Научная статья на тему 'Создание стажировочных площадок в медицинских организациях в целях распространения лучших управленческих практик'

Создание стажировочных площадок в медицинских организациях в целях распространения лучших управленческих практик Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хан Н. В., Царанов К. Н., Тяжельников А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание стажировочных площадок в медицинских организациях в целях распространения лучших управленческих практик»

#

ПРИЛОЖЕНИЕ

• персональной визуализации, когда каждому члену операционной бригады на его персональный дисплей выводятся те виды информации, которые ему необходимы;

• мгновенного доступа к электронной истории болезни пациента, результатам анализов, рентгенорадиологической информации;

• автоматизации заполнения отчетных форм, таких как, например, автоматическое заполнение наркозной карты пациента;

• дистанционного консультирования точно в то время, когда это необходимо;

• дистанционного авторского сопровождения внедрения новых медицинских технологий, препаратов, протезов.

После проведения операции пациент перемещается в интегрированную палату интенсивной терапии, где с ним проводят необходимые терапевтические действия для его восстановления. При проведении интенсивной терапии пациенту врачи используют видеоинформацию как изображения самого пациента, лежащего на больничной койке, так и изображение, передающее все ручные манипуляции врачей и сестер с пациентом, звуковую информацию, информацию от монитора пациента, аппарата искусственной вентиляции легких, станции инфузионной терапии, аппарата искусственной почки и т.д. Вся эта многоканальная информация преобразуется в цифровой вид в реальном времени и далее параллельно и синхронно регистрируется, обрабатывается и транслируется. Благодаря дистанционному доступу к интегральной системе палаты интенсивной терапии может осуществляться анализ реального состояния пациента в любой момент времени и сравнение этого состояния с назначенными процедурами. Аналогичным образом работают интегральные системы практически для всех методов диагностики и лечения пациентов. На базе интегральных систем создается принципиально новый уровень медицинского обучения непосредственно в процессе проведения хирургических операций, интенсивной терапии, диагностики и лечения. Студенты медицинских вузов, молодые врачи, врачи на курсах повышения квалификации получают возможность интерактивного дистанционного взаимодействия с оперирующими, диагностирующими и лечащими врачами в процессе их работы. Такая система является качественно новым дополнением к традиционному обучению на базе лекций и семинаров. В данную систему могут быть включены и симуляционные центры, где проводится обучение на медицинских тренажерах. Кроме этого, появляется новое направление медицинского обучения на базе мастер-классов ведущих врачей — авторов новых методов малоинвазивного хирургического вмешательства, диагностики, лечения, создателей новых медицинских препаратов и протезов. Появляются динамические, иллюстрированные научные и учебные материалы, на базе которых могут быть созданы учебные пособия, экспертные системы и стандарты проведения различных медицинских манипуляций. Данные системы уже созданы в России и внедрены в клиническую практику.

Хан Н.В.1, Царанов К.Н.2, Тяжельников А.А.3 Создание стажировочных площадок в медицинских организациях в целях распространения лучших управленческих практик

1Центр развития долгосрочных программ РАНХиГС при Президенте РФ 2Центр развития здравоохранения МГУУ Правительства Москвы 3ГБУЗ Городская поликлиника № 5ДЗМ

В Центре развития здравоохранения МГУУ Правительства г. Москвы при поддержке Департамента здравоохранения г. Москвы и РАНХиГС при Президенте РФ в целях обобщения и передачи инновационного управленческого опыта в государственных медицинских организациях, разработан проект создания стажировочных площадок в медицинских организациях, реализующих лучшие и наиболее эффективные управленческие практики.

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

Введение. В настоящее время вся российская система здравоохранения находится в процессе реформирования: изменилась нормативно-правовая база здравоохранения, определившая новые организационно-правовые формы государственных медицинских организаций и переход на одноканальную систему финансирования отрасли. Реализуется государственная программа «Модернизация здравоохранения». Наряду с общефедеральными реформами в Москве проводятся не менее масштабные организационные изменения в структуре сети амбулаторно-поликлинических и стационарных ЛПУ, реорганизация целых направлений оказания медицинской помощи, таких как онкологическое, наркологическое, психиатрической службы. Цель это заключается в обеспечени большей преемственности при оказании медицинской помощи, повышение ее качества и доступности. Для достижения заявленных целей Правительством Москвы утверждена госпрограмма «Столичное здравоохранение» на 2012—2016 гг., предполагающая развитие сети лечебных учреждений, капитальный ремонт и техническое перевооружение всех городских медицинских организаций. Вместе с тем на сегодняшний момент отсутствуют организационно-методические условия и механизмы обобщения и передачи инновационного управленческого опыта в государственных медицинских организациях. Решить эту задачу поможет, в том числе, создание стажировочных площадок в медицинских организациях, реализующих в пилотном режиме инновационное управленческое решение общественно-значимых социальных проблем. Актуальность настоящего проекта определили: 1. Потребность в повышении конкурентоспособности медицинских организаций за счет внедрения лучших управленческих практик. 2. Потребность в формировании резерва управленческих кадров в здравоохранении г. Москвы, в том числе путем активного поиска главных врачей, реализующих инновационные методы управления, как одно из необходимых условий реализации подпрограммы «Развитие кадрового потенциала» ГП «Столичное здравоохранение». 3. Потребность в создании механизмов проведения практико-ориентированного обучения высшего и среднего управленческого персонала (заведующих отделениями) медицинских организаций по приоритетным вопросам развития столичного здравоохранения. 4. Потребность использования потенциала оргметодотделов ДЗМ для повышения эффективности учебных программ.

