Научная статья на тему 'Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов'

Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
638
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / VALUES / PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGIST / CLASSIFICATION / HUMANISM POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснощеченко Ирина Петровна

В статье описываются ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов. Предлагается система ценностных оснований, включая общие гуманистические и специфические профессиональные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value bases of professional training of future psychologists

In the article value reasons of professional training of future psychologists are proved. A system of value reasons, including both general humanistic and specific professional values, is offered.

Текст научной работы на тему «Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов»

specialist. The author gives ground to the dependence of the quality of professional activity of a commerce specialist in modern social and economic conditions on the level of the professional training. The article considers the possible

and the most effective form of training for commerce spe cialists and gives the results of the research conducted.

Key words: commerce specialist, professional competence, technological component of professional culture.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

И.П. Краснощеченко

В статье описываются ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов. Предлагается система ценностных оснований, включая общие гуманистические и специфические профессиональные ценности.

Ключевые слова: ценности, профессиональная деятельность, психолог, классификация, гуманистический потенциал.

Интерес к проблеме ценностей актуализируется в переломные периоды жизни общества. Таковой является современная эпоха, характеризующаяся глобализацией, динамичными социально-экономическими трансформациями, обусловливающими поиск ценностных оснований существования не только на уровне российской государственности, но и на уровне конкретных людей, реализующих жизнедеятельность в изменяющемся мире. Система ценностных координат необходима человеку как носителю сознания и самосознания и является его ориентиром при выборе жизненного пути, направлений развития, определении приоритетов, при построении отношений с близкими и окружающими ЛЮДЬМИ ИТ. д.

Особую значимость приобретают ценности при реализации профессиональной деятельности и тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда. Среди профессий, относящихся к группе «человек-человек», особое место занимает профессия «психолог». Становление профессионально-психологической деятельности как массовой и практикоориентированной происходило в последние двадцать лет. В этот период выстраивалось психологическое образование, основу которого составляют гуманистические идеи, связанные с пониманием механизмов и условий развития человека, и ориентирующие на обеспечение самоактуализации личности. Вместе с тем в обществе происходили соци-

альное расслоение, утрата нравственных ориентиров, популяризация индивидуалистического образа жизни, характерного для западного мира, резкое снижение уровня жизни большинства населения и его психологического здоровья ИТ. д. В этих условиях становящееся профессиональное сообщество психологов было призвано оказывать психологическую поддержку людям, находящимся в критической ситуации и нуждающимся в психологической помощи. Наряду с созидательным тенденциями в психологической практике происходило распространение околонаучных подходов, использование психологических знаний и внедрение антигуманных технологий в целях манипуляции общественным сознанием. В этой связи обращение к проблеме ценностных оснований профессии «психолог» и профессиональной подготовки будущих психологов требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, - понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М. Вебер, В. Виндельбанд,

В. Вундт, В. Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, М. Шелер и др., сформировавшие ряд ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» социальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой вместе с ценностями, осуществляющими самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» [1].

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смысло-образующий мотив»

(А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев, Б.С. Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

С.Л. Рубинштейн, исследуя отношение человека к человеку, отмечал, что «ценность -значимость для человека чего-то в мире. К ценностям, прежде всего, относится идеал -идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека» [2]. Развивая подход к ценностям с позиции отношений, В.Н. Мясищев утверждал, что предметы и явления действительности, связанные с личностью общественными отношениями, выступают «как объективно включенные в ее жизненный мир и в ее деятельность, в которой они приобретают личностную значимость, ценность» [3].

А.Н. Леонтьев, анализируя ценности как атрибутивную характеристику личности,

описал три формы их существования, переходящих одна в другую: ценности как общественный идеал, ценности как предметное воплощение этих идеалов в деяниях и произведениях конкретных людей, а также ценность как мотивационные структуры личности (здесь и далее выделено нами. - И. К.), побуждающие ее к предметному воплощению в поведении и деятельности общественных ценностных идеалов [4].

Данный подход продолжил в своих работах ДА. Леонтьев, согласно которому «основными составляющими внутреннего мира человека, включающего в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека, являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, отражающие его отношение к ним, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, источниками этих смыслов» [5]. Личностные ценности образуют «точку опоры» личности, позволяющую ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям, при этом связывая внутренний мир личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп.

