J Health Dev 2018; 2(27) Supplement:99-103
INFLUENCE OF NURSES' LEVEL OF EDUCATION ON THE QUALITY OF WORK
Duissembayeva U.Y.1, Seidakhmetova A.A.2, Orazbayeva E.A.3, Baidaliyeva M.G.1
1South -Kazakhstan Medical Academy, undergraduate in the specialty "Nursing",
Shymkent, Kazakhstan
2South-Kazakhstan Medical Academy, Head of the Department of Emergency Medical Care and Nursing,
Shymkent, Kazakhstan
3South-Kazakhstan Medical Academy, Assistant of the Department of Emergency Medical Care and Nursing,
Shymkent, Kazakhstan
Abstract
Purpose: To study the influence of the level of education of nurses on the quality of work.
Methods: The study was conducted using a sociological survey and consisted of three stages. The study involved 20 nurses with different levels of education, 20 doctors. The analysis of the data used theoretical, empirical and statistical methods.
Results. The average medical personnel in personal and professional terms were highly appreciated by the doctors of the dispensary. The theoretical part of the testing revealed that only 5 nurses out of 20 coped with "excellent"; of them 2 nurses with a higher education. Practically all the nurses managed to do this.
Conclusions: The level of education of nurses affects the quality of work, confirm the willingness of nurses to expand their independence in organizing care for patients.
Key words: level of education of nurses, quality of medical care, questionnaire, Kazakhstan. Мейiрбикелердih| профилактикалы; шаралардан вту pemm'miai
Мешргерлердщ 6rniM децгешнщ медицинальщ цызметтщ сапасына эсер!
Тужырымдама
Зерттеудщ мацсаты: Мейiргерлердih| 6miM децгешшн! медициналы; K,bi3Memmin сапасына muai3emiH эсе^н аны;тау.
ddicmepi: Зерттеу Yш кезецнен туратын сауалнама мен тестлеу ар;ылы :*YP^3mdi. Жумыс;а 6miM денгейi эр тYрлi болатын 20 мешрбике мен 20 дэрiгер ;атысты. Алынган нэтижелердi талдауда теориялы;, эпирикалы; жэне статистикалы; эдiстер ;олданылды.
Нэтиже&: Диспансердih| дэрiгерлерi мэйiргерлердi олардыц жеке бас ;асиеттерi мен кэаби тургыда жогары багалады. Тестiлеудih| теориялы; бвлiмiнде тек 5 мешргер гана «Y3diK» деп багаланды. Олардыц еке^шц бiлiмi жогары екет аны;талды. Ал тэжiрибелiк бвлiмде барлы; мейiрбикелер вте жогары дэрежеде тестлеуден вттi.
Цорытынды: Мейiргерлердih| б^м денгейi олардыц ат;аратын медициналы; ;ызметiнiц сапасына вз эсе^н тиг'т, нау;астардыц KYтiмiн уйымдастыруда дербе^т дамытуга септiгiн тигiзедi.
Krnrnrni свздер: мейiргерлердiц б^м децгеш, медициналы; ;ызметтщ сапасы, сауалнама, Цаза;стан.
Влияние уровня образования медицинских сестер на качество работы
Резюме
Цель: Изучение влияния уровня образования медицинских сестер на качество работы.
Методы: Исследование проводилось с помощью социологического опроса и состояло из трех этапов. В исследовании участвовали 20 медицинских сестер с разным уровнем образования, 20 врачей. При анализе данных применялись теоретические, эмпирические и статистические методы.
Результаты. Средний медицинский персонал в личном и профессиональном плане были высоко оценены врачами диспансера. Теоретическая часть тестирования выявила, что только 5 медицинских сестер из 20 справились на «отлично»; из них 2 медицинские сестры с высшим образованием. С практической частью справились все медицинские сестры.
Выводы: Уровень образования медицинских сестер влияет на качественные показатели работы и подтверждает готовность медицинских сестер к расширению самостоятельности при организации ухода за пациентами.
Ключевые слова: уровень образованности медицинских сестер, качество медицинской помощи, анкетирование, Казахстан.
УДК 61:001.92
Recieved: 28.05.2018 Accepted: 12.06.2018
Corresponding author: Duissembayeva Ulzhan, undergraduate in the specialty "Nursing" of the South Kazakhstan Medical Academy, Shymkent, Kazakhstan.
Address: 160019, Republic of Kazakhstan, Shymkent, Al-Farabi Square, 1 Phone: +7 77859310937 E-mail: [email protected].
Введение
Социально-экономические изменения,
происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в целях подготовки профессионально грамотных кадров, приспособленных к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений, сознательному участию в трудовой деятельности.
