Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал современного музыкального медиаконтента'

Воспитательный потенциал современного музыкального медиаконтента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ЦЕННОСТЕЙ / ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ МЕДИАКОНТЕНТ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немова О. А., Карташева И. А.

В статье представлен анализ современного детского музыкального медиаконтента. Исследование проводилось с целью выявления воспитательного потенциала, содержащегося в музыкальной продукции, предназначенной для детей. Сравнительный анализ музыкального контента советской и постсоветской эпох показал, что, к сожалению, современная музыка не отвечает целям воспитания гармонично развитой личности ребенка. Безудержная коммерциализация детского музыкального пространства сводит на нет усилия родителей, педагогов, воспитателей, всех причастных к воспитательному процессу, а именно воспитанию духовно-нравственных ценностей, ценности патриотизма, музыкально-эстетического вкуса у подрастающих поколений россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MODERN MUSIC MEDIA CONTENT

The article presents the analysis of the modern music media content for children. The study was conducted to identify the educational potential of the modern music for children. A comparative analysis of the musical content of the Soviet and post-Soviet eras showed that, unfortunately, modern music is incompatible with the purpose of upbringing a harmoniously developed personality of a child. The relentless commercialization of children's musical space frustrates the efforts of parents, teachers, educators, everyone involved in educational process, and specifically upbringing of spiritual and moral values, values of patriotism, musical and aesthetic taste of the younger generations of Russians.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал современного музыкального медиаконтента»

уровень его освоения. Именно в процессе такой оценочной деятельности студенты разделяют с преподавателем ответственность за собственное образование, осваивают способы формирования оценочной компетентности.

Важное значение в проектируемой модели мы придаем критериально-оценочному блоку, в котором определены критерии (критерий самосознания; когнитивно-деятельностный; рефлексивно-оценочный) и диагностический инструментарий их оценки и коррекции. При характеристике диагностического инструментария следует отметить, что тестирование, наблюдение, опрос и психолого-педагогическая диагностика являются ключевыми оценочными методами в изучении уровня сформированности оценочной компетентности обучающегося. Однако, исследуя данную проблему в русле формирующего оценивания, мы придаем большое значение и самооценке студента. В этой связи целесообразно использование приемов, стимулирующих самооценивание, становление самоконтроля и взаимоконтроля.

В зависимости от проявления каждого из критериев были выделены три уровня сформированности оценочной компетентности бакалавра физической культуры: пороговый, продвинутый, высокий. Данные уровни выступают как своеобразные ступени перехода от низкой к более высокой степени проявления параметров оценочной компетентности как интегративной личностной характеристики.

Результатом реализации структурно-содержательной модели выступает формирование высокого уровня оценочной компетентности бакалавра физической культуры, представляющее собой интегрированную меру качества в образовании, в том числе и качества его контроля на основе выделенных уровней, критериев и показателей.

Таким образом, сконструированная структурно-содержательная модель наглядно представляет реализацию на

практике процесса педагогического содействия формированию оценочной компетентности бакалавра физической культуры; отражает основные концептуальные направления, этапы включения обучающихся в оценочную деятельность; демонстрирует построение эффективного взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса. В таком понимании модель выступает как средство и форма научного знания по проблеме педагогического содействия формированию оценочной компетентности обучающихся.

1. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 126-128.

2. Сериков Г. Н. Образование и развитие человека. М. : Мнемозина, 2002. 416 с.

3. Ананьина Е. В. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вестник ЮУрГУ. 2007. № 6. С. 124-126.

4. Дугашев В. В., Петров А. В. Межпредметные связи как ключевая компетенция в педагогической системе развивающего обучения // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 186-191.

5. Морозов И. В., Карпова О. Л., Найн А. Я. Педагогическая структура оценочной компетентности как фактор содействия формированию учебной успешности бакалавра физической культуры // Современная высшая школа : инновационный аспект. 2017. Т. 9. № 1 (35). С. 22-30.

6. Карпова О. Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов: теоретические аспекты : моногр. Челябинск : Уральская Академия, 2014. 204 с.

