Научная статья на тему 'Определение потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов с использованием социологических методов исследования'

Определение потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов с использованием социологических методов исследования Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
154
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОТРЕБНОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ И АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СОВЕТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ / SOCIOLOGICAL RESEARCH METHODS / EXPERT SURVEY / AREA OF PROFESSIONAL ACTIVITY / TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL STANDARD / NEED FOR DEVELOPMENT AND UPDATING PROFESSIONAL STANDARDS / APPLICATION OF A PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS / COUNCIL FOR PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Баргоякова Ирина Игоревна

Объектом исследования статьи явилась потребность советов по профессиональным квалификациям (СПК), объединений работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций в разработке и актуализации профессиональных стандартов в отрасли, области профессиональной деятельности (ОПД). Цель работы рассмотрение особенностей определения потребности в разработке и актуализации профстандартов в отрасли, ОПД с использованием социологических методов исследования. Для реализации поставленой цели был проведен анализ документов, экспертный опрос, анализ научной литературы и интернет-источников и другие методы научных исследований. В статье рассматриваются и анализируются специфика социологических методов исследований (анализа документов, наблюдения, эксперимента, опроса, в т.ч. экспертного опроса); результаты анализа нормативно-правовых актов и других документов в областях профдеятельности; результаты проведенных ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2019 г. экспертных опросов (в режиме онлайн-анкетирования) представителей профдеятельности в сфере нанотехнологий, легкой промышленности и обеспечения безопасности по определению потребностей данных областей в разработке и актуализации профстандартов. Результатом исследования стало создание рекомендаций для СПК по разработке и актуализации профессиональных стандартов, которые могут быть использованы для совершенствования инструментов сбора данных в рамках экспертных опросов в различных областях профессиональной деятельности, а также определения векторов развития национальной системы квалификаций, что позволит систематизировать подходы к разработке и актуализации профессиональных стандартов. Содержащиеся в статье материалы могут быть использованы советами по профессиональным квалификациям, объединениями работодателей, профсоюзами, образовательными и другими организациями. Рекомендуемые в статье к разработке профессиональные стандарты после их утверждения могут применяться в различных областях профдеятельности; в системе профобразования (разработка и актуализация федеральных государственных образовательных стандартов и программ (в части профессиональной составляющей), профессионально-общественная аккредитация образовательных программ); при независимой оценке квалификации; при актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий».The object of the article was the need for councils for professional competence (CPCs), associations of employers, trade unions, educational and other organizations in developing and updating professional standards in the industry, area of professional activity (APA). The aim of the work is to consider the features of determining the need for developing and updating professional standards in the industry, the APA using sociological research methods. To achieve this aim, the author carried out an analysis of documents, an expert survey, an analysis of scientific literature and Internet sources and other methods of work. The article discusses and analyzes the specifics of sociological research methods (document analysis, observation, experiment, survey, including expert survey); the results of the analysis of regulatory legal acts and other documents in the areas of professional activity; the results of expert surveys conducted by the All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia in 2019 (online questionnaire) of representatives of professional activities in the field of nanotechnology, consumer goods industry and security to determine the needs of these areas in developing and updating professional standards. The result of the study was the recommendations for CPCs on developing and updating professional standards that can be used to improve data collection tools as part of expert surveys in various areas of professional activity, as well as to determine the development vectors of the national qualifications system, which will allow to systematize approaches to developing and updating professional standards. The materials can be of further use by councils for professional competence, employers' associations, trade unions, educational and other organizations. After they are approved, the professional standards recommended in the article can be applied in various areas of professional activity; in the vocational education system (developing and updating federal state educational standards and programs (in terms of the professional component), professional and public accreditation of educational programs); with an independent assessment of qualifications; when updating the state information resource Directory of Professions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Баргоякова Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов с использованием социологических методов исследования»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2020-39-2-99-112 УДК 331.542

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ И АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

И.И. Баргоякова

Центр развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-2565-0240

АННОТАЦИЯ

Объектом исследования статьи явилась потребность советов по профессиональным квалификациям (СПК), объединений работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций в разработке и актуализации профессиональных стандартов в отрасли, области профессиональной деятельности (ОПД). Цель работы - рассмотрение особенностей определения потребности в разработке и актуализации профстандартов в отрасли, ОПД с использованием социологических методов исследования. Для реализации поставленой цели был проведен анализ документов, экспертный опрос, анализ научной литературы и интернет-источников и другие методы научных исследований.

В статье рассматриваются и анализируются специфика социологических методов исследований (анализа документов, наблюдения, эксперимента, опроса, в т.ч. экспертного опроса); результаты анализа нормативно-правовых актов и других документов в областях профдеятельности; результаты проведенных ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2019 г. экспертных опросов (в режиме онлайн-анкетирования) представителей профдеятельности в сфере нанотехнологий, легкой промышленности и обеспечения безопасности по определению потребностей данных областей в разработке и актуализации профстандартов.

Результатом исследования стало создание рекомендаций для СПК по разработке и актуализации профессиональных стандартов, которые могут быть использованы для совершенствования инструментов сбора данных в рамках экспертных опросов в различных областях профессиональной деятельности, а также определения векторов развития национальной системы квалификаций, что позволит систематизировать подходы к разработке и актуализации профессиональных стандартов. Содержащиеся в статье материалы могут быть использованы советами по профессиональным квалификациям, объединениями работодателей, профсоюзами, образовательными и другими организациями. Рекомендуемые в статье к разработке профессиональные стандарты после их утверждения могут применяться в различных областях профдеятельности; в системе профобразования (разработка и актуализация федеральных государственных образовательных стандартов и программ (в части профессиональной составляющей), профессионально-общественная аккредитация образовательных программ); при независимой оценке квалификации; при актуализации государственного информационного ресурса «Справочник профессий».

