Научная статья на тему 'О роли мультипликации в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника'

О роли мультипликации в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1999
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ANIMATED FILM / ARTISTIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баранова Юлия Александровна

Мультипликационный фильм обладает высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. В статье описан опыт использования мультипликации на занятиях с детьми в системе дополнительного образования. В процессе художественной деятельности мультфильм создает не только информационный фон, но и позволяет формировать такие ценности, как добро, любовь, семья, дружба, гуманное отношение к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of animation in spiritual and moral development of preschool children

Animated film has a high potential of artistic and aesthetic, moral and emotional impact on children of preschool age, as well as extensive educational and training opportunities. The author describes the experience of using animation on lessons in the system of supplementary education. In the process of artistic activity cartoons do not create only background information, but allow children to develop such values as goodness, love, family, friendship, humane attitude toward nature.

Текст научной работы на тему «О роли мультипликации в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14557 УДК 372.8

Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовнонравственном и творческом развитии дошкольника // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14557. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14557.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Баранова Юлия Александровна,

преподаватель Центра творческого развития при Вятском художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых, г. Киров

О роли мультипликации

в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника

Аннотация. Мультипликационный фильм обладает высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. В статье описан опыт использования мультипликации на занятиях с детьми в системе дополнительного образования. В процессе художественной деятельности мультфильм создает не только информационный фон, но и позволяет формировать такие ценности, как добро, любовь, семья, дружба, гуманное отношение к природе.

Ключевые слова: художественная деятельность, дополнительное образование детей, мультипликационный фильм.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время, в век высоких технологий, растет и развивается поколение, которое с ранних лет активно пользуется средствами информационных технологий. Так называемые гаджеты дети активно используют для получения информации, но при этом бесконтрольным остается качество потребляемой информации. Ребенок самостоятельно не может выделять полезную и нужную для него информацию, поэтому достойные произведения мультипликации, кинематографа, изобразительного искусства зачастую остаются в стороне, а юному зрителю попадают худшие образцы современного искусства. Доказано, что в некоторых мультипликационных фильмах содержится информация, которая негативно сказывается на физическом и психическом здоровье современных детей. Юный зритель не имеет необходимых знаний, жизненного опыта для выделения в огромном море информации интересной, нужной, а главное, полезной для него. Помочь дошкольнику ориентироваться в информационно насыщенном мире - задача педагогов и родителей.

В данной статье мы представляем опыт использования мультипликации в центре творческого развития детей при Вятском художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых. Четвертый год на базе музея успешно реализуется авторская программа «Музей. Искусство. Дети». Программа носит развивающий характер и основана на интеграции изобразительного искусства, технологии, музыки, мультипликации. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, аппликация, лепка, конструирование. При этом на каждом занятии используются высокохудожественные мультипликационные фильмы.

Роль мультипликационного фильма в жизни ребенка многие взрослые порой видят очень узко и ограниченно. И эта роль в основном носит развлекательный характер. Мультфильм включают, когда хотят занять ребенка, однако значение мультипликационных фильмов не должно быть ограничено лишь организацией досуга ребенка. Мультипликационный фильм для дошкольника - это погружение в другой мир. Но информационный фон, в который будет погружаться ребенок, должен быть тщательно

r\j Л r\j

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14557 УДК 372.8

Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовнонравственном и творческом развитии дошкольника // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14557. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14557.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

подобран учителями (родителями), иначе это погружение будет бесполезным либо вообще пагубным для дошкольника.

Используя для занятия данный информационный ресурс, автор понимает, что мультипликация - это объединение сразу нескольких видов искусства. Мультипликационный фильм обладает высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.

Выбирая мультипликационный фильм для занятия, мы руководствуемся целым рядом принципов. Среди них:

- соответствие теме занятия, ее большее раскрытие;

- духовно-нравственное начало мультипликационного фильма;

- необычное художественное решение;

- качественный музыкальный ряд.

На занятиях в студии развития автор статьи использует разные мультипликационные фильмы (представлены далее в таблице). Каждый из них по-своему знакомит ребенка с миром, ненавязчиво рассказывает о нем, о жизненных ценностях. В качестве дополнительного методического средства мультипликационные фильмы помогают педагогу создать целостную картину занятия. С их помощью легче формировать у ребенка нравственные качества, чувство прекрасного, эстетический вкус, учить его потреблять только достойный и качественный материал, оставляя все ненужное и разрушающее. В свою очередь, просмотры с последующим художественным анализом помогают детям ориентироваться в сложном и многообразном мире мультипликации, выбирать не только яркий и красочный материал, но и качественное художественное произведение.

Автору особенно приятно подчеркнуть, что почти все из представленных мультипликационных фильмов созданы в России. Конечно, этот список не завершен, и мы надеемся, что с годами он будет пополняться новым материалом, который поможет нашим детям творчески и духовно развиваться.

Мультипликационный фильм Выходные данные Краткое содержание Музыкальное сопровождение Ценности, на формирование которых направлен фильм

«Разноцветная история» Длительность: 9 мин. Год:1986 Страна: СССР Режиссёр: Т. Павленко Сценарий: М. Остахнович Оператор: А. Мухин Монтаж: О. Деряжная Композитор: И. Карабиц Художники: И. Смирнова, И. Дивишек [1] Музыкальный мультфильм про девочку, которая очень любит рисовать разных героев из известных сказок. Нарисованные на холсте персонажи оживают чудесным образом и участвуют в новых сказках. Нарисованный волк не хочет охотиться за Красной Шапочкой, но возникшая из фиолетовой гуаши Баба Яга начинает творить всякие злодеяния... (http://tavr-obrazovanie.ru/load/ m ultfi lmy_d lja_d etej/s kachat_be splatno_raznocvetnaja_istorija/6 5-1-0-2572, дата обращения 25.11.2013) В фильме использована музыка Чайковского - Добро - Семья - Любовь - Творчество

