МЕДИЦИНАЛЬЩ-САНИТАРИЯЛЫК АЛЕАШКЫ ШМЕК МЕНЕДЖМЕНТ1: БYПШ МЕН БОЛАШАК БАГЫМДАРЫ/ МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ:
НАСТОЯЩЕЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Руководитель организации, осуществляющей ПМСП: кто он?
Кунабаева Р.С. Резюме
С целью формирования необходимого уровня квалификации и профессиональной компетенции руководителей медицинских организаций, для обеспечения и повышения качества медицинских услуг необходимо иметь полную картину об имеющемся потенциале топ-менеджеров, используя множество параметров оценки менеджеров, таких как: данные возраста и пола руководителя, хотя вопросы зависимости между возрастом, полом и эффективностью руководства так и остаются не определенными. Данные об имеющемся образовании, повышении квалификации, имеющемся опыте руководящей работы могут говорить о потенциале руководителя.
Таким образом, анкетирование, проведенное с целью определения общей картины среднего облика топ-менеджеров в медицинских организациях, показало, что уровень профессиональной подготовки менеджеров не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к должности руководителя; есть необходимость в разработке долгосрочного плана повышения квалификации менеджеров с учетом современных тенденций развития системы здравоохранения в Республике Казахстан.
ТYЙiндеме
Медициналык уйымдар басшыларыньщ кажетп бшктшк децгеш мен кэаби к^ретш калыптастыру максатымен, медициналык кызметтердщ сапасын камтамасыз ету жэне арттыру Yшiн менеджерлердi багалаудыц темендепдей кептеген елшемдерш пайдалана отырып, топ-менеджерлерде бар элеует жайлы толы; хабардар болу кажет: басшыныц жасы жэне жынысы туралы деректер, десек те басшылыктыц жас мелшерi, жынысы жэне тшмдшп арасындагы тэуелдiлiк мэселесi аныкталмаган кYЙi калып отыр. Басшы Yшiн ете мацызды болып табылатын, алган бiлiмi туралы деректер, ейткенi тиiмдi басшы баскару жэне бизнес, каржыландыру саласындагы сан тYрлi бiлiмге ие болуы тиiс, ол езшщ баскарушы элеуетiн удайы арттыру максатында Yздiксiз окуды кездейдi. Басшылык жумыстагы тэжiрибесi туралы деректер кезец кезещмен басшы боп калыптасудыц мацызы туралы хабардар ете алады.
Осылайша, медициналык уйымдардагы топ-менеджерлердщ орташа келбетшщ жалпы кершюш айкындау максатымен жYргiзiлген сауалнама менеджерлердщ кэсiби дайындыктарыныц децгеш басшы лауазымына койылатын талаптарга эркашан сай келе бермейтшш керсеттi; Казакстан Республикасындагы денсаулык сактау жYЙесiнщ казiрri замангы даму тенденцияларын ескере отырып, менеджерлердщ бшктшгш арттырудыц узак мерзiмдi жоспарын эзiрлеу кажеттш бар.
Abstract
With the purpose to create the necessary qualifications and professional competence level of medical organization managers, to ensure and improve the quality of medical services we need a complete picture of the existing potential of top managers, using a variety of manager valuation parameters, such as age and sex of managers, although managers age, sex and effectiveness dependency issues remain undefined. Data on available education, training, current experience of administrative work can show the manager potential.
МЕНЕДЖЕР I №3(12)2014 МЕНЕДЖЕР
здравоохранения Республики Казахстан
Thus, a survey conducted to determine the overall picture of the average shape of the top managers in medical organizations, showed that the level of proffesional training of managers do not always correspond to the requirements for the managerial position; there is a need to develop a long-term plan for managers training considering the current trends in the development of the healthcare system in the Republic of Kazakhstan.
Современный этап реформирования системы здравоохранения в Республике характеризуется задачами, направленными на повышение качества и доступности медицинского обслуживания населению. С целью формирования эффективной системы предоставления медицинских услуг продолжаются структурные преобразования, направленные на усиление первичной медико-санитарной помощи. В этих процессах ключевым фактором является уровень компетентности лидеров, которым вверено столь важное управление изменениями. Для понимания проблем проводимых преобразований мы задались целью, для начала, определить в целом, каков средний потенциал тех, кому вверено управление медицинскими организациями, осуществляющими услуги ПМСП.
