2. Аханькова, Е.В. Использование приемов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Аханькова, Евгения Викторовна. - М.: 2004. - 209 с.
3. Гин, И. С. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений / И. С. Гин. -4-е изд. Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 112 с.
4. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 168 с.
5. Горохова, С. Н. Использование элементов методики обучения составления детьми творческих рассказов (ТРИЗ) в работе логопеда [Электронный ресурс] / С. Н. Горохова // Наука и образование: Новое время. - № 6. - 2016. - С. 519-522. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27723076
6. Елкина, Н. В. Элементы ТРИЗ в обучении творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Елкина, В. А. Лазарева // Дошкольное и начальное образование: Вариативность подходов. - 2016. - С. 385-390. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27373407
7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. - М.: АРД ЛПД, 1990. - 500 с.
8. Корзун, А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками / А. В. Корзун. -М.: Университетское, 2000. - 168 с.
9. Мазунова, И. Г. Обучение творческому рассказыванию дошкольников с ФФНР в условиях логопедической группы / И. Г. Мазунова // Завуч. - 2001. - №5.
10. Насибуллина, А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе / А. Д. Насибуллина, М. А. Польшина // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №2 (121). - С. 130-135.
11. Нищева, Н. В. Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. - 187 с.
12. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. - М: Владос, 2008. - 47 с.
Педагогика
УДК: 301
кандидат социологических наук, доцент Немова Ольга Алексеевна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);
преподаватель Шевченко Наталья Анатольевна
Ставропольский колледж искусств (г. Ставрополь);
магистрантка, руководитель отдела Семушева Татьяна Гафиятовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества имени В. П. Чкалова» (г. Нижний Новгород)
ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕДИАКОНТЕНТ: АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация. В статье представлен анализ современного детского музыкального контента. Исследование проводилось с целью выявления того воспитательного потенциала, который несет современная музыка детям. Сравнительный анализ музыкального контента советской и постсоветской эпох показал, что, к сожалению, современная музыка не отвечает целям воспитания гармонично развитой личности ребенка. Подрастающее поколение вынуждено воспитываться в основном под музыку западных исполнителей, качество которой не отвечает требованиям российского образовательного стандарта. Безудержная коммерциализация детского музыкального пространства сводит на нет усилия родителей, педагогов, воспитателей, всех причастных к воспитательному процессу, а именно воспитанию духовно-нравственных ценностей, ценности патриотизма, музыкально-эстетического вкуса у подрастающих поколений россиян.
Ключевые слова: механизмы трансляции ценностей, детский музыкальный медиаконтент, воспитание, образование.
Annotation. The article presents an analysis of modern children's music content. The study was conducted to identify the educational potential of modern music for children. A comparative analysis of the musical content of the Soviet and post-Soviet eras showed that, unfortunately, modern music does not meet the goals of education of harmoniously developed personality of the child. The younger generation is forced to be brought up mainly to the music of Western performers, the quality of which does not meet the requirements of the Russian educational standard. The unrestrained commercialization of children's musical space nullifies the efforts of parents, teachers, educators, all involved in the educational process, namely the education of spiritual and moral values, the values of patriotism, musical and aesthetic taste of the younger generations of Russians.
Keywords: mechanisms of broadcasting values, children's music media content, education.
Введение. Классик отечественной философской и педагогической мысли И.А. Ильин воспитанию отводил приоритетное значение. Освоение знаний, умений и навыков, специальное образование следует подчинять задачам духовно-нравственного развития личности, необходимости выработки ее жизненных ориентиров. Формирование лучших человеческих качеств у детей и юношества, как утверждает И.А. Ильин, связано прежде всего с освоением ими духовного опыта и оно более значимо для самого человека и для общества по сравнению с умственным развитием, с освоением суммы естественно-научных, технических и других социальных знаний. В этой связи особое внимание необходимо уделить вопросам приобщения молодежи к базовым основам национальной культуры и российского менталитета. «Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли» [4, с. 111-113]. Воспитание детей и юношества рассматриваются им как важнейшее условие, предпосылка и основа духовно-нравственного самосохранения и воспроизводства
общества, как фактор позитивной преемственности поколений, основанной на освоении, творческом развитии и обогащении молодыми социокультурного опыта и достижений старших поколений.