Проблема профессиональной адаптации и формирование продуктивного клинического опыта на сегодняшний день очень актуальна, особенно она значима для задач формирования профессиональной направленности на медицинскую профессию. Рынок труда диктует коренное изменение целей и задач профориентации. Возрастает роль специализации и профессионализации труда. Выпускники медицинских учебных заведений должны быть конкурентоспособными и для продолжения образования, и для работы в конкретном медицинском учреждении [1].
В условиях реформирования здравоохранения медицинские сестры рассматриваются как ключевой ресурс. Они составляют самую большую группу специалистов в системе, работают в различных структурах. Вместе с тем они нуждаются в образовании и профессиональной подготовке, чтобы соответствовать уровню задач, которые ставятся в связи с акцентом на расширение полномочий персонала среднего звена. Именно поэтому во всем мире специалисты сестринского дела в настоящее время проходят подготовку не только на уровне базового технического и профессионального образования, но также и в рамках бакалавриата, магистратуры и докторантуры по сестринскому делу [2].
Клиническое суждение медицинской сестры, а также адекватность кадрового обеспечения, является залогом эффективного наблюдения и улучшение результатов лечения, что объясняет значимость высшего сестринского образования.
Высшее образование делает медицинских сестер более конкурентоспособными, дает им потенциальные шансы, и реальные возможности занимать престижные должности. Но дальнейший карьерный рост во многом зависит от активности самого выпускника. Компетентные специалисты занимают должности главных медициских сестер, старших медицинских сестер отделений. В ряде лечебно-профилактических учреждений формируются небольшие, но уже коллективы медицинских сестер с высшим образованием. Хотя далеко не везде объективная потребность в медицинских сестрах новой формации совпадает с их фактической востребованностью. По мнению руководителей сестринских служб стран европейского региона, опубликованному в докладе Европейского бюро ВОЗ, от 5 до 30% работающих медицинских сестер должны иметь высшее сестринское образование [2].
В странах западной Европы, США и
многих странах СНГ бакалавры сестринского дела свою трудовую деятельность начинают рядовыми медицинскими сестрами. В США для получения степени магистра, медицинской сестре - бакалавру, требуется стаж практической работы в качестве рядовой специализированной медицинской сестры не менее двух лет [3].
По окончании учебных заведений медицинские сестры со средним и высшим образованием, которых готовили к самостоятельной работе с больным в рамках сестринского процесса, попадают в лечебные учреждения, где становятся бесправными исполнителями распоряжений врачей. Таким образом, компетенции, полученные в учебном заведении, остаются невостребованными. Указанный дисбаланс может и должен быть устранен введением в штатное расписание лечебных учреждений страны должностей для медицинских сестер - бакалавров. Бакалавры сестринского дела должны быть наделены правом принятия самостоятельных решений по планированию и организации ухода за больным, наблюдению за его состоянием в рамках сестринского процесса, обучению здоровому образу жизни, самоуходу, адаптации пациента к его заболеванию, психологической поддержке пациента и его близких [4].
Все больше данных говорят о том, что кадровое обеспечение медицинских сестер влияет на качество медицинской помощи в лечебных учреждениях, но малоизвестно о том, важен ли уровень образования при уходе за пациентами.
Медицинские сестры составляют основу при наблюдении за пациентом и выявляют ранние осложнения при проблемах во время ухода; они могут инициировать действия, которые свели бы к минимуму негативные последствия для пациентов [5].
Под сестринским уходом понимают целый комплекс лечебных, профилактических, гигиенических мероприятий, направленных на облегчение страданий больного, скорейшее его выздоровление и предупреждение осложнений заболевания: выполнение назначений врача (прием лекарственных средств, выполнение различных процедур и т.д.), диагностические манипуляции (сбор мочи, мокроты и кала для анализа и т.д.), подготовка к определенным исследованиям, наблюдение за состоянием больного, оказание первой доврачебной помощи, поддержание должной чистоты больного и окружающей его среды, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и т.д. [6].
Без качественного сестринского ухода не может быть качественной медицинской помощи. Проблема структурной перестройки отрасли требует новых подходов в решении сложных социально - психологических задач в сфере рационального использования трудовых ресурсов [7].
Цель исследования: Изучение влияния уровня образования медицинских сестер на качество работы.
Материалы и методы
Исследование влияния уровня образования на качество работы медицинских сестер проводилось на базе ГКП на ПХВ «Областной кардиологический диспансер» Управления здравоохранения ЮжноКазахстанской области. Временные границы проведенного исследования - январь - март 2018 года. В исследовании принимали участие 20 медицинских сестер с разным уровнем образования, 20 врачей. При анализе данных применялись теоретические, эмпирические методы и статистические. С помощью теоретических методов, таких как анализ литературных данных, анализ нормативно-правовых документов, анализ инструкций сформировалась цель исследования и основные задачи для определения качественных показателей работы среднего медицинского персонала [8]. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе использовался один их эмпирических методов -анкетирование. Анкеты самостоятельно заполнялись респондентами. В анкетировании принимали участие 20 медицинских сестер. Средний возраст медицинских сестер - 33,5 лет. В анкете содержался перечень вопросов, адаптированных к условиям работы диспансера. Анкета состояла из таких блоков как: общий (паспортная часть, общий медицинский стаж, стаж работы, уровень образования, квалификация), блок вопросов по специфике работы, степени нагрузки медицинской сестры, распределении рабочего времени, блок вопросов, связанных с оформлением документаций и правилами ухода за пациентами.
