Научная статья на тему 'Роль учреждений профессионального образования и базовых организаций в системе поддержки профессионального выбора'

Роль учреждений профессионального образования и базовых организаций в системе поддержки профессионального выбора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учреждений профессионального образования и базовых организаций в системе поддержки профессионального выбора»

Дискуссионный клуб

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

В конце октября 2012 г. в Законодательном Собрании Челябинской области состоялся Круглый стол «Роль учреждений профессионального образования и базовых организаций в профориентационной работе», проведение которого было инициировано Челябинским ИРПО. В рамках Круглого стола обсуждались проблемы профориентационной работы в Челябинской области.

В работе мероприятия приняли участие заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области А. Л. Журавлев, министр образования и науки Челябинской области А. И. Кузнецов, ректор ЧИРПО Е. П. Сичинский, представители Законодательного Собрания, Общественной палаты, Советов директоров учреждений среднего профессионального образования, учебных центров предприятий, Службы занятости, а также директора учреждений начального профессионального образования и общеобразовательных школ, представители работодателей (руководители крупных промышленных предприятий).

Сегодня мы знакомим читателей с мнениями и суждениями, прозвучавшими в ходе дискуссии, и предлагаем принять участие в обсуждении проблем, связанных с профессиональной ориентацией обучающихся.

А. И. Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области, канд. ист. наук:

— Стратегия развития Челябинской области до 2020 г., принятая постановлением Законодательного Собрания Челябинской области, предусматривает насыщение предприятий области кадрами рабочих и специалистов высокой квалификации в достаточном количестве.

Сегодня становится все более очевидным, что наше поступательное движение вперед во многом будет зависеть от уровня подготовки высококвалифицированных кадров, повышения престижа рабочих профессий, технических специальностей.

Профессиональное образование имеют 70 % занятого населения области, в том числе: 16 % — начальное профессиональное образование, 37 % — среднее, 27 % — высшее. За последние два года почти 50 % выпускников системы профессионального образования составляют выпускники вузов, по 25 % — выпускники образовательных учреждений НПО и СПО.

В проекте нового Закона «Об образовании в РФ» предлагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров. Теперь рабочим профессиям будут учить в учреждениях среднего профессионального образования, учебных центрах и на производстве. Премьер-министр РФ Д. Медведев в ходе заседания президиума Правительства, состоявшегося 26 июля 2012 г., отметил: «Особое внимание нужно обратить на тему начального профессионального образования. Я сейчас не предлагаю концептуальные изменения вносить, но так или иначе это начальное образование должно в нашей стране быть. Это расширит возможности и граждан, и, конечно, работодателей, которые заинтересованы в подготовке квалифицированных рабочих».

Несмотря на множество инструментов, которые сегодня присутствуют в экономике, на фондовых рынках и иных рынках капитала, основной доход определяется уровнем зарплаты. Этим фактором обусловлено поведение абиту-

риента учреждения профессионального образования, который идет учиться не на профессии и специальности, которые ему нравятся, а выбирает то, что будет приносить максимально возможный доход.

В целях обеспечения экономики Челябинской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов совершенствуются правила приема в учреждения профобразования и механизмы профориентационной работы.

В июле 2012 г. постановлением Правительства Челябинской области утвержден новый порядок установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям СПО и НПО контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств областного бюджета.

В соответствии с данным порядком Министерством образования и науки Челябинской области проведен конкурс среди образовательных учреждений СПО и для каждого определены контрольные цифры приема на специальности.

В образовательных учреждениях НПО продолжает действовать поэтапный порядок формирования областного заказа на подготовку кадров.

При формировании контрольных цифр приема в образовательные учреждения НПО и СПО учреждениями проводятся:

- анализ структуры занятости и профессиональной структуры рынка труда конкретного региона;

- анализ данных об оценивании причин отсева учащихся по той или иной профессии; профессиональной подготовке учащихся; результатах аттестации учреждения, педагогов, учащихся; выпуске и трудоустройстве выпускников;

- подготовка регламентирующей и планирующей документации, размещение ее на сайте образовательного учреждения;

- работа приемной комиссии;

- согласование проекта расчетных показателей приема учащихся на муниципальном, областном уровнях;

- рекламная деятельность;

- комплектование учебных групп в рамках утвержденных контрольных показателей приема учащихся.

В результате на первый курс в учреждения НПО в 2012 г. принято 7948 человек, в учреждения СПО — 10 215 человек.

По данным на 1 октября 2012 г., всего в образовательных учреждениях НПО обучается 11 841 человек, СПО — 34 772 человека, их них по программам профессиональной подготовки занимаются 1246 человек, по программам

НПО — 20 515 человек, СПО — 24 852 человека. Обучение ведется по 76 профессиям НПО и 92 специальностям СПО.

Структура подготовки кадров по реализации образовательных программ в подведомственных МОиН Челябинской области учреждениях представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура подготовки кадров по реализации образовательных программ в подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области учреждениях

Укрупненная группа на- Кол-во ре- Кол-во ре-

правлении подготовки ализуемых ализуемых

программ НПО программ СПО

Гуманитарные науки 4,0 % 4,3 %

Социальные науки 1,3 % 1,1 %

Образование и педагогика 0,0 % 11,9 %

Культура и искусство 6,6 % 2,2 %

Экономика и управление 1,3 % 7,6 %

Информационная безо- 0,0 % 1,1 %

пасность

Сфера обслуживания 7,9 % 7,6 %

Сельское и рыбное хо- 10,5 % 2,2 %

зяйство

Геодезия и землеуст- 0,0 % 2,2 %

ройство

Геология, разведка и раз- 2,6 % 7,6 %

работка полезных иско-

паемых

Энергетика, энергети- 2,6 % 6,5 %

ческое машиностроение

и электротехника

Металлургия, машиностроение и материалооб-работка 18,4 % 9,9 %

Транспортные средства 14,5 % 5,4 %

Электронная техника, 4,0 % 4,3 %

радиотехника и связь

Автоматика и управление 2,6 % 3,3 %

Информатика и вычис- 4,0 % 5,4 %

лительная техника

Химическая и биотехно- 4,0 % 3,3 %

логии

Воспроизводство и пере- 0,0 % 2,2 %

работка лесных ресурсов

Технология продоволь- 10,5 % 5,4 %

ственных продуктов и потребительских товаров

Архитектура и строи- 5,2 % 6,5 %

тельство

При формировании контрольных цифр приема приоритеты отдавались подготовке кадров для промышленности, сфер транспорта, общественного питания, обслуживания, сельского хозяйства и строительства. Уменьшены объемы подготовки по направлениям «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника».

Подготовка по укрупненным группам направлений подготовки в образовательных учреждениях в большинстве показателей соотносится со структурой занятости населения Челябинской области по видам экономической деятельности.

Наиболее массовыми профессиями являются: «Повар, кондитер» — подготовка ведется в 44 образовательных учреждениях, «Автомеханик» — в 43; «Сварщик» — в 42, «Станочник» и «Токарь-универсал» — в 19, «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» — в 16. Наиболее массовыми специальностями являются: «Экономика и бухгалтерский учет» — подготовка ведется в 23 образовательных учреждениях, «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» — в 22, «Технология продукции общественного питания» — в 16, «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» — в 14, «Технология машиностроения» — в 13.

Реализуя вышеназванный порядок формирования контрольных цифр приема, образовательные учреждения занимаются профориента-ционной работой со школьниками. Необходимо отметить, что в 2012 г. на первый курс училищ, техникумов и колледжей пришло обучаться 47,8 % выпускников 9-х классов школ области, что на 14 % больше, чем в 2011 г. В ходе профориентационной работы использовались традиционные формы (встречи, беседы со школьниками, экскурсии в образовательные учреждения, дни открытых дверей) и новые (вовлечение учащихся школ в творческие проекты образовательных учреждений, привлечение к работе со школьниками работодателей, экскурсии на предприятия и др.).

