Научная статья на тему 'Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов'

Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
714
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / CAREER / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / CAREER ORIENTATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / МОТИВЫ / MOTIVES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГА / PROFESSION OF PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авраменко Наталия Николаевна

В статье рассматривается процесс профессионального становления в условиях образовательной среды вуза. Особый акцент сделан на профессиональную направленность и карьерные ориентации будущего психолога. Отмечена реальная необходимость изучения карьерных ориентаций студентов, которые можно использовать в практике психологического прогноза профессиональной самореализации с учётом доминирующих ценностей в структуре личности. Приведены результаты теоретического и практического исследования карьерных ориентаций выпускников факультета психологии и их взаимосвязи с особенностями мотивации. Автор утверждает, что для всех студентов карьера имеет большое значение, а ведущими карьерными ориентациями являются: автономия, стабильность места жительства, вызов, предпринимательство и профессиональная компетентность. Мотивы построения карьеры могут быть следующими: поддержание жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса, необходимость общения, общей и творческой активности, которые у большинства учащихся удовлетворены. Студенты считают свои условия обучения комфортными и чувствуют себя в полной безопасности; имеют влияние среди сверстников; довольны уровнем общения в университете; проявляют свою энергичность, выносливость, упорство и свои умения в учебной сфере; имеют творческие результаты. Однако 54 % студентов хотели бы проявлять меньшую активность, чем они проявляют в настоящий момент, а у 43 % наблюдается пресыщение своей творческой активностью. 70 % испытуемых не стремятся принести пользу обществу, что, безусловно, является барьером на пути профессионального и личностного развития будущих психологов. В ходе исследования определен мотивационный профиль студентов и рассмотрены конкретные мотивы (поддерживающие или развивающие) и вид мотивации (внешняя и внутренняя).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work deals with the process of professional development in the educational environment of the university. Particular emphasis is placed on the professional orientation and the career orientations of the future psychologist. There is a real need for study of the career orientations of the students, which can be used in the practice of psychological prediction of the professional self-realization, taking into account the dominant values in the structure of personality. The purpose of carrying out this research consisted in theoretical and practical research of career orientations of graduates of faculty of psychology and their interrelation with features of motivation. The career has got great importance for all students. The leading career orientations are: autonomy; stability of a residence; call; business and professional competence. Motives: maintenance of life support, comfort, the social status, communication, the general activity, creative activity at most of pupils are satisfied. It means that students: consider the conditions of training comfortable and feel in perfect security; have influence among contemporaries; are happy with communication level at university; show the vigor, endurance, persistence and the abilities in the educational sphere; have creative results. However 54 % of students would like to show smaller activity, than they show at the moment, and at 43 % the satiation is observed by the creative activity. 70 % of examinees don't seek to bring benefit to society that certainly is a barrier on the way of professional and personal development of future psychologists. Students, in which motivational profile motives of maintenance prevail, will look for work in the organization providing a certain service life with good reputation, reliable and will appreciate life in general, than a concrete profession, career or a family more. Examinees in which motivational profile the developing motives prevail, aspire to: to professional competence, development of the abilities; to the management and responsibility; to service to mankind; to overcoming of obstacles, risk, creation of the new. For students with external positive motivation the following career orientations are characteristic: «Management», «Business» and «Call». Therefore, at them values prevail: competition, victory over others, solution of difficult tasks, management and responsibility, risk, financial wealth. For examinees with internal motivation the main values are: work with people, the help to people, desire to make the world is better, etc. They won't work in the organization which is hostile to their purposes and values.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Н. Н. Авраменко

Аннотация: в статье рассматривается процесс профессионального становления в условиях образовательной среды вуза. Особый акцент сделан на профессиональную направленность и карьерные ориентации будущего психолога. Отмечена реальная необходимость изучения карьерных ориентаций студентов, которые можно использовать в практике психологического прогноза профессиональной самореализации с учётом доминирующих ценностей в структуре личности. Приведены результаты теоретического и практического исследования карьерных ориен-таций выпускников факультета психологии и их взаимосвязи с особенностями мотивации.

