Научная статья на тему 'Ценностные основания профессиональной подготовки психологов'

Ценностные основания профессиональной подготовки психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
901
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / СОЦИАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIAL AND PERSONAL VALUES / ОБЩЕГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МИССИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СТАТУСНЫЕ ЦЕННОСТИ / VALUES OF PROFESSIONAL TOOLS AND VALUES OF PROFESSIONAL STATUS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / СУБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT OF PROFESSIONAL ACTIVITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / EDUCATIONAL COMMUNITY / COMMON HUMANISTIC VALUES / VALUES OF PROFESSIONAL MISSIONARIES / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснощеченко Ирина Петровна

Статья посвящена анализу проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки психологов; ее цель теоретическое обоснование системы ценностей профессиональной подготовки психологов. Автор показывает, что ценности являются междисциплинарным предметом исследования. Они понимаются как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности. В статье описаны формы существования ценностей социальные ценности общественный идеал, его предметное воплощение в деяниях людей и личностные ценности как мотивационные структуры личности, определяющие ее поведение и поступки. Личностные ценности (ценностные ориентации) обеспечивают связь внутреннего мира личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп, являются результатом интериоризации социальных ценностей в процессе включения человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, сопровождаемую переживанием этой ценности. Профессиональные ценности определяются как положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека в контексте его профессиональной деятельности. Подчеркивается, что для субъекта профессиональные ценности становятся регуляторами профессиональной деятельности и взаимоотношений с коллегами, клиентами и др. Профессиональное становление личности, представляющее целостный процесс, развертывающийся во времени и образовательном пространстве, включает как важнейшую составляющую формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста. Профессиональные ценности субъекта формируются в учебно-профессиональном сообществе в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и других форм деятельности как результат интериоризации профессиональных ценностей образовательной системы. В работе обоснована система профессиональных ценностей профессиональной подготовки психологов, которая включает в себя общегуманистические и специфические профессиональные ценности, дифференцирующиеся на профессионально-миссионные, профессионально-инструментальные и профессионально-статусные. Практическая ценность статьи определяется значимостью рассмотрения профессиональных ценностей как базисного основания реализации образовательных стандартов высшей школы. Кроме того, автор обращает внимание на угрозу, проявляющуюся вследствие пропаганды и масштабного распространения в молодежной среде прагматических ценностей, ценностей удовольствия, вседозволенности, безответственности, индивидуализма, транслируемых в средствах массовой информации (СМИ) и Интернете, приводящих к разрушению ценностных оснований профессионально-психологического сообщества и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of value basis of professional education of psychologists. The aim of the article is a theoretical justification of values of professional education of psychologists. The author shows that the values are an interdisciplinary subject of scientific researches. Values are understood as a social and historical significance to the community and personal meaning of certain occurrences in reality for individuals. The article describes the forms of existence of values social values and personal values. The social values are social ideals and their objects’ realization in the actions of people. The personal values are motivational structures of personality that define his behavior and actions. The personal values (value orientation) ensure the connection of person’s inner world with the life of society and certain social groups. The personal values are the result of interiorization of social values in the process of inclusion of a person together with the group in the practical implementation of a specific value. Professional values are defined as the positive or negative meaning of the objects or phenomena of the world to a person in the context of his professional activity. It is emphasized that professional values become regulators of professional activities and relationships with colleagues, clients, etc. Professional formation of the person is a holistic process which unfolds in time and educational space, with professional values being its main component. Person’s professional values are formed in educational-professional community as the result of internalization of professional values of the educational system. We justify the system of professional values of the professional education of psychologists. This system includes common humanistic and specific professional values, which can be differentiate into professional-missionary, professionalinstrumental and professional status values. Practical importance of the article is determined by the significance of professional values as a basic foundation for realization of educational standards of higher professional education. The author also pays attention to the threat, which is the result of propaganda and large-scale spreading in youth environment of pragmatic values, values of fun, permissiveness, irresponsibility, and individualism that are broadcasted by the media and the Internet and lead to the destruction of value grounds in professional psychological community and society in whole.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания профессиональной подготовки психологов»

4. Разработка программ по психолого-педагогическому всеобучу родителей и их внедрение в практику посредством центрального и местного телевидения и радио.

Список литературы

1. Аксенова Г.И, Исмагилова Ю.С. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 21-32.

2. Бердяев Н.А. Русская и польская душа. Судьба России. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 240 с.

