Хосият КОМИЛОВА
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: НОВЫЕ РЕАЛИИ
После заката эпохи СССР и распада биполярной системы международных отношений поменялись геополитические реалии современности, на евразийском континенте образовался ряд новых независимых государств, в том числе и на территории Центральной Азии, перед которыми встало множество задач. Одна из них - выстраивание своих международных отношений. Для центрально-азиатских стран особенность заключалась в том, что начинали они решение этой задачи, опираясь в основном на Российскую Федерацию, так как изначально именно позиция Москвы была доминирующей в регионе. Однако это отнюдь не снимало с них ответственности за формирование своей внешней политики, что является весьма сложным процессом. Им предстояло самостоятельно вырабатывать и принимать внешнеполитические решения, характер которых зависит от многих факторов. Это и географическое положение государства, и наличие военной, а также экономической мощи, культурных, исторических традиций, это и тип политической системы, и социальная структура общества, индивидуальные особенности политических лидеров - одним словом, весь комплекс геополитических факторов, свойственных тому или иному государству и историческому периоду.
Издревле сложилось так, что центрально-азиатский регион был объектом пристального внимания стран Запада и Востока, поскольку занимал важное геополитическое и геоэкономическое положение, являясь мостом, соединяющим государства Азии и Европы. Столетия назад через него проходили маршруты Великого шёлкового пути из Китая и Индии в Европу. Этот опыт прошлого не канул в Лету. В наше время страны региона, как и другие заинтересованные государства мира, предпринимают шаги по восстановлению истори-
© Хосият Комилова - ведущий специалист Центра стратегических исследований
при президенте Республики Таджикистан, аспирант Академии наук РТ.
ческих маршрутов, но уже на современной основе - караваны верблюдов заменяет автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт. Для центрально-азиатских стран цель очевидна: восстановление коммуникационных связей между Европой и Азией по Великому шёлковому пути содействовало бы возрождению их экономического потенциала.
Известные события в Афганистане, Андижанские события в Узбекистане, "тюльпановая" революция в Кыргызстане обусловили повышение значимости Центральной Азии в мировой политике: роль региона стала возрастать в силу его геостратегического положения и богатых природных ресурсов.
ЕС и "поход" в страны ЦА
Для Европейского Союза рост интереса к региону обусловлен в первую очередь экономическими факторами. Хозяйство европейских стран в большой степени ориентировано на экспорт, поэтому ЕС заинтересован иметь сильную позицию на рынках центрально-азиатских государств для сбыта своей продукции. Европейские товары, несомненно, будут востребованны на этом рынке, принимая во внимание технологическую отсталость региона. В этой связи естественно, что Евросоюз придаёт важное значение происходящим здесь трансформационным процессам. Новая ситуация в ЦА, как и перемены в мире в целом, по существу, подталкивали ЕС к выработке общего курса в отношении государств региона с учётом также геополитических интересов других стран, в частности РФ, США, Китая и Индии. Но, конечно, в конкретных аспектах отношения ЕС с каждым из государств имеют отличия.
Наиболее динамично развивающиеся связи сложились у ЕС с Казахстаном. Евросоюз видит в Казахстане лидера центрально-азиатского региона, хотя на роль регионального центра также претендует Узбекистан, численность населения которого намного превышает население каждой отдельно взятой страны ЦА. В целом взаимоотношения Казахстана с ЕС за последние несколько лет заметно активизировались. Евросоюз является его основным партнёром в торговле, которая ежегодно увеличивается и сегодня занимает более трети торгового оборота Казахстана. Динамично растёт приток прямых иностранных инвестиций из стран ЕС. За 2007 год он составил 8 млрд долл. США, а за первый квартал 2008 года - 1,5 млрд долл. Основными инвесторами являются компании из Нидерландов, Великобритании, Италии и Франции. При этом на долю стран-членов ЕС приходится более половины прямых иностранных инвестиций, привлечённых Казахстаном на сегодняшний день1. Огромные запасы нефти и газа Казахстана также делают его привлекательным партнёром для ЕС.