Министерство образования и науки, в свою очередь, активно проводит работу с ЧРОР «Союз промышленников и предпринимателей» и ЧРОР «ПРОМАСС».

Основным вопросом сотрудничества является формирование заказа на подготовку рабочих кадров с учетом структуры экономики. В настоящее время ведется работа по заключению трехсторонних соглашений о сотрудничестве между Правительством Челябинской области, крупными предприятиями и образовательными

учреждениями. Определен перечень сторон, которые будут заключать соглашения (табл. 2).

Таблица 2

Перечень сторон, между которыми заключены соглашения

Предприятие Образовательные учреждения

ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЮжноУральский государственный технический колледж», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский механико-технологический техникум»

ОАО «А3 "УРАЛ"» ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 38», ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 89», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский автомеханический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский электромеханический техникум»

ОАО «Мечел» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский юридический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский металлургический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Уральский государственный колледж», ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 32», ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 37»

ОАО «Копей-ский машиностроительный завод» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский профессиональный техникум им. С. В. Хохрякова»

Южно-Ураль -ская железная дорога ОАО «Российские железные дороги» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский профессиональный колледж»

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Политехнический колледж»

ОАО «Комбинат "Магнезит"» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум им. А. К. Савина»

ОАО ПО «Маяк» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Озерский технический колледж»

ОАО «Усть-Ка-тавский вагоностроительный завод» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катав-ский механический техникум», ГБОУ СПО (ССУЗ) «Усть-Катав-ский профессиональный техникум»

ОАО «Южурал-золото Группа Компаний» ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский горно-экономический колледж»

Министерство знакомит образовательные учреждения с крупными инвестиционными проектами, которые реализуются предприятиями Челябинской области, ориентирует учреждения на подготовку кадров для предприятий, участвующих в инвестиционных проектах.

В образовательных учреждениях профессионального образования Челябинской области введены Федеральные государственные образовательные стандарты НПО и СПО третьего поколения. С целью эффективной работы по их внедрению создан Совет Министерства образования и науки Челябинской области по примерным основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования. При участии работодателей были разработаны и утверждены 90 модульных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС. В дальнейшем Министерство планирует продолжить сотрудничество с предприятиями по разработке стандартов профессиональной подготовки специалистов в сфере НПО и СПО.

В Министерство образования и науки РФ направлены предложения по снижению налоговой нагрузки предприятий и организаций, предоставляющих учебно-производственную базу для подготовки специалистов в системе НПО и СПО, на федеральном и региональном уровнях.

Для усиления мотивации молодежи к получению рабочих профессий область активно включилась в проведение областных и окружных конкурсов профессионального мастерства «Славим человека труда» по профессиям: «То -карь», «Мастер сухого строительства», «Повар». В системе профессионального образования также проводятся конкурсы среди мастеров производственного обучения по восьми профессиям начального профессионального образования, «Мастер года».

Однако стоит обратить внимание на проблемы, требующие скорейшего решения.

Общеобразовательная школа в настоящее время практически не выполняет задачу профессиональной ориентации выпускников с учетом их собственных интересов и реальной потребности в профессиях на рынке труда. Опросы старшеклассников показывают, что лишь 4 % в ходе выявления у них профессиональных интересов и возможностей заявили о готовности обучаться по рабочим профессиям (что в 5-10 раз ниже показателей двадцатилетней давности).

Приоритетным критерием успешности общеобразовательной школы стало считаться количество выпускников, поступивших в вуз. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой — диплом о высшем образовании. Это снижает ценность и социальную значимость рабочих профессий, статуса трудовых династий рабочих, всегда составлявших гордость заводских коллективов. Несмотря на относительно высокое предложение заработной платы, имидж рабочего труда в общественном сознании остается крайне низким.

В результате при недостаточном системном применении современных методов профессиональной ориентации у учащихся сохраняются традиционные мотивы выбора профессии, связанные с мнением ближайшего окружения. О будущей профессии обучающиеся узнают в основном от родителей (30 %) и друзей (29 %).

Результаты анализа трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования выявили на рынке труда Челябинской области дисбаланс между спросом и предложением на работников квалифицированного труда, острый дефицит рабочих массовых профессий, снижение качества человеческого капитала за счет социальных факторов.

Сами работодатели нередко плохо представляют, какие кадры и в каком количестве им нужны. Сегодня модно говорить «требования рынка труда», в действительности эти требования очень размыты и непостоянны. Стремительно меняющийся и не вполне конкретный спрос на рабочую силу затрудняет планирование и осуществление необходимых корректив в системе подготовки кадров. При этом надо учитывать, что новые профессии и специальности быстро не вводятся и безболезненно не закрываются.

При открытии новых профилей обучения учебные заведения чаще учитывают пожелания абитуриентов, нежели работодателей. Молодежь, прислушиваясь к своим родителям, предпочитает физическому труду офисную работу в комфортных условиях. Однако учебные заведения только тогда вправе рассчитывать на участие работодателей в подготовке кадров, когда смогут заинтересовать их уровнем квалификации выпускников.

В этой ситуации необходимо сформировать механизмы, которые позволили бы образовательным учреждениям эффективно использовать внедрение бюджетных средств, оставаясь

инвестиционно привлекательными для бизнес-структур, создать новый имидж профессии рабочего и специалиста.

Главным способом преодоления разрыва между выпускаемыми специалистами и запросами экономики является привлечение работодателей к образовательной работе. Представители объединений работодателей должны участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечня направлений подготовки специалистов, корректировке учебных планов, контроле качества образования.

Преподаватели и мастера производственного обучения также ограничены в возможностях изучать, использовать современное оборудование и осваивать новые технологии. Многие квалифицированные работники ушли из системы образования в другие сферы экономики. Основной проблемой кадрового обеспечения остается проблема старения кадров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Челябинской области предпринимается ряд мер по расширению сотрудничества между учреждениями профессионального образования и промышленными предприятиями, по формированию интереса и мотивации молодежи к овладению рабочими профессиями.

Во-первых, это работа по оптимизации сети образовательных учреждений, которая ведется в области с 2007 г., в результате реорганизовано 39 учреждений НПО и СПО. Такие объединения позволяют избежать дублирования однопрофильных специальностей в образовательных учреждениях профессионального образования, реализовать гибкие траектории получения профессионального образования и в конечном итоге повысить качество профессионального образования и обеспечить квалифицированными кадрами высокотехнологичные производства.

Во-вторых, в рамках областной целевой Программы развития профессионального образования в Челябинской области на 2011— 2015 гг. создан и успешно функционирует Областной совет по кадровой политике. Среди задач Совета: реализация стратегии кадрового обеспечения предприятий, определение региональной потребности в кадрах рабочих и специалистов, повышение престижа рабочих профессий. В работе Совета принимают участие директора областных учреждений НПО и СПО, представители региональных объединений работодателей «ПРОМАСС» и Союза промышленников и предпринимателей. На Совете рассматриваются и положительные примеры взаимодействия в подготовке кадров ра-

бочих специалистов с такими предприятиями, как: ПО «Маяк», Трубодеталь, ЧТЗ, УралАЗ, Комбинат «Магнезит», завод «Стройтехника», ОАО «Мечел» и др.

В-третьих, мы приступили к созданию образовательно-производственных кластеров — объединений образовательных учреждений всех уровней (начального, среднего, высшего), обеспечивающих непрерывность образования, и предприятий (металлургических, машиностроительных, железнодорожных, сервиса и легкой промышленности, автодорожных, энергетических, сельскохозяйственных, строительных).

В-четвертых, ведется модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. На базе ресурсных центров и инновационных площадок создана система оценки качества образования с участием работодателей. В области действуют три аттестационных пункта, два центра сертификации квалификаций выпускников, которые осуществляют независимую оценку и сертификацию квалификаций. Начало работу Челябинское региональное агентство развития квалификаций, учредителями которого являются объединения работодателей.