Ключевые слова: социологические методы исследования; экспертный опрос; область профессиональной деятельности; вид профессиональной деятельности; профессиональный стандарт; потребность в разработке и актуализации профессиональных стандартов; применение профессионального стандарта; профессиональные квалификации; совет по профессиональным квалификациям.

Для цитирования: Баргоякова И.И. Определение потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов с использованием социологических методов исследования. Социально-трудовые исследования. 2020; 39(2):99-112. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-39-2-99-112.

© И.И. Баргоякова. 2020.

ОRIGINAL PAPER

DETERMINING OF THE NEED FOR DEVELOPING AND UPDATING PROFESSIONAL STANDARDS USING SOCIOLOGICAL RESEARCH METHODS

I.I. Bargoyakova

Center for the Development of Professional Qualifications, FSBI All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-2565-0240

ABSTRACT

The object of the article was the need for councils for professional competence (CPCs), associations of employers, trade unions, educational and other organizations in developing and updating professional standards in the industry, area of professional activity (APA). The aim of the work is to consider the features of determining the need for developing and updating professional standards in the industry, the APA using sociological research methods. To achieve this aim, the author carried out an analysis of documents, an expert survey, an analysis of scientific literature and Internet sources and other methods of work.

The article discusses and analyzes the specifics of sociological research methods (document analysis, observation, experiment, survey, including expert survey); the results of the analysis of regulatory legal acts and other documents in the areas of professional activity; the results of expert surveys conducted by the All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor of Russia in 2019 (online questionnaire) of representatives of professional activities in the field of nanotechnology, consumer goods industry and security to determine the needs of these areas in developing and updating professional standards.

The result of the study was the recommendations for CPCs on developing and updating professional standards that can be used to improve data collection tools as part of expert surveys in various areas of professional activity, as well as to determine the development vectors of the national qualifications system, which will allow to systematize approaches to developing and updating professional standards.

The materials can be of further use by councils for professional competence, employers' associations, trade unions, educational and other organizations. After they are approved, the professional standards recommended in the article can be applied in various areas of professional activity; in the vocational education system (developing and updating federal state educational standards and programs (in terms of the professional component), professional and public accreditation of educational programs); with an independent assessment of qualifications; when updating the state information resource Directory of Professions.

Keywords: sociological research methods; expert survey; area of professional activity; type of professional activity; professional standard; need for development and updating professional standards; application of a professional standard; professional qualifications; council for professional competence.

Citation: Borgoyakova I. I. Determining the need for developing and updating professional standards using sociological research methods. Social and labor research. 2020; 39(2):99-112. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-39-2-99-112.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время при определении потребности в разработке и актуализации профессиональных стандартов в областях профессиональной деятельности (под областью профессиональной деятельности понимается ее видовая совокупность, имеющая интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда)1 активно используются разнообразные

1 Развитие системы профессиональных квалификаций: сло-варно-справочное пособие / авт.-сост.: Лейбович А.Н., Волошина И.А., Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Клинк О.Ф., Новиков П.Н., Прянишникова О.Д., Факторович А.А. М.: Перо; 2018. С. 7.

социологические методы исследования, в том числе экспертные опросы. В целях определения указанной потребности в производственной сфере нанотехнологий, на предприятиях легкой промышленности и в сфере обеспечения безопасности специалисты ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в 2019 г. провели опросы экспертов в форме онлайн-анкетирования.

В работе участвовали специалисты в области определенной профессиональной деятельности, конкретного сектора экономики (отрасли), обладающие опытом разработки и внедрения различных элементов национальной системы

квалификаций (профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций, выделения и описания профессиональных квалификаций; проведения профессионально-общественной аккредитации (экспертизы) профессиональных образовательных программ; актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, профессиональных образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами, компетенциями Ворлдскиллс Россия), владеющие современной информацией о бизнес-, производственных и технологических процессах, оборудовании, инструментах, производственных операциях и т.д., выполняемых работниками, о профессиональных знаниях и умениях, а также компетентно разбирающиеся в нормативных правовых документах, регулирующих деятельность по конкретной профессии или в определенной области профессиональной деятельности, опыт работы с данными документами.

При разработке и актуализации профстандар-тов в первую очередь необходимо проанализировать содержание Реестра профессиональных стандартов2 и государственного информационного ресурса «Справочник профессий»3. Опрос организаций и предприятий реального сектора экономики является одним из базовых механизмов обновления содержания «Справочника профессий», который обеспечивает анализ изменений в структуре и содержании видов профессиональной деятельности и способствует выявлению принципиально новых видов занятости и профдеятельности на рынке труда. Вместе с тем, он может быть использован в более широких целях, в том числе для актуализации перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования [1].

ВОЗМОЖНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОТРЕБНОСТИ

При всем многообразии методов анализа документов необходимо выделить два основных: традиционный (классический) и формализованный (количественный, контент-анализ). Существенно различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя

2 Реестр профессиональных стандартов. URL: https:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/ natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/

3 Государственный информационный ресурс «Справочник профессий». URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions.

компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, т. к. оба в конечном счете преследуют одну и ту же цель - получение интересующей социолога достоверной и надежной информации. Под традиционным, классическим анализом понимается все многообразие операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Контент-анализ - это техника заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто предполагающие измерение. Полученные данные должны обладать заданным в исследовании уровнем обобщенности.

Метод опроса - это средство получения данных о состоянии общественного мнения, состоянии сознания и поведения людей. Проведение опроса с привлечением достаточного числа квалифицированных анкетеров и интервьюеров позволяет в максимально короткие сроки опрашивать много людей в рамках одной профессиональной группы и получать информацию, необходимую для принятия оперативных управленческих решений.

Опрос - метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. По характеру взаимодействия можно выделить два основных вида опроса: анкетирование и интервью, каждый из которых встречается в многочисленных разновидностях [2].