Более осторожную политику ЕС проводит применительно к Кыргызстану несмотря на то, что долгое время именно эта страна являлась оплотом демокра-
1 Отношения с Казахстаном - тема десятого заседания совета "Республика Казахстан -Европейский Союз" в Брюсселе в сентябре 2008. http://news.zakon.kz/main/news/politics_and_society/10596-v.
тии в регионе. Осторожность, на наш взгляд, обуславливается тем, что Кыргызстан в отличие от Туркменистана, Казахстана и Узбекистана не обладает столь значительными углеводородными ресурсами. Истинными целями Старого света в центральноазиатском регионе являются не столько широко декларируемые либеральные ценности, такие как права человека, свобода выбора и слова, сколько экономические интересы - доступ к природным ресурсам, в данном случае к нефти и газу в регионе.
Связи Узбекистана и Туркменистана с ЕС заморожены вследствие политики в области прав человека, проводимой правительствами этих стран. Узбекистан, имея потенциально хорошую промышленную базу и большие запасы газа и нефти, представляется экономически привлекательным для ЕС, однако модель правления Ислама Каримова в сочетании с экономической закрытостью от внешнего воздействия пока не дает странам ЕС надежды на развитие с Ташкентом ни политического, ни экономического диалога. Но последние события привели к тому, что ЕС снял санкции по отношению к Узбекистану.
Весьма непростые отношения у ЕС с Туркменистаном - самой закрытой страной Центральной Азии. Это связано с проблемой соблюдения прав человека в стране. Ведь и нынешний президент Г. Бердымухаммедов был избран фактически на безальтернативной основе в условиях, когда после стольких лет диктатуры в стране полностью отсутствовали предпосылки для свободных выборов. Однако в свете того, что Туркменистан обладает значительным запасом углеводородного сырья, ЕС пересматривает свою политику в отношении этой страны. Недавно в президентском дворце состоялась торжественная церемония подписания Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в области энергетики между Туркменистаном и Европейским Союзом, так как именно в Туркменистане ЕС видит альтернативу поставкам российского газа в Европу. Уже сейчас президент Туркменистана Бердымухаммедов дал ЕС гарантии поставки дополнительных 10 млрд кубометров газа в год, сообщает британская Financial Times со ссылкой на комиссара Евросоюза по внешним связям Бениту Ферреро-Вальднер.
Особый интерес проявляет Евросоюз к Таджикистану. ЕС не раз подчёркивал, что видит в нём своего стратегического союзника в ЦА в борьбе с терроризмом и экстремизмом и против незаконного оборота наркотиков, учитывая, что Таджикистан имеет протяжённость границы с Афганистаном - более 1300 километров.
Большую тревогу и озабоченность вызывает увеличение плантаций опиумного мака в сопредельных с Таджикистаном провинциях Афганистана. Это даёт основание полагать, что и в обозримой перспективе наркоситуация в Афганистане и соответственно на таджикско-афганской границе будет оставаться напряжённой. Доля героина, изъятого в Таджикистане, в сравнении с другими странами Центральной Азии увеличилась с 58% в 2000 году до 84% в 2004 году, а в странах СНГ - до 70%. Количество изъятого героина возросло с 6 кг в
1996 году до 5 тонн 600 кг в 2003 году. В 2004 году объём изъятого героина составил 4794 кг1. Все эти факторы в совокупности и обуславливают интерес ЕС к РТ.
Однако долгое время действенной политики в отношении Центральной Азии у ЕС не было. Активизация на этом направлении международных отношений произошла в конце 2006 года. Тогда Германия, которой предстояло председательствовать в ЕС в первой половине 2007 года, назвала ЦА одним из трех приоритетов в своей деятельности. Предложенная ЕС стратегия впервые определила политические директивы для широкого круга его обязательств в Центральной Азии. В рамках стратегии были названы шесть приоритетных направлений работы в центрально-азиатском регионе:
• безопасность, включающая борьбу с наркотрафиком и незаконной торговлей оружием:
• экономическое развитие, инвестиции и торговля;
• защита окружающей среды;
• соблюдение прав человека;
• развитие образования.