И наконец, в-пятых, проводятся конкурсы профессионального мастерства. Область активно включилась в проведение областных и окружных конкурсов профессионального мастерства. Также проводятся областные и всероссийские студенческие олимпиады, которые направлены на повышение престижа рабочих профессий.

Подготовка специалистов для современной индустрии является назревшей проблемой, решить которую можно согласованными действиями работодателей и учреждений профессионального образования.

Предложения.

1. Обратиться в Правительство РФ с предложением снизить процент отчислений в социальные фонды для тех предприятий, которые вкладывают средства в создание современной материально-технической базы учреждений профессионального образования.

2. Провести на уровне УрФО совещание с участием региональных объединений, представителей торгово-промышленных палат по вопросу взаимодействия с образовательными учреждениями в реализации стратегии 25x25 (разработка профстандартов, сертификация квалификаций выпускников, создание учебно-производственных участков и др.).

Е. П. Сичинский, ректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р ист. наук:

— Актуальность такого важного аспекта профессионального образования, как профориентация, определяется поставленной Президентом РФ задачей подготовить 25 млн. квалифицированных рабочих для реального сектора экономики. Задача очень сложная и успех ее решения зависит от правильно выбранных методов.

В конце 1930-х гг. проблема обеспечения рабочими кадрами предприятий, возведенных по планам первых пятилеток, была решена созданием 2 октября 1940 г. системы трудовых резервов.

Комплектование ФЗО и ремесленных училищ осуществлялось путем разнарядки, которую должны были исполнять сельские и городские поселения. А обучающиеся прикреплялись к образовательным учреждениям под страхом применения к ним наказания в виде лишения свободы на один год в случае бегства с учебы. Такие жесткие меры позволили обеспечить новые заводы рабочими руками в короткие сроки.

Однако методы 1930-х гг. неприменимы в условиях современного демократического общества. Граждане обладают правом на образование и свободой выбора учебного заведения, образовательных программ, т. е. самостоятельно выбирают свою будущую профессию. В связи с этим возникает конфликт между свободой выбора личности и общественной потребностью экономики в рабочих и специалистах. Одним из инструментов разрешения такого конфликта, на наш взгляд, может стать профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация как объект научного исследования изучается достаточно давно. Только за последнее десятилетие защищено около 100 диссертаций на эту тему. О профориентации говорят не только ученые, но и практики. Проведение профориентационной работы является одной из задач образовательных учреждений и службы занятости. Ею также занимается семья, работодатели, чиновники. Тем не менее складывающаяся ситуация на рынке труда свидетельствует, что осуществляемая сегодня в обществе профориентационная работа не достигает своей цели, т. е. не устанавливает относительной гармонии между интересами личности и потребностями общества. Если сравнить ее с компасом в мире выбора профессии, то можно говорить о его неисправности. Прийти к такому категорическому суждению

позволяет анализ системы профессионального образования Челябинской области, представленный в таблице 3.

Таблица 3

Анализ системы профессионального образования Челябинской области

Обра- Кол-во Числен- Процент Потреб-

зова- учреж- ность от общей ность

тельные дении обучаю- числен- работо-

учрежде- щихся ности дателей в

ния обучающихся кадрах

НПО 51 13 685 6 % 67 %

СПО 87 53 890 23,6 % 18 %

ВПО 48 160 624 70,3 % 15 %

Анализ показывает, что подавляющая масса современной молодежи при выборе будущей профессии связывает ее с высшим образованием. Вместе с тем сложившееся в области соотношение уровней образования между собой не соответствует потребностям экономики региона. Количество выпускников НПО в 11 раз меньше, чем потребности предприятий. В то же время количество подготавливаемых специалистов в высшем образовании превосходит потребности рынка труда в 4,5 раза, т. е. налицо явный дисбаланс между уровнями профессионального образования.

Дисбаланс складывается и между группами специальностей. В частности, в системе высшего профессионального образования почти две трети абитуриентов поступают на гуманитарные науки, экономику и управление, образование и педагогику. Этому способствует структура образовательных программ челябинских вузов: 19 из них готовит экономистов, 18 — менеджеров, 15 — юристов, 7 — психологов.

Закономерен вопрос об экономических последствиях указанных дисбалансов. Как показывают исследования, в настоящее время по самым осторожным оценкам лишь 50 % выпускников системы высшего профессионального образования находят работу по специальности. Остальные оказываются на свободном рынке труда, что, кстати, и определяет большой спрос на получение второго высшего образования. Применительно к Челябинской области это означает, что порядка 80 тыс. обучающихся сейчас студентов никогда не будут работать по полученной специальности. Если учесть, что государство определило минимальную стои-

мость обучения одного студента в государственном вузе в 60 тыс. руб., то не трудно подсчитать, что из государственных и родительских средств примерно 4,8 млрд. руб. расходуется не на получение профессии, а в лучшем случае на развитие личности. При этом подсчете не учитываются косвенные потери.

Справедливости ради стоит отметить, что и на уровнях НПО и СПО также присутствует дисбаланс между группами профессий и специальностей, однако в отличие от высшего образования он сглаживается за счет нехватки кадров квалифицированных рабочих.

Таблица 4

Количество УПО, осуществляющих подготовку по профессиям НПО

Было бы неправильно существующий дисбаланс между уровнями образования и специальностями списывать только на внутренние недостатки системы профессионального образования, которая развивалась в соответствии с законами рыночной экономики, где спрос рождает предложение. В нашем случае спрос на уровни образования и специальности определялся запросами абитуриентов и их родителей, которые формировались под влиянием инерт-

ных массовых стереотипов о престижности той или иной профессии. Эти представления начали формироваться в 90-е гг. ХХ в.

В условиях экономического кризиса спад производства в промышленности привел к снижению доходов занятых в ней людей, утрате чувства жизненной перспективы, что вызвало массовое сокращение рабочих и инженерных кадров в реальном секторе экономики. По оценкам специалистов, сегодня средний возраст работающих в оборонно-промышленном комплексе составляет 55 лет.

В свою очередь, появление крупных состояний в сферах торговли, оборота финансов создали новый стереотип успешности. В немалой степени этому способствовали СМИ. На смену «его величеству рабочему классу» в качестве «героя нашего времени» пришел бизнесмен, юрист, журналист, артист и т. д.

Упрощение процедуры создания вузов и их филиалов, предоставление им права набирать студентов на внебюджетной основе и тем самым решать свои объективные экономические трудности заложили механизм экстенсивного развития всей системы высшего образования. Доход образовательного учреждения стал зависеть от количества студентов, что привело к сокращению требований к абитуриентам, особенно поступающим на внебюджетные формы обучения. Как результат — качество образования стало снижаться.

Развитию названной тенденции способствовали позиции как школы, так и работодателей. Еще в советское время критерием успешности школы являлось количество выпускников, поступивших в вуз. Поэтому в профориентацион-ной работе акценты были смещены в сторону высшего образования. В условиях ограниченного количества мест в вузах непрошедшие отбор абитуриенты шли в учреждения НПО и СПО или получали профессию на производстве. Сегодня вузы, особенно негосударственные, раскрыли свои двери практически всем способным оплатить обучение, чтобы тем самым компенсировать ограниченные возможности государственного финансирования.

