Научная статья на тему 'Условия социализации студентов в процессе профессиональной образовательной деятельности'

Условия социализации студентов в процессе профессиональной образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / INNOVATION PLATFORM / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ / WORK WITH GIFTED STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучин Виктор Михайлович, Николаева Ирина Сергеевна

В статье рассказывается об опыте создания региональной инновационной площадки «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности профессиональной образовательной организации» в Южноуральском энергетическом техникуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тучин Виктор Михайлович, Николаева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of socialization of students in the educational process of professional activity

The article reports the experience of development of regional innovation platform «Organizing-teaching conditions of students socialization in educational activity» in South Urals energy college.

Текст научной работы на тему «Условия социализации студентов в процессе профессиональной образовательной деятельности»

Условия социализации студентов в процессе профессиональной образовательной деятельности

Современное общество требует качественного образования. Для того чтобы качественно работать в образовательном учреждении, необходим мобильный высокоинтеллектуальный коллектив, который может активно развиваться. Для этого необходимо создать инновационную среду.

ТУЧИН

Виктор Михайлович,

директор Южноуральского энергетического техникума, г. Южноуральск (Челябинская область)

Аннотация

В статье рассказывается об опыте создания региональной инновационной площадки «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности профессиональной образовательной организации» в Южноуральском энергетическом техникуме.

Ключевые слова:

инновационная площадка, инновационная деятельность, социализация, адаптация, работа с одаренными студентами.

НИКОЛАЕВА Ирина Сергеевна,

заместитель директора по методической работе Южноуральского энергетического техникума, кандидат педагогических наук, г. Южноуральск (Челябинская область)

В мае 2014 года на базе Южноуральского энергетического техникума была открыта региональная инновационная площадка «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности профессиональной образовательной организации».

Тема деятельности инновационной площадки связана с основными задачами системы профобразования, в частности с одним из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Социализация: задачи и проблемы

В современных условиях образование становится ведущим фактором социализации личности. С педагогической точки зрения социализация — это процесс усвоения и использования человеком социального опыта человечества в разнообразных видах общественно и лич-ностно значимой деятельности. Результатом социализации является развитие личности, позволяющее ей успешно решать задачи, встающие на каждом жизненном этапе.

Несмотря на то, что процесс образовательной деятельности как фактор социализации личности подробно описан и проанализирован в современной педагогической теории, существует ряд противоречий, осложняющих реализацию его социализирующего потенциала в учреждениях СПО. С позиций проводимого нами исследования наиболее значимыми являются противоречия: между осознанием роли процесса образовательной деятельности техникума

как фактора социализации и невыявленностью его социально-педагогических возможностей и характеристик, обеспечивающих успешную социализацию студентов; между необходимостью целенаправленно осуществлять социализацию студентов и отсутствием соответствующей научно обоснованной модели.

Данные противоречия определяют проблему исследования, заключающуюся в том, чтобы выявить и обосновать теоретические, содержательные и организационные основы социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО.

Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования: «Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО».

Целью инновационной деятельности является разработка и реализация организационно-педагогических условий социализации студентов в процессе образовательной деятельности ПОО. Инновационная деятельность рассчитана на три года.

Уровневый подход

В современной литературе рассматриваются разные подходы к оценке сформированности социализации, в том числе уровневый. Остановимся на нем подробнее.

Рассматривая допустимый уровень, мы говорим о деятельности, которую осуществляет студент согласно этому уровню.

1-й этап формирования — адаптационный

Показатели: интерес к познанию социальной действительности и профессиональной деятельности.

Критерии: готовность к саморазвитию, мотивация достижения, профессионально-ценностные ориентации.

На втором исполнительском уровне мы говорим о деятельности, которую осуществляет студент согласно данному уровню.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

2-й этап формирования — содержательный

Показатели: развитые умения социальной активности и творческого потенциала.

Критерии: социальная активность, творческий потенциал.

На третьем инициативном уровне мы рассматриваем деятельность, которую осуществляет студент согласно этому уровню.

3-й этап формирования — интеграционный

Показатели: социально-адекватная нормативность поведения. Критерии: рефлексия, самооценка, эмпатия.

Мы рассматриваем следующие компоненты формирования социализации: когнитивный, ценностный, мотивационный, деятельностно-творческий, аналитический.

В течение трех лет инновационной деятельности в образовательный процесс техникума планируется разработать и внедрить:

- программу социализации студентов техникума;

- программу по работе с одаренными студентами;

- программу по профилактике девиантного поведения студентов;

- программу по работе с неуспевающими студентами;

- воспитательную концепцию техникума;

- социальную программу по работе с детьми с ОВЗ;

- программу социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- программу деятельности центра профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи на базе Южноуральского энергетического техникума.

Реализация программы «Воспитание и социализация студентов»

На первом этапе инновационной деятельности в техникуме разработана и реализуется программа «Воспитание и социализация студентов», занявшая второе место во Всероссийском конкурсе на лучший проект, реализуемый образовательным учреждением (конкурс был организован кафедрой педагогики и психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, центром «Педагогический поиск»).

Цель программы: подготовка всесторонне развитой, общественно активной личности, готовой к сознательной созидательной деятельности на благо Родины и высоконравственному поведению.