Воспитание, как целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, оказался на глубокой периферии российского образования. Между тем И.А. Ильин справедливо отмечал, что образование как усвоение информации, интеллектуальное развитие личности, связанное с освоением определенного запаса знаний, с формированием умений и навыков без соответствующего воспитания и в первую очередь - без духовно-нравственного развития - это полуобразование, это то, чего совершенно недостаточно для формирования целостной, полноценной личности. Сами по себе естественно-научные, социально-экономические, технические и прочие специальные знания не формируют личностных качеств человека, не вырабатывают нравственных свойств, они во многом индифферентны к духовно-нравственному сознанию индивида и вопрос о способах, формах и направленности их использования и применения на практике всецело зависит от доброй или злой воли владеющего ими человека. Обучение и просвещение без воспитания, т.е. без формирования ценностных ориентаций, мировоззренческих установок и нравственных убеждений формирует у молодых узкий прагматизм и утилитаризм, ведет к бездуховности человеческой ограниченности и однобокости. «Образование без воспитания, - пишет Ильин, - не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения и т.д., которыми он (...) - бездуховный, бессовестный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. Надо (...) признать, что (...) формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [4, с. 111-113].
Радио, телевидение, музыкальные приложения, звуковые игрушки и открытки - все это многообразие составляет воспитательное пространство подрастающих поколений. Качество музыкальных произведений транслируемых ежедневно современным детям вызывают серьезные опасения у специалистов (музыкантов, психологов, педагогов и т.д.).
Прежде всего необходимо отметить, что основной контент музыкальной продукции имеет иностранное происхождение. Нижегородские ученые - Таниева Г.М. и Козырьков В.П. не случайно задаются вопросом: «чем объяснить, что в современном российском обществе в СМИ большую часть времени отводится музыке других стран и культур? В силу того, что в зарубежной музыке слушатели находят свою идентичность? Или ориентация на западную музыкальную культуру есть признак слабости музыкальной культуры своей страны? А может тут задействованы социально-коммерческие причины, которые заставляют проигрывать чужие мотивы для того, чтобы лишить людей национальных идентификаторов, которые могут взволновать, и, одновременно, можно было эффективно прокручивать рекламные ролики, которые совсем не мешают прослушиванию шлягеров, слова которых не отличаются от слоганов рекламы?» [6].
Формулировка цели статьи. Между тем именно музыка является отражением духовного содержания культурного национального кода и, в отличие от других видов искусств, содержит его базисные значения. Не случайно, что именно музыка способна объединять людей в трудных ситуациях, вдохновлять на подвиги, трудовую деятельность, вызывать чувства радости и сострадания. Исследование воспитательного потенциала современной музыкальной продукции в сравнении с аналогами прошлого советской и дореволюционной эпох культуры России является основной целью данной статьи.
Изложение основного материала статьи. Каждое новое поколение вынуждено сталкиваться со специфическими вызовами времени: кому-то пришлось пережить войну и послевоенные невзгоды, период перестроечного лихолетья и т.д. Вызовом времени современного поколения молодежи стала необходимость освоения информационных технологий и интеграция в глобализированное мировое пространство, преодоление распространения психологии общества массового потребления, как явного антогониста российским базовым ценностям.
Именно по этой причине невероятно огромная по масштабам и сложная по содержанию стоит задача перед взрослыми, отвечающими за воспитательно-социализационный процесс подрастающих поколений. Навязываемые псевдо ценности психологии общества массового потребления, а именно, накопительство, жадность, эгоизм, потребительство не должны стать основой мировоззрения ребенка. Это набор самоубийственных ценностей, которые ведут в никуда. Взрослым предоставляются самые широкие полномочия, чтобы приобщить детей к общемировым гуманистическим ценностям, апробированным десятками тысяч людей по всему миру и признанными как жизнеутверждающие, позволяющие прожить счастливую жизнь и полноценную жизнь: любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, творчество и т.д.
Излюбленным видом организации детского досуга, как у детей, так и у взрослых является просмотр мультфильмов. Дети обожают мультфильмы, так как на экране оживают их любимые игрушки и герои, которые говорят на понятном именно детям языке. Чтобы быть ближе к ребенку, встать с ним на дном уровне, озвучивание мультфильмов осуществляется с использованием «детского голоса». Сюжет мультфильма построен таким образом, чтобы не только быть интригующим, но и затрагивал актуальные для детского возраста проблемы.