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандарти-

зированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные интервью - это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе («путеводитель интервью»). Такие интервью уместны на стадии разведки в формуля-тивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Цель клинического интервью - получение сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - информация о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии и что вовсе не осталось в памяти. По способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые - это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Телефонные интервью применяют для быстрого зондажа мнений.

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов, заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

Экспертный опрос (опрос специалистов), который в большей степени использовался ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России при определении потребности, представляет собой особую разновидность метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают «ловушки», т. к. предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении поставленных проблем. Как правило, экспертный опрос нацелен на уточне-

ние гипотез, разработку прогноза и пополнение интерпретации определенных социальных явлений и процессов.

Важный момент: отбор экспертов, прежде всего, по уровню их компетентности, (численность и представительность группы экспертов здесь оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями) и далее - предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказать свои мнения и аргументы в их пользу.

Типичная логика развертывания экспертного опроса такова:

1. указание существа изучаемой проблемы и мотивов обращения к данному лицу в качестве специалиста;

2. сведения, подтверждающие компетентность эксперта: область занятий, стаж в этой области, квалификация;

3. информация о порядке (содержании) предлагаемых вопросов в полном их объеме;

4. формулировка каждого проблемного вопроса, предлагающая либо свободные высказывания и комментарии с просьбой указать упущения, слабые места, сомнительные пункты в аргументации, либо обоснование постановки иной проблемы;

5. оценка уверенности в заключении (мнении) эксперта;

6. дополнительные замечания, комментарии, предложения. При изучении субъективных состояний людей, мотивации, мнений и отношения к событиям опросы имеют большие преимущества перед другими методами сбора данных. Интервью и анкетные опросы могут быть вполне использованы как единственный источник данных [3].

Приведем также другие возможные социологические методы исследования, которые могут быть использованы при определении потребности.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Эксперимент - это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения исследуемого социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных) [2].

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОПРОСОВ С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ И АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Прежде всего, приведем единые нормативно-правовые акты и иные регламентирующие документы Российской Федерации, используемые во всех отраслях, ОПД при разработке и актуализации профессиональных стандартов, и необходимые для определения рассматриваемой потребности:

1. федеральные законы: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 16.12.2019); Гражданский кодекс Российской Федерации, части I от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 16.12.2019), II от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изменениями от 03.07.2019), III от 26.11.2001 №146-ФЗ (ред. от 18.03.2019); Федеральный закон от 03 декабря 2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (в ред. Федерального закона от 02 мая 2015 г. № 122-ФЗ); Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 18.02.2020);

2. постановления Правительства Российской Федерации и иные документы, регулирующие вопросы применения Национальной системы квалификаций в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями); постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. № 970 «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»; Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г.; федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования;

3. нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие систему требований к содержанию профессиональной деятельности: приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г.

№147н (ред. от 29 сентября 2014 г.) «Об утверждении Макета профессионального стандарта»; приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»; приказ Минтруда России от 29 апреля

2013 г. №170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов»; приказ Минтруда России от 29 апреля 2014 г. №665н «О внесении изменений в Макет профессионального стандарта», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. №147н; приказ Минтруда России от 29 апреля

2014 г. №666н «Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов» (с изменениями от 9 марта 2017 г.); приказ Минтруда России от 29 сентября 2014 г. №667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (с изменениями от 9 марта 2017 г.);

4. иные регламентирующие документы Российской Федерации: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности; профессионально-квалификационные справочники (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 (с изменениями и дополнениями); Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 1. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. №31/3-30 (с изменениями и дополнениями); Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Часть 2. Разделы: Механическая обработка металлов и других материалов», «Металлопокрытия и окраска»; «Эмалирование», «Слесарные и слесар-но-сборочные работы» утвержденный постановлением Минтруда России от 15 ноября 1999 г. №45 (с изменениями и дополнениями)).

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) предписывает обязательное использование профессиональных стандартов в следующих случаях.

1. Согласно статье 195.3 ТК РФ применение профессиональных стандартов обязательно, когда нормативными правовыми актами Российской

Федерации установлены требования к квалификации работников. В этой же статье определяется, что если законодательство не устанавливает требования к квалификации, то профессиональные стандарты применяются работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации работников (с учетом особенностей трудовых функций).

2. Профессиональные стандарты также обязательны к использованию в части наименования должностей, профессий и специальностей (и определения квалификационных требований к ним), если выполнение работ связано с предоставлением компенсаций, льгот или наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ). Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам также может проводиться с учетом профессиональных стандартов (ст.143 ТК РФ).

При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты4.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» определяется процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта (квалификационным требованиям).

Необходимость направления работника на прохождение независимой оценки квалификации определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ), он же обязан оплатить экзамен (ст. 187 ТК РФ). В случае отрыва от работы за работником сохраняется рабочее место и средняя заработная плата, в случае прохождения независимой оценки в другой местности выплачиваются командировочные (ст. 187 ТК РФ).

К нормативно-правовым актам и другим документам, использующимся в области нанотех-нологий, относятся: Федеральный закон «О Российской корпорации нанотехнологий» №139-ФЗ от 19 июля 2007 г. (с изменениями и дополнени-

4 Письмо Минтруда России от 04 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов».

ями); Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. №211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»; Стратегия деятельности государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» до 2020 г. (Протокол от 14 декабря 2015 г. №41); Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» (поручение Президента Российской Федерации № ОГ-П8-3488 от 22 июня 2012 г. и № Пр-688 от 24 апреля 2007 г.).

