Научная статья на тему 'О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азербаева А.Ж.

Кәсіби стандарттарды жобасын әзірлеу - мақала күні, денсаулық біліктілік жүйесін жетілдіру мәселесі, процесінің кезеңдерін бірінің сипаттау арналған. Стандарттың мақсаты лауазымдық функцияларын кәсіби және құрылымдық сипаттамасы жүйесін, оларды іске асыру үшін тапсырмаларды, білімді тиісті талаптарды, нақты мамандық қызметкерлерінің кәсіби дағдылары мен дамыту болып табылады.The article is devoted to date, the problem of improving the qualification system of health, the description of one of the stages of the process - project development of professional standards. The purpose of the standard is to develop a system of professional and structured description of job functions, tasks for their implementation, the relevant requirements of the knowledge, skills and competencies of workers in a particular profession

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARDS PROJECTS DEVELOPMENT IN HEALTHCARE

The article is devoted to date, the problem of improving the qualification system of health, the description of one of the stages of the process - project development of professional standards. The purpose of the standard is to develop a system of professional and structured description of job functions, tasks for their implementation, the relevant requirements of the knowledge, skills and competencies of workers in a particular profession

Текст научной работы на тему «О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

больной не проходил профосмотры, не следил за здоровьем, не обращался в поликлинику и не получал периодическое квалифицированное лечение, используя дорогостоящее оборудование, препараты, квалификационный персонал. Я думаю, что внедрение солидарной ответственности пациента за свое здоровье - это правильно. Невозможно, чтобы государ-

ство всегда отвечало за вас. Ваше здоровье -ваше богатство. Берегите его!

Беседовала Гульмира Нурпеисова, Заведующая сектором по связям с общественностью РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК

УДК 61:331.108; 614.253

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Азербаева А.Ж.

Руководитель Информационно-аналитического центра "Больница медицинского центра Управления делами президента Республики Казахстан"

Аталуы: Денсаульщ сактау саласындагы кэаби стандарттар жобасын 93ipney туралы Авторлары: Азербаева А.Ж. КР Президента 1с баскармасы Медициналык орталыгыныц Аппарат жэне талдау орталыгыныц мецгерушЫ

Туйшдеме: Кэаби стандарттарды жобасын эзiрлеу - макала куш, денсаулык бшктшк жYЙесiн жетiлдiру мэселесi, процесшщ кезецдерiн бiрiнiц сипаттау арналган. Стандарттыц максаты лауазымдык функцияларын кэсiби жэне курылымдык сипаттамасы жYЙесiн, оларды юке асыру Yшiн тапсырмаларды, бiлiмдi тшсп талаптарды, накты мамандык кызметкерлершщ кэаби дагдылары мен дамыту болып табыла-ды.

Title: Professional standards projects development in healthcare

Authors: Head of Information and Analytical Center RSE "Medical Center of the Presidential Administration of the Republic of Kazakhstan "

Abstract: The article is devoted to date, the problem of improving the qualification system of health, the description of one of the stages of the process - project development of professional standards. The purpose of the standard is to develop a system of professional and structured description of job functions, tasks for their implementation, the relevant requirements of the knowledge, skills and competencies of workers in a particular profession.

Развитые государства мира усиливают стремление повысить свою конкурентоспособность путем подготовки трудовых ресурсов более высокого профессионального уровня. Стабильно высокие уровни безработицы, особенно среди молодежи, обнажили неспособность систем образования готовить для рынка труда молодых людей, обладающих необходимыми навыками. В этой связи, Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» поставлена конкретная задача по созданию национальной системы квалификаций. В формировании национальной

системы квалификации примут участие как потребители квалифцированных кадров на рынке труда, так и образовательные организации. Ориентированность профессиональных стандартов на потребности производственного сектора, и последующая разработка по ним образовательных стандартов, наряду с разработкой национальной и отраслевых рамок квалификаций, направленных на систематизацию квалификационных уровней, для справедливой мотивации труда и стимулирования карьерного роста, - вот основная идея национальной системы квалификаций.

Одной из основных проблем системы здравоохранения является обеспечение от-

расли высококвалифицированными кадрами, соответствующих современным требованиям высокотехнологичной медицины и запросам развитого общества. Одна из причин данного явления - это несоответствие компетенций соискателей на вакантные должности, в том числе и управленческие, ожиданиям работодателей.

