Научная статья на тему 'Центральная Европа, Вишеградская группа и перспективы «Коронавирусной эпохи» оптикой Чешской Республики'

Центральная Европа, Вишеградская группа и перспективы «Коронавирусной эпохи» оптикой Чешской Республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чехия / Вишеградская группа / Центральная Европа / Славковское сотрудничество. / Czech Republic / Visegrad group / Central Europe / Slavkov cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вит Достал

На протяжении последних лет перед чешской внешней политикой постоянно возникал усложняющийся центральноевропейский ребус, который был связан с участием страны в Вишеградской группе. С одной стороны, отношения с государствами «четверки» становились всё более доверительными на уровне политических лидеров, росла поддержка внешнеполитической ориентации на эту группу. С другой стороны — Вишеград, как бренд, стал поляризовать не только Европейский Союз, но и чешскую общественную дискуссию. С июля 2019 по июнь 2020 гг. Чешская Республика имела возможность оставить свой след в работе В4, поскольку она возглавляла ее. В статье дается обзор основных мероприятий чешского председательства, отмечены объединяющие и разделяющие факторы участия ЧР в этом центральноевропейском объединении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Central Europe, Visegrad Group and Prospects of the “Coronavirus Era” from the Optics of the Czech Republic

In recent years, the Czech foreign policy has been constantly facing a complicated Central European puzzle, which was associated with the country‘s participation in the Visegrad group. On the one hand, relations with the states of the „Quartet“ became more and more trustful at the level of political leaders; support for foreign policy orientation towards this group demonstrated growth. On the other hand, Visegrad, as a brand, started polarizing not only the European Union, but also the Czech public debate. From July 2019 to June 2020 The Czech Republic had the opportunity to make its mark on V4, as it‘s chairmanship. The article provides an overview of the main activities of the Czech presidency and highlights the unifying and dividing factors of the Czech Republic‘s participation in this Central European association.

Текст научной работы на тему «Центральная Европа, Вишеградская группа и перспективы «Коронавирусной эпохи» оптикой Чешской Республики»

Вит Достал

Центральная Европа, Вишеградская группа и перспективы «Коронавирусной эпохи» оптикой Чешской Республики1

Аннотация. На протяжении последних лет перед чешской внешней политикой постоянно возникал усложняющийся центральноевропейский ребус, который был связан с участием страны в Вишеградской группе. С одной стороны, отношения с государствами «четверки» становились всё более доверительными на уровне политических лидеров, росла поддержка внешнеполитической ориентации на эту группу. С другой стороны -Вишеград, как бренд, стал поляризовать не только Европейский Союз, но и чешскую общественную дискуссию. С июля 2019 по июнь 2020 гг. Чешская Республика имела возможность оставить свой след в работе В4, поскольку она возглавляла ее. В статье дается обзор основных мероприятий чешского председательства, отмечены объединяющие и разделяющие факторы участия ЧР в этом центральноевропейском объединении.

Ключевые слова: Чехия, Вишеградская группа, Центральная Европа, Славковское сотрудничество.

© Вит Достал - директор Исследовательского центра Ассоциации по международным вопросам (AMO). E-mail: vit.dostal@amo.cz

1 Текст частично основан на статье «Kudy kam ve strední Evrope» (Куда теперь в Центральной Европе), написанной для журнала «Demokraticky stred» (Демократицки стршед / Демократический центр) совместно с Павлиной Янебовой.

URL: https://www.demokratickystred.cz/kudy-kam-ve-stredni-evrope/ (дата обращения: 18.12.2020).

После ухода из советской сферы влияния и начала действительно самостоятельной внешней политики в 1989 году центральноевропейское сотрудничество совместно с европейской интеграцией и трансатлантическими отношениями является одним из краеугольных камней чешской внешней политики. Прошедшие 30 лет представляют собой беспрецедентный период истории, когда все формы взаимодействия между центральноевропейскими государствами оставались исключительно мирными. Эти три десятилетия характеризовали повышающаяся интенсивность культурного взаимообогащения и растущий торговый обмен. Ключевым моментом для всего региона стало историческое примирение, как между странами бывшего восточного блока, так и, особенно, в отношениях с Германией, кульминацией которого стало большое расширение Европейского союза в 2004 году. На этот момент необходимо смотреть не только как на присоединение государств Центральной и Восточной Европы к ЕС, но также как на беспрецедентную интеграцию центральноев-ропейского пространства. Более чем 15 лет с этого момента Центральная Европа представляет собой регион крепко связанный политическими, торговыми и культурными отношениями, чему способствует в том числе и чешская внешняя политика.

