Научная статья на тему 'Изучение международного опыта деятельности учебно-клинических центров зарубежных медицинских вузов'

Изучение международного опыта деятельности учебно-клинических центров зарубежных медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — И Р. Кулмагамбетов, Ф Н. Нурманбетова, Ш С. Калиева, Г Ж. Абакасова

The authors of the article had studied the experience of activities of the training clinical centers of foreign medical institutions, made a conclusion, that the instillation and use of the educational recourses, based on the simulation in the conditions of training, monitoring the quality of training, forming of skills of self-directed training, promoting the realization of training principle «during the whole life»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И Р. Кулмагамбетов, Ф Н. Нурманбетова, Ш С. Калиева, Г Ж. Абакасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF ACTIVITIES OF THE TRAINING CLINICAL CENTERS OF FOREIGN MEDICAL HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Мақала авторлары шетелдердің медициналық жоғары оқу орындарының оқу-клиникалық орталықтары қызметінің тәжірибесін зерттей келіп, оқу-клиникалық орталықтары жағдайында қолдануға негізделген білім беру ресурстарын енгізу және пайдалану клиникалық оқуға, оқушылар дайындығының сапасына мониторинг жүргізуге, мақсатты оқыту қағидаларын қалыптастыруға, «өмір бойы оқу» өлшемін іске асыруға қажетті білім беру ортасын құруға мүмкіндік береді деген қорытындыға келген

Текст научной работы на тему «Изучение международного опыта деятельности учебно-клинических центров зарубежных медицинских вузов»

ются таким образом, что позволяют дифференцировать уровни образования (от базисной профессии или квалификации до высшего образования).

Практическая значимость обучения по модулям заключается в приобретении теоретических и практических навыков для выполнения конкретной работы и подготовки конкурентоспособного специалиста.

Научная новизна модульной технологии обучения по компетенциям состоит в том, что обучение строится по модулям, обеспечивается свободное изменение модуля с учетом заказа, общества, государства, рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА 1. Аймагамбетова М. М. Обучение по модульной системе //Профессионал Казахстана. - 2006.

- №7. - С. 10 - 11.

2. Джакупов А. А. Модульное обучение - одна из эффективных мер повышения качества профессионального образования //Профессионал Казахстана. - 2006. - №9. - С. 36 - 37.

3. Ершова М. Г. Методика поэтапной аттестации знаний, умений и навыков учащихся //Профессионал Казахстана. - 2007. - №1. - С. 24 .

4. Карасиева Х. О. Современные критерии востребования специалистов на рынке труда и пути формирования компетенций //Профессионал Казахстана. - 2006. - №12. - С. 31 - 32.

5. Михель Л. В. Использование модульной технологии обучения в преподавании специальных дисциплин //Профессионал Казахстана. -2006. - №11. - С. 16 - 17.

Поступила 11.10.07

G. A. Mazhenova, C. K. Muratbekova, N. H. Pyagai

PROGRAMM OF MODEL TRAINING FOR THE PREPARING OF MEDICAL WORKERS OF MEDIUM LEVEL

The importance of a model technology is - that it provides a perfect training of a specialist according to the nowadays demands.

Г. А. Мэженова, С. К. Муратбекова, Н. П. Пягай

МОДУЛЬД1К ОКЫТУ БАРДАРЛАМАСЫ-ОРТА БУЫН МЕДИЦИНА КЫЗМЕТКЕРЛЕРДЩ ДАЙЫНДЬЩТАРЫН ЖАЦАРТУ К¥РАЛЫ

Окытудьщ модульдк технологияньщ рылыми жачашылдыры, тшмдшИ мемлекет, корам, нарык ечбепнщ Ka3ipri заман талабына сай келетш бшк~п, бэсекелес мамандарды дайындауда.

И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева, Г. Ж. Абакасова

ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-КЛИНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ЗАРУБЕЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Карагандинская государственная медицинская академия

Возрастающие требования к качеству профессионального уровня медицинских специалистов, высокий темп развития медицинской науки, внедрение новейших высоких технологий в клиническую практику, реформирование системы здравоохранения и медицинского образования, изменение требований и ожиданий общества к уровню оказания медицинской помощи повышают ответственность медицинских вузов за клиническую подготовку выпускников. Обучение в клинической среде является важным элементом подготовки по всем медицинским специальностям на додипломном и последипломном уровнях образования. Медицинское обучение невозможно без контакта и общения с реальными пациентами, однако параллельно существует обязательство - обеспечить оптимальное лечение, безопасность пациента и его благополучие. Баланс этих двух потребностей представляет фундамен-

тальную этическую проблему в медицинском образовании, для решения которой возникла необходимость в создании искусственной образовательной среды для клинического обучения, которая позволила бы проводить подготовку медицинских специалистов без риска для здоровья пациента.