Законом Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан» внесены положения по формированию национальной системы квалификаций. Указанным Законом законодательно закреплены такие понятия, как национальная рамка квалификаций, отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, оценка профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалистов. Определены компетенция уполномоченного органа по труду, уполномоченных государственных органов соответствующих сфер деятельности, объединений работодателей и работников в организации работы по формированию национальной системы квалификаций.

Утверждена национальная рамка квалификаций. Это очень принципиальный и системный шаг, призванный в корне изменить взаимоотношения всех сторон, представленных на рынке квалифицированного труда -системы образования, специалистов, бизнеса. С принятием данного документа в Казахстане начинается формирование новой системы подтверждения и присвоения квалификации специалистов.

Особенность казахстанской национальной рамки квалификаций состоит в том, что она является неотъемлемой частью Национальной системы квалификаций, совместима с Европейской рамкой квалификаций по восьми уровням в масштабах страны и базируется на результатах обучения.

На сегодняшний день Казахстан, являясь молодой страной-подписантом Болонской декларации, вошел в число 27 стран, принявших ннациональные рамки квалификаций.

На основе национальной рамки квалификаций уполномоченными государствен-

ными органами совместно с отраслевыми объединениями работодателей и работников разрабатываются отраслевые рамки квалификаций. На следующем этапе построения системы квалификаций проводится разработка профессиональных стандартов, к разработке которых необходимо привлечь участников производственного сектора отрасли. По разработанным профессиональным стандартам планируется разработка образовательных стандартов. Завершающим этапом планируется разработка системы сертификации в соответствии с квалификационными уровнями отраслевой системы.

В отрасли здравоохранения РК, в отличии от других отраслей система квалификаций уже имеет определенную нормативную базу. Уже существуют признаваемые в отрасли структурированные квалификационные уровни специалистов здравоохранения, на основе которого разработан проект отраслевой рамки квалификации. Также имеются квалификационные характеристики специальностей, которые послужат основой при разработке профессиональных стандартов. В настоящее время уже существуют образовательные стандарты и система сертификации согласно квалификационному уровню, совершенствование которых планируется провести в перспективе.

Основной единицей профессиональной деятельности отрасли является - профессия, в рамках которой деятельность направлена на решение определенной производственной задачи. У Области деятельности имеются 2 характеристики: функции области деятельности и квалификационные уровни в данной области деятельности.

Профессиональный стандарт является важнейшей частью Национальной системы квалификаций Республики Казахстан, на основе которого будут разработаны/ усовершенствованы образовательные программы, стандарты в системе сертификации, должностные инструкции, система мотивации и стимулирования для сотрудников данной подобласти деятельности. Профессиональный стандарт разрабатывается на основе требований Национальной рамки квалификаций, Отрасле-

вой рамки квалификации системы здравоохранения, с возможностью периодического обновления с учетом появления новых медицинских технологий, совершенствования безопасности и качества медицинских услуг, потребностей рынка медицинских услуг на новые компетенции в рамках специальности.

Целью разработки профессионального стандарта является системное и структурированное описание трудовых функций, задач по их реализации, соответствующих требований к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям работников конкретной профессии.

Разработка проектов профессиональных стандартов состояла из трех этапов.

На подготовительном этапе была сформирована экспертная группа для непосредственной разработки отраслевых профессиональных стандартов. С целью координации работы членов экспертной группы по разработке проектов профессиональных стандартов закреплены методисты (модераторы). Все участники процесса были обучены методике разработки ОПС, анкетированию и интервьюированию работников организаций здравоохранения. Обучение проводилось в виде семинаров и регулярных консультаций Дополнительно ключевые участники проекта приняли участие в тренинге компании Ернст энд Янг (Ernst & Young Kazakhstan LLP) с успешным прохождением экзамена по Методологии разработки профессиональных стандартов и получением подтверждения.