Автор утверждает, что для всех студентов карьера имеет большое значение, а ведущими карьерными ориента-циями являются: автономия, стабильность места жительства, вызов, предпринимательство и профессиональная компетентность. Мотивы построения карьеры могут быть следующими: поддержание жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса, необходимость общения, общей и творческой активности, которые у большинства учащихся удовлетворены. Студенты считают свои условия обучения комфортными и чувствуют себя в полной безопасности; имеют влияние среди сверстников; довольны уровнем общения в университете; проявляют свою энергичность, выносливость, упорство и свои умения в учебной сфере; имеют творческие ре-

зультаты. Однако 54 % студентов хотели бы проявлять меньшую активность, чем они проявляют в настоящий момент, а у 43 % наблюдается пресыщение своей творческой активностью. 70 % испытуемых не стремятся принести пользу обществу, что, безусловно, является барьером на пути профессионального и личностного развития будущих психологов.

В ходе исследования определен мо-тивационный профиль студентов и рассмотрены конкретные мотивы (поддерживающие или развивающие) и вид мотивации (внешняя и внутренняя).

Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, ценностные ориентации, ценности, мотивы, профессиональная направленность, личность, профессиональное развитие, самореализация, профессия психолога.

Профессиональную направленность рассматривают как относительно устойчивое образование личности, которое входит в структуру общей направленности, и как динамический многоступенчатый процесс. Для студентов вуза профессиональная направленность — это психологическая готовность к будущей деятельности, которая представляет собой систему потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в профессиональных целях, установках и активности личности по их достижению [9].

Успешность развития профессиональной направленности зависит от ме-

ста, которое она занимает в структуре общей направленности личности, от адекватных мотивов, профессиональных потребностей и ценностных ори-ентаций, в том числе карьерных ори-ентаций.

Карьерные ориентации складываются у студентов в ходе обучения и включают в себя ценностные ориентации, социальные установки, интересы и другие социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определенного человека. Эдгар Шейн выделил восемь основных карьерных ориентаций: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство [10]. В. Б. Рябов включает эти ориентации в перечень стратегий трудовой жизни [11].

Карьера дает человеку возможность занять достойное место в современном обществе. Под карьерой, как правило, подразумевают достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, замещение определенной должности. Более широкое понимание этого феномена связано с профессиональным продвижением и ростом, этапами восхождения человека к профессионализму, процессом профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством, занятие творчеством) [6, с. 123].

Карьера — это длительный процесс. Она проходит ряд последовательных этапов, которые выделены в результате исследований [12, 13, 14]. Обучение в средней школе и в университете мож-

но рассматривать как предварительный этап карьеры. Обычно он длится до возраста 25 лет. В этот период человек ищет тот вид деятельности, который наиболее полно удовлетворит его потребности и будет соответствовать его возможностям. Если такой вид деятельности найден, начинается процесс самоутверждения человека как личности.

Однако этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития, поэтому важно разделять фазы карьеры (временной период развития личности) и развития профессионала (периоды овладения деятельностью) [14]. Профессиональная подготовка студентов может включать следующие фазы: оптации (студент сомневается в выборе профессии, рассматривает возможности перемены профессии и делает выбор); адепта (это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее); адаптации, или привыкания молодого специалиста к работе (если студент начинает совмещать учебу с работой по специальности).

Цели карьеры обусловлены причинами, в связи с которыми человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Они меняются с возрастом, по мере развития личности, с ростом квалификации и т. д. [3, 6, 12, 13].

Главным механизмом карьерного развития является соединение интересов работника (удовлетворение потребностей в жизнеобеспечении, социальном признании, самореализации) и организации (эффективное решение служебных задач), поэтому решения человека в области карьеры практически

всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между его интересами и интересами организации [7]. Люди отличаются друг от друга по способностям, уровню образования, квалификации, поэтому не каждый сможет занять наиболее высокие должности, реализовать профессиональные амбиции.

К психологическим предпосылкам карьерного роста относятся следующие факторы: самоэффективность, мотивация достижения, активность и нонконформизм, организационная социализация и профессиональная адаптация.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Для мотивации сотрудников нет какого-то одного лучшего способа, поэтому необходимо учитывать тип мотивации, то есть преимущественную направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей. Выделяют три основных типа мотивации работников[8,15]: ориентированных преимущественно на содержательность и общественную значимость труда; ориентированных по большей части на оплату труда и другие материальные ценности; у которых значимость разных ценностей сбалансирована.