Родителям мультфильмы нравятся из других соображений, более прагматичных и утилитарных. Чтобы быть конкурентно способными на рынке труда с бездетными и бессемейными работниками, а также в условиях роста популярности атипичных форм занятости (удаленный доступ, фрилансер, самозанятость и т.д.) поколение современных родителей вынуждено работать дома или брать работу на дом. Дети, таким образом, являются естественной помехой при выполнении трудовых обязанностей родителей. «Привязывание» (через демонстрацию мультфильма или компьютерные игры) ребенка к экрану телевизора, компьютера, мобильного телефона является универсальным средством решения данной проблемы. Родителям кажется, что ребенок при просмотре мультфильмов, игре на компьютере или прослушивании музыки чему-то учится и образовывается, а у них есть два-три часа спокойной работы.
Между тем регулярный просмотр низкокачественной продукции, лишенной духовно-нравственного содержания не развивает ребенка, а зачастую калечит его душу. Регулярная демонстрация убийств, сцен насилия, агрессивного поведения, сленговой речи не несет позитивного воспитательного значения. В эпоху распространения психологии общества массового потребления на первый план выходят умение быстро и легко зарабатывать деньги, обзаводиться материальными благами, а мораль и этика, элементарная порядочность уходят на второй план или вовсе нивелируются за ненадобностью и обременительностью. Рост аберрантного, девиантного и делинквентного поведения в молодежной среде мы связываем с падением общего уровня культуры, отсутствия целенаправленной политики со стороны государства в сфере детских
средств массовой коммуникации. Мы не можем назвать ни одного случая за все 70 лет существования СССР подобного керченской трагедии. «Все лучшее - детям» был не просто лозунгом, а руководством к действию. Не менее 30% фильмов от общего количества всей кинопродукции кинематографисты должны были снимать для детского зрителя. К детской кино и мультипликационной продукции предъявлялись достаточно высокие требования и, прежде всего этического и духовно-нравственного характера. Невозможно себе представить, чтобы персонажи советской мультипликации выражали свои мысли просторечиями и междометиями, употребляя, слова паразиты и пошлые шутки на грани фола, демонстрировали насилие, давали примеры издевательского поведения над своими сверстниками. Главные герои наделялись позитивными чертами характера, демонстрирование наличие высоких морально-этических ценностей и норм поведения, и обязательно вознаграждались в финале, как достойные примеры для подражания.
Снимать качественное кино для детей в условиях жесткой рыночной конкуренции современным кинематографистам крайне невыгодно. Практически все актеры отмечают, что детская аудитория - это самая требовательная аудитория. Дети легко на интуитивном уровне распознают фальшь и неискренность. Чтобы завладеть современной детской аудиторией надо снимать фильмы не ниже уровня великого кинематографиста Александра Роу. Для этого нужен специальный антураж, реквизит, костюмы, спецэффекты, т.е. надо создавать мир сказки волшебства. Съемка кинофильмов для взрослой аудитории намного дешевле. Актеры одеты в обычную, повседневную одежду, само действие разворачивается в привычной обстановке - офисе или дома, кафе, ресторане, на улице. Здесь не нужно придумывать и тратиться на изобретение летающей ступы Бабы-Яги или ее вращающейся избушки на курьих ножках. Да и по масштабам родительская аудитория (три поколения взрослых) гораздо шире детской аудитории, соответственно, окупаемость будет у взрослого кино намного выше, чем у детского. Однако детское кино, несущее позитивные ценности добра, справедливости с лихвой окупится в будущем, так как воспитывая детей сегодня мы закладываем основы нашего завтрашнего благополучия.
Качество современной мультипликационной и кино продукции для детей оставляет желать лучшего, а многое вообще вредно для демонстрации. Так, в 2014 году на базе исследовательской лаборатории по проблемам современной семьи Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина было проведено социологическое исследование современной мультипликационной продукции. Цель исследования - выявление семейных духовно-нравственных ценностей, прививаемых детям через мультипликацию [9]. На конкретных многочисленных примерах было обнаружено, что в современной мультипликации, пользующейся огромной популярностью в детской зрительской аудитории, идет открытая пропаганда семейных анти ценностей, а именно, 1) бесполезности семьи или семья как обуза; 2) Представление малодетной, однодетной или неполной семьи как нормы; 3) Феномен формирования отвращение к родительству как таковому; 4) Феномен детофобии; 5) девальвация традиционных семейных ролей (мать и отец, прародители); 6) демонстрация гендерной асимметрии как нормы в образах юноши и девушки, мужчины и женщины; 7) феномен толерантного отношения к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. Вместо того, чтобы прививать детям ценность семьи, родительства, через СМИ учить гармоничным семейным отношениям мы обнаруживаем, наоборот, прямо противоположное. Таковы неутешительные результаты исследования [9].