Не менее критикуемую позицию заняли работодатели, большинство из которых строили свой бизнес в условиях сокращения объемов производства и избытка рабочих рук на рынке труда, когда не было необходимости вкладывать средства в воспроизводство рабочей силы, поскольку ее источники казались неисчерпаемыми. Выросшие в эпоху социализма предприниматели, которые пришли в 1990-е гг. на смену

Профессия НПО Кол-во УПО, осуществляющих подготовку Профессия НПО Кол-во УПО, осуществляющих подготовку

Повар-кон- 46 Ко ммер- 12

дитер сант в торговле

Сварщик 45 Слесарь по ремонту автомобилей 12

Автомеханик 41 Доменщик 1

Оператор 19 Сталепла- 1

ЭВМ вильщик

Электромон- 17 Кузнец 1

тер по ре-

монту и об-

служиванию электрообо-

рудования

Парикмахер 15 Станочник 8

Мастер по 13 Токарь - 8

обработке универсал

цифровой информации

Продавец 13 Слесарь 7

государству, создавшему систему трудовых резервов с целью обеспечения заводов квалифицированными кадрами, эклектично соединили в своем сознании ценности социалистического и капиталистического обществ. Преследуя свой частный интерес, они считают, что именно государство обязано готовить для них кадры в учреждениях профессионального образования. И только в последнее время, когда в полный рост встала проблема дефицита рабочих и специалистов на производстве, начинается понимание ими взаимозависимости процессов развития производства и подготовки для него кадров.

Таким образом, сегодня можно констатировать очевидный факт: несмотря на то что в обществе ведется профориентационная работа, тем не менее ее эффективность очень низкая. Причинами этого являются в первую очередь неверно выбранные ориентиры, что требует сформировать единую целостную концепцию, а также отсутствие взаимодействия между субъектами профориентационной работы, что не позволяет говорить о ней как о системе.

Поэтому задачей круглого стола является не только обмен мнениями и прояснение позиций заинтересованных сторон, но и попытка обсудить концепцию профессиональной ориентации в Челябинской области.

В. В. Смирнов, начальник Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области:

— В настоящий период резко увеличивается заинтересованность работодателей в специалистах определенных профессий и специальностей.

Какова готовность учреждений профессионального образования к сотрудничеству с работодателями? По моему мнению, чтобы повысить эффективность обучения, надо рассматривать схемы, когда учебные заведения организуют учебно-производственную практику на базе работодателей.

В соответствии с развитием и модернизацией отраслей экономики области должно возрасти количество профессий и специальностей профессиональной подготовки. Вместе с тем системной работы по профессиональной ориентации на уровне общеобразовательных учреждений не существует.

Молодежь составляет 15 % от всех обратившихся в службу занятости населения. Ежегодно за содействием в трудоустройстве в службу обращается до 10 % выпускников УПО области. С 2009 г. от 13 до 17 % выпускников учреждений профобразования области, обратившихся

в службу занятости в поиске работы, «доучиваются» по востребованным профессиям и специальностям для решения вопросов их трудоустройства. За 10 месяцев 2012 г. обратилось 3325 выпускников учреждений профобразования, из них 1769 человек (53,2 % обратившихся) трудоустроены, 328 человек (13 % от признанных безработными) направлены на профобучение.

Выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте 18-20 лет, которые впервые обращаются к поиску работы, трудоустраиваются в рамках программы «Первое рабочее место».

Службой занятости используются все каналы для информирования молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях. С 2011 г. совместно с Министерством образования и науки в образовательных учреждениях общего и профессионального образования реализуется профориентационный информационный проект, направленный на профилактику молодежной безработицы. Проект позволяет повысить информированность учащейся молодежи о ситуации на рынке труда, направлен на пропаганду рабочих и инженерно-технических профессий, формирование привлекательного имиджа рабочих профессий.

В 788 общеобразовательных школах области с охватом 298 000 учащихся установлено 4100 сменных информационных стендов, имеются сменяемые наборы профориентационных плакатов, подготовленных службой занятости совместно с образовательными учреждениями и предприятиями области. Аналогичные информационные стенды установлены в 32 учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В идеале профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, доступной на протяжении всего периода профессионального развития человека.

Т. И. Медоева, зав. отделом по связям с образовательными организациями и общественностью Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО)

— Как известно, профессиональная ориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе и затрагивают различные проблемы, возникающие в нем. Но сегодня и саму профориентацию можно считать общественной проблемой. Остановимся на этом подробнее и посмотрим на профориентацион-ную работу через призму ее основной функции, которая заключается в согласовании интересов четырех сторон:

1) выпускника учебного заведения;

2) общества и государства;

3) учреждения профессионального образования;

4) работодателя.

Идеальное развитие ситуации для всех участников могло бы выглядеть следующим образом. Выпускники школы сделают осознанный выбор профессии в соответствии со своими потребностями, способностями и задатками, поступят в учреждение профессионального образования соответствующего профиля и по его окончании трудоустроятся по месту проживания. В свою очередь учреждения профессионального образования выполнят план набора, а работодатели заполнят имеющиеся вакансии молодыми специалистами, которые будут любить свою профессию. Поскольку известно, что работники, любящие свое дело, достигают более высоких профессиональных результатов, то производство будет развиваться, отчисления в бюджет увеличиваться, экономическая и политическая ситуация останется стабильной, что благотворно отразится на интересах общества и государства.

Однако результаты социологических исследований последних лет, проведенных среди выпускников школ Челябинской области, и данные службы занятости говорят о том, что согласованность между спросом и предложением на рынке труда отсутствует, выпускники школ продолжают выбирать специальности, по которым впоследствии не смогут устроиться на работу (табл.5).

Таблица 5

Данные социологических исследований (декабрь 2011 г.)

Не намного лучше ситуация по России в целом (табл. 6). Кроме того, что предпочтение отдается высшему образованию, опрос родителей выпускников школ, проведенный в различных регионах России, показал, что в июле 2012 г. 17 % выпускников еще не определились с выбором профессии. Вызывает беспокойство и тот факт, что 4 % родителей не знают планы своих детей.

Таблица 6

Данные опроса родителей, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru (июль 2012 г.)

Ответы родителей 2010 г. 2012 г.

Не определились с выбором профессии 17 %

Планируют учиться в вузе 80 % 58 %

Планируют учиться в ССУЗе 8 % 20 %

Планируют идти работать (в армию) 1 %

Не знают планов своих детей 4 %

Вследствие того, что большинство выпускников поступают в вузы, учреждениям НПО-СПО трудно выполнить план набора, несмотря на все прилагаемые ими усилия. Отрицательным образом влияет на результаты работы приемной комиссии и тот факт, что в процессе профориентационной работы учреждений НПО и СПО трудно доказать престижность своего образовательного учреждения (табл. 7).

Таблица 7

Состояние технопарка

Данные социологических исследований Потребности рынка труда

70 % выпускников планируют учиться в вузе, из них 60 % — по специальностям гуманитарного направления, 40 % — технического 15 % от планируемого выпуска

25 % выпускников планируют обучаться по программам среднего профессионального образования и только 5 % связывают свои профессиональные планы с получением рабочей профессии 70 % от планируемого выпуска

В планах 30 % выпускников школ Челябинской области работа за границей (в Московской и Ленинградской обл. — 70 %).

Состояние технопарка Полностью Частично

1. Имеющаяся материально-техническая база позволяет осваивать современные производственные технологии 35,7 % 64,3 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Имеющаяся материально-техническая база позволяет создать собственное производство 12,9 % 62,9 %

3. За последние три года произведено обновление технопарка 11,4 % 67,1 %

4. Обновление технопарка осуществлялось за счет бюджетных средств 7,1 % 57,1 %

Состояние технопарка Полностью Частично

5. Обновление технопарка осуществлялось за счет внебюджетных средств 8,6 % 65,7 %

6. Обновление технопарка осуществлялось за счет работодателей 2,9 % 40 %

Как показало анкетирование, проведенное отделом по связям с образовательными учреждениями и общественностью Челябинского ИРПО, материально-техническая база большинства образовательных учреждений не позволяет осваивать современные производственные технологии и создавать собственное производство.

За последние три года только 11,4 % УПО полностью обновили технопарк, причем обновление в основном осуществлялось за счет средств от внебюджетной деятельности. Одновременно с этим в целях полной или частичной замены оборудования 42,9 % УПО воспользовались помощью работодателей.

