Научная статья на тему 'Вишеградская группа: этапы становления и развития'

Вишеградская группа: этапы становления и развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2648
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА / VISEGRAD GROUP / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / НАТО / NATO / "ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО" / "EASTERN PARTNERSHIP"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафонова Евгения Анатольевна

Выделены предпосылки становления и основные этапы функционирования Вишеградской группы объединения четырех центральноевропейских государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Рассмотрены основа и характер вишеградского сотрудничества на каждом этапе. Показаны факторы и направления активизации Вишеградского форума в настоящее время, его ведущая роль в реализации программы «Восточное партнерство». Сделан вывод относительно эффективности данной формы регионального сотрудничества в рамках Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Visegrad group: stages of formation and development

The Visegrad Group (V4) was formed on 15 of February 1991 at a meeting of the President of the Czechoslovak Republic, Vaclav Havel, the President of the Republic of Poland, Lech Walesa, and the Prime Minister of the Republic of Hungary, Jozsef Antall. On the first period of its existence (1991-1997) main objectives were elimination of all existing social, economic and spiritual aspects of the totalitarian system and integration into the Euro-Atlantic Formations. The main achievement on this period was the signing of Central European Free Trade Agreement in 1992. In the following years the interest of cooperation between the V4 countries began to slacken due to the prevalence of the idea that individual effort towards accession to the Euro-Atlantic integration formations would be more efficient. Visegrad cooperation was resumed in 1998 when Council of the European Union proposed to begin negotiation on accession to the EU. Visegrad cooperation is not institutionalized. The only organization within the V4 platform is the International Visegrad Fund. The fund was established in 2000 with the aim of supporting the development of cooperation in culture, scientific exchange, education. After their accession to the European Union in 2004 and NATO in 1999 countries of the Visegrad Group signed new declaration on 12 of May 2004 in Kromeriz. The cooperation of the Visegrad Group countries will continue to focus on regional activities and implementing the European Union policies towards the countries of Eastern and Southeastern Europe particularly within the "Eastern Partnership" program. To implement these tasks Group adopted a new format of cooperation with the participation of partner countries "V4+". The fourth stage of cooperation is related to the implementation of ";Eastern Partnership" program. Thereby, in development of the Visegrad Group are four stages: 1991-1997: formalization of the Group and setting of primary goals; 1998-2004: realization of the set goals, namely, joining NATO and start of negotiation on accession to the EU; 2004-2008: struggle for equality in the EU and expansion of the cooperation area to a format "V4+"; 2009-2014: acceptance of the role of the responsible for the eastern policy of the EU, strengthening of international status. At the present time during the EU crisis and change of approaches to solving international problem the Visegrad Group shows a high level of solidarity.

Текст научной работы на тему «Вишеградская группа: этапы становления и развития»

Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 53

УДК 944

Б01: 10.17223/19988613/53/14

Е.А. Сафонова

ВИШЕГРАДСКАЯ ГРУППА: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Выделены предпосылки становления и основные этапы функционирования Вишеградской группы - объединения четырех центральноевропейских государств: Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Рассмотрены основа и характер вишеградского сотрудничества на каждом этапе. Показаны факторы и направления активизации Вишеградского форума в настоящее время, его ведущая роль в реализации программы «Восточное партнерство». Сделан вывод относительно эффективности данной формы регионального сотрудничества в рамках Европейского союза.

Ключевые слова: Вишеградская группа; Европейский союз; НАТО; «Восточное партнерство».

Вишеградская группа выступает формой регионального сотрудничества четырех государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), функционирующей на сегодняшний момент в рамках Европейского союза (ЕС).

