Научная статья на тему 'Освоение практических клинических навыков как основная составная часть профессиональной компетентности будущих врачей'

Освоение практических клинических навыков как основная составная часть профессиональной компетентности будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освоение практических клинических навыков как основная составная часть профессиональной компетентности будущих врачей»

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

образовательных семинаров и мастер-классов, формируется учебная программа и расписание отдельных курсов. Данная работа проводится учебным центром института совместно с ведущими специалистами. На третьем этапе учебный центр организует занятия, после которых проводится экзамен, позволяющий судить об эффективности обучающих мероприятий и изменении уровня квалификации сотрудников. В 2013 г. в качестве основных образовательных мероприятий для сотрудников института можно выделить следующие:

1. Симуляционные занятия для кардиохирургов, анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, врачей функциональной и ультразвуковой диагностики, медицинских сестер различных специальностей в соответствии с разработанными образовательными программами.

2. Семинар по проведению сердечно-легочной реанимации (для 2000 сотрудников) в рамках подготовки ННИИПК к международной сертификации по системе Joint Commission International.

3. Занятия английским языком для всех желающих (группы различного уровня).

4. Семинар по работе в базах данных «Российский индекс научного цитирования», «Scopus» (для 120 научных сотрудников).

5. Семинар «Современные стандарты научной деятельности: от разработки до публикации», проведенный членами Европейской ассоциации кардиоторакальных хирургов.

На сегодняшний день ННИИПК находится в начале пути внедрения НМО. В течение 2014—2016 гг. будет разработано около 70 новых образовательных программ для специалистов различного профиля. За основу взят опыт европейских центров, в которых сотрудники посещают образовательные курсы по собственному выбору, согласно расписанию, составленному на календарный год. Посещение данных курсов учитывается при назначении на должность и распределении заработной платы. Благодаря имеющемуся опыту ННИИПК уже сегодня можно сделать вывод о том, что внедрение непрерывного медицинского образования в лечебных учреждениях необходимо. Проведение образовательных курсов, мастер-классов, тренингов позволяет уменьшить число ошибок и повысить качество медицинской помощи и результативность научной деятельности.

Смаилова Ж.К., Каражанова Л.К., Смаилов Н.С.

Освоение практических клинических навыков как основная составная часть профессиональной компетентности будущих врачей

Государственный медицинский университет г. Семей, Казахстан

Одним из направлений повышения профессиональной компетентности выпускников является совершенствование обучения навыкам мануальных действий, которые должен уметь выполнять каждый врач. В данном контексте авторы рассматривают вопросы освоения практических клинических навыков для эффективной подготовки будущих врачей.

Актуальность. Одним из основных направлений Концепции развития медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан является создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции выпускника. Совершенствование новых клинических технологий диагностики и лечения, развитие медицинской науки, расширение спектра фармакологических препаратов определяют повышение требований к качеству подготовки медицинских специалистов, которые должны соответствовать новым стандартам общественного здравоохранения. Обязательным условием развития системы здравоохранения является повышение качества подготовки выпускников медицинских вузов

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 |[159J

на основе компетентностного подхода. Реализация этого направления предусматривает оснащение учебно-клинических центров современной аппаратурой, фантомами и муляжами для закрепления практических манипуляций и совершенствования клинических навыков и способности принятия правильных клинических решений в кратчайшие сроки. Главное условие реализации этих целей — обоснование организации образовательного процесса по освоению практических (клинических) компетенций. При правильной организации учебного процесса по освоению практических (клинических) компетенций теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных навыков.

Цель. Научное обоснование организационных направлений освоения практических клинических навыков на основе компетентностного подхода в медицинском вузе. Задачи.

1. Разработать индикаторы оценки организации образовательного процесса, направленного на освоение практических клинических компетенций.

2. Провести анализ результатов внедрения в процесс подготовки будущих специалистов показателей оценки достижений (портфолио) и профессиональной компетентности.

