Научная статья на тему 'Ценностный выбор Нижегородского студенчества'

Ценностный выбор Нижегородского студенчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / БАЗОВЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / АНОМИЯ / ДЕВИАЦИЯ / АБЕРРАЦИЯ / YOUTH / STUDENTS / BASIC SPIRITUAL AND MORAL VALUES / ANOMIE / DEVIATION / ABERRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагин Дмитрий Юрьевич, Немова Ольга Алексеевна, Ретивина Вероника Викторовна

В статье первостепенно внимание уделяется ценностным ориентациям молодого поколения, в первую очередь студентов. Представлены результаты социологического опроса студентов НГПУ им. К. Минина. Проанализированы причины духовно-нравственного кризиса, представлены пути его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вагин Дмитрий Юрьевич, Немова Ольга Алексеевна, Ретивина Вероника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE CHOICE OF NIZHNI NOVGOROD STUDENTS

The article focuses primarily on the value orientations of the younger generation, primarily students. The results of a sociological survey of students Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University the causes of the spiritual and moral crisis, presents ways to overcome it.

Текст научной работы на тему «Ценностный выбор Нижегородского студенчества»

достигнуть успеха, выстроить карьеру. Семья пытается всячески помочь в реализации этих целей-ценностей. Важно, чтобы семьи не переставали передавать базовые ценности российского общества и соотносили с ними те модернистские ценности, которые активно начали передавать.

10. Стоит обратить внимание на то, что студенты, описывая семейное воспитание, часто высказывали умеренную критику в адрес старшего поколения своих семей, однако позитивных отзывов было значительно больше. Это означает, что молодые люди критично относятся к семейному воспитанию и что оно действительно несет положительный воспитательный заряд.

Выводы. Можно констатировать, что процесс передачи духовно-нравственных ценностей от старшего поколения молодому продолжает идти. Семья, безусловно благополучная, несет свою миссию по воспитанию молодого поколения. Она передает тот набор духовных ценностей, который кроме нее ни один социальный институт передать не может. Более того, у нее есть свои специфические методы передачи этих ценностей, более доверительные, эмоционально окрашенные; жизненный (социальный) опыт и духовно-нравственные ценности передаются через поколения. Тот опыт, ценности, которые передает семья, становятся ресурсом для принятия жизненных решений молодыми и выстраивания жизненного проекта. При снижении роли традиционных ценностей и усилении достижительных семьи, в основном, со своей обязанностью справляются. Однако, помимо материального, социального неравенства между семьями, что естественно для капиталистического общества, появилось неравенство воспитательного потенциала. Становится больше семей психолого-неустойчивых, неблагоприятных семей, нейтральных. В 90-е годы, с уходом из процесса воспитания подрастающего поколения школы, общественных организаций, практического прекращения функционирования общественного воспитания, проблема воспитания в таких семьях проявилась еще более полно.

Безусловно, в современных условиях семья нуждается в помощи государства, других социальных институтов и, в первую очередь, в помощи системы образования. Во-первых, подростки нуждаются в методической помощи по подготовке к семейной жизни; это и образовательные программы, где будут освещены аспекты семейной жизни с точки зрения юридической (прав и обязанностей семьи), психологической, воспитательной. Во-вторых, это ликвидация педагогической некомпетентности родителей. В-третьих, оказание социальной помощи семьям, нуждающимся и находящимся в сложных социальных условиях, многодетным семьям.

Литература:

1. Антонов, А. И., Медков, В. М., Архангельский, В. Н. Демографические процессы в России XXI века / А. И. Антонов, В. М. Медков, В. Н. Архангельский. - М.: Издательский дом «Грааль», 2002. - 168 с.

2. Афанасьев, В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / В. С. Афанасьев, Я. И. Гилинский. - СПб., 1993. - 167 с.

3. Бабинцев, В.П., Реутов, Е.В. Самоорганизация и "атомизация" молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. - 2010. - №1. - С. 109-115.

4. Вагин Д.Ю. Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России: автореферат дис. кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2016 г. - 26 с.

5. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в Российском обществе Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52-58.

6. Кутырев В.А., Уваров А.Н. Печальная судьба философии, даже (особенно) в образовании // Вестник Мининского университета, 2016, №3

7. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. №2 (10).

