Научная статья на тему 'Роль семьи как первичного Интитута социализации в современном российском обществе'

Роль семьи как первичного Интитута социализации в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / БАЗОВЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / YOUTH / STUDENTS / BASIC SPIRITUAL AND MORAL VALUES / FAMILY / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагин Дмитрий Юрьевич, Зекина Марина Андреевна

В статье особое внимание уделяется семье, ее роди в воспитании молодого поколения, анализируется феномен воспитательного неравенства между семьями. Предложена типология семей, а также, на основе эмпирического материала, представлены уникальные методы семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вагин Дмитрий Юрьевич, Зекина Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY AS A PRIMARY INSTITUTE OF SOCIALIZATION IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article pays special attention to the family, its parents in the upbringing of the younger generation, analyzes the phenomenon of educational inequality between families. A typology of families is proposed, and, based on empirical material, unique methods of family education are presented.

Текст научной работы на тему «Роль семьи как первичного Интитута социализации в современном российском обществе»

статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2017. С. 177-180

7. Емелина А.В., Хижная А.В. Понятие коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». 2016. С. 214-216.

8. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 10.

9. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом как системой // Школа будущего. 2016. № 4. С. 138-144.

10. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Особенности реализации социального партнерства в образовательном пространстве школы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 7 (часть 5) - С. 888-890.

11. Плотникова Е.Е., Быстрова Н.В., Лисина Е.И. Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 188-191.

12. Попова Т.В., Быстрова Н.В., Коротеева О.Д. Специфика правового просвещения школьников в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 197-200.

13. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146.

14. Фоменко М.В., Хижная А.В. Социально-психологические аспекты формирования толерантной личности // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 128.

Педагогика

УДК: 301

кандидат социологических наук, доцент Вагин Дмитрий Юрьевич

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Зекина Марина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ СЕМЬИ КАК ПЕРВИЧНОГО ИНТИТУТА СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ

РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье особое внимание уделяется семье, ее роди в воспитании молодого поколения, анализируется феномен воспитательного неравенства между семьями. Предложена типология семей, а также, на основе эмпирического материала, представлены уникальные методы семейного воспитания.

Ключевые слова: молодежь, студенты, базовые духовно-нравственные ценности, семья, воспитание.

Annotation. The article pays special attention to the family, its parents in the upbringing of the younger generation, analyzes the phenomenon of educational inequality between families. A typology of families is proposed, and, based on empirical material, unique methods of family education are presented.

Keywords: youth, students, basic spiritual and moral values, family, upbringing.

Введение. В современной педагогической и социологической науках достаточно активно обсуждается проблема духовно-нравственного кризиса в современном российском обществе и, особенно, в молодежной среде. Многие ученые - обществоведы, педагоги констатируют факт кризиса, анализируют его причины, предлагают пути преодоления. В данной статье мы особое внимание уделим не столько духовно-нравственным ценностям молодых людей, сколько семье и ее роли в воспитании молодого поколения, предложим типологию семей (на примере нижегородских семей), оценим ее воспитательный потенциал и особые методы семейного воспитания.

Изложение основного материала статьи. Для молодого поколения семья - безусловная, терминальная ценность. В условиях социального кризиса, трансформационных процессов в обществе в 90-е годы, многие социальные институты перестали эффективно функционировать, во многом семья вынуждена была взять на себя их функции. В глазах молодых (благополучная) семья это и материальное обеспечение, психологическая помощь, воспитание, передача своего социального статуса [6].

В тоже время, естественно, что семьи различаются по материальному, социальному статусу, об этом говорят многие исследователи, но, самое главное, семьи имеют разный воспитательный потенциал. А ценностное, образовательное, интеллектуальное расслоение молодых напрямую зависит от ресурсов, которыми обладает семья, в первую очередь интеллектуальных, образовательных и воспитательных [7].

На основе богатого опыта, эмпирического материала, накопленного сотрудниками научной лаборатории по проблемам семьи и воспитания при департаменте образования Нижнего Новгорода, опираясь на статистические данные, мы хотели бы предложить типологию нижегородских семей, безусловно предложенная нами типология может быть расширена до общероссийской.

Благополучные семьи (по данным образовательных учреждений таких семей в Нижнем Новгороде 35%), в таких семьях детей не только содержат материально, но большие ресурсы семьи направлены именно на воспитание, организацию образования, досуга ребенка. Родители способны создать атмосферу для личностного роста ребенка, для его интеллектуального и физического развития, а воспитание строится на основе базовых ценностей российского общества.

Второй тип - это семьи, в которых есть материальный достаток, созданы хорошие материальные условия жизни, но не хватает психологического комфорта, доброго взаимоотношения между близкими членами семьи, отсутствует надлежащий контроль за ребенком, ребенок испытывает дефицит общения с родителями, у него нет интересов, постоянных занятий, ему многое доступно, благодаря состоятельности семьи, но из-за отсутствия общения в семье ребенок «уходит на улицу» в компании. Такие семьи можно назвать психолого-неустойчивыми, по данным статистики таких семей в Нижнем Новгороде - 28%.

Третий тип - это семьи, в которых превалирует идеал потребительства, для них важны исключительно материальные ценности, духовные ценности - второстепенны. В таких семьях отказываются принимать общественные нормы и мораль, правила школьной жизни, рекомендации педагогов, жизнь в них дезорганизована, отсутствует культура [8]. Такие семьи мы называем - неблагоприятными для формирования личности ребенка, по школьной статистике, таких семей в Нижнем Новгороде - 18%.

Четвертый тип - это семьи бедные, низкоресурсные в материальном плане, они тратят практически все время, чтобы в материальном плане обеспечить свое существование, основная их задача - заработать деньги, на воспитание детей время у них практически нет, дети предоставлены сами себе, они часто пополняют ряды девиантной молодежи. Такие семьи мы называем нейтральными. По сведениям, которые предоставила школа таких семей в Нижнем Новгороде - 14%

Пятый тип - неблагополучные, девиантные семьи с аморальным микроклиматом, семьи алкоголиков, конфликтный тип семьи со слаборазвитой нравственно-трудовой атмосферой. Данный тип семьи оказывает негативное влияние на ребенка. К данному типу относится 5% семей.

Шестой тип - криминальные семьи. Данные семьи стоят на учете в полиции или родители совершили преступление. К данным семьям должно быть повышенное внимание со стороны школы, муниципалитета. В таких семьях дети с большой вероятностью могут пойти по криминальному пути. На 2017 год таких семей более 2500, 2178 семей лишены родительских прав.

По данным уголовно-исправительной инспекции ГУФСИН по Нижегородской области важнейшим фактором, который толкает подростков на преступление является семейной неблагополучие. Более 50% подростков, совершивших преступление, проживают в неполных семьях, имеющих материальное, социальное неблагополучие, конфликтные семьи с тяжелым психологическим климатом.

Становится очевидным, что наблюдается рост числа неблагополучных для подростков семей, в том числе нейтральных, криминальных семей.

Важно понимать, что в современном российском обществе, говоря о семьях, можно выделить не только материальное и социальное неравенство, более опасно неравенство воспитательного потенциала семей. Благополучных семей, в которых воспитание и образование ребенка, является приоритетным становится меньше с каждым годом. Неблагополучным семьям должны уделять повышенное внимание и школа и органы местного самоуправления, полиция, и общественные организации. Это общая социальная проблема, очевидно, что школа в одиночку с ней не справится.

Выше мы говорили, что семья (естественно благополучная) имеет уникальные методы воспитания и передачи духовно-нравственных ценностей российского общества, которые присущи только этому социальному институту.

В 2016 году, в рамках исследования ценностей студенческой молодежи, на примере студентов-бакалавров Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, студенты ответили на вопрос «... как ваша семья передавала Вам духовно-нравственные ценности, какими воспитательными «методами» она пользовалась, какие практики воспитания из детства вы запомнили».

Мы получили интереснейшие ответы, при анализе которых мы сделали выводы о «методах» семейного воспитания, которые условно объединили в 10 групп.

1. Молодые люди очень часто упоминали, что в воспитании участвовали бабушки и дедушки, то есть духовные ценности передавались через поколение, воспитание шло через беседу, рассказы, сказки, семейные реликвии и истории. Можно отметить, что существует живая связь между поколениями, межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей.

2. Именно в семье воспитание, передача духовных ценностей, практически всегда эмоционально окрашена. Опрошенные нами студенты говорят о том, что важна эмоция в семейном общении (она радует, оскорбляет, печалит). То есть воспитание ведется не только словом, но и тоном.

3. Можно констатировать, что в семье сохраняется трудовое воспитание, ребенка родители стараются приобщить к труду, особенно если живут в сельской местности.

4. В каждой семье складывается фактически «семейный кодекс» в соответствии с которым и воспитывают ребенка. Этот «кодекс» вырабатывает каждая семья самостоятельно, с опорой на традиции, заложенные семьями мамы и папы.

5. Воспитание часто происходит в полиэтнической среде, на это обращают внимание респонденты. В таких семьях ребенок впитывает традиции нескольких культур.

6. Значительную роль в семейном воспитании играет «генетическая память» или «родовой код». Семьи передают из поколения в поколение травмирующее событие которое произошло с предками (репрессии, преступления, насильственное переселение, раскулачивание, печальные истории периода Великой Отечественной Войны) или наоборот геройские истории, которые случились с предками. Это послание может быть открытым, передаваться в виде рассказов, историй, реликвий, а может быть закрытым, старшее поколение умалчивает о событии, но оно передается через скрытое, «закодированное» послание. Эти жизненные истории или «семейные боли» оказывают очень большое влияние на выстраивание своего жизненного проекта молодыми поколениями семьи.

7. Молодые люди практически всегда, осознанно или нет, моделируют свою семью по образу и подобию родителей и прародителей. Фундаментом в отношениях молодой семьи становятся отношения в их родительских семьях.

8. Воспитательную роль играет сама атмосфера в доме: уют, семейные реликвии, энергетика семейных вещей, домашней кухни. Опрошенные студенты часто с теплом вспоминают саму атмосферу воспитания, это уникальный механизм именно семейного воспитания, который не может повторить ни один другой социальный институт, который участвует в воспитании подрастающего поколения.

9. В последнее время, ориентировочно с 2000-х годов семья начала все активнее передавать модернистские (достижительные, привлекательные для молодых людей) ценности, быть состоятельным,

достигнуть успеха, выстроить карьеру. Семья пытается всячески помочь в реализации этих целей-ценностей. Важно, чтобы семьи не переставали передавать базовые ценности российского общества и соотносили с ними те модернистские ценности, которые активно начали передавать.

10. Стоит обратить внимание на то, что студенты, описывая семейное воспитание, часто высказывали умеренную критику в адрес старшего поколения своих семей, однако позитивных отзывов было значительно больше. Это означает, что молодые люди критично относятся к семейному воспитанию и что оно действительно несет положительный воспитательный заряд.

Выводы. Можно констатировать, что процесс передачи духовно-нравственных ценностей от старшего поколения молодому продолжает идти. Семья, безусловно благополучная, несет свою миссию по воспитанию молодого поколения. Она передает тот набор духовных ценностей, который кроме нее ни один социальный институт передать не может. Более того, у нее есть свои специфические методы передачи этих ценностей, более доверительные, эмоционально окрашенные; жизненный (социальный) опыт и духовно-нравственные ценности передаются через поколения. Тот опыт, ценности, которые передает семья, становятся ресурсом для принятия жизненных решений молодыми и выстраивания жизненного проекта. При снижении роли традиционных ценностей и усилении достижительных семьи, в основном, со своей обязанностью справляются. Однако, помимо материального, социального неравенства между семьями, что естественно для капиталистического общества, появилось неравенство воспитательного потенциала. Становится больше семей психолого-неустойчивых, неблагоприятных семей, нейтральных. В 90-е годы, с уходом из процесса воспитания подрастающего поколения школы, общественных организаций, практического прекращения функционирования общественного воспитания, проблема воспитания в таких семьях проявилась еще более полно.

Безусловно, в современных условиях семья нуждается в помощи государства, других социальных институтов и, в первую очередь, в помощи системы образования. Во-первых, подростки нуждаются в методической помощи по подготовке к семейной жизни; это и образовательные программы, где будут освещены аспекты семейной жизни с точки зрения юридической (прав и обязанностей семьи), психологической, воспитательной. Во-вторых, это ликвидация педагогической некомпетентности родителей. В-третьих, оказание социальной помощи семьям, нуждающимся и находящимся в сложных социальных условиях, многодетным семьям.

Литература:

1. Антонов, А. И., Медков, В. М., Архангельский, В. Н. Демографические процессы в России XXI века / А. И. Антонов, В. М. Медков, В. Н. Архангельский. - М.: Издательский дом «Грааль», 2002. - 168 с.

2. Афанасьев, В. С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учебное пособие / В. С. Афанасьев, Я. И. Гилинский. - СПб., 1993. - 167 с.

3. Бабинцев, В.П., Реутов, Е.В. Самоорганизация и "атомизация" молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии // Социологические исследования. - 2010. - №1. - С. 109-115.

4. Вагин Д.Ю. Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России: автореферат дис. кандидата социологических наук. Нижний Новгород, 2016 г. - 26 с.

5. Вагин Д.Ю. Межпоколенческая преемственность духовно-нравственных ценностей в Российском обществе Дискуссия. 2016. № 7 (70). С. 52-58.

6. Кутырев В.А., Уваров А.Н. Печальная судьба философии, даже (особенно) в образовании // Вестник Мининского университета, 2016, №3

7. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. №2 (10).

8. Немова, О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления / О.А. Немова, Т.В. Свадьбина // Социология, 20013, №3. - С. 35-42

Педагогика

УДК: 301

кандидат социологических наук, доцент Вагин Дмитрий Юрьевич

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат социологических наук, доцент Немова Ольга Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Ретивина Вероника Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Нижегородский государственный

лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР НИЖЕГОРОДСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация. В статье первостепенно внимание уделяется ценностным ориентациям молодого поколения, в первую очередь студентов. Представлены результаты социологического опроса студентов НГПУ им. К. Минина. Проанализированы причины духовно-нравственного кризиса, представлены пути его преодоления.

Ключевые слова: молодежь, студенты, базовые духовно-нравственные ценности, аномия, девиация, аберрация.

Annotation. The article focuses primarily on the value orientations of the younger generation, primarily students. The results of a sociological survey of students Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University the causes of the spiritual and moral crisis, presents ways to overcome it.

Keywords: youth, students, basic spiritual and moral values, anomie, deviation, aberration.

Введение. Вторая половина 80-х годов ХХ века в России характеризуется процессом ценностной трансформации, сначала советского общества, а затем и российского, уже тогда происходит отказ от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.