К моменту распада социалистического блока демократически ориентированные политики Польши, Чехословакии и Венгрии выразили стремление к сохранению солидарности, что не замедлило отразиться в их конкретных шагах. Чем же они были вызваны? Исследователи выделяют ряд причин, которые привели к рождению вишеградской идеи. Первостепенным для понимания истоков вишеградского взаимодействия представляется общий исторический опыт. Если для Западной Европы историческая память основывалась на событиях Второй мировой войны, Холокосте и борьбе с нацизмом, то для стран Центральной и Восточной Европы это еще оккупация и коммунизм. В отличие от западноевропейских народов, как утверждает венгерский историк Чаба Д. Кишш в своей работе «Вишеградское родство» [1], народы центральной ее части пережили «двойной тоталитаризм»: нацистский и большевистский. Соответственно, войти в Европу возможно было только лишь в качестве особой составляющей. Помимо очевидных культурно-исторических предпосылок важную роль в оформлении стремления стран ЦВЕ к сотрудничеству сыграл экономический фактор: Венгрия, Польша и Чехословакия были самыми динамично развивающимися в экономическом отношении странами Совета экономической взаимопомощи, что и определило интерес к ним Запада в лице Европейского сообщества. Неудивительно, что эти страны играли важную роль в период окончания холодной войны: именно с Польши и Венгрии США и Европейское сообщество начали «программу помощи» Восточной Европе в целях ее демократизации. Свой вклад внес и геополитический фактор, а именно промежуточность положения региона - нахождение между европейскими Западом и Востоком, отразившаяся в синтезе цивилизационных характеристик и особой собственной идентичности. «Образование Вишеградской группы можно, в определенной мере, рассматривать как

манифестацию стремления региона к преодолению этого непростого наследия» [2. С. 21]. Примечательно, что Вишеградская группа вернулась в западноевропейский регион, не только не нарушив геополитические планы США и Европейского сообщества, но будучи поддержанной ими, взяв на себя функции буферной зоны, ограждающей ядро «развитой Европы» от нестабильности на территории распавшегося СССР. Нельзя не отметить роль Вишеградской группы в роспуске Организации Варшавского договора (ОВД).

Таким образом, выбор Венгрией, Чехословакией и Польшей стратегии совместных действий был обусловлен целым комплексом причин: схожее историческое прошлое, общий характер экономического развития, особая геополитическая ситуация, территориальная близость. Появление вишеградской идеи следует считать еще и явным свидетельством наметившегося в постбиполярном мире возрастания роли регионального сознания.

Идея вишеградского сотрудничества зародилась еще в ноябре 1990 г., когда была подписана Парижская хартия, регулирующая основные принципы новой Европы после окончания холодной войны. Именно тогда премьер-министр Венгрии Йожев Анталл пригласил лидеров Польши и Чехословакии в Вишеград, напомнив им о событии многовековой давности. 15 февраля 1991 г. премьер-министр Венгрии И. Анталл, президент Чехословакии В. Гавел и президент Польши Л. Валенса в присутствии президента Венгрии, премьер-министров и министров иностранных дел подписали в Королевском дворце в Вишеграде Декларацию о сотрудничестве трех государств. Первыми шагами Вишеградского взаимодействия было освобождение от институтов, воплощавших военную и экономическую зависимость от ОВД и Совета экономической взаимопомощи. Сотрудничество трех стран, как было заявлено в Декларации, выступало условием их демократизации, создания свободной рыночной экономики и современного правового государства. В качестве важных совместных практических шагов рассматривались вступление в европейские институты и регулярные консультации по вопросам безопасности. При этом Группа виделась не

только как инструмент общения с Организацией североатлантического договора (НАТО) и Европейским сообществом, но и как прообраз регионального центра на Европейском континенте. Важно отметить, что это было самостоятельно принятое решение трех государств осуществлять взаимодействие ради «содействия ускоренному переходу трех "новых демократий" Центральной Европы с советской орбиты в сторону евро-атлантических структур» [3. С. 14].

