Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №1
УДК 327.7
Михаил ВЕДЕРНИКОВ
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИШЕГРАДСКОЙ ГРУППЫ В 2019 ГОДУ
Аннотация. В статье рассматривается деятельность Вишеградской группы в 2019 г., которая проходила на фоне знаковых для стран Центральной Европы юбилеев. Как отмечает автор, она имеет три измерения: региональное, общеевропейское и внешнее. На региональном уровне особое внимание было уделено продвижению инфраструктурных проектов, военному сотрудничеству, совершенствованию государственного управления стран - учас-ниц объединения. На европейском - взаимодействию с лидерами Европейского союза (Францией и Германией) и формированию общих подходов к политике Брюсселя с государствами ЕС, ставшими его членами в ходе последних волн расширения. В международном контексте был сделан упор на поддержке интеграционного процесса западнобалканских государств. На основе анализа деятельности «четвёрки» делается вывод о падении интереса к программе Восточного партнёрства со стороны группы, что объясняется отсутствием определённости во взаимоотношениях ЕС и постсоветских государств - участников программы. Автор констатирует, что в год 30-летия «бархатных революций» центральноевропейские страны чаще выступали в роли самодостаточных игроков, обладающих политическим весом на разных уровнях международных отношений.
Ключевые слова: Вишеградская группа, В4, Западные Балканы, Венгрия, Польша, Словакия, Чехия.
2019 г. стал во многом знаковым для всех центральноевропейских государств: здесь то и дело вспоминали ключевые события своей истории со времени распада Восточного блока. Речь идёт, прежде всего, о 30-летии «бархатных революций», которые символизировали разрыв с выстраиваемой на протяжении 40 лет социалистической системой, о 20-летии членства в НАТО и 15-летии - в ЕС, которые открыли новую главу в развитии этого региона, закрепив его прозападный вектор. Одним из символов центральноевропейского пробуждения от «коммунистического застоя» стало возникновение Вишеградской группы (В4), которая создавалась для «заполнения вакуума», образовавшегося в центре континента, и совместного движения сначала трёх, а затем четырёх государств «назад в Европу». Несмотря на голоса аналитиков, заявлявших одно время о нежизнеспособности «четвёрки», ход её развития демонстрирует, что вишеградские страны сумели своими успехами «привлечь внимание главных международных игроков» и оказались «вновь вовлечёнными в новые геополитические стратегии»1.
Важно отметить основные направления деятельности В4, которая постепенно стала признанной и влиятельной политической силой на пространстве Европейского союза. Возникнув как региональная организация, которая стремилась координировать деятельность четырёх го-
© Ведерников Михаил Владимирович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Вишеградских исследований Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 1l, стр. 3. E-mail: [email protected].
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120205763
1 Шишелина Л.Н. Становление и развитие Вишеградской группы. Европа между трёх океанов. Монография. Под ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., Институт Европы РАН, 2019. С. 233. См. также: Вишеградская Европа: откуда и куда? Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., 2010.
сударств в новых для неё политических и экономических условиях, она постепенно внедрила механизмы своего воздействия в структуры Европейского союза и вышла за его пределы, став активным политическим игроком, осуществляющим деятельность на внешнем контуре ЕС. В этой связи стоит выделить три уровня активности В4: 1) региональный; 2) общеевропейский; 3) внешний1.
Региональный Вишеград
Взаимодействие стран на региональном уровне нацелено на координацию деятельности и обмен опытом по общим проблемам, которые являются наследием социалистического периода или не были решены за время трансформаций. В 2019 г. в центре внимания были вопросы, касающиеся развития транспортной инфраструктуры. Так, 8 января состоялось совещание рабочей группы, в рамках которого были озвучены планы о создании двухпутной ж/д линии для поездов, развивающих скорость от 250 км/ч до 350 км/ч, которые будут делать остановки в трёх столицах (Варшаве, Братиславе, Будапеште) и в Брно2. 21 мая при участии четырёх министров, ответственных за транспортную инфраструктуру, была подписана декларация в отношении проекта сети высокоскоростных дорог в Центральной Европе и его финансировании3. Отмечалась необходимость установления «географического баланса между территориями» и «улучшения мобильности и доступности региона для экономического развития, территориального сплочения и секторального взаимодействия в таких сферах как туризм и занятость». Следующая встреча по данной проблематике прошла 13 сентября.