С целью практического осуществления стратегии на период с 2007 по 2013 год ЕС удвоит финансовую поддержку странам ЦА. Инвестиционный поток и гран-товая помощь для реализации названных направлений в пяти странах региона составят 750 млн евро. Средства будут предоставлены на основе двусторонних программ сотрудничества с государствами-членами ЕС и через международные финансовые учреждения. Особое внимание будет уделено созданию энергетического рынка. Дело в том, что "проснувшийся" у Союза стратегический интерес к региону сформировался в связи с осложнениями в поставках российского газа в Европу в начале 2006 года из-за проблем с украинским транзитом, всколыхнувших весь континент. Политики ЕС развили здесь необыкновенную скорость. Весной 2006 года ещё только была поставлена задача выработать долгосрочную энергетическую стратегию ЕС, а в январе 2007 года уже появилась "Энергетическая политика для Европы" (позднее этот документ стали называть энергетической стратегией). Она была сосредоточена не просто на экономии энергоресурсов, а на более фундаментальной задаче - долгосрочном и значительном сокращении углеводородов в европейском энергетическом балансе (за счёт экономии энергоресурсов, развития биотоплива, возобновляемых источников энергии и ядерной энергетики).
Одновременно для ЕС стала ясна необходимость диверсификации поставок углеводородов путём расширения доступа к энергоресурсам в различных частях мира. Назывались Ближний Восток, Латинская Америка, Африка, но приоритет отдавался Каспию - Азербайджану, Казахстану, Туркменистану2.
1 Тошматов У. Э. О наркоситуации и мерах, принимаемых в борьбе с незаконным оборотом наркотиков в Таджикистане. // Материалы конференции «Афганистан: возрождение и перспективы развития». С. 55. Душанбе. 2005.
2 Перспективы политики ЕС в ЦА. //Большая игра (Политика, бизнес, безопасность в Центральной Азии), 2007, № 6. С. 36.
Более того, ЕС и США делают ставку на развитие мощного проекта снабжения Европы газом из Центральной Азии (по сути, это целая сеть альтернативных России газопроводов). Тем самым ЕС пытается решить свои стратегические задачи: создать систему транспортировки газа через Турцию в страны Европейского Союза, а также связать постсоветские газодобывающие страны (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан) с Турцией. Речь идёт о проекте газопровода №Ьиссо мощностью 31 млрд кубометров в год, который пройдет с каспийского шельфа в Европу через Турцию и Балканы. Маршрут №Ьиссо фактически совпадает с маршрутом "Голубого потока-2". Согласно прогнозам, "Голубой по-ток-2" будет построен в лучшем случае только в 2012 году. На венской конференции министров энергетики стран Евросоюза в 2006 году был утверждён план финансирования КаЬиссо, а его строительство планируется завершить на год раньше - в 2011 году.
В рамках проекта КаЬиссо предполагается транспортировать природный газ из каспийского региона в Европу в обход России: около 25,5 млрд кубометров газа в год. Стоимость строительства газопровода - порядка 5,1-6,2 млрд долларов США1.
Конечно, реализация собственных интересов в области энергетики в цен-трально-азиатско-прикаспийском регионе будет для ЕС непростой, так как очевидно, что Брюссель столкнется с серьёзной конкуренцией со стороны Москвы. Последние визиты президента РФ Д. А. Медведева в Азербайджан, Туркменистан, Казахстан имели явно энергетический подтекст, демонстрирующий намерение Москвы осуществлять более активную стратегию в регионе.
В ходе визита российского лидера в Туркменистан и Казахстан особое внимание было уделено взаимодействию в топливно-энергетической и транспортной сферах. Стороны рассмотрели ход реализации многосторонних договорённостей о строительстве прикаспийского газопровода, с вводом в эксплуатацию которого планируется значительно увеличить объёмы поставок природного газа из Туркменистана в Россию. Были обсуждены и вопросы развития существующих газотранспортных мощностей в Центральной Азии. Речь также шла об организации прямого железнодорожно-паромного сообщения через порт Астраханского водного транспортного узла. Главы государств отметили большую актуальность и необходимость строительства новой железнодорожной линии Казахстан - Туркменистан - Иран как важного маршрута в транспортном коридоре Север-Юг.
