ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Н. Н. Авраменко
Аннотация: в статье рассматривается процесс профессионального становления в условиях образовательной среды вуза. Особый акцент сделан на профессиональную направленность и карьерные ориентации будущего психолога. Отмечена реальная необходимость изучения карьерных ориентаций студентов, которые можно использовать в практике психологического прогноза профессиональной самореализации с учётом доминирующих ценностей в структуре личности. Приведены результаты теоретического и практического исследования карьерных ориен-таций выпускников факультета психологии и их взаимосвязи с особенностями мотивации.
Автор утверждает, что для всех студентов карьера имеет большое значение, а ведущими карьерными ориента-циями являются: автономия, стабильность места жительства, вызов, предпринимательство и профессиональная компетентность. Мотивы построения карьеры могут быть следующими: поддержание жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса, необходимость общения, общей и творческой активности, которые у большинства учащихся удовлетворены. Студенты считают свои условия обучения комфортными и чувствуют себя в полной безопасности; имеют влияние среди сверстников; довольны уровнем общения в университете; проявляют свою энергичность, выносливость, упорство и свои умения в учебной сфере; имеют творческие ре-
зультаты. Однако 54 % студентов хотели бы проявлять меньшую активность, чем они проявляют в настоящий момент, а у 43 % наблюдается пресыщение своей творческой активностью. 70 % испытуемых не стремятся принести пользу обществу, что, безусловно, является барьером на пути профессионального и личностного развития будущих психологов.
В ходе исследования определен мо-тивационный профиль студентов и рассмотрены конкретные мотивы (поддерживающие или развивающие) и вид мотивации (внешняя и внутренняя).
Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, ценностные ориентации, ценности, мотивы, профессиональная направленность, личность, профессиональное развитие, самореализация, профессия психолога.
Профессиональную направленность рассматривают как относительно устойчивое образование личности, которое входит в структуру общей направленности, и как динамический многоступенчатый процесс. Для студентов вуза профессиональная направленность — это психологическая готовность к будущей деятельности, которая представляет собой систему потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в профессиональных целях, установках и активности личности по их достижению [9].
Успешность развития профессиональной направленности зависит от ме-
ста, которое она занимает в структуре общей направленности личности, от адекватных мотивов, профессиональных потребностей и ценностных ори-ентаций, в том числе карьерных ори-ентаций.
Карьерные ориентации складываются у студентов в ходе обучения и включают в себя ценностные ориентации, социальные установки, интересы и другие социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определенного человека. Эдгар Шейн выделил восемь основных карьерных ориентаций: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство [10]. В. Б. Рябов включает эти ориентации в перечень стратегий трудовой жизни [11].
Карьера дает человеку возможность занять достойное место в современном обществе. Под карьерой, как правило, подразумевают достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, замещение определенной должности. Более широкое понимание этого феномена связано с профессиональным продвижением и ростом, этапами восхождения человека к профессионализму, процессом профессионализации (от выбора профессии к овладению профессией, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством, занятие творчеством) [6, с. 123].
Карьера — это длительный процесс. Она проходит ряд последовательных этапов, которые выделены в результате исследований [12, 13, 14]. Обучение в средней школе и в университете мож-
но рассматривать как предварительный этап карьеры. Обычно он длится до возраста 25 лет. В этот период человек ищет тот вид деятельности, который наиболее полно удовлетворит его потребности и будет соответствовать его возможностям. Если такой вид деятельности найден, начинается процесс самоутверждения человека как личности.
Однако этап карьеры не всегда связан с этапом профессионального развития, поэтому важно разделять фазы карьеры (временной период развития личности) и развития профессионала (периоды овладения деятельностью) [14]. Профессиональная подготовка студентов может включать следующие фазы: оптации (студент сомневается в выборе профессии, рассматривает возможности перемены профессии и делает выбор); адепта (это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее); адаптации, или привыкания молодого специалиста к работе (если студент начинает совмещать учебу с работой по специальности).
Цели карьеры обусловлены причинами, в связи с которыми человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Они меняются с возрастом, по мере развития личности, с ростом квалификации и т. д. [3, 6, 12, 13].
Главным механизмом карьерного развития является соединение интересов работника (удовлетворение потребностей в жизнеобеспечении, социальном признании, самореализации) и организации (эффективное решение служебных задач), поэтому решения человека в области карьеры практически
всегда являются компромиссом между желаниями и реальностью, между его интересами и интересами организации [7]. Люди отличаются друг от друга по способностям, уровню образования, квалификации, поэтому не каждый сможет занять наиболее высокие должности, реализовать профессиональные амбиции.