На первом этапе сотрудничества договоренности между государствами-членами касались проблем укрепления региональной безопасности. По словам стоявшего у истоков зарождения Вишеградской ассоциации бывшего министра иностранных дел Венгрии и историка Геза Есенского, Вишеград «стал краеугольным камнем стабильности после окончания холодной войны», а также «идеальным балансом между двумя традиционными, но не удавшимися либо невозможными политическими ориентациями: исключительно Восточной и односторонней Западной» [Там же. С. 15]. Наиболее успешным результатом сотрудничества Ви-шеградской группы на начальном этапе стало подписание 21 декабря 1992 г. Центральноевропейского соглашения о свободной торговле. В рамках Центральноев-ропейской ассоциации свободной торговли страны-участницы отменили большинство пошлин и ограничений в торговле промышленными товарами. В последующем к данному соглашению присоединились Словения, Хорватия, Румыния, Болгария, Молдова, страны бывшей Югославии, Албания. После вступления стран Вишеградской группы в ЕС они были вынуждены выйти из ассоциации. К сожалению, ликвидация таможенных барьеров не способствовала интенсификации горизонтальных экономических связей в регионе, в качестве ориентира для каждой из стран по-прежнему оставались дотации из фондов ЕС и западные инвестиции. «На протяжении 1990-х гг. отношения между странами региона характеризовались скорее довольно жесткой борьбой за право быть первыми принятыми в ЕС, нежели взаимопомощью» [4].

Не желая оставаться яблоком раздора между НАТО и Россией, страны Вишеградской группы сразу же заявили о своем намерении присоединиться к Вашингтонскому договору, для реализации которого уже имелись структурные основания: в ноябре 1991 г. на очередном саммите руководителей НАТО было принято решение о создании Совета Евроатлантического партнерства для регулярных консультаций между странами альянса и государствами ЦВЕ, первая сессия которого состоялась в 1997 г. К существенному ослаблению политического единства группы привел и «бархатный развод» Чехословакии в 1993 г. Антизападные идеи Словакии и пропаганда идеологии индивидуализма в достижении национальных целей Чехией способствовали значительному снижению интенсивности сотрудничества и его переориентации сугубо в экономическое русло. В период с 1994 по 1997 г. Вишеградская группа

не собиралась ни разу, полагая, что индивидуальные усилия по вступлению в евроатлантические интеграционные формирования будут более эффективными [4].

Импульсом к продолжению активного сотрудничества стало официальное приглашение со стороны Совета ЕС начать переговоры о вступлении в Европейский союз Венгрии, Польше и Чехии в декабре 1997 г. В канун вступления этих стран в НАТО на трехсторонней встрече президентов было принято заявление о возобновлении Вишеградского сотрудничества и его расширении. В ней также в очередной раз была выражена приверженность традиционным европейским демократическим ценностям, гражданскому праву и рыночной экономике. Конфликты на Балканском полуострове и вступление в 1999 г. в НАТО отчасти сблизили страны Вишеградской группы, но не решили проблемы основ сотрудничества. Важным событием этого этапа стало подписание на саммите премьер-министров 9 июня 2000 г. соглашения о создании Вишеградского фонда для поддержки проектов в области культуры и науки. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства в поддержку регионального взаимодействия в гуманитарных областях, а также сближения со странами «Восточного партнерства», выступая до сегодняшнего дня единственной созданной в рамках Вишеград-ской четверки структурой, имеющей юридический адрес и постоянного председателя. Фонд обеспечивает финансирование деятельности неправительственных организаций и отдельных граждан. Ежегодные поступления в фонд имеют тенденцию к увеличению: с 3 млн евро в 2004 г. до 8 млн евро в 2014 г. [5]. Согласование планов сотрудничества на год вперед осуществляется на основе принципа периодических встреч представителей государств-членов на всех уровнях. Официальные встречи на высшем уровне происходят ежегодно. Между этими встречами одна из стран-участников председательствует в группе. Порядок председательства определен в принятом на саммите премьер-министров в Братиславе 14 мая 1999 г. документе, касающемся содержания Вишеградского сотрудничества. Таким образом, страны получают мандат на председательство в течение одного года в следующем порядке: Чехия, Польша, Венгрия, Словакия. Председательствующая сторона определяет повестку дня и основные направления сотрудничества на ближайший год. В период с 1998 по 2002 г. в рамках Вишеградского форума прошло восемь совещаний, посвященных проблемам присоединения к ЕС, причем в качестве главного опасения выступало возможное неравенство между «новыми» и «старыми» странами - членами ЕС.

