Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АДАПТАЦИИ И ОНЛАЙН АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ПРОЕКТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АДАПТАЦИИ И ОНЛАЙН АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ПРОЕКТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Азербаева А.Ж., Рахимова Л.Ж., Есполова Г.Д.

В данной статье описаны результаты адаптации профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты необходимы для повышения качества подготовки специалистов и удовлетворения потребностей современного производства в специалистах нужного профиля и нужного уровня подготовки. Для оценки практической необходимости и полезности, качества содержания и степени важности разработанных профессиональных стандартов в анкетировании приняли участие 2274 респондентов и около 80%, считают, что профессиональные стандарты - это первый и самый главный шаг на пути становления эффективной системы управления кадровым потенциаломБұл мақалада кәсіби стандарттарды бейімдеу нәтижелері сипатталған. Кәсіби стандарттар мамандар даярлаудың сапасын арттыру және қазіргі заманғы өндірістің қажетті бейіндегі және керекті даярлық деңгейіне ие мамандарға деген мұқтаждығын қанағаттандыру үшін қажет. Әзірленген кәсіби стандарттардың практикалық қажеттілігі мен пайдалылығын, мазмұнының сапасы мен маңыздылық дәрежесін бағалау үшін ауалнамаға 2274 респондент қатысты және шамамен 80%-ы кәсіби стандарттарды кадр әлеуетін басқарудың тиімді жүйесін қалыптастыру жолындағы алғашқы және ең басты қадам деп санайды.This article describes the results of the adaptation of professional standards. Professional standards are needed to improve the quality of training and meet the needs of the modern production in specialists with required level of raining. To evaluate the practical necessity and usefulness, quality of the content and the importance of professional standards was developed and conducted the survey for 2274 respondents and about 80% of them believe that the professional standards is the first and most important step in the establishment of an effective system of human resources management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АДАПТАЦИИ И ОНЛАЙН АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ПРОЕКТАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Анализ результатов адаптации и онлайн анкетирования по проектам профессиональных стандартов системы здравоохранения

Азербаева А.Ж.

Руководитель Центра менеджмента здравоохранения РЦРЗ МЗСР РК

Рахимова Л.Ж.

Начальник отдела исследований и методического обеспечения обучения менеджменту здравоохранения Центра менеджмента здравоохранения РЦРЗ

МЗСР РК Есполова Г.Д.

Ведущий специалист отдела исследований и методического обеспечения обучения менеджменту здравоохранения Центра менеджмента здравоохранения РЦРЗ МЗСР РК Резюме

В данной статье описаны результаты адаптации профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты необходимы для повышения качества подготовки специалистов и удовлетворения потребностей современного производства в специалистах нужного профиля и нужного уровня подготовки. Для оценки практической необходимости и полезности, качества содержания и степени важности разработанных профессиональных стандартов в анкетировании приняли участие 2274 респондентов и около 80%, считают, что профессиональные стандарты - это первый и самый главный шаг на пути становления эффективной системы управления кадровым потенциалом.

Туйшдеме

Бул макалада кэаби стандарттарды бешмдеу нэтижелерi сипатталFан. Кэаби стан-дарттар мамандар даярлаудьщ сапасын арттыру жэне казiргi замаеты eндiрiстщ кажетп бешндеп жэне керект даярлык децгешне ие мамандарFа деген муктажды^ын канаFаттандыру Yшiн кажет. Эзiрленген кэаби стандарттардыц практикалык кажеттiлiгi мен пайдалылы^ын, мазмуныныц сапасы мен мацыздылык дэрежесiн баFалау Yшiн сауалнамаFа 2274 респондент катысты жэне шамамен 80%-ы кэсiби стандарттарды кадр элеуетш баскарудыц тиiмдi жYЙесiн калыптастыру жолындаFы алFашкы жэне ец басты кадам деп санайды.