ДА. Леонтьев описал механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе - от отдельной семьи до человечества как целого - присущи направленность на определенные общие ценности - идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной.

В психологии сложились различные подходы к систематизации ценностей. Одну из первых классификаций предложил Г. Ол-порт, который дифференцировал: теоретические - придающие наибольшую важность и

значение рациональному мышлению; экономические ценности - утверждающие приоритет практической пользы и выгоды; эстетические ценности, связанные с предпочтением красоты, гармонии, искусства; социальные ценности, проявляющиеся в ориентации на значение человеческих взаимоотношений -любовь, дружбу, преданность и т. д.; политические ценности, обусловливающие приоритет обретению власти и влияния; религиозные ценности, постулирующие необходимость веры и следования ей.

А.В. Капцов и Л.В. Карпушина [6], разрабатывая проблематику аксиологической направленности личности, обосновывают ее дифференциацию на положительную и отрицательную, гуманистическую и прагматическую. Гуманистическая направленность (ценности развития себя, духовного удовлетворения, креативности, социальных контактов и т. д.), по их мнению, указывает на важность для личности всего, что связано с человеком (в общем смысле) и гармонизацией отношений с другими людьми: самосовершенствование, установление добрых отношений с другими людьми, усовершенствование и преобразование действительности, духовные идеалы как конечный пункт деятельности. Прагматическая направленность характеризует человека с точки зрения получения практического результата независимо от других людей, а иногда и в ущерб другим людям. В качестве основных жизненных сфер, в которых проявляются указанные виды направленности, данные авторы выделяют: сферы профессии, обучения и образования, семью, общественную жизнь и увлечения.

Рассмотрению ценностей жизнедеятельности и профессиональной деятельности посвящены исследования последних лет многих ученых (Б.С. Братусь, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.Ю. Коржова, Е.И. Исаев,

В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Л.В. Тем-нова и др.), обосновывающих необходимость утверждения гуманистических ценностей в образовании как основы социально-нравственного и профессионального развития личности.

Гуманистический потенциал психологического образования, раскрывающийся его содержанием и реализуемыми организационными формами учебно-воспитательного процесса, позволяет формировать у специа-

листов ценностное отношение к человеку, миру, к себе, установки на развитие, созидание, так необходимые в современном российском обществе. В профессиональной деятельности психолога, предполагающей работу с конкретными людьми и социальными группами, а в связи с этим и влияние на них, реализуемое в форме психологической помощи и сопровождения в решении жизненных, профессиональных и прочих задач, гуманистические ценности образуют духовнонравственный фундамент мировоззрения психолога. В современных условиях деятельность психолога приобретает особое, миссионное, значение, связанное с содействием конструктивным изменениям в сознании и самосознании конкретного человека и групп людей и изменениям в их деятельности. В этой связи можно утверждать о том, что в структуре ценностей профессиональной подготовки психологов постепенно утверждается ценность лидерства, трансформирующего действительность. Термин «трансформирующее (изменяющее действительность) лидерство» появился в конце 1970-х гг. и характеризуется как лидерство, способное произвести необходимые изменения в момент возникновения новых тенденций в экономике, технике, социокультурных факторах [7].

Формирование профессиональных ценностей будущих психологов происходит под влиянием: содержания образования, определяемого государственным образовательным стандартом, образовательного пространства вуза, профессионального сообщества, в которое они входят. Став студентом, молодой человек попадает в образовательное пространство вуза со сложившейся системой ценностей, накладывающей отпечаток на систему его взаимоотношений с преподавателями, студентами разных курсов, выполнение социальных и учебно-профессиональных функций, характер осуществления различных форм деятельности. Включение в данное пространство и систему взаимоотношений приводит к инте-риоризации ценностей, сложившихся в учебно-профессиональном сообществе, и их принятию конкретной личностью.

Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов, по нашему мнению, включают как общие гуманистические ценности, так и специфические профессиональные ценности, которые мы

дифференцируем на профессионалъно-мис-сионные, связанные с осознанием роли, назначения профессии психолога в социуме и той ответственности, которая возлагается на ее носителей, инструментальные, определяющие важнейшие механизмы реализации профессиональной деятельности и профес-сионалъно-статусные, ориентирующие будущих психологов на достижение и подтверждение значимого положения в изменяющемся обществе. Представим данную систему ценностей в виде рис. 1.