8. Немова, О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления / О.А. Немова, Т.В. Свадьбина // Социология, 20013, №3. - С. 35-42

Педагогика

УДК: 301

кандидат социологических наук, доцент Вагин Дмитрий Юрьевич

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат социологических наук, доцент Немова Ольга Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Ретивина Вероника Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР НИЖЕГОРОДСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация. В статье первостепенно внимание уделяется ценностным ориентациям молодого поколения, в первую очередь студентов. Представлены результаты социологического опроса студентов НГПУ им. К. Минина. Проанализированы причины духовно-нравственного кризиса, представлены пути его преодоления.

Ключевые слова: молодежь, студенты, базовые духовно-нравственные ценности, аномия, девиация, аберрация.

Annotation. The article focuses primarily on the value orientations of the younger generation, primarily students. The results of a sociological survey of students Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University the causes of the spiritual and moral crisis, presents ways to overcome it.

Keywords: youth, students, basic spiritual and moral values, anomie, deviation, aberration.

Введение. Вторая половина 80-х годов ХХ века в России характеризуется процессом ценностной трансформации, сначала советского общества, а затем и российского, уже тогда происходит отказ от

идеологии, меняется направление политического и экономического развития. Либерально-рыночные реформы 90-х годов ХХ века усугубили ситуацию, общество пережило историко-культурную травму, которая разрушила его единство, нарушило межпоколенческую преемственность базовых духовно-нравственных ценностей нашего общества. Следствием катастрофических событий становится аномия, рост девиации и аберрации, нарушение преемственности молодым поколением базовых ценностей российского общества. Проблема актуальна и сегодня, ценностные трансформации в обществе продолжаются. Отсутствие официальной идеологии не дает гражданам ориентиров, понимания куда движемся, к чему стремимся, к каким идеалам. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что поколения 80-90 - х годов рождения входят в возраст, когда образуются семьи и рождаются дети, какие ценности они смогут передать молодому поколению?

В условиях санкций, внешнеполитической нестабильности, экономических трудностей важно проанализировать насколько молодое поколение может быть объединено базовыми духовно-нравственными ценностями российского общества. Понять, преодолеваем ли мы ту историко-культурную травму, которую получило наше общество в конце 80-90 - х годов ХХ века. Налажена ли межпоколенческая преемственность базовых духовно-нравственных ценностей российского общества.

Ценностные установки молодого поколения меняются достаточно быстрыми темпами. Данные изменения важно отслеживать, для корректировки воспитательной и молодежной политики. В Нижнем Новгороде на протяжении длительного времени, ученые-социологи наблюдают и измеряют динамику ценностей молодых нижегородцев.

В данной статье мы хотели бы обратить пристальное внимание на ценностный выбор студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Особое внимание уделяется студентам в возрасте от 18 - 22 лет, именно в этом возрасте молодые люди особенно активны, формируются их жизненные позиции, ценности, которыми они будут руководствоваться практически всю жизнь. Цель исследования: выявить иерархию ценностей студентов НГПУ. Данное исследование проводились в 2016 - 2017 социологами Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Генеральная совокупность 8425 студента бакалавра, в возрасте от 18 - 29 лет, выборочная совокупность 385 человек, юноши 115 человек (30%), девушки 270 человек (70%), с учетом ошибки выборки 5%, уровень репрезентативности 95%, метод построения выборки - квотная (для каждого курса, факультета), отбор конкретных респондентов внутри квоты основан на принципе случайной вероятности.

Изложение основного материала статьи. Первостепенным в нашем исследовании было выявление ценностных ориентаций студентов педагогического университета, для этого респондентам было предложено написать пять первостепенных для них ценностей, в таблице 1 представлено распределение ценностей студентов.

