Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
Н.П. Марчук, Е.М. Хаматханова, Д.Н. Дегтярев, А.Р. Киртбая Мотивация к обучению среднего медицинского персонала
ФГБУ«Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова», Москва
Актуальность проблемы качества обучения медицинских кадров несомненна. Более 65% пациентов в нашей стране выражают неудовлетворенность качеством медицинской помощи. Цель работы — выявление уровня практических навыков и умений и мотивацию на развитие среднего медицинского персонала. Были проведены опрос и анализ 132 анкет, заполненных средним медицинским персоналом, проходившим обучение в симуляционно-тренинговом центре в период с ноября 2011 г. по май 2012 г. Опрошенный персонал по специальностям «сестринское дело» и «акушерское дело» был представлен 32 медсестрами гинекологического профиля, 72 медсестрами неона-тального профиля и 28 акушерками. По результатам анализа анкет: возраст среднего медицинского персонала составил 37,3±3,4 лет, стаж работы — 15,8±3,2 лет. Только 52,3% из них — жители г. Москвы, 47,7% опрошенных приезжают на работу из регионов. Инициаторами обучения среднего медицинского персонала в 45,5% случаев явились руководители подразделений. 60% обучающихся ответили, что считают достаточным повышение квалификации 1 раз в 5 лет. По результатам опроса, 71,2% специалистов приобрели практические навыки непосредственно на рабочем месте в клинических отделениях. Пожелания специалистов по отработке практических навыков строились исходя из тематики курса, возможностей тренингового центра, стажа и опыта работы обучающихся. Таким образом, проведенный опрос продемонстрировал назревшую необходимость повышения мотивации к обучению и совершенствования подходов к формам обучения среднего медицинского персонала.
А.А. Чурсин, С.Н. Боев Использование опыта Европейского совета по реанимации в системе симуляционной подготовки специалистов
ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»
Симуляционное обучение стало активно использоваться еще во второй половине прошлого века в тех отраслях, где ошибки при обучении на реальных объектах могут привести к трагическим последствиям: в авиации, атомной энергетике, железнодорожном транспорте. В медицине данный вид подготовки специалистов активно начал развиваться в 1970-е гг., на сегодняшний день он является общепринятой нормой практически для всех моделей медицинского образования. Для отработки практических навыков стали использоваться сложные симуляторы, стоящие несколько десятков тысяч долларов типа METI, выпускаемый Medical Education Technologies, или SimMan, выпускаемый Laerdal Medical. При их использовании возникает неограниченная возможность моделирования
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
м
ПРИЛОЖЕНИЕ
сложных клинических ситуаций. В последние годы были четко определены преимущества симуляционного обучения в здравоохранении, обусловленные его возможностями:
• создание клинических ситуаций, максимально приближенных к реальным, но безопасных для пациентов;
• неоднократность повторения действий для выработки умения и ликвидации ошибок;
• выработка и поддержания навыков профессиональных действий в экстренных ситуациях, необходимых каждому медицинскому специалисту;
• отработка взаимодействия при командной работе и определяющая роль лидера в ней.
На кафедре скорой и неотложной медицинской помощи Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко для подготовки специалистов, работающих в неотложной медицине, в течение 12 лет используется опыт Европейского совета по реанимации (ERC). Вместе с теоретическими знаниями по неотложной медицине, врачи скорой помощи, медицины катастроф, терапевты и кардиологи получают практическую подготовку с использованием тренажеров. В последние 2 года для наилучшего освоения практических навыков часть занятий проходит в специальном (оснащенном современным симулирующим оборудованием) Центре практической подготовки специалистов.