Человек можетуправлять карьерой, осознавая свои потребности и иерархию мотивов. В результате он сам себя мотивирует, выделяя внутренние, значимые лично для него стимулы к труду. Это могут быть интерес к работе, удовольствие от творчества, признание своей деятельности нужной для общества, желание помочь клиенту решить его проблемы и др.

От управления личной карьерой зависят достижение профессиональной цели и реализация профессионального потенциала студента начиная с периода обучения в вузе.

Цель проведения данной работы заключалась в теоретическом и практическом исследовании карьерных ориен-таций выпускников факультета психологии и их взаимосвязи с особенностями мотивации. Мы предполагали, что студенты, у которых доминирующими являются мотивы поддержания, предпочитают работу в организации, обеспечивающей стабильность и возможность интеграции разных стилей жизни, а испытуемые, в мотивационном профиле которых преобладают развивающие мотивы, стремятся к профессиональной компетентности, руководству и ответственности, служению человечеству, преодолению препятствий.

В эмпирическом исследовании была использована выборка, которая состояла из 92 студентов факультета психологии Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, из них 46 человек — выпускники 2011 г. (2 юноши и 44 девушки) и 46 человек — выпускники 2012 г. (девушки).

В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: методика оценки карьерных ориентаций Э. Шейна «Якоря карьеры»; методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (модификация А. Ре-ана); тест-опросник А. Мехрабиа-на, направленный на измерение мотивации достижения (модификация М. Ш. Магомед-Эминова); методика «Мотивационный профиль личности» В. Э. Мильмана.

Таблица 1

Представления студентов о карьере (данные анкетного опроса]

№ вопроса Вопрос Ответ, % от общего числа опрошенных

1 Карьера - это... продвижение по службе (43) самореализация (33) возможность зарабатывать деньги (24)

2 Когда начинает формироваться карьера? с момента трудоустройства (46) в университете (30) в школе (20) с момента появления интереса, связанного с будущей профессией (4)

3 Какие личные качества способствуют развитию карьеры? целеустремленность (33) инициативность и трудолюбие (15) ответственность(11) коммуникабельность (8) выносливость и лидерство(7) хитрость(4)

4 Что могло бы побудить Вас к карьерному росту? возможность самореализации (33) интересное содержание работы (24) хорошая оплата труда (17) признание проделанной работы (15) благоприятные взаимоотношения с коллективом и руководством (11)

5 Какой Вы видите в будущем свою карьеру? квалификационной (44) монетарной (28) статусной (24) властной (4)

Сбор данных осуществлялся в 2011 и 2012 гг. Данные были подвергнуты корреляционному виду математического анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), который осуществлялся с помощью применения компьютерного математического пакета SPSS.

В начале исследования с помощью составленной нами анкеты для изучения представлений студентов о карьере были получены результаты, которые представлены в таблице 1.

Таким образом, для большинства студентов карьера — это продвижение по службе и возможность самореализации, которая начинается с момента трудоустройства и зависит от целого ряда личностных качеств: целеустрем-

лённости, инициативности и трудолюбия, ответственности, коммуникабельности. Многие студенты стремятся к самореализации, их привлекают интересное содержание работы, хорошая оплата труда, признание проделанной работы, благоприятные взаимоотношения с коллективом и руководством.

В процессе карьерного движения будущие психологи ожидают следующих изменений: профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки профессии (квалификационная карьера); повышение уровня вознаграждения (монетарная карьера); увеличение статуса в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного зва-

Рис. 1. Карьерные ориентации студентов-психологов

ния за выдающийся вклад в развитие фирмы (статусная карьера).

Полученные нами данные согласуются с данными анкетного опроса студентов юридического факультета, проведённого В. В. Котовским с целью изучения представлений студенческой молодёжи о профессиональном успехе [4]. Для большинства будущих юристов карьера является признаком профессиональной успешности. В отличие от студентов-психологов для них более важен социальный статус и высокое вознаграждение за работу.

С помощью методики оценки карьерных ориентаций Э. Шейна «Якоря карьеры» нами были получены данные о карьерных ориентациях студентов, которые представлены на рисунке 1.

По полученным данным можно сделать вывод, что для всех студентов карьера имеет большое значение. Ведущими карьерными ориентациями яв-

ляются: автономия, стабильность места жительства, вызов, предпринимательство и профессиональная компетентность.