Задачи программы:

- формирование социально ориентированной личности студента, сочетающей в себе гражданскую зрелость, творческую индивидуальность, высокие нравственные качества, профессиональную компетентность;

- создание условий для формирования со-

знательного отношения студента к своему здоровью как к естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;

- освоение студентами ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в нем;

- раскрытие творческих способностей студентов и развитие самоуправления в техникуме;

- формирование условий для индивидуального развития личности студентов и их реализация с помощью современных технологий;

- внедрение содержательной внеурочной деятельности.

Содержание программы определяется структурой программы и состоит из пяти блоков. В программе предусмотрены следующие направления деятельности.

1. Организационный модуль

Задача: организация подготовительной работы для реализации программы.

2. Диагностический модуль

Задача: разработка системы мониторинга уровня социализации, адаптации студентов к социальной среде.

Ежегодно каждый классный руководитель совместно с социальным педагогом проводит диагностику в своей группе. Изучение структуры межличностных отношений осуществляется посредством методов социометрии, полученные данные используются при формировании актива групп, выявлении неформальных лидеров, группы по совместной деятельности. Применяется методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности.

Заведующие отделениями, организатор с методическим объединением классных руководителей оказывают методическую помощь, обеспечивают контроль и анализ результатов работы во внеурочной и внеклассной деятельности.

Информационно-аналитическая деятельность позволяет создавать банк данных: сирот и опекаемых; детей, нуждающихся в социальной защите и поддержке, государственной помощи; из многодетных семей; склонных к бродяжничеству, детей-инвалидов; детей из неполных семей.

3. Профориентированный модуль

Цели:

- формирование гармоничной личности в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития;

- оказание профориентационной поддержки в выборе профессии;

- развитие сознательного отношения к труду.

В начале 2014 года была успешно начата отработка профориентационной работы, успевшей занять достойное место в деятельности техникума.

Основными направлениями в этой деятельности стали:

- профессиональная информация;

- профессиональное воспитание;

- профессиональная консультация.

На базе кабинета профессиональной ориентации был создан Центр профориентационной работы, который успешно решал поставленные задачи: оказание профориентационной поддержки студентов, выработки сознательного отношения к труду.

В кабинете оформлен уголок по профориентации и стенд «Профессия и человек». Организованы профконсультации для педагогов и родителей по изучению личности студентов: «Исследование готовности учащихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей учащихся», «Изучение склонностей и интересов», «Изучение профессиональных намерений и планов учащихся». Начато формирование тематической картотеки по профориентации для старшеклассников школ и выпускников техникума «Где ты, призвание мое?».

Выездные мероприятия по профориентации проводятся педагогами и студентами техникума не только в Южноуральске, но и в школах Челябинской области.

В 2014 году 72% выпускников трудоустроены на различные предприятия Южноуральска и Челябинской области. Центр психологической ориентации и психологической поддержки молодежи совместно со службой трудоустройства выпускников Южноуральского энергетического техникума продолжает сопровождать студентов в период адаптации на предприятиях.

Преимущество данного проекта по сравнению с инновационными разработками аналогичного назначения в Челябинской области состоит в том, что в Южноуральске центр профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи является первым. Подобных центров, осуществляющих профессиональную ориентацию, в городе нет, данная функция возложена на психологов образовательных учреждений.

Программа центра профориентации и психологической поддержки молодежи Южноуральского энергетического техникума заняла второе место в IV Республиканском творческом конкурсе «Куда пойти учиться?», в номинации «педагогические проекты».

4. Профилактический модуль

В техникуме разработана и действует программа «Пока беда не пришла в дом».

Цель программы: овладение студентами объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению наркотических средств.

Студенты Южноуральского энергетического техникума ежегодно принимают участие в олимпиаде всероссийских и студенческих работ в сфере профилактики наркомании. В 2013 году студент нашего техникума занял первое место в региональном этапе олимпиады все-

российских и студенческих работ в сфере профилактики наркомании, в 2014 году — второе место.

С 2013 года студенты техникума входят в состав организации «Молодая Гвардия Единой России». Именно по инициативе наших студентов в городе закрашены все надписи о продаже спайса.

5. Работа с одаренными студентами

Задача: оказание помощи педагогам в работе с одаренными студентами, разработка программ.

Работа с одаренными студентами

В техникуме разработана программа по работе с одаренными студентами. В 2014 году она стала лауреатом конкурса «Программа образовательной организации по работе с одаренными и мотивированными к обучению детьми». Конкурс был организован ГБОУ ДПО ЧИП-ПКРО.

Цель программы: создание условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных студентов, обладающих высоким творческим потенциалом в различных областях интеллектуальной, творческой, спортивной и организационной деятельности, для их самореализации.

Направления работы: я вхожу в мир профессии; я - ученый; я - профессионал.

В техникуме работает Научное общество учащихся — добровольное объединение студентов, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно для таких студентов научное общество является надежной опорой и средством самоутверждения.

Организация научно-исследовательской деятельности студентов техникума — составная часть обучения и воспитания, одна из приоритетных задач научно-методического совета техникума.

Членами НОУ являются студенты 1-4 курсов, изъявившие желание участвовать в работе одной-двух секций общества. Главным событием и одновременно результатом работы НОУ является традиционная для техникума научно-практическая конференция учащихся «Шаг в будущее». На конференции юные исследователи защитили 20 учебно-исследовательских работ.

В 2014 году 308 студентов приняли участие в различных олимпиадах и конкурсах, из них 55% стали победителями и призерами.

За годы своего существования Южноуральский энергетический техникум претерпел большие изменения. Неизменным осталось главное — готовить специалистов различных отраслей промышленности на высоком профессиональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.