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № ВЗ-П7-2702 и 22 июня 2012 г. № ОГ-П8-3488 по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии» (утверждена Президентом Российской Федерации 24 апреля 2007 г. № Пр-688), Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в течение последних лет Фондом инфраструктурных и образовательных программ (далее - Фонд) проведена значительная работа по созданию и развитию отраслевой рамки квалификаций в области наноиндустрии с учетом согласованной позиции предприятий наноиндустрии, вошедших в состав Некоммерческого партнерства «Межотраслевое объединение наноиндустрии», научно-производственных объединений и образовательных учреждений. Стратегия деятельности Фонда до 2025 г. (утверждена Наблюдательным советом Фонда инфраструктурных и образовательных программ, протокол от 02 июня 2016 г. №24 (раздел II)) опирается на элементы инфраструктурной, образовательной и иной экосистемной поддержки развития области нанотехнологий, ставшие результатом работы Фонда за период с 2011 по 2016 г. и заложившие основу перехода Фонда в предстоящей перспективе на новую модель деятельности в рамках развития области нанотехнологий. Интеграция потенциалов, разработанных Фондом на предыдущем этапе элементов инфраструктурной, образовательной и иной экосистемной поддержки, в общую модель «конвейера инноваций», позволит масштабировать деятельность Фонда, обеспечив ускорение инкубирования малых инновационных компаний (стартапов), значительное расширение трансфера технологий, развитие кадрового потенциала инновационных компаний, снятие ограничений на производство, внедрение и тиражирование инновационной, в том числе на-нотехнологической, продукции.

Фонд выступил как интегратор институциональных механизмов поддержки развития про-

фессионального сообщества через привлечение предприятий наноиндустрии к разработке профессиональных стандартов. В соответствии со Стратегией-2025 г. по направлению «Квалифицированные кадры, профессиональное образование» ключевыми задачами являются среднесрочные стратегические направления разработки области нанотехнологий в целях качественного изменения в спросе на рабочих и специалистов в среднесрочной перспективе, определение потребностей в разработке и актуализации профессиональных стандартов, внедрение системы независимой оценки квалификации на базе профессиональных стандартов в области нанотехно-логий, создание сети центров оценки квалификаций специалистов и вовлечение предприятий в систему оценки.

Достижению задач по определению потребностей в разработке и актуализации профессиональных стандартов, внедрению системы независимой оценки квалификации на базе профессиональных стандартов в области нано-технологий, способствует реализация целевой программы Фонда «Программа развития профессиональных стандартов по перспективным инженерным профессиям в соответствии с технологическими областями деятельности Фонда инфраструктурных и образовательных программ на 2016-2025 годы» (утвержденная Приказом №15-ДОП от 19 сентября 2016 г.), а также целевой программы «Развитие системы оценки профессиональных профессий в наноиндустрии» на период 2016-2018, 2018-2021 гг., утвержденной Наблюдательным советом Фонда инфраструктурных и образовательных программ (протокол от 14 декабря 2015 г. №22, раздел XII и протокол от 17 декабря 2018 г. №33 (раздел III)).

На сегодняшний день в результате работы Фонда сформировано профессиональное и экспертное сообщество специалистов соответствующего профиля по 70 разработанным профессиональным стандартам, по большинству из них (около 85%) выделены наименования квалификаций и описаны требования к ним; частично разработаны и апробированы комплекты оценочных средств, обучен и аттестован ряд экспертов; проведена апробация процедур оценки квалификации в форме профессионального экзамена. В течение 2012-2018 гг. Фондом были разработаны профессиональные стандарты по пяти из шести технологических областей деятельности Фонда: в области наноэлектроники, оптоэлектроники, фотоники; качества жизни; новых материалов и

покрытий; метрологии, стандартизации и безопасности инновационной продукции наноин-дустрии (все технологические области), которые одобрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. В настоящее время 63 профессиональных стандарта занесены в Национальный реестр профессиональных стандартов и реестр профессиональных стандартов Межотраслевого объединения наноиндустрии.

В сентябре 2019 г. при информационной поддержке Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России было проведено онлайн-анке-тирование 34 экспертов5 с целью формирования предложений по разработке перечня приоритетных профессиональных стандартов для работников в области наноиндустрии. В целях данного исследования понятие «профессиональный стандарт» было определено, как характеристика профессиональной деятельности, в том числе как синоним профессии [4].

Приведенные ниже диаграммы (рис. 1), (рис. 2) отражают качественный состав экспертов, принявших участие в опросе.

По итогам анализа результатов проведенного анкетирования Совету по профессиональным квалификациям в наноиндустрии было рекомендовано инициировать разработку 10 профессиональных стандартов:

• специалист формирования полупроводниковых структур;

• оператор сборочного производства изделий микроэлектроники;

• инженер-технолог в области изготовления элементов наноэлектроники;

• специалист по конструированию и инженерному расчету изделий из полимерных материалов и металлов;

• специалист по работе со сверхвысоковакуум-ным оборудованием;

• специалист по сертификации инновационной продукции;

• специалист по нанобиотехнологиям;

• специалист по технико-экономическому сопровождению полного жизненного цикла выпуска инновационной продукции наноинду-стрии;

5 Эксперты, прошедшие анкетирование полностью (имеющие стаж работы по области профессиональной деятельности и опыт деятельности в рамках национальной системы квалификаций (НСК), - 25 человек. Эксперты, принявшие участие в анкетировании, но указавшие отсутствие стажа работы в ОПД/ опыта деятельности в рамках НСК, - 9 человек.

Число экспертов

I ■ ■

Стаж по ОПД Стаж по ОПД Стаж по ОПД Стаж по ОПД Стаж по ОПД более 15 лет 10-15 лет 5-10 лет 3-5 лет 1-3 года

(1 человек) (6 человек) (5 человек) (3 человека) (10 человек)

12

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8

6

4

2

0

Рис. 1 / Fig. 1. Распределение экспертов по стажу работы в области профессиональной деятельности / Distribution of experts by professional experience

Источник/Source: составлено по результатам экспертного опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on the expert survey conducted by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russia.