3. Иван — Крестьянский сын : рус. народ. сказ-

ки. Сер. Школьная библиотека. 2-е изд. М. : Дет. лит., 1975. — 128 с.

4. Исмагилова Ю.С., Аксенова Г.И. Психологическая модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2011. — 170 с.

5. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Саратов : Надежда, 1995. 333 с.

6. ТолстойЛ.Н. Война и мир : в 2 кн. М. : Правда, 1972. Кн. 2. Т. 3-4.

7. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Журнал министерства народного просвещения. 1860. № XI. С. 425.

8. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. : в 11 т. М. ; Л., 1948. Т. 2. С. 554-574.

УДК 159.9:343.8

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ

Реферат: статья посвящена анализу проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки психологов; ее цель — теоретическое обоснование системы ценностей профессиональной подготовки психологов. Автор показывает, что ценности являются междисциплинарным предметом исследования. Они понимаются как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности.

В статье описаны формы существования ценностей — социальные ценности — общественный идеал, его предметное воплощение в деяниях людей и личностные ценности как мотиваци-онные структуры личности, определяющие ее поведение и поступки. Личност-

И. П. Краснощеченко

ные ценности (ценностные ориентации) обеспечивают связь внутреннего мира личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп, являются результатом интериоризации социальных ценностей в процессе включения человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, сопровождаемую переживанием этой ценности.

Профессиональные ценности определяются как положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека в контексте его профессиональной деятельности. Подчеркивается, что для субъекта профессиональные ценности становятся регуляторами профессиональной деятельности и взаимоотношений с коллегами, клиентами

© Краснощеченко И. П., 2016

и др. Профессиональное становление личности, представляющее целостный процесс, развертывающийся во времени и образовательном пространстве, включает как важнейшую составляющую формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста. Профессиональные ценности субъекта формируются в учебно-профессиональном сообществе в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной и других форм деятельности как результат интериориза-ции профессиональных ценностей образовательной системы.

В работе обоснована система профессиональных ценностей профессиональной подготовки психологов, которая включает в себя общегуманистические и специфические профессиональные ценности, дифференцирующиеся на профессионально-миссионные, профессионально-инструментальные и профессионально-статусные.

Практическая ценность статьи определяется значимостью рассмотрения профессиональных ценностей как базисного основания реализации образовательных стандартов высшей школы. Кроме того, автор обращает внимание на угрозу, проявляющуюся вследствие пропаганды и масштабного распространения в молодежной среде прагматических ценностей, ценностей удовольствия, вседозволенности, безответственности, индивидуализма, транслируемых в средствах массовой информации (СМИ) и Интернете, приводящих к разрушению ценностных оснований профессионально-психологического сообщества и общества в целом.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, социальные и

личностные ценности, общегуманистические ценности, профессиональные ценности, профессионально-миссион-ные ценности, профессионально-инструментальные ценности, профессионально-статусные ценности, профессиональное становление, субъект профессиональной деятельности, образовательное сообщество.

Модернизационные процессы в российском обществе предъявляют высокие требования к профессиональному образованию в высшей школе. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения, являющиеся базовым нормативно-правовым документом, представляют характеристику профессиональной деятельности выпускников, четко определяют требования к результатам освоения образовательных программ в форме общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Новые стандарты образования становятся не только нормативным документом для системы высшего образования, но и ориентиром для его субъектов — руководителей, сотрудников и преподавателей вузов и, конечно, студентов.

Вместе с тем анализ содержания ФГОС ВО показывает, что ценностные основания реализации стандартов остаются вне их содержания. В то же время в современных условиях усиливается интерес к вопросам ценностей современного общества, ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей, происходит осознание негативных последствий аномии, охватившей Россию при проведе-

нии социально-экономических реформ 1990-х годов. Распространение и культивирование в молодежной среде западных ценностей, превозносящих приоритеты индивидуализма, потребления, удовольствия, безответственности, в последние годы вызывают серьезную обеспокоенность в обществе. В российской системе образования все настойчивее поднимается вопрос о значимости ценностного компонента на всех уровнях образования (Н.Н. Авра-менко [1], Е.Н. Богданов [3], Б.С. Братусь [4], А.А. Деркач [5], М.Н. Миронова [12], Ф.Г. Мухаметзянова [13], В.И. Слободчи-ков [18], В.А. Сластенин [16], Д.И. Фель-дштейн [21] и др.) и необходимости серьезной рефлексии роли ценностей как фундаментального основания общества и системы образования.