С целью определения общей картины среднего облика топ-менеджеров в медицинских организациях РК, проведено исследование с помощью онлайн программы surveymonkey.com. На веб-сайте РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» было размещено структурированное резюме, в которое вошли следующие разделы:
- личные данные;
- данные с места работы;
- данные об имеющемся образовании (основное образование, постдипломное, повышение квалификации);
- данные об имеющемся опыте руководящей работы.
Структурированное резюме заполнили 359 руководителей и заместителей руководителя 248 амбулаторно-поликлинических организаций, оказывающих услуги ПМСП в 16 регионах Республики Казахстан.
В разделе «Личные данные» отражены паспортные данные респондентов, дата рождения, пол, контакты. Анализ данного раздела показал, что большинство топ-менеджеров в медицинских организациях, осуществляющих ПМСП - это женщины, составившие 67% опрошенных респондентов.
Возраст респондентов варьировал в широких пределах:
до 30 лет составил 1% опрошенных, от 30 до 40 лет - 15%, от 40 до 50 лет - 27%, от 50 до 60 лет - 38%, возрастная группа старше 60 лет представлена 19%.
По занимаемым должностям опрошенные разбились по следующим категориям: главные врачи - 60%, директора лечебных учреждений - 15%, заместители главных врачей составили 20% опрошенных, главные медицинские сестры - 5% опрошенных.
Таким образом, по выше приведенным данным, большую часть опрошенных представляют женщины в возрастной группе старше 50 лет, занимающие должность первого руководителя организации, осу-
Направпегие работы согласно программе мерогфития
11,7%
3,2%_
6,4%J
Г" 27,7%
21^%
п Общественное здравоохранение
■ Менеджмент
■ Клинические вопросы по имеющейся специальности
■ Клинические вопросы по см ежной специальности
■ Деловое администрирование
■ Другое (указать какое)
№ 3 (12) 2014
ществляющей услуги ПМСП.
Следующий раздел включает данные об имеющемся образовании, куда включены вопросы по основному образованию (ВУЗ, форма обучения, уровень образования и специальность (согласно диплому), постдипломное образование (интернатура, рези-дентура, клиническая ординатура, магистратура, аспирантура, докторантура), и если имеется другое образование.
В основном респонденты обучались на очной форме обучения - 98,9%. По уровню образования высшее специальное образование имеют 95,5% респондентов, бакалавриат у 2,2%. Из них по специальности: 48,3% - лечебное дело, 29,0% - педиатрия, 2,2% - сестринское дело, 8,2% - стоматология.
Из дополнительного образования опрошенные имеют интернатуру - 73,8%, резидентуру - 2,3%, клиническую ординатуру - 8,4%, магистратуру - 3,4%, аспирантуру - 1,3%, докторантуру - 0,3%, лишь только 16,7% являются магистрами делового администритрования.
Это показывает, что в настоящее время уровень профессиональной подготовки не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к должности руководителя медицинской организации.
Повышение квалификации управленческого персонала организаций здравоохранения, одна из ключевых проблем, требующая незамедлительного решения. Поставленные перед сферой здравоохранения задачи, не могут быть выполнены, если уровень компетентности руководителей медицинских организаций не будет соответствовать современным требованиям эффективного производства медицинских услуг.
В АГИУВ повышение квалификации проходили - 31,2% респондентов, в ЗКГМУ - 22,3%, во ВШОЗ - 15,9% и в МУА - 10,2%.
Поэтому, систематическое повышение потенциала топ-менеджеров предусматривает непрерывное обучение.
Краткосрочные курсы обучения за последние два года (2012 - 2013 гг.) респонденты проходили в АГИУВ - 28,9%, в МУА - 16,2%, в ВШОЗ - 15,6%, в КазНМУ им. Асфендиярова - 9,8% , в РЦРЗ - 2,3% и других. Основными направлениями краткосрочных курсов обучения были, клинические вопросы по имеющейся специальности - 29,8%, по менеджменту здравоохранения - 21,3%, по общественному здравоохранению - 27,7% и другие. Это были такие виды обучения как, тематическое усовершенствование - 59,3%, общее усовершенствование - 27,1%, семинары - 4,5%, мастер-классы - 3,4%. Согласно полученным результатам, повышению управленческих компетенций менеджеров здравоохранения не уделяется должного внимания.