Число экспертов

■ ■

Представители Представители Представители

предприятий региональных вузов

(12 человек) центров инноваций (7 человек) (6 человек)

14

12

10

8

6

4

2

0

Рис. 2/ Fig. 2. Распределение экспертов по видам организаций / Distribution of experts by type of organization

Источник/Source: составлено по результатам экспертного опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on the expert survey conducted by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russia.

• оператор полупроводникового производства;

• оператор формирования полупроводниковых

структур.

Изучение наименований профессиональных стандартов, предлагаемых экспертами, показывает следующее.

1. Требования ПС «Специалист по испытаниям инновационной продукции наноиндустрии в зарубежных испытательных центрах» могут быть учтены путем актуализации действующего ПС «Специалист по испытаниям инновационной продукции наноиндустрии» за счет введения дополнительной обобщенной трудовой функции (ОТФ).

2. ПС «Специалист технологической подготовки производства изделий из композиционных полимерных материалов методом литья под давлением» уже включен в Перечень профессиональных стандартов (включая актуализированные) по приоритетным профессиям (специальностям) нанотехнологического профиля, планируемых к

разработке на 2019-2020 гг. (протокол заседания СПК в наноиндустрии от 30 апреля 2019 г. № 35).

3. Требования ПС «Специалист в области разработки и производства нанолекарств», скорее всего, будут дублировать требования разработанных в настоящее время ПС «Специалист по технологии производства наноструктурированных лекарственных средств» и «Специалист-исследователь по разработке рецептуры наноструктури-рованных лекарственных средств».

4. ПС «Инженер-технолог в области анализа, разработки и испытаний бетонов с нанострукту-рирующими компонентами» был разработан в 2016 г. (приказ Минтруда России от 13 сентября 2016 г. № 504н).

5. Требования ПС «Переводчик технического английского в наноиндустрии» могут быть учтены в ПС «Специалист в области перевода и локализации», разработка которого инициирована СПК офисных специалистов и вспомогательных административных работников.

6. Требования ПС «Специалист по качеству продукции наноиндустрии» учтены в действующих ПС наноиндустрии, связанных с производством изделий из наноструктурированных материалов (по видам материалов).

На 01.03.2020 г. утверждены следующие ПС в области наноиндустрии: инженер-конструктор в области производства наногетероструктурных СВЧ-монолитных интегральных схем; инженер-технолог в области производства наноразмерных полупроводниковых приборов и интегральных схем; инженер-технолог в области производства наногетероструктурных СВЧ-монолитных интегральных схем; инженер по метрологии в области метрологического обеспечения разработки, производства и испытаний нанотехнологической продукции; специалист в области материаловед-ческого обеспечения технологического цикла производства объемных нанокерамик, соединений, композитов на их основе и изделий из них; специалист в области технологического обеспечения полного цикла производства изделий с нанострук-турированными керамическими покрытиями; специалист по функциональной верификации и разработке тестов функционального контроля на-норазмерных интегральных схем; специалист в области технологического обеспечения полного цикла производства объемных нанокерамик, соединений, композитов на их основе и изделий из них; специалист по проектному управлению в области разработки и постановки производства полупроводниковых приборов и систем с использованием нанотехнологий; специалист технического обеспечения процесса производства полимерных наноструктурированных пленок; специалист по научно-техническим разработкам и испытаниям полимерных наноструктурированных пленок; инженер-проектировщик фотошаблонов для производства наносистем (включая наносенсорику и интегральные схемы); специалист производства наноструктурированных сырьевых керамических масс; специалист формообразования изделий из наноструктурированных керамических масс; специалист по измерению параметров и модификации свойств наноматериалов и наноструктур; специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии; специалист по метрологии в наноиндустрии; специалист по безопасности инновационной продукции наноиндустрии и др.

Экспертами в ходе опроса было указано на необходимость актуализации 22 профессиональных стандартов в наноиндустрии, что составляет 37%

от всех ПС, закрепленных за СПК в наноинду-стрии, из них в области:

• наноэлектроники и фотоники - 13 ПС из 21, утвержденного в данной области;

• новых материалов и покрытий - 4 ПС из 27, утвержденных в данной области;

• метрологии, стандартизации, испытаний и безопасности инновационной продукции на-ноиндустрии - 5 из 5, утвержденных в данной области.

В качестве причин (обоснования) актуализации ПС экспертами в сфере нанотехнологий, также, как и специалистами в области легкой промышленности, области обеспечения безопасности были указаны:

• расширение вида профессиональной деятельности;

• изменение технологий, производственных и бизнес-процессов;

• принятие, изменение нормативно-правовых актов;

• стратегия развития отрасли;

• дорожные карты.

Среди предложений по внесению изменений в разделы профстандарта, указанных экспертами, стоит отметить предложения общего характера, отмечаемые экспертами других ОПД, а также предложения, относящиеся именно к наноиндустрии:

• определить новые наименования должностей, требования к опыту работы и образованию;

• в связи с внедрением цифровых технологий эти знания должны быть отражены в профессиональном стандарте;

• привести коды ОКСО в соответствие с классификатором ОКСО (ОК 009-2016);

• актуализировать в части знания и умения внедрения новых методик испытаний.

На сегодняшний день по следующим 3 ПС из указанных экспертами в ходе опроса, СПК в нано-индустрии уже ведется работа по актуализации:

• специалист по стандартизации инновационной продукции наноиндустрии;

• специалист в области разработки полупроводниковых лазеров;

• специалист по производству наноструктурированных полимерных материалов.