Первичная забота личности с карьерной ориентацией «Автономия» — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Сотрудники с карьерной ориентацией «Стабильность места жительства» связывают себя с географическим регионом, пуская корни в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняют работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Основными ценностями карьерной ориентации «Вызов» являются: конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован

на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша — проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для него, чем конкретная область деятельности или квалификация. Люди с карьерной ориентацией «Предпринимательство» стремятся создавать что-то новое, преодолевать препятствия, готовы к риску, не желают работать на других, а хотят иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство.

Для 80 % опрошенных характерна карьерная ориентация «Профессиональная компетентность», связанная с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.

Карьерную ориентацию «Служение» выбрали для себя только 40 % опрошенных. Работа с людьми и помощь им — это неоспоримые ценности, которые лежат в основе профессиональной деятельности психолога. При разработке модели практического психолога Е. Н. Богданов, Г П. Иванов и Л. Н. Ми-тюхина учитывали, что профессионал должен иметь непритворную любовь к людям, интерес к жизни людей и искреннее желание им помочь [1].

На основании полученных результатов мы предположили, что менее 50 % студентов, участвовавших в исследовании, займут должностные позиции, непосредственно связанные с полученным психологическим образованием. Наше предположение было подтверждено данными интернет-опроса, кото-

рый был проведен в 2013 г. под руководством декана факультета психологии Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского И. П. Краснощеченко для оценки деятельности факультета за последние 20 лет работы [5]. Опрос позволил получить сведения о профессиональной самореализации около 25 % выпускников факультета, принявших в нем участие (из них самая многочисленная группа — выпускники 2008-2012 гг.). По данным интернет-опроса, только 43,9 % бывших студентов трудоустроились и самореализовались в сфере психологической деятельности.

С помощью методики изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (модификация А. Реана) нами были получены данные о соотношении внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации у студентов-психологов. У 71 % испытуемых преобладает оптимальный мотивацион-ный комплекс, то есть внутренняя мотивация выражена у них сильнее, чем внешняя положительная и внешняя отрицательная. Это свидетельствует о том, что данные испытуемые положительно относятся к выполняемой деятельности, трудятся с удовольствием, без каких-либо внешних воздействий. 21 % студентов имеют допустимый мотивационный комплекс. Преобладающим типом мотивации у них является внешняя положительная мотивация. Для таких студентов важны внешние стимулы, ради которых стоит прилагать усилия в работе. 9 % студентов обладают неоптимальным мо-тивационным комплексом. У них превалирует внешняя отрицательная мо-

П К С О Д ДР од

мотивы

Рис. 2. Степень удовлетворения мотивов у студентов-психологов

тивация, они стремятся избегать наказаний, осуждений и т. д.

С помощью теста-опросника А. Мех-рабиана, направленного на измерение мотивации достижения (модификация М. Ш. Магомед-Эминова), нами были получены данные о мотивации достижения у студентов-психологов. У 83 % из них в мотивации достижения успеха доминирует стремление к успеху. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности определенную положительную цель, достижение которой может быть равнозначно расценено какуспех. Индивиды,ори-ентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. У 17 % испытуемых доминирует стремление избегать неудачи. Они проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. Люди, ориентированные на неудачу, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения.

С помощью методики «Мотивацион-ный профиль личности» В. Э. Мильма-на нами были получены данные выраженности степени удовлетворения мотивов (в учебной сфере): «Поддержание жизнеобеспечения» (П); «Комфорт» (К); «Социальный статус» (С); «Общение» (О); «Общая активность» (Д); «Творческая активность» (ДР); «Общественная полезность» (ОД), которые представлены на рисунке 2.

Мотивы, входящие в мотивацион-ный профиль личности, у большинства учащихся удовлетворены. Это говорит о том, что студенты: считают свои условия обучения комфортными и чувствуют себя в полной безопасности; имеют влияние на сверстников; довольны уровнем общения в университете; проявляют свою энергичность, выносливость, упорство и умения в учебной сфере; имеют творческие результаты. Однако среди испытуемых есть те, у кого наблюдается пресыщение по этим мотивам, особенно по шкале «Общественная полезность» (70 %). Такие студенты не стремятся принести пользу обществу, что яв-

Таблица 2

Взаимосвязь карьерных ориентаций и особенностей мотивации

№ п/п Карьерные ориентации Особенности мотивации

1 «Профессиональная компетентность» Развивающие мотивы Мотивация достижения р < 0,01 р < 0,01