Активное взаимодействие стран «четвёрки» наблюдалось в военной сфере и области безопасности. Так, в 2019 г. состоялось около 15 мероприятий разного уровня и представительства. Несмотря на то что данная проблематика выходила на уровень крупных международных организаций, участницами которых являются страны В4, речь шла в основном о региональной безопасности и возможности её поддержания силами «четвёрки». В январе состоялось совместное заседание парламентских комитетов по обороне, на котором рассматривались такие вопросы как роль ОБСЕ в сохранении и восстановлении мира, нелегальная миграция как вызов национальной безопасности. Подчёркивалось, что ситуация на Украине являлась угрозой безопасности В4. Проходили конференции по военной медицине (февраль), где говорилось о запуске образовательных программ военно-медицинского персонала, повышении уровня взаимодействия при развёртывании медицинских служб «четвёрки», обмене опытом в области военно-медицинской логистики, организации ветеринарной поддержки, воздушной медицины4. Обеспечение стабильного роста уровня жизни военнослужащих стало темой заседания рабочей группы по управлению человеческими ресурсами в военной сфере (25-29 марта).
Несколько встреч в 2019 г. были посвящены вопросам модернизации систем ПВО наземного базирования (Surface Based Air Defence); возможностям сотрудничества в области оборонных исследований и технологических инноваций. В сентябре состоялась встреча командного состава ВВС стран «четвёрки»; в октябре - рабочей группы совместного планирования при военных ведомствах.
В 2019 г. на волне 20-летнего юбилея членства центральноевропейских государств в
1 Ведерников М.В. Преемственность «вишеградского курса» в программах председательств Венгрии и Словакии в 2018 г. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №1, 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120199096.
2 Путешествие из Варшавы в Будапешт, согласно расчётам, должно занять всего три часа вместо нынешних 1012 часов.
3 URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/
4 URL: https://www.mosr.sk/43596-en/premierove-stretnutie-vojenskych-zdravotnikov-v4-vimimed-2019/
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №»1
НАТО состоялись несколько крупных мероприятий при участии глав военных ведомств членов В4. Так, 10 марта прошла встреча премьер-министров четырёх стран с министрами обороны в тренировочном лагере польских вооружённых сил Весоле1. Все выступавшие политики отметили важность НАТО для коллективной безопасности центральноевропейских государств. В мае прошла, первая в подобном формате, встреча министров обороны В4 с их немецким и французским коллегами. В центре внимания были Общая политика безопасности и обороны ЕС, Постоянное структурированное сотрудничество (PESCO), взаимодействие между ЕС и НАТО, борьба с терроризмом и миграцией; увеличение расходов на оборону. Также обсуждалось вооружённое соединение В4 ЕС - совместный проект стран «четвёрки» в сфере обороны, который должен был вступить в состояние боеготовности в июле 2019 г.2
10-11 июня на встрече министров обороны В4 было принято совместное коммюнике, где подчёркивалась важность взаимодействия в сфере безопасности между странами В4 в дополнение к сотрудничеству в рамках ЕС и НАТО3. Говорилось и о том, что «регулярное предоставление военных формирований Евросоюзу со стороны В4 укрепляет доверие к нему и отражает приверженность В4 к PESCO». В4 подчёркивала важность Европейского оборонного фонда для усиления оборонного потенциала ЕС. Таким образом, голос «четвёрки» склонялся к большей концентрации политики ЕС на обеспечении внутрирегиональной безопасности. Заявления о поддержке военных проектов ЕС шли рука об руку с подтверждением готовности увеличить расходы на оборону до 2% ВВП в соответствии с требованием президента США Д. Трампа.