Таким образом, по итогам анализа результатов анкетирования, Совету по профессиональным квалификациям в наноиндустрии было рекомендовано провести актуализацию 14 профессиональных стандартов:

• инженер в области проектирования и сопровождения интегральных схем и систем на кристалле;

• инженер по метрологии в области метрологического обеспечения разработки, производства и испытаний нанотехнологической продукции;

• инженер-конструктор в области производства наногетероструктурных СВЧ-монолитных интегральных схем;

• инженер-технолог в области производства наногетероструктурных СВЧ-монолитных интегральных схем;

• инженер-технолог в области производства на-норазмерных полупроводниковых приборов и интегральных схем;

• специалист по безопасности инновационной продукции наноиндустрии;

• специалист по испытаниям инновационной продукции наноиндустрии;

• специалист по метрологии в наноиндустрии;

• специалист по подготовке и эксплуатации научно-промышленного оборудования для получения наноструктурированных pvd-покрытий;

• специалист по подготовке и эксплуатации оборудования по производству нанострукту-рированных полимерных материалов;

• специалист по проектированию систем в корпусе;

• специалист по проектному управлению в области разработки и постановки производства полупроводниковых приборов и систем с использованием нанотехнологий;

• специалист по разработке технологии производства приборов квантовой электроники и фотоники;

• специалист технического обеспечения технологических процессов производства приборов квантовой электроники и фотоники6.

Что касается ОПД, связанной с легкой промышленностью, отметим, что для определения перечня приоритетных профстандартов, которые необходимо разработать в данной ОПД, в июне 2019 г. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России при информационной поддержке Совета по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпри-

„7

нимательской и экономической деятельности'

6 Отчет ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России 2019 г. о работе по научно-методическому обеспечению по теме: «Подготовка предложений по определению потребностей в разработке и актуализации профессиональных стандартов в области нанотехнологий».

7 Совет по профессиональным квалификациям торговой, внеш-

неторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности создан на базе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям в целях развития системы независимой оценки квалификации от 28 июня 2016 года, протокол № 15..

был организован и проведен экспертный опрос в форме онлайн-анкетирования. В опросе приняло участие 14 экспертов, из них со стажем более 15 лет - 9 человек, со стажем от 1 до 3 лет - 4 человека. Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности ведет активную работу по разработке новых и актуализации действующих профессиональных стандартов в легкой промышленности (табл. 1).

Результаты экспертного опроса в области легкой промышленности, также как и в областях нанотехно-логий и обеспечения безопасности, показывают, что профессиональные стандарты наиболее часто применяются при разработке должностных инструкций; подборе персонала; в процессах обучения и аттестации персонала; процессе оплаты труда.

На период до 2024 г. эксперты предложили разработать следующие проекты профессиональных стандартов:

1. Разработчик ИТ-интерфейсов в легкой промышленности.

2. Программист электронных «рецептов» одежды (Специалист по 3D моделированию в легкой промышленности).

3. Дизайнер (Промышленный дизайнер, тех-ностилист, проектировщик новых тканей).

4. Модельер-конструктор.

5. Инженер-проектировщик текстильных материалов и изделий.

6. Конструктор изделий легкой промышленности.

7. Технолог изделий легкой промышленности.

8. Специалист по рециклингу одежды.

9. Технолог детской обуви.

10. Художник по костюму (Костюмер и др.).

11. Исполнитель художественно-оформительских работ.

12. Товаровед изделий легкой промышленности.

13. Техник-метролог контрольно-измерительного и испытательного оборудования.

14. Инженер-технолог текстильного производства (по видам).

15. Инженер-технолог производства одежды.

16. Специалист в области оценки качества текстильных изделий и одежды.

17. Оператор машин технологического процесса.

18. Оператор швейного оборудования.

19. Техник по эксплуатации и обслуживанию электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

20. Обувщик (специалист по работе с промышленным оборудованием в обувной промышленности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.И. Баргоякова Таблица 1 / Table 1

Профессиональные стандарты в области легкой промышленности / Professional standards in light industry

№ Наименование Реквизиты приказа МТ

21.002 Дизайнер детской одежды и обуви Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.12.2014 №974н

21.003 Специалист в области маркетинга детских товаров Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.12.2014 №1176н

40.193 Специалист по технологическому обеспечению производства детских товаров Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.06.2018 №356н

Источник/Source: составлено по результатам экспертного опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on the expert survey conducted by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russia.

21. Закройщик (специалист по работе с промышленным оборудованием кроя в легкой промышленности).

22. Печатник (специалист по работе с промышленным оборудованием различных типов печати в легкой промышленности).

23. Портной.

24. Швея.

25. Вышивальщица.

26. Вязальщица.

Эксперты легпрома отметили, что необходимость разработки новых ПС тесно связана со стратегией развития отрасли, в рамках которой идет формирование дорожных карт, новых программ проектирования и прототипирования разработок, принятие, изменение нормативно-правовых актов, появление новых технологий.

Экспертный опрос в легпроме выявил отсутствие драйверов роста заинтересованности в профстандартах, развитии профессиональных квалификаций со стороны крупных работодателей, в том числе, по причине высокой степени привлечения трудовых мигрантов (г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тульская область, другие регионы).

На сегодняшний день определена следующая потребность в разработке и актуализации профессиональных стандартов в легкой промышленности:

• предлагается разработать не менее 28 новых ПС, при этом общая численность профстан-дартов в легкой промышленности к 2025 г. должна достигнуть 35;

• предлагается актуализировать 3 профстандарта;

• предлагается провести работу по разработке примерных основных образовательных программ по действующим профессиональным

о

стандартам8.

8 Отчет ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России 2019 г. о работе по научно-методическому обеспечению по теме: «Подготовка предложений по определению потребностей легкой промышленности в разработке профессиональных стандартов».

Разработка ПС очень важна для области обеспечения безопасности. С целью формирования предложений по разработке перечня приоритетных профстандартов для работников данной области в июне 2019 г. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России при информационной поддержке Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях9 был организован опрос экспертов в форме онлайн-анкетирования. В опросе приняло участие 29 экспертов, из них со стажем от 1 до 3 лет - 2 человека, со стажем от 3 до 5 лет - 2 человека, со стажем от 5 до 10 лет - 1 человек, со стажем от 10 до 15 лет - 1 человек, со стажем более 15 лет - 6 человек, не указали стаж - 17 человек.

