Научная статья на тему 'Центральная Азия: новая ситуация новые вызовы новые перспективы'

Центральная Азия: новая ситуация новые вызовы новые перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каменев Сергей

"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., №4, с.3539.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центральная Азия: новая ситуация новые вызовы новые перспективы»

Сергей Каменев, кандидат экономических наук ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: НОВАЯ СИТУАЦИЯ — НОВЫЕ ВЫЗОВЫ — НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

После распада Советского Союза Россия как правопреемница СССР существенно перестроила систему своих внешнеполитических связей. Однако если в Южной Азии эта система не претерпела существенных изменений, то отношения с бывшими советскими республиками Центральной Азии теперь должны выстраиваться на принципиально иной основе. Во главу угла нового курса были поставлены интересы экономической безопасности России. Центральная Азия весьма привлекательна своими энергетическими ресурсами, от эффективного использования которых в значительной степени зависит развитие экономики самих центральноазиатских стран, России, а также ряда других государств, находящихся не только в этом регионе, но и далеко за его пределами. Это страны Западной Европы, Украина, Белоруссия и др. На влияние в регионе претендует не только Россия, но также США, Китай, Турция, Иран, Пакистан, Индия и некоторые другие государства.

Учитывая тесные экономические, политические и иные отношения России со странами Содружества, Москва заинтересована не просто в сохранении, но и расширении связей с центральноазиатски-ми странами, хотя на практике это не просто сделать по многим причинам. В их числе — стремление входивших в Советский Союз республик отдалиться от бывшего "старшего брата". Сейчас у России складываются наиболее стабильные отношения с Казахстаном и Киргизстаном, ниже их уровень с Узбекистаном, Таджикистаном и еще ниже — с Туркменистаном. Базой для развития отношений России, например, с Казахстаном служат его значительные запасы нефти и возрастающий экспорт, идущий преимущественно через российский нефтепровод, а также высокий процент этнических русских — свыше трети всего населения страны при 53% казахов. В Туркменистане же, обладающем значительными запасами газа, русские откровенно вытесняются из страны, что, естественно, не может не сказываться на наших двусторонних отношениях. С развитием двусторонних связей тесно связана проблема функционирования уже имеющихся и сооружения новых нефте- и газопроводов, особенно в

свете намечающегося увеличения добычи углеводородов в регионе. По словам Н.Назарбаева, выступавшего на заседании Евразийского экономического саммита в апреле 2002 г., в ближайшее время добыча нефти резко возрастет. Правда, он осторожно заметил, что при этом хотелось бы "...без политизации решить вопрос о сооружении новых нефтепроводов". По всей видимости, президент Казахстана отдавал себе отчет в том, сколь непросто найти зарубежных инвесторов, готовых в условиях сложной геополитической обстановки в регионе выложить несколько миллиардов долларов на эти цели. Речь идет о ситуации в соседнем Афганистане, нерешенности вопроса о правовом статусе Каспия, войне в Чечне, проблемах Нагорного Карабаха, Южной Осетии и Абхазии, которые вот уже много лет далеки от своего решения.

Каспийский узел проблем

Близость позиций России и Казахстана, а в определенной мере и Азербайджана, по каспийской проблеме дала возможность нашей стране выйти на двусторонние договоренности по Каспию, которые, однако, не поддерживаются Туркменистаном и Ираном. Москва предлагает делить дно Каспия по так называемой "срединной линии", и эта идея была зафиксирована в договорах с Казахстаном в 1998 г. и с Азербайджаном в 2002 г. Ашхабад же выступает за секторальный раздел дна моря по принципу равноудаленности от противолежащих береговых точек. Что касается поверхности и толщи воды, Туркмения считает, что каждое прикаспийское государство должно иметь право на суверенное использование 15-мильной зоны территориальных вод, и каждая прибрежная страна должна иметь свою экономическую зону. Такой подход Россия не считает корректным. Еще более крайней представляется точка зрения Ирана, предлагающего выделить каждому государству по 20% площади Каспия.

