Научная статья на тему 'Использование симуляционных технологий в процессе подготовки хирургов в клинической ординатуре'

Использование симуляционных технологий в процессе подготовки хирургов в клинической ординатуре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Брехов Е.И., Репин И.Г., Калинников В.В., Мизин С.П., Коробов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование симуляционных технологий в процессе подготовки хирургов в клинической ординатуре»



Тезисы конференции с международным участием

«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)

дефибрилляции, а также оценивать изменения ритма сердца после проведения тех или иных действий. В процессе данной деятельности формируются заданные свойства специалиста, обучающийся приобретает собственный опыт взаимодействия с пациентом, находящимся в критическом состоянии и обучается быстро и адекватно корригировать свои действия в случае необходимости.

В настоящий момент у нас имеется положительный опыт подготовки не только специалистов работающих в экстренной медицине, но и подготовки врачей других специальностей. Так, нами совместно с кафедрой акушерства и гинекологии разработан и внедрен в практику 3-дневный модуль «Экстренная помощь» в цикл повышения квалификации «Акушерство и гинекология». В дальнейшем мы планируем расширить контингент обучающихся за счет внедрения подобного модуля в другие циклы усовершенствования врачей, проходящих подготовку в ИПМО ВГМА им. Н.Н. Бурденко.

Е.И. Брехов, И.Г. Репин, В.В. Калинников,

С.П. Мизин, М.В. Коробов Использование симуляционных технологий в процессе подготовки хирургов в клинической ординатуре

ФГБУ«Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации, Москва

Цель — изучение особенностей освоения мануальных навыков в традиционной и эндоскопической хирургии клиническими ординаторами в условиях аттестационно-симуляционного центра.

Материал и методы. Для отработки мануальных навыков, необходимых хирургу, в условиях симуляционного центра последовательно использовали ряд тренажеров и виртуальных симуляторов. Начинали с отработки различных видов хирургического шва при наложении швов на кожу, а также при формировании межкишечных анастомозов в открытой хирургии. При этом использовались модели кожи с подкожной клетчаткой и 2-слойные модели кишки из материала «Неодерма» фирмы Simulab, модели фиксировались на тренажере BOSS (платформа для отработки навыков открытой хирургии). Следующим этапом было первичное ознакомление обучаемых с лапароскопическими инструментами. Использовали простейший зеркальный тренажер и тренажер Лап-Тренер. В дальнейшем обучение проводили как с использованием реальных лапароскопических стоек, эндоскопических инструментов, клипс и шовного материала, так и с использованием виртуальных лапароскопических симуляторов.

В ходе обучения использованы 3 вида симуляторов: LapSim, SimSurgery и LapVR. Каждый из них позволял в первую очередь отрабатывать базовые навыки лапароскопической хирургии, такие, как наведение камеры, отработка простейших движений лапароскопических инструментов, коагуляция тканей, рассечение тканей при помощи ножниц, манипуляции с петлями кишечника. На следующем этапе обучения отрабатывали основы техники наложении интракорпорального шва, после чего отрабатывали различные виды

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

н

#

блок МОИПР 3 2012.indd 109 -fffi+ 03.12.2012 16:35:48

ПРИЛОЖЕНИЕ

эндоскопических оперативных вмешательств. Все симуляторы оснащены программным блоком лапароскопической холецистэктомии и базовых гинекологических операций, кроме того, аппарат LapSim оснащен блоком лапароскопической аппендэктомии, аппарат SimSurgery — блоком лапароскопической нефрэктомии, а также блоком симулятора первичных навыков работы с хирургическим роботом DaVinci.

Отсутствие необходимости использования расходных материалов позволяет обучаемым выполнять на виртуальном симуляторе любое количество повторов, при этом единственным ограничением является продолжительность рабочего времени. После отработки основных технических навыков на виртуальных симуляторах обучаемые переходили к выполнению оперативных вмешательств на тренажерах с использованием моделей внутренних органов, которые располагались внутри тренажеров, имитирующих брюшную полость. Для выполнения данных операций из обучаемых формировалась хирургическая бригада. Операции выполнялись с использованием реальных лапароскопических инструментов и стоек фирмы Gimmi и Karl Storz. Кроме мануальных навыков в процессе оперативных вмешательств, максимально приближенных к реальным, отрабатывались также навыки работы в команде.

Результаты. Наш первый опыт обучения клинических ординаторов с использованием симуляционных технологий пока не позволяет представить достоверные статистические данные. Однако уже после проведения первых циклов виртуального тренинга и обучения на тренажерах можно с уверенностью сказать, что отработка и совершенствование мануальных навыков у молодых хирургов происходит значительно быстрее, чем в обычных условиях.

Заключение. В современных условиях, когда по новому законодательству в области здравоохранения клиническим ординаторам, интернам, аспирантам официально запрещено оперировать пациентов в клинике, возможность отработки навыков в условиях си-муляционного центра крайне актуальна. Наличие в симуляционном центре различных видов тренажеров и виртуальных симуляторов позволяет построить учебную программу по принципу от простого к сложному, что повышает эффективность данной подготовки.

И.И. Долгушин, И.А. Волчегорский, А.В. Чукичев, Е.В. Гиль Опыт создания обучающего симуляционного центра в Челябинской государственной медицинской академии

ГБОУВПО «Челябинская государственная медицинская академия»

Обучающий симуляционный центр (ОСЦ) при ГБОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ» был открыт 01.09.2011 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1220 «О финансированном обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных учреждениях». Для организации ОСЦ с момента выхода постановления нам понадобилось около 5 мес. Центр вводили в эксплуатацию в несколько этапов:

н

Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012

бл<ж_М0ИПР_3_2012.йкМ 110

03.12.2012 16:35:48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.