На втором этапе был произведен опрос врачей. Для каждой категории участников были разработаны свои вопросы, касающиеся качественных показателей работы среднего медицинского персонала и работы диспансера.
Среди врачей был проведен опрос, в котором они оценивали профессиональные качества работы среднего медицинского персонала. В нем были выделены основные моменты работы медицинских сестер: грамотное ведение медицинской документации; умение быстро и четко действовать в экстренных ситуациях; затраты времени на основные и второстепенные задачи; владение всеми манипуляциями, необходимыми в работе; профессиональная компетентность; коммуникативная компетентность.
Для оценки личностных качеств было предложено оценить культуру речи, внешний вид и стиль поведения. Все качества оценивали по пятибалльной системе. После выставления оценок, все полученные баллы были суммированы, затем количество баллов разделено на количество полученных оценок, найдено тем самым среднее арифметическое значение.
Третий этап. Тестирование - включал в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая дает оценку обученности тестируемых. Тестирование проводилось среди среднего медицинского персонала. Тесты были направлены на проверку теоретических и практических знаний 20 медицинских сестер диспансера. Экспертом по оценке знаний являлась главная медицинская сестра диспансера (бакалавр по специальности «Сестринское дело»).
Для определения качества работы среднего медицинского персонала использовался традиционный тест, который содержал список вопросов и различные варианты ответов, а также практическую часть. В практической части содержались следующие манипуляции: оценка функционального состояния пациентов; оценка потребности пациента в сестринской помощи; осуществление комплекса мероприятий по уходу за больными; проведение всех видов инъекций (в/в, в/м, п/к, в/к); учет, выписка и хранение лекарственных средств; заполнение медицинской документации. При проведении практического уровня оценки манипуляций, были выбраны следующие критерии оценки: без замечаний 2 балла, незначительные замечания 1 балл, неудовлетворительное выполнение 0 баллов.
Исходя из того, что каждой медицинской сестре было предложено выполнить по 3 манипуляции, максимальное число баллов, для каждого сотрудника -6. Оценка тестовых заданий проводилась по принципу 1 балл за каждый правильный ответ, и максимально составляла 20 баллов.
Результаты
Мы проанализировали данные, полученные из анкет медицинских сестер; распределили все вопросы по блокам, тем самым структурируя информацию из них. Возраст (р >33,5год ±1,5) года.
Рисунок 1 - Распределение медицинских сестер по образованию
Рисунок 2 - Распределение медицинских сестер по категориям
Из блока вопросов касающихся нагрузки и связано, по их мнению, с недостатком кадров - 6 (30%),
распределения рабочего времени было выявлено, что 8 неправильным распределением рабочего времени - 4
(40%) считают нагрузку на рабочем месте - адекватной. (20%), выполнением несвойственных должностных
Остальные 12 (60%) медицинских сестер считают, обязанностей - 2 (10%). Результаты представлены на
что нагрузка на рабочем месте - чрезмерная и это рисунке 3.
20%
■ Адекватная - 8 человек
■ Чрезмерная из-за недостатков кадров - 6 человек
■ Чрезмерная из-за неправильного распредления рабочего времени - 4 человек
■ Чрезмерная из-за выполнения несвойственных должностных обязанностей
Рисунок 3 - Нагрузки и распределение рабочего времени медицинских сестер
На вопросы связанные с оформлением медицинской документации 20 (100%) ответили, что оформляется и ведется ежедневно. В последнем вопросе анкеты медицинским сестрам было предложено указать, является ли степень бакалавра, степень магистра или другая степень важной в области ухода за пациентом. 13 (65%) опрошенных респондентов считают, что качественные показатели работы непосредственно связаны с образованием медицинской сестры нового формата.
Обсуждение
В результате анкетирования было выявлено что, по мнению медицинских сестер у большинства из них нагрузка на рабочем месте чрезмерная. Поэтому для повышения качественных показателей работы среднего медицинского персонала руководству диспансера необходимо проанализировать штатные и занятые единицы, пересмотреть графики работы и должностные инструкции среднего медицинского персонала.
Подведение итогов второго этапа исследования, было осуществлено по следующей схеме:
1. подсчет среднего значения баллов по каждому вопросу всех анкет;
2. подсчет среднего обобщенного балла по всем анкетам.
