Научная статья на тему 'Деловая игра в изучении хирургических дисциплин: дань моде или осознанная необходимость?'

Деловая игра в изучении хирургических дисциплин: дань моде или осознанная необходимость? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Е.Ю., Федотова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая игра в изучении хирургических дисциплин: дань моде или осознанная необходимость?»

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

всеми необходимыми ресурсами. Разработанные индикаторы позволяют оценить эффективность образовательного процесса, направленного на освоение практических (клинических) компетенций. Разработанные показатели оценки результатов достижений (портфолио) и профессиональной компетентности по разделам определенной специальности обеспечивают повышение качества подготовки выпускников медицинского вуза.

Васильева Е.Ю., Федотова Е.В. Деловая игра в изучении хирургических дисциплин: дань моде или осознанная необходимость?

ГБОУВПО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск

В статье обосновывается необходимость включения в учебный процесс активных и интерактивных методов обучения при изучении хирургических дисциплин в медицинском вузе. На конкретном примере деловой игры «Погружение в историю» раскрывается методика ее подготовки и проведения. Приводятся рекомендации по организации игры и критерии оценки деятельности участников.

Медицинское образование и академическое сообщество врачей является чрезвычайно прогрессивной и чуткой средой к изменениям и новациям в медицине и относительно консервативной, когда речь идет о новых методах обучения будущих врачей. Принцип «Делай, как я!» по-прежнему остается ведущим в педагогической деятельности преподавателей клинических кафедр. Не умаляя его возможностей и достоинств, отметим главный недостаток метода — активность преподавателя доминирует над активностью обучающихся, поскольку зачастую они просто наблюдают, но не выполняют манипуляцию. Смена парадигмы обучения на парадигму учения требует от преподавателей не только знать о возможностях активных и интерактивных методов обучения, но и проектировать и внедрять их в учебный процесс. Очевидно, что одним из первых шагов на этом пути должно быть осмысление содержания дисциплины с точки зрения потенциала использования активных методов. Репертуар инновационных методов в настоящее время довольно широкий — от различного рода симуляций, в том числе компьютерных, до многовариантных деловых игр, применяемых при обучении в медицине. Хирургические дисциплины еще вчера, по мнению опытных преподавателей, менее всего нуждались в обновлении методов и методик преподавания, так как онисвязаны с непосредственной активностью студентов во время занятий на клинической кафедре. И проблема при изучении хирургических дисциплин вовсе не в том, что преподаватели плохо учат студентов, используя традиционные методы, а в том, что студенты стали другими. Они не всегда мотивированы на изучение хирургии, часто не понимают, где и когда им понадобится использовать это знание и практические навыки. Поэтому смысл учебного моделирования посредством диагностических и лечебных задач, проблемных ситуаций и, особенно, учебных игр — обеспечить высокую мотивацию к изучению хирургических дисциплин и профессиональную подготовку, чтобы впоследствии безупречно оказать неотложную хирургическую помощь, независимо от выбранной врачебной специализации. Для достижения этой цели незаменимым средством в обучении является деловая игра. Исследуя потенциал содержания темы «Хирургическое лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки» (специальность: «лечебное дело», 5-й курс, 10 сем.), на предмет разработки и проведения деловой игры, в данной работе авторы исходили не только из типично ожидаемых дидактических результатов, которые формулируются в виде триады «знать—уметь—владеть» и составляют основу профессиональной компетенции, но и включили

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [161]

#

ПРИЛОЖЕНИЕ

в нее составляющие социального взаимодействия, как основы общекультурной компетенции. Основная идея игры состояла в том, чтобы посредством идентификации с личностью хирурга и имитации научной полемики показать вклад конкретных исторических лиц в совершенствование хирургической техники при операциях на желудке и двенадцатиперстной кишке и сформировать понимание возможностей и ограничений различных хирургических методик в оперативном лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки при преимуществе резекций желудка Бильрот I и Бильрот II. Студентам на выбор были предложены следующие возможные роли: Пеан Жюль, Бильрот Христиан Альберт Теодор, Гофмейстер, Фиснтерер, Браун Христофер Хайнрих, Финней, Я.Д. Витебский. Они получили инструкцию: прочитать монографию С.С. Юдина «Этюды желудочной хирургии», найти необходимые материалы, используя интернет-ресурсы, в том числе на английском языке, для «вживания» в образ исторического персонажа и эпохи; идентифицировать себя с личностью хирурга, подготовив выступление от первого лица, где будет представлена «собственная» методика операции, обоснованы ее преимущества, показаны результаты, даны объяснения неудач и отражена полемика с коллегами; подготовить вопросы (3—4) для дискуссии с предшественником «собственной» операционной методики, которую «Вы» улучшаете. Игра «Погружение в историю» начинается со вступительного слова преподавателя, который обозначает тему, ее актуальность, задачи, характеризует эпоху и уровень развития медицины. Затем студенты по очереди, последовательно представляют исторических персонажей и их операционные методики, полемизируя друг с другом. Оценка студентов осуществляется на основе следующих критериев: полнота представления методики, способность к перевоплощению и корректному ведению дискуссии. Игра длится около 50 мин и является частью 5-часового занятия. Обязателен подготовительный и заключительный этап, где студентам предоставляется возможность анализа игры. Позиция преподавателя в игре зависит от уровня подготовленности группы. В одном случае он ведущий, в другом — эксперт. Опыт проведения игры «Погружение в историю» показывает, что деловые игры привносят в учебный процесс эмоциональную составляющую, которая является мощным средством, активизирующим познавательную активность студентов.

Ходжаян А.Б., Зарытовская Н.В., Муравьева А.А., Рой С.В.

Центр практических навыков как новый инструмент в системе учебной работы медицинского вуза

ГБОУВПО «Ставропольский государственный медицинский университет»

Минздрава России

Участие Центра практических навыков СтГМУ в реализации приказа Минздравсоцраз-вития России № 239н позволяет говорить о большом потенциале использования учебно-симуляционных подразделений в различных формах учебной работы.

Программы модернизации краевого здравоохранения, проводимые в последние годы, положительно сказались на материально-техническом оснащении ЛПУ, однако дефицит врачебного и, особенно, сестринского персонала все острее ощущается в повседневной лечебной работе. Хорошо известные профессионалам особенности работы в традиционно сложных, ургентных подразделениях стационаров приводят к значимой текучести сестринских кадров и, как следствие, высокому коэффициенту совместительства и снижению качества оказания медицинской помощи. В связи с этим реализация приказа Минздравсоцразвития России № 239н в части: «Положение о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных об-

M

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.