К психологическим предпосылкам карьерного роста относятся следующие факторы: самоэффективность, мотивация достижения, активность и нонконформизм, организационная социализация и профессиональная адаптация.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация. Для мотивации сотрудников нет какого-то одного лучшего способа, поэтому необходимо учитывать тип мотивации, то есть преимущественную направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей. Выделяют три основных типа мотивации работников[8,15]: ориентированных преимущественно на содержательность и общественную значимость труда; ориентированных по большей части на оплату труда и другие материальные ценности; у которых значимость разных ценностей сбалансирована.
Человек можетуправлять карьерой, осознавая свои потребности и иерархию мотивов. В результате он сам себя мотивирует, выделяя внутренние, значимые лично для него стимулы к труду. Это могут быть интерес к работе, удовольствие от творчества, признание своей деятельности нужной для общества, желание помочь клиенту решить его проблемы и др.
От управления личной карьерой зависят достижение профессиональной цели и реализация профессионального потенциала студента начиная с периода обучения в вузе.
Цель проведения данной работы заключалась в теоретическом и практическом исследовании карьерных ориен-таций выпускников факультета психологии и их взаимосвязи с особенностями мотивации. Мы предполагали, что студенты, у которых доминирующими являются мотивы поддержания, предпочитают работу в организации, обеспечивающей стабильность и возможность интеграции разных стилей жизни, а испытуемые, в мотивационном профиле которых преобладают развивающие мотивы, стремятся к профессиональной компетентности, руководству и ответственности, служению человечеству, преодолению препятствий.
В эмпирическом исследовании была использована выборка, которая состояла из 92 студентов факультета психологии Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, из них 46 человек — выпускники 2011 г. (2 юноши и 44 девушки) и 46 человек — выпускники 2012 г. (девушки).
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: методика оценки карьерных ориентаций Э. Шейна «Якоря карьеры»; методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (модификация А. Ре-ана); тест-опросник А. Мехрабиа-на, направленный на измерение мотивации достижения (модификация М. Ш. Магомед-Эминова); методика «Мотивационный профиль личности» В. Э. Мильмана.
Таблица 1
Представления студентов о карьере (данные анкетного опроса]
№ вопроса Вопрос Ответ, % от общего числа опрошенных
1 Карьера - это... продвижение по службе (43) самореализация (33) возможность зарабатывать деньги (24)
2 Когда начинает формироваться карьера? с момента трудоустройства (46) в университете (30) в школе (20) с момента появления интереса, связанного с будущей профессией (4)
3 Какие личные качества способствуют развитию карьеры? целеустремленность (33) инициативность и трудолюбие (15) ответственность(11) коммуникабельность (8) выносливость и лидерство(7) хитрость(4)
4 Что могло бы побудить Вас к карьерному росту? возможность самореализации (33) интересное содержание работы (24) хорошая оплата труда (17) признание проделанной работы (15) благоприятные взаимоотношения с коллективом и руководством (11)
5 Какой Вы видите в будущем свою карьеру? квалификационной (44) монетарной (28) статусной (24) властной (4)
Сбор данных осуществлялся в 2011 и 2012 гг. Данные были подвергнуты корреляционному виду математического анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), который осуществлялся с помощью применения компьютерного математического пакета SPSS.
В начале исследования с помощью составленной нами анкеты для изучения представлений студентов о карьере были получены результаты, которые представлены в таблице 1.
Таким образом, для большинства студентов карьера — это продвижение по службе и возможность самореализации, которая начинается с момента трудоустройства и зависит от целого ряда личностных качеств: целеустрем-
лённости, инициативности и трудолюбия, ответственности, коммуникабельности. Многие студенты стремятся к самореализации, их привлекают интересное содержание работы, хорошая оплата труда, признание проделанной работы, благоприятные взаимоотношения с коллективом и руководством.
В процессе карьерного движения будущие психологи ожидают следующих изменений: профессиональный рост, движение по разрядам тарифной сетки профессии (квалификационная карьера); повышение уровня вознаграждения (монетарная карьера); увеличение статуса в организации, выражаемое либо присвоением очередного ранга за выслугу лет, либо почетного зва-
Рис. 1. Карьерные ориентации студентов-психологов
ния за выдающийся вклад в развитие фирмы (статусная карьера).
Полученные нами данные согласуются с данными анкетного опроса студентов юридического факультета, проведённого В. В. Котовским с целью изучения представлений студенческой молодёжи о профессиональном успехе [4]. Для большинства будущих юристов карьера является признаком профессиональной успешности. В отличие от студентов-психологов для них более важен социальный статус и высокое вознаграждение за работу.