Серьезность проблемы заключается еще и в том, что на Каспии сконцентрированы определенные военные силы, в частности ВМФ.

И опасность этого фактора очевидна. Достаточно упомянуть инцидент в июле 2001 г., когда суда азербайджанских нефтяников оказались под прицелом иранских военных кораблей и лишь чудом удалось избежать конфликта. Многим памятно также высказывание президента Туркменистана Сапармурата Ниязова на саммите прикаспийских государств в апреле 2002 г. о вероятности развертывания

боевых действий в районе спорных с Азербайджаном нефтяных месторождений. Официально отказавшись иметь свои военно-морские силы, Туркмения закупила в том же году 20 быстроходных судов на Украине. Половину этой партии составили корабли, вооруженные крупнокалиберными пулеметами. Конечно, российская Каспийская флотилия имеет подавляющее преимущество над остальными ВМФ региона, вместе взятыми. Однако, несмотря на то, что проведение военных учений на Каспии в первой половине 2002 г., о котором президент России заявил на следующий день после провалившегося саммита в Ашхабаде, вызвало у многих экспертов негативную реакцию, по прошествии некоторого времени страсти по этому поводу улеглись. Тем более, что В.Путин предложил провести их совместно всем пяти прикаспийским государствам (вероятно, чтобы это не выглядело как демонстрация российской силы). Более того, Прикаспийский регион остается потенциально уязвимым для международного терроризма, возможных провокаций. Так что о демилитаризации региона пока говорить преждевременно.

Инициативу В.Путина поддержали лишь Казахстан и Азербайджан, что вполне понятно — позиции трех стран сходятся. Иран решил прислать лишь наблюдателей. Любопытно отметить, что Тегеран был также готов принять участие в этих учениях, однако при условии содействия России в переброске четырех иранских военных кораблей из Персидского залива на Каспий. На практике это означало бы дать разрешение на их проход по внутренним российским рекам, что противоречит существующему в России законодательству. Нетрудно представить и негативную реакцию стран региона (и не только региона) на такое разрешение. Что касается Туркменистана, то он, ссылаясь на свой нейтральный статус, заявил, что не собирается ни участвовать в военных учениях, ни направлять на них наблюдателей. Неудивительно, что и после — неудачи апрельского (2002) саммита в Ашхабаде Москва продолжает вести целенаправленную политику по урегулированию каспийской проблемы, и одним из последних проявлений этого стало подписание в сентябре 2002 г. двустороннего соглашения между Россией и Азербайджаном о приграничном разделе дна Каспия. В соответствии с ним российская зона проходит по линии от российско-азербайджанской границы до границы между Казахстаном и Туркменистаном. Несомненно, что для России это означает некоторое продвижение вперед в решении каспийского вопроса, а для Азербайджана — укрепление контроля над спорными с Туркме-

нистаном нефтяными месторождениями. Этот шаг Москвы и Баку вызвал раздражение Тегерана и Ашхабада, однако позволил России определить свои позиции в регионе.

Присутствие США в Центральной Азии

Серьезной проблемой для России стало перерастание из временного в постоянное присутствия США в Центральной Азии в рамках проведения антитеррористической акции в Афганистане. С самого начала высадки западных войск на авиабазах в Душанбе и Кулябе (Таджикистан), Кокайды и Ханабаде (Узбекистан), в аэропорту "Манас" (Киргизстан), а также открытия старого пограничного железнодорожного моста в районе Термеза, по которому американская и российская гуманитарная помощь направляется в Афганистан, Москва внимательно наблюдает за действиями Вашингтона в бывших советских среднеазиатских республиках. Присутствие военных из Франции, Германии, Италии, ряда других западных стран очевидно также настораживает Москву, но оно не идет ни в какое сравнение с усилением американских войск в регионе, к тому же Франция, например, в сентябре 2002 г. заявила о скором выводе своего военного контингента из Центральной Азии.

