Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»
Москва, 26-27 сентября 2013 г.
разовательных программ высшего медицинского образования к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала» представляется очень важным и своевременным, особенно для комплектования экстренных служб и «ночных» бригад стационаров краевого центра и близлежащих муниципальных образований. Реализация этого приказа в ГБОУ ВПО СтГМУ ведется через Комиссию по аттестации и допуску лиц к сестринской деятельности. Ключевая роль в этой системе отведена Центру практических навыков, на базе которого осуществляются тренинговая подготовка и аттестационные мероприятия I и II этапов междисциплинарного экзамена по допуску студентов к сестринской работе. Практические занятия проводятся у студентов I—III курсов всех факультетов по дисциплине «основы сестринского дела» и этапов прохождения учебно-производственной практики на клинических базах. Занятия в Центре проводят преподаватели клинических кафедр, на клинических базах большую роль играют сестры с высшим сестринским образованием. Аттестация практической подготовки соискателей осуществляется на основании требований ФГОС III поколения и включает экспертную оценку практических умений в разделах: «общий уход за больным», «сердечно-легочная реанимация», «сестринские манипуляции». Работа Центра в этом направлении в течение последнего года вызвала большой интерес у студенчества. Аттестационные мероприятия прошли 374 студента, из них 185 получили сертификат, дающий право на практическую сестринскую работу. Следует отметить, что первые аттестуемые в основном уже работали на должностях сестринского персонала, а весенний семестр характеризовался наплывом желающих без опыта работы. Мониторинг трудоустройства, проведенный в мае-июне 2013 г. показал, что более 35% впервые аттестуемых уже устроились на работу. Вектор трудоустройства — отделение неотложной хирургии, гнойной хирургии, ОИТАР, операционные блоки. Реализация данного проекта — важное мероприятие. Студенты-медики, начиная свой профессиональный путь изнутри, постигают все особенности своей профессии, начинают понимать и уважать труд медицинских сестер, приходит постепенное осознание своего долга и ответственности перед пациентами и коллегами. Кроме того, этот процесс можно рассматривать и как один из элементов формирования индивидуальной образовательной траектории учащегося, о которой сейчас так много говорят в системе высшего медицинского образования.
Сухинин А.А., Истратова Т.С. Обучение базовым навыкам лапароскопических манипуляций
ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар
Для решения проблемы мануальной подготовки хирургов для проведения ряда неотложных лапароскопических операций на базе Центра практических навыков создана виртуальная лапароскопическая операционная, позволяющая отрабатывать практические навыки лапароскопического вмешательства на тренажерах и симуляторах. При работе в виртуальной операционной основной упор сделан не на теоретическую подготовку, а на доведение практического мастерства при выполнении моделируемой операции на тренажерах и симуляторах до необходимого уровня.
К неотложным хирургическим заболеваниям органов брюшной полости относят острый холецистит, острый аппендицит, острый панкреатит, перфоративные гастр о дуоденальные язвы, желудочно-кишечные кровотечения, ущемленные грыжи, острую непроходимость ки-шечника,различные виды травм. Сюда же можно отнести ряд острых гинекологических заболеваний: кровотечения при прервавшейся внематочной беременности, разрывах кист яичников и т.д. Оперативное вмешательство, проводимое по неотложным показаниям, зачастую вы-
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [163]
бл<ж_М0ИПР_2_2013.йкМ 163
25.12.2013 18:08:10
ПРИЛОЖЕНИЕ
полняется у пациентов с отягощенным соматическим статусом, в состоянии шока или полиорганной недостаточности, нередко на фоне сопутствующего алкогольного опьянения. При этом высок риск развития послеоперационных осложнений. Кроме того, оказание неотложной хирургической помощи часто сопряжено с необходимостью выполнения неограниченного количества лечебных мероприятий за ограниченное время. Более 6% смертельных исходов можно было предотвратить, поскольку их причиной были врачебные ошибки (Блохин Б.М. и др., 2012). Таким образом, практическая подготовка хирургов, оказывающих неотложную хирургическую помощь, должна быть доведена до высочайшего уровня. Современная неотложная хирургия непредставима без мини-инвазивных, прежде всего эндовидеоскопических технологий. Для решения проблемы мануальной подготовки хирургов для проведения ряда неотложных лапароскопических операций на базе Центра практических навыков Кубанского государственного медицинского университета создана виртуальная лапароскопическая операционная, позволяющая отрабатывать практические навыки лапароскопического вмешательства на тренажерах и симу-ляторах. При работе в виртуальной операционной принципиально изменена идеология подготовки хирургических кадров: основной упор сделан не на теоретическую подготовку, а на доведение практического мастерства при выполнении моделируемой операции на тренажерах и симуляторах до необходимого уровня. Обучение в виртуальной лапароскопической операционной проводится на виртуальном симуляторе Lap Mentor II, а так же на коробочном тренажере, в основу которого была положена модель брюшной полости, и лапароскопической стойки Storz с использованием для работы биологического материала и искусственных тканей. Обучение лапароскопическим навыкам состоит из трех этапов: обучение элементарным приемам и базовым навыкам, обучение выполнению неотложных оперативных вмешательств, зачетное занятие. При выполнении последнего на симуляторе Lap Mentor II проводится компьютерная оценка приобретенных навыков, что нивелирует элемент субъективизма в занятии. Виртуальное моделирование оперативных вмешательств при обучении навыкам неотложных операций имеет следующие возможности: работа в клинической ситуации, возможность ее воспроизведения, объективная оценка приобретенных навыков (Шубина Л.Б. и др., 2012). Наиболее целесообразна отработка на базе виртуальной лапароскопической операционной навыков выполнения холецистэктомии, наложения кишечного шва, а для гинекологов — операций на придатках матки. В то же время освоение элементарных приемов, как элемент развития хирургических навыков, актуален для выполнения любых лапароскопических операций.
Сухинин А.А., Арутюнов А.В., Ушмаров Д.И. Обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП
ГБОУВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар
Ежегодно в России в результате ДТП погибают около 30 тыс. человек. Основными факторами, приводящими к смерти пострадавших, являются бездействие или неправильные действия очевидцев. Разработана и используется программа курса «Оказания первой помощи при ДТП» объемом 18 ч, использующаяся при обучении студентов спасательного отряда Кубанского государственного медицинского университета, волонтеров, а также студентов начальных курсов, желающих расширить собственные знания и умения в оказании первой помощи и выработать устойчивые навыки работы в чрезвычайных ситуациях.
м
Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013
блок_МОИПР_2_2013.Ш 164
25.12.2013 18:08:10