С помощью методики оценки карьерных ориентаций Э. Шейна «Якоря карьеры» нами были получены данные о карьерных ориентациях студентов, которые представлены на рисунке 1.
По полученным данным можно сделать вывод, что для всех студентов карьера имеет большое значение. Ведущими карьерными ориентациями яв-
ляются: автономия, стабильность места жительства, вызов, предпринимательство и профессиональная компетентность.
Первичная забота личности с карьерной ориентацией «Автономия» — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Сотрудники с карьерной ориентацией «Стабильность места жительства» связывают себя с географическим регионом, пуская корни в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняют работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Основными ценностями карьерной ориентации «Вызов» являются: конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован
на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша — проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для него, чем конкретная область деятельности или квалификация. Люди с карьерной ориентацией «Предпринимательство» стремятся создавать что-то новое, преодолевать препятствия, готовы к риску, не желают работать на других, а хотят иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство.
Для 80 % опрошенных характерна карьерная ориентация «Профессиональная компетентность», связанная с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой ориентацией хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.
Карьерную ориентацию «Служение» выбрали для себя только 40 % опрошенных. Работа с людьми и помощь им — это неоспоримые ценности, которые лежат в основе профессиональной деятельности психолога. При разработке модели практического психолога Е. Н. Богданов, Г П. Иванов и Л. Н. Ми-тюхина учитывали, что профессионал должен иметь непритворную любовь к людям, интерес к жизни людей и искреннее желание им помочь [1].
На основании полученных результатов мы предположили, что менее 50 % студентов, участвовавших в исследовании, займут должностные позиции, непосредственно связанные с полученным психологическим образованием. Наше предположение было подтверждено данными интернет-опроса, кото-
рый был проведен в 2013 г. под руководством декана факультета психологии Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского И. П. Краснощеченко для оценки деятельности факультета за последние 20 лет работы [5]. Опрос позволил получить сведения о профессиональной самореализации около 25 % выпускников факультета, принявших в нем участие (из них самая многочисленная группа — выпускники 2008-2012 гг.). По данным интернет-опроса, только 43,9 % бывших студентов трудоустроились и самореализовались в сфере психологической деятельности.
С помощью методики изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (модификация А. Реана) нами были получены данные о соотношении внутренней, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации у студентов-психологов. У 71 % испытуемых преобладает оптимальный мотивацион-ный комплекс, то есть внутренняя мотивация выражена у них сильнее, чем внешняя положительная и внешняя отрицательная. Это свидетельствует о том, что данные испытуемые положительно относятся к выполняемой деятельности, трудятся с удовольствием, без каких-либо внешних воздействий. 21 % студентов имеют допустимый мотивационный комплекс. Преобладающим типом мотивации у них является внешняя положительная мотивация. Для таких студентов важны внешние стимулы, ради которых стоит прилагать усилия в работе. 9 % студентов обладают неоптимальным мо-тивационным комплексом. У них превалирует внешняя отрицательная мо-
П К С О Д ДР од
мотивы
Рис. 2. Степень удовлетворения мотивов у студентов-психологов
тивация, они стремятся избегать наказаний, осуждений и т. д.
С помощью теста-опросника А. Мех-рабиана, направленного на измерение мотивации достижения (модификация М. Ш. Магомед-Эминова), нами были получены данные о мотивации достижения у студентов-психологов. У 83 % из них в мотивации достижения успеха доминирует стремление к успеху. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности определенную положительную цель, достижение которой может быть равнозначно расценено какуспех. Индивиды,ори-ентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. У 17 % испытуемых доминирует стремление избегать неудачи. Они проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. Люди, ориентированные на неудачу, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения.
С помощью методики «Мотивацион-ный профиль личности» В. Э. Мильма-на нами были получены данные выраженности степени удовлетворения мотивов (в учебной сфере): «Поддержание жизнеобеспечения» (П); «Комфорт» (К); «Социальный статус» (С); «Общение» (О); «Общая активность» (Д); «Творческая активность» (ДР); «Общественная полезность» (ОД), которые представлены на рисунке 2.