Используется многоступенчатый метод обучения на тренажерах, рекомендуемый ERC: I ступень — преподаватель для всех слушателей подгруппы в режиме реального времени показывает на тренажере, как правильно выполняется тот или иной навык. II ступень — преподаватель показывает и объясняет все элементы навыка и отвечает на вопросы. III ступень — слушатель говорит преподавателю, как выполнять навык, а тот исполняет на тренажере его инструкции, даже если обучающийся дает неверные указания. На этой ступени обучающийся должен увидеть возможные ошибки и сам исправить их. IV ступень — слушатель самостоятельно выполняет навык и комментирует его выполнение. Это позволяет лучше запомнить совокупность составляющих элементов навыка. На заключительном этапе слушатель отрабатывает навык без речевого сопровождения в режиме реального времени. Остальные обучающиеся обсуждают правильность выполнения его действий, вносят корректировки и дают оценку работе коллеги в целом. Одновременно группой выполняется 4 различных навыка: базовая сердечно-легочная реанимация, освобождение и поддержание проходимости дыхательных путей, проведение дефибрилляции, оказание экстренной помощи пациенту с угрожающими нарушениями ритма сердца. Каждый преподаватель работает со своей подгруппой, состоящей из 6 слушателей, а затем происходит их ротация. Это позволяет значительно экономить время занятий. Итогом курса является обучение конкретным действиям в обстановке максимально приближенной к жизни. Это так называемые клинические сценарии. Каждый курсант проходит несколько таких сценариев и выступает в разных ролях. Он может отвечать за освобождение дыхательных путей, проводить дефибрилляцию, вводить лекарственные препараты или осуществлять общее руководство, т.е. быть лидером команды. Вся аппаратура, применяемая во время этих сценариев, та же, что применяется в повседневной работе; сценарии проходят в режиме реального времени. Для приближения к реальным условиям используются симуляторы неотложных состояний, с помощью которых можно проводить обучение комплексу мер по освобождению дыхательных путей,
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
бл<ж_М0ИПР_3_2012.йкМ 108
03.12.2012 16:35:47
Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
дефибрилляции, а также оценивать изменения ритма сердца после проведения тех или иных действий. В процессе данной деятельности формируются заданные свойства специалиста, обучающийся приобретает собственный опыт взаимодействия с пациентом, находящимся в критическом состоянии и обучается быстро и адекватно корригировать свои действия в случае необходимости.
В настоящий момент у нас имеется положительный опыт подготовки не только специалистов работающих в экстренной медицине, но и подготовки врачей других специальностей. Так, нами совместно с кафедрой акушерства и гинекологии разработан и внедрен в практику 3-дневный модуль «Экстренная помощь» в цикл повышения квалификации «Акушерство и гинекология». В дальнейшем мы планируем расширить контингент обучающихся за счет внедрения подобного модуля в другие циклы усовершенствования врачей, проходящих подготовку в ИПМО ВГМА им. Н.Н. Бурденко.
Е.И. Брехов, И.Г. Репин, В.В. Калинников,
С.П. Мизин, М.В. Коробов Использование симуляционных технологий в процессе подготовки хирургов в клинической ординатуре
ФГБУ«Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации, Москва
Цель — изучение особенностей освоения мануальных навыков в традиционной и эндоскопической хирургии клиническими ординаторами в условиях аттестационно-симуляционного центра.
Материал и методы. Для отработки мануальных навыков, необходимых хирургу, в условиях симуляционного центра последовательно использовали ряд тренажеров и виртуальных симуляторов. Начинали с отработки различных видов хирургического шва при наложении швов на кожу, а также при формировании межкишечных анастомозов в открытой хирургии. При этом использовались модели кожи с подкожной клетчаткой и 2-слойные модели кишки из материала «Неодерма» фирмы Simulab, модели фиксировались на тренажере BOSS (платформа для отработки навыков открытой хирургии). Следующим этапом было первичное ознакомление обучаемых с лапароскопическими инструментами. Использовали простейший зеркальный тренажер и тренажер Лап-Тренер. В дальнейшем обучение проводили как с использованием реальных лапароскопических стоек, эндоскопических инструментов, клипс и шовного материала, так и с использованием виртуальных лапароскопических симуляторов.
В ходе обучения использованы 3 вида симуляторов: LapSim, SimSurgery и LapVR. Каждый из них позволял в первую очередь отрабатывать базовые навыки лапароскопической хирургии, такие, как наведение камеры, отработка простейших движений лапароскопических инструментов, коагуляция тканей, рассечение тканей при помощи ножниц, манипуляции с петлями кишечника. На следующем этапе обучения отрабатывали основы техники наложении интракорпорального шва, после чего отрабатывали различные виды
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
н