© Морозов И. В., 2019

УДК: 37.01 Науч. спец.: 13.00.01

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МЕДИАКОНТЕНТА

В статье представлен анализ современного детского музыкального медиаконтента. Исследование проводилось с целью выявления воспитательного потенциала, содержащегося в музыкальной продукции, предназначенной для детей. Сравнительный анализ музыкального контента советской и постсоветской эпох показал, что, к сожалению, современная музыка не отвечает целям воспитания гармонично развитой личности ребенка. Безудержная коммерциализация детского музыкального пространства сводит на нет усилия родителей, педагогов, воспитателей, всех причастных к воспитательному процессу, а именно воспитанию духовно-нравственных ценностей, ценности патриотизма, музыкально-эстетического вкуса у подрастающих поколений россиян.

Ключевые слова: механизмы трансляции ценностей, детский музыкальный медиаконтент, воспитание, образование.

O. A. HeMoea, 4. A. Kapmaweea O. A. Nemova, I. A. Kartasheva

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MODERN MUSIC MEDIA CONTENT

The article presents the analysis of the modern music media content for children. The study was conducted to identify the educational potential of the modern music for children. A comparative analysis of the musical content of the Soviet and post-Soviet eras showed that, unfortunately, modern music is incompatible with the purpose of upbringing a harmoniously developed personality of a child. The relentless commercialization of children's musical space frustrates the efforts of parents, teachers, educators, everyone involved in educational process, and specifically upbringing of spiritual and moral values, values of patriotism, musical and aesthetic taste of the younger generations of Russians.

Keywords: value transfer mechanisms, music media content for children, upbringing, education.

Сохранение базисного духовно-нравственного капитала является одной из важнейших проблем российского общества. Между тем очевидным является тот факт, что вопросам интеллектуального развития придается системой российского образования большее значение, чем вопросам воспитания. «Образование без воспитания, — пишет И. А. Ильин, — не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения и т. д., которыми он... — бездуховный, бессовестный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. Надо. признать, что. формальная "образованность" вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [1, с. 111-113]. Особая роль в воспитательно-социа-лизационном процессе еще со времен античности (Платон, Аристотель) отводилась музыке, так как занятия музыкой способствуют формированию этических качеств личности, гармонизации мировоззрения, упорядочиванию мыслей, идей и деятельности. Музыка также является незаменимым механизмом трансляции межпоколенческих ценностей, выступает своеобразным связующим звеном духовно-нравственного единства поколений «отцов и детей».

Музыка, как средство организации повседневного досуга, начиная с середины XX в. набирает все большую популярность в молодежной среде. На сегодняшний день по значимости она оставила далеко позади такие виды досуга, как просмотр телепередач, общение через интернет в социальных сетях. Прослушивание музыки у молодежи является своеобразным массовым феноменом повседневной культуры.

Радио, телевидение, музыкальные приложения, звуковые игрушки и открытки — все это многообразие составляет воспитательное пространство подрастающих поколений. Качество музыкальных произведений, транслируемых ежедневно современным детям, вызывает обоснованные опасения у специалистов (музыкантов, психологов, педагогов и т. д.). Прежде всего необходимо отметить, что основной контент музыкальной продукции имеет иностранное происхождение. Нижегородские ученые — Г. М. Таниева и В. П. Козырьков не случайно задаются вопросом «чем объяснить, что в современном российском обществе в СМИ большая часть времени отводится музыке других стран и культур? В силу того, что в зарубежной музыке слушатели находят свою идентичность? Или ориентация на западную музыкальную культуру есть признак слабости музыкальной культуры своей страны? А может тут задействованы социально-коммерческие причины, которые заставляют проигрывать чужие мотивы для того, чтобы лишить людей национальных идентификаторов, которые могут взволновать, и, одновременно, можно было эффективно прокручивать рекламные ролики, которые совсем не мешают прослушиванию шлягеров, слова которых не отличаются от слоганов рекламы?» [2, с. 34].

Между тем музыка является отражением духовного содержания культурного национального кода и, в отличие от других видов искусств, содержит его базисные значения. Не случайно, что именно музыка способна объединять людей в трудных ситуациях, вдохновлять на подвиги, трудовую деятельность, вызывать чувства радости и сострадания. Исследование воспитательного потенциала современной

музыкальной продукции в сравнении с аналогами прошлого советской и дореволюционной эпох культуры России является основной целью данной статьи.