В области обеспечения безопасности утверждены и применяются пять профессиональных стандартов:

• специалист по противопожарной профилактике, утвержден приказом Минтруда России от 28 октября 2014 г. №814н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минтруда России от 12 декабря 2016 г. №727н);

• специалист по приему и обработке экстренных вызовов, утвержден приказом Минтруда России от 9 сентября 2015 г. №618н;

• водолаз, утвержден приказом Минтруда России от 31 октября 2017 г. №765н;

• лесной пожарный, утвержден приказом Минтруда России от 17 апреля 2018 г. №246н;

• инструктор парашютно-десантной службы, утвержден приказом Минтруда России от 30 сентября 2015 г. №670н.

В результате анализа результатов опроса экспертов и других источников информации о не-

9 Деятельность Совета по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуа-

циях включает в себя следующие области профессиональной деятельности: пожарная безопасность, защита в чрезвычайных ситуациях, экологическая безопасность, промышленная безопасность.

Таблица 2 / Table 2

Рекомендации экспертов по актуализации действующих профессиональных стандартов / Expert recommendations on updating existing professional standards

Наименование профессионального стандарта Рекомендации экспертов

Специалист по противопожарной профилактике Учесть применение цифровых технологий

Водолаз Учесть все обобщенные трудовые функции вида профессиональной деятельности по профилям на виды: - водолаз строительно-монтажных работ: - судовой водолаз; - водолаз-спасатель (и др. с учетом потребности различных отраслей экономики)

Специалист по приему и обработке экстренных вызовов Учесть применение цифровых технологий

Лесной пожарный Включить обобщенные трудовые функции, не отраженные в действующем профессиональном стандарте

Инструктор парашютно-десантной службы Включить ОТФ, не отраженные в существующем профессиональном стандарте

Источник/Source: составлено по результатам экспертного опроса, проведенного ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России / based on the expert survey conducted by the FSBI All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russia.

обходимости и целесообразности разработки профессиональных стандартов сформирован перечень профессиональных стандартов, рекомендуемых к разработке в 2020 г.:

1. Психолог в служебной деятельности.

2. Специалист по надзору в сфере пожарной безопасности.

3. Специалист по экологической безопасности.

4. Специалист по организации тушения пожара.

5. Специалист по исследованию и экспертизе пожаров.

6. Специалист аварийной службы при нештатных дорожных ситуациях.

7. Трубочист (специалист по системе дымовых и вентиляционных каналов).

8. Горноспасатель.

9. Специалист по авиационному поиску и спасанию.

10. Специалист по ликвидации аварийных разливов нефти.

11. Специалист по тушению пожаров на воздушных судах.

12. Специалист по экспертизе и сертификации пожарно-технической продукции.

13. Спасатель.

14. Специалист по строительству печей10.

В соответствии с перечнем наименований проектов профессиональных стандартов, раз-

10 Отчет ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России 2019 г. о работе по научно-методическому обеспечению по теме: «Подготовка предложений по определению потребности в разработке профессиональных стандартов в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях».

работка которых предусмотрена в 2020 г. за счет средств федерального бюджета, будет разработан ПС «Специалист по организации тушения пожаров»11.

Рекомендации экспертов, принявших участие в опросе, по актуализации действующих проф-стандартов представлены в табл. 2.

В марте-апреле 2020 г. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России при информационной поддержке СПК провел экспертные опросы в форме онлайн-анкетирования в областях профессиональной деятельности, связанных с ЖКХ, полиграфическим производством. В настоящее время проводятся экспертные опросы в атомной промышленности и здравоохранении. Основная цель данных исследований - определение потребностей областей профессиональной деятельности в разработке и актуализации профессиональных стандартов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с высокой скоростью технологических изменений в различных отраслях необходимо на постоянной основе проводить социологические исследования с целью анализа происходящих здесь процессов для определения их влияния на развитие профильных секторов с последующей корректировкой комплекса мер в области разработки и актуализации профстандартов.

Для того, чтобы участники рынка были заинтересованы в развитии профильных областей и видов профессиональной деятельности необхо-

11 Подробнее см. сайт: https://profstandart.rosmintrud.ru/

димо разрабатывать прикладные рекомендации по изменению содержания профессиональной деятельности в среднесрочной перспективе.

Профессиональные стандарты при эффективной реализации полного цикла от разработки и проведения независимой оценки до непрерывного обучения и повышения квалификации должны стать основой качественного роста человеческих ресурсов. В связи с этим в ходе опроса рынка труда важно выявить перечень наиболее востребованных областей и видов профессиональной деятельности на региональных рынках труда, что, в свою очередь, будет оказывать влияние на повышение производительности труда и решение задачи создания высококвалифицированных рабочих мест.

Проводимые ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России экспертные опросы позволяют выявлять потребности отраслей, областей профессиональной деятельности в разработке и актуализации профессиональных стандартов. Активное взаимодействие ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России с профильными советами по профессиональным квалификациям по данным вопросам является залогом повышения эффективности внедрения и применения профстандартов в организациях (на предприятиях). Результаты совместной работы ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России и СПК могут быть использованы объединениями работодателей, профсоюзами, образовательными организациями и другими заинтересованными структурами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Волошина И.А., Козлова Л.В., Новиков П.Н. Модель выявления востребованности профессий: ключевые параметры и некоторые особенности. Социально-трудовые исследования. 2019;37(4):106-119. DOI: 10.34022/2658-3712-201937-4-106-119.

2. Рабочая книга социолога. 2-е изд-е, переработанное и дополненное. М.: Наука; 1983. 476 с.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет; 2000. 596 с.

4. Лейбович А.Н., Волошина И.А, Прянишникова О.Д., Клинк О.Ф, Есенина Е.Ю. Рекомендации по формированию рамок квалификаций областей профессиональной деятельности. М.: Перо; 2016. 27 с.