За последние два года (2012 - 2013 гг.) большинство респондентов приняли участие в конференциях, круглых столах, посвященных вопросам общественного здравоохранения, делового администрирования и клиническим вопросам по смежным специальностям.
В разделе данных об имеющемся опыте руководящей работы были включены вопросы общего стажа, стажа на руководящей должности, наличие сертификата специалиста, квалификационная категория, ученые и научные степени, награды и призовые места, публикации.
По результатам анкетирования, следует отметить низкий процент соответствия стажа работы на руководящей должности среди топ-менеджеров, который составил всего 47%.
Из числа анкетированных топ-менеджеров имеют высшую категорию -32,4%, первую категорию - 28,7%, вторую категорию - 7,8%. Поэтому, задача повышения показателя уровня квалификации менеджеров, в организациях с низким по-
По результатам исследования большинство опрошенных имеют медицинское образование, 24,1% респондентов окончили КазНМУ им. Асфендиярова, МУА - 17,4%, КГМУ - 10,7%, ЗКГМУ - 13,7%, СГМУ -12,6%, ЮКГФА - 11,1% и другие медицинские ВУЗы - 5,9%, институт сестринского дела «Эмили» - 2,2%, другие немедицинские ВУЗы 3,2%.
МЕНЕДЖЕР!
№ 3 (12) 2014 МЕНЕДЖЕР
казателем должна стать актуальной.
В числе принявших участие в анкетировании 13,5% топ-менеджеров заняли призовые места на конкурсах республиканского уровня, имеют государственные отраслевые награды: Нагрудный знак «Денсаулы; сактау iсiне коскан Yлесi Yшiн» - 19,6%, Нагрудный знак «Денсаулы; сактау юшщ Yздiгi» - 69,6%. Не все руководители делятся опытом работы, не принимают участие в обсуждении насущных вопросов в средствах массовой информации. Меньше половины топ-менеджеров,
из числа анкетированных (40,
публи-
куют свои работы в газетах и журналах.
Таким образом, результаты проведенного анкетирования показывают необходимость проведения мероприятий по повышению образовательного уровня топ-менеджеров, так как уровень профессиональной подготовки менеджеров не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к должности руководителя. Необходимо создание долгосрочного плана повышения квалификации менеджеров с учетом современных тенденций развития системы здравоохранения в Республике Казахстан.
Источники:
1. Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг.
2. Журнал «Справочник по управлению персоналом», № 6-2004 http://www.ippnou.ru/article.php? idarticle= 000433
3. Менеджмент в здравоохранении: учеб. пособие / Под ред. М.М. Мухамбекова. - М.: РУДН, 2012. - 372 с.
4. Методические рекомендации кафедры. Основные вопросы организации лечебно-профилактической помощи городскому населению.
5. Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов.- СПб.: Изд- во СПбГУЭФ, 2009.- 340 с. 191023, Санкт-Петербург.
6. Степанов В.В. Организация работы ЛПУ / В.В. Степанов. - М.: МУФЭР, 2006. - 463 с.
7. https://ru.surveymonkey.com/ Оценка влияния управленческих компетенций топ менеджментов на доступность медицинских услуг в организациях ПМСП (структурированное резюме)
Центр менеджмента здравоохранения РЦРЗ МЗСР РК Доступность медицинских услуг ПМСП глазами топ-менеджеров
Тапенова А.Е. Резюме
Основные актуальные задачи системы здравоохранения на сегодняшний момент -обеспечение доступности и улучшение качества медицинской помощи в немаловажной степени зависят от работы топ-менеджера медицинской организации. Менеджеры - это профессиональные управляющие, использующие знания, опыт, интеллект и мотивы поведения людей для достижения целей организации. Работа топ-менеджера сегодня является престижной, ответственной.
Необходимость проведенного анкетирования заключается в том, чтобы понять, как обеспечивается процесс доступности медицинских услуг, своевременного оказания услуг, свободного выбора врача и медицинской организации, вопросы преемственности в работе. Ведь от решения топ-менеджера зависит деятельность и процветание всей организации. Ведь именно он - ответственный за принятие решений.
Компетентность и эффективность работы руководителя - это обеспечение повышения доступности и качества медицинских услуг.
№ 3 (12) 2014
МЕНЕДЖЕР! МЕНЕДЖЕР