Необходимо признать, что современная зарубежная и российская мультипликация в большинстве своем либо нацелена на развлечение, либо на образование, но при этом проблемам воспитания духовно-нравственных ценностей уделяется крайне мало внимания. Создается впечатление, что мультфильмы перестали сниматься для детей и их восприятия, они больше адаптированы к родительской аудитории. Тема любви, поиска брачного партнера, ревности стала основной сюжетной линией детского кино. Произошла как бы «венеризация» детской мультипликации и детского кинематографа. Рост самоубийств в молодежной среде из-за несчастной любви считаем прямым следствием данной бездумной молодежной политики в сфере СМИ. Если ребенку с детства внушать мысль, что самое главное в жизни - это найти «свою любовь» или «построить свою любовь», то разочарование связанное с неудачным любовным опытом может привести к суицидальному поведению, так как утрачивается основной смысл жизни.
В детстве, через просмотр мультфильмов, кинопродукции, прослушивание музыки, чтение книг, журналов и т.д. закладывается «эстетическая измерительная шкала», которая в дальнейшем станет основой понятия эстетический вкус. Таким образом, ребенок с детства учится отличать красивое от безобразного, доброе от злого и т.д. К сожалению, современные создатели детской музыкальной продукции не всегда учитывают эти обстоятельства. Регулярный просмотр детьми низкопробной кино и мультипликационной продукции вряд ли поспособствует формированию высокого эстетического вкуса, а скорее, наоборот, способствует деформации психи.
С момента возникновения телевидения и мультипликации как искусства проблеме озвучивания уделялось большое внимание. Как правило, в озвучивании использовалась оркестровая классическая музыка. Всеми признанный мэтр мультипликации Уолт Дисней приглашал для музыкальной иллюстрации своих персонажей профессиональных талантливых композиторов (Фрэнк Черчилль, Ли Харлин и Пол Дж. Смит, позднее Оливер Уоллес). Большинство саундтреков диснеевских мультфильмов стали настоящими хитами и получили широкую популярность у многих поколений детей не только в России, но и за рубежом. Именно диснеевская мультипликация заложила основы мультипликации мировой и отечественной в том числе.
В отечественной мультипликации также как и в диснеевском анимационном кино нашли широкое применение шедевры классической музыки. К озвучиванию мультфильмов приглашались наиболее талантливые и популярные композиторы. Приведем лишь некоторые примеры замечательной работы советских композиторов: м/ф «Конек-горбунок» (1947) - композитор Виктор Оранский; м/ф «Петушок-золотой гребешок» (1955) - композитор Родион Щедрин; м/ф «Кошкин дом» (1958), м/ф «Дюймовочка» (1964), м/ф «Теремок» (1971) - композитор Никита Богословский; м/ф «Чиполлино» (1961) - Карен Хачатурян; м/ф «Щелкунчик» (1973) - по мотивам произведений П.И. Чайковского; м/ф "В порту" (1975) -композитор Марк Минков; м/ф «Катерок» (1970) - Владимир Шаинский, м/ф «Как львёнок и черепаха пели песню» (1974) - композитор Геннадий Гладков и т.д.
Список можно продолжить выдающимися композиторскими работами из отечественного детского и юношеского кино. Большинство из нижеперечисленных песен стали настоящими вневременными шлягерами как минимум трех поколений советской молодежи. До сих пор на праздниках и вечеринках, в дороге поются песни именно советских композиторов и песенников, так как темы, которые они затронули носят
вневременной характер. Назовем лишь некоторые работы, получившие наибольшую популярность среди советских зрителей: «Выше радуги» - музыка Ю. Чернавского, слова Л. Дербенева; «Гостья из будущего» -музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина; Дети капитана Гранта» - музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача; «Каникулы Петрова и Васечкина» - музыка Т. Островской, слова В. Аленикова; «Лиловый шар» -музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина; «Магия чёрная и белая» - музыка А. Журбина, слова Ю. Энтина; «Мама» - музыка Т. Попа, Ж. Буржоа, слова Ю. Энтина; «Мэри Поппинс, до свидания!» - музыка М. Дунаевского, слова Н. Олева и т.д.
Песни «советского» прошлого стали своеобразным связующим звеном нескольких поколений россиян. Содержание песен затрагивает самые разнообразные темы: дружбы, честности, верности данному слову, любви к маме, папе, бережному отношению к природе и т.д. Достойного аналога современные композиторы не предлагают. Песни из популярных мультфильмов таких как «Смешарики» или «Маша и медведь» не стали шлягерами, так как сложны в исполнительском плане и по содержанию оставляют желать лучшего.
