожалению, сами же туристы, директора станций туристов оказались виновниками того, что в это время были закрыты больше половины всех центров туризма - основная причина: не проводятся муниципальные мероприятия, команды не участвуют в республиканских соревнованиях и мероприятиях, нет достижений, нет туристских походов - вся работа в основном сводилась к проведению занятий и заполнению журналов. Основные проблемы начались в 2007 г., когда в республике был закрыт Республиканский методический центр туризма и краеведения «Саяхэт».

По результатам оптимизации в кризис 2008 г. была закрыта еще часть учреждений и к 2015 г. в республике осталось 6 центров туризма с количеством занимающихся 8000 ребят. Количество детей, принимающих участие в экскурсиях, уменьшилось в четыре раза, количество палаточных лагерей - в два раза, а участников походов - в десять раз.

Ситуация немного улучшилась, когда в республиканском центре внешкольной работы появились туристы-энтузиасты. Сегодня в нашей республике парадоксальная ситуация: всем туристско-крае-ведческим движением школьников Татарстана руководит методист РЦВР на 0,5 ставки.

Проблема развития массового, доступного и безопасного детского туризма значительно осложняется реорганизацией учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля.

Создание в регионах модельных центров, внедрение персонифицированного подхода к обучению (один сертификат на год обучения), когда большая часть родителей определяет детей на обучение по более привлекательным, на их взгляд, программам, а

не по запросам ребёнка, по нашему мнению, приведет к тому, что в огромном минусе могут оказаться именно программы турист-ско-краеведческой направленности, поскольку они имеют ярко выраженную воспитательную направленность, сопряжены с обязательным нахождением в природной среде, что расценивается родителями как определённый риск, в том числе благодаря последним негативным событиям в сфере коммерческого туризма и отсутствия нормативно-правового регулирования в сфере детско-юношеского туризма.

Это означает дальнейшую оптимизацию учреждений, что, с точки зрения экономистов и чиновников, считается прогрессивным, а на уровне муниципалитетов, с большой долей вероятности, приведёт к фактическому закрытию ряда центров и станций детского туризма.

Решение проблемы мы видим в сохранении в каждом муниципалитете профильного учреждения: центра либо станции туристов не как структурного подразделения в объединенном Центре дополнительного образования, подчеркиваю - как самостоятельного юридического лица.

Хотелось бы рассказать, как нам, учреждению дополнительного образования в маленьком провинциальном городке с населением 80 тыс. человек, удалось сохранить учреждение - станцию юных туристов и успешно работать уже 27 лет. Сегодня у нас занимается 560 обучающихся в 37 туристско-краеведческих объединениях.

В своей работе мы сделали основной упор на следующие моменты:

1. Кадры, опора на классных руководителей.

2. Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями.

3. Согласованная работа с Управлением образования и администрацией муниципального района.

4. Развитие современных информационных систем, использование социальных сетей в работе объединений и в работе с родителями.

5. Высокая массовость участия школьников в муниципальных спортивно-туристских и краеведческих мероприятиях организуемых станций юных туристов.

6. Качество обучения, высокие достижения обучающихся в республиканских мероприятиях.

7. Развитие финансово-экономической деятельности.

В маленьком городе найти кадры по туризму практически невозможно, и только работа с классными руководителями позволяет нам выполнять муниципальное задание. С каждым педагогом проводится индивидуальная работа, и при проведении каждого муниципального мероприятия проводятся обучающий семинар и мастер-класс, как подготовить детей (классный коллектив или школьную команду) к данному мероприятию. Согласитесь, что классному руководителю легче организовать и собрать туристско-спортив-ный или туристско-краеведческий кружок и привести детей на муниципальные соревнования. К сожалению, зарплата у педагогов небольшая, но мы опираемся на неравнодушных педагогов.

Чтобы классных руководителей туристских кружков отпускали на муниципальные туристские мероприятия, наш коллектив тесно взаимодействует со школами и их руководителями. 4 раза в год нами проводятся встречи с зам. директоров по воспитательной работе, на которых мы знакомим их с планами работы нашего учреждения, совмещая их с праздниками, чаепитием и другими бонусами (например, активные завучи получают бонусные карты на приобретение товаров в магазинах-партнерах нашего Центра). Также мы на совещаниях директоров школ выступаем с сообщениями о проведенных мероприятиях и проводим награждение школ-победителей, что для директоров школ не только приятно, но и выступает определенным стимулом к активному участию в муниципальных туристско-спортивных или краеведческих мероприятиях.