Приобщение детей к информационным новинкам начинается с самого раннего детства. С момента рождения ребенок оказывается в информационном пространстве, созданном еще до его появления на свет [3]. Телевидение, радио, компьютеры, гаджеты, wi-fi — все это неотъемлемые атрибуты современной жизни практически каждой семьи. Как не потерять ребенка в этом агрессивном информационном поле? Есть ли средства воздействия на сознание ребенка и возможность прививать гуманистические ценности и противостоять навязыванию псевдоценностей?

Излюбленным видом организации детского досуга как у детей, так и у взрослых является просмотр мультфильмов. Дети обожают мультфильмы, так как на экране оживают их любимые игрушки и герои, которые говорят на понятном именно детям языке. Чтобы быть ближе к ребенку, встать с ним на один уровень, озвучивание мультфильмов осуществляется с использованием «детского голоса». Сюжет мультфильма построен таким образом, чтобы не только быть интригующим, но и затрагивать актуальные для детского возраста проблемы.

Родителям мультфильмы нравятся из других соображений, более прагматичных и утилитарных. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда с бездетными и бессемейными работниками, а также в условиях роста популярности атипичных форм занятости (удаленный доступ, фрилан-сер, самозанятость и т. д.), поколение современных родителей вынуждено работать дома или брать работу на дом. Дети, таким образом, являются естественной помехой при выполнении трудовых обязанностей родителей. «Привязывание» (через демонстрацию мультфильма или компьютерные игры) ребенка к экрану телевизора, компьютера, мобильного телефона является универсальным средством решения данной проблемы. Родителям кажется, что ребенок при просмотре мультфильмов, игре на компьютере или прослушивании музыки чему-то учится и образовывается, а у них есть два-три часа спокойной работы.

Между тем регулярный просмотр низкокачественной продукции, лишенной духовно-нравственного содержания, не развивает ребенка, а зачастую калечит его душу. Регулярная демонстрация убийств, сцен насилия, агрессивного поведения, сленговой речи не несет позитивного воспитательного значения [4]. Недавняя трагедия, которая произошла 17 октября 2018 г. в г. Керчь, яркое тому подтверждение. Убийца двадцати человек, студент четвертого курса политехнического колледжа Владислав Росляков, был тихим и замкнутым ребенком, увлекался компьютерными играми, воспитывался без отца, т. е. в неполной семье. Отец часто проявлял агрессивное поведение по отношению к близким людям. Отсутствие нравственного стержня, гуманного отношения к людям, доброты и любви стало прямым следствием поведения «керченского стрелка». Уничтожение всего живого, отсутствие жалости и человеколюбия — вот те антиценности, которыми, вероятно, кроме всего прочего, руководствовался убийца.

В эпоху распространения психологии общества массового потребления на первый план выходят умение быстро

и легко зарабатывать деньги, обзаводиться материальными благами, а мораль и этика, элементарная порядочность уходят на второй план или вовсе нивелируются за ненадобностью и обременительностью. Рост аберрантного, деви-антного и делинквентного поведения в молодежной среде мы связываем с падением общего уровня культуры, отсутствием целенаправленной политики со стороны государства в сфере детских средств массовой коммуникации [5]. Мы не можем назвать ни одного случая за все 70 лет существования СССР, подобного керченской трагедии. «Все лучшее — детям» был не просто лозунгом, а руководством к действию. Не менее 30 % фильмов от общего количества всей кинопродукции кинематографисты должны были снимать для детского зрителя. К детской мультипликационной и кинопродукции предъявлялись достаточно высокие требования, прежде всего этического и духовно-нравственного характера. Невозможно себе представить, чтобы персонажи советской мультипликации выражали свои мысли просторечиями и междометиями, употребляя слова-паразиты и пошлые шутки на грани фола, демонстрировали насилие, давали примеры издевательского поведения над своими сверстниками. Главные герои наделялись позитивными чертами характера, демонстрировали наличие высоких морально-этических ценностей и норм поведения и обязательно вознаграждались в финале как достойные примеры для подражания.