Визиты Д. А. Медведева в упомянутые страны и договорённости, достигнутые с их руководством, создают специфическую ситуацию. Дело в том, что в ходе предыдущего заседании "Тройка ЕС - Центральная Азия" (Германия, Франция), которое состоялось в Ашхабаде, Туркменистан пообещал принять участие в строительстве Транскаспийского газопровода в обход России. Пред-
1 К. Симонов. Глобальная энергетическая война. Тайны современной политики. М.: Алгоритм, 2007. С. 85.
полагается, что он должен пройти из Туркмении в Азербайджан, затем через Южный Кавказ и далее в Европу, но всё упирается в отсутствие информации об истинных объёмах туркменских подземных кладовых. Соответственно нельзя сказать, достаточно ли туркменских запасов для заполнения будущего трубопровода. Поэтому ЕС рассчитывал на присоединение к проекту Узбекистана, у которого существуют немалые запасы углеводородов, и готов был даже пересмотреть санкции по отношению к Узбекистану, которые были введены после того, как Узбекистан отказался допустить к расследованию андижанских событий международных специалистов1. Однако последний визит В. Путина в Узбекистан показал, что в Узбекистане позиция Москвы более сильна. Между Исламом Каримовым и Владимиром Путиным было подписано соглашение о строительстве новой ветки трубопроводной системы "Средняя Азия - Центр -Европа". Это соглашение может существенно ограничить энергетические амбиции ЕС в регионе: при успешной реализации данного проекта теряется экономическая целесообразность Транскаспийского газопровода.
По мнению экспертов Информационно-аналитического центра МГУ им. М. В. Ломоносова, одна из главных задач российского руководства на ближайшее время состоит прежде всего в том, чтобы, опираясь на поддержку Казахстана, "определить правила игры и не допустить хаотизации вокруг поставок энергоносителей" из Центральной Азии на внешние рынки. Как считают представители деловых кругов, Москва будет ориентировать российский бизнес на более активное участие не только в региональных трубопроводных проектах и сфере добычи углеводородов, но и в других перспективных сферах вложения капиталов. В качестве таковых чаще всего называются транспорт, гидроэнергетику, производство продовольственных товаров.
Заметная активизация политики России в Центральной Азии побуждает Европейский Союз, помимо общего регионального подхода к странам ЦА, искать иные пути сотрудничества с ними, а именно: устанавливать и развивать прямые двусторонние отношения с каждой из стран Центральной Азии. Характерно в этом смысле взаимодействие одной из крупнейших стран ЕС - Германии - с Республикой Таджикистан.
Отношения взаимной выгоды
На начальной стадии связи Германии с Таджикистаном, как и с другими странами ЦА, носили чисто гуманитарный характер. С Европой у республики не было никаких межгосударственных отношений. Однако уже к концу 1992 года дипломатические отношения были установлены с 48 странами, в том числе с десятью государствами Западной Европы2.
1 В Париже обсудили ЦА. //Азия - Плюс № 39 (453). 24.09.2008 г. С. В 3.
2 Назриев Д., Сатторов И. Республика Таджикистан: история независимости. Год 1993-й (хроника событий). Том III. Душанбе, 2007. С. 832.
После подписания в июне 1997 общенационального соглашения о мире в Таджикистане ситуация начала меняться в лучшую сторону. Германия одной из первых установила с Таджикистаном дипломатические отношения. С той поры между двумя странами были подписаны многие соглашения и договора, которые, надо признать, к сожалению, не всегда находят своё практическое воплощение. Тем не менее за прошедшие годы германской стороной уже сделаны инвестиции в таджикскую экономику, которые реализуются немецкими государственными и неправительственными организациями. Позитивная динамика наблюдается и в области торгово-экономического сотрудничества.
Об объёмах внешнеторгового оборота между Таджикистаном и Германией свидетельствуют данные, приводимые в таблице.
Внешнеторговый оборот в 2000 - 2006 годах (млн долл. США) 1
Оборот Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Общий внешнеторговый оборот 7,1 4,3 4,0 12,3 29,5 17,9 23,3
Экспорт РТ в ФРГ 0,4 0,2 0,1 0,2 0,2 0,5 0,5
Импорт РТ из ФРГ 6,7 4,1 3,9 12,1 29,3 17,4 22,8
Основными статьями экспорта из Таджикистана в ФРГ являются хлопок-волокно, алюминий, продукты животного происхождения и т. п. Товары импорта, поставляемые из Германии, включают красящие вещества, бумагу, печатную продукцию, электрические машины и оборудование, средства наземного транспорта.