Все мероприятия, проводимые в городе, согласуются с начальником Управления образования. Так как в наших мероприятиях участвует достаточно много школьников (от 300 до 1000 человек, при общей численности школьников в муниципальном образовании 8000 чел.), мы находим поддержку. Необходимость участия в наших туристско-краеведческих мероприятиях подчеркивается начальником Управления образования на совещаниях директоров школ, что немаловажно для развития массовости туристско-крае-ведческого движения.

По итогам мероприятий за год нами определяется самая лучшая туристская школа. Рейтинг школ всегда активно и бурно обсуждается директорами школ. Победители награждаются кубками и грамотой Управления образования. А школа получает призы.

Мы активно развиваем и используем в своей деятельности современные информационные системы, социальные сети, особенно в работе объединений и в работе с родителями.

Я выскажу свое субъективное мнение о развитии современных информационных систем. Не верьте, что в Татарстане все поголовно поддерживают внедрение электронного образования в систему дополнительного образования. Пока что кроме отрицательного эффекта в дополнительной нагрузке для педагогов и родителей ничего не видим на местах. Я считаю это лишней тратой времени и ресурсов, кроме того, еще при этом учреждению необходимо вести сайт учреждения. Программа электронного образования, внедряемая в Республике Татарстан, не учитывает возможность ведения 246 часовых программ, работу объединений с переменным составом учащихся в течение года, изменение контингента учащихся в течение года и др.

Необходимо отметить положительный эффект от использования социальных сетей. Наше учреждение использует их для пропаганды работы учреждения, получения обратной связи как от педагогов, так и от детей и родителей, общественности города. Педагогами Центра созданы и постоянно обновляются содержательно отдельные страницы в социальных сетях по крупным программам работы (например, отдельная страница у туристов-скаутов, по программе «Память забытых деревень», «Мой родной край Татарстан. Елабужский район» и др.) У каждого педагога есть своя страница объединения и страница собрания родителей.

Все вышеуказанное, по моему мнению, способствует высокой массовости участия школьников в наших спортивно-туристских и краеведческих мероприятиях.

Мы считаем неудачным, если на муниципальные соревнования по спортивному ориентированию пришло менее 300 человек, а на мероприятие по программе «Большая георгиевская игра» - менее 800 чел. Значит, на каком-то этапе мы не сработали.

Сохранение педагогических кадров, сохранение стабильности традиционных мероприятий, высокое качество их проведения, доверие со стороны детей, родителей, педагогов к результатам этих мероприятий - все это способствует повышению качества обучения и воспитания детей. И как результат - высокие достижения в республиканских мероприятиях. За 27-летнюю историю нашего Центра сборная нашего города по туризму становилась победителем Респуб-

ликанского туристского слета (главного слета республики) - 12 раз, а призером - 8 раз. Остальные годы мы входили в 10 сильнейших.

Все наши достижения были бы не возможны без планирования развития финансово-экономической деятельности.

Особенно благоприятными были 1993-2005 гг., когда наше учреждение работало на принципах автономности. Мы шли отдельной от образования строкой в местном бюджете. Были свои бухгалтерия, турагентство, магазин, типография. В то время не каждое муниципальное учреждение имело такие возможности.

В 2005 г. наше учреждение перевели в централизованную бухгалтерию, появилось казначейство и все виды предпринимательства нам пришлось закрыть.

Стали искать другие источники финансирования. Обратили внимание на проведение платных услуг и мероприятий, задумались о сборе родительских взносов, но это, в условиях маленького города и высокой безработицы, успеха не принесло. Да и проверки прокуратуры не способствовали этому.

Выход нашли в организации в 2012 г. при Центре туризма общественной организации. Педагоги Центра выступили ее учредителями. Заключили с ней договор о сотрудничестве по грантовой деятельности. За 6 лет приняли участие и в республиканских грантах, и грантах Минобразования РФ, и Президентском гранте. Смогли привлечь за эти годы более 4 млн рублей на турист-ско-краеведческую деятельность. Это способствовало росту авторитета учреждения как социального волонтера, развитию материальной базы учреждения и достижению воспитанниками высоких спортивно-туристских достижений.

В настоящее время ведем работы по открытию в 2019 г. в городе Елабуга единственной в Республике Татарстан детской турист-ско-экскурсионной базы по приему групп школьников на экскурсии в старинном купеческом городе Шишкина, Дуровой, Цветаевой.

В современных условиях сохранение учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, я считаю, зависит прежде всего от самого учреждения, его авторитета среди жителей и администрации муниципального образования, от авторитета самого директора (особенно в малых городах). Это достигается постоянной работой по развитию имиджа учреждения, повышению качества обучения.

Новых дорог, легких рюкзаков!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.