№ 9 (51), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
13
Экономика
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ЗЕРНОВОМ
РЫНКЕ РОССИИ
К.А. ЛЕОНОВ,
соискатель, ВИАПИ им. А.А. Никонова, г. Москва
Ключевые слова: цена, продовольствие, покупательная способность, продовольственные ресурсы, потребление, импорт, производство зерна.
Скачкообразный рост цен на продовольствие в 2007 г. стал существенным фактором внутренней социальноэкономической нестабильности, так как повышение цен в большей или меньшей степени, но коснулось фактически всех слоев населения. Остро проявилась проблема отсутствия механизма эффективного ценового регулирования на продовольственном рынке, которая из разряда теоретических научных головоломок, явно неожиданно для государственной власти, перешла исключительно в практическую плоскость.
Для принятия адекватных и эффективных мер необходимо четко понимать причины, приведшие к серьезнейшему за последние восемь лет росту цен на продовольствие. Воздействие на ситуацию оказывают как внешние, так и внутренние факторы.
Основной внешний фактор - общемировая тенденция роста цен на продовольствие. Численность населения земли растет, возрастают объемы потребления. В мире проявляются первые признаки дефицита продовольственных ресурсов. По экспертным оценкам ученых, при сохраняющихся темпах прироста мирового населения через десять лет дефицит в продовольственном потреблении будут испытывать около 1 млрд человек. Кроме того, у населения меняется структура потребления. Демонстрирующие стабильное развитие страны Юго-Восточной Азии выступают в качестве новых и емких потребителей на мировом продовольственном рынке. Если еще пять лет назад основу продуктового рациона населения Китая составляла растениеводческая продукция (рис, овощи, мука), то сейчас растет потребление животноводческой продукции, в том числе мяса говядины и птицы, молочной продукции, качественной мучной продукции. Преходящие мировые запасы зерна - основной индикатор агропродовольственной стабильности - в 2007 г. резко понизились и достигли минимального в истории уровня. Все это привело к резкому росту мировых цен на продовольствие.
Кроме сложившихся объективных внешних условий, влияние на которые страна оказать практически не в состоянии, существуют внутренние факторы, определяющие изменение цен на продовольствие на внутреннем рынке.
Выделим основные три, хотя в действительности их значительно боль-
ше, степень взаимного воздействия которых очень велика.
1 . Покупательная способность населения.
Денежные расходы населения на покупку товаров и оплату услуг выросли с 3009 млрд рублей (в 2000 г.) до 9621 млрд рублей (в 2005 г.), то есть в три раза. Покупательная способность населения по основным группам продовольственных продуктов за пять лет выросла: по мясу - в среднем в 1,5 раза, по молочным продуктам - в среднем в 1,7 раза, яйца куриные, масла, сахар, макаронные изделия - в два раза.
Подвижный рыночный спрос, ориентированный на платежеспособность конечных потребителей, будет оказывать влияние на объемы и внутренние пропорции производства продовольствия.
2. Предложение продовольственных товаров на рынке.
За пять лет производство мяса охлажденного выросло в 1,5 раза, мясных продуктов и полуфабрикатов - в два раза, масла растительного - в два раза, молочной продукции - в 1,5 раза, макаронных изделий - в 1,5 раза. Производство муки, хлебобулочных изделий, сахара, круп сократилось либо осталось на том же уровне. Оборот торговли продуктами питания в целом вырос в 1,5 раза. При этом основной рост происходит по группам мясопродуктов, молочной продукции, яиц. Продажи мучных изделий и круп за пять лет увеличились только на 12%. Очевидно, что с ростом благосостояния населения качественно изменилась структура потребления продовольствия. Высоко калорийные мучные продукты уступают место в рационе питания более легким и дорогим мясным и молочным.
3. Состояние ресурсной базы продовольственного рынка.
Изменяющиеся предпочтения населения остро ставят вопрос о способности отечественного агропромышленного комплекса произвести продукцию в необходимом количестве.
Обратимся снова к статистике. При всевозрастающем внутреннем потреблении мяса и мясопродуктов отечественный товаропроизводитель теряет собственные позиции перед импортом. За пять лет доля отечественного продовольствия в объеме потребленного мяса и мясопродуктов сократилась с 68% до 63%. В то же время по молочной
АгШ
продукции и яйцам потребности населения практически полностью удовлетворяются и доля импортных поставок мизерна. Казалось бы, ситуация с обеспечением ресурсной базы продовольственного рынка в целом нормальная. Достаточно высокие стабильные переходящие остатки продовольственных ресурсов говорят о том, что дефицита продукции, а следовательно, причин для конъюнктурного повышения цен на продовольственную продукцию нет, тем более, что зависимости от импорта (за исключением мяса и мясопродуктов) по основным группам «социального» продовольствия не значительна.
Очевидно, что основным внутренним «драйвером», повлиявшим на рост цен на конечные продукты питания, стал рост цены на сельскохозяйственное сырье и в первую очередь на зерно. Зерно является кормовой основой животноводства, в частности таких зерноёмких отраслей, как свиноводство и птицеводство. Учитывая, что мясо птицы наиболее доступно по ценовому предложению подавляющему числу населения, влияние фактора цены на зерно в формировании рыночной стоимости мяса птицы трудно переоценить.
За прошедшие пять лет (2000-2005 гг.) основным фактором, влияющим на формирование внутренних цен на продовольственное и фуражное зерно, стал экспорт. При постоянно снижающемся валовом сборе зерна с 85 млн тонн (2000/2001) до 78 млн тонн (2005/ 2006) встречно растет экспорт зерна, в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке зерна. В 2005 г. на экспорт из России было вывезено 12250 тыс. тонн зерна, то есть около 16% валового сбора зерна. Изъятие с внутреннего рынка столь значительных объемов неизбежно приводит к росту отпускных рыночных цен.