Помимо развития двустороннего сотрудничества, происходит активизация германско-таджикских связей в рамках ЕС. Таджикистан имеет своего постоянного представителя в Европейском Союзе, что способствует укреплению и углублению отношений республики как в целом с ЕС, так и с государствами-членами Союза на двусторонней основе. В ближайшие пять лет Таджикистан получит от ЕС 66 млн евро на проведение социально-экономических реформ.
Утверждённая в июне 2007 года Европейским советом стратегия нового партнёрства с Центральной Азией стала результатом соответствующей политики ФРГ в период её председательства и подвигла ЕС на регулярный диалог со странами ЦА на политическом уровне. Впервые такой диалог состоялся в марте 2007 года в Астане, что позволило поставить в повестку дня вопросы более
1 Статистический ежегодник РТ. Душанбе: Государственный комитет статистики, 2006, С. 348.
масштабного сотрудничества. В своём выступлении там министр иностранных дел Республики Таджикистан Х. Зарифи отметил, что настал момент рассмотрения вопроса об участии Европейского Союза в осуществлении проектов по строительству гидроэлектростанций на таджикско-афганской границе, которые позволят не только решить вопрос энергообеспечения Афганистана и всего региона, но и предоставят возможность орошения значительных площадей на территории Афганистана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. Другим привлекательным, по его мнению, проектом может быть строительство линий электропередачи в рамках создания единой энергосистемы в регионе и за его пределами, включая Таджикистан, Пакистан и Индию1.
Проблема водных ресурсов на современном этапе стала весьма актуальной в международных отношениях. Основной сток бассейна Аральского моря формируется на территории Таджикистана и Киргизии, а используется Казахстаном (11,4%), Туркменистаном (20,26%) и Узбекистаном (53,64%)2.
Для Таджикистана гидроресурсы являются главным источником энергии. Он производит 15 млрд кВт ежегодно. Более 95% из них вырабатываются двумя крупнейшими гидростанциями. В их числе мощнейшая Нурекская ГЭС с самой высокой плотиной в мире.
Потенциал гидроэнергетики Таджикистана является устойчивой альтернативой региональной нефтяной и тепловой энергии. Страна может производить 317 млрд кВт в год. Это вдвое больше ежегодной потребности всего центрально-азиатского региона3.
Вкладом в реализацию столь внушительного потенциала может стать участие Германии, которая после визита министра иностранных дел Гернота Эрле-ра в Душанбе продемонстрировала, что в рамках новой стратегии ЕС Берлин готов и дальше сотрудничать с Душанбе по целому ряду направлений. Они включают в себя содействие укреплению институтов правового государства, обмен учёными и студентами, регулирование пограничных отношений и борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Таджикский компонент этой программы предусматривает улучшение инфраструктуры на таджикско-афганской границе и содействие развитию приграничной торговли между двумя соседними стра-нами4. ФРГ также готова финансировать несколько инвестиционных проектов, включая строительство малых гидроэлектростанций и модернизацию трансформаторов на Нурекской ГЭС5.
1 Текущий архив МИД Республики Таджикистан, 2007 г.
2 Президент Таджикистана предлагает разработать водную доктрину Центральной Азии. //Газета. Дайджест Пресс № 27 (706). 3 июля 2008 г. С. 3.
3 И. Боск. Выступление на международной конференции по региональному сотрудничеству в бассейнах трансграничных рек. Душанбе, май 2005 г., С. 30.
4 Н. Бухаризаде. ЕС выделяет 66 миллионов евро Таджикистану. www.dw-^гогЫ.ае/а^г/0,298,00.Ыт1.
5 Официальный сайт президента РТ. http://www.pгesident.tj/гus/novostee_230108a.htm.
Позиция Германии в сотрудничестве с Таджикистаном (как и с другими странами региона) продиктована отнюдь не альтруизмом. Она получила доступ к достаточно ёмкому рынку для своей продукции и источнику углеводородов, да и не только их. Таджикистан в долгосрочной перспективе сосредоточит своё внимание на развитии с Евросоюзом связей именно в области гидроэнергетики, имеющей, ещё раз подчеркнём, первостепенное значение для его национальной экономики.