Средний медицинский персонал в личном и профессиональном плане были высоко оценены врачами диспансера. Максимальное количество баллов получилось при оценке профессиональных качеств среднего медицинского персонала. Средний балл составил - 5,0. Личные качества практически у всех сотрудников были оценены на - 4,5 балла. Средний обобщенный балл второго этапа опроса по профессиональным и личностным качествам составил - 4,8. По итогам этого этапа исследования профессиональные качества среднего медицинского персонала были оценены на самые высокие баллы. Заключительный этап исследования состоял из двух частей - теоретической и практической. Теоретическая часть тестирования выявила, что только 5 медицинских сестер из 20 справились на «отлично»; из них 2 медицинские сестры с высшим образованием.
Что касается практической части тестирования, то с ней справились все медицинские сестры, 13 из них
справились на «отлично», 3 с высшим образованием, 7 имеют категории, а 3 медицинские сестры - это женщины пенсионного возраста с большим опытом работы в этой сфере деятельности.
Выводы
Исследование показало, что уровень образования медицинских сестер влияет на
Литература
1. Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М., Богданов Р.Р. Совершенствование подготовки медицинских сестер как актуальная проблема реформирования системы здравоохранения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. -Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 57-59. Husaenova A.A., Nasretdinova L.M., Bogdanov R.R. Sovershenstvovanie podgotovki medicinskih sester kak aktual'naja problema reformirovanija sistemy zdravoohranenija (Improving the training of nurses as a topical issue of reforming the health system) [in Russian]. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. - Samara: OOO "Izdatel'stvo ASGARD", 2016: 57-59.
2. Комплексный план развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2019 года: утв. Министром здравоохраненияРеспубликиКазахстан6декабря2016года. Kompleksnyj plan razvitija sestrinskogo dela v Respublike Kazahstan do 2019 goda (Comprehensive plan for the development of nursing in the Republic of Kazakhstan until 2019) [in Russian]: utv. Ministrom zdravoohranenija Respubliki Kazahstan 6 dekabryia 2016 goda.
3. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Болонский процесс и высшее сестринское образование // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2009. - № 4. - С. 73-80. Parahonskij AP, Venglinskaja EA. Bolonskij process i vysshee sestrinskoe obrazovanie (Bologna process and higher nursing education) [in Russian]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2009; 4: 73-80.
4. Рамонова Л.П., Борисов Ю.Ю., Бондаренко П.П., Запрудина Г.Г.идр.Перспективыприменениябакалавровсестринского дела в практическом здравоохранении Российской Федерации // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11-6. - С. 921-925. Ramonova LP, Borisov JuJu, Bondarenko PP, Zaprudina
качественные показатели работы, подтверждают готовность медицинских сестер к расширению самостоятельности при организации ухода за пациентами. Для этого им необходимо регулярно повышать свой профессиональный и квалификационный уровень, применять свои знания, умения и навыки в работе.
GG. i dr. Perspektivy primenenija bakalavrov sestrinskogo dela v prakticheskom zdravoohranenii Rossijskoj Federacii (Prospects for the application of bachelors of nursing in practical health care in the Russian Federation) [in Russian]. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2015; 11(6): 921-925.
5. Aiken LH, Clarke SP, Cheung RB. et al. Educational levels of hospital nurses and surgical patient mortality. Jama. 2003; 290(12): 1617-1623.
6. Давлицарова К.Е. Основы ухода за больными. Первая медицинская помощь. М., 2004. -132 с. Davlicarova KE. Osnovy uhoda za bol'nymi. Pervaja medicinskaja pomoshh' (Fundamentals of nursing. First aid) [in Russian]. M., 2004: 132 р.
7. Иодковский К.М., Хильмончик Н.Е., Высшее сестринское образование в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития // Медицинская сестра на рубеже XXI века Сб.науч.работ.-Гродно, 2002. С.68-70. lodkovskij K.M., Hil'monchik N.E., Vysshee sestrinskoe obrazovanie v Respublike Belarus': sostojanie i perspektivy razvitija (Higher Nursing Education in the Republic of Belarus: Status and Prospects of Development) [in Russian]. Medicinskaja sestra na rubezhe XXI veka Sb.nauch.rabot. Grodno, 2002: 68-70.
8. Салалыкина Е.В., Лынова Е.Н., Ищенко О.Ю. Оптимизация работы среднего медицинского персонала в условиях детской стоматологической поликлиники г. Краснодара // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 135-138. Salalykina EV, Lynova EN., Ishhenko OJu. Optimizacija raboty srednego medicinskogo personala v uslovijah detskoj stomatologicheskoj polikliniki g. Krasnodara (Optimization of the work of paramedical personnel in the conditions of a children's dental clinic in Krasnodar) [in Russian]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2016; 2: 135-138.