Данный текст ставит перед собой три главные задачи: во-первых, представить современный взгляд Чешской Республики на центральноевропейское сотрудничество, во-вторых, на примере чешского председательства в Вишеградской группе (июль 2019 — июнь 2020 гг.) показать, как на практике данное сотрудничество реализуется, и, в-третьих, рассмотреть в общих чертах изменения, которые могут произойти в результате пандемии COVID-19 и как эти изменения влияют на дискуссию о чешской центральноевропейской политике.

Больше, чем Вишеград: исходные позиции чешской цен-тральноевропейской политики

Согласно действующей Концепции чешской внешней политики «поддержание добрососедских отношений и их постоянное культивирование представляет (...) один из важнейших внешнеполитических интересов [Чешской Республики]»2. Центральную Европу чешская внешняя политика воспринимает как пространство, включающее в себя, кроме Вишеградской группы (V4), также Германию и Австрию. Хотя понятие

2 Zaoralek podepsal strategicky dialog s Nemci, zeme maji prohloubit spolupraci v

deviti oblastech. iROZHLAS. 03.07.2020. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/ zaoralek-podepsal-strategicky-dialog-s-nemci-zeme-maji-prohloubit-spolupraci-v-deviti-oblastech_201507031622_mvydrova (дата обращения: 18.12.2020).

к

<

Центральной Европы иногда отождествляется с V4, чешское понимание этого региона является более широким, чему соответствует и наличие сразу нескольких векторов внешней политики.

Глава Концепции, посвященная Центральной Европе, упоминает, кроме двусторонних отношений с соседними странами и Венгрией, также региональное сотрудничество, которое в последние годы отличается растущей динамикой. Для нее характерно как открытие новых форматов, так и интенсификация уже существующих. Происходит также углубление некоторых двусторонних связей.

В первую очередь, в 2015 году был подписан чешско-немецкий Стратегический диалог, который способствовал углублению двухстороннего сотрудничества сначала в девяти областях, число которых впоследствии расширилось3. Значение Стратегического диалога состоит, прежде всего, в постоянном соединении важных секторальных областей, благодаря чему взаимоотношения приобрели более сильную инфраструктуру. Контакты эти постоянные, долгосрочные и их направления периодически подлежат тщательному анализу. Помимо политических контактов на высоком уровне также активно поддерживается сеть отношений на рабочем уровне.

Во-вторых, Вишеградская группа пережила, начиная с 2015 года, период в рамках которого значительно увеличила собственный политический вес. Этот тренд был связан, прежде всего, с т.н. миграционным кризисом, проявившимся осенью 2015 года. Страны Вишеградской группы поочередно выступили против предложений о перемещении беженцев из более затронутых в этом плане стран ЕС на свою территорию. Их позиция была твердой, что часто подчеркивалось лидерами этих государств и в тоже время касалась одного из ключевых вопросов европейской политики. Ряд наблюдателей впервые обратил внимание на Вишеградскую группу как раз в связи с миграционным кризисом и потому приписал ей антииммиграционный имидж.

Новый образ Вишеградского сотрудничества к тому же подходил политикам, развивавшим антииммиграционную риторику. Впоследствии они смогли показать себя как более сильные государственные деятели, способные найти единомышленников и союзников. Особенно для Венгрии «конфликтный» характер Вишеградской группы стал инструментом в собственных спорах с европейскими институтами. Реаль-

3 Zaoralek podepsal strategicky dialog s Nemci, zeme maji prohloubit spolupraci v

deviti oblastech. iROZHLAS. 03.07.2020. URL: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/ zaoralek-podepsal-strategicky-dialog-s-nemci-zeme-maji-prohloubit-spolupraci-v-deviti-oblastech_201507031622_mvydrova (дата обращения: 18.12.2020).

к

<

ная или сымитированная Венгрией опора на вишеградских партнеров давала Будапешту больше пространства для маневра. Несмотря на эту сильную новую репутацию, деятельность Вишеградской группы продолжалась по-прежнему, и после 2015 года: по сравнению с предыдущим периодом общие приоритеты не были существенно пересмотрены. Прежде всего, продолжалась работа Международного Вишеградского фонда, сконцентрированная на поддержке гражданского общества в странах V4, Западных Балкан и Восточного партнерства, как инструмента диалога, взаимного познания и плюралистической сплоченности.