Мотивы, входящие в мотивацион-ный профиль личности, у большинства учащихся удовлетворены. Это говорит о том, что студенты: считают свои условия обучения комфортными и чувствуют себя в полной безопасности; имеют влияние на сверстников; довольны уровнем общения в университете; проявляют свою энергичность, выносливость, упорство и умения в учебной сфере; имеют творческие результаты. Однако среди испытуемых есть те, у кого наблюдается пресыщение по этим мотивам, особенно по шкале «Общественная полезность» (70 %). Такие студенты не стремятся принести пользу обществу, что яв-
Таблица 2
Взаимосвязь карьерных ориентаций и особенностей мотивации
№ п/п Карьерные ориентации Особенности мотивации
1 «Профессиональная компетентность» Развивающие мотивы Мотивация достижения р < 0,01 р < 0,01
2 «Менеджмент» Развивающие мотивы Мотивация достижения Внешняя положительная мотивация р < 0,05 р < 0,01 р < 0,01
3 «Служение» Развивающие мотивы Мотивация достижения Внутренняя мотивация р < 0,05 р < 0,01 р < 0,01
4 «Предпринимательство» Развивающие мотивы Мотивация достижения Внешняя положительная мотивация р < 0,05 р < 0,05 р < 0,01
5 «Автономия» Мотивация достижения р < 0,01
6 «Вызов» Внешняя положительная мотивация р < 0,01
7 «Интеграция стилей жизни» Мотивы поддержания р < 0,01
8 «Стабильность места жительства» Мотивы поддержания р < 0,01
ляется барьером на пути профессионального и личностного развития будущих психологов.
У испытуемых заметно превышение уровня мотивов поддержания (76 %] над развивающими мотивами (24 %]. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых—субъекты, стремящиеся к удовольствиям, склонные к лени, эгоистичные, равнодушные к общественным интересам. Это определенная жизненная позиция.
В ходе корреляционного анализа были установлены следующие взаимосвязи (табл. 2].
Студенты, в мотивационном профиле которых преобладают мотивы поддержания, будут искать работу в организации, обеспечивающей определённый срок службы, с хорошей репутацией, надёжной и будут больше ценить жизнь в целом, чем конкретную профессию, карьеру или семью.
Испытуемые, в мотивационном профиле которых преобладают развивающие мотивы, стремятся: к профессиональной компетентности, развитию своих способностей; руководству и ответственности; служению человечеству; преодолению препятствий, риску, созданию нового.
Для студентов с внешней положительной мотивацией характерны следующие карьерные ориентации: «Менеджмент», «Предпринимательство» и «Вызов». Следовательно, у них доминируют ценности: конкуренция, победа над другими, решение трудных задач, руководство и ответственность, риск, финансовое богатство.
Для испытуемых с внутренней мотивацией основными ценностями являются: работа с людьми, помощь им, желание сделать мир лучше. Они не будут работать в организации, которая враждебна их целям и ценностям.
Литература
1. Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 84-99.
2. Богданов Е.Н., Иванов Г.П, Шишкина Е.А. К вопросу о динамике ценностных ориентации молодёжи в системе высшего образования // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 73-78.
3. Зайцева Т.В, ЗубАТ. Управление персоналом. М.: Форум ; ИНФРА-М, 2008. 335 с.
4. Котовский В.В. Социально-психологические особенности представлении студенческои молодёжи о профессиональном успехе // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 91-97.
5. Краснощеченко И.П, ТарамакинР.Б. Профессиональная самореализация выпускников факультета психологии и их ретроспективные оценки полученного образования // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 96-107.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
7. Молл Е.Г. Управленческая карьера в России // Проблема теории и практики управления. 1996. № 6. С. 117-120.
8. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». М.: ИНФРА-М, 2000.
9. Полещук Ю.А. Динамика профессиональной направленности студентов социономическихпрофессий в процессе обучения // Психология в вузе. 2012. № 3. С. 74-77.
10. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000. 297 с.
11. Рябов В.Б. Стратегия трудовой жизни как характеристика самореализации человека в труде // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 113-118.
12. Травин В.В, Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2003. 270 с.
13. Управление персоналом организации / под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2003. 295 с.
14. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2005. 554 с.
15. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. 223 с.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. И. Калаков, О. В. Старикова, Е. Н. Хрыканов
Аннотация: в статье в рамках Концепции военно-кадровой политики в Вооруженных Силах Российской Федерации на период до 2016 года рассматриваются вопросы развития творчества преподавателя военных образовательных организаций высшего образования в условиях компетентностно-прогностической деятельности. Компонентами прогностической компетентности являются: аксиологический, деятельностный, когнитивный, прогностическая грамотность, прогностическая образованность, прогностическая компетентность препо-
давателя. Педагогическая прогностическая компетентность представлена в виде структуры с показателями. Выделена совокупность качеств и структура творческой личности преподавателя в сфере прогнозирования. Разработана индивидуальная программа по самосовершенствованию и саморазвитию собственного творческого прогностического потенциала. В программе отражены цели, задачи, содержание поэтапного развития собственного творческого потенциала в педагогической прогностической деятельности. Методологи-