Таблица 1

Ценности студентов

Ценности студенты %

Женский пол Мужской пол

Семья 88 83

Образование 44 40

Дружба 37 3

Достаток 34 45

Карьера 25 27

Труд 13 12

Религия 12 17

Здоровье 11 14

Патриотизм 10 19

Любовь 8 13

Творчество 8 13

Жизнь 7 2

Воспитание 5 12

Уважение к старшим 3 19

Добро 1 4

Жертвенность 2 3

Спорт 2 1

Толерантность 1 6

В студенческой среде ценностью - лидером, ожидаемо является семья, как социальный ресурс, материальный, безусловно духовный и психологический. Безусловно, в период кризисов, социальных катаклизмов и разобщенности, институт семьи, для молодежи, становится настоящей «крепостью». Молодые люди, не надеясь на общество, государство и другие социальные институты ищут поддержку в семье. Практически во всех социологических исследованиях ценностей молодого поколения говорится о перекосе в сторону материальных, это особенность современного состояния нашего общества, того культа денег, карьеры (добытых любой ценой), который начал пропагандироваться в 90 - е годы, и продолжается в наше время. Данный ценностный перекос, который преобладает в мужской среде, подтверждается нашими данными. Ожидаемо, что в студенческой среде преобладает такая ценность, как образование, но данная ценность, по нашим исследованиям, перешла из разряда терминальной в инструментальные, она гарантирует, в будущем, высокий материальный доход и карьерный рост. Но, такие традиционные для нашего общества ценности, как труд, добро, любовь, творчество, здоровье, уважение к старшим и патриотизм, к сожалению, в настоящее время не привлекательны для молодого поколения россиян.

Таким образом, в студенческой среде наметился своеобразный ценностный консенсус: семья, карьерный рост, высокий доход. В тоже время такие ценности, как труд, творчество, добро, жертвенность, патриотизм,

по сути базовые для нашего общества, теряют свое значение, авторитет в молодежной среде. Большинство стремится к богатству, вопрос методов его достижения отходит на второй план. Ценность «образование» постепенно утрачивает свое терминальное значение и переходит в разряд инструментальных, она начинает быть условием высокого дохода и успешной жизни. Очевидным становится ценностный перекос в сторону материального богатства, в тоже время ценность добросовестного труда, творчества, безопасности, жертвенности и любви теряется, но в таком обществе жить не комфортно, опасно и молодые люди ищут поддержку не в обществе, государстве, а в семье. Для молодых семья становится единственным социальным институтом, где они чувствуют поддержку, помощь, для нее они готовы добиваться богатства любой ценой. Складывается двойная мораль, одна для семьи, а другая, более жестокая и черствая, для окружающего мира.

При выше перечисленных условиях общество начинает распадаться, превращаться в простое «население», оно становится дезориентированным, теряются духовные скрепы, объединяющие людей, появляются кланы, группировки, которые борются за ресурсы, власть; общество становится уязвимым для внешних угроз и влияния; общество теряет свою субъектность в политическом, духовно-нравственном, культурном, экономическом планах. В обществе складывается классическая аномия, аберрация и девиация.

В тоже время, основываясь на данных опросов студентов, мы видим, что растет запрос граждан на такие ценности, как справедливость, мир, стабильность. Опрошенные нами студенты стремятся к стабильности, безопасности, защищённости, но такого ощущения в настоящее время у них нет.

Молодое поколение, студенты находятся на таком жизненном этапе, когда необходимо сделать выбор первого места работы, на этот выбор оказывают влияние ценности, в первую очередь отношение к труду, как ценности.

Таблица 2

Мотивы трудовой деятельности студентов

Качества Студенты %

Мужчины Женщины

Творческий характер 7 10

Общественная польза 6 3

Высокие доходы 41 54

Возможность добиться общественного 9 1

признания

Соответствие профессии моим знаниям, способностям 3 4

Карьерный рост 27 21

Связь с новыми технологиями 7 8

Анализируя данные представленные в таблице 2 можно сделать следующие выводы. В основе выбора будущей профессии и первого места работы, выстраивания стратегии трудовой деятельности респонденты руководствуются мотивами высокого дохода и возможностями карьерного роста. В тоже время содержание, моральная сторона, общественное значение и польза трудовой деятельности уходят на второй план. Слабо привлекает молодых студентов творческий характер работы. Для российского общества и государства важна вовлеченность молодого поколения в творческий, инновационный, общественно полезный труд - это первостепенное условие прорыва в экономическом и социальном развитии нашей страны, особенно в условиях экономического кризиса и политических санкций. Важно вовлекать молодое поколение, еще со студенческой скамьи, в творческий, общественно полезный труд, показать молодому поколению, что такая трудовая деятельность может приносить высокий доход, карьерный рост и, самое главное, общественное признание[4].

Какие качества ценят студенты в людях, какое общество в ценностном плане они хотели бы видеть.