Как писал Э. Фромм, без системы координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций человек «может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно ...» [20, с. 13], поэтому система ценностных ориентиров важна для профессиональной деятельности в целом и тем более для тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к такому объекту труда, как человек. Именно такой деятельностью является профессия «психолог», а ценностная составляющая в ней — базовое условие профессиональной подготовки молодежи и ее профессиональной реализации.

Ценностные ориентации,ценности, ценностные координаты — понятия, используемые в социальных науках. Ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира

для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» [15, с. 1744]. Ценность также определяется как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечается регулятивная функция: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» [14, с. 442].

Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М. Вебер, В. Виндельбанд, В. Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др. В аксиологии представлены разные теории: натуралистические, психологизм,трансцен-дентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что они на протяжении истории рассматривались как регулятивный механизм социальной жизни людей, представляющий собой сложно организованную систему, в которой вместе с ценностями, осуществляющими самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. Ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, идентифициру-

ется как культурно-исторический стандарт; ассоциируется с типом достойного поведения, с конкретным жизненным стилем.

В традиции отечественной философии, связанной с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина, человек рассматривался как двойственное, духовно-материальное существо, причем ценностно-смысловая составляющая считалась важнейшей сферой человека.

В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследовании М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта [6, с. 66-67]. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Преломляясь в сознании, ценности обретают для человека личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных понятий о мире, включая понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы [14].

На социальном уровне, утверждают Дж. Каправа, Д. Севрон, ценности соот-

ветствуют принципам, определяющим права и обязанности граждан. Социальные ценности отражают историю общества и каждое общество характеризуется преобладающими в нем уникальными ценностями. На индивидуальном уровне ценности связаны с критериями или стандартами, которые люди используют при оценке собственных действий и действий других людей, и здесь понятие ценностей частично совпадает с понятием стандартов поведения. При объединении двух описанныхуров-ней анализа ценности рассматриваются как отражение общего социального фонда, передаваемого всем индивидам с помощью многочисленных агентов социализации, а на уровне отдельного человека — как отражение представлений и стандартов, составляющих личную жизненную философию [7].

Отечественная психология советского периода рассматривала ценности в контексте изучения направленности личности, которая в различных концепциях обозначалась по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), доминирующее отношение (В.Н. Мясищев, Б.С. Братусь), основная жизненная направленность (Б.П Ананьев) и т. д.

Обращаясь к проблеме ценностей, А.Н. Леонтьев рассматривал три формы существования ценностей, переходящих одна в другую:

• как общественный идеал;

• как предметное воплощение этих идеалов в деяниях и произведениях конкретных людей;

• как мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в поведении и дея-

тельности общественных ценностных идеалов [11].

Развивая данный подход, Д.А. Леонтьев уточняет, что психология апеллирует к изучению именно личностных ценностей, что «основными составляющими внутреннего мира человека, включающего в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека, являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов» [10]. Сопоставляя потребности и ценности, автор констатирует, что потребности человека определяют зависимость его внутреннего мира от внешнего мира, в котором он живет и действует, личностные ценности же образуют точку опоры личности, позволяющую ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям [10, с. 26].

Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп. Становясь частью внутреннего мира конкретного человека, они трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности. Механизм превращения социальной ценности в личностную, по Д.А. Леонтьеву, — это «включение человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной» [10, с. 27].

Присвоение групповых ценностей личностью не происходит автоматически и не является спонтанным. Известные другим знания, идеи человек не может просто «взять» — он должен «переоткрыть» их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. Т.М. Буякас и О.Г. Зевина в своих исследованиях показали, что этот процесс требует произвольных осознанных усилий, специально организованной деятельности. Преобразование общечеловеческих ценностей в личностные сопровождается переживанием [2, с. 44].

Личностные ценности в психологии и социологии нередко обозначаются понятием «ценностные ориентации» в значении «устойчивые инвариантные единицы сознания личности, основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия. Ценностные ориентации выступают в качестве основного компонента в системе диспозиций личности, ведущего механизма социальной регуляции поведения личности, ее приобщения к ценностям общественного сознания и культуре. Деятельностный аспект данного феномена характеризуется как состояние готовности личности к определенному способу действия, выражающееся в ее ориентации на те или иные ценности материальной и духовной культуры. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности, они связаны с познавательными и волевыми ее сторонами.

Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, выражает вну-

треннюю основу ее отношения к действительности, является системообразующим компонентом внутренней структуры личности. Проявляясь в убеждениях, оценках, мотивах и потребностях личности, ценностные ориентации во многом определяют поведение и деятельность человека. Осознание необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей становится источником самоуважения достоинства и социальной активности личности. На основе сложившихся ценностных ориентаций осуществляется саморегуляция деятельности — человек сознательно решает стоящие перед ним задачи, осуществляет свободный выбор решения, утверждает своей деятельностью те или иные социально-нравственные ценности.

Ценности личности задают направленное отношение к окружающему миру и являются ориентирами ее деятельности, образуют некую аксиологическую направленность личности, причем, как уточняют А.В. Капцов и Л.В. Карпуши-на [8], личностные ценности показывают позитивное или негативное отношение к другим людям, к себе, к миру и образуют нравственную позицию личности: либо положительную с точки зрения общепринятых ценностей, либо отрицательную. В этой связи они считают, что аксиологическая направленность может быть:

• положительной и отрицательной;

• гуманистической и прагматической.

Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты), по их мнению, указывает на важность для личности всего, что

связано с человеком (в общем смысле) и гармонизацией отношений с другими людьми: самосовершенствование, установление добрых отношений с другими людьми, усовершенствование и преобразование действительности, духовные идеалы как конечный пункт деятельности. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям (крайние случаи: достижение целей любыми путями, материальное благополучие за счет других, сохранение индивидуальности как эгоизм, высокое социальное положение ради возможности влияния и контроля над другими).

В качестве основных жизненных сфер, в которых проявляются указанные виды направленности, авторами выделяются:

• сфера профессии;

• сфера обучения и образования;

• сфера семьи;

• общественной жизни и увлечений

[8].

Профессиональное становление личности, представляющее целостный процесс, развертывающийся во времени и социальном пространстве, включает как важнейшую составляющую формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста. Профессиональные ценности субъекта формируются в учебно-профессиональном сообществе. Став студентом, молодой человек попадает в образовательное пространство вуза со сложившейся системой ценностей, которая накладывает отпечаток на систему взаимоотношений его субъектов, выполнение социальных и

Рис. 1. Система ценностных оснований профессиональной подготовки будущих психологов

учебно-профессиональных функций, характер осуществления различных форм деятельности. Включение студента в данное пространство и систему взаимоотношений обусловливает интериоризацию профессиональных ценностей образовательной системы. Ценности учебно-профессионального сообщества в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной деятельности присваиваются будущим профессионалом.

Профессиональные ценности на уровне субъекта — положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, включенного в профессиональную деятельность. Эти ценности для субъекта становятся регуляторами его квазипрофессиональной и профессиональной деятельностей и других форм активности — взаимоотношений с другими, самоотношения. Они наполняют личностным смыслом процесс освоения студентами образовательной программы и весь процесс подготовки к будущей профессиональной деятельности. Профессиональные ценности

входят в структуру профессиональной идентичности, самосознания субъекта.

Анализ работ, посвященных проблеме профессионального развития, обосновывающих роль и необходимость утверждения гуманистических ценностей в образовании как основы социально-нравственного и профессионального развития личности, а также наш многолетний опыт преподавания и руководства факультетом психологии позволили нам сконструировать систему ценностных оснований профессиональной подготовки психологов в рамках разработанной нами акмеоло-гической концепции становления и развития профессиональной субъектно-сти будущих психологов с учетом регионального запроса [9], в которой дифференцируются общегуманистические и профессиональные ценности (рис. 1). Причем, принимая во внимание специфику профессиональной деятельности психолога и его уникальный объект (человек), гуманистические ценности в данном случае являются базовыми.

К гуманистическим ценностям отнесены: ценность человека «как меры

всех вещей»; ценность уважения другого человека и его уникального внутреннего мира; ценности свободы, любви, творчества и т. д.; ценность ответственности человека за себя, свои выборы и деяния; ценность со-бытия (по В.И. Сло-бодчикову) [17], общения, нравственно-гуманистических отношений с другими; культурно-исторические ценности и др. В указанную группу также включены культурно-исторические ценности, способствующие осознанию студентами культурной и исторической значимости региона в культурно-историческом развитии и современном контексте модернизации российского общества. Культурно-исторические ценности связаны непосредственно с ценностью государства как гаранта стабильности и качества жизни людей.