2 «Менеджмент» Развивающие мотивы Мотивация достижения Внешняя положительная мотивация р < 0,05 р < 0,01 р < 0,01

3 «Служение» Развивающие мотивы Мотивация достижения Внутренняя мотивация р < 0,05 р < 0,01 р < 0,01

4 «Предпринимательство» Развивающие мотивы Мотивация достижения Внешняя положительная мотивация р < 0,05 р < 0,05 р < 0,01

5 «Автономия» Мотивация достижения р < 0,01

6 «Вызов» Внешняя положительная мотивация р < 0,01

7 «Интеграция стилей жизни» Мотивы поддержания р < 0,01

8 «Стабильность места жительства» Мотивы поддержания р < 0,01

ляется барьером на пути профессионального и личностного развития будущих психологов.

У испытуемых заметно превышение уровня мотивов поддержания (76 %] над развивающими мотивами (24 %]. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых—субъекты, стремящиеся к удовольствиям, склонные к лени, эгоистичные, равнодушные к общественным интересам. Это определенная жизненная позиция.

В ходе корреляционного анализа были установлены следующие взаимосвязи (табл. 2].

Студенты, в мотивационном профиле которых преобладают мотивы поддержания, будут искать работу в организации, обеспечивающей определённый срок службы, с хорошей репутацией, надёжной и будут больше ценить жизнь в целом, чем конкретную профессию, карьеру или семью.

Испытуемые, в мотивационном профиле которых преобладают развивающие мотивы, стремятся: к профессиональной компетентности, развитию своих способностей; руководству и ответственности; служению человечеству; преодолению препятствий, риску, созданию нового.

Для студентов с внешней положительной мотивацией характерны следующие карьерные ориентации: «Менеджмент», «Предпринимательство» и «Вызов». Следовательно, у них доминируют ценности: конкуренция, победа над другими, решение трудных задач, руководство и ответственность, риск, финансовое богатство.

Для испытуемых с внутренней мотивацией основными ценностями являются: работа с людьми, помощь им, желание сделать мир лучше. Они не будут работать в организации, которая враждебна их целям и ценностям.

Литература

1. Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 84-99.

2. Богданов Е.Н., Иванов Г.П, Шишкина Е.А. К вопросу о динамике ценностных ориентации молодёжи в системе высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 73-78.

3. Зайцева Т.В, ЗубАТ. Управление персоналом. М.: Форум ; ИНФРА-М, 2008. 335 с.

4. Котовский В.В. Социально-психологические особенности представлении студенческои молодёжи о профессиональном успехе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 91-97.

5. Краснощеченко И.П, ТарамакинР.Б. Профессиональная самореализация выпускников факультета психологии и их ретроспективные оценки полученного образования // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 96-107.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.

7. Молл Е.Г. Управленческая карьера в России // Проблема теории и практики управления. 1996. № 6. С. 117-120.

8. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». М.: ИНФРА-М, 2000.

9. Полещук Ю.А. Динамика профессиональной направленности студентов социономическихпрофессий в процессе обучения // Психология в вузе. 2012. № 3. С. 74-77.

10. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. 297 с.

11. Рябов В.Б. Стратегия трудовой жизни как характеристика самореализации человека в труде // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 113-118.

12. Травин В.В, Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2003. 270 с.

13. Управление персоналом организации / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2003. 295 с.

14. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2005. 554 с.

15. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. 223 с.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. И. Калаков, О. В. Старикова, Е. Н. Хрыканов

Аннотация: в статье в рамках Концепции военно-кадровой политики в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2016 года рассматриваются вопросы развития творчества преподавателя военных образовательных организаций высшего образования в условиях компетентностно-прогностической деятельности. Компонентами прогностической компетентности являются: аксиологический, деятельностный, когнитивный, прогностическая грамотность, прогностическая образованность, прогностическая компетентность препо-

давателя. Педагогическая прогностическая компетентность представлена в виде структуры с показателями. Выделена совокупность качеств и структура творческой личности преподавателя в сфере прогнозирования. Разработана индивидуальная программа по самосовершенствованию и саморазвитию собственного творческого прогностического потенциала. В программе отражены цели, задачи, содержание поэтапного развития собственного творческого потенциала в педагогической прогностической деятельности. Методологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.