Можно полагать, что раздражение российского руководства особенно усилилось, когда после неоднократных заверений администрации США в том, что использование бывших советских баз в Центральной Азии носит исключительно временный характер и связано только с антитеррористической акцией в Афганистане, в декабре 2001 г. последовало заявление помощника Госсекретаря США Элизабет Джонс от имени Госсекретаря США Колина Пауэлла о том, что США и после завершения войны в Афганистане не намерены уходить из этого региона, поскольку у Вашингтона "там обнаружились долгосрочные интересы" (читай — энергоресурсы Каспия). Такой подход идет вразрез с многолетними усилиями Москвы по консолидации стран Содружества и созданию в его рамках полноценной системы коллективной безопасности.

Появление американских войск в Центральной Азии повлекло за собой приток валюты в казну тех стран, которые предоставили США свою территорию. Деньги выплачивались за аренду авиабаз, за каждый взлет и посадку, за получение воздушных коридоров для американских военных самолетов, кроме того, была обещана значитель-

ная экономическая и иная финансовая помощь. Так, в ходе визита Ислама Каримова в США в марте 2002 г. Джордж Буш объявил об увеличении помощи Узбекистану втрое — до 160 млн. долл., а также о предоставлении кредита в 55 млн. долл. на закупку узбекских товаров. Около 400 тыс. долл. на борьбу с наркобизнесом получил Бишкек. И хотя на фоне общей экономической помощи США зарубежным странам, которая в 2002 г. составила 15,3 млрд. долл., эти суммы могут показаться незначительными, для государств Центральной Азии они представляют заметный интерес. Более того, Вашингтон стал меньше обращать внимание на нарушения прав человека в государствах Центральной Азии (исключение составляет лишь Туркменистан, отказавшийся в силу нейтрального статуса предоставить Западу свои авиабазы для использования военнослужащими). Об этом свидетельствует визит узбекского президента в США, где этот вопрос был лишь слегка затронут, вскользь обсуждалась эта тема и в ходе продолжительного турне Элизабет Джонс по Центральной Азии в начале 2002 г.

Недовольство России присутствием США в ближнем зарубежье иногда прорывается наружу. Так, находившийся в начале 2002 г. в Таджикистане с рабочим визитом руководитель Федеральной пограничной службы РФ Константин Тоцкий прямо заявил, что "...Россию не устроит разворачивание на территории Таджикистана военных баз США. Это возможно лишь на период проведения антитеррористической операции коалиционных сил в Афганистане. Если надолго — то дружить не будем". Такой подход относится не только к Таджикистану, но и к другим бывшим советским среднеазиатским республикам. Озабоченность развитием политической ситуации в Центральной Азии и на Кавказе высказал и бывший директор Службы внешней разведки, а ныне первый заместитель министра иностранных дел России В.Трубников. Выступая в апреле 2002 г. в Ереване на рабочей сессии Совета коллективной безопасности стран — участниц Договора о коллективной безопасности, в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Россия и Таджикистан, он заметил, что "...нас это, конечно, не может не волновать. И не думайте, что Россия смотрит на это как сторонний наблюдатель".

Наркомафия непобедима?

Борьба с наркотиками и их распространением — еще одна серьезнейшая проблема, в решении которой (хотя бы частичном) заинте-