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14557 УДК 372.8

Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовнонравственном и творческом развитии дошкольника // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14557. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14557.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

«Рыбка» Длительность: 9 мин 35 сек. Год: 2006 Страна: Россия Режиссер: С. Рябов Сценарист: С. Рябов Аниматор: С. Рябов Звукооператор: С. Рябов [2] Мир маленького ребенка удивительный и сложный. Незначительное событие в его жизни может стать настоящей бедой, а доброта и тепло детской души способны совершить чудо: даже оживить рыбку (http://www.animator.ru/db/?p=s how film&fid=6953 дата обращения -25.11.2013) В фильме использованы фрагменты музыкальных произведений П.И. Чайковского, М. Равеля, И. Брамса - Добро - Любовь - Дружба

«Адажио» Длительность: 10 мин. Год: 2000 Страна: Россия Режиссер: Г. Бардин Сценарий: Г. Бардин Продюсеры: Г. Бардин, Н. Донатова Операторы: А. Двигубский, И. Скидан-Босин Художники: В. Маслов, А. Мелик-Саркисян Монтаж: И. Собинова-Кассиль [3] Философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи — причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире (http://multikonline.ru/russkie-multfilmy-online/1933-adazhio.html дата обращения 25.11.2013) В фильме использован фрагмент «Адажио G minor» Альбинони - Добро - Терпимость к другим - Жизнь

«Ель» Длительность: 9 мин 58 сек. Год:1984 Страна: СССР Режиссер: А. Солин Xудожник: И. Медник Звукооператор: Н. Кудрина Композитор: В. Бабушкин Оператор: В. Милованов Редактор: В. Медведовская Художник-постановщик: И. Пшеничная [4] Росла в лесу елочка. Была она еще маленькая, вокруг нее на поляне росли старшие сородичи - ель да сосна. Елочка завидовала другим деревьям, ей хотелось поскорее вырасти, чтобы раскинуться ветвями и выглянуть из гущи лесной. Не знала елочка, что осенью лесорубы рубят самые высокие деревья (http://www.tvzavr.ru/El дата обращения 25.11.2013) В фильме использована музыка композитора В. Б. Бабушкина - Добро - Любовь - Гуманность - Жизнь - Природа

«Весенние мелодии» Длительность: 9 мин. Год:1946 Страна: СССР Режиссёр: Д. Бабиченко Сценарист: Д. Бабиченко Художники: К. Зотов, К. Малышев, В. Валерианова [5] Музыкальный фильм о пробуждении природы. Отдельные эпизоды этого пробуждения иллюстрируются музыкальными произведениями великого русского композитора П. И. Чайковского в виде отдельных концертных номеров В фильме использованы фрагменты музыкальных произведений П. И. Чайковского - Природа - Жизнь - Добро - Красота

«Морозный узор» Длительность: 4 мин 32 сек. Год:1974 Страна: СССР Режиссер: Б. Ардов Сценарист: Г. Суфимова Композитор: Г. Подэльский Оператор: Э. Гаман [6] Как Морозик украсил дождливый день сверкающим снегом В фильме использована музыка Г. В. Подэль-ского - Добро - Красота - Жизнь - Природа

3 ~

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14557 УДК 372.8

Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовнонравственном и творческом развитии дошкольника // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14557. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14557.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Таким образом, грамотно подобранный мультипликационный фильм помогает дошкольнику погрузиться в мир фантазии, расширить его художественные представления; ненавязчиво рассказывает о плохом и хорошем, добром и злом; заставляет

поразмышлять над жизненными ситуациями, подталкивает к хорошим поступкам. Не стоит забывать и о выразительных возможностях цвета, пятна, линии, музыкальности, динамичности и в то же время лаконичности мультипликационного фильма. Подводя итог, автор настоящей статьи убежден, что мультипликационное кино может найти широкое применение в воспитательной и образовательной деятельности.

Ссылки на источники

1. URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=2431 (дата обращения 25.11.2013).

2. URL: http://www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=6953 (дата обращения 25.11.2013).

3. URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=1419 (дата обращения 25.11.2013).

4. URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=421 (дата обращения 25.11.2013).

5. URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=246 (дата обращения 25.11.2013).

6. URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=769 (дата обращения 25.11.2013).

Yulia Baranova,

Teacher, Center of Creative Development, Vyatka Art Museum after V. M. Vasnetsov and A. M. Vasnetsov, Kirov

The role of animation in spiritual and moral development of preschool children Abstract. Animated film has a high potential of artistic and aesthetic, moral and emotional impact on children of preschool age, as well as extensive educational and training opportunities. The author describes the experience of using animation on lessons in the system of supplementary education. In the process of artistic activity cartoons do not create only background information, but allow children to develop such values as goodness, love, family, friendship, humane attitude toward nature.

Key words: artistic activity, additional education of children, animated film.

References

1. Avialable at: http://crazymama.ru/cartoon.php?id cartoon=2431 (дата обращения 25.11.2013)

2. Avialable at: http://www.animator.ru/db/?p=show film&fid=6953 (дата обращения 25.11.2013).

3. Avialable at: http://crazymama.ru/cartoon.php?id cartoon=1419 (дата обращения 25.11.2013)

4. Avialable at: http://crazymama.ru/cartoon.php?id cartoon=421 (дата обращения 25.11.2013).

5. Avialable at: http://crazymama.ru/cartoon.php?id cartoon=246 (дата обращения 25.11.2013).

6. Avialable at: http://crazymama.ru/cartoon.php?id cartoon=769 (дата обращения 25.11.2013).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»

IV ^ rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.