казателем должна стать актуальной.
В числе принявших участие в анкетировании 13,5% топ-менеджеров заняли призовые места на конкурсах республиканского уровня, имеют государственные отраслевые награды: Нагрудный знак «Денсаулы; сактау iсiне коскан Yлесi Yшiн» - 19,6%, Нагрудный знак «Денсаулы; сактау юшщ Yздiгi» - 69,6%. Не все руководители делятся опытом работы, не принимают участие в обсуждении насущных вопросов в средствах массовой информации. Меньше половины топ-менеджеров,
из числа анкетированных (40,
публи-
куют свои работы в газетах и журналах.
Таким образом, результаты проведенного анкетирования показывают необходимость проведения мероприятий по повышению образовательного уровня топ-менеджеров, так как уровень профессиональной подготовки менеджеров не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к должности руководителя. Необходимо создание долгосрочного плана повышения квалификации менеджеров с учетом современных тенденций развития системы здравоохранения в Республике Казахстан.
Источники:
1. Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг.
2. Журнал «Справочник по управлению персоналом», № 6-2004 http://www.ippnou.ru/article.php? idarticle= 000433
3. Менеджмент в здравоохранении: учеб. пособие / Под ред. М.М. Мухамбекова. - М.: РУДН, 2012. - 372 с.
4. Методические рекомендации кафедры. Основные вопросы организации лечебно-профилактической помощи городскому населению.
5. Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов.- СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2009.- 340 с. 191023, Санкт-Петербург.
6. Степанов В.В. Организация работы ЛПУ / В.В. Степанов. - М.: МУФЭР, 2006. - 463 с.
7. https://ru.surveymonkey.com/ Оценка влияния управленческих компетенций топ менеджментов на доступность медицинских услуг в организациях ПМСП (структурированное резюме)
Центр менеджмента здравоохранения РЦРЗ МЗСР РК Доступность медицинских услуг ПМСП глазами топ-менеджеров
Тапенова А.Е. Резюме
Основные актуальные задачи системы здравоохранения на сегодняшний момент -обеспечение доступности и улучшение качества медицинской помощи в немаловажной степени зависят от работы топ-менеджера медицинской организации. Менеджеры - это профессиональные управляющие, использующие знания, опыт, интеллект и мотивы поведения людей для достижения целей организации. Работа топ-менеджера сегодня является престижной, ответственной.
Необходимость проведенного анкетирования заключается в том, чтобы понять, как обеспечивается процесс доступности медицинских услуг, своевременного оказания услуг, свободного выбора врача и медицинской организации, вопросы преемственности в работе. Ведь от решения топ-менеджера зависит деятельность и процветание всей организации. Ведь именно он - ответственный за принятие решений.
Компетентность и эффективность работы руководителя - это обеспечение повышения доступности и качества медицинских услуг.
МЕНЕДЖЕР! МЕНЕДЖЕР
Abstract
ТYЙiндеме
Денсаулык сактау жуйесшщ K;a3ipri сэттеп Heri3ri езект мiндеттерi - медициналык кемектщ колжетсмдшпн камтамасыз ету жэне сапасын жаксарту айтарлыктай дэрежеде медициналык уйымныц топ-менеджершщ жумысына байланысты болмак. Менеджерлер - бул адамдардыц бiлiмiн, тэжiрибeciн, интеллектш жэне мшез-кулык уэжiн уйымныц максаттарына колжетюзу Yшiн пайдаланатын кэciби баскарушылар.
Этюзшген сауалнаманыц кажeттiлiгi медициналык кызметтердщ колжетсмдшш, кызметтщ уактылы кeрceтiлуi, дэрiгeр мен медициналык уйымды eркiн тацдау Yдeрicтeрi, жумыстагы сабактастык мэceлeci калай камтамасыз етшетшдшн тYciнудe болып табылады. Тутас уйымныц кызмeтi мен eркeндeуi топ-менеджердщ шeшiмiнe тэуeлдi болмак. Эйткeнi ол - шeшiмдeрдi кабылдауга жауапты. Басшыныц к^реттшп мен жумысыныц тиiмдiлiгi - бул медициналык кызметтердщ колжeтiмдiлiгi мен сапасын арттыруды камтамасыз ету.