В-третьих, с 2015 года Чешская Республика вместе со Словакией и Австрией развивает Славковский формат сотрудничества, который сосредоточен, прежде всего, на региональных вопросах, имеющих для них общее значение. Хотя первоначальные амбиции формата были шире (касались, например, координации общих позиций перед сессиями Европейского совета) наилучшее применение он обрел в рамках определенных векторов взаимного сотрудничества, таких как развитие инфраструктуры или вопросы экологии.

В-четвертых, Чешская Республика участвует в Инициативе трех морей, начатой в 2016 году. Основная цель данного формата, объединяющего 12 входящих в ЕС стран Центральной и Восточной Европы — это усиление взаимной транспортной, энергетической и 1Т инфраструктуры. Чешская Республика после определенных колебаний включилась в это взаимодействие более интенсивно, в том числе дала согласие участвовать в недавно созданном Фонде трех морей.

В данном контексте далеко не последнюю роль играют недавно прошедшие встречи министров иностранных дел в так называемом формате С-5, включающем ЧР, Словакию, Венгрию, Словению и Хорватию. Этот формат служит, прежде всего, для дебатов о европейской внешней политике, с особым упором на интеграцию Западных Балкан в ЕС.

Из вышеприведенного обзора видно, что Вишеградская группа для Чешской Республики представляет лишь один из нескольких форматов центральноевропейского регионального сотрудничества, в которых она участвует. Речь идет, с одной стороны, о сравнительно давно сформированном объединении с проверенными квази-институцио-нальными процедурами, с другой стороны, из-за принятых во время миграционного кризиса позиций, V4 представляет формат, несущий для ЧР определенную политическую нагрузку. К тому же эта нагрузка усиливается и другими проблемами, присутствующими в объединении, такими как состояние правового государства в Венгрии или Польше, которые выставляют весь центральноевропейский регион далеко не в лучшем свете.

к

<

Диверсификацию региональных форматов, точно также, как развитие новых инструментов двустороннего сотрудничества, нельзя интерпретировать только как ответ на вышеуказанные события, хотя стремление уравновешивать и дополнять V4 играет свою роль в размышлениях чешских внешнеполитических стратегов. Но речь идет, скорее, об ответе на продолжающуюся интеграцию центральноевропейского региона, начатую расширением ЕС в 2004 году, требующую дополнительных политических инструментов.

Председательство Чехии в Вишеградской группе 2019-2020 гг.

Чешская Республика к своему вишеградскому председательству с самого начала подходила трезво и стремилась продолжить прагматическое направление словацкого председательства, контрастировавшего с предыдущим инициативным и динамичным венгерским. Под девизом <^4 за разумную Европу» ЧР в качестве своей основной цели стремилась к усилению сплочённости ЕС посредством более тесной кооперации V4 со странами ЕС, с особым упором на Германию и Австрию, как ключевых партнеров ЧР в регионе Центральной Европы.

Чешской Республике в ходе председательства удалось достичь значительных успехов на рабочем уровне. Состоялась встреча между министрами иностранных дел стран В4 и Бенилюкса, в рамках которой, невзирая на различия в подходах к проблематике правового государства, удалось вести дискуссию об актуальных вопросах европейской интеграции и общих приоритетов. Успешным можно назвать саммит министров иностранных дел вишеградских государств и государств Западных Балкан с участием Хорватии, Словении и Австрии. Усилия чешского председательства в этой области надо оценить особенно с учетом напряженной дискуссии на уровне ЕС о перспективе членства государств Западных Балкан в ЕС. Запланированная встреча министров иностранных дел вишеградских стран и стран Восточного партнерства, Хорватии, Германии и Швеции вместе с высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности и еврокомиссаром по расширению была перенесена из-за пандемии коронавируса и прошла только в ограниченном формате вишеградских министров. Несмотря на это, удалось создать фонд солидарности, который должен помочь странам Восточного партнерства в борьбе с последствиями пандемии. Аналогичным образом встреча между министрами иностранных дел V4 и Германии подтвердила общие приоритеты в отношении как к Западным Балканам, так и восточным соседям ЕС.