Изучение международного опыта показало, что в последнее десятилетие во всем мире произошли изменения в секторе здравоохранения, которые создали значительные барьеры для обеспечения клинического обучения, возросла неудовлетворенность работодателей качеством клинической подготовки выпускников медицинских вузов, определены и признаны недостатки в традиционной образовательной программе медицинского образования: недостатки в интеграции теоретического преподавания и клинического опыта, большего доверия к клиническому наблюдению, чем к структурированной образовательной программе, направленной на обучение клиническим навыкам, несоответствующее внимание на такие области, как коммуникативные навыки, работа в команде, процедурные навыки, безопасность и автономность пациента [6], которые вместе с другими факторами потребовали модификации образовательной программы додипломного уровня медицинского образования, а именно:

■ увеличения акцента на обучение, ориентированное на образовательные потребности студента

■ ранней структурированной клинической подготовки (в основном в условиях учебно -клинических центров)

■ детальной учебной программы по обучению практическим навыкам (на симуляци-онном оборудовании)

■ более интенсивной подготовки по коммуникативным навыкам [7].

Внедрение новой образовательной программы, а также признание, что на одно лишь клиническое обучение нельзя полагаться, чтобы обеспечить всестороннее обучение клиническим навыкам, явилось одной из причин для создания учебно-клинических центров (УКЦ), первоначальная цель которых состояла в том, чтобы обеспечить безопасную и надежную среду для обучения клиническим и коммуникативным навыкам, а также для практики по клиническим процедурам, в течение которой студенты могут практиковаться без риска для здоровья пациента, не провоцируя неблагоприятный исход. В настоящее время УКЦ играют важную и основную роль на додипломном и последипломном уровнях медицинской подготовки в США, Великобритании, Европе, Австралии [3].

Многие УКЦ на раннем этапе создавались в старых, неиспользуемых палатах, однако в последние годы количество целенаправленных построек под УКЦ увеличилось. Большинство из них оборудованы анатомическими моделями, манекенами, диагностическим и терапевтическим оборудованием (манекены для проведения неотложной помощи и реанимационных мероприятий, анатомические модели, муляжи, электрокардиографы, дефибрилляторы, спирометры, модели и наборы для внутривенных манипуляций, аптечки с медицинскими препаратами) находящиеся в гибком, быстро перестраивающемся пространстве, которое можно использовать как палату, кабинет для приема пациента, отделение неотложной помощи, бокс или терапевтический кабинет для отработки основных клинических навыков. Комнаты для интервью с видеозаписываю-щим оборудованием позволяют использовать подготовленных актеров - стандартизированных (симулируемых) пациентов - и обеспечивать предоставление обратной связи для более углубленного преподавания коммуникативных навыков. Области «влажных» лабораторий предусматриваются для преподавания хирургической техники на тканях животных. Большинство УКЦ имеют комнаты для семинарских занятий или для обучения в малых группах, где осуществляется дидактическое преподавание и занятия с предоставлением обратной связи как от преподавателя, так и от обучающихся [2].

С помощью оборудования УКЦ может преподаваться большинство клинических навыков:

■ техника физикального осмотра, включая внутренний осмотр (ректальный осмотр, осмотр молочной железы и вагинальный осмотр)

■ техника таких исследований, как запись и интерпретация ЭКГ или исследование дыхательных функций

■ психомоторные навыки, требуемые для проведения таких процедур, как внутримышечные и внутривенные инъекции или ректальный и вагинальный осмотр

■ основные и сложные навыки поддержания основных жизненных функций, необходимые для ведения пациентов в критическом состоянии

■ повседневные палатные процедуры, такие как установка системы, подготовка и раздача лекарственных препаратов или инструктирование пациентов по использованию различных индивидуальных аппаратов

■ коммуникативные навыки, такие как общение с пациентами, имеющими затруднения с речью, сбор сексуальной истории болезни или сообщение плохих новостей. Использование видеозаписывающего оборудования для обеспечения прямой и обратной связи, необходимой для преподавания коммуникативных навыков.

Обучение клиническим навыкам может варьировать от относительно простой дидактической демонстрации индивидуальных навыков до использования сложных сценариев, основанных на клинических случаях, которые являются интегральным компонентом для обучения клиническим навыкам. Правильно разработанная образовательная программа, основанная на использовании симуляторов, может вовлекать обучающихся в реалистичную проблему, которая требует от них принятия решения в клиническом контексте. В таких условиях обычно есть возможность предоставления обратной связи. Многие программы разработаны как развернутые, интерактивные сценарии, которые могут быть прерваны в любом месте для внесения исправлений, объяснений и обратной связи с обучающимися [5]. Клиническое обучение с использованием симуля-ционных ресурсов позволяет преподавателю контролировать структуру, распределение времени и сложность среды обучения так, чтобы обучающиеся смогли участвовать в образовательном опыте, который является устойчивым, воспроизводимым, стандартизированным, структурированным и объективным.