Однако, как отметил в своем выступлении министр образования Челябинской области А. И. Кузнецов, несмотря на трудности с набором, некоторые учреждения НПО и СПО обращались в Министерство образования и науки Челябинской области с просьбой увеличить план набора на отдельные профессии и специальности. Данный факт не следует рассматривать как показатель хорошей профориентаци-онной работы, он свидетельствует лишь о том, что в сложившейся ситуации учреждения НПО и СПО, как и вузы, ориентируются на потребителей своих услуг, оставляя без внимания потребности рынка труда.

Все вышеперечисленное ведет к тому, что работодатель не может найти на отдельные вакансии молодых специалистов. В результате кадровый состав производственных предприятий стареет, нарастает угроза сокращения производства и снижения финансовых отчислений в областной бюджет. Это, в свою очередь, может привести к экономической и социальной нестабильности.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня профориентационная деятельность выполняется не в полной мере, что является существенной общественной проблемой. Для достижения целей профориентационной работы недостаточно усилий одной какой-либо организации или ведомства. Профориентация может быть эффективной только при условии

скоординированной деятельности ряда (если не большинства) министерств и ведомств, ученых и специалистов различных специальностей и, конечно же, работодателей. Причем без участия работодателей в профориентационной работе сегодня обойтись практически невозможно.

Сегодняшний работодатель, как лицо заинтересованное, принимает участие в подготовке кадров в различных формах взаимодействия (табл. 8). Однако его позицию активной не назовешь. Большинство работодателей лишь откликаются на просьбы УПО поучаствовать в различного рода мероприятиях, при этом собственных предложений по взаимодействию и усовершенствованию процесса профессионального обучения от них практически не поступает. Не очень охотно идут работодатели и на заключение долгосрочных договоров. Как видно из таблицы, в среднем на одно УПО приходится лишь 3,8 базовых организаций, при том что каждое учреждение профессионального образования подготавливает от 5 до 30 профессий и специальностей и на организацию практики одной группы обучающихся не достаточно одного предприятия.

Таблица 8

Участие работодателя в подготовке кадров

Формы (виды) участия Кол-во, %

Заключают долгосрочные договоры (являются базовыми предприятиями) 3,8 б.п./1

Участвуют в профориентационной работе 71,3 %

Принимают участие в организации и проведении конкурсов профессио- 80 %

нального мастерства

Согласовывают ОПОП и фонды оце- 82,5 %

ночных средств для проведения ито-

говой аттестации

Представляют места для проведения 100 %

практики

Участвуют в работе ГАК 70 %

Рецензируют дипломные работы (6 УПО)

Ведут занятия, семинары, экскурсии (6 УПО)

Осуществляют стажировку педагогических работников (2 УПО)

Проводят мониторинг проф. адапта- (1 УПО)

ции

п...

Поскольку эффективность профориентации во многом зависит от того, насколько скоординирована деятельность всех ее участников, наш

институт сегодня в очередной раз поднимает вопрос о том, что в Челябинской области, как в Московской, Ленинградской, Псковской, Кемеровской, Волгоградской, Пермской, Свердловской и многих других, должен наконец-то появиться механизм управления профориета-ционной работой. Структура этого механизма должна обеспечить координацию деятельности всех участников профориентации для достижения общей цели: подготовки специалистов, которые могут реализовать полученные в процессе обучения профессиональные способности и личностные качества и удовлетворить потребности Челябинской области в специалистах различного профиля. И одним из звеньев этого механизма должен стать работодатель (Союз работодателей).

Если рассматривать каждое направление деятельности, которые включает в себя сложившаяся в России система профориентационной работы (табл. 9), то в каждом из них можно без труда определить роль и место работодателя. Народная мудрость гласит: «Если хочешь больше узнать о море, спроси рыбака». Именно поэтому о профессии должен рассказывать тот, кто ею владеет, информация же полученная от родителей, друзей и даже из средств массовой информации может быть искажена.

Таблица 9

Направления профориентационной работы

В разных регионах страны наработан значительный опыт по организации профориентационной работы, на который можно опираться при ее планировании в Челябинской области.

Например, в Курганской области вместе с моделью профориентационной работы определен алгоритм ее организации на муниципальном уровне, включающий следующие этапы:

I этап — организация информационной работы с родителями, учащимися, педагогами, работодателями;

II этап — ознакомление с деятельностью предприятий;

III этап — организация практик (социальных, социально-профессиональных или производственной), в том числе летней на предприятиях района;

IV этап — организация допрофессиональ-ной и профессиональной подготовки.

По каждому из перечисленных этапов разработан алгоритм организации совместной деятельности школ, учреждений профессионального образования и предприятий по профессиональному самоопределению.

Следует отметить, что на подготовительном этапе Курганская область, как и другие перечисленные области, создала Координационный совет, в состав которого были привлечены работодатели.

В таблице 10 представлен пример сведений (формы), которые предоставляет в информационный центр каждый работодатель для внесения их в единый банк данных о работодателях, существующий в Курганской области как в электронном виде, так и в виде опубликованных сборников. Данные сведения помогают работодателям сделать консультацию и экскурсию более результативной.

Опыт организации профориентационной работы различных областей Уральского региона представлен на сайте Челябинского ИРПО.

Челябинская область прокладывает свой путь по взаимодействию с работодателями.

Как говорилось на августовском совещании, реформа, стартующая в 2013 г., предполагает в идеале создание в Уральском регионе образовательно-производственных кластеров, которые объединят в себе несколько образовательных учреждений, работающих по одному профилю: энергетическому, металлургическому, машиностроительному, сельскохозяйственному, строительному и т. д. В октябре 2011 г. постановлением губернатора Челябинской области утверждено Положение «Об Областном совете по кадровой политике».

Структура ПОР/ Участники ПОР Общ/ гос. Школа УПО Работодатель Выпускник (р°д.)

Профессиональное просвещение

Профессиональная диагностика

Профессиональная консультация

Профессиональный отбор

Социально-профессиональная адаптация

Профессиональное воспитание

Таблица 10

Перечень предприятий муниципального образования для организации

информационной работы

Название предприятия Перечень профессий Формы взаимодействия

Обеспечены кадрами в полном объеме Испытывают дефицит кадров

Завод противопожарного оборудования пос. Варгаши экономист, инженер-технолог слесарь, конструктор, токарь - экскурсия по ознакомлению с предприятием; - тематическая экскурсия (указать); - экскурсия с целью ознакомления и возможности выбора профиля в рамках предпрофиль-ной подготовки; - социально-профессиональная практика (с целью организации практических занятий и элементов исследовательской деятельности в рамках изучения предметов профильного цикла)

Несмотря на эти меры, создание кластеров не решит в полной мере проблемы профориентации. Уже то, что кластеры образуются на добровольной основе и действуют на основании договоров, говорит о том, что условия договоров в каждом кластере могут быть разными. В этой связи необходим документ, в котором будут четко прописаны основные функции участников образовательно-производственных кластеров, в том числе касающиеся профориентационной работы, которые будут учтены при составлении договора. Таким документом может стать Положение о базовой организации как основе производственно-образовательного кластера в Челябинской области.

Хочется отметить, что сегодня назрела необходимость вынести на рассмотрение Правительства Челябинской области вопрос о создании Координационного совета и утверждении Концепции профориентационной работы, тем более что проект этой Концепции уже разработан, рассмотрен и одобрен всеми территориальными методическими объединениями области.

Если эта Концепция и предлагаемая в ней организационная структура будут утверждены, деятельность работодателей в системе профориентации станет заметно активней, а результативность профориентационной работы повысится.

Ниже мы приводим проект Концепции про-фориентационной работы образовательных учреждений Челябинской области и ожидаем от читателей предложений, замечаний и комментариев по проблеме профессиональной ориентации обучающихся.

Концепция профориентационной работы учреждений образования Челябинской области

Актуальность проблемы

В соответствии с законом «Об образовании» образование следует понимать как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Уровень образования обусловливается требованиями современного производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Но всегда ли при подготовке кадров совпадают интересы человека, общества, государства? Практика показывает, что нет. В Челябинской области (по данным службы занятости) 40 % выпускников государственных и 90 % коммерческих вузов имеют специальности гуманитарной направленности, тогда как на 73 % заявленных вакансий требуются рабочие и специалисты технических специальностей.