Таблица 3

Качества, которые ценят студенты в людях

Качества Студенты %

Мужчины Женщины

Внешняя красота 77 60

Обеспеченность 55 75

Доброта 45 34

Авторитет (положение в обществе) 34 72

Щедрость 31 70

Успешность 29 44

Честность 25 42

Самостоятельность 18 26

Компетентность 15 18

Ум (интеллект) 9 18

По данным, приведенным в таблице 3, можно сделать следующие выводы: наиболее ценными в молодежной среде являются внешняя красота, обеспеченность и самостоятельность. Опрошенные нами студенты ценят успешных, достигших высоких результатов людей, но достигший успеха не обязательно должен быть умным, высокоинтеллектуальным, компетентным. Компетентность вообще перестает быть ценностью, это опасная для развития страны и общества тенденция. Молодые ценят такие качества в людях, как доброта, щедрость, заботливость [3].

Наше исследование было также направлено на выявление жизненных целей (терминальных ценностей-целей) студентов НГПУ, данные цели направляют, наполняют смыслами жизнь человека.

Таблица 4

Приоритетные жизненные цели студентов

Качества Студенты %

Мужчины Женщины

Достичь высокого материального положения. 45 42

Получить хорошее образование. 25 13

Продвинуться по карьерной лестнице и достичь высокого поста. 18 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стать известным человеком. 11 14

Устроиться на интересную работу. 9 7

Приносить пользу людям, быть уважаемым человеком. 8 5

Для респондентов приоритетны такие цели, как достижение высокого материального положения в обществе, карьерный рост. Особенностью возраста студентов являются мечты о популярности, они хотят быть заметными, известными. Цели в виде интересной работы, общественной пользы от деятельности, общественного признания являются приоритетными для меньшинства студентов. Совершенно очевидно, что в молодежной среде сформированы потребительские, эгоистические цели. Можно спрогнозировать, что уровень социальной напряженности, коррупции, преступности будет расти.

Выводы. В молодежной среде большую роль играют интровертные ценности, направленные на себя, а не экстравертные направленные на общество. Действительно, молодежь во многом разобщена, чаще всего молодые люди думают о себе, в лучшем случае о своей семье, но их устремления не направлены на коллектив, общество, на благополучие страны.

В итоге мы наблюдаем атомизацию в обществе, замкнутость на своих интересах и интересах, благополучии своей семьи, важны деньги, карьера, но общественно полезный труд, честная жизнь, общественное признание не входят в приоритеты исследованной нами молодежи.

Сложившийся моральный кризис не нов, подобную ситуацию еще в конце XIX - начале ХХ веков описал Э. Дюркгейм, назвав ее аномией (распад существующих моральных норм и ценностей, которые должны регулировать поведение людей в обществе). В России аномия проявляется в виде аберрации и девиации [9].

Изменить сложившуюся ситуацию в среде респондентов и в обществе в целом, преодолеть аномию, аберрацию возможно только через выстраивание национальной системы воспитания молодого поколения, которая будет основываться на базовых ценностях российского общества (таких как патриотизм, жертвенность, любовь, труд, творчество, милосердие) [10]. Воспитание должно проходить в тесном союзе семьи, образовательной организации (школы), общественных организаций. В каждой школе воспитание должно строиться на основе программы воспитательной системы и воспитательной среды образовательного учреждения. Важно выстраивать межпоколенческую преемственность базовых духовно-нравственных ценностей от старших поколений - молодым.

Литература:

1. Аверин Ю. П., Добреньков, В. И., Добренькова, Е. В. Неравенство российского населения в отношении качества жизни и предпочитаемый социальный порядок / Ю. П. Аверин, В. И. Добреньков, Е. В. Добренькова // Вестник Московского университета. Сер.18, Социология и политология. - 2014. -№ 2. - С. 1-20.

2. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: культурсоциология - Москва, издательство «Праксис», 2013 г. - 630 с.

3. Вагин Д.Ю. Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России: автореферат дис. кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2016 г. - 26 с.

4. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в Российском обществе Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52-58.

5. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии / М.Б. Глотов // Социс 2004 №10 С. 42-49

6. Добрынина В.И., Кухтевич Т.Н. Социализация молодых россиян в сфере труда // Демографический ежегодник России, М. 2005.

7. Дубов И.Г. Ценности и поведение: анализ взаимосвязи // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - С. 182-204.

8. Зеленов Л.А., Зеленов, П.Л., Владимиров, А.А. Философские проблемы модернизации: монография. — Нижний Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО "ВГАВТ", 2011. — 182 с.

9. Кутырев В.А., Уваров А.Н. Печальная судьба философии, даже (особенно) в образовании // Вестник Мининского университета, 2016, №3

10. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. №2 (10).