Военно-политические аспекты отношений
Экономические интересы Евросоюза, вне сомнения, самый важный, но не единственный фактор, который усилил внимание ЕС к Центральной Азии. Свой вклад внесли и трагические события 11 сентября 2001 года. Определялось это вовлечением Европы в антитеррористическую кампанию в Афганистане. Использование территории Центральной Азии силами НАТО создало своего рода плацдарм для укрепления здесь позиций Запада. Всего контингент ИСАФ в Афганистане насчитывает 47 тыс. военнослужащих. С самого начала миротворческой миссии в составе войск союзников больше всего американских солдат - 19 тыс. человек. Следом идут Англия (7,75 тыс.), Германия (3,5 тыс.) и Канада (2,5 тыс. военнослужащих)1.
В последнее время отмечается активизации деятельности талибов в южных районах Афганистана, где сосредоточены основные силы союзников. Получается, что по мере нарастания иностранного военного присутствия зона нестабильности увеличивается. НАТО не раз заявляла об укрупнении коалиционных войск в Афганистане. В связи с этим актуализируется фактор базирования коалиционных сил НАТО в ЦА. В Киргизии существует американская авиабаза в Манасе, недавно закрытая, французский ограниченный контингент технической помощи дислоцирован в Таджикистане. В Узбекистане до недавнего времени также существовала база США в Ханабаде и Кокайды, а ФРГ - в Термезе. Но после андижанских событий усилилось политическое давление Запада на Узбекистан, а несколько узбекских государственных лиц были объявлены персонами нон грата, что повлияло на решение Узбекистана о закрытии своего воздушного пространства для военных самолетов альянса и выводе войск НАТО с территории Узбекистана. В свете этих событий произошла активизация его отношений с Россией.
В сложившейся ситуации очевидно, что для Запада возрастает значение Таджикистана, и не исключено, что в будущем и Туркменистана. Открытым остаётся вопрос о сосуществовании ШОС и НАТО в Центральной Азии. Существенным отличием ШОС от НАТО является то, что Североатлантический альянс ориентирован преимущественно на внешние риски безопасности, тогда как внимание ШОС в основном концентрируется на территории входящих в неё государств.
За годы своего функционирования ШОС достигла определённых позитивных результатов. Развёрнуто тесное сотрудничество в области безопасности,
1 Германия отказала США в увеличении военного контингента в Афганистане за счёт своих солдат. http://www.otechestvo.oгg.ua/main/20084/2412.htm
сформулированы долгосрочные планы и ориентиры регионального экономического сотрудничества, что закладывает прочную базу для уверенного движения организации вперед1.
Существующие в этом регионе в последние годы проблемы несут угрозу не только самим странам ШОС, но и мировому сообществу. И главные из них - международный терроризм и растущий экспорт наркотиков из Афганистана, значительная часть которого попадает на улицы европейских городов транзитом через Центральную Азию и Россию. Так, по данным экспертов Евросоюза около 65% наркотиков, проникающих в Европу, проходит по новому "северному маршруту" контрабанды наркотиков, включающему в себя государства ЦА и СНГ2.
Для противодействия наркотрафику ЕС совместно со странами ЦА разработал программу САБАР с бюджетом 16 млн евро на период 2001-2010 годов. Программа направлена на предотвращение незаконного провоза наркотиков через Центральную Азию в Западную Европу. В её рамках ведётся планомерное сотрудничество между ЕС и странами ЦА на двусторонней основе по оснащению и укреплению правоохранительных органов пяти центрально-азиатских стран.
Параллельно с названной программой Евросоюз реализует ещё одну - ВОМСА (пограничный контроль в Центральной Азии). Она нацелена на комплексную поддержку всех республик региона. Её совокупный бюджет на период с 2002 по 2010 годы составляет около 25,7 млн евро. Наконец в рамках третьей - индикативной программы - Европейская комиссия выделила дополнительно 12-14 млн евро на 2007-2010 год. Например, в Таджикистане в рамках проекта ВОМСА в 2006 году завершился ремонт пограничных застав "Рогак", "Егед" Дарвазского района, "Андароб" Ишкашимского района, погранзастав Язгулом-ского и Ванчского районов.3 Помимо этого, ЕС предусматривает установку специального оборудования для повышения эффективности работы структур, осуществляющих контроль за безопасностью границ, строительство инфраструктуры для международных КПП в ГБАО и центров обучения, а также для
проведения тренингов пограничников.