Abstract

This article describes the results of the adaptation of professional standards. Professional standards are needed to improve the quality of training and meet the needs of the modern production in specialists with required level of training. To evaluate the practical necessity and usefulness, quality of the content and the importance of professional standards was developed and conducted the survey for 2274 respondents and about 80% of them believe that the professional standards is the first and most important step in the establishment of an effective system of human resources management.

Среди поручений Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда» особое место занимает расширение доступности достойной занятости и удовлетворение потребностей развивающейся экономики в трудовых ресурсах. Для решения этой задачи и обеспечения подготовки специалистов в соответствии с

требованиями современного рынка труда, значительные изменения вносятся в Национальную систему квалификаций [1].

В связи с кардинальными переменами за последние годы в стране произошел экономический прогресс и переход к индустриально-инновационной стадии. Этот прогресс сопровождается изменением структуры экономики, появлением новых видов

ММЕ^ДЖЕР № 4 (13) 2014

производства и значительным увеличением спроса на квалифицированную рабочую силу.

Однако, не всегда на спрос можно дать удовлетворительное предложение. Усиливающиеся требования к степени подготовки и практическим навыкам со стороны работодателей зачастую не совпадают с профессиональными компетенциями специалистов, нуждающихся в трудоустройстве. В этой связи, незаполненные вакансии сохраняются, несмотря на наличие в стране безработицы.

С целью преодоления этого разры-

ва, необходимо создание новой системы квалификаций и разработка профессиональных стандартов, соответствующих современным требованиям рынка труда и направленных на повышение качества подготовки специалистов.

С учетом данной потребности и накопленного в этом отношении международного опыта, в 2012 году в Трудовой Кодекс РК введена новая глава (10-1) «Национальная система квалификаций» [2].

В ее структуру входят:

Национальна»! рамка квалификаций

Отраслевая рамка квалификаций

Профессиональные стандарты

Сертификация

Рисунок 1.

Структура Наг^ионалъной системы квалификаций

- национальная рамка квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;

- отраслевые рамки квалификаций - структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;

- профессиональный стандарт - стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;

- система сертификации - стандарт оценки профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалиста (рисунок 1) [3].

В создании новой системы квалификации особая роль отводится разработке и внедрению профессиональных стандартов. Глава государства в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда» отмечал,

что они должны стать «дорожной картой» для каждой профессии. Основной функцией, решаемой профессиональными стандартами во всем мире, является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям; сближение сферы труда и сферы подготовки кадров. Такой подход закреплен и в Трудовом Кодексе РК (ст. 138-1) [2].

Отправной точкой в разработке профессиональных стандартов является информация рынка труда (спрос работодателя). Ведь профессиональные стандарты должны отразить требования рынка труда к квалификации работников. Эта информация позволяет определить основное содержание профессионального стандарта. По мере разработки профессиональный стандарт становится тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители той или иной отрасли. Предприятия и организации могут использовать его для создания своих внутренних

(корпоративных) стандартов, найма, отбора или аттестации работников (рекрутинг).

Профессиональные стандарты необходимы для повышения качества подготовки специалистов и удовлетворения потребностей современного производства в специалистах нужного профиля и нужного уровня подготовки.

Таким образом, использование профессиональных стандартов несет в себе несомненные преимущества, для:

- абитуриентов, осуществляющих выбор своей профессиональной деятельности;

- работников системы здравоохранения, в качестве ориентира дальнейшего профессионального развития;

- работников сферы медицинского образования, как ориентир для совершенствования образовательных программ;

- кадровых служб организаций здравоохранения;

- совершенствования управления человеческими ресурсами;

- руководителей организаций здравоохранения и Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;

- осуществления рациональной кадровой политики и планирования развития человеческих ресурсов, как отдельных организаций, так и отрасли в целом.

Преимущества профессионального стандарта для работодателя, это:

- выбор качественных персоналов на рынке труда, поскольку они служат основой для определения критериев оценки при найме, подборе и отборе персонала;

- обеспечение качества труда персонала;

- обеспечение повышения потенциала персонала;

- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;

- повышение мотивации персонала в своей организации;

- повышение эффективности, обеспечение стабильности и качества труда, следовательно, высокие экономические результаты.