В то время, как задачи вишеградского председательства можно считать выполненными с точки зрения дипломатической работы, в Чешской

<

Республике параллельно ведутся дебаты о смысле и пользе чешского участия в рамках V4. Движущей силой этой полемики является углубляющийся кризис правового государства в Польше и Венгрии. Характер польской судебной реформы был оспорен как Европейской комиссией, так и Европейским судом, причем попытки диалога между европейскими институтами и польскими органами потерпели полный крах. В Венгрии ситуация особенно обострилась с объявлением чрезвычайного положения, что позволило еще больше укрепить режим премьера Орбана. Чешские дебаты о Вишеградской группе регулярно проходили на политическом, экспертном и общественном уровнях. Оппоненты чешского участия в V4 главным образом оперируют аргументом, что Чешская республика из-за союза с Польшей и Венгрией теряет репутацию и подчиняется польским и венгерским влияниям.

В этом контексте печальным является тот факт, что успешные инициативы чешского вишеградского председательства, особенно в рамках сотрудничества со странами Западной Европы, Восточного партнерства и Западных Балкан, не проникли в текущую чешскую дискуссию о V4 и потому не смогли помочь ей приобрести более реалистичный характер. Таким образом, беспроблемный ход председательства только подтвердил эффективность объединения в глазах той части политического представительства и общественности, которая воспринимает V4 как инструментальное объединение для продвижения собственных интересов в отношении европейских институтов или западноевропейских стран. Другого нарратива, который мог бы быть использован для внутриобщественных дебатов или публичной дипломатии, чешское председательство так и не предложило, хотя, с учетом достигнутых результатов, могло. При этом всё свидетельствует о том, что чешская полемика о Центральной Европе будет и дальше обостряться.

Поиск европейского пути

Чешское вишеградское председательство можно оценивать как успех и с учетом того, что V4 не вступила в значительные противоречия с ЕС и не блокировала никаких важных решений. Однако это скорее является результатом разногласий во время обсуждения ключевых вопросов на уровне ЕС: утверждение Многолетних финансовых рамок и Плана обновления. V4 была частью «Группы друзей сплочения», хотя ни одна из вишеградских стран не играла, в отличие от, например, Португалии или Румынии, значительной роли во время переговоров. Достигнутый в результате компромисс по будущему европейского бюджета может удовлетворить все страны V4, поскольку не произошло снижения их национальной доли при распределении. Но эта удовлетворенность не яв-

<

ляется результатом четкой и сплоченной политики Вишеградской группы и координации по этому вопросу. Подобным образом V4 не имела общей позиции ни по декарбонизации ЕС, ни по новой цифровой стратегии ЕС.

В ближайшие годы Центральной и Восточной Европы непосредственно коснется тот факт, что стремление ЕС к экономическому обновлению будет, с учетом формы согласованных механизмов, направлено, прежде всего на страны, наиболее пострадавшие в первую волну пандемии, которые уже ранее были в глубоких долгах, особенно, Италию. Точно так же основное внимание касательно политического развития будет сосредоточено на крупнейших государствах ЕС: на Германии, с учетом приближающихся выборов в Бундестаг, опасений усиления АдГ и неуверенности относительно преемника Ангелы Меркель; на Италии из-за нестабильности и растущих центробежных тенденций от ЕС среди общественности; и на Франции, где будет заканчиваться мандат нынешнего президента Э. Макрона.

Кроме того, в ЕС все громче стали звучать призывы к поддержанию общих ценностей и к солидарности между государствами-членами. Центральная Европа, бывшая ранее адресатом солидарности, становится к тому же во время второй волны пандемии реципиентом дальнейшей помощи. С учетом этого от нее все сильнее будут ожидать обеспечения солидарности.

Вишеградской группе нужно содействовать усилению европейской сплоченности. Ее приоритетом будет быстрое утверждение Многолетних финансовых рамок, которые выделяют достаточные ресурсы на политику сплочения. В другие дебаты в союзе, о реформе политики в области миграции и беженцев или о Зеленом соглашении для Европы, V4 необходимо вступать с последовательной, заслуживающей доверия и рациональной позицией, которая сможет найти союзников за пределами своего собственного региона. Однако, как показывают нынешние переговоры и сигналы из других стран V4, ЧР не может положиться на глубокий ви-шеградский консенсус по этим вопросам, поскольку опора только на него может принести разочарование в следующих фазах переговоров.