Разработчиками на подготовительном этапе разработаны 20 проектов профессиональных стандартов по следующим специальностям:

1) ревматология (взрослая, детская);

2) аллергология и иммунология (взрослая, детская);

3) пульмонология (взрослая, детская);

4) эндокринология (взрослая, детская);

5) нефрология (взрослая, детская);

6) инфекционные болезни (взрослая, детская);

7) лучевая диагностика (рентгенология, компьютерная и магнитно-резонансная томография, ультразвуковая);

8) функциональная диагностика;

9) медицина чрезвычайных ситуаций и ката-

строф;

10) общая хирургия (торакальная, абдоминальная, трансплантология, колопроктоло-гия);

11) кардиохирургия (взрослая, детская);

12) ангиохирургия (рентгенохирургия, интервенционная хирургия) (взрослая, детская);

13) травматология-ортопедия (комбустиоло-гия) (взрослая, детская);

14) патологическая анатомия (взрослая, детская);

15) трансфузиология (клиническая, производственная);

16) перфузиология;

17) детская хирургия (неонатальная);

18) медицинская генетика;

19) менеджмент здравоохранения;

20) общественное здравоохранение/социальная гигиена и организация здравоохранения (валеология, эпидемиология, статистика, методология).

С целью выявления соответствия функций, указанных в проектах профессиональных стандартов, реально выполняемым функциям специалистов практического здравоохранения согласно профилю, разработана анкета для работников организаций здравоохранения.

На основном этапе организовано и проведено анкетирование работников организаций здравоохранения по вопросу соответствия разработанного проекта профессионального стандарта профилю реально выполняемым функциям специалистов практического здравоохранения на сайте РЦРЗ с применением программы Survey Monkey. Респонденты могли ознакомиться с проектами 20 профессиональных стандартов на официальном сайте Республиканского центра развития здравоохранения http://www.rcrz.kz и дать свои комментарии или предложения, если считали это необходимым.

Проведен анализ анкетирования. Целью анкетирования было выявление соответствия, получение замечаний для дальнейшего усовершенствования разрабатываемых проектов профессиональных стандартов.

Для оценки практической необходимости, полезности, качества содержания и

Рисунок 1 - Доля организаций, принявших участие в анкетировании

организации, оказывающие стационарную помощь

организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь

организации образования в области здравоохранения научные организации в области здравоохранения

организации медицины катастроф

организации, осуществляющие деятельность в сфере службы крови

организации, осуществляющие деятельность в сфере судебной медицины и патологической анатомии

национальные холдинги

организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического ..

организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации

организации здравоохранения, осуществляющие фармацевтическую деятельность

организации скорой медицинской помощи и санитарной авиации

организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере профилактики ВИЧ/СПИД

организации здравоохранения, осуществляющие деятельность в сфере формирования здорового образа ..

организации, оказывающие паллиативную помощь и сестринский уход

39,2°

//////

степени важности разработанных профессиональных стандартов в анкетировании приняли участие 393 респондентов (рисунок 1).

На рисунке 2 представлен результат опроса при распределении по доли регионов, принявших наибольшее участие в анкетировании. Из 393 респондентов наибольшее количество приняли участие в анкетировании специалисты города Астана - 16,5%, на

втором месте - специалисты города Алматы - 12,5% и Акмолинской области - 9,2%, наименьшее число респондентов из Костанай-ской - 2,8%, Павлодарской - 2,3% и СевероКазахстанской областей - 1,8%.

г. Астана г. Алматы Акмолинская область Актюбинская область Южно-Казахстанская область Алматинская область Западно-Казахстанская область Восточно-Казахстанская область Карагандинская область Атырауская область Кызылординская область Жамбылская область Мангистауская область Костанайская область Павлодарская область Северо-Казахстанская область

16,5

Рисунок 2 - Доля регионов, принявших участие в анкетировании

общая хирургия 8,9%

лучевая диагностика 8,7%

детская хирургия 4%

функциональная диагностика 7,9%

менеджмент здравоохранения 7,6%

медицина чрезвычайных ситуаций и катастроф 6,1% 'о

эндокринология 6,1% 'о

6,1%

общественное здравоохранение/социальная гигиена .. 5,9%

ревматология ,6%

нефрология ,6%

трансфузиология %

травматология -ортопедия %

инфекционные болезни %

кардиохирургия 2 ,5%

патологическая анатомия 2,3 %

аллергология и иммунология 2,3 %

ангиохирургия 1,8 5%

перфузиология ■ 1,3 %

медицинская генетика 1,0% 0

Рисунок 3 - Доля респондентов, оценивших профессиональный стандарт

Рисунок 4 - Доля врачей с категорийностью, оценивших профессиональные стандарты

Из оценивших проекты профессиональных стандартов доля врачей с высшей квалификационной категорией составила 27,7%, с первой категорией - 37,2%, врачи имеющие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вторую категорию - 13,2%, ученую степень - 11,7% и сертификат без категории - 10,2% (рисунок 4).