Ценность со-бытия, реализуемая в профессиональной подготовке будущих психологов, призвана акцентировать значимость «живой общности людей» как действительной ситуации развития, в которой зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности (во всех ее измерениях), позволяющие человеку вступить в «практическое отношение» к своей жизнедеятельности. Со-бытие, по В.И. Слобод-чикову, «и есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно, сам ход развития в таком случае состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности (единства, со-бытия) другими формами — более сложными и более высокого уровня развития» [17, с.16].

К специфическим профессиональным ценностям нами отнесены:

- профессионально-миссионные ценности, связанные с осознанием роли, назначения профессии психолога в социуме и той ответственности, которая возлагается на ее носителей (ценность служения людям и помощи им в решении их проблем; ценность непрерывного личностного и профессионального развития человека; ценность лидерства, трансформирующего действительность и жизнедеятельность других людей и т. д);

- инструментальные ценности, определяющие важнейшие механизмы реализации профессиональной деятельности (ценность профессионализма; ценность саморазвития; ценность эмпатии; ценность здоровья человека во всех его проявлениях; ценность рефлексии; ценность экологичности и конструктивных, развивающих отношений с клиентами; ценность творческой деятельности, раскрывающей потенциал человека);

- профессионально-статусные ценности, ориентирующие будущих психологов на достижение и подтверждение значимого положения в изменяющемся обществе (ценность профессионального образования;ценность построения успешной карьеры; ценность социального статуса психолога как специалиста помогающей профессии).

Представленные ценности профессиональной подготовки будущих психологов интегрированы в организационную культуру, образовательное пространство, реализуются во взаимоотношениях преподавателей и студентов в условиях учебной, научной и внеаудиторной и квазипрофессиональной дея-тельностей, во взаимоотношениях студентов разных курсов, транслируются

старшекурсниками студентам младших курсов.

Указанные разделяемые в учебно-профессиональном сообществе ценности транслируются будущим психологам с первых дней обучения в вузе, обеспечиваются системой сопровождения адаптации первокурсников, проявляются в реализации совместных значимых форм деятельности, обусловливающих переживание их значимости. Постепенно они интериоризуются студентами, становясь их внутренними ориентирами. Гуманистическая направленность ценностей образовательного пространства считывается студентами с первых дней обучения на факультете, вхождения в данное пространство.

Вместе с тем поток информации, транслируемой в СМИ и посредством Интернета, часто значительно отличается ценностно-смысловой окрашенностью от представленной в нашей концепции системы. Пропаганда ценностей индивидуализма, потребления, удовольствия, вседозволенности, безответственности приводит к снижению эффективность влияния сложившихся в профессиональном сообществе ценностей. И в этом заключается серьезная проблема для системы профессиональной подготовки психологов и в конечном счете угроза для социума в целом.

Список литературы

1. Авраменко Н.Н. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 134-141.

2. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 2. С. 7-17.

3. Богданов Е.Н., Иванов Г.П, Шишкина Е.А. К вопросу о динамике ценностных ориентаций молоде-

жи в системе высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 73-78.

4. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. : Менеджер ; Роспедагенство, 1994.

5. Деркач АЛ. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Ак-меология. 2014. № 1 (49). С. 6-15.

6. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 284 с.

7. КаправаДж, СевронД. Психология личности. СПб. : Питер, 2003.

8. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Многомерная модель ценностно-ориентационной структуры личности // Известия Самарского научного центра РАН. Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2003. С. 93-101.

9. Краснощеченко И.П. Акмеологическая концепция становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2012.

10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981.

11. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М. : Смысл, 1993.

12. Миронова М.Н. О «новой» культуре: действительно ли она необходима для организации жизни молодежи? [Электронный ресурс]. URL : http://pchelki.org.ru/index.php/articl es/73-2014-07-18-11-04-55.

13. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 10-20.

14. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.

15. Российский энциклопедический словарь : в 2 кн. М. : Большая российская энциклопедия, 2000. Кн. 2.

16. Сластенин В.А. Аксиологические основания общего и профессионального образования // Качество жизни: проблемы системного научного обоснования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Липецк, 20-22 марта 2000 г.). Липецк : Липецкий гос. пед. ун-т, 2000. С. 15-25.

17. Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 8. С. 3-17.

18. Слободчиков В.И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. 2008. № 9. С. 33-39.

19. ТемноваЛ.В.Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. — М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2000.

20. Фромм Э. Иметь или быть? Минск : Харвест, 2014.

21. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М. ; Воронеж : МПСИ ; МОДЭК, 2008. — 16 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.