Преимущества профессионального стандарта для работника, это:

- определение собственного профессиональ-

ного уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования;

- эффективное функционирование на предприятии;

- обеспечение собственной востребованности на рынке труда, сокращение сроков поиска подходящей работы;

- карьерный рост и увеличение дохода.

В рамках обсуждения разработанных проектов профессиональных стандартов было проведено онлайн анкетирование при помощи программы Survey Monkey [4]. 25 проектов профессиональных стандартов системы здравоохранения, отраслевую рамку квалификаций респонденты могли просмотреть на официальном сайте Республиканского центра развития здравоохранения http://www.rcrz.kz [5].

Целью анкетирования было выявление замечаний, получение рекомендаций для дальнейшего усовершенствования разрабатываемых профессиональных стандартов.

Для оценки практической необходимости и полезности, качества содержания и степени важности разработанных профессиональных стандартов в анкетировании приняли участие 2274 респондентов, из них 888 (42,1%) - специалисты, работающие в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, 952 (45,2%) -специалисты, работающие в организациях, оказывающих стационарную помощь, 55 (2,6%) из организаций скорой медицинской помощи и санитарной авиации, респонденты из остальных медицинских организаций составили - 60 (2,7%) (рисунок 2).

На рисунке 3 представлен результат доли регионов, принявших наибольшее участие в анкетировании из 2274 респондентов, на первом месте Акмолинская область - 27,9%, следом Актю-бинская область - 10,0% и Алматинская область - 9,7%, а также наименьшее из Восточно-Казахстанской области - 0,7%, из городов Астаны - 0,3% и Алматы - 0,1%.

Из числа всех опрошенных медицинских сотрудников, наибольшее число оценивших профессиональный стандарт сотрудники сестринского дела, врачи терапевты и сотруд-

Рисунок 2.

Доля организаций, принявших участие в анкетировании

Рисунок 3.

Доля регионов, принявших участие в анкетировании

№ Наименование профессионального стандарта Количество респондентов

абс. %

1 Сестринское дело (медицинская(ий) сестра/брат специализированная (ый), общей практики, по ФЗОЖ, медицинский статистик) 545 24,0%

2 Сестринское дело (медицинская(ий) сестра/брат, по уходу, помощник медицинской сестры/брата, массажист) 460 20,2%

3 Сестринское дело (бакалавриат) 225 9,9%

4 Терапия (терапия подростковая, скорая и неотложная медицинская помощь, диетология) 171 7,5%

5 Лабораторная диагностика (лаборант, помощник врача лаборанта) 100 4,4%

6 Клиническая лабораторная диагностика 98 4,3%

7 Педиатрия 86 3,8%

8 Акушерство и гинекология (детская гинекология) 74 3,3%

9 Акушерское дело (акушер, акушер общей практики) 73 3,2%

10 Психиатрия (наркология, психотерапия, сексопатология, медицинская психология, судебно-психиатрическая экспертиза, судебно-наркологическая экспертиза) 63 2,8%

11 Лечебное дело (фельдшер, фельдшер общей практики) 54 2,4%

12 Анестезиология и реаниматология (взрослая, детская) 45 2,0%

13 Кардиология (взрослая, детская), в том числе интервенционная 45 2,0%

14 Общая врачебная практика (семейная медицина) 45 2,0%

15 Невропатология (взрослая, детская) 42 1,8%

16 Фтизиатрия (взрослая, детская) 34 1,5%

17 Неонатология 27 1,2%

18 Медицинская реабилитология, восстановительное лечение (физиотерапия, лечебная физкультура, курортология) (взрослая, детская) 15 0,7%

19 Нейрохирургия (взрослая, детская) 15 0,7%

20 Детская психиатрия 11 0,5%

21 Гематология (взрослая) 10 0,4%

22 Онкология (химиотерапия, маммология) (взрослая) 10 0,4%

23 Гастроэнтерология (взрослая, детская) 9 0,4%

24 Лучевая терапия (радиология) 9 0,4%

25 Судебно-медицинская экспертиза 8 0,4%

Итого 2274 100,0%

Таблица 1.