Таблица 1 - Оценка качества разработки и оформления профессиональных стандартов

—-отгцтфР ВсЫрОШ """■- -. £ 1 новом р^ши ЬС в 1М.1.1 Н1.1Я йпч.счс 1 ркРуьТ доыцОмкшЛ треЦуф1 иеиравлеяий Клипкзк 1УГГКГ1Ч1Г1

к;м,' 1 ■.■ сжтаетЕ, и шчлшнш л м сбьгн^ ггр слста вл си ы ьроэиыанш: н г Г'Ггитт,' [\аГюти игссцшлигта':' ¡3% 5 7.1% 2* 2Ш 5

1Гп1т Ви и ч игл тс-. п ппизпм ли объеме от рал; г и псрстень 1 р;--'шЬЫ.'-. фуккинм наяшЙёЙ 2-"р■ ■ ■ ■:■ ■кипнфнкацни? 7 7 29 1 т

Р1-ирги.г1гы Ниириччл СТГ.ПМ'ПШ ■олрнкнш у,1<| плел перше .ТЫ» 171 и Г-ч и 1 вспрвгешеяий >:Г| к; 1: ■ 1 с; 1 к:

Ем Вы ОИРННИСТС- перетечь-нош^сшпР (умений, ■ипиып и и-лги и |. плйляш.ит Р КЯЖЛ>Ч трулорую функцию К фоЦчК^уИНиич ££ и 1 е р-+: а 1 ъ 92 11И 4 ¿рз

Биир^ы ДД. СООТВСТСТВуСТ ИСТ. НЕ соответствует туспует МНЛОЛНГКН'.Й гркгууст нсюржнлвдйЩ БШПЕСПЙ ■ОПЧТЧВ:

С ответ с ну ют лн уровню «вапцфрминн даншикс фупрплш? <)М% 15К Е 31 1

Сответсифнч Ли функциям упэшннсйшАплщщЛ 1 7.1 № 2Л -1

Ом В1ЛУ.-Е-Е}\.--Г -1И СОСШШ1Ш0ВД укпмнньк личностные н ■ 1 роф с и н о нал ын ы е •»члетсн|]№м'т ОД**. 0 8,4% 33 34

--.._ 1 ка|1И.|.Ш 1,1 II1 114.' 1 ЦП Неновы ""■---. 1Ш1. И1: дсштигиутп ЦК а ми.шич пГм.сшт К шипе «.тли-ипкггсш

На икгестс, достигнут дн п&дь ра 1рв.(опн ир^фиишшш.: 11,1 ни 1» стаи пира н (прслгтн&теио лн то-хиадоп П|»ФСССН|| СЯСММНЮС II [пр^нлттыриииш.их' и-лиилшк нкшнй ктл!»ф|П£Р11|Г|1 ■ |.рщ1|Л1ШЛ. Ф'. НК Л 111 II ши имип'суюшнл |реПииан11.м к тин гит;:! пеням)'.' зя У щ>ж 30 336

Респонденты представленный в ПС объём требований к условиям труда, образованию и опыту работы специалиста оценили следующим образом (таблица 1):

89,6% опрошенных считают, что объём представленных требований к условиям труда, образованию и опыту работы специалиста ПС соответствует - в полном объёме, 1,3% - не в полном объёме, 7,1% - требует дополнений, и 2,0% - требует исправлений.

На вопрос об объеме перечня трудовых функций согласно уровню квалификации 90,1% анкетируемых считают перечень достаточным, 1,8% отмечают неполноценность перечня функций, 7,4% полагают, что перечень трудовых функций по профессиям требует дополнений, а 0,8% предлагают внести исправления.

По вопросу соответствия перечня компетенций (умений, навыков и знаний), входящих в каждую трудовую функцию и формирующих ее содержание, из числа всех опрошенных специалистов 23,4% оценивают перечень соответствующих в полном объёме, 70,7% - не в полном объёме, 4,8% - требует исправлений, и 1,0% требует исправлений в профессиональном стандарте.