Снимать качественное кино для детей в условиях жесткой рыночной конкуренции современным кинематографистам крайне невыгодно. Практически все актеры отмечают, что детская аудитория — это самая требовательная аудитория. Дети легко на интуитивном уровне распознают фальшь и неискренность. Чтобы завладеть современной детской аудиторией надо снимать фильмы не ниже уровня великого кинематографиста Александра Роу. Для этого нужен специальный антураж, реквизит, костюмы, спецэффекты, т. е. надо создавать мир сказки волшебства. Съемка кинофильмов для взрослой аудитории намного дешевле. Актеры одеты в обычную, повседневную одежду, само действие разворачивается в привычной обстановке — офисе или дома, кафе, ресторане, на улице. Здесь не нужно придумывать и тратиться на изобретение летающей ступы Бабы-Яги или ее вращающейся избушки на курьих ножках. Да и по масштабам родительская аудитория (три поколения взрослых) гораздо шире детской аудитории, соответственно, окупаемость у взрослого кино будет намного выше, чем у детского. Однако детское кино, несущее позитивные ценности добра, справедливости с лихвой окупится в будущем, так как, воспитывая детей сегодня, мы закладываем основы нашего завтрашнего благополучия.

Качество современной мультипликационной и кино-продукции для детей оставляет желать лучшего, а многое вообще вредно для демонстрации. Так, в 2014 г. на базе исследовательской лаборатории по проблемам современной семьи Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина было проведено социологическое исследование современной мультипликационной продукции. Цель исследования — выявление семейных духовно-нравственных ценностей, прививаемых детям через мультипликацию [6]. На конкретных многочисленных

примерах было обнаружено, что в современной мультипликации, пользующейся огромной популярностью в детской зрительской аудитории, идет открытая пропаганда семейных антиценностей, а именно: 1) бесполезности семьи или семья как обуза; 2) представление малодетной, однодет-ной или неполной семьи как нормы; 3) феномен формирования отвращения к родительству как таковому; 4) феномен детофобии; 5) девальвация традиционных семейных ролей (мать и отец, прародители); 6) демонстрация тендерной асимметрии как нормы в образах юноши и девушки, мужчины и женщины; 7) феномен толерантного отношения к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. Вместо того, чтобы прививать детям ценность семьи, родительства через СМИ, учить гармоничным семейным отношениям, мы обнаруживаем прямо противоположное. Таковы неутешительные результаты исследования [6].

Необходимо признать, что современная зарубежная и российская мультипликация в большинстве своем либо нацелена на развлечение, либо на образование, но при этом проблемам воспитания духовно-нравственных ценностей уделяется крайне мало внимания. Создается впечатление, что мультфильмы перестали сниматься для детей и их восприятия, они больше адаптированы к родительской аудитории. Тема любви, поиска брачного партнера, ревности стала основной сюжетной линией детского кино [7]. Произошла как бы «венеризация» детской мультипликации и детского кинематографа. Рост самоубийств в молодежной среде из-за несчастной любви считаем прямым следствием данной бездумной молодежной политики в сфере СМИ. Если ребенку с детства внушать мысль, что самое главное в жизни — это найти «свою любовь» или «построить свою любовь», то разочарование, связанное с неудачным любовным опытом, может привести к суицидальному поведению, так как утрачивается основной смысл жизни.

В детстве через просмотр мультфильмов, кинопродукции, прослушивание музыки, чтение книг, журналов и т. д. закладывается «эстетическая измерительная шкала», которая в дальнейшем станет основой эстетического вкуса. Таким образом, ребенок с детства учится отличать прекрасное от безобразного, доброе от злого и т. д. К сожалению, современные создатели детской музыкальной продукции не всегда учитывают эти обстоятельства. Регулярный просмотр детьми низкопробной мультипликационной и кинопродукции вряд ли поспособствует формированию высокого эстетического вкуса, а скорее, наоборот, способствует деформации психики [8].

Песни «советского» прошлого стали своеобразным связующим звеном нескольких поколений россиян. Содержание песен затрагивает самые разнообразные темы: дружбы, честности, верности данному слову, любви к маме, папе, бережному отношению к природе и т. д. Достойного аналога современные композиторы не предлагают. Песни из популярных мультфильмов, таких как «Смешарики» или «Маша и медведь», не стали шлягерами, так как сложны в исполнительском плане и по содержанию оставляют желать лучшего.

