Научная статья на тему 'Обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП'

Обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП»

ПРИЛОЖЕНИЕ

полняется у пациентов с отягощенным соматическим статусом, в состоянии шока или полиорганной недостаточности, нередко на фоне сопутствующего алкогольного опьянения. При этом высок риск развития послеоперационных осложнений. Кроме того, оказание неотложной хирургической помощи часто сопряжено с необходимостью выполнения неограниченного количества лечебных мероприятий за ограниченное время. Более 6% смертельных исходов можно было предотвратить, поскольку их причиной были врачебные ошибки (Блохин Б.М. и др., 2012). Таким образом, практическая подготовка хирургов, оказывающих неотложную хирургическую помощь, должна быть доведена до высочайшего уровня. Современная неотложная хирургия непредставима без мини-инвазивных, прежде всего эндовидеоскопических технологий. Для решения проблемы мануальной подготовки хирургов для проведения ряда неотложных лапароскопических операций на базе Центра практических навыков Кубанского государственного медицинского университета создана виртуальная лапароскопическая операционная, позволяющая отрабатывать практические навыки лапароскопического вмешательства на тренажерах и симу-ляторах. При работе в виртуальной операционной принципиально изменена идеология подготовки хирургических кадров: основной упор сделан не на теоретическую подготовку, а на доведение практического мастерства при выполнении моделируемой операции на тренажерах и симуляторах до необходимого уровня. Обучение в виртуальной лапароскопической операционной проводится на виртуальном симуляторе Lap Mentor II, а так же на коробочном тренажере, в основу которого была положена модель брюшной полости, и лапароскопической стойки Storz с использованием для работы биологического материала и искусственных тканей. Обучение лапароскопическим навыкам состоит из трех этапов: обучение элементарным приемам и базовым навыкам, обучение выполнению неотложных оперативных вмешательств, зачетное занятие. При выполнении последнего на симуляторе Lap Mentor II проводится компьютерная оценка приобретенных навыков, что нивелирует элемент субъективизма в занятии. Виртуальное моделирование оперативных вмешательств при обучении навыкам неотложных операций имеет следующие возможности: работа в клинической ситуации, возможность ее воспроизведения, объективная оценка приобретенных навыков (Шубина Л.Б. и др., 2012). Наиболее целесообразна отработка на базе виртуальной лапароскопической операционной навыков выполнения холецистэктомии, наложения кишечного шва, а для гинекологов — операций на придатках матки. В то же время освоение элементарных приемов, как элемент развития хирургических навыков, актуален для выполнения любых лапароскопических операций.

Сухинин А.А., Арутюнов А.В., Ушмаров Д.И. Обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП

ГБОУВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар

Ежегодно в России в результате ДТП погибают около 30 тыс. человек. Основными факторами, приводящими к смерти пострадавших, являются бездействие или неправильные действия очевидцев. Разработана и используется программа курса «Оказания первой помощи при ДТП» объемом 18 ч, использующаяся при обучении студентов спасательного отряда Кубанского государственного медицинского университета, волонтеров, а также студентов начальных курсов, желающих расширить собственные знания и умения в оказании первой помощи и выработать устойчивые навыки работы в чрезвычайных ситуациях.

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

блок_МОИПР_2_2013.Ш 164

25.12.2013 18:08:10

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

Ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают около 30 тыс. человек и более 250 тыс. получают ранения. При этом основными факторами, приводящими к смерти 70% пострадавших в ДТП, являются бездействие или неправильные действия очевидцев ДТП. Для того чтобы не терять драгоценное время, важно, чтобы на месте происшествия оказался человек, владеющий хотя бы минимумом знаний и умений, позволяющих оказать первую доврачебную помощь. Правила дорожного движения (п. 2.5) ориентированы именно на это и обязывают водителя при ДТП оказать доврачебную помощь пострадавшим. Водитель, причастный к ДТП, обязан принять меры для оказания первой помощи пострадавшим и вызвать бригаду «скорой медицинской помощи». Неоказание необходимой помощи влечет ответственность в соответствии с законом, что отражено в ст. 124 и 125 уголовного кодекса РФ. Очевидно, что четкие отработанные действия очевидцев происшествия или непострадавших участников ДТП по оказанию первой помощи могут значительно сократить уровень смертности. Таким образом, важным и социально значимым элементом совершенствования комплекса оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП является повышение процента лиц, владеющих навыками оказания первой (доврачебной) помощи, а также самопомощи. Кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф совместно с Центром практических навыков Кубанского государственного медицинского университета разработана учебная программа факультативного курса «Оказания первой помощи при ДТП» объемом 18 ч. Программа включает 4 ч лекций, в которых рассматриваются основные теоретические и организационные основы оказания первой помощи и 12 ч практических занятий на муляжах и фантомах на базе Центра практических навыков. В конце занятий студенты сдают экзамен по изученным темам, включающие знание теоретических основ оказания первой помощи при ДТП и практические умения. Программа включает следующие разделы: краткие сведения об анатомии и физиологии человека; вызов бригад скорой помощи и службы спасения на место ДТП; алгоритм определения состояния пострадавшего; оказание доврачебной помощи пострадавшему, находящемуся в состоянии комы либо клинической смерти, а также при ранениях, ушибах, вывихах, переломах, кровотечениях, асфиксии, при отравлении, ожогах и обморожении; извлечение пострадавших из транспортного средства, перенос и транспортировка пострадавших (на руках, с помощью подручных средств, на носилках); использование автомобильной аптечки первой помощи; наложение бинтовых повязок и повязок из лейкопластыря. Программа используется при обучении студентов спасательного отряда Университета и волонтеров Волонтерского центра КубГМУ, а также студентов начальных курсов, желающих расширить собственные знания и умения в оказании первой помощи и выработать устойчивые навыки работы в чрезвычайных ситуациях.

Павлов В.Н., Викторов В.В., Крюкова А.Г. Симуляционное обучение врачей-неонатологов в системе послевузовского образования

ГБОУВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Уфа

В рамках реализации программы развития Башкирского государственного медицинского университета в 2012 г. на базе Клиники БГМУ открылся новый учебный центр симуляци-онного послевузовского и последипломного обучения. Открытию центра предшествовала серьезная работа по приобретению необходимого оборудования, подготовка преподавателей, разработка рабочих учебных программ. На кафедре факультетской педиатрии с курсами педиа-

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [165|

блок_МОИПР_2_2013.шМ 165

25.12.2013 18:08:10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.