* * *
Какие выгоды в целом ожидают страны ЦА от принятой для их региона стратегии ЕС? В первую очередь, конечно, экономические. Расширение региональной инфраструктуры в сферах транспорта, энергетики и торговли будет способствовать
1 Мураталиева Н.Т. Общие проблемы функционирования и развития ШОС.// Материалы международной конференции. Иссык-Куль, 10—12 июня, 2008 г. Бишкек Print house. С. 250.
2 Антоненко О. Л. Трансатлантические противоречия в регионе Центральной Азии //Проблемы региональной безопасности, политического и экономического развития Центрально-Азиатского региона в контексте интересов Казахстана. Алматы, 2003 г. С. 17.
3 Шонавруз Афзалшоев. Евросоюз реализует ещё одну программу в РТ. //Азия - Плюс № 34 (396). 23.08.2007 г. С. - А3.
лучшему использованию экономического потенциала Центральной Азии. Особое значение для неё имеет производство и распределение гидроэнергии. Это ключевой момент в содействии стабильности и процветанию в ЦА.
Евросоюз же, развивая связи с центрально-азиатскими странами, надеется получить, в частности, то, на что нацелена его энергетическая стратегия: улучшение обеспеченности энергией и диверсификацию источников её поставок, дающую ослабление зависимости от узкого круга поставщиков, по поводу которой весь ЕС испытывает немалое беспокойство. В целом это огромное приобретение, учитывая невероятно возросшую значимость энергии в мировой экономике и политике, не говоря уже о том, что объективно "поход" ЕС в ЦА поможет укрепить его геополитические позиции в регионе. Но у Евросоюза в сфере отношений с государствами ЦА (пока ещё во многом фрагментарных) есть и более дальний прицел: создание трансконтинентального транспортного коридора Европа - Кавказ - Центральная Азия, который поставил бы на прочную основу развитие сотрудничества не только со странами ЦА (но и со всеми государствами этой большой дуги). Ведь географическая отдаленность стран региона от крупных рынков, морских путей и железнодорожных узлов создаёт большую проблему для связей любого уровня. Далекоидущие замыслы ЕС подкреплены рядом инициатив. Одна из них - ИНОГЕЙТ - предусматривает создание интегрированной системы перекачки нефти и газа в Европу, другая - ТРАСЕКА - упомянутый транспортный коридор. Программа ТРАСЕКА в самом полном виде воплощает в себе европейское видение макрорегиональных процессов на территории всей Евразии. Согласно замыслу, трансконтинентальный транспортный коридор должен соединить черноморские порты Грузии (Поти и Батуми), железнодорожные пути на территории Грузии и Азербайджана, паромную систему Каспийского бассейна (Баку - Туркменбаши), железнодорожные системы Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Киргизии (по ветке Андижан -Ош - Кашгар) и КНР с дальнейшим выходом к акватории Тихого океана. О серьёзности намерений Евросоюза говорит тот факт, что при реализации серии проектов в рамках ТРАСЕКА страны ЕС уже затратили (в течение 1993-2004 гг.) до 110 млрд долл. США \ Полное осуществление всего замысла означало бы существенные изменения в повседневной действительности народов географически очень большого района. Это лишний раз подтверждает, что в целом перемены в жизни центрально-азиатских республик являются следствием сложившихся и складывающихся в мире новых реалий. А успех или неуспех политики и практических шагов тех или иных партнёров в отношениях с ними напоминает, что Восток - дело тонкое. Поэтому продвижение вперёд гарантирует только терпение и совпадение интересов. Евросоюз всеми силами пытается добиться этого, но, как представляется, не меньшие шансы здесь и у России.
1 Мовкебаева Г. Энергетическая политика Европейского Союза в Центральной Азии. //Международная научная конференция Казахстанско-Немецкого университета. Ал-маты, 2007 г. С. 86.