На смену простым, легко запоминающимся мелодиям, которые все мы помним со времен нашего детства, приходят «сложноструктурированные» музыкальные квадраты, невозможные к простому восприятию. Это плоды анализа,

а не вдохновения: вымороченные мелодии с усложненными текстами зачастую не понятны детям и не актуальны для их возраста по тематике. Поэтому, детям не остается ничего, кроме как принимать за идеал формы и подражания то, что слышат вокруг себя. Нелепо выглядит, как дети поют песни популярного молодежного исполнителя Егора Крида про «прелести холостяцкой жизни», тонкости интимных отношений с «будущим, бывшим» и т. д.

Детские СМИ перестали, по сути, быть детскими и для детей, они крадут у наших детей детство в угоду рекламе и модным стереотипам и получению коммерческой выгоды. Детский эфир наводнили мультфильмы крайне низкого качества. Голоса ширпотребовской мультипликации монотонны, однозвучны, примитивны, лишены уникальности, максимально унифицированы и однообразны, за редким исключением. Есть надежда, что былые традиции советской мультипликации возродятся, и на смену гениальным артистам советской эпохи придут в мультипликацию новые не менее талантливые актеры.

Еще сложнее дело обстоит с отечественным детским кинематографом. За 30 лет постсоветского периода мы не можем назвать ни одного российского фильма, получившего признание и широкую популярность у детской аудитории. Ситуацию, сложившуюся на сегодняшний момент в детском кинематографе, можно сравнить с катастрофой.

Безудержная коммерциализация детской мультипликационной и кинопродукции привела к тому, что сознание ребенка оказалось совершенно незащищенным ни со стороны родителей и близких, ни со стороны создателей так называемой детской мультипликации. Просмотр детских мультфильмов вызывает ощущение, что они созданы вовсе не для детей, а для взрослых. В детском СМИ превалирует либо образовательный, либо развлекательный контент. Проблемы воспитания духовно-нравственных качеств, гармонично развитой личности остаются зачастую за кадром.

Вопросы, заданные ребенком в стихотворении В. В. Маяковского «Крошка сын к отцу пришел, / и спросила кроха: / — Что такое хорошо и что такое плохо?» обращены к самому близкому человеку — отцу. Это не случайно, так как именно родители должны первыми приступить к формированию данных понятий у детей. Однако общество не должно оставаться безучастным в данном процессе: СМИ, институты образования, экономики, политики, церковь обязаны их поддерживать и помогать родителям выполнять их непосредственные обязанности. Общество и государство как никто другой заинтересованы в получении достойных граждан [9].

И. А. Ильин считал, что для полноценного развития ребенка жизненно необходимо раскрыть молодому поколению красоту родной русской песни, научить петь его на родном языке, что позволит ему лучше понять и усвоить строй русской мысли и чувств. Песня научит его первому одухотворению душевного естества — по-русски. Философ советовал родителям завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями, — наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором. Всюду, — по мнению философа, — по всей стране надо создавать детские хоры. — организовывать их, объединять, устраивать съезды русской песни. Хоровое пение, как

ни один другой вид искусства, национализирует и организует жизнь — оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении [1]. Классик русской поэзии А. С. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога» показал, что именно песня является отражением менталитета, истории, культуры: «Что-то слышится родное / В долгих песнях ямщика: / То разгулье удалое, / То сердечная тоска...».

Именно песня и музыка в силу своей мелодичности, гармоничной стройности позволяют напрямую, не требуя аналитических мыслительных процедур, приобщать ребенка к национальным и общечеловеческим ценностям. Музыка способна вызывать радостные переживания в душе ребенка, развивать его фантазию и творческое воображение. Через музыку ребенок познает окружающий мир [10]. Ребенок, которого научили видеть и понимать прекрасное, никогда не совершит отвратительного поступка. И наоборот, ребенок, который не усвоил основных жизненных понятий, из трогательного и милого существа моментально превращается в легко управляемую личность, не способную испытывать настоящие глубокие чувства, существо жестокое и пустое, готовое к совершению мерзких поступков.

Подводя итоги, следует сказать, что изучение детского музыкального медиаконтента требует особого внимания как со стороны общества, так и государства. Необходимо помнить, что проблемы будущего не могут быть решены только экономико-техническими и технологическими методами, так как их решение во многом зависит от духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Музыка в силу своей уникальной природы содержит мощный воспитательно-социализационный потенциал, который необходимо использовать в процессе формирования подрастающих поколений.

1. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1998. С. 11-113.