Государством принимаются некоторые меры по воздействию на ценовую динамику продовольствия. От мер по ограничению экспорта зерна до принудительного «замораживания» цен на основные группы продуктов питания (т.н. «социальные» продукты - мясо, молочная продукция, растительное и животное масла). Идея о государственной фиксации торговой наценки на
The price, the foodstuffs, purchasing capacity, food resources, consumption, import, manufacture of grain.
14
Аграрный вестник Урала
№ 9 (51), 2008 г.
отельные продукты питания в сетях крупнейших розничных операторов активно прорабатывается на уровне Минэкономразвития и Минсельхоза России.
Однако не только и не столько в росте цен на продовольствие «вина» на производителях и организациях торговли. Фиксация торговой наценки эффективна при спекулятивном росте цены. В реальности крупные федеральные розничные сети и так держат цену ниже среднерыночной. Большая часть ритейлеров вообще являются сетями магазинов эконом-класса, либо мелкооптовыми, где торговая наценка и так минимальна. С учетом применяемой в сетях продуктовой матрицы маржинальной доходности, по отдельным категориям продуктов маржа может быть вообще отрицательной. Поэтому следует учитывать риск того, что «замораживание» цены, в первую очередь, ударит по отечественным поставщикам продукции в сети, так как принудительный государственный «ценовой демпинг» сети начнут перекладывать на производителей и поставщиков.
Представляется, что все-таки основная причина внутреннего роста цен на продовольствие не рост экспорта зерна и не спекулятивное ценообразование сетей (кстати, в маленьких торговых точках формата «магазин у дома» «социальные» продукты в среднем на 10-15% дороже, чем в сетях). Главный ускоритель роста цен на продукты питания все-таки цены на материально-технические ресурсы. По оперативным данным статистики, с нового года цены на энергию и топливные ресурсы в среднем по регионам России выросли на 35%, на удобрения и химикаты - в среднем на 30%. Выросли цены на инженерный сервис (особенно в городах), тарифы на транспортные перевозки. При темпе инфляции 1,2% в месяц производителям не остается ничего другого, как повышать цены на произведенную продукцию. Искусственное торможение и фиксация цены может дать только очень краткосрочный эффект и не в состоянии остановить общее увеличение цен.
Поэтому основой государственно-
Экономика
го регулирования цен на продовольствие должно стать не задавливание административным ресурсом отечественных производителей (так как в реальности речь идет именно о них) и сетей (80% сетей - российский бизнес, без участия иностранного капитала). Целью регулирования должна стать выработка мер и механизмов эффективной государственной ценовой политики, направленной на компенсацию части расходов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применение механизмов такого «индикативного» планирования цены, позволит за счет бюджетного «демпфера» удерживать цены на социально значимые группы продовольствия на социально приемлемом уровне.
В то же время государственное регулирование цен должно носить комплексный характер, в том числе охватывая систему ценообразования на продукцию отраслей ТЭК, потому что пока в России именно топливные и нефтяные компании в реальности являются «регуляторами» ценообразования.
Литература
1. Алтухов А.И. Развитие зернового хозяйства в России. - М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2006. - 848 с.
2. Алтухов А.И. Зерновому хозяйству и рынку зерна - устойчивое развитие // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - №1.
3. Гордеев А.В., Бутковский В.А., Алтухов А.И. Российское зерно - стратегический товар XXI века. - М.: ДеЛи Принт, 2007. - 472 с.
4. Российский статистический ежегодник. 2007. - М.: ИИЦ «Статистика России». - 2007. - 826 с.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ
РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Т.А. КОЦУБА,
аспирант, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
М.Р. МЕДВЕДЕВ (фото),
директор ЗАО «Агрофирма «Патруши», Свердловская область
Ключевые слова: эффективность развития отрасли, молочное животноводство, Свердловская область, производство молока, затраты.
Молочное скотоводство занимает одно из основных мест в продовольственном подкомплексе Свердловской области. Значение данной отрасли определяется не только ее высокой долей в производстве валовой продукции, но и большим влиянием на экономику сельского хозяйства, на уровень обеспеченности населения продуктами питания.
За 1990-2007 гг. производство молока в сельскохозяйственных органи-
зациях Свердловской области сократилось с 745 до 369 тыс. тонн, или на 51%. Основной причиной снижения объемов производства молока стало сокращение поголовья коров. В 2007 г. по сравнению с1 990 г. поголовье коров в сельскохозяйственных организациях сократилось 2,9 раза, или на 166 тыс. гол.
Происходящие тенденции в производстве молока и в обеспечении населения молочной продукцией тесно связаны с условиями воспроизводст-
ва продукции в отрасли. Об этом свидетельствуют экономические показатели производства молока в сельскохозяйственных организациях Свердловской области (табл. 1 ).
Данные табл.1 свидетельствуют о том, что производство молока в сельскохозяйственных организациях Свер-.дювской области находится в состоянии кризиса: сокращаются объемы его производства и реализации, Растет себестоимость единицы продукции, рентабельность отрасли не обеспечивает ее расширенного воспроизводства. В этих условиях ориентация на развитие крупнотоварного производства будет способствовать усилению роли сельскохозяйственных организаций в производстве молока, и на это направлен приоритет национального проекта «Развитие АПК».
Efficiency of development of branch, dairy animal industries, Sverdlovsk area, manufacture of milk, expense.