5. Волошина И.А. Основные направления развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации // Социально-трудовая сфера и демографическое развитие Республики Беларусь: материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых (28-29 ноября 2017 г., Минск) / НИИ труда Минтруда и соцзащиты. Минск: Колорград; 2018;9-11.

6. Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в системе профессионального образования // Электронный научный журнал «Актуальные вопросы современной экономики», 2020;(1). http://xn--80ae9b7b.xn--p1ai/Editions#

7. Волошина И.А., Новиков П.Н. Понятие навыка в сфере труда // Электронный научный журнал «Актуальные вопросы современной экономики», 2020;(2). http://xn--80ae9b7b.xn--p1ai/Editions#

8. Волошина И.А., Новиков П.Н. Подходы к классификации профессий в целях разработки профессиональных стандартов // Электронный научный журнал «Актуальные вопросы современной экономики», 2019;(2).

9. Волошина И.А., Новиков П.Н. О классификации профессий в рамках национальной системы квалификации. Социально-трудовые исследования. 2019;35(2):76-82. DOI: 10.34022/2658-3712.

10. Волошина И.А., Новиков П.Н., Зуев В.М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2016. Вып. 10.

11. Зайцева О.М., Новиков П.Н. Национальная система квалификаций: проблемы понятийного аппарата (компетенция) // Электронный научный журнал «Актуальные вопросы современной экономики», 2019;(2).

12. Новиков П.Н. Общие подходы к понятию навыка // Электронный научный журнал «Актуальные вопросы современной экономики», 2020;(1). http://xn--80ae9b7b.xn--p1ai/Editions#

13. Новиков П.Н. Национальная система квалификаций: проблемы понятийного аппарата (квалификация) // Электронный научный журнал «Актуальные вопросы современной экономики», 2018;(9).

14. Лейбович А.Н., Волошина И.А. и др. Развитие системы профессиональных квалификаций. М.: Перо; 2018. 20 с.

15. Спиридонов О.В. Требования к квалификации рабочих машиностроительной промышленности в условиях цифровой трансформации // Вектор экономики, 2020;(1). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42393111.

REFERENCES

1. Voloshina I.A., Kozlova L.V., Novikov P.N. The model for identifying the demand for professions: key parameters and some features. Social and labor research. 2019;37(4):106-119. DOI: 10.34022/2658-3712- 2019-37-4-106-119. (In Russ.).

2. Workbook of the sociologist. 2nd ed., revised and supplemented. M.: Science. 1983; 476.

3. Yadov V.A. Sociological research strategy. Description explanation, understanding of social reality. M.: Dobrosvet. 2000; 596.

4. Leibovich A.N., Voloshina I.A, Pryanishnikova O.D., Klink O.F., Esenina E.Y. Recommendations on the formation of qualifications frameworks for areas of professional activity. M.: Pero. 2016; 27.

5. Voloshina I.A. The main directions of the development of the system of professional qualifications in the Russian Federation. Social and labor sphere and demographic development of the Republic of Belarus: materials of the international scientific and practical conference of young scientists (28-29 November 2017, Minsk). Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection. Minsk: Kolorgrad. 2018: 9-11. (In Russ.).

6. Voloshina I.A., Novikov P.N. The concept of skill in the vocational education system. Aktual'nye voprosy sovremennoi ehkonomiki=Actual problems of the modern economy. 2020;(1). http://xn--80ae9b7b.xn--p1ai/Editions# (In Russ.).

7. Voloshina I.A., Novikov P.N. The concept of skill in the world of work. Aktual'nye voprosy sovremennoi ehkonomiki=Actual problems of the modern economy. 2020;(2). http://xn--80ae9b7b.xn--p1ai/Editions# (In Russ.).

8. Voloshina I.A., Novikov P.N. Approaches to the classification of professions in order to develop professional standards. Aktual'nye voprosy sovremennoi ehkonomiki=Actual problems of the modern economy. 2019;(2). (In Russ.).

9. Voloshina I.A., Novikov P.N. On classification of professions within the national qualification system. Social and labor research. 2019;35(2):76-82. DOI: 10.34022/2658-3712. (In Russ.).

10. Voloshina I.A., Novikov P.N., Zuev V.M. The concept of a profession as part of professional labor and educational terminology. National interests: priorities and security. 2016;(10). (In Russ.).

11. Zaytseva O.M., Novikov P.N. National qualification system: problems of conceptual apparatus (competence). Aktual'nye voprosy sovremennoi ehkonomiki=Actual problems of the modern economy. 2019;(2). (In Russ.).

12. Novikov P.N. General approaches to the concept of skill. Aktual'nye voprosy sovremennoi ehkonomiki=Actual problems of the modern economy. 2020;(1). http://xn--80ae9b7b.xn--p1ai/Editions# (In Russ.).

13. Novikov P.N. national qualification system: problems of conceptual apparatus (qualification). Aktual'nye voprosy sovremennoi ehkonomiki=Actual problems of the modern economy. 2018;(9). (In Russ.).

14. Leibovich A.N., Voloshina I.A. et al. Development of the professional qualification system. M.: Pero. 2018; 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Spiridonov O.V. Requirements to qualification of workers in the engineering industry in the context of digital transformation. Vector of economics. 2020;(1). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42393111 (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ирина Игоревна Баргоякова - кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, Москва, Россия. E-mail: IBargoyakova@vcot.info

ABOUT THE AUTHOR

Irina I. Bargoyakova - Cand. Sci. (Sociol.), Assoc. Prof., Senior Researcher, Center for the Development of Professional Qualifications, FSBI All-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor, Moscow, Russia. E-mail: IBargoyakova@vcot.info

Статья поступила 04.03.2020; принята к публикации 10.04.2020 Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received on 04.03.2020; accepted for publication on 10.04.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.