Среди важных аспектов внутрирегиональной кооперации стран «четвёрки» следует также назвать обмен опытом в области цифровизации внутренней политики для обеспечения большей прозрачности, эффективности и инновационности. Усилия были сосредоточены на разработке концепции smart cities (умных городов), в рамках которой углубить сотрудничество между городом, муниципалитетом, гражданами и технологическими компаниями для решения практических проблем повседневной жизни. В марте было подписано совместное заявление министров В4, ответственных за развитие умных городов. Предполагалось совместно стимулировать инновации в сфере коммунальных услуг; развивать концепцию «правительства знаний», суть которой заключалась в обмене базами данных и упрощении процесса внедрения инноваций4. В дальнейшем пристальное внимание было уделено вопросу цифровиза-ции госзакупок для усиления прозрачности в этой сфере.
Общеевропейский Вишеград
В рамках ЕС можно говорить о нескольких уровнях деятельности В4. Прежде всего, группа старается выстроить конструктивный диалог с локомотивами союза Францией и Германией. На другой ступени находится взаимодействие со странами объединения, которые также вступили в ЕС в рамках последних волн расширения (страны Балтии, Болгария, Румыния, Словения, Хорватия).
В начале 2019 г. прошла встреча премьер-министров В4 с канцлером Германии А. Мер-кель, в ходе которой была принята «Декларация по случаю 30-летия исторических перемен в Европе». Отмечалось, что «связи между В4 и Германией стали стратегическими»; говорилось
0 недопустимости разделений на «север - юг», «восток - запад», «старые - новые». Подчёркивалось, что географически, культурно и исторически страны Центральной Европы принад-
1 URL: https://www.gov.pl/web/national-defence/we-are-a-community-that-guarantees-security.
2 В 2023 г. будет сформировано второе такое соединение.
3 URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/joint-communique-of-the-190617.
4 URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/joint-statement-В4-mini.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, №1
лежат к Европе1. В конце года уже главы государств В4 нанесли визит в Берлин по случаю 30-летия падения Берлинской стены.
В апреле состоялись переговоры министров иностранных дел В4 с их французским коллегой. Обсуждались насущные вопросы ЕС: будущее Европейского союза, брекзит, интеграция стран Западных Балкан (ЗБ) в ЕС, трансатлантическое партнёрство, сотрудничество с Китаем. Уже в конце года (28 ноября) состоялась встреча госсекретарей по делам ЕС стран В4 с их французским визави. Акцентировалось внимание на необходимости активизации усилий в борьбе с изменением климата; совершенствовании финансовой политики; учитывая приостановку евроинтеграции ЗБ, и роли Франции в принятии данного решения, подчёркивалась необходимость вернуться к этому вопросу на саммите ЕС - ЗБ в Загребе в мае 2020 г.2
Взаимодействие с постсоциалистическим государствами - членами ЕС в основном сосредоточилось на точечных вопросах и связывалось с координацией деятельности в конкретных сферах. Так, в марте прошло совещание представителей В4 и Болгарии, Хорватии, Румынии, Словении по вопросам природы, биоразнообразия и охраны ландшафтов. Мероприятие было приурочено к запланированному на апрель совещанию ЕС по данной проблематике в г. Брашов (Румыния). Тем самым страны, заинтересованные в корректировке будущей Общей сельскохозяйственной политики, вырабатывали модель поведения для отстаивания своих интересов. В мае прошла встреча министров сельского хозяйства В4, стран Балтии, Болгарии, Хорватии, Румынии, Словении, в ходе которой была принята совместная декларация о будущей роли инициативы BЮEAST, направленной на создание устойчивой биоэкономики в странах Центральной и Восточной Европы3. В июне состоялись переговоры на министерском уровне представителей В4, Румынии и Болгарии, где обсуждались вопросы, касающиеся биологического разнообразия, охраны природы и борьбы с одноразовым пластиком. Было подтверждено обязательство государств - членов ЕС ввести запрет на продажу подобной продукции с 1 января 2021 г.
Важным событием, которое свидетельствовало о способности В4 координировать деятельность государств - членов ЕС со схожими интересами, стало проведение в Праге (5 ноября) саммита «Друзей сплочения»4, на котором обсуждался Многолетний финансовый план ЕС на 2021-2027 гг. 17 государств-членов данного клуба заявили о желании не допустить сокращения финансировании таких глав бюджета ЕС как политика сплочения и общая сельскохозяйственная политика. Будучи получателями дотаций из бюджета ЕС, страны В4 не заинтересованы в уменьшении поступлений и взывали к сохранению баланса между «целями Евросоюза и национальными приоритетами стран - участниц объединения»5.