С начала 1990-х гг. молодежь Уральского региона стремится получать специальности, связанные со сферами экономики, юриспруденции и государственного управления. Результатом такого стремления явилось то, что экономистами и менеджерами регион обеспечен на полтора десятка лет вперед, такая же ситуация сложилась с дизайнерами и журналистами, а вот в плане инженерно-технических кадров экономика области оголена.

Выпуск специалистов в области экономики и управления увеличился за последние годы в семь раз, специалистов гуманитарно-социальных специальностей — в 3,3 раза, что не соответствует реальным потребностям рынка труда города и области.

Следствием избытка специалистов в отдельных отраслях экономики явилось то, что выпускники вузов с трудом устраиваются на работу, а чаще всего трудятся не по полученной специальности.

Резкое сокращение числа выпускников технических специальностей привело к тому, что квалифицированные специалисты высшего эшелона отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, низовые должности (рабочие профессии) молодежь мало интересуют, а на уровне среднего руководящего состава вообще образовался вакуум. Возникла опасность того, что с 2012 г. сектора экономики региона, дающие основные бюджетные поступления, могут попросту остаться без кадров.

Сложившаяся ситуация переросла в проблему, требующую скорейшего разрешения. Проблема будет решена только тогда, когда спрос на специалистов различных сфер экономики будет равен предложениям, поступающим от учреждений профессионального образования в связи с трудоустройством своих выпускников. Следовательно, образовательным учреждениям необходимо открывать такие специальности, которые будут востребованы на рынке труда.

В свою очередь, люди, поступающие в учреждения профессионального образования, должны иметь возможность после завершения обучения работать по специальности. Получая соответствующее образование, они должны не только связывать с будущей профессией (специальностью) свои профессиональные планы, но и реализовывать их, а не просто повышать свой культурный уровень в процессе обучения.

Результаты мониторинга образовательных предпочтений выпускников школ 2012 г. (данные собраны Институтом экономики Ураль-ского отделения Российской академии наук совместно с ЧИРПО) хотя и показывают определенные изменения в пользу технических специальностей, однако остаются весьма неутешительными:

1) 70 % выпускников планируют учиться в вузе, из них 60 % — по специальностям гуманитарного направления, 40 % выбирают технические специальности. Потребности же рынка труда в специалистах высшего звена — 40 % от планируемого выпуска;

2) 25 % выпускников планируют обучаться по программам среднего профессионального образования и только 5 % — связывают свои профессиональные планы с получением рабочей профессии;

3) в планах 35 % выпускников школ Челябинской области работа за границей РФ (в Московской и Ленинградской обл. — 70 %).

В данной ситуации даже открытие технических специальностей и увеличение плана набора на них не решит в полной мере обозначенную проблему, поскольку открываемые специальности могут оказаться не востребованными.

Проблема может быть разрешена:

- если система профориентационной работы Челябинской области будет обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности с последующей ее самореализацией на территории проживания;

- если общеобразовательная школа будет ориентирована на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, ясно понимающей ценность образования для своего личностного и профессионального развития, ясно представляющей спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов;

- если в результате образовательного процесса, построенного сообразно динамике возрастного развития, учащийся будет обладать соответствующими компетентностями, определенным социальным опытом, умениями делать осознанный выбор (на уровне имеющейся информации и опыта) и нести ответственность за него, успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;

- если выпускник школы будет уметь учиться и овладевать новыми смежными профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда.

Таким образом, решение обозначенной проблемы требует определить в качестве одного из ключевых направлений образовательной деятельности формирование профессионального самоопределения учащихся. Этого требуют и условия перехода общеобразовательной школы к предпрофильной подготовке и профильному обучению.

Процесс профессионального самоопределения школьников должен начинаться еще до поступления ребенка в первый класс. Результатом этого процесса должен стать осознанный выбор профессии (специальности) в соответствии со способностями, возможностями, предпочтениями каждой отдельной личности и готовностью выпускников школ к дальнейшему профессиональному образованию.

Чтобы профессиональный выбор был сделан правильно, в процессе профессионального самоопределения школьники, осуществляя «профессиональные пробы», должны также научиться:

- определять выгоду и издержки профессии (специальности), находить аргументы «за» и «против» нее;

- видеть перспективы и планировать свою дальнейшую профессиональную карьеру с учетом этих перспектив;

- выбирать образовательную траекторию с учетом возможности получения определенного уровня образования поэтапно.

В этой связи профессиональное самоопределение следует понимать как процесс полноценного личностного развития учащегося, сформированность его мотивационно-потреб-ностной сферы, наличие развитых интересов, способностей, высокого уровня самосознания.

Сущность профориентационной работы должна заключаться в формировании неких универсальных качеств личности, позволяющих ей осуществлять профессиональный выбор сознательно и самостоятельно, быть ответственной за свой выбор и при этом быть профессионально мобильной.

Профориентацию (в широком смысле слова) следует понимать как систему общественного и педагогического воздействия на молодежь с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии, основанную на организации государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

При организации профориентационной работы следует учитывать, что подготовка к выбору профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса в школе и семье. Одной из важнейших задач в данном контексте является работа по формированию у школьников «стремления к самопознанию, активизации внутренней позиции в выборе профессии» с раннего возраста.

При проектировании профориентационной работы следует учитывать, что профессиональное самоопределение играет важную роль не только на этапе вступления человека в трудовую деятельность, но и на этапах его дальнейшего профессионального развития.

Самоопределение как многомерный и многоступенчатый процесс можно рассматривать под разными углами зрения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью — социологический подход;

2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе — социально-психологический подход;

3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность — дифференциально-психологический подход.

Профессиональное самоопределение не только длительный, но и динамичный процесс, имеющий определенную структуру, которая складывается из серии выборов, совершаемых человеком на определенных этапах своей жизни. Своеобразие выборов обусловливается наследственными факторами, влиянием среды, воспитанием, накопленным опытом, т. е. совокупностью социальных и психологических воздействий и испытаний, переживаемых субъектом на этапах своего развития. Создавая условия для профессионального самоопределения (профессионального созревания) личности следует учитывать степень и характер влияния на профессиональный выбор этих факторов.

Эффективности процесса профессионального самоопределения способствует также строгая преемственность всех воспитательных воздействий, проводимых с учетом возрастных особенностей на каждом очередном этапе профессионального самоопределения школьников. Эта преемственность должна обеспечиваться индивидуальными планами личностного развития и профессионального самоопределения и планами профориентационной работы в школе. Функция профориентатора при этом должна заключаться как в оказании помощи школьникам в разработке этих планов, так и в содействии их выполнению.

Настоящая концепция является документом, регулирующим деятельность и обеспечивающим перспективное развитие профори-ентационной работы с детьми и подростками Челябинской области, нуждающимися в профессиональном самоопределении для дальнейшей их эффективной самореализации в жизни.

Цели, задачи, содержание и структура Концепции определены на основе государственной социальной политики в интересах детей с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства Челябинской области, а также фактических возможностей образовательных учреждений, включенных в систему профориентационной работы области.

Концепция направлена на создание системы профориентационной работы в Челябинской области, располагающей потенциалом, необходимым для развития у детей и подростков мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих ее социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющая активно самореализовываться в жизни.

Исполнение Концепции обеспечивается управленческими решениями, соответствующими фактическому состоянию кадровой, программно-методической, материально-технической баз организаций и учреждений, включенных в систему профориентационной работы Челябинской области.

Основные принципы активизации и развития профориентационной работы в Челябинской области

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, сформулируем группу принципов, которыми будут руководствоваться все участники профо-риетационной работы.

1. Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть полезными обществу, реализуя свои потребности и способности.

