Научная статья на тему 'Симуляционное обучение сердечно-сосудистой хирургии'

Симуляционное обучение сердечно-сосудистой хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эфендиев В. У., Кузнецова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симуляционное обучение сердечно-сосудистой хирургии»

#

ПРИЛОЖЕНИЕ

щадок; РАНХиГС при президенте РФ — методическое сопровождение проекта; МГУУ Правительства Москвы — организацию учебного процесса, обобщение и оформление опыта; Медицинская организация — сопровождение групп.

Результаты и выводы. Ожидаемые эффекты от реализации проекта: 1. Создание базы лучших управленческих практик столичного здравоохранения. 2. Формирование кадрового резерва ДЗМ на основе объективных критериев отбора. 3. Стимулирование внедрения и использования инновационных методов управления. 4. Формирование здоровой конкурентной среды.

Эфендиев В.У. , Кузнецова Т.А. Симуляционное обучение сердечно-сосудистой хирургии

ФГБУ«Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России

Сегодня в России предпринимаются шаги по реформированию медицинского образования, в том числе пересматриваются программы подготовки сердечно-сосудистых хирургов. В частности в программу обучения включен модуль «симуляционный курс», объем которого составляет 3 единицы. Отработка практических навыков должна происходить с использованием симуляции в обучении, предусматривающей отработку навыков на манекенах, роботах, искусственных тканях, лабораторных животных. В ФГБУ «ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России (далее ННИИПК) разработана программа симуляционных занятий по сердечно-сосудистой хирургии, направленная на развитие практических навыков и позволяющая молодым специалистам развивать хирургическое мышление. Программа включает теоретическую подготовку в объеме лекционного материала по теме симуляционного занятия и самоподготовку с практическими занятиями (занятия на симуляторе, dry-lab, wet-lab). Программа апробирована на 50 ординаторах, обучающихся в ННИИПК по специальности сердечно-сосудистая хирургия. Практические занятия на симуляторах позволяют будущим сердечно-сосудистым хирургам понять и самостоятельно отработать все возможные особенности операции, развить алгоритм действий, способствующий точному выполнению хирургического вмешательства без излишних действий и ошибок, которые неприемлемы при лечении пациентов. В течение 2 лет ординатуры сердечнососудистый хирург обучается в 4 блоках симуляционных занятий: первый год ординатуры включает блок занятий по топографической анатомии органов средостения и магистральных сосудов, специфику применения хирургического материала в сердечно-сосудистой хирургии, общехирургическую технику операции, отработку хирургических швов, особенности работы с разными видами тканей в кардиохирургии. На втором году ординатуры хирург проходит обучение по трем тематическим направлениям: 1) коронарная хирургия и хирургия магистральных сосудов; 2) хирургия приобретенных пороков сердца; 3) хирургия врожденных пороков сердца. В качестве преподавателей привлекаются ведущие специалисты учреждения по направлениям (врожденные и приобретенные пороки сердца, хирургия аорты, коронарных и периферических артерий и пр.). Важным аспектом при привлечении хирурга-преподавателя в учебный процесс является его профессиональная подготовка — это должен быть практикующий хирург, что гарантирует его постоянное самосовершенствование, параллельно с развитием технологий в медицине, и позволяет передать свежие знания обучающимся. Количество обучающихся в группе зависит от оснащения тренинг-центра. Для wet-lab и dry-lab необходимо четное количество участников, что позволяет разбиться на пары хирург-ассистент, но оптимальным количеством участников в группеявляется 14—16 человек и 2 преподавателя. Помимо обязательной программы, которую обязаны посетить ординаторы в полном объеме, очень важно создать в образовательном учреждении условия, когда обучающийся имеет возможность в удобное для него время получить необходимый инструментарий, расходный материал, чтобы отрабатывать необходимые ему навыки в учебном классе индивидуально. На индивидуальном

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

занятии необходимо присутствие опытного хирурга, который сможет направить обучающегося, и оценить результаты его занятий. Дебрифинг кардиохирургического тренинга включает подробное обсуждение ошибок, допущенных слушателями во время проведения тренинга. Ведущий и его ассистенты синтезируют информацию о работе каждого слушателя, планируют дальнейшую работу и исправление ошибок, допущенных ранее. Важной составляющей проведения дебрифинга являются критерии, по которым оценивается каждый участник. В ННИИПК оценки симуляционного тренинга проводятся с учетом заранее подготовленных балльных таблиц, включающих10 критериев оценки, разработанных кардиохирургом, профессором П. Сержантом (г. Левен, Бельгия). Организация симуляционного курса для сердечно-сосудистых хирургов зачастую не требует дорогостоящего симуляционного оборудования, прежде всего необходим хирургический инструментарий, а также искусственные ткани и изолированные органы животных. Один из вариантов решения проблемы обеспечения данных занятий хирургическим инструментарием, симуляторами и пр. — это государственно-частное партнерство с компаниями-производителями расходных материалов и медицинского оборудования. Однако, несмотря на определенную важность материально-технического оснащения симуляционного курса в сердечно-сосудистой хирургии, самым важным является наличие идеи, творческого подхода и энтузиазма со стороны преподавателей и сопровождающего процесс персонала.

Хузина Г.Р., Богданов Э.И. Современные образовательные тенденции в подготовке врача-специалиста клинического профиля

ГБОУВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Представлено обсуждение наиболее значимых аспектов современного клинического медицинского образования, которые являются определяющими в плане создания эффективной поэтапной системы непрерывного образования врача-клинициста. Обсуждены вопросы соответствия медицинского образования общеевропейским требованиям ВОЗ, международным стандартам всемирной федерации медицинского образования (ВФМО), а также потребностям российского здравоохранения. Уделено внимание формам объективизации оценки профессиональной компетенции выпускников медицинских вузов и врачей, а также показаны наиболее значимые причинно-следственные связи в возникновении проблем и сложностей, сопутствующих процессам изменения системы медицинского образования. Только комплексный подход к организации поставленных перед медицинским образованием задач с учетом современных тенденций позволит добиться решения вопросов эффективной клинической подготовки врачей-специалистов, повышения качества медицинского образования и, как следствие, эффективной работы системы здравоохранения.

Введение. В многоплановом обсуждении современной ситуации в клиническом медицинском образовании следует выделять 3 важнейшие составляющие, или задачи:

• повышение качества клинической подготовки врача-специалиста в соответствии с общеевропейскими требованиями ВОЗ, международными стандартами ВФМО и потребностями российского здравоохранения;

• изучение опыта стран-членов ЕС по формированию клинических умений и навыков у студентов-медиков, а также формы объективизации оценки профессиональной компетенции выпускников медицинских вузов и врачей;

• разработка рекомендаций по необходимым мероприятиям как на региональном, так и на федеральном уровнях, для решения проблем клинической подготовки и повышения качества медицинского образования и эффективной работы системы здравоохранения. Результаты. Базовыми инструментами для решения этих основных задач следует рассматривать 2 непрерывных процесса: во-первых, проведение клинической подготовки от обще-

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [171]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.