ресована не только Россия, но практически все страны мирового сообщества. О том, насколько остра и опасна эта проблема для России, говорить не приходится: не менее 5 млн. россиян регулярно употребляют наркотики. Лавры "золотого треугольника" Юго-Восточной Азии постепенно переходят к "золотому полумесяцу", в центре которого оказался Афганистан. В рамках "золотого полумесяца", как и на любом свободном рынке, сложилось свое "разделение труда" (или типичных для криминального мира сфер влияния). Афганистан с его практически полностью разрушенной экономикой и благоприятными климатическими условиями для выращивания мака и конопли стал в последние десятилетия расширять посевы под эти культуры. В Иране, где площади посевов имели тенденцию к сокращению, наркодельцы основное внимание уделяют транзиту наркотиков, которому способствуют выход к морю (в отличие от Афганистана) и развернутая транспортная сеть, удобная для переправки наркотиков в Европу, в основном через Турцию и Балканы. А через Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан наркотики переправляются в Россию и далее в Европу. Пакистанская наркомафия сочла более выгодным переориентироваться с транспортировки сырья на его переработку и на поставки конечного продукта в Европу и другие регионы.

Афганистан в настоящее время — основной поставщик наркотиков в Россию: наркотики афганского происхождения заполнили российский рынок более, чем на 60%. Афганский героин захватил почти 80% европейского рынка и З5% — американского. В Афганистане изготавливается более трех четвертей мирового производства опиума.

Трудность борьбы с наркомафией в этом регионе обусловлена как субъективными, так и объективными факторами. За последние два десятилетия гражданской войны значительная часть населения Афганистана отвыкла от нормальной жизни и была вынуждена изыскивать средства к существованию, которые мог обеспечить лишь наркобизнес. При небольших затратах он давал хорошую прибыль, особенно по афганским меркам. Один килограмм героина в пограничных с Пакистаном северо-восточных провинциях Афганистана стоит около 500 долл., в странах Центральной Азии — 1200—1500 долл., в Москве цена достигает 35 тыс. долл.

Усилия правительства Хамида Карзая, направленные на сокращение посевов опийного мака и пресечение вывоза опиума-сырца из

страны, пока что не дают результатов. В июле 2002 г. в Афганистане прошла специальная конференция, на которой глава государственной комиссии страны по борьбе с наркотиками Шамс Ансари отметил рекордный сбор в стране опийного мака, хотя и сообщил, что 25 тыс. га его посевов вроде бы было уничтожено на корню. Однако, по его же словам, не менее 60 тыс. га так и остались нетронутыми. По разным данным, в 2002 г. было собрано примерно от 2,4 до 4,5 тыс. т опиума-сырца, из которого можно изготовить около 240—450 т героина. Попытки афганских властей заинтересовать крестьян денежной компенсацией за уничтожение посевов опийного мака также не увенчались успехом: за один гектар выплачивалось 750 долл., в то время как с того же гектара можно собрать опиума-сырца на 10 тыс. долл. Более того, после принятия в январе 2002 г. в Афганистане закона о запрете на производство и распространение наркотиков, на юге и востоке страны прошли серьезные массовые волнения.

Еще в сентябре 1999 г. исполнительный директор Программы ООН по борьбе с наркотиками Пина Арлаки в ходе своего визита в Россию обратился с просьбой к российскому руководству оказать содействие в борьбе с наркобизнесом посредством предоставления данных российской спутниковой военной разведки о наркоситуации в Афганистане. К этому подключился российский военный спутник серии "Космос", который сфотографировал засеянные маком и коноплей участки афганской территории и выявил места дислокации складов с наркотиками. Но эти усилия не приносят ощутимых результатов. Только совместные действия приграничных с Афганистаном государств — Пакистана, Ирана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также всего мирового сообщества, и создание мощного, хорошо технически оснащенного защитного кольца вокруг мирового центра ядовитого зелья — Афганистана — могут привести к реальным позитивным результатам в борьбе с наркомафией и наркоманией.

"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., №4, с. 35-39.

ВОЙНА В ИРАКЕ НЕ ТАК ПРОСТА, КАК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ АМЕРИКАНЦЫ

Миссия войск США в Ираке затягивается, строительство демократии на руинах режима Саддама Хусейна идет с трудом, что все более волнует американских экспертов. О своем понимании иракской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.