Третий виток активизации Вишеградского взаимодействия связан со вступлением стран Группы в ЕС в мае 2004 г. Свою эффективность вишеградское сотрудничество подтвердило к этому моменту и тем, что при несомненных совместных усилиях Венгрии, Польши, Чехии к своим региональным союзникам в НАТО присоединилась Словакия. Успешное достижение первич-

ных целей интеграции поставило вопрос о том, имеет ли смысл продолжать сотрудничество, находясь в рамках более крупных интеграционных группировок, членами которых стали страны Вишеградской четверки. После интенсивных дискуссий назревавший кризис идентичности удалось предотвратить в процессе подготовки Кромержижского саммита в 2004 г., где было отмечено, что цели, поставленные в 1991 г., достигнуты и принята новая Декларация. В ней указывалось на то, что «интеграция стран Вишеградской группы в европейские и евроатлантические структуры открывает новые возможности и ставит новые задачи для дальнейшего сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес» [6]. Помимо этого полагалось, что сотрудничество стран Вишеградской группы будет направлено на укрепление идентичности Центрально-Европейского региона и содействие странам, стремящимся в ЕС.

В этой связи заявления о желании быть приобщенными к вишеградскому сотрудничеству и расширении ее формата стали озвучивать такие страны, как Австрия, Хорватия, Словения, Румыния и Украина. Группа отклонила данные предложения, опасаясь размывания ви-шеградской идеи, выступив при этом с инициативой сотрудничества в рамках Вишеградской четверки с участием приглашенных партнеров в формате «В4+». В период с 2005 по 2008 г. прошли такие встречи с участием Австрии, Украины, Словении и Хорватии, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдовы, Болгарии и Румынии.

Значимыми событиями первых лет членства стран Вишеградской группы в ЕС стали вступление в Шенген в 2008 г., а также избрание представителя Польши Ежи Бузека председателем Европейского парламента в 2009 г. как признание вклада стран бывшей Восточной Европы в развитие европейской интеграции. Внутри Европейского союза Вишеградской четверке пришлось бороться за свои права и равенство, как при принятии европейской конституции, так и участии в разработке его восточной политики. Оппортунистический настрой эти страны продемонстрировали и в период обсуждения Лиссабонского договора.

Четвертый виток активности Вишеградского форума начался с принятием ЕС программы «Восточного партнерства» в 2009 г., когда у стран-участников появился еще один общий интерес, способный их сблизить. Целью программы выступали поддержка демократизации стран-партнеров и приближение их в политическом, экономическом и социальном измерениях к Европейскому союзу. Страны Вишеградской группы активно включились в процесс содействия развитию, поскольку это создавало возможность использовать их уникальный опыт политического и социально-экономического транзита, а также способствовало повышению их рейтинга на международной арене. Передача трансформационного опыта стала для Группы одним из путей реализации важной внешнеполитической цели - создание в своем окружении стабильных и

безопасных демократий, на что указывала программа председательствующей в 2009 г. в Вышеградской группе Венгрии, выбравшей в качестве приоритетной задачи «содействие стабильному и безопасному окружению путем оказания помощи государствам, заинтересованным в евроатлантической интеграции» [7]. Возглавила этот процесс Польша, выделив наибольший объем средств на помощь содействию развития (66,62%) [8]. Значимое место для стран Вишеградской группы имела Белорусь, получившая большую долю (27,9%) из всех выделенных в период 2009-2014 гг. средств [8]. Тем самым Вишеградская четверка обрела на этом этапе свою сферу ответственности в ЕС в виде программы «Восточное партнерство», выступая в качестве посредника между центральными институтами ЕС и странами Восточного партнерства.