На вопрос «Соответствуют ли уровню квалификации указанные функции?» ответ или следующим образом: да, соответствует -91,1% респондентов, не соответствует - 0,2% опрошенных, требуют дополнений - 7,9% врачей, а также 0,8% предположили внести исправления.

91,6% анкетируемых считают, что уровень соответствия функций указанным профессиональным компетенциям, представлен-

ным в проекте профессиональных стандартов, в то же время 0,3% опрошенных не согласны с предложенным перечнем, 7,1% специалистов предлагают внести дополнения, 1,0% врачей требует изменений.

На вопрос «Соответствует ли специальности указанные личностные и профессиональные компетенции?» 90,6% врачей ответили - да, соответствует, 8,4% анкетируемых ответили, что компетенции требуют дополнений, и 1,0% специалистов требуют исправлений.

К вопросу о достижении цели разработки профессионального стандарта, ответили:

91,7% врачей считают, что цель разработки достигнута в полном объеме и представлены системное и структурированное описание трудовых функций, соответствующие требования к компетенциям;

0.5. считают, что системное и структурированное описание трудовых функций и задач не в полном объеме;

остальные 7,8% полагают, что цель разработки не достигнута.

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

1. Большинство респондентов, принявших активное участие в опросе, то есть заинтересованных в рассмотрении проектов ПС, оказались работниками медицинских организаций, оказывающих стационарную помощь. На втором месте - работниками медицинских организаций, оказывающих амбулаторную помощь,

2. Из опрошенных специалистов преимущественно были сотрудники столичных

медицинских организаций.

3. Активное участие в опросе приняли представители следующих специальностей: общая хирургия, лучевая диагностика, детская хирургия, функциональная диагностика и менеджмент здравоохранения.

4. По результатам анкетирования специалисты с высшей и первой квалификационной категорией показали наибольшую заинтересованность в опросе.

5. Основной контингент опрошенных отмечают, что объём представленных в профессиональных стандартах требований к условиям труда, образованию и опыту работы специалиста отражен в полном объеме.

6. Также перечень трудовых функций, указанных в профессиональных стандартах, не требует дополнений и в полной мере соответствует уровню квалификации.

7. Больше половины респондентов отметили, что представленные компетенции, формирующие содержание трудовой функции, отражены полностью, но имеют некоторые недочеты и могут быть дополнены.

8. В тоже время, превалирующее число анкетируемых согласны с утверждением, что перечень личностных и профессиональных компетенций соответствует специальностям.

9. И в итоге, к вопросу о цели разработки ПС по представлению системного и структурированного описания трудовых функций и соответствующих требований к компетенциям, почти все специалисты считают достигнутой.

После проведения доработки проектов профессиональных стандартов с учетом результатов анкетирования и обсуждения был начат заключительный этап, в ходе которого

проекты профессиональных стандартов были обсуждены с представителями медицинских организаций, научных медицинских организаций и медицинских высших учебных заведений, колледжей с работниками отраслевых объединений в научно-практической конференции «Современные аспекты управления качеством медицинской помощи и безопасности пациентов в Республике Казахстан» 7 ноября 2014 года, проведенной АО «Центр медицинских технологий» Медицинского центра «Управления делами Президента Республики Казахстан».

Далее проведена экспертиза ОПС: одного ОПС не менее двумя экспертами и одним главным внештатным специалистом МЗ СР РК по каждой специальности. Привлекаемые независимые эксперты имели первую/ высшую квалификационную категорию по соответствующему профилю, наличие ученой степени, опыт в образовательной или научной деятельности, опыт разработки проектов нормативно-правовых и методических документов, и опыт рецензирования методических разработок, рекомендаций и научных работ. Проведена повторная доработка ОПС с учетом результатов обсуждения и экспертизы.

Таким образом, анализ результатов выполненной работы, с учетом полученного одобрения привлеченных экспертов на проекты профессиональных стандартов и результаты анализа проведенного анкетирования представителей всех 20 профессиональных подгрупп, свидетельствует о том, что разработанные проекты профессиональных стандартов могут быть применены, как инструмент компетентностного подхода к управлению кадровыми ресурсами здравоохранения.

Источники:

1. «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» Назарбаев Н.А. Казинформ. 10.07.2012

2. Закон Республики Казахстан от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Казахстан»

3. Совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-е-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 октября 2012 года № 8022

№ 2 (15) 2015 Мв^АЖЕР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.