Число респондентов, оценивших тот или иной профессиональный стандарт

Судебно-медицин екая экспертиз а, Лучевая тер алия (радиология) Гастроэнтерология (взрослая, детская) Онкология (химиотерапия, маммология) (взрослая) Гематологяя(взро с лая) Детская психиатрия, Нейрохирургия (взрослая, детская) Медицинскаяреабилитология, восстановительное лечение..

Неонатология, Фтизиатрия (взрослая, детская) Невропатология (взрослая, детская) Общая врачебная практика (семейная медицина) Кардиология (взрослая, детская), в томчисле.. Анестезиология и реаниматология (взрослая, детская) Лечебное дело (фельдшер, фельдшер общей практики) Психиатрия (наркология, психотерапия, сексопатология,.. Акушерское дело (акушер, акушер общей практики) Акушерство и гинекология (Детскаягинекология)

Педиатрия,

Клинич еекая л або р ато рная ди агн о стика, Лабораторная диагностика (лаборант, помощник врача.. Терапия (терапияподросшовая, скораяи неотложная.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сестринское дело (бакалавриат) Сестринское дело (медицинская (ий) сестра/брат, по.. Сестринское дело (медицинская(ий) сестра/брат..

100

171

225

460

545

О

100

200

300

400

500

600

Рисунок 4.

Количество респондентов, оценивших профессиональный стандарт

Рисунок 5.

Доля врачей с категорийностью, оценивших профессиональные стандарты

ники лаборатории (таблица 1, рисунок 4).

Доля врачей, оценивших профессиональные стандарты с высшей категорией -19,1%, с первой категорией - 13,4%, врачи имеющие сертификат без категории - 13,4% и врачи со второй категорией - 7,3% (рисунок 5).

Оценка объёма представленных требований к условиям труда, образованию и опыту работы специалиста ПС респонденты оценили следующим образом:

81,8% опрошенных считают, что объём

представленных требований к условиям труда, образованию и опыту работы специалиста ПС соответствует в полном объёме, 8,5% - не в полном объёме, 7,5% респондентов считают, что объём представленных требований требует дополнений и 2,2% - требует исправлений (рисунок 6).

Из числа опрошенных респондентов 84,1% считают, что объём отраженного перечня трудовых функций по профессиям соответствует - в полном объёме, 6,6% - не в полном

Рисунок 6.

Оценка объема представленных требований к условиям труда, образованию и опыту работы специалиста

Рисунок 7.

Оценка объема отраженного перечня трудовых функций по профессиям

объёме, 6,5% полагают, что перечень трудовых функций по профессиям требует дополнений, и 2,2% - категорически требует исправлений в профессиональный стандарт (рисунок 7).

42,0% врачей оценили перечень содержащихся задач в профессиональном стандарте, входящих в каждую трудовую функцию и формирующих ее содержание на отлично, 43,1% - хорошо, 10,3% - удовлетворительно, 4,6% врачей считают, что требуется корректировка (рисунок 8).

На вопрос «Соответствуют ли средства и предметы труда задачам функциональной карты?» респонденты ответили следующим образом: да, соответствуют -

82,3%, не соответствуют - 3,8%, требуют дополнений - 11,1% врачей, 2,8% - требуют изменений (рисунок 9).

Уровень соответствия перечня знаний, личностных и профессиональных компетенций, представленных в проекте профессиональных стандартов из числа всех опрошенных 84,7% респондентов считают, что соответствует, категорически не согласны с предложенным перечнем - 2,9%, требует дополнений - 9,8%, требует изменений - 2,7% (рисунок 10).

На вопрос «Соответствует ли перечень умений и навыков, представленных в проекте профессионального стандарта

Рисунок 8.

Оценка перечня задач, входящих в каждую трудовую функцию и формирующих ее содержание

Рисунок 9.