Материалы и методы. Условиями создания стажировочной площадки являются: 1. Инициатива рассмотрения вопроса о создании СП, исходящая от Департамента здравоохранения Москвы, окружных Дирекций или непосредственно от медицинской организации. 2. Обязательное согласование принятого решения с Департаментом здравоохранения г. Москвы (ДЗМ), признающим представленное управленческое решение актуальным и общественно-значимым. Защита СП будет производиться на рабочей группе ДЗМ. 3. Добровольное согласие руководства медицинской организации распространять положительный управленческий опыт и проводить на своей базе обучение организованных групп слушателей. Для создания стажировочной площадки необходимо: 1. Заключение договора с медицинской организацией на создание и обеспечение деятельности СП. 2. Разработка программы стажировки и учебно-методических материалов. 3. Набор групп слушателей, формирование расписания. 4. Консалтинговое сопровождение СП на весь период функционирования. Программы обучения на стажировочной площадке определяются такими взаимозависимыми характеристиками, как модульность, функциональность и возможность трансформации. Важнейшими темами для формирования стажировочных площадок будут: 1. Разработка и реализация программ развития платных услуг. 2. Разработка и реализация новой системы оплаты труда сотрудников медицинской организации. 3. Система внутреннего контроля в медицинской организации. 4. Внедрение системы менеджмента качества ISO. 5. Оптимальные организационные решения работы в ЕМИАС. 6. Разработка и реализации программ распределения потоков пациентов. Успешное создание и работа стажировочных площадок потребует тесного сотрудничества всех участников на основе реализации принципа партнерства. Департамент здравоохранения г. Москвы возьмет на себя задачу установления приоритетов и общественной значимости стажировочных пло-

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [169]

#

ПРИЛОЖЕНИЕ

щадок; РАНХиГС при президенте РФ — методическое сопровождение проекта; МГУУ Правительства Москвы — организацию учебного процесса, обобщение и оформление опыта; Медицинская организация — сопровождение групп.

Результаты и выводы. Ожидаемые эффекты от реализации проекта: 1. Создание базы лучших управленческих практик столичного здравоохранения. 2. Формирование кадрового резерва ДЗМ на основе объективных критериев отбора. 3. Стимулирование внедрения и использования инновационных методов управления. 4. Формирование здоровой конкурентной среды.

Эфендиев В.У. , Кузнецова Т.А. Симуляционное обучение сердечно-сосудистой хирургии

ФГБУ«Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России

Сегодня в России предпринимаются шаги по реформированию медицинского образования, в том числе пересматриваются программы подготовки сердечно-сосудистых хирургов. В частности в программу обучения включен модуль «симуляционный курс», объем которого составляет 3 единицы. Отработка практических навыков должна происходить с использованием симуляции в обучении, предусматривающей отработку навыков на манекенах, роботах, искусственных тканях, лабораторных животных. В ФГБУ «ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России (далее ННИИПК) разработана программа симуляционных занятий по сердечно-сосудистой хирургии, направленная на развитие практических навыков и позволяющая молодым специалистам развивать хирургическое мышление. Программа включает теоретическую подготовку в объеме лекционного материала по теме симуляционного занятия и самоподготовку с практическими занятиями (занятия на симуляторе, dry-lab, wet-lab). Программа апробирована на 50 ординаторах, обучающихся в ННИИПК по специальности сердечно-сосудистая хирургия. Практические занятия на симуляторах позволяют будущим сердечно-сосудистым хирургам понять и самостоятельно отработать все возможные особенности операции, развить алгоритм действий, способствующий точному выполнению хирургического вмешательства без излишних действий и ошибок, которые неприемлемы при лечении пациентов. В течение 2 лет ординатуры сердечнососудистый хирург обучается в 4 блоках симуляционных занятий: первый год ординатуры включает блок занятий по топографической анатомии органов средостения и магистральных сосудов, специфику применения хирургического материала в сердечно-сосудистой хирургии, общехирургическую технику операции, отработку хирургических швов, особенности работы с разными видами тканей в кардиохирургии. На втором году ординатуры хирург проходит обучение по трем тематическим направлениям: 1) коронарная хирургия и хирургия магистральных сосудов; 2) хирургия приобретенных пороков сердца; 3) хирургия врожденных пороков сердца. В качестве преподавателей привлекаются ведущие специалисты учреждения по направлениям (врожденные и приобретенные пороки сердца, хирургия аорты, коронарных и периферических артерий и пр.). Важным аспектом при привлечении хирурга-преподавателя в учебный процесс является его профессиональная подготовка — это должен быть практикующий хирург, что гарантирует его постоянное самосовершенствование, параллельно с развитием технологий в медицине, и позволяет передать свежие знания обучающимся. Количество обучающихся в группе зависит от оснащения тренинг-центра. Для wet-lab и dry-lab необходимо четное количество участников, что позволяет разбиться на пары хирург-ассистент, но оптимальным количеством участников в группеявляется 14—16 человек и 2 преподавателя. Помимо обязательной программы, которую обязаны посетить ординаторы в полном объеме, очень важно создать в образовательном учреждении условия, когда обучающийся имеет возможность в удобное для него время получить необходимый инструментарий, расходный материал, чтобы отрабатывать необходимые ему навыки в учебном классе индивидуально. На индивидуальном

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.