На смену простым, легко запоминающимся мелодиям, которые все мы помним со времен нашего детства, приходят «сложноструктурированные» музыкальные квадраты, невозможные к простому восприятию. Это плоды анализа, а не вдохновения: вымороченные мелодии с усложненными текстами, зачастую не понятны детям и не актуальны для их возраста по тематике. Поэтому, детям не остается ничего, кроме как принимать за идеал формы и подражания то, что слышат вокруг себя. Нелепо выглядит как дети поют песни популярного молодежного исполнителя Егора Крида про «прелести холостяцкой жизни», тонкости интимных отношений с «будущим бывшим» и т.д.
Детские СМИ перестали по сути быть детскими и для детей, они крадут у наших детей детство, в угоду рекламе и модным стереотипам и получению коммерческой выгоды. Детский эфир наводнили мультфильмы крайне низкого качества. Голоса ширпотребовской мультипликации монотонны, однозвучны, примитивны, лишены уникальности, максимально унифицированы и однообразны, за редким исключением. Есть надежда, что былые традиции советской мультипликации возродятся и на смену гениальным артистам советской эпохи придут в мультипликацию новые не менее талантливые актеры.
Еще сложнее дело обстоит с отечественным детским кинематографом. За 30 лет постсоветского периода мы не можем назвать ни одного российского фильма получившего признание и широкую популярность у детской аудитории. Ситуацию, сложившуюся на сегодняшний момент в детском кинематографе, можно сравнить с катастрофой.
Между тем, детям нужны примеры для подражания, идеалы, к которым они бы стремились, герои, на которых они бы ориентировались. Учитывая особенности «цифрового» поколения детей телевидение должно стать мощным средством формирования духовно-нравственных ценностей. Родительским поколениям предоставляются самые широчайшие возможности поиска для своего ребенка самой разнообразной мультипликационной и кинопродукции. Однако, парадоксальность ситуации состоит в том, что современное поколение родителей воспитывалось уже не только на шедеврах советских произведениях киноискусства и мультипликации, а на продуктах массового ширпотреба, хлынувшего в постперестроечное время широким потоком на постсоветское пространство. То есть та самая «эстетическая шкала ценностей» уже у поколения родителей оказалась «сбитой» и (или) значительно деформированной. Отсутствие критериев отбора не позволяет поколению современных родителей грамотно ориентироваться в современном музыкальном контенте. Зачастую сами родители уже не понимают, что их ребенку будет вредно, а что полезно. Отсутствие свободного времени у родительских поколений также не позволяет осуществлять критический анализ имеющегося мультипликационного контента.
Выводы. Безудержная коммерциализация детской мультипликационной и кино продукции привела к тому, что сознание ребенка оказалось совершенно незащищенным ни со стороны родителей и близких, ни со стороны создателей так называемой детской мультипликации. Просмотр детских мультфильмов вызывает ощущение, что они созданы вовсе не для детей, а для взрослых. В детском СМИ превалирует либо образовательный, либо развлекательный контент. Проблемы воспитания духовно-нравственных качеств, гармонично развитой личности остаются зачастую за кадром.
Вопросы, заданные ребенком в стихотворении В.В. Маяковского «Крошка сын к отцу пришел, / и спросила кроха: / — Что такое хорошо и что такое плохо?» обращены к самому близкому человеку - отцу. Это не случайно, так как именно родители должны первыми приступить к формированию данных понятий. Однако общество не должно оставаться безучастным в данном процессе: СМИ, институты образования, экономики, политики, церковь обязаны, поддерживать и помогать родителям выполнять их непосредственные обязанности. Общество и государство как никто другой заинтересованы в получении достойных граждан, защитников Родины, трудовых ресурсах, ответственных налогоплательщиков и т.д.
И.А. Ильин считал, что для полноценного развития ребенка жизненно необходимо раскрыть молодому поколению красоту родной русской песни, научить петь его на родном языке, что позволит ему лучше понять и усвоить строй русской мысли и чувств. Песня научит его первому одухотворению душевного естества - по-русски .... Философ советовал родителям завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русским мелодиями, - наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором. Всюду, - по мнению философа, - по всей стране надо создавать детские хоры. - организовывать их объединять, устраивать съезды русской песни. Хоровое пение как ни один другой вид искусства, национализирует и организует жизнь - оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении. Классик русской поэзии А.С. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога» показал, что именно песня является отражением менталитета, истории, культуры: «Что-то слышится родное / В долгих песнях ямщика: / То разгулье удалое, / То сердечная тоска...».