The main relevant objectives of the health system at the moment - ensuring accessibility and improving the quality of medical care which are in great extent depend on the work of a top manager of the medical organization. Managers - are professionals who use the knowledge, experience, intelligence and motives of human behavior to achieve organizational goals. The work as a top manager is a prestigious and responsible today.
The need to conduct the survey is consist in understanding how the processes of accessibility to medical services, provision of services in time, free choice of doctor and medical organizations, continuity issues in the work are being provided. After all the activity and prosperity of the entire organization depends on the decision of the top manager. After all he is responsible for making decisions.
The competency and efficiency of the manager work is to ensure the medical services accessibility and quality improvement.
В обеспечении доступности медицинских услуг в современных условиях развитие амбулаторной помощи является первоочередной задачей здравоохранения. Как известно, уровень доступности и качества медицинской помощи, эффективность деятельности системы охраны здоровья определяется состоянием и развитием первичной медико-санитарной помощи.
В связи с внедрением ЕНСЗ остро встал вопрос о необходимости оценки доступности оказываемой медицинской помощи.
Центром менеджмента здравоохранения проведен анализ анкет на предмет понимания дефиниции «Доступность медицинских услуг ПМСП» топ-менеджерами здравоохранения.
1)По данному направлению было проанкетировано 86 респондентов;
2)Из них: 27 мужчин, 59 женщин;
3)Возраст респондентов:
от 20 лет - 6 человек, 20-40 лет - 33 респондента, 40-60 лет - 44; возраст свыше 60 лет -3 человека;
4)На вопрос «Пациент, как потребитель медицинских услуг обладает правами» на:
- охрану здоровья - 8 чел., что составило 9,3 %;
- получение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи, установленного законом - 34 чел., что составило 39,5 %;
- получение платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях - 0;
- всё выше перечисленное - 44 респондента, что соотвественно составило 52%.
Почти 50% респондентов не ориентируются в правах пациентов, в знании законо-
МЕНЕДЖЕР! №3(12)2014 МЕНЕДЖЕР
здравоохранения Республики Казахстан
дательных правовых актов на предмет «Пациент, как потребитель медицинских услуг обладает правами».
5)Знаете ли Вы законодательные акты, регулирующие гарантированный объем бесплатной медицинской помощи?
6)В полной ли мере, по Вашему мнению обеспечивается возможность получения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и ее качества независимо от материального состояния больного?
в полной мере не в полной мере не используется затрудняюсь ответить
7)Как Вы думаете, в полной ли мере обеспечивается использование языка пациента при обращении за медицинской помощью?
знаю 88,4% (76)
не знаю 0,0% (0)
затрудняюсь ответить 11,6% (10)
88% топ-менеджеров знают законодательные акты, регулирующие гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Но, в тоже время, почти 12% затруднились ответить на этот вопрос. Руководитель медицинской организации в ЕНСЗ должен быть в первую очередь эффективным, грамотным и современным менеджером, обладающим необходимым набором умений, знаний, навыков. Он должен знать стратегию развития системы здравоохранения в контексте стратегических документов РК.
в полной мере не в полной мере не используется затрудняюсь ответить
87,2% (75)
8,1% (7)
0,05% (0)
4,7% (4)
На данный вопрос 87% респондентов думают, что использование языка пациента при обращении за медицинской помощью обеспечивается в полной мере, а 8% считают - не в полной мере и 4,7% опрошенных респондентов затрудняются ответить. Языковая доступность должна поддерживаться в полной мере при обращении за медицинской помощью в организациях ПМСП.
8)В полной ли мере, по Вашему мнению обеспечивается свободный выбор врача и медицинской организации?