Обсуждение результатов. Важным компонентом формирования профессиональной компетентности будущих врачей является мониторинг процесса освоения практических (клинических) навыков. Для этого была разработана карта индикаторов организации освоения практических (клинических) компетенций обучающихся. Карта состоит из 6 групп индикаторов: обеспеченность ресурсами, использование ресурсов, доступность, адекватность, оценка компетентности и индикатор степени удовлетворенности пациента качеством медицинского обслуживания:

• обеспеченность ресурсами (индикаторы: оснащение образовательного процесса оборудованием, уровень использования образовательных возможностей, показатель обновления учебного оборудования, доля преподавателей с учеными степенями, показатель повышения квалификации);

• использование ресурсов (индикатор: удельный вес часов, проведенных в учебно-клиническом центре по специальности);

• доступность (индикатор: количество обучающихся, осваивающих практические навыки по специальности, в %);

• адекватность (индикаторы: удельный вес часов занятий по освоению практических навыков; удельный вес занятий, проводимых с использованием симуляционных технологий; удельный вес часов рабочего учебного плана курса, отведенного на обучение в УКЦ);

• оценка компетентности (индикаторы: показатель освоения практических навыков по специальности; оценка практических навыков по методике ОСКЭ — объективного структурированного клинического экзамена; показатель освоения симуляционных клинических ситуаций);

• индикатор степени удовлетворенности пациента качеством медицинского обслуживания (индикаторы: доля преподавателей и обучающихся, удовлетворенных качеством образовательного процесса в УКЦ, в %; доля преподавателей и обучающихся, удовлетворенных качеством организации объективного структурированного клинического экзамена, в %). Выводы. Совершенствование деятельности Учебно-клинического центра позволяет реализовать задачи Концепции развития медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2011—2015 гг. по совершенствованию методических подходов в медицинском образовании. Использование индикаторов оценки процесса освоения практических клинических навыков как важной части профессиональной компетентности будущих врачей позволяют совершенствовать качество образовательного процесса и провести обеспечение

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

всеми необходимыми ресурсами. Разработанные индикаторы позволяют оценить эффективность образовательного процесса, направленного на освоение практических (клинических) компетенций. Разработанные показатели оценки результатов достижений (портфолио) и профессиональной компетентности по разделам определенной специальности обеспечивают повышение качества подготовки выпускников медицинского вуза.

Васильева Е.Ю., Федотова Е.В. Деловая игра в изучении хирургических дисциплин: дань моде или осознанная необходимость?

ГБОУВПО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск

В статье обосновывается необходимость включения в учебный процесс активных и интерактивных методов обучения при изучении хирургических дисциплин в медицинском вузе. На конкретном примере деловой игры «Погружение в историю» раскрывается методика ее подготовки и проведения. Приводятся рекомендации по организации игры и критерии оценки деятельности участников.

Медицинское образование и академическое сообщество врачей является чрезвычайно прогрессивной и чуткой средой к изменениям и новациям в медицине и относительно консервативной, когда речь идет о новых методах обучения будущих врачей. Принцип «Делай, как я!» по-прежнему остается ведущим в педагогической деятельности преподавателей клинических кафедр. Не умаляя его возможностей и достоинств, отметим главный недостаток метода — активность преподавателя доминирует над активностью обучающихся, поскольку зачастую они просто наблюдают, но не выполняют манипуляцию. Смена парадигмы обучения на парадигму учения требует от преподавателей не только знать о возможностях активных и интерактивных методов обучения, но и проектировать и внедрять их в учебный процесс. Очевидно, что одним из первых шагов на этом пути должно быть осмысление содержания дисциплины с точки зрения потенциала использования активных методов. Репертуар инновационных методов в настоящее время довольно широкий — от различного рода симуляций, в том числе компьютерных, до многовариантных деловых игр, применяемых при обучении в медицине. Хирургические дисциплины еще вчера, по мнению опытных преподавателей, менее всего нуждались в обновлении методов и методик преподавания, так как онисвязаны с непосредственной активностью студентов во время занятий на клинической кафедре. И проблема при изучении хирургических дисциплин вовсе не в том, что преподаватели плохо учат студентов, используя традиционные методы, а в том, что студенты стали другими. Они не всегда мотивированы на изучение хирургии, часто не понимают, где и когда им понадобится использовать это знание и практические навыки. Поэтому смысл учебного моделирования посредством диагностических и лечебных задач, проблемных ситуаций и, особенно, учебных игр — обеспечить высокую мотивацию к изучению хирургических дисциплин и профессиональную подготовку, чтобы впоследствии безупречно оказать неотложную хирургическую помощь, независимо от выбранной врачебной специализации. Для достижения этой цели незаменимым средством в обучении является деловая игра. Исследуя потенциал содержания темы «Хирургическое лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки» (специальность: «лечебное дело», 5-й курс, 10 сем.), на предмет разработки и проведения деловой игры, в данной работе авторы исходили не только из типично ожидаемых дидактических результатов, которые формулируются в виде триады «знать—уметь—владеть» и составляют основу профессиональной компетенции, но и включили

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [161]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.