11. Немова, О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления / О.А. Немова, Т.В. Свадьбина // Социология, 20013, №3. - С. 35-42

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Вакуленко Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск);

кандидат педагогических наук, доцент Галущинская Юлия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск);

кандидат педагогических наук, доцент Рюмина Юлия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и прикладные аспекты педагогического сопровождения волонтерской деятельности студентов вуза. Раскрыта сущность понятия «педагогическое сопровождение», представлены методологические подходы к его организации. Определены технологические характеристики педагогического сопровождения волонтерской деятельности студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: волонтерская деятельность студентов, педагогическое сопровождение, этапы педагогического сопровождения, методологические подходы к педагогическому сопровождению.

Annоtation. The article discusses the theoretical and applied aspects of pedagogical support of volunteering activities of students of the university. The essence of the concept of "pedagogical support" is disclosed, methodological approaches to its organization are presented. The technological characteristics of pedagogical support of volunteering activities of students of a pedagogical university are determined.

Keywords: volunteer activities of students, pedagogical support, stages of pedagogical support, methodological approaches to pedagogical support.

Введение. Результатом профессиональной подготовки студентов на современном этапе развития высшего образования является сформированность у них соответствующих компетенций как комплекса способностей, навыков профессионального и социального поведения.

Особую роль в процессе формирования компетенций, на наш взгляд, играет волонтерская деятельность студентов. Ее следует понимать как добровольную практическую деятельность по оказанию безвозмездной помощи, услуг нуждающимся лицам, группам, общностям, построенную на механизмах нематериального стимулирования и преследующую личностно и социально-значимые цели.

В системе высшего профессионального образования волонтерскую деятельность можно рассматривать как ценностно-значимое и жизнеспособное дополнение традиционным видам и формам внеаудиторной деятельности студентов. Кроме того, волонтерская деятельность содержит огромный потенциал для успешной организации учебной и научно-исследовательской деятельности для всех категорий обучающихся, являясь также своеобразной профессиональной и социальной практикой для студентов.

Организация волонтерской деятельности в вузе позволяет активизировать приобретение студентами не только жизненного, но и профессионального опыта, что в дальнейшем способствует их трудоустройству и профессиональной адаптации. Это опыт позитивного взаимодействия с разными социальными партнерами (принцип социального партнерства). Основное ее предназначение состоит в профессиональной социализации студенческой молодежи.

Однако, волонтерская деятельность студентов в вузе требует целенаправленной организованной работы. Так, Г.П. Бодренкова подчеркивает значимость системной и целенаправленно организованной работы по привлечению и молодежи к добровольческой деятельности. По ее мнению, формирование системного подхода к вовлечению молодежи в добровольческую деятельность надо рассматривать как составную часть учебно-воспитательного и образовательного процессов, одной из форм организации общественно полезного досуга [1].

Мы считаем необходимым привлечение внимания к проблеме организации целенаправленной педагогической деятельности, с помощью которой могут быть созданы условия для организации добровольческой деятельности студентов в вузе. Подбор технологии, методов и средств их реализации и развития целесообразен в ситуациях морального выбора на основе овладения образцами поведения, способами их осознанного осуществления. В качестве такой технологии, на наш взгляд, может выступать технология педагогического сопровождения, направленная на перевод из потенциального состояния в реальное профессионально-личностных качеств, возможностей, способностей студентов. По нашему мнению, это может обеспечить высокий уровень развития профессиональных компетенций выпускника.

Изложение основного материала статьи. Педагогическое сопровождение рассматривается в исследованиях в различных аспектах: как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности обучающегося в проблемной ситуации при минимальном участии педагога (И.А. Колесникова и В.А. Сластенин); как форма партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений, самоактуализации (В.А. Айрапетовой); как тип педагогической деятельности (Е.А. Александрова); как помощь в достижении успеха и повышении качества самостоятельной деятельности сопровождаемого (Е. И. Казакова); как процесс оказания помощи в личностном развитии (задержка в личностном развитии, развитие негативных личностных качеств, несформированность социально-значимых качеств и пр.); как процесс оказания помощи в решении проблем сопровождаемого, связанных с трудностями личностного характера, проявляющиеся в устойчивых негативных эмоциональных переживаниях (И.А. Липский) и пр.

В качестве базового определения педагогического сопровождения, на основе анализа приведенных выше подходов, можно считать следующее: педагогическое сопровождение - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации студентов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.