Научная статья на тему 'Центр практических навыков как новый инструмент в системе учебной работы медицинского вуза'

Центр практических навыков как новый инструмент в системе учебной работы медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центр практических навыков как новый инструмент в системе учебной работы медицинского вуза»

#

ПРИЛОЖЕНИЕ

в нее составляющие социального взаимодействия, как основы общекультурной компетенции. Основная идея игры состояла в том, чтобы посредством идентификации с личностью хирурга и имитации научной полемики показать вклад конкретных исторических лиц в совершенствование хирургической техники при операциях на желудке и двенадцатиперстной кишке и сформировать понимание возможностей и ограничений различных хирургических методик в оперативном лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки при преимуществе резекций желудка Бильрот I и Бильрот II. Студентам на выбор были предложены следующие возможные роли: Пеан Жюль, Бильрот Христиан Альберт Теодор, Гофмейстер, Фиснтерер, Браун Христофер Хайнрих, Финней, Я.Д. Витебский. Они получили инструкцию: прочитать монографию С.С. Юдина «Этюды желудочной хирургии», найти необходимые материалы, используя интернет-ресурсы, в том числе на английском языке, для «вживания» в образ исторического персонажа и эпохи; идентифицировать себя с личностью хирурга, подготовив выступление от первого лица, где будет представлена «собственная» методика операции, обоснованы ее преимущества, показаны результаты, даны объяснения неудач и отражена полемика с коллегами; подготовить вопросы (3—4) для дискуссии с предшественником «собственной» операционной методики, которую «Вы» улучшаете. Игра «Погружение в историю» начинается со вступительного слова преподавателя, который обозначает тему, ее актуальность, задачи, характеризует эпоху и уровень развития медицины. Затем студенты по очереди, последовательно представляют исторических персонажей и их операционные методики, полемизируя друг с другом. Оценка студентов осуществляется на основе следующих критериев: полнота представления методики, способность к перевоплощению и корректному ведению дискуссии. Игра длится около 50 мин и является частью 5-часового занятия. Обязателен подготовительный и заключительный этап, где студентам предоставляется возможность анализа игры. Позиция преподавателя в игре зависит от уровня подготовленности группы. В одном случае он ведущий, в другом — эксперт. Опыт проведения игры «Погружение в историю» показывает, что деловые игры привносят в учебный процесс эмоциональную составляющую, которая является мощным средством, активизирующим познавательную активность студентов.

Ходжаян А.Б., Зарытовская Н.В., Муравьева А.А., Рой С.В.

Центр практических навыков как новый инструмент в системе учебной работы медицинского вуза

ГБОУВПО «Ставропольский государственный медицинский университет»

Минздрава России

Участие Центра практических навыков СтГМУ в реализации приказа Минздравсоцраз-вития России № 239н позволяет говорить о большом потенциале использования учебно-симуляционных подразделений в различных формах учебной работы.

Программы модернизации краевого здравоохранения, проводимые в последние годы, положительно сказались на материально-техническом оснащении ЛПУ, однако дефицит врачебного и, особенно, сестринского персонала все острее ощущается в повседневной лечебной работе. Хорошо известные профессионалам особенности работы в традиционно сложных, ургентных подразделениях стационаров приводят к значимой текучести сестринских кадров и, как следствие, высокому коэффициенту совместительства и снижению качества оказания медицинской помощи. В связи с этим реализация приказа Минздравсоцразвития России № 239н в части: «Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных об-

M

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

блок_МОИПР_2_2013.шМ 162

25.12.2013 18:08:10

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

разовательных программ высшего медицинского образования к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала» представляется очень важным и своевременным, особенно для комплектования экстренных служб и «ночных» бригад стационаров краевого центра и близлежащих муниципальных образований. Реализация этого приказа в ГБОУ ВПО СтГМУ ведется через Комиссию по аттестации и допуску лиц к сестринской деятельности. Ключевая роль в этой системе отведена Центру практических навыков, на базе которого осуществляются тренинговая подготовка и аттестационные мероприятия I и II этапов междисциплинарного экзамена по допуску студентов к сестринской работе. Практические занятия проводятся у студентов I—III курсов всех факультетов по дисциплине «основы сестринского дела» и этапов прохождения учебно-производственной практики на клинических базах. Занятия в Центре проводят преподаватели клинических кафедр, на клинических базах большую роль играют сестры с высшим сестринским образованием. Аттестация практической подготовки соискателей осуществляется на основании требований ФГОС III поколения и включает экспертную оценку практических умений в разделах: «общий уход за больным», «сердечно-легочная реанимация», «сестринские манипуляции». Работа Центра в этом направлении в течение последнего года вызвала большой интерес у студенчества. Аттестационные мероприятия прошли 374 студента, из них 185 получили сертификат, дающий право на практическую сестринскую работу. Следует отметить, что первые аттестуемые в основном уже работали на должностях сестринского персонала, а весенний семестр характеризовался наплывом желающих без опыта работы. Мониторинг трудоустройства, проведенный в мае-июне 2013 г. показал, что более 35% впервые аттестуемых уже устроились на работу. Вектор трудоустройства — отделение неотложной хирургии, гнойной хирургии, ОИТАР, операционные блоки. Реализация данного проекта — важное мероприятие. Студенты-медики, начиная свой профессиональный путь изнутри, постигают все особенности своей профессии, начинают понимать и уважать труд медицинских сестер, приходит постепенное осознание своего долга и ответственности перед пациентами и коллегами. Кроме того, этот процесс можно рассматривать и как один из элементов формирования индивидуальной образовательной траектории учащегося, о которой сейчас так много говорят в системе высшего медицинского образования.

Сухинин А.А., Истратова Т.С. Обучение базовым навыкам лапароскопических манипуляций

ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар

Для решения проблемы мануальной подготовки хирургов для проведения ряда неотложных лапароскопических операций на базе Центра практических навыков создана виртуальная лапароскопическая операционная, позволяющая отрабатывать практические навыки лапароскопического вмешательства на тренажерах и симуляторах. При работе в виртуальной операционной основной упор сделан не на теоретическую подготовку, а на доведение практического мастерства при выполнении моделируемой операции на тренажерах и симуляторах до необходимого уровня.

К неотложным хирургическим заболеваниям органов брюшной полости относят острый холецистит, острый аппендицит, острый панкреатит, перфоративные гастр о дуоденальные язвы, желудочно-кишечные кровотечения, ущемленные грыжи, острую непроходимость ки-шечника,различные виды травм. Сюда же можно отнести ряд острых гинекологических заболеваний: кровотечения при прервавшейся внематочной беременности, разрывах кист яичников и т.д. Оперативное вмешательство, проводимое по неотложным показаниям, зачастую вы-

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [163]

бл<ж_М0ИПР_2_2013.йкМ 163

25.12.2013 18:08:10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.