Символическим началом упадка вишеградской идеи некоторые скептически настроенные эксперты считают 1 января 2009 г. - дату вступления Словакии в зону евро. Экономический кризис, в свою очередь, спровоцировал появление идеи создания «твердого ядра ЕС» на основе еврозоны, разделив при этом союз на две асимметричные области, что не замедлило вызвать негативную реакцию Варшавы, Праги и Будапешта. Наибольшую приверженность вишеградскому сотрудничеству выказывают, несомненно, Польша и Венгрия, в то время как Чехия не уделяет ему должного внимания, Словакия же, изначально опираясь на поддержку партнеров по Группе, сегодня уже не считает деятельность в ее рамках для себя более приоритетной, нежели свои задачи в ЕС. Словакия не последовала примеру Венгрии, Польши и Чехии и не признала независимость Косово. Польша и Чехия, не посоветовавшись с Венгрией и Словакией, принимали решение в отношении размещения американской системы противоракетной обороны. Как видно, не всегда странам четверки удавалось выработать общую позицию по целому ряду вопросов: желание Венгрии и Польши смягчить условия въезда граждан Украины наталкивалось на сопротивлении Чехии. После аннексии Крыма Словакия и Венгрия выступали против санкций в отношении России. Чехия, Словакия и Венгрия не признавали ведущую роль Польши в формировании восточной политики ЕС, не часто удавалось достичь регионального консенсуса в области экономической политики. Несмотря на сохраняющееся противоречие интересов одним из достижений Вишеградской группы стало принятие западными политиками ее позиции в отношении ряда важных вопросов, в частности о необходимости контроля над потоком беженцев. На фоне наметившихся в последнее десятилетие кризисных тенденций страны Группа смогла обеспечить планомерное экономическое развитие и сохранить свое региональное объединение.

Обрушившиеся на рубеже 2010-х гг. на Европейский союз кризисы и «брекзит» вскрыли внутри него различные линии раскола, в частности усилилось акцентирование различий между «старой» и «новой» Ев-

ропой. Вишеградская четверка в ответ на такое положение дел активизировала свое позиционирование как единой силы, совместно отстаивающей свои позиции перед лицом «старой» Европы. Страны Группы, особенно Польша, стремятся продемонстрировать свою состоятельность даже тем, что готовы самостоятельно обеспечить демократизацию стран, входящих в программу Восточного партнерства с ЕС [9]. Активизация деятельности Группы в последние несколько лет, как указывает Е.С. Хотькова, «можно расценивать как своего рода защиту тех основ, на которых она строилась» [10. С. 59]. В качестве катализатора развития више-градского сотрудничества выступили начавшиеся кризис ЕС, пересмотр подходов к решению международных проблем, изменение во внешней политике России. Эти события скорее будут способствовать дальнейшей эволюции Вишеградской группы и ее укреплению в институциональном аспекте, учитывая, что единственным общим рабочим механизмом до сих пор остаются консультации представителей четырех стран. В контексте грядущей подготовки реформы ЕС, суть которой будет сводиться к разделению Европы на две группы -«быстрых» и «медленных» стран, Вишеградская четверка уже заявила о том, что сформулирует общую позицию и подготовит общее предложение по реформе Евросоюза. Она отстаивает идею сохранения финансирования из бюджета ЕС в полном объеме и крайне категорично выступает против концепции Европы «двух скоростей». В 2014 г. после действий России в отношении Украины и присоединения Крыма к РФ Группа заявила о необходимости более тесного регионального сотрудничества в области обороны, а именно создании собственной военной группировки. В настоящее время Вишеградская четверка стремится к развитию военного сотрудничества как составной части Общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Отпраздновав

25-летний юбилей, Вишеградская четверка подчеркивает незыблемость групповых целей по укреплению взаимного доверия и проявляет высокий уровень солидарности, о чем красноречиво свидетельствует сделанное в рамках программы польского председательства в 2016 г. заявление: «В4 стала известным брендом - символом успешной инициативы для реализации совместных интересов и центральным элементом сотрудничества в Центральной Европе» [11].