Важным партнером V4 продолжает оставаться Германия, на которую возложено до конца 2020 года председательство в Совете ЕС, что помимо прочего предусматривает продолжение усилий по установлению новых отношений между ЕС и США. Также не стоит забывать про большую внутриполитическую задачу Германии — поиск преемника или преемницы Ангелы Меркель на посту канцлера. Сотрудничество с Вишеградом, например, в области восточной политики ЕС или интеграции стран Западных Балкан в ЕС, может быть, таким образом, взаимовыгодным, поскольку оно высвободит руки Германии в тех областях, в которых у нее не хватает необходимых ресурсов для полноценного участия. Иници-

<

ативы, начатые во время чешского председательства, показывают, что Германия проявляет интерес к развитию подобного диалога. Не в последнюю очередь сотрудничество между V4 и Германией представляет также возможность «центральноевропеизировать» Вишеград, некоторые члены которого имеют склонность к окопной тактике.

Заключение

Чешская полемика о смысле участия в V4 будет, бесспорно, продолжаться. Учитывая, что изменений политического курса в Польше и Венгрии ожидать не приходится, все больше аргументов будут получать как убежденные сторонники чешского участия в V4, которые нередко поддерживают существующие тенденции Будапешта и Варшавы, так и противники этого курса. В этой связи чешской дипломатии и экспертному сообществу будет важно продолжать указывать на прагматический вклад V4 на рабочем уровне и напоминать, что общие позиции V4 возникают только с согласия ЧР.

Выход из V4 хотя и лишил бы ЧР этого брэнда, он не оказал бы заметного влияния на позиции, которых Чешская Республика придерживается, и которые являются предметом критики со стороны противников V4. Однако это не означает, что чешские представители, оставаясь в V4, должны отказываться от напоминания о том, что угроза правовому государству в любой стране региона неприемлема и создает негативный образ всей Центральной и Восточной Европы.

В то же время это ставит под угрозу широкий чешский политический консенсус относительно смысла V4, поскольку именно разрушение правового государства в Венгрии и Польше заставило в Чехии задуматься о Вишеграде скорее как «проблеме», а не как о «решении». К тому же развитие новых форматов сотрудничества в дебатах по чешской внешней политике создает уверенность, что при необходимости есть куда двигаться.

REFERENCES

Dostal, V, Janebova, P. Kudy kam ve stredni Evrope [Where to in Central Europe]. Demokraticky stred [Democratic center]. Available at: https://www.demokratickystred.cz/kudy-kam-ve-stredni-evrope/ (accessed: 18.12.2020). Koncepce zahranicni politiky Ceske republiky [The concept of foreign policy of the Czech Republic]. Ministerstvo zahranicnich veci Ceske republiky [Ministry of Foreign Affairs of the Czech Republic]. 2014. Available at: https://www.mzv.cz/file/1565920/Koncepce_zahranicni_ politiky_CR.pdf (accessed: 18.12.2020). Zaoralek podepsal strategicky dialog s Nemci, zeme maji prohloubit spolupraci v deviti oblastech [Zaoralek has signed a strategic dialogue with the Germans, the countries are to deepen cooperation in nine areas]. iROZHLAS. 03.07.2020. Available at:: https://www.irozhlas.cz/ zpravy-domov/zaoralek-podepsal-strategicky-dialog-s-nemci-zeme-maji-prohloubit-spolupraci-v-deviti-oblastech_201507031622_mvydrova (accessed: 18.12.2020).

к

<

Central Europe, Visegrad Group and Prospects of the "Coronavirus Era" from the Optics of the Czech Republic

Author. Vit Dostal, the Director of the AMO Research Center. E-mail: vit.dostal@amo.cz

Abstract. In recent years, the Czech foreign policy has been constantly facing a complicated Central European puzzle, which was associated with the country's participation in the Visegrad group. On the one hand, relations with the states of the „Quartet" became more and more trustful at the level of political leaders; support for foreign policy orientation towards this group demonstrated growth. On the other hand, Visegrad, as a brand, started polarizing not only the European Union, but also the Czech public debate. From July 2019 to June 2020 The Czech Republic had the opportunity to make its mark on V4, as it's chairmanship. The article provides an overview of the main activities of the Czech presidency and highlights the unifying and dividing factors of the Czech Republic's participation in this Central European association.

Keywords: Czech Republic, Visegrad group, Central Europe, Slavkov cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.