2. Принцип соответствия потребностей личности и общества. Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей, способностей с потребностями общества в кадрах определенной профессии (связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. Нарушение этого принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров).

3. Принцип активности в выборе профессии (характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения). Ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

4. Принцип развития. Ориентация учащихся на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта

и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.

5. Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть запрошенными рынком труда после получения профессионального образования.

6. Принцип практикоориентированности. Создание условий на осуществление учащимися профессиональных проб: только в процессе осуществления деятельности проявляются потребности-способности личности.

7. Принцип систематичности и преемственности. Проведение профессиональной ориентации с первого по одиннадцатый классы в виде мероприятий, соответствующих возрастным психологическим особенностям личности, при условии их преемственности из класса в класс.

8. Принцип взаимосвязи действий участников профориентационной работы. Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами: семьей, общеобразовательной и профессиональной школами, учреждениями и организациями, включенными в систему профориентационной работы, в результате чего осуществляется согласование интересов личности, общества и государства при определении личностью своего профессионального пути.

9. Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

10. Принцип дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

11. Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы. Применение традиционных и инновационных методов и форм воспитательной работы в зависимости от цели и содержания этой работы, с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей.

При проведении профориентационной работы необходимо соблюдать права личности на свободный выбор профессии, учитывать ее призвание, способности, профессиональную подготовку, уровень образованности.

Цели и задачи профориентационной работы

Целью профориентационной работы Челябинской области является реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития, которая имеет возможность самореализоваться в условиях территориального проживания.

В рамках стратегии модернизации общего образования основной задачей профориентации является создание в образовательном учреждении (школе) условий для:

- осознания учащимися своих возможностей, способностей для сравнения себя со сверстниками и с идеалом (идеальной формы социальной и профессиональной взрослости);

- осмысления образа будущей профессиональной деятельности, выбора будущей профессиональной области;

- определения: чего хочу, что могу, что буду делать для подготовки к выбранной профессиональной деятельности;

- психологической готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху;

- определения приоритетной модели поведения в ситуациях жизненного и профессионального кризиса.

Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:

1) раннее профессиональное воспитание — формирование позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;

2) профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду;

3) профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и предрасположенности личности к тому или иному виду деятельности (профессии);

4) профессиональная консультация — оказание индивидуальной помощи в выборе профессии специалистом-профконсультантом;

5) профессиональные пробы — выполнение отдельных видов работ, свойственных выбранному направлению профессиональной деятельности с целью определения профессиональной пригодности;

6) профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероят-

ностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;

7) внедрение инновационных методов и технологий в профессиональное воспитание;

8) вовлечение различных социальных институтов в профориентационную работу на всех этапах самоопределения школьников;

9) социально-трудовая адаптация учащихся.

Вместе с этим, можно выделить следующие

основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе в Челябинской области:

1) неопределенность целей профессионального самоопределения;

2) отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха;

3) слабая взаимосвязь профориентации со смежными науками и сферами познания;

4) недостаточное количество часов в школьных учебных планах, отведенных на профори-ентационную работу;

5) недостаточная информационная работа с родителями;

6) недостаточное внимание к профориента-ционной работе работодателей;

7) низкая степень включенности различных социальных институтов в профориентацион-ную работу на ранних этапах профессионального созревания личности;

8) явный недостаток новых методик, активизирующих процессы самоопределения, побуждающих учащихся к развитию своих талантов и самореализации во благо себе, обществу и своей стране;

9) осутствие нормативной базы и механизмов управления (регулирования) профориентационной работой в Челябинской области.

Этапы профориентационной работы и их содержание

Как говорилось ранее, профессиональная ориентация — длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Первый этап (эмоционально-образный) — дети старшего дошкольного возраста. Цель этапа: формирование положительного отношения к профессиональному миру — видам профессиональной деятельности и людям труда. На этом этапе дети приобретают первоначальные трудовые умения, выполняя доступные их возрасту виды деятельности. Этап осуществляется в условиях детского сада воспитателями по разработанной программе (профпросвещение).

Второй этап (пропедевтический) — учащиеся начальной школы. Цель этапа: формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Занятия по разработанной программе проводятся в общеобразовательной школе учителями начальных классов (профпросвещение).

Третий этап (поисково-зондирующий) — учащиеся 5-7-х классов. Цель этапа: формирование у подростков профессиональных предпочтений, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. На этом этапе учащиеся включаются в деятельность, связанную с профилем дальнейшего обучения (в соответствии с предполагаемой сферой профессиональной деятельности). Консультации и занятия проводятся на базе общеобразовательной школы и Центров социально-трудовой адаптации и профориентации учителями и специалистами в соответствии с разработанной программой, учитывающей возрастные особенности учащихся и позволяющей сформировать начальные представления о многообразии мира профессий.

Четвертый этап (ориентирующий) — учащиеся 8-9-х классов. Цель этапа: определение школьниками личностного смысла в выборе направления профессионального образования. На этом этапе необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся научились соотносить общественные цели со своими идеалами, представлениями о ценностях, составлять профессиональные планы с учетом реальных возможностей продолжения обучения по выбранному направлению. В результате полученных консультаций и посещенных занятий (на базе общеобразовательных школ (при наличии соответствующих условий) и Центров социально-трудовой адаптации и профориентации) учащийся должен сформировать умения, необходимые для профессионального выбора, осуществить профессиональные пробы и определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории (СПО (НПО); НПО — СПО — вуз; профиль обучения — вуз).

Пятый этап (завершающий) — учащиеся 10-11-х классов. Цель этапа: формирование зна-

чимых для профессионального самоопределения компетенций. На этом этапе осуществляется коррекция и реализация образовательно-профессиональных планов, в том числе углубленное изучение дисциплин профильного уровня, осознание и выбор способов оценки своих образовательных достижений. Консультации и занятия проводят учителя, профориентаторы и специалисты Центров социально-трудовой адаптации и профориентации в соответствии с разработанной программой, которая формирует основные навыки осмысленного выбора профессии с учетом интересов, задатков, способностей и возможностей обучающихся.

Шестой этап (уточняющий) — учащиеся и студенты учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Цель этапа: формирование профессиональных знаний, умений и опыта, развитие общих и профессиональных компетенций; самоутверждение в том, что профессиональный выбор сделан верно. На этом этапе путем освоения содержания основных профессиональных образовательных программ осуществляется вхождение в профессиональную деятельность, формируются основы профессионального мастерства. Работа по профориентации на этом этапе проводится на базе учреждения профессионального образования.

Седьмой этап (совершенствующий) — рабочие, специалисты, менеджеры. Цель этапа: совершенствование уровня профессионального мастерства в процессе трудовой деятельности, адаптация к постоянно меняющимся условиям труда. На этом этапе продолжается процесс профессионального и личностного развития человека. В условиях жесткой конкуренции и автоматизации производства может возникнуть необходимость расширения сферы его профессиональной деятельности или освоения им новой специальности. Работу по профориентации (реориентации) и построению профессиональной карьеры проводят службы персонала организаций и службы занятости.

Круг привлекаемых к профориетационной работе лиц на каждом названном этапе может быть расширен, поскольку отдельные мероприятия, проводимые по плану профориетационной работы, могут быть осуществлены с запланированным качеством только специалистами различных сфер профессиональной деятельности.

В идеале каждый человек должен проходить все этапы профориентации, однако это не всегда получается. Но чем позже начнется процесс профориентации, тем выше вероятность совершения субъектом ошибки при выборе профессии.

Основные группы профориентационных методов

В практике решения профориентацион-ных проблем отсутствуют самостоятельные методы. Проблемы профориентации решаются методами психологии, педагогики, экономики, социологии, медицины. Их можно отнести к следующим группам: информационно-просветительские, диагностические, тренинговые методы и консультации.