в полной мере не в полной мере не обеспечивается затрудняюсь ответить
72,1% (62)
15,1% (13)
2,3% (2)
10,5% (9)
87,2% (75)
11,6% (ю)
0,0% (0)
1,2% (1)
Почти 88% респондентов считают, что возможность получения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и ее качества независимо от материального состояния больного обеспечивается в полной мере. Однако, почти 12% топ - менеджеров ответили, что возможность получения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и ее качества независимо от материального состояния больного обеспечивается не в полной мере. Доступность медицинской помощи не должна зависеть от материального состояния больного. Экономическая доступность - возможность получения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и ее качества независимо от материального состояния больного.
Свободный выбор врача и медицинской организации по мнению 72% респондентов обеспечивается в полной мере. 13 человек (15%) считают, что не в полной мере, а 2,3% - считают, что не обеспечивается. Именно свободный выбор медицинской организации и лечащего врача являются основными принципами ЕНСЗ.
9)В полной ли мере, по Вашему мнению, обеспечивается преемственность поликлиники с врачами скорой медицинской помощи?
в полной мере не в полной мере не обеспечивается затрудняюсь ответить
84,9 % (73)
8,1% (7)
2,3% (2)
4,7% (4)
Почти 85% топ-менеджеров ответили, что преемственность поликлиники с врачами скорой медицинской помощи обеспечивается в полной мере. 8,1% респондентов - не в полной мере, 4,7% опрошенных затруднились ответить. Преемственность и непрерывность медицинской помощи -
это координация деятельности в процессе оказания пациентам медицинской помощи в разное время, различными специалистами и лечебными учреждениями. Обеспечение преемственности в оказании скорой медицинской помощи на современном этапе требует четкой координации деятельности разных медицинских учреждений как в плане обеспечения непрерывности лечебно-диагностического процесса, так и в плане полноты передачи информации о пациенте.
в полной мере не в полной мере не обеспечивается затрудняюсь ответить
10)В полной ли мере, по Вашему мнению, обеспечивается географическая доступность в Вашей поликлинике (наличие транспорта, расстояния, времени в пути и другие обстоятельства)?
82,6 % (71) 14,0% (12)
1,2 % (1) 2,3% (2)
82,6% считают, что географическая доступность в их поликлинике (наличие транспорта, расстояния, времени в пути и другие обстоятельства) обеспечивается в полной мере, 14% - не в полной мере, 2,3% затрудняются ответить. Географическая доступность - это наличие транспорта, расстояния, времени в пути и другие обстоятельства, которые могут препятствовать пациенту в получении необходимой медицинской помощи. Географическая доступность для населения медицинских организаций - один из определяющих элементов качества оказываемой медицинской помощи.
11)Укажите наиболее оптимальный режим работы поликлиники с Вашей точки зрения.
с 8-00 до 20-00 без перерыва 96,5% (83) с 8-00 до 21-00 без перерыва 2,3% (2) с 9-00 до 21-00 без перерыва 0,0% (0) круглосуточный прием
без перерыва 1,2% (1)
96,5% респондентов указали, что наиболее оптимальный режим работы поликлиники с 8-00 до 20-00 без перерыва.
Организационная доступность - оптимизация в режиме работы отдельных медицинских услуг. Например, расписание ра-
боты амбулаторно-поликлинических служб должно быть в удобное для пациентов время. Недостаточное количество вечерних приемов снижает доступность медицинской помощи для работающих в течение дня людей.
12)Своевременно ли Вы получаете результаты лабораторных и диагностических исследований?
своевременно 98,8% (85)
несвоевременно 1,2% (1)
затрудняюсь ответить 0,0% (0)
Почти 99% топ-менеджеров своевременно получают результаты лабораторных и диагностических исследований. Несвоевременно - 1,2% респондентов. Лабораторная диагностика - это комплекс медицинских услуг, направленных на установление факта наличия или отсутствия заболевания (состояния) путем лабораторных исследований биоматериалов, полученных от пациентов. Доступность лабораторной услуги является одним из критериев качества оказания медицинской помощи. Это обусловлено тем, что современная лабораторная диагностика находит свое активное применение в постановке более точного диагноза, а это, в свою очередь, приводит к назначению объективного лечения. Критерий «доступность» - это один из факторов, влияющих на качество оказания медицинских услуг. Таким образом, своевременность получения результатов лабораторных и диагностических исследований, внимание к критерию «доступность» лабораторной услуги, позволит руководителям лечебных учреждений улучшить качество оказываемых медицинских услуг, а также повысить лояльность пациентов.