Клинические навыки являются апогеем вузовского медицинского образования и впоследствии проходят через всю карьеру врача [1], в связи с этим деятельность УКЦ не должна быть ограниченно сосредоточена на элементарных коммуникативных навыках, физикальном осмотре актеров или коллег-волонтеров или методов типа

Медицина и экология, 2007, 4

внутривенных инъекций. УКЦ должны развиваться непрерывно и быть больше лабораторий для обучения студентов клиническим навыкам на додипломном уровне. УКЦ, оснащенные высокотехнологичным симуляционным оборудованием, могут быть использованы для обучения стажеров, проходящих последипломную подготовку по всем медицинским специальностям, а также обеспечить среду для междисциплинарного преподавания, чтобы улучшить развитие навыков работы в команде [4]. УКЦ могут быть также использованы как место для проведения клинических экзаменов. Оценка навыков на симуляторах играет основную роль в определении клинической компетентности обучающихся. В настоящее время объективно-структурированный клинический экзамен, проводимый в условиях УКЦ, стал частью экзамена при лицензировании врачей в Канаде и США [7].

Таким образом, изучение международного опыта показало, что медицинское образование, основанное на использовании симуляторов, может стать ценным инструментом в решении существующих этических проблем и практических диллем [8], так как УКЦ позволяют обучающимся достичь определенного уровня компетентности и безопасности до применения техники или процедуры на пациентах. Ошибки во время симуляци-онных упражнений не причинят вреда реальным пациентам и могут быть определены и обсуждены. Использование симуляционного оборудования может способствовать открытому обмену в моделируемых ситуациях при подготовке специалистов для системы здравоохранения, сократить количество и последствия медицинских ошибок, увеличить безопасность пациента. Внедрение и

использование образовательных ресурсов, основанных на симуляции в условиях УКЦ, позволяет создать соответствующую образовательную среду для клинического обучения, проведения мониторинга за качеством подготовки обучающихся, формирования навыков самонаправленного обучения, способствуя реализации принципа обучения «на протяжении всей жизни».

ЛИТЕРАТУРА

1. Adamo G. Teaching in the clinical skills centre. Section 2 Learning situation. Chapter 8 /G. Adamo, J. Dent //A practical Guide for medical teacher / Ed. J. Dent, R. Harden. - Elsevier, 2005. - Р. 66 -76.

2. Bradley P. Setting up a clinical skills learning facility /P. Bradley, K. Postelthwaite //Medical Education. - 2003. - V. 37 . - P. 6 - 13.

3. Bligh J. The clinical skills unit //Postgraduate Medical Journal. - 1995. - №7. - P. 730 - 732.

4. Dent J. A. Adding more to the pie the expanding activities of the clinical skills centre. MMed-Ed FRCSEd Department of Orthopedic and Trauma Surgery, Ninewells Hospital and Medical School, Dundee //The Royal Society of Medicine. - 2002. -V. 95, № 8. - P. 406 - 410.

5. Errington E. Role-play //Higher Education Research and Development Society of Australasia. -Canberra, 1997. - 230 р.

6. Higgs J. Educating beginning practitioners in the health professions J. Higgs, H. Edwards //Educating Beginning Practitioners: Challenges for health professional education. - Oxford, 1999. - 230 р.

7. Rees L. Medical education into the next century /L. Rees, B. Jolly //Medical Education in the Millenium. - Oxford, 1998. - 168 р.

I. R. Kulmagambetov, F. N. Nurmanbvetova, Sh. S. Kaliyeva, G. Zh. Abakasova

STUDY OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF ACTIVITIES OF THE TRAINING CLINICAL CENTERS

OF FOREIGN MEDICAL HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The authors of the article had studied the experience of activities of the training clinical centers of foreign medical institutions, made a conclusion, that the instillation and use of the educational recourses, based on the simulation in the conditions of training, monitoring the quality of training, forming of skills of self-directed training, promoting the realization of training principle «during the whole life».

И. З. K^MaFaM6eTOB, ф. н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева, Г. Ж. Абацасова ШЕТЕЛДЕРДЩ МЕДИЦИНАЛЫК ЖОРАРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫНЫЦ ОКУ-КЛИНИКАЛЫК ОРТАЛЫКТАРЫ КЫЗМЕТ1НЩ ХАЛЫКАРАЛЫК ТЭЖ1РИБЕС1Н ЗЕРТТЕУ

Макала авторлары шетелдердщ медициналык жорары оку орындарынык оку-клиникалык орталыктары кызме™щ т^рибесш зерттей келт, оку-клиникалык орталыктары жардайында колданура непзделген б^м беру ресурстарын енпзу жэне пайдалану клиникалык окура, окушылар дайындырынык сапасына мониторинг жYргiзуге, максатты окыту каридаларын калыптастырура, «eмiр бойы оку» елшемш кке асырура кажетп б^м беру ортасын курура мумюндк бередi деген корытындыра келген.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.