Гуманистические ценности профессиональной подготовки будущих психологов представлены в образовательном пространстве вуза и факультета: они отражены в учебных текстах по различным курсам, реализуются во взаимоотношениях преподавателей и студентов в условиях учебной, научной и внеаудиторной и квазипрофессиональ-

ной деятельностей. Разделяемые большинством преподавателей, работающих со студентами, данные ценности транслируются будущим психологам с первых дней обучения в вузе, постепенно присваиваются последними, становясь их профессионально-личностными ориентирами.

Таким образом, анализ научной философско-психологической литературы и реальной практики психологического образования позволяет сделать следующие выводы:

- В отечественной психологии существует традиция обращения к проблематике ценностей личности, причем для обозначения сущности данного многозначного феномена используется достаточно широкий круг понятий: ценность, направленность, отношение, личностный смысл, ценностные ориентации, социальная установка, диспозиция и т. п.

Ценности, реализуемые в профессиональной подготовке будущих психологов

Общегуманистические

ценности

Специфические профессиональные ценности

Ценность человека «как меры всех вещей»; Ценности свободы, любви, творчества ит. д.; Ценность здоровья человека во всех его проявлениях;

Ценность ответственности человека за себя, свои выборы и деяния; Ценность деятельности, раскрывающей потенциал человека;

Ценность творчества; Ценность со-бытия (по В.И. Слободчикову), общения, гуманистических отношений, и т.д.

Ценность непрерыв-

ного ЛИЧНОСТНОГО и профессионального развития человека; Ценность конструктивности взаимоот-

ношений с клиентом; Ценность конструк-

тивных изменений и лидерства, трансформирующего действительность и жизнедеятельность конкретных людей ИТ. д.

Ценность собственного «Я» и его саморазвития, обучения;

Ценность эмпатии; Ценность рефлек-

сии;

Ценность уважения другого и его уникального внутреннего мира;

Ценность экологичности отношений с клиентом;

Ценность содействия развитию клиента и т. д.

Ценность образования;

Ценность профессионализма; Ценность построения успешной карьеры ит. д.;

Ценность благоприятного социального статуса.

Рис. 1. Ценностные основания профессиональной подготовки будущих психологов

- Ценность выступает как общественный идеал, как выработанное сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни и предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.).

- Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные -один из источников мотивации ее поведения.

- Для личностных ценностей характерна осознанность; они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Личностные ценности являются стержневой характеристикой внутреннего мира человека, его ориентирами в деятельности, поведении. Механизмом формирования личностных ценностей является включение человека вместе с группой, имеющей групповые ценности, и значимыми другими в практическую реализацию конкретной ценности и переживание ее как ценности.

- Гуманистические ценности являются фундаментом профессионально-психологического образования, оказывают определяющее влияние на формирование мировоззрения, сознания и самосознания студента-психолога. Профессиональное становление студентов-психологов, представляющее целостный процесс, развертывающийся во времени и образовательном пространстве вуза,

включает как важнейшую составляющую формирование системы гуманистических профессиональных ценностей будущего специалиста.

- Включение студентов в значимые отношения с преподавателями и студентами разных курсов, реализующие гуманистические ценности в процессе учебнопрофессиональной, квазипрофессиональной и других видов деятельности, создает возможность интериоризации системы профессиональных ценностей, превращения их в стержневую характеристику внутреннего мира личности и регулятора поведения будущих психологов, при этом характеризующуюся индивидуально-специфической иерархией личностных ценностей.

1. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990. С. 442.

2. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М., 2003. С. 117.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. С. 19.

5. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1995. С. 26.

6. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентиры. Самара, 2001.

7. Дайл Д., Канджеми Дж., Ковальски К. Трансформирующее действительность лидерство // Психология: Высшая Школа Экономики. 2004. № 1. С. 98-109.

Krasnoshchechenko I.P. Value bases of professional training of future psychologists. In the article value reasons of professional training of future psychologists are proved. A system of value reasons, including both general humanistic and specific professional values, is offered.

Key words: values, professional activity, psychologist, classification, humanism potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.