Уровень соответствия средств и предмета труда задачам функциональной карты

Рисунок 10.

Уровень соответствия перечня знаний, личностных и профессиональных компетенций

Рисунок 11.

Уровень соответствия перечня умений и навыков, представленных в проекте профессионального стандарта личностным и профессиональным компетенциям по данной специальности

личностным и профессиональным компетенциям по данной специальности?» 85,2% врачей ответили - да, соответствует, 2,8% врачей ответили - нет, не соответствует, а другие 8,8% - требуют дополнений, и 3,2% - требуют изменений (рисунок 11).

На вопрос «Как Вы считаете, достигнута ли цель разработки профессионального стандарта?», респонденты ответили следующим образом:

81,6% врачей считают, что цель разработки достигнута в полном объеме и пред-

Рисунок 12.

Доля достигнутой цели разработки профессионального стандарта

ставлены системное и структурированное описание трудовых функций и задач по их реализации, соответствующие требования к компетенциям;

13,5% считают, что системное и структурированное описание трудовых функций и задач отражено не в полном объеме;

А остальные 4,9% полагают, что цель разработки не достигнута вообще (рисунок 12).

Таким образом, следует отметить, что по результатам анкетирования около 80% респондентов из числа специалистов, работающих в организациях амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, считают, что цель разработки профессиональных стандартов достигнута.

Также анализ существующих в стране подходов к созданию профессиональных

^МЕНЕДЖЕР № 4 (13) 2014

стандартов показал истинную необходимость и актуальность в построении новой системы классификации профессий; в разработке новых форматов и структур профессиональных стандартов, в соответствии с системой международных стандартов менеджмента и учиты-

вающих отечественную специфику; в создании системы новых профессиональных стандартов в соответствии с требованиями современного рынка труда и являющихся основой для создания системы сертификации как механизма подтверждений компетенции работников.

Источники:

1. Поручение Главы государства Н.А. Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда»;

2. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-Ш (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.01.2014 г.);

3. Совместный приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 и и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-п-м «Об утверждении Национальной рамки квалификаций»;

4. Анкетирование проектов профессиональных стандартов системы здравоохранения https://www.surveymonkey. com/s/BVT7QYF;

5. 25 проектов профессиональных стандартов системы здравоохранения http://files.rcrz.kz/centers/cmz/pps.zip.

Стратегии в управлении здравоохранения ПМСП

Мухамеджанова Г.Б., Мусирепова С.К.

ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №6» г. Алматы

Резюме

Развитие и совершенствование первичной помощи позволит повысить удовлетворенность граждан предоставляемыми услугами при относительно низких затратах, а также открыть возможность профилактики болезней и пропаганды ЗОЖ.

Тушндеме

Алгашкы медициналык-санитариялы; кемек корсету жуйесш :®:eTmAipyAiH непзп максаты аурулардьщ алдын алу жэне салауатты OMip салтын насихаттау, ал бул денсаулы; сактау саласындагы тургындардыц суранысын аз шыгынмен камтамасыз етуге мYмкiндiк береди

Abstract

Development and further improvement of primary health care will help to provide medical services satisfaction with relatively low costs, as well as open the way for the disease prevention and healthy lifestyle promotion.

Более 35 лет назад ВОЗ была принята Алма-Атинская декларация по первичной медико-санитарной помощи. В ней четко обозначена значимость первичной медико-санитарной помощи в решении медико-санитарных проблем, оздоровлении, профилактики, лечении и реабилитации, а также важность ее доступности, как целым общинам, так и отдельному лицу. Стоит отме-

тить, что ПМСП охватывает не только систему здравоохранения, но и смежные секторы, соответствуя социально-экономическому развитию страны на определенном этапе.

В настоящее время уделяется большое внимание ПМСП, как одной из главных уровней оказания медицинской помощи, поэтому цели и задачи Алма-Атинской декларации не теряют своей актуальности. Отличительной

МЕНЕДЖЕР1

№ 4 (13) 2014 МЕНЕДЖЕР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.