2. Таниева Г. М., Козырьков В. П. Социокультурные предпосылки и противоречия реализации идентификационных возможностей музыки // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия управление в социальных системах коммуникативных технологий, 2015. № 2. С. 31-41.

3. Вагин Д. Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в российском обществе // Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52-58.

4. Вагин Д. Ю. Духовно-нравственные ценности поколений россиян: проблемы преемственности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 29-32.

5. Свадьбина Т. В., Вагин Д. Ю. Межпоколенные ценности россиян: проблемы преемственности // Приволжский научный журнал. 2012. № 4 (24). С. 263-267.

6. Немова О. А., Бурухина А. Ф. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2014. № 1. С. 152173.

7. Немова О. А., Свадьбина Т. В. Цена и ценность любви: опыт социоантропного анализа // Вестник Мининского университета. 2016. № 4. С. 37-38.

8. Терентьев А. А., Свадьбина Т. В. Духовно-нравственные ориентиры воспитания молодежи в идейном наследии И. А. Ильина. Нижний Новгород, Нижегородский региональный институт управления и экономики, АПК, 2000. 32 с.

9. Козырьков В. П., Свадьбина Т. В., Немова О. А. Атрибутивные качества человека в условиях революции техносферы // Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. Вып. 2. С. 15-25.

УДК 371.315 Науч. спец.: 13.00.01

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ СРЕДСТВАМИ ВОПРОСОВ (НА ОПЫТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ)

В статье раскрываются основные подходы к проблеме активизации познавательной деятельности обучающихся средствами вопросов на занятиях по деловому общению. Она достигается посредством реализации организационно-педагогических условий, связанных, прежде всего, с направленностью вопросов и организацией беседы, т. е. обеспечения учебного процесса вопросами, направленными на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Рассматривается организация работы с вопросами в соответствии с особенностями учебной дисциплины, содержание которой подлежит усвоению.

Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, вопрос как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, мыслительная деятельность, характер познавательной деятельности обучающихся.

10. Nemova O. A., Retivina V. V., Kutepova L. I., Vinnikova I. S., Kuznetsova E. A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 13. P. 6226-6237.

© Немова О. А., Карташева И. А., 2019

O. B. ydonbCKan O. V. Udolskaya

THE ACTIVATION OF LEARNERS' COGNITIVE ACTIVITIES BY MEANS OF QUESTIONS (BASED UPON THE EXPERIENCE OF BUSINESS COMMUNICATION LESSONS)

This article exposes the main approaches to the problem of activation of learners' cognitive activities by means of questions at the social science lessons. It is achieved through the implementation of organizational and pedagogical conditions associated particularly with the focus of the questions and the organization of the conversation, in other words, ensuring the educational process with the questions aimed to activate the cognitive activity of students. We consider the organization of work with questions in accordance with the features of the academic discipline, the content of which is to be mastered.

Keywords: activation of cognitive activity, question as the means of activation of learners' cognitive activities, thinking activity, character of the cognitive activity of the students.

Эффективность познавательной деятельности обучающихся зависит от развития у них познавательного интереса и устойчивой мотивации на познавательную деятельность, отработку общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Стремление к конечному результату возможно только в активной познавательной деятельности как поэтапном и комплексном процессе развития личностных качеств обучающегося, общеучебных умений и навыков практической деятельности, направленной на создание образовательных продуктов, отражающих применение знаний на практике.

Условием активизации познавательной деятельности является создание такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения обучающихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Итак, одна из проблем, с которой сталкивается преподаватель на занятиях в колледже: как развить познавательный интерес, как научить обучающихся думать над учебным материалом, рассуждать, как развить умение искать в тексте смысл и т. д. Соответственно, необходимо совершенствовать методы, формы и средства обучения, обеспечивающие широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Инновационные методы и технологии выступают как средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных прежде всего не на механическое получение знаний, выработку умений и навыков, а на возрастание мотивации и познавательной активности обучающегося, на освоение различных способов познавательной деятельности.

Роль вопроса в познавательной деятельности — проблема, ведущая свою историю еще с античных времен и широко разрабатываемая в наше время. Начиная с Сократа [1, с. 308], вопрос рассматривался как источник внутреннего и внешнего диалога, в процессе которого происходит постижение истины. Метод Сократа базируется на прове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.