Вишеград за пределами ЕС
Центральное место в деятельности В4 в 2019 г. занимал вопрос расширения ЕС на Западных Балканах. «Четвёрка» - активный сторонник интеграции Албании, Боснии и Герцеговины, Черногории, Сербии, Северной Македонии и Косово в Евросоюз, приковывала внимание к этому вопросу на каждом крупном мероприятии, где её голос мог быть услышан. Важным событием стал саммит министров иностранных дел В4 по Западным Балканам (28 мая),
1 URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/B4-de-declaration.
2 URL: https://www.vlada.cz/cz/evropske-zalezitosti/aktualne/joint-statement-of-the-eu-sherpas-of-v4-countries-and-the-minister-of-state-for-european-affairs-of-france-178309.
3 URL: https://bioeast.eu/home/
4 В неформальный клуб входят: Болгария, Венгрия, Греция, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Испания, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония.
5 URL: https://www.vlada.cz/en/media-centrum/aktualne/friends-of-cohesion-joint-declaration-on-the-multiannual-financial-framework-2021-2027-177497/
10-й по счёту, на котором министры обозначили необходимость удержать вопрос о членстве стран ЗБ в числе приоритетов нового состава Еврокомиссии и Европарламента. По их мнению, расширение остаётся ключевой политикой ЕС, поскольку подразумевает стратегические инвестиции в мир, демократию, процветание, безопасность и стабильность в Европе. В то же время они отмечали, что каждый потенциальный кандидат должен соответствовать установленным критериям, в том числе в области уважения демократических принципов, верховенства закона и свободы СМИ1.
12 сентября накануне октябрьского саммита ЕС, на котором должна была определиться судьба наиболее продвинувшихся в интеграционном процессе западнобалканских стран, состоялась встреча премьер-министров «четвёрки» с их представителями. В ходе неё вновь было заявлено о безоговорочной поддержке присоединения ЗБ к ЕС и о твёрдой убеждённости, что «воссоединение Европы не может быть полным без их интеграции в ЕС». Подчёркивалось стремление поддерживать региональное сотрудничество посредством Международного Вишеградского Фонда. Ранее на заседании комитетов по иностранным делам парламентов В4 говорилось об увеличении взносов каждой страны-участницы для этих целей.
После вето Франции (поддержанной Нидерландами и Данией), которое отложило начало предвступительных переговоров Албании и Северной Македонии с ЕС, представители В4 выразили своё сожаление принятым решением и заявили, что задержка может привести к перераспределению влияния в регионе в пользу иных игроков: России, Китая или Турции2.
Важным направлением деятельности В4 оставалось взаимодействие со странами Восточного партнёрства (ВП). В декларации майской встречи министров иностранных дел «четвёрки» с их коллегами из государств ВП, приуроченной к 10-летию программы, отмечалось: В4 выступает за сохранение ВП в качестве одного из приоритетов ЕС и готова предложить свой опыт проведения реформ. Подчёркивалась необходимость преобразований, нацеленных на установление демократии, верховенства права и прав человека. Было высказано предложение об институционализации программы и о проведении саммита ВП в 2020 г.
Несмотря на множество громких слов и помпезных заявлений, анализ активности В43 говорит о снижении интереса к данному проекту, что выразилось в уменьшении количества мероприятий, посвящённых этой проблематике. Во многом подобная ситуация отражает общую атмосферу неопределённости, царящую по отношению к инициативе как в Брюсселе, так и в самих столицах стран-участниц. Неудавшийся юбилейный саммит ВП в 2019 г., где не удалось подписать общую декларацию, продемонстрировал несоответствие ожиданий постсоветских государств и реальности, в которой сейчас пребывает ЕС.
