ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ
Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи
Почти половина выпускников школ при выборе профессии и образовательного маршрута полагаются на принцип «лотерейного билета». Как результат — избыток специалистов в одних отраслях и дефицит в других.
ТуЧИн Виктор Михайлович,
директор Южноуральского энергетического техникума, Южноуральск (Челябинская область)
В 2013 году Южноуральский энергетический техникум стал победителем конкурса проектных идей (программа по профессиональной ориентации студентов). Получен грант на реализацию проекта в размере 100 000 рублей.
николаева
Ирина Сергеевна,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по МР Южноуральского энергетического техникума, Южноуральск (Челябинская область)
В апреле 2013 года социальным педагогом Южноуральского энергетического техникума было проведено анкетирование «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов». Результаты анкетирования показали, что не определились в выборе профессии 48 % учащихся. Из ответов школьников стало ясно, что они недостаточно информированы о профессиях, затрудняются в профессиональном выборе, плохо знают свои способности и склонности. Более 70 % родителей старшеклассников отметили, что социально-педагогические и психологические службы общеобразовательных учреждений не оказывают учащимся должной помощи в профессиональном самоопределении. Это, в свою очередь, не может не сказаться
на устойчивости профессионального выбора, ведущей, как правило, к смене профессий и социальной дезадаптации выпускников общеобразовательных заведений.
С учетом данных исследования руководство техникума приняло решение об открытии на своей базе Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи, который удовлетворил бы потребности города в создании комплексной профориента-ционной системы, взаимодействующей со всеми субъектами профориентационной деятельности — учениками и выпускниками школ, их родителями, педагогами, работодателями.
Важным результатом деятельности Центра станет разработка Индивидуального плана развития (ИПР) школьника, учитывающего его личностные особенности и влияние внутрисемейного и социального климата на выбор профессии и предполагающего пролонгированную работу и сопровождение человека на протяжении всей жизни (до окончания школы, в процессе поступления в ССУЗ, в студенческие годы, при окончании ССУЗа и начале трудовой карьеры, во взрослой жизни — на каждом этапе становления личности и карьерного роста).
Программа создания Центра профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи (2013-2017)
■ организационное, научно-методическое, информационно-технологическое обеспечение системы профориентации;
■ воспитание всесторонне развитой профессионально-мобильной, профессионально самостоятельной, профессионально компетентной личности;
■ создание системы информирования обучающихся и выпускников школ, их родителей, педагогов;
■ сбор, обобщение и распространение информации о профессиях, условиях труда и профессиональной подготовки, перспективе социально-экономического и демогра-
фического развития Южноуральска и его потребностях в кадрах;
■ организация и проведение работ по профдиагностике, профконсультированию, профотбору и профадаптации;
' организация и проведение мероприятий по формированию мотивации успеха у обучающихся._
1. Организационный этап (сентябрь-декабрь 2013). Создание рабочей группы и закрепление общественного мнения о проблеме.
2. Подготовительный этап (январь-июнь 2014). Планирование деятельности:
• детальная разработка основных положений деятельности центра профориентации молодежи;
• подбор нормативно-правовых документов;
• общее собрание трудового коллектива по теме: «Создание центра профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮЭТ»;
• определение направлений работы техникума по созданию центра профориентации молодежи.
3. Внедренческий этап (2014-2017). Реализация модели.
4. Аналитический этап (май-август 2015). Анализ и коррекция модели деятельности Центра._
■ Построение личных профессиональных планов и индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
■ Повышение мотивации к обучению, участию в социально-значимых проектах и трудовой деятельности учащихся.
■ Снижение негативных проявлений среди учащихся.
■ Повышение показателей определенности и адекватности в выборе профессиональной направленности.
■ Повышение успеваемости по предметам, ориентированным на практическую, в том числе профессиональную составляющую.
36 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА № 5/2014