Информационно-просветительские методы :

- работа с профессиограммами;

- работа со справочной литературой;

- работа в информационно-поисковых системах;

- работа со средствами массовой информации;

- реклама профессий (агитация) (осуществляется представителями учреждений профобразования и работодателями в школе);

- экскурсии школьников на предприятия, в учебные заведения, встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности;

- посещение образовательных учреждений в рамках Дня открытых дверей;

- посещениея ярмарок вакансий;

- познавательные и просветительские лекции;

- профориентационные уроки;

- показ учебных фильмов и видеофильмов;

- участие (присутствие) в конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятиях профориентационной направленности.

Диагностические методы:

- беседы закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

- открытые беседы;

- тестирование (с применением опросников с обозначенными проблемами и тестовых заданий) с целью определения особенностей личности, познавательных интересов, профессиональной мотивации, профессиональных предпочтений, профессиональных способностей, качеств руководителя);

- методы наблюдения;

- «профессиональные пробы» в специально организованных условиях;

- использование различных игровых ситуаций моделирования различных аспектов профессиональной деятельности;

- психофизиологические обследования.

Тренинговые (активные) методы:

- тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановку целей, командо-образование, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т. п.;

- публичные выступления;

- профориентационные и профконсульта-ционные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга.

Консул ьтации:

- подготовительная профконсультация — должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения;

- завершающая профконсультация — направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11-х классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы. Выделяют психолого-педагогическую, медицинскую и справочную про-фконсультации, каждая из которых осуществляется на разных этапах;

- уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т. п.

Организационно-управленческая структура системы профориентационной работы

Профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе и затрагивают различные проблемы, в том числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства. Уже по одной только этой причине профориентацию можно считать общественной проблемой. Решая проблемы согласования интересов человека, общества, государства, профориентацион-ная работа, с одной стороны, должна в полной мере обеспечивать процесс профессионального созревания личности, с другой — быть ориентирована на обеспечение экономики Челябинской области специалистами различных сфер деятельности. Чтобы обеспечить достижение такого результата необходимо, чтобы деятельность всех участников профориентационной работы была организована и управляема. Этого можно достичь, если организационная структура системы профориентационной работы обеспечит координацию действий всех участников профориетационной работы: учащегося; его семьи; педагогических работников школы, ответственных за профориентационную работу; педагогических работников профессиональных училищ, техникумов и институтов, заинтересованных в наборе на обучение по профессиям и специальностям, которые реализуются в уч-

реждениях профессионального образования; работодателей и чиновников, заинтересованных в экономическом развитии Челябинской области; службы занятости, заинтересованной в трудоустройстве незанятого населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагается следующая организационно-управленческая структура профориентацион-ной работы в Челябинской области (рис. 1).

1. Министерство образования и науки Челябинской области и Координационный Совет по профориентации и временной занятости обучающейся молодежи.

Основные функции: организация системы профессионального самоопределения учащихся и воспитанников, их профессиональной и трудовой адаптации; координация деятельности

Министерство образования и науки Челябинской области и Координационный Совет по профориентации и временной занятости обучающейся молодежи

Информационно-аналитический Центр занятости обучающейся молодежи

1

Центры профориентации Муниципалитетов

л

1 Центры социально-трудовой адаптации и профориентации (на базе ресурсных центров УНиСПО, УПК)

V II

Общеобразовательные учреждения

Рис. 1. Организационно-управленческая структура профориентационной работы Челябинской области

образовательных учреждений области и ведомственных организаций по проблемам профессиональной ориентации молодежи и выполнению программных мероприятий профориентацион-ной и адаптационной направленности; определение основных направлений работы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников, с учетом мониторинга образовательных предпочтений школьников и потребностей рынка труда; разработка предложений по совершенствованию работы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников; содействие внедрению в практику работы учреждений и организаций методов профессионального отбора (подбора), профессиональной и социально-трудовой адаптации обучающихся и воспитанников; выявление и обобщение, распространение передового опыта, издание научно-популярной, справочной и другой литературы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников.

2. Центры профессиональной ориентации Муниципалитетов.

Основные функции: оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и другим

категориям учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему образовательных учреждений (работа с теми учащимися, кто уже определился в выборе профессии, но испытывает затруднения в выборе учебного заведения, особенно среднего профессионального); организация информационно-методического обеспечения (поддержки) специализированных образовательных учреждений области (Центры социально-трудовой адаптации и профориентации); аналитическая работа по определению приоритетных направлений профориентации; выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств профориентации; концентрация и распространение передового опыта, методическая помощь; разработка и использование методов и приемов использования ИКТ в процессе профориентационной работы); организация и координация деятельности субъектов социального партнерства по профессиональному самоопределению учащейся молодежи и их трудоустройству и др.

3. Центры социально-трудовой адаптации и профориентации (на базе ресурсных центров УНиСПО, УПК).

Основные функции: обеспечение последовательности, преемственности и согласованности в оказании психолого-педагогических профори-ентационных и социально-адаптационных услуг по сопровождению подростка на всех этапах его профессионального и личностного становления; обеспечение доступности в получении качественной психологической и педагогической помощи в соответствии с гарантированным объемом бесплатного психолого-педагогических профориентационных и социально-адаптационных услуг; методическое сопровождение работы различных служб образовательных учреждений, оказывающих психолого-педагогические про-фориентационные и социально-адаптационные услуги обучающимся путем своевременного обеспечения всех направлений психолого-педагогической профориентационной и социально-адаптационной деятельности информационными и методическими материалами, своевременными формами и методами профориентации и психологической поддержки населения. Осуществление профессиональных проб, профессиональная подготовка, повышение квалификации.

4. Общеобразовательные учреждения.

Основные функции: профориентационно-значимое сопровождение трудового воспитания (кружки, профпросвещение); информационно-справочная и просветительская деятельность; морально-эмоциональная поддержка, сотрудничество с центрами; участие школьников в про-фориентационных мероприятиях (Дни открытых дверей, Дни профессий и т. п.); проектная деятельность учащихся по созданию проектов личностного и профессионального развития; экскурсионная деятельность по изучению местных промышленных ресурсов и т. п. — все это должно иметь единую цель: создание условий для самореализации личности на территории проживания.

Критерии эффективности

Профориентационная работа Челябинской области должна представлять собой системную деятельность, включающую не только целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, но и критерии эффективности профориентации.

Главный критерий эффективности процесса профориентационной работы — направленность на общую цель.

К основным критериям эффективности результата профориентационной работы можно отнести:

- число учащихся, выбравших рекомендованные им профессии;

- мера сбалансированности (совпадений) потребностей в кадрах и реального выбора;

- число школьников, добившихся реализации своих планов при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации;

- трудовые достижения выпускников школ или других учебных заведений, связанных с профориентацией;

- удовлетворенность человека сделанным выбором.

Главным критерием эффективности профо-риентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, учебу в УНПО, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

Материально-техническое и финансовое обеспечение системы профориентационной работы в области

В целях обеспечения необходимых условий для эффективного ведения профориентацион-ной работы в Челябинской области в Центрах социально-трудовой адаптации и профориентации оборудуются консультационные кабинеты по профориентации на десять автоматизированных рабочих мест для профориентационного и психологического компьютерного тестирования учащихся. Также кабинет должен быть оборудован не менее чем тремя принтерами и мультимедийным проектором с экраном.

Кабинет профориентации должен быть укомплектован: компьютером с программным обеспечением для создания базы данных по обратившимся; компьютерами для самоконсультирования; комплектами аудио-, видеотехники с материалами; телефоном; справочниками по учреждениям образования Челябинска и Челябинской области; профессиограммами (наиболее востребованные профессии Челябинской области).

Кабинет профориентации должен отвечать действующим санитарным нормам и правилам, соответствовать достижению целей и выполнению задач, изложенных в Концепции, позволять вести прием одновременно нескольких подростков. Для проведения групповых профконсуль-таций может использоваться учебный класс или другое помещение, имеющееся в Центре.

Затраты, связанные с ведением профори-ентационной работы в области финансируются Министерством образования и науки Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.