Именно песня и музыка в силу своей мелодичности, гармоничной стройности позволяет напрямую, минуя сознание, приобщать ребенка к национальным и общечеловеческим ценностям. Музыка способна вызывать радостные переживания в душе ребенка, развивает его фантазию и творческое воображение. Через музыку ребенок познает окружающий мир. Ребенок, которого научили видеть и понимать прекрасное никогда не совершит отвратительного поступка. И, наоборот, ребенок, который не усвоил основных жизненных понятий из трогательного и милого существа моментально превращается в легко управляемую личность, не способную испытывать настоящие глубокие чувства, жестокое и пустое, готовое к совершению мерзких поступков.
Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что изучение детского музыкального медиа-контента требует особого внимания как со стороны общества, так и государства. Необходимо помнить, что проблемы будущего не могут быть решены только экономико-техническими и технологическими методами, так как их решение во многом зависит от духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Музыка в силу своей уникальной природы содержит мощный воспитательно-социализационный потенциал, который необходимо использовать в процессе формирования подрастающих поколений.
Литература:
1. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе. // Дискуссия. 2016. №7 (70). С. 52 - 58.
2. Вагин Д.Ю. Духовно - нравственные ценности поколений россиян: проблемы преемственности. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 29-32.
3. Свадьбина Т.В., Вагин Д.Ю. Межпоколенные ценности россиян: проблемы преемственности. // Приволжский научный журнал. 2012. №4 (24). С. 263 - 267
4. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998, С. 11-113.
5. Терентьев А.А., Свадьбина Т.В. Духовно-нравственные ориентиры воспитания молодежи в идейном наследии И.А. Ильина. Нижний Новгород, Нижегородский региональный институт управления и экономики, АПК, 2000. - 32 с.
6. Таниева Г.М., Козырьков В.П. Социокультурные предпосылки и противоречия реализации идентификационных возможностей музыки // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия управление в социальных системах коммуникативных технологий, 2015, №2, 31-41.
7. Немова О.А., Свадьбина Т.В. Цена и ценность любви: опыт социоантропного анализа // Вестник Мининского университета, №4, 2016, С. 37-38.
8. Козырьков В.П., Свадьбина Т.В., Немова О.А. Атрибутивные качества человека в условиях революции техносферы // Вестник СПбГУ Серия 17 ФИЛОСОФИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, Выпуск 2, 2016. - С. 15-25.
9. Немова О.А. Бурухина А.Ф. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей / О.А. Немова, А.Ф. Бурухина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2014. №1. - С. 152-173.
10. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. SOCIOCULTURAL MECHANISMS OF INTERGENERATIONAL VALUES AND MINDSET TRANSLATION IN MODERN FAMILY DEVELOPMENT AND GENERATIONAL CHANGE // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 13. С. 6226-6237.
Педагогика
УДК: 376.112.4
кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); магистр 2 курса обучения Кривошапкина Наталья Евгеньевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные педагогические условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В работе показана эффективность включения в образовательную деятельность таких форм работы, как сказкотерапия, арт-терапия, техника игротерапии, и кинотерапия. Использование разнообразных форм работы с данными категориями детей создадут благоприятные условия социализации их в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, сказкотерапия, игротерапия, кинотерапия, арт-терапия.
Annоtation. The article considers effective pedagogical conditions for socialization of children with disabilities. The paper shows the effectiveness of the inclusion in the educational activities of such forms of work as therapy, art therapy, play therapy technique, and kemoterapia. The use of various forms of work with these categories of children will create favorable conditions for their socialization in secondary school.
Keywords: children with disabilities, fairy tale therapy, game therapy, film therapy, art therapy.
Введение. В последние годы в стране намечается увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Работа с такими категориями детей весьма нелегкая, требующая от педагога большого усердия, терпения, мастерства, и, конечно, уважения и любви к таким детям. Полноценное развитие ребенка возможна, лишь при создании нормальных жизненных условий, введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и при условии физического благополучия. Важно отметить, что нужно создать специальные условия по формированию учебной деятельности у детей [3].
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии [2].
В современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Внедрение инклюзивного образования обеспечивает рост дальнейшей гуманизации образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование,