Научная статья на тему 'Итоги смотра работы с семьёй в дошкольных образовательных учреждениях'

Итоги смотра работы с семьёй в дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО" / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МОЛОДЁЖЬ / ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОРОДСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ И СЕМЬИ / "RESPONSIBLE PARENTHOOD" / SOCIAL PROJECT / YOUTH / PRESCHOOL INSTITUTIONS / CITY LABORATORY ON PROBLEMS OF EDUCATION AND FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немова Ольга Алексеевна, Пермовская Ольга Сергеевна

В статье представлен нижегородский опыт организации единого образовательного пространства, нацеленного на развитие гармоничной личности ребёнка. На примере организации Смотра состояния работы с семьёй в дошкольных учреждениях города Нижнего Новгорода «В диалоге с семьёй» показаны основные направления по воспитанию ценностей «ответственного родительства». Дан анализ работы МБДОУ с родителями. На конкретных практических примерах показано как именно происходит консолидация основных акторов воспитания: родителей, педагогов, представителей общественных организаций и системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF REVIEW WORK WITH FAMILIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article presents the Nizhny Novgorod experience of the organization of a single educational space aimed at the development of a harmonious personality of the child. On the example of the organization of the Review of the state of work with the family in preschool institutions of Nizhny Novgorod "in dialogue with the family" shows the main directions for the education of the values of "responsible parenthood". The analysis of work of MBDOU with parents is given. Specific practical examples show how the consolidation of the main factors of education: parents, teachers, representatives of public organizations and the system of additional education

Текст научной работы на тему «Итоги смотра работы с семьёй в дошкольных образовательных учреждениях»

Педагогика

УДК: 371.8

кандидат социологических наук, доцент Немова Ольга Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, директор Пермовская Ольга Сергеевна

Частное учреждение дополнительного образования «Грамотейка» (г. Нижний Новгород)

ИТОГИ СМОТРА РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье представлен нижегородский опыт организации единого образовательного пространства, нацеленного на развитие гармоничной личности ребёнка. На примере организации Смотра состояния работы с семьёй в дошкольных учреждениях города Нижнего Новгорода «В диалоге с семьёй» показаны основные направления по воспитанию ценностей «ответственного родительства». Дан анализ работы МБДОУ с родителями.

На конкретных практических примерах показано как именно происходит консолидация основных акторов воспитания: родителей, педагогов, представителей общественных организаций и системы дополнительного образования.

Ключевые слова: «ответственное родительство», социальный проект, молодёжь, детские дошкольные учреждения, Городская лаборатория по проблемам воспитания и семьи.

Annotation. The article presents the Nizhny Novgorod experience of the organization of a single educational space aimed at the development of a harmonious personality of the child. On the example of the organization of the Review of the state of work with the family in preschool institutions of Nizhny Novgorod "in dialogue with the family" shows the main directions for the education of the values of "responsible parenthood". The analysis of work of MBDOU with parents is given.

Specific practical examples show how the consolidation of the main factors of education: parents, teachers, representatives of public organizations and the system of additional education.

Keywords: "responsible parenthood", social project, youth, preschool institutions, city laboratory on problems of education and family.

Введение. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025» (далее -Стратегия) [1] родителям и семье отводится приоритетное право по воспитанию подрастающих поколений. Государство в свою очередь обязуется проводить политику по содействию укрепления семьи, созданию благоприятных условий для консолидации усилий институтов российского общества и государства по воспитанию молодёжи на основе признания определяющей роли семьи. В задачах «Стратегии» также как важнейшее условие обозначена необходимость обеспечения поддержки семейного воспитанию на основе содействия ответственному отношению родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности.

Возникает резонный вопрос: а какой государственный или общественный институт учит современных родителей «ответственному родительству»? Как известно за ненадобностью или по недальновидности из школьных программ в 90-е годы был изъят учебный курс «Этика и психология семейной жизни». Надо отметить, что этот курс вызывал живейший интерес не только у обучающихся, но и у их родителей. В системе высшего образования курсы «Социология семьи», «Семьеведение», «Фамилистика», «Основы психологии семьи и семейного консультирования», «Организация работы с семьёй, оказавшейся в трудной жизненной ситуации», «Семейная конфликтология», как правило, были и, остаются по сей день, элективными и не входят в базовый компонент. Таким образом, фактически самая насущная проблема -создания крепкой здоровой семьи - оказалась пущенной «на самотёк», куда кривая выведет. В итоге, более четверти века в стране не проводилось целенаправленной подготовки родителей к семейной жизни.

Изложение основного материала статьи. Данные семейно-брачной статистики за последнюю четверть века более чем красноречиво свидетельствуют о наступлении глубочайшего кризиса в данной сфере. Снижение рождаемости и брачности, рост альтернативных форм брака и социального сиротства - это лишь немногие, но красноречиво говорящие сами за себя, показатели пребывания семьи как социального института в глубочайшем кризисе.

Анализ факторов, отрицательно повлиявших на развитие семейно-брачного института, показывает, что, конечно, не только отсутствие целенаправленной подготовки молодёжи к «ответственному родительству» сыграло здесь ключевую роль [2]. Семья долгие годы находилась на «задворках» государственной социально-экономической политики. Сравнительно небольшая поддержка оказывалась лишь так называемым социально незащённым семьям (семьям с детьми/родителями-инвалидами, матерям-одиночкам и т.д. Между тем, большая часть семей десятилетиями оставалась вне поля зрения государства [8].

С целью повышения родительской культуры и консолидации усилий всех, кто так или иначе связан с воспитанием и обучением детей в Нижнем Новгороде 2000-м году на базе Дворца детского творчества имени В.П. Чкалова была создана Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи (далее - Лаборатория). Учредителем данной Лаборатории выступил Департамент образования города Нижнего Новгорода, что значительно повысило как сам статус Лаборатории, так и позволило получить прямой доступ к муниципальным образовательным учреждениям города Нижнего Новгорода всех уровней.

Одной из основных задач Лаборатории стала необходимость создания единого образовательного пространства в Нижнем Новгороде. Для реализации данной задачи была разработана долгосрочная Программа семейного воспитания «В интересах семьи и детей» (далее - Программа). Основным средством реализации Программы выступили муниципальные средние обще образовательные учреждения города, так как именно в школах происходит непосредственное взаимодействие трёх-четырёх поколений родителей и детей.

С 2017 года сфера влияния Лаборатории распространилась и на муниципальные дошкольные учреждения города Нижнего Новгорода, то есть детские сады. Данное решение было продиктовано реалиями времени. Основной пик распада семей приходится на первые три года жизни молодой семьи. Само рождение ребёнка знаменует начало проверки семьи на «прочность» теми естественными трудностями, которые

возникают в связи с данным событием. Именно в это время важно поддержать семью и помочь ей справиться с естественными трудностями, возникающими в процессе воспитания ребёнка.

Соответственно, целью данной статьи является анализ результатов первых двух городских смотров состояния работы с семьёй в дошкольных учреждениях города Нижнего Новгорода «В диалоге с семьёй». Особое внимание мы обратим на то, как дошкольные учреждения организуют работу с родителями с целью воспитания у них ценности «ответственного родительства».

Создание единого образовательного пространства подразумевает выстраивание партнёрских отношений между всеми факторами воспитательного процесса: семьёй, детскими дошкольными образовательными учреждениями, а также учреждениями культуры, системы дополнительного образования, общественными некоммерческими организациями. Семья в данном случае рассматривается не как «поставщик исходного материала», т.е. ребёнка как объекта воспитания, и не как источник получения дополнительных материальных выгод, а как равный партнёр в процессе воспитания. Отношения, таким образом, организуются на принципах сотрудничества, сотворчества и взаимопонимания. Придание высокого статуса семье, материнству, отцовству является важнейшим условием в построении равноправного диалога между всеми факторами воспитательного процесса.

Перечислим основные направления организации работы с родителями в МБДОУ.

1. Преодоление межпоколенческих барьеров как основа взаимопонимания.

Воспитательный процесс, как известно, это обоюдообусловленный процесс. На примере участников данного смотра ярко видно, что обучая родителей и сам трудовой педагогический коллектив многому учится. Кроме организации педагогического всеобуча для молодых педагогов с целью передачи накопленного опыта и педагогического мастерства, в детских дошкольных учреждениях организуются семинары, тренинги, деловые игры, где у педагогов имеется возможность обсуждения на равных сложных педагогических ситуаций. Причём в данных мероприятиях учатся понимать друг друга представители разных поколений трудового педагогического коллектива. Наставничество со стороны опытных педагогов помогает молодым педагогам легче пройти процесс адаптации к условиям работы в МБДОУ. В свою очередь, и для поколения педагогов пенсионного и пред пенсионного возраста - это возможность взаимопонимания с молодёжью.

Цифровизация сознания также является своеобразным символом эпохи [6]. Молодые родители благодаря легко доступной информации из всемирной паутины считают себя людьми начитанными, всезнающими и образованными, хотя на практике это не является таковым. Цифровизация образовательного процесса привела к снижению качества образования как такового и его девальвации [4]. Из-за того, что большую часть свободного времени родители «сидят в сетях» и на общение с собственным ребёнком времени уже не остаётся [10]. Именно по этой причине до 90% современных детей дошкольного возраста имеют те или иные проблемы с речью и нуждаются в услугах логопеда или дефектолога. В одном из МБДОУ после соответствующего тестирования было выявлено, что из 200 малышей, только у 9 - нет проблем с речью. Это «знак беды» современного времени.

2. Единая коммуникационное пространство как важнейшее условие эффективного взаимодействия родителей, МБДОУ, дополнительного образования, государственных структур, НКО и т.д.

Детские дошкольные учреждения в качестве организации качественных и эффективных коммуникационных связей между родителями, педагогами и психологами применяют формы интерактивного общения как через сайт МБДОУ, так и через организацию специальных родительских почтовых ящиков, которые устанавливаются в группах. Вопросы родителей группируются по темам и в дальнейшем выносятся на обсуждение на родительские, педагогические собрания, либо становятся темой индивидуального консультирования.

В каждом МБДОУ, участвующем в смотре, имеются Родительские комитеты, а в некоторых есть и свои Советы отцов. Родители не только, как это традиционно бывает, оценивают качество детского питания, но активно включаются в общественную жизнь детского дошкольного учреждения. Выступают инициаторами и участниками организации мастер-классов по интересам. Общение между родителями, неравнодушное отношение к воспитанию своих детей позволяет активизировать творческий родительский потенциал, самореализоваться как в творчестве, так и в организации общественной жизни.

В качестве планов на перспективу, необходимо сделать акцент на партнерство дошкольного образовательного учреждения с другими образовательными и не образовательными учреждениями, в том числе с негосударственными. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» отмечена форма работы с детьми через сетевую форму реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Работа осуществляется на взаимовыгодных условиях и включает в себя инновационные продуманные программы для всех организаций, состоящих в сети. В настоящее время в Нижнем Новгороде функционирует 1176 дошкольных образовательных организации [5]. Целью может быть охват желающих МБДОУ сотрудничать с некоммерческими образовательными организациями на определенных условиях. Например, общими усилиями разрабатывается программа подготовки молодых специалистов. Каждая сторона отмечает важные вопросы и высказывает (или с помощью опросника) свои пожелания, проблемы в работе, в общении с родителями и т.д.. Компетентные специалисты ведут занятия с желающими воспитателями. Вместе отслеживают результаты. Работа по подготовке и проведению районных и городских мероприятий также может осуществляться совместно. Какого рода поддержка может быть реализована при данном сотрудничестве?

1. Материальная поддержка (при выплате оплаты труда некоторым сотрудникам);

2. осуществление дополнительных общеразвивающих программ для детей;

3. создание нового направления работы МБОУ (например, организация психологической службы, не только для родителей, но и для сотрудников, и детей);

4. возможность сотрудничества с иностранными образовательными организациями с целью обмена опытом педагогических работников, внедрения авторских образовательных программ;

5. ведение совместной научной деятельности: в том числе написания статей про сложившийся опыт такого взаимодействия, издания учебных пособий, открытия инновационных научных площадок;

6. привлечение других негосударственных организаций для расширения сети и увеличения качества образования и воспитания детей (психологические центры, школ моделирования, танцев и т.д.);

7. создание альтернативных условий для талантливых и одаренных детей. Выявление таких ребят на ранней стадии развития и помощь их семьям, а так же воспитателям по вопросам воспитания и развития одаренных и талантливых детей;

8. поддержка детей с ОВЗ, также их семей. Предоставление необходимых специалистов для обучения и развития детей с ОВЗ;

9. обучение и поддержка молодых перспективных воспитателей, посредством привлечения различных фондов, коммерческих организаций, организаций выездных семинаров с совмещением практической части работы с детьми, например, в загородном лагере.

В докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики были отмечены двенадцать решений для нового образования Нижегородской области. Проектом №12 является «Кадры для развития образования», в котором отмечены будущие шаги, направленные на формирование у педагогов универсальных компетенций, освоение ими новых методик преодоления учебной неуспешности, развития интереса и мотивации к обучению и учащихся [5].

Дошкольное детство - это пора становления личности ребенка. В этом возрасте ребенок не может еще управлять своими эмоциями и действиями, моделировать и приводить в соответствие свои желания и возможности, поэтому задача воспитателей и родителей помочь становлению процессу взросления. Эффективная помощь реальна через игру, т.к. именно игра, по мнению Л. Выготского, является ведущей деятельностью данного возраста. Важно, подобрать игру так, чтобы она несла воспитывающую функцию, чтобы воспитывала положительное: доброе, а не зло, трудолюбие, а не лень, заботу, а не безразличие, самостоятельность, а не зависимость и т.д.. Это и есть самая главная ценность в воспитании ребенка дошкольного возраста. Ведь воспитатель ведет не только детей, но и родителей и других специалистов. И от того, как воспитатель выстроит свою работу, чем он ее наполнит, зависит не только качество образования и воспитания, но и счастье наших детей. А значит и наше светлое будущее!

3. Кадровый отбор участников общественного родительского движения как шаг к формированию гражданского общества.

Подобного рода смотры, как справедливо отмечает Н.Н. Белик, являются кроме всего прочего и кадровым мероприятием. В ходе его реализации происходит отбор наиболее способных, инициативных родителей, учителей, обладающих менеджерскими способностями, знаниями и возможностями организации воспитательной, образовательной, культурной жизни в городе. Например, именно в ходе таких смотров были отобраны лидеры общественного нижегородского движения «Совет отцов» (А.А. Заремба, А.Н. Никифоров, В.А. Иванов, П.А., Разживин и т.д.) [9].

Обозначенный выше пример также свидетельствует ещё и об «открытости» данного процесса, т.е. абсолютно свободно каждый желающий может присоединиться к данному движению, найти свою нишу и быть полезным обществу. Мы все либо чьи-то дети, либо чьи-то родители, а, значит, имеем право включиться в общий процесс по созданию единой образовательной среды, позволяющей гармонично развивать будущие поколения россиян.

4. Информационно-просветительская деятельность МБДОУ.

Известная арабская поговорка гласит: «Если Магомет не идёт к горе, то гора идёт к Магомету». Данная идея легла в основу привлечения родительского внимания к профессиональной научно-методической литературе по проблемам воспитания и семьи. В МБДОУ для родителей создаются тематические выставки учебно-методических книг и изданий, призванных повысить уровень родительской культуры. Для этого привлекается деятельность библиотек, которые относятся к данному микроучастку. Родители, таким образом получают возможность доступа к книгам, не посещая стены библиотеки. Учитывая их занятость на работе, загруженность домашними делами МБДОУ, в партнёрстве с библиотеками, дают родителям возможность приобщиться к копилке мировой психолого-педагогической мысли, быть в курсе новых тенденций психолого-педагогического процесса, не посещая библиотек, а получая их с выставки из МБДОУ.

Для родителей также создаются в МДОУ специальные буклеты и памятки, по актуальной для возраста их детей информацией. Печатная продукция располагается в открытом доступе как в самой группе, так и в специально отведённых для этого тематических уголках.

Родителям также предлагается актуальная информация, где и как можно организовать семейный досуг выходного дня. Понимая, что не каждая семья имеет возможность проводить мониторинг культурно-массовых мероприятий города или своего микрорайона, воспитатели, методисты эту работу проводят сами и в виде информационных листов доносят её до родителей.

Выводы. Подводя итоги, вышеизложенного, необходимо отметить, что Смотр лучших МБДОУ является мощным средством, интегрирующим совместные действия и активизирующий педагогическую общественность, коллективы учёных, педагогов дополнительного образования, досуговых центров к поиску новых форм организации работы с семьёй.

Традиционно в обществе принято обсуждать проблемы того, какое воспитательно-образовательное значение имеют детские дошкольные учреждения относительно воспитания детей, но мало обращается внимания на то, какую роль они играют в актуализации у родителей ценности «ответственного родительства». Участники смотра, реализуя основные положения «Закона об образовании», активно включают в жизнь детского дошкольного заведения родителей, увеличивая тем самым сумму влияний на ребёнка. Действуя в одном направлении, формируя единые правила и требования, МБДОУ и родители усиливают воспитательный эффект, что, собственно, и составляет основной закон педагогики - единство педагогических действий. Таким образом, достигается основная цель воспитательного процесса, а именно, целенаправленное формирование гармонично развитой, духовно и интеллектуально богатой личности, патриота своей страны.

Литература:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // URL http: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (Дата обращения - 30.01.2019).

2. Вагин Д.Ю. Духовно-нравственные ценности поколений россиян: проблемы преемственности. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 29-32.

3. Григорий Героев Телевидение против семьи // https://wowavostok.livejoumal.com/10086058.html (Дата обращения - 19.02.19).

4. Кутырев В.А., Уваров А.Н. Печальная судьба философии, даже (особенно) в образовании // Вестник Мининского университета, 2016, №3.

5. Муниципальная система образования города Нижнего Новгорода: проблемы и задачи реализации государственной политики в сфере образования. - Н. Новгород, 2018. - 196 с.

6. Свадьбина Т.В., Вагин Д.Ю. Межпоколенные ценности россиян: проблемы преемственности. // Приволжский научный журнал. 2012. №4 (24). С. 263 - 267.

7. Свадьбина Т.В., Немова О.А. Киборг против человека - вызов брошен // Философия социальных коммуникаций. 2015. № 3 (32). С. 58-66.

8. Свадьбина Т.В. Семья в условиях трансформации российского общества (социально-философский анализ) Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук / Нижний Новгород, 2000.

9. Немова, О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления / О.А. Немова, Т.В. Свадьбина // Социология, 20013, №3, С. 35-42.

10. Нижегородские отцы: Взгляд в будущее: научно-методический сборник. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2017. - 158.

11. Козырьков В.П., Свадьбина Т.В., Немова О.А. Атрибутивные качества человека в условиях революции техносферы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. № 2. С. 15-25.

Педагогика

УДК: 378.016:74/76

кандидат педагогических наук, доцент Ноздрачева Мария Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Валикжанина Светлана Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

КУРС ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития профессиональных навыков на занятиях по живописи у студентов по направлению подготовки «Декоративное искусство». Раскрываются особенности обучения, ориентированного на развитие профессиональных компетенций и освоение методов профессиональной деятельности и мышления будущих художников декоративного искусства. Изучение законов композиции, стилизации, цветоведения рассматривается на примере живописи натюрморта. В учебных заданиях акцент сделан на декоративное решение живописи натюрморта, не отрицая при этом значимость преподавания академической живописи, выступающей тесно с академическим рисунком. Предлагаемая система обучения живописи натюрморта включает в себя задания на обобщение формы объектов изображения, использование стилизации и трансформации, ритмическую организацию элементов и цветовых пятен, использование возможностей фактур и пластики линии контура.

Ключевые слова: живопись, натюрморт, стилизация, колорит, творческая деятельность, декоративное искусство, система обучения.

Annotation. The article deals with the development of professional skills in painting classes for students in the direction of training "Decorative art". The features of training focused on the development of professional competencies and the development of methods of professional activity and thinking of future artists of decorative art are revealed. The study of the laws of composition, stylization, color studies is considered on the example of still life painting. In the training tasks, the emphasis is on the decorative solution of still life painting, without denying the importance of teaching academic painting, acting closely with academic drawing. The proposed system of teaching still life painting includes tasks to generalize the shape of the image objects, the use of stylization and transformation, the rhythmic organization of elements and color spots, the use of the possibilities of textures and plastics of the contour line.

Keywords: painting, still life, styling, coloring, art, decorative arts, learning system.

Введение. Динамика развития современного общества обязывает высшие учебные заведения преобразовываться, внося изменения в систему обучения с учетом профилей подготовки студентов-выпускников. Художники декоративного искусства в своей практике имеют дело с формой, объемами, поэтому важным в обучении является воспитание восприятия, образного мышления и овладение спецификой языка декоративного искусства. В системе подготовки бакалавров декоративного искусства необходимо отметить особенности преподавания живописи, выступающей в тесной связи с другими дисциплинами, направленными на формирование профессиональной компетенции выпускника, мастерски владеющего знаниями, умениями и навыками, которые он приобретает на протяжении всего обучения.

Отметим, что современному художнику декоративного искусства необходимы прикладные знания и навыки, без которых выполнение задуманного не может быть реализовано.

Изложение основного материала статьи. Бакалавры, обучающиеся по направлению декоративное искусство, должны обладать широким диапазоном навыков. Ответим на вопрос: что относится к декоративному искусству? И увидим, насколько широк горизонт видов деятельности. Это - декоративная скульптура, мозаика, витраж, роспись, резьба, художественное литье, ковка, чеканка, ткачество, декоративные росписи архитектурных сооружений и другие виды, которые вносят художественную организацию во все сферы жизни человека. И «в настоящее время в педагогических исследованиях проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культуре» [7, c. 3]. В отличие от произведений декоративного искусства,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.