Таким образом, процесс становления Вишеградской группы распадается на четыре основных этапа: 19911997 гг.: оформление Группы и определение ее первичных целей; 1998-2004 гг.: реализация поставленных целей, а именно, вступление в НАТО и начало переговорного процесса по вступлению в Европейский союз, завершение определения процедур, регламентирующих ее деятельность; 2004-2008 гг.: борьба за равенство стран Вишеградской группы в ЕС и расширение зоны сотрудничества до формата «В4+»; 2009-2014 гг.: принятие роли ответственной структуры за восточную политику ЕС, укрепление ее международного статуса.

С 2014 г. Вишеградская группа переживает новый виток активизации сотрудничества, обусловленный украинским кризисом и усиливающимися противоречиями на уровне ЕС. Эти события не только не привели к расшатыванию основ регионального сотрудничества, а, напротив, заставили Группу выступить в качестве консолидированной силы, имеющей порой достаточно жесткую общую позицию. Таким образом, идея регионального сотрудничества четырех восточноевропейских стран эволюционировала от стремления к интеграции в европейские институты, вызванного желанием преодоления общего тоталитарного прошлого, к постановке вполне прагматичных целей, в которых проявлялись как состязательность, так и консолидированость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кишш Д. Чаба. Вишеградское родство. Варшава, 2016. 242 с.

2. Вишеградская Европа: откуда и куда? два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / под ред. Л.Н. Шишелиной.

М. : Весь Мир, 2010. 568 с.

3. Есенский Г. 25 лет Вишеградской группе // Современная Европа. 2016. № 6 (72) ноябрь-декабрь. С. 13-20.

4. Шишелина Л.Н. Вишеградская группа: этапы становления и развития // Перспективы. 20.08.2014. URL: http://www.perspektivy.info/oyku-

mena/europe/vishegradskaja_gruppa_etapy_stanovlenija_i_razvitija_2014-08-20.htm

5. Aims and Structure / Официальный сайт Вишеградской группы. URL: http://www.visegradgroup.eu/about/aims-and-structure

6. Visegrad Declaration 2004 / Официальный сайт Вишеградской группы. URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-

declarations/visegrad-declaration-110412-1

7. 2009/2010 Hungarian Presidency / Официальный сайт Вишеградской группы. URL http://www.visegradgroup.eu/documents/presidency-

programs/2009-2010-hungarian-110412

8. Котулевич-Вишиньска К. Вишеградская помощь странам «Восточного партнерства» // Современная Европа. 2016. № 6 (72) ноябрь-декабрь.

С. 72-81.

9. Еремина Н. Чем кончится бунт Вишеградской группы в Евросоюзе? // Евразия. Эксперт. 17.03.2017. URL: http://eurasia.expert/chem-

konchitsya-bunt-vyshegradskoy-gruppy-v-es/ свободный (дата обращения: 08.01.2018).

10. Хотькова Е.С. Вишеградская группа: опыт и перспектива // Проблемы национальной стратегии. 2012. № 4 (13). С. 56-70.

11. Program of the Polish Presidency in the Visegrad Group / Официальный сайт Вишеградской группы. URL: http://www.visegradgroup.eu/docu-ments/presidency-programs/program-of-the-polish.

Safonova Evgeniya A. National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] THE VISEGRAD GROUP: STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT Keywords: Visegrad Group; European Union; NATO; «Eastern Partnership».

The Visegrad Group (V4) was formed on 15 of February 1991 at a meeting of the President of the Czechoslovak Republic, Vaclav Havel, the President of the Republic of Poland, Lech Walesa, and the Prime Minister of the Republic of Hungary, Jozsef Antall. On the

first period of its existence (1991-1997) main objectives were elimination of all existing social, economic and spiritual aspects of the totalitarian system and integration into the Euro-Atlantic Formations. The main achievement on this period was the signing of Central European Free Trade Agreement in 1992.

In the following years the interest of cooperation between the V4 countries began to slacken due to the prevalence of the idea that individual effort towards accession to the Euro-Atlantic integration formations would be more efficient.

Visegrad cooperation was resumed in 1998 when Council of the European Union proposed to begin negotiation on accession to the EU.