Говоря о деятельности В4 за пределами ЕС необходимо также указать на несколько событий, которые вновь продемонстрировали стремление центральноевропейцев выйти за пределы ближайшего соседства. В апреле премьер-министры стран В4 встретились с их японским коллегой. Разговор шёл о взаимной торговле, сотрудничестве в научных исследованиях и внедрении инноваций4. Также в этом месяце прошла встреча министров иностранных дел В4 с главой МИД Турции. Представители В4 подчеркнули важность участия Турции в процессах, прямо или косвенно влияющих на стабильность в европейском регионе, в особенно-
1 URL: http://www.visegradgroup.eu/documents/official-statements/B4-foreign-ministers.
2 URL: https://europeanwesternbalkans.com/2019/11/05/visegrad-prime-ministers-disappointed-with-eus-negative-message-to-wb/
3 В ходе написания статьи были изучены около 80 мероприятий В4 за 2019 г. Только в трёх тема ВП была в центре внимания.
4 URL: https://www.vlada.cz/en/media-centrum/aktualne/the-v4-countries-supported-the-removal-of-trade-barriers-between-japan-and-the-eu-at-a-meeting-with-prime-minister-abe-of-japan-173886/
сти центральноевропейском пространстве. Ранее, в январе, состоялась встреча политических директоров МИД стран В4 с первым заместителем министра иностранных дел России. В ходе беседы обсуждались вопросы, связанные с европейскими структурами безопасности, были изложены оценки по ряду международных проблем, представляющих взаимный интерес. В то же время необходимо отметить, что по сложившейся за последнее время традиции дискуссия в данном формате не касалась конкретно российско-вишеградского сотрудничества и была
сконцентрирована на международной и европейской повестке.
* * *
Характеризовать прошедший год для Вишеградской группы в категориях успеха или неудач сложно, поскольку деятельность «четвёрки» не направлена на получение результатов «здесь и сейчас», а сводится к формированию определённых групп интересов, выработке общих подходов, передаче накопленного опыта - то есть такой работе, которая демонстрирует свои плоды по прошествии времени. Определённо можно констатировать, что активность группы набирает обороты, о чём свидетельствует нарастающая региональная кооперация, взаимодействие с единомышленниками по ЕС и выход на более широкую международную арену, где, как отметил премьер-министр Чехии А. Бабиш на встрече с японским коллегой, «нам есть что сказать».
Список литературы
Ведерников М.В. Преемственность «вишеградского курса» в программах председательств Венгрии и Словакии в 2018 г. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, №1, 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120199096.
Вишеградская Европа: откуда и куда? Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., 2010.
Шишелина Л.Н. Становление и развитие Вишеградской группы. Европа между трёх океанов. Монография. Под ред. Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., Институт Европы РАН, 2019.
References
Vishegradskaya Evropa: otkuda i kuda? Shishelina L. (ed). Moscow, 2010.
Shishelina L. Stanovlenie i razvitie Vishegradskoj gruppy. In: Gromyko A.A., Fyodorov V.P. (eds). Evropa mezhdu trekh okeanov. Moscow, Institut Evropy RAN, 2019.
Vedernikov M.V. Preemstvennost' «vishegradskogo kursa» v programmah predsedatel'stv Ven-grii i Slovakii v 2018 g. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, №1, 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120199096.
About the Results of V4 Activity in 2019 Author. Mikhail Vedernikov, Candidate of Sciences (History), Senior Research Associate of Department of Central and Eastern European Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article discusses the activities of the Visegrad group in 2019. As the author notes, it has three dimensions: regional, European and international. At the regional level, special attention was paid to the promotion of infrastructure projects, military cooperation and the improvement of public administration. On the European one, cooperation with the leaders of the European Union (France and Germany) and the formation of common approaches to Brussels' policies with the EU states which became its members during the last waves of accession. In the internation-
al context, emphasis was paid on supporting the integration process of the Western Balkan states. Based on the analysis of V4 activities, author concluded that the group's interest in the Eastern Partnership program has declined what is explained by the lack of certainty in the relations between the EU and post-Soviet states, program participants.
Key words: Visegrad group, V4, Western Balkans, Hungary, Poland, Slovakia, Czech Republic.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120205763