13)Используются ли в Вашей поликлинике для улучшения организационной доступности электронные медицинские карты и электронные системы прописывания лекарств?
используются 82,6% (71)
не используются 17,4% (15)
Около 83% респондентов считают, что в поликлинике для улучшения организационной доступности используются электронные медицинские карты и электронные системы прописывания лекарств. 17,4% респондентов
МЕНЕДЖЕР! №3(12)2014 МЕНЕДЖЕР
здравоохранения Республики Казахстан
считают, что не используются.
14)Как Вы относитесь к внедрению первичных консультаций пациентов медицинскими сестрами в поликлинике?
положительно 89,5% (77)
отрицательно 3,5% (3)
затрудняюсь ответить 7,0% (6)
По данному вопросу анкеты 89,5% топ-менеджеров положительно относятся к внедрению первичных консультаций пациентов медицинскими сестрами в поликлинике.
15)Как Вы относитесь к внедрению круглосуточных медицинских телефонных консультаций?
положительно 84,9% (73)
отрицательно 11,6% (10)
затрудняюсь ответить 3,5% (3)
Почти 85% положительно относятся к внедрению круглосуточных медицинских телефонных консультаций, 12% - отрицательно, 3,5% - затрудняются.
Таким образом, на основании прове-
денного анализа анкет на предмет понимания дефиниции «Доступность медицинских услуг ПМСП» топ-менеджерами здравоохранения следует, что большинство руководителей медицинских организаций правильно представляют себе вопрос доступности медицинских услуг, своевременного оказания услуг. Топ-менеджеры примерно одинаково разбираются в стандартах медицинских услуг, вопросах преемственности, географической, экономической доступности и др. Но наряду с этим, имеются вопиющие факты того, что топ-менеджеры не знают законодательных актов, регулирующих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (12%). Требуется совершенствование менеджмента в медицинских организациях. Топ-менеджеры должны быть компетентными и эффективными руководителями, что позволит обеспечить, в конечном итоге, повышение доступности и качества медицинских услуг, рост конкурентоспособности национального здравоохранения Республики Казахстан.
Источники:
1. Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг.
2. Шарабчиев Ю.Т., Дудина Т. В. Доступность и качество медицинской помощи: слагаемые успеха // Журнал «Медицинские новости», М. - 2009. - №12. - С 45-48.
3. Бойко А.Т. Качество и стандарты медицинской помощи (понятие и принципиальные основы) //maps.spb.ru/ ordinator/addelmen
4. Гришин В.В., Киселев А.А., Кардашев В.Л., и др. Контроль качества оказания медицинской помощи в условиях медицинского страхования в ведущих странах мира. - М., 2005. - С. 62.
5. Дьяченко В.Г., Капитоненко Н.А., Пудовкина Н.А., Потылицына Л.К. Система контроля качества медицинской помощи. // Ж. Медицинское страхование. 2006. - № 1-2 (13-14). - С. 47-51.
6. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения».
7. Конституция Республики Казахстан.
8. Первая помощь. Словарь медицинских терминов. Проверено 27 июня 2009. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
9. Первичная медико-санитарная помощь / Международная конференция по первичной медико-санитарной помощи, Алма-Ата, СССР, 6-12 сентября 1978 г. - Женева, Нью-Йорк, 1978 . - 68 с.
10. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. - М.: ГОЭТАР-Медиа, 2007. - 512 с.
11. Методические рекомендации кафедры. Основные вопросы организации лечебно-профилактической помощи городскому населению.
12. Степанов В.В. Организация работы ЛПУ / В.В. Степанов. - М.: МУФЭР, 2006. - 463 с.
13. https://ru.surveymonkey.eom/s/