Visegrad cooperation is not institutionalized. The only organization within the V4 platform is the International Visegrad Fund. The fund

was established in 2000 with the aim of supporting the development of cooperation in culture, scientific exchange, education.

After their accession to the European Union in 2004 and NATO in 1999 countries of the Visegrad Group signed new declaration on 12 of

May 2004 in Kromeriz. The cooperation of the Visegrad Group countries will continue to focus on regional activities and implementing the

European Union policies towards the countries of Eastern and Southeastern Europe particularly within the "Eastern Partnership" program.

To implement these tasks Group adopted a new format of cooperation with the participation of partner countries - "V4+".

The fourth stage of cooperation is related to the implementation of "Eastern Partnership" program.

Thereby, in development of the Visegrad Group are four stages:

- 1991-1997: formalization of the Group and setting of primary goals;

- 1998-2004: realization of the set goals, namely, joining NATO and start of negotiation on accession to the EU;

- 2004-2008: struggle for equality in the EU and expansion of the cooperation area to a format "V4+";

- 2009-2014: acceptance of the role of the responsible for the eastern policy of the EU, strengthening of international status.

At the present time during the EU crisis and change of approaches to solving international problem the Visegrad Group shows a high level of solidarity.

REFERENCES

1. Csaba Kiss, S. (2016) Vishegradskoye rodstvo [Visegrad kinship]. Warsaw: [s.n.].

2. Shishelina, L.N. (ed.) (2010) Vishegradskaya Evropa: otkuda i kuda? dva desyatiletiya po puti reform v Vengrii, Pol'she, Slovakii i Chekhii [Visegrad

Europe: where from and where to? Two decades on the path of reforms in Hungary, Poland, Slovakia and the Czech Republic]. Moscow: Ves' Mir.

3. Yesenskiy, G. (2016) 25 years of the Visegrad group. Sovremennaya Evropa — Contemporary Europe. 6(72). pp. 13-20. (In Russian). DOI:

10.15211/soveurope620161319

4. Shishelina, L.N. (2014) Vishegradskaya gruppa: etapy stanovleniya i razvitiya [Visegrad Group: Stages of Formation and Development]. Perspektivy.

20th August. [Online] Available from: http://www.perspektivy.info/ oykumena/europe/vishegradskaja_gruppa_etapy_stanovlenija_i_razvitija_2014-08-20.htm.

5. Visegrad Group Official Website. (n.d.) Aims and Structure. [Online] Available from: http://www.visegradgroup.eu/about/aims-and-structure.

6. Visegrad Group Official Website. (n.d.) Visegrad Declaration 2004. [Online] Available from: http://www.visegradgroup.eu/documents/visegrad-

declarations/visegrad-declaration-110412-1.

7. Visegrad Group Official Website. (n.d.) 2009/2010 Hungarian Presidency. [Online] Available from http://www.visegradgroup.eu/docu-ments/presidency-programs/2009-2010-hungarian-110412.

8. Kotulevich-Vishinska, K. (2016) Visegrad Assistance to the Eastern Partnership Countries. Sovremennaya Evropa — Contemporary Europe. 6(72).

pp. 72-81. (In Russian). DOI: 10.15211/soveurope620167281

9. Eremina, N. (2017) Chem konchitsya bunt Vishegradskoy gruppy v Yevrosoyuze? [What will end the riot of the Visegrad group in the European Un-

ion?]. Evraziya. Ekspert. 17th March. [Online] Available from: http://eurasia.expert/chem-konchitsya-bunt-vyshegradskoy-gruppy-v-es/. (Accessed: 8th January 2018)

10. Khotkova, E.S. (2012) Vishegradskaya gruppa: opyt i perspektiva [Visegrad Group: Experience and Perspective]. Problemy natsional'noy strategii. 4(13). pp. 56-70

11. Visegrad Group Official Website. (n.d.) Program of the Polish Presidency in the Visegrad Group. [Online] Available from: http://www.